Гарантии обеспечения трудовых прав и свобод. Юридические гарантии трудовых прав

Позитивная ответственность – это ответственность за современное и будущее качественное выполнение субъектом своих обязательств. Негативная ответственность – ответственность за уже совершенное некачественное выполнение субъектом своих обязательств. Следует полагать, что уже само закрепление в правовых нормативных актах обязанностей наемных работников и предпринимателей – работодателей предполагает позитивную ответственность за их выполнение. И эта ответственность является не только моральной, но и правовой, поскольку вытекает из требования юридических норм (правил поведения) и определяет ответственное поведение субъекта в настоящем и будущем. Ретроспективная (негативная) ответственность состоит в том, что субъект трудового права – гражданин за нарушение своих обязанностей понуждается претерпеть невыгодные для себя последствия; предусмотренные санкциями правовых норм.

Гарантии реализации трудовых прав работников в публично-правовом производстве

ИНН) (для работодателей, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); 4. сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; 5. место и дата заключения трудового договора. Договоры могут заключаться: 1. на неопределенный срок, т.е. без указания срока; 2. на определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор). Разновидностями срочных трудовых договоров являются трудовые договоры о временной работе (на срок до 2-х месяцев) – ст.
289 ТК и о сезонной работе (на период сезона, но, как правило, не более, чем на 6 месяцев) – ст. 293 ТК. Порядок заключения трудового договора. Общий порядок заключения трудового договора (приема на работу) регулируется гл. 11 (ст. 63-71) ТК РФ. Поступающий на работу, в соответствии со ст.

1.3 правовые гарантии реализации трудовых прав

Учитывая тот факт, что практически все доказательства сосредоточены в руках работодателя, достичь положительного результата работнику будет крайне сложно. В связи с этим возможно предположить, что в удовлетворении подобного заявления будет отказано. При этом дальнейшее разрешение дела может происходить в суде кассационной инстанции, с вынесением определения которой судебное разбирательство следует признать завершенным, так как решение суда первой инстанции вступит в законную силу.


В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными и подлежат безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации. Таким образом, нарушенные трудовые права работника восстановлены не будут.

Гарантии трудовых прав граждан

В соответствии с ч. 1 ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного правового акта, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В настоящее время реализация норм трудового права происходит по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством, которое предусматривает возможность применения различных видов судебного производства (приказного, искового, публично-правового, особого). Содержание ст.

Гарантии в трудовом праве

Высказанные учеными точки зрения по поводу определения гарантии можно систематизировать по содержанию на следующие категории:1) термин «гарантия» исходя из этимологического толкования означает «условия, средства и способы, обеспечивающие реальное (фактическое) осуществление и охрану прав и свобод граждан». Эта позиция изложена в трудах Н.В. Витрука <2, К.Н. Гусова и В.Н. Толкуновой <3, М.Н. Марченко <4, В.Н.

Скобелкина <5; <2 Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 194.<3 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М., 2004. С. 69.<4 Марченко М.Н. Общая теория государства и права.

Академический курс в трех томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010. Т. 3. С. 319.<5 Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969. С. 10.

Юридические гарантии осуществления трудовых прав работодателей

В заключение хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, для восстановления нарушенных трудовых прав необходимо использовать не запрещенные законом способы защиты в их различном сочетании. При этом в случае, когда трудовые отношения с работником не оформлены надлежащим образом, представляется предпочтительным направлять заявление в государственную инспекцию труда об установлении и устранении фактов нарушения норм трудового законодательства. Преимущества данного способа защиты трудовых прав заключаются в том, что работник освобождается от обязанности доказать обстоятельства, послужившие поводом для обращения, а сбором доказательств занимается непосредственно государственный инспектор труда.

Юридические гарантии реализации трудовых прав работников

В юридической литературе имеют место различные подходы к определению сущности гарантий. Одни ученые понимают под ними средства‚ способы фактического обеспечения реализации прав и свобод граждан Лепешкин А.И. Правовое положение советских граждан. М.: Наука‚ 1968.
С. 6.‚ другие — средства‚ способы и условия обеспечения реального осуществления предоставленных гражданам демократических прав и свобод Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М.: Юридическая литература‚ 1969. С. 10.‚ третьи — условия‚ методы (способы) и средства обеспечения фактической возможности пользоваться демократическими правами и организационно-правовые средства их защиты.
Толкунова В.Н. Социально-правовые проблемы труда женщин в СССР. Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. М.‚ 1969. С. 13.

Юридические гарантии реализации трудовых прав работников курсовая

Данное утверждение означает, что в целях защиты действительно или мнимо нарушенных трудовых прав работник может воспользоваться как отдельным способом, так и использовать перечисленные в приведенной норме способы защиты трудовых прав в их различном сочетании. При этом наличие у работника такой возможности имеет важное практическое значение. Не секрет, что на практике часто имеют место случаи, когда работодатели не оформляют надлежащим образом трудовые отношения с работниками, в частности не заключают трудовых договоров в письменной форме.
Вместе с тем ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации возлагает на работодателя обязанность по оформлению с работником письменного трудового договора в течение трех рабочих дней с момента его фактического допуска к работе.

Юридические гарантии реализации принципов трудового права

Внимание

Трудового кодекса Российской Федерации одним из принципов правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений является обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту. Приведенная норма-принцип выступает одной из гарантий реализации, в частности, работниками предоставленных им социально-трудовых прав. Раздел XIII Трудового кодекса Российской Федерации посвящен защите трудовых прав и свобод работников и работодателей.


При этом в силу ст. ст. 2, 18, 45 (ч. 2) Конституции Российской Федерации работники вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом, тогда как работодатели для защиты своих прав могут использовать лишь способы, прямо предусмотренные законом. Трудовой кодекс Российской Федерации (ч. 2 ст.

ТК должен представить работодателю следующие документы: 1. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 2. трудовую книжку; 3. страховое свидетельство ГПС; 4. документы воинского учета – для военнообязанных лиц, подлежащих призыву на военную службу; 5. документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Трудовой договор должен быть заключен в письменной форме, составлен в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Оформленный надлежащим образом трудовой договор считается заключенным, если работник был допущен к работе с ведома работодателя.

Оформление трудового договора должно быть произведено в течение 3-х рабочих дней со дня фактического допущения к работе (ст. 67 ТК). В этот срок прием на работу оформляется приказом (распоряжением).

Юридические гарантии осуществления трудовых прав

Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, при обращении в суд с исковым заявлением работник для восстановления своих нарушенных трудовых прав будет обязан представить доказательства, подтверждающие юридически значимые обстоятельства, включенные в предмет доказывания по делу по его инициативе. Следовательно, выбирая такой способ защиты, как обращение в суд в порядке искового производства, работник может рассчитывать на положительный результат лишь при условии представления относимых, допустимых, достоверных доказательств, которые в своей совокупности будут достаточными для превращения обстоятельств, имеющих значение для дела, в юридические факты.

Понятие гарантий трудовых прав

Определение 1

Под трудовым правом понимают одну из отраслей российского права, предметом изучения которой являются правоотношения между субъектами данного права, а именно – работником, работодателем, государством.

Определение 2

Под гарантиями в рамках трудового права понимают законодательно закрепленные нормы трудового законодательства, за соблюдением которых ведется контрольно/надзорная деятельность.

Цели гарантий в рамках трудового законодательства

Замечание 1

Гарантии с одной стороны призваны предупредить совершение правонарушений в рамках данной отрасли права, при этом устанавливая границы допустимого правового поведения субъектами трудовых правоотношений.

С другой стороны гарантии восстанавливают нарушенные права, дают возможность потерпевшей стороне обжаловать неправомерные действия в отношении него в рамках трудового законодательства. Так же, гарантии в рамках трудового права дают возможность потерпевшей стороне требовать возмещение нанесенного вреда как морального, так и материального.

Общие гарантии трудовых прав

Рост защищенности работников правовыми средствами регулирования в сфере трудовых правоотношений стало основной из приоритетных задач в рамках развития трудового права. Данная позиция основывается на расширении полномочий профсоюзов, а так же возможностей дополнительного регулирования сферы труда в зависимости от формулирования положений трудового договора. При этом на законодательном уровне установлены минимально допустимые рамки труда, за которые условия трудового договора выходить не могут.

Активно идет развитие в плане правового регулирования трудовых отношений, именуемых социально-партнерскими. Одной из основных целей нового трудового законодательства является обеспечение социальной защищенности работников в рамках трудовых правоотношений.

Замечание 2

Базовые гарантии трудовых прав граждан закреплены в основном законе страны и выражаются в возможности заниматься трудовой деятельностью , то есть право на труд. Данное право реализуется, прежде всего, через государственную службу занятости. В рамках данной службы безработным гражданам предоставляется временное пособие по безработице, возможность получить направление по вакансии, возможность устроиться на временные работы или пройти обучающие курсу, которые повысят шансы найти работу.

Одной из гарантий является возможность субъектов трудовых правоотношений свободно обращаться в уполномоченные органы с целью разрешения трудовых споров.

Хотя, большинство исследователей обращают внимание, прежде всего, на гарантии для работников как менее защищенных субъектов трудовых правоотношений, законодательство дает гарантии и по защите работодателей.

Среди гарантий для работодателей основными являются следующие:

  • равное право на доступ к рынку, различному роду ресурсов всех субъектов предпринимательской деятельности вне зависимости от правовых форм организации и видов;
  • регистрация всех работодателей и не возможность отказа им в этом праве по причинам нецелесообразности;
  • защита собственности, прав, интересов всех отечественных субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют ее на территории иностранных государств на основании международного права, а так же соглашений достигнутых между Россией и данными государствами.

Одной из гарантий в рамках трудового законодательства является взаимная ответственность между субъектами данной отрасли права, а так же правовые последствия в виде того или иного наказания за данные правонарушения, что преследует цель пресечения правонарушений.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение........................................................................................................2

Глава 1. Трудовые права и свободы в Российской Федерации................3

Глава 2. Конституционные гарантии трудовых прав граждан...............12

2.1 Правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия труда средствами государственного надзора и контроля.....................................................12

2.2 Самозащита работниками своих трудовых прав................................15

2.3 Индивидуальные трудовые споры.......................................................17

Глава 3. Способы защиты трудовых прав работников и совершенствование их законодательного регулирования..........................................................................................19

3.1 Деятельность профессиональных союзов............................................20

3.2 Досудебный и судебный способы защиты...........................................21

Заключение....................................................................................................25

Список использованной литературы..........................................................27

ВВЕДЕНИЕ

Развитие государственной системы социального обеспечения определяется ростом расходов государства на пенсионное обеспече­ние, обусловленным увеличением численности и доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, а также инфляци­онными явлениями: уменьшение зависимости размеров пенсии от уровня оплаты труда работников; распространение пенсионного обеспечения на новые категории населения и повышение размеров пенсий; уменьшение дифференциации размеров пенсий в зависимо­сти от времени ухода на отдых, а также в зависимости от разных форм собственности.

Задачи первых лет проводимой в стране экономической реформы состоят в том, чтобы создать механизмы рыночного хозяйства и, опи­раясь на них, найти новые формы социальной защиты граждан в из­менившихся условиях. Однако эти задачи решаются медленно и во многих отношениях неудовлетворительно. В результате не снижается острота проблемы бедности, которая все больше перерастает в про­блему нищеты. В стране наблюдается последовательное усиление расслоения населения по доходам и материальному обеспечению.

Из-за полного отсутствия социальной ориентации экономиче­ской реформы сложилась ситуация, когда цены товаров близки к мировым, а цена труда намного ниже мирового уровня. В этих усло­виях о социальном государстве появится возможность говорить сколько-нибудь реально только тогда, когда Российская Федерация добьется фактического продвижения по всем этим направлениям, когда будут реализованы конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека в России.

Главная задача социальной политики Российской Федерации - достижение благосостояния человека и общества, обеспечение рав­ных и справедливых возможностей для развития личности.

Основная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; ус­тановление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожи­лых людей; развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты.

Государство осуществляет программы подготовки, профессио­нального обучения и переквалификации работников, зарегистриро­ванных в службе занятости населения в качестве ищущих работу.

Государство гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации; обеспечивает предоставление компенсации ра­ботникам, высвобождаемым с предприятий, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повы­шения квалификации и т. д.

Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопас­ных условий труда, обеспечивает введение для лиц, занятых в от­раслях с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, до­полнительных льгот.

В данной курсовой работе использованы различные источники литературы, такие как: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, периодические издания.

Глава 1. Трудовые права и свободы в Российской Федерации

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Это поня­тие охватывает комплекс прав: экономических, социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Конституция РФ 1993 г., по сравнению с основными законами советского типа, исходит из принципиально иной идеологии при закреплении социально-экономических прав и свобод.

В прежнем подходе ярко проявлялась ориентация на главенст­вующую роль государства в предоставлении социально-экономи­ческих благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была лишь пользователем этих благ, пассивным

их созидателем/по указаниям государства. Подобного рода интер­претация, заложенная в конституционных нормах, закономерно вытекала из того, что государство по сути дела выступало как един­ственный собственник всех общественных богатств, средств произ­водства, объектов культуры, социальной сферы, формально про­возглашаемых общенародными. Оно сосредоточивало в своих руках все функции по производству и распределению материаль­ных благ, планировало развитие экономики и культуры, опреде­ляло фонды, штаты, планы каждого предприятия, направление средств в ту или иную сферу. Эти условия не могли не основывать­ся на экономически пассивной личности, не поощрять иждивенче­ство. Именно такой человек - наемный труженик - требовался для государства-собственника, и он за годы советской власти в достаточно широких масштабах сформировался. Экономические права граждан советские конституции не закрепляли.

Отказ от глобального огосударствления экономики, признание того, что объективно необходима частная собственность, основан­ная на экономической заинтересованности, активности и ответст­венности человека, не могли не привести к изменению роли госу­дарства в обеспечении социально-экономических прав и свобод личности. Оно уже не может быть единственным субъектом, кото­рый полностью отвечает за их реализацию и защиту. Ответствен­ность ложится на всех субъектов экономической и социальной де­ятельности при возрастающей активности и индивидуальной от­ветственности самого человека.

Такая новая система гарантий социально-экономических прав и свобод еще в должной мере не сложилась. Переход на рельсы рыночной экономики пока не обеспечивает осуществления тех социальных функций, которые присущи ее развитым формам. А существовавшие ранее гарантии социально-экономических прав и свобод уже значительно сузились. В связи с этим насущной зада­чей является реальный поворот к социально ориентированной эко­номической реформе, курс на которую обозначен как очередная задача государства. Государство из патерналистского должно стать субсидиарным, т.е. обеспечивая условия для самостоятельной, ак­тивной деятельности самого человека, осуществлять заботу о тех людях, которые в этом нуждаются по различным причинам.

Новая экономическая и социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека в дан­ной сфере, но не снизила его ответственность за создание системы таких гарантий.

Социальная роль государства закреплена в ст. 7 Конституции как одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию.

Выделим следующие:

1) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально об­ладает всеми конституционно признанными социально-экономи­ческими правами и свободами;

2) установление гарантированного минимального размера оп­латы труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, ма­теринства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожи­лых граждан, развитие социальных служб;

3) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

4) создание правовых, политических, материальных, организа­ционных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

5) эффективная защита социально-экономических прав и сво­бод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

Применительно к каждому из видов социально-экономических прав и свобод роль государства как их гаранта имеет и специфичес­кие формы выражения.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятель­ности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34-44).

Многие из этих прав и свобод закреплялись и в прежних конституциях.

Особенность действующей Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых прав и свобод, но и в иной трактовке их содержания.

Понятие гарантий трудовых прав

Определение 1

Под трудовым правом понимают одну из отраслей российского права, предметом изучения которой являются правоотношения между субъектами данного права, а именно – работником, работодателем, государством.

Определение 2

Под гарантиями в рамках трудового права понимают законодательно закрепленные нормы трудового законодательства, за соблюдением которых ведется контрольно/надзорная деятельность.

Цели гарантий в рамках трудового законодательства

Замечание 1

Гарантии с одной стороны призваны предупредить совершение правонарушений в рамках данной отрасли права, при этом устанавливая границы допустимого правового поведения субъектами трудовых правоотношений.

С другой стороны гарантии восстанавливают нарушенные права, дают возможность потерпевшей стороне обжаловать неправомерные действия в отношении него в рамках трудового законодательства. Так же, гарантии в рамках трудового права дают возможность потерпевшей стороне требовать возмещение нанесенного вреда как морального, так и материального.

Общие гарантии трудовых прав

Рост защищенности работников правовыми средствами регулирования в сфере трудовых правоотношений стало основной из приоритетных задач в рамках развития трудового права. Данная позиция основывается на расширении полномочий профсоюзов, а так же возможностей дополнительного регулирования сферы труда в зависимости от формулирования положений трудового договора. При этом на законодательном уровне установлены минимально допустимые рамки труда, за которые условия трудового договора выходить не могут.

Активно идет развитие в плане правового регулирования трудовых отношений, именуемых социально-партнерскими. Одной из основных целей нового трудового законодательства является обеспечение социальной защищенности работников в рамках трудовых правоотношений.

Замечание 2

Базовые гарантии трудовых прав граждан закреплены в основном законе страны и выражаются в возможности заниматься трудовой деятельностью , то есть право на труд. Данное право реализуется, прежде всего, через государственную службу занятости. В рамках данной службы безработным гражданам предоставляется временное пособие по безработице, возможность получить направление по вакансии, возможность устроиться на временные работы или пройти обучающие курсу, которые повысят шансы найти работу.

Одной из гарантий является возможность субъектов трудовых правоотношений свободно обращаться в уполномоченные органы с целью разрешения трудовых споров.

Хотя, большинство исследователей обращают внимание, прежде всего, на гарантии для работников как менее защищенных субъектов трудовых правоотношений, законодательство дает гарантии и по защите работодателей.

Среди гарантий для работодателей основными являются следующие:

  • равное право на доступ к рынку, различному роду ресурсов всех субъектов предпринимательской деятельности вне зависимости от правовых форм организации и видов;
  • регистрация всех работодателей и не возможность отказа им в этом праве по причинам нецелесообразности;
  • защита собственности, прав, интересов всех отечественных субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют ее на территории иностранных государств на основании международного права, а так же соглашений достигнутых между Россией и данными государствами.

Одной из гарантий в рамках трудового законодательства является взаимная ответственность между субъектами данной отрасли права, а так же правовые последствия в виде того или иного наказания за данные правонарушения, что преследует цель пресечения правонарушений.

Средствами обеспечения реализации основных прав и свобод являются их гарантии защиты. Существуют общегосударственные и специфические юридические гарантии. Также существует деление на политические гарантии защиты, юридические и социально-экономические. Где политические, в свою очередь, определяют направленность политики государства в отношении защиты граждан. Юридические гарантии - устанавливают принципы правового государства, а социально-экономические - определяют материальную основу для всех существующих гарантий.

Определяющей гарантией прав и свобод личности в государстве является гарантия признания непосредственно действующими данных прав и свобод, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления.

Единый правовой статус личности для каждого человека, который проживает на территории Российской Федерации, гарантирует Конституция РФ, которая относит регулирование прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации.

Гарантом прав и свобод человека и гражданина, согласно Конституции РФ, признается Президент РФ. При Президенте РФ в 1993 году была создана Комиссия по правам человека, которая позднее, а именно в 2004 году, была преобразована в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. На данный момент действует Положение о Совете, утвержденное Указом Президента РФ №120 от 2011 года. Для гарантированности государственной защиты прав и свобод личности, для их соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в 1994 году была учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. На сегодняшний день уполномоченным по правам человека является Памфилова Э.А. Уполномоченный по права человека осуществляет свою деятельность на основании Федерального конституционного Закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», принятого в 1997 г.

Таким образом, защита прав и свобод - это либо недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина любыми правовыми и организационными методами, либо восстановление уже нарушенных прав.

Известно также деление гарантий защиты на конституционные, государственные, судебные и личные. Статья 45 Конституции РФ констатирует, что каждый человек имеет право защищать свои права всеми, не запрещенными законом, способами. В этом и состоит личная, собственная защита.

В соответствие с частями 1, 2 статьи 46 Конституции РФ каждому человеку гарантируется судебная защита прав и свобод; решения, действия или бездействие органов власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Помимо этого, все граждане РФ имеют право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, при условии, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; а также никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Также гражданами РФ могут быть использованы административно-правовые способы защиты своих прав и свобод. Об этом говорит статья 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Подобные обращения, жалобы, заявления могут быть связаны с ущемлением их прав и свобод.

Юридические гарантии защиты прав и свобод личности включают в себя, в частности:

1. обеспечение потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба

2. право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно

3. конституционные принципы судопроизводства, например, презумпция невиновности, исключение повторного осуждения за одно и тоже преступление, право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом.

Гарантии правовой защиты прав и свобод личности закреплены не только в положениях основного закона страны, но и в отраслевом законодательстве (гражданском, трудовом и др.). Но, конечно же, необходимо помнить, что у Конституции РФ есть возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, что должно присутствовать в каждом демократическом обществе. Права и свободы человека не абсолютны, в связи с тем, что у каждого окружающего его человека также есть права и свободы.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и, если это установлено в федеральном законе.

Соответственно, распространение в обществе взглядов, которые направлены на разжигание расовой или национальной ненависти, сведений, причиняющих ущерб интересам обороны и безопасности государства, строго запрещено. Законодательством также возможно ограничить въезд или проживание в каком-либо районе на территории государства, в случае наличия опасности для жизни и здоровья населения. Законом ограничены и права на выезд лиц, которые обладают информацией государственной тайны, в целях государственной безопасности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации определила эффективный механизм защиты прав человека, основные положения которого соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека 1948 года, а также требованиям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Данные требования заключаются в следующем:

1. запрещение законов в Российской Федерации, которые отменяют и умаляют права человека и гражданина;

2. признание за всеми гражданами возможности для правовой защиты своих собственных прав;

3. предоставление людям права на личную защиту своих прав любыми способами, не запрещенными законом;

4. закрепление обязанностей законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивать и защищать права граждан своей страны;

5. провозглашение гарантом прав и свобод человека и гражданина Президента РФ;

6. гарантирование каждому лицу права на государственную, судебную защиту его прав, в том числе право обжаловать в суд действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц;

7. предоставление юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека.

И, конечно же, особое место среди социально-экономических прав занимают права в сфере трудовых отношений. Однако, условия рыночных отношений, рост малых и средних предприятий снижают защищенность граждан. Снижается уровень гарантий трудовых прав граждан, а именно наемных работников. Необходимо отметить, что защищенность работников это одна из главных проблем демократии. В Трудовом кодексе РФ решаются конкретные вопросы защищенности, например вопрос о неблагоприятных условиях труда. Конкретное разрешение в новом Трудовом кодексе нашли вопросы защищенности от дискриминации, от посягательств на достоинство в рамках трудовых правоотношений, от неблагоприятных и вредных условий труда.

В заключении необходимо отметить, что под защитой трудовых прав следует понимать «реализацию защитной функции трудового права, которая отражает и защитную функцию государства».

В систему защиты прав человека включаются судебная, несудебная защита и деятельность неправительственных правозащитных организаций. Из них судебная защита выступает основным способом защиты трудовых прав. Несудебные формы защиты прав человека известны как государственные и общественные.



Просмотров