Что есть государство и право. Соотношение государства и права. Влияние права на государство

1. Понятие, предмет и метод правоведения.

2. Государство и право. Их роль в жизни общества.

3. Форма государства: понятие и элементы

4. Норма права и нормативно-правовые акты.

5. Формы (источники) права.

6. Основные правовые системы современности.

7. Система российского права.

8. Отрасли права.

9. Международное право как особая система права.

10. Правонарушение и юридическая ответственность.

11. Законность, правопорядок и правовое государство.

1. Понятие, предмет и метод правоведения.

Согласно Конституции РФ мы все живем в демократи­ческом правовом государстве. Одним из основных прин­ципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности. Правоведение предназначено для студен тов, обучающихся по неюридическим специальностям, оно охватывает все важнейшие отрасли права, даст студентам необходимый минимум знаний.

В нашей стране происходят глубокие процессы демократических преобразований в социально-политической сфере жизни общества, формируется правовое государство, в сознании людей все более доминирует идея верховенства права, незыблемости закона.

В условиях построения в России правового демократического государства каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, проявлять глубокое уважение к закону, бережно относиться к социальным ценностям правового государства, обладать профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, высоким нравственным сознанием, неотъемлемой составной частью которого должно стать правосознание.

В российском обществе не должно быть места "правовому нигилизму", черты которого к сожалению, иногда отчетливо проявляются среди молодежи в форме неверия в закон, в справедливость, отсутствия чувства защищенности.

Цель курса состоит в овладении курсантами знаниями в области права, выработке позитивного отношения к нему, в рассмотрении права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости.

Задачи курса состоят в выработке умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Правоведение - это наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и ос новные отрасли российского права.

Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, с помощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

  • Предмет и задачи философии права
    • Предмет философии права. Философско-правовая рефлексия
    • Философия права в системе наук, ее основные вопросы и функции
      • Структура философии права
      • Основные вопросы философии права
  • Методология философии права
    • Сущность методологии права и ее уровни
    • Основные типы правопонимания: правовой позитивизм и естественно-правовое мышление
      • Естественно-правовое мышление
    • Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность
      • Правовой субъективизм
      • Интерсубъективность
  • Философско-правовая мысль Древнего Востока
    • Общая характеристика условий зарождения и развития философско-правовых идей Древнего Востока
    • Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей
      • Буддизм, джайнизм
    • Философско-правовые идеи в Древнем Китае
      • Моизм
      • Легизм
  • Философия права античности и средневековья
    • Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в античный период
      • Философия права эпохи высокой классики
      • Философское обоснование права Платоном
      • Особенности взглядов на право Аристотеля
      • Философия права эпохи поздней классики
    • Особенности философско-правовой мысли в эпоху Средневековья
    • Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
    • Философия права Нового времени и эпохи Просвещения
      • Локк, Спиноза, Лейбниц
      • Французское Просвещение
  • Философско-правовые учения в Западной Европе конца XVIII - середины XIX столетия
    • Этико-правовые идеи в философии Иммануила Канта
    • Философия права Георга Гегеля
    • Историческая школа и марксизм как формы правового объективизма
  • Философия права xx столетия
    • Основные черты философии права XX столетия
    • Современная трансформация позитивизма
      • Неопозитивизм
    • Концепции возрожденного естественного права XX столетия
      • Неокантианское правопонимание
      • «Возрождение гегельянства»
      • Джон Роулз
    • Современные концепции естественного права интерсубъективного направления
  • Философско-правовая мысль в России
    • Зарождение отечественной философии права и ее мировоззренческо-методолгические основания
    • Основные идеи русских философов права
      • Философско-правовые взгляды представителей русского зарубежья
  • Правовая онтология: природа и структура права
    • Онтологическая природа права. Правовая реальность
    • Естественное и позитивное право как основные структурные элементы правовой реальности, их смысл и соотношение
    • Формы бытия права: идея права, закон, правовая жизнь
  • Правовая антропология: гуманистическая природа права
    • Природа человека и право. Антропологические основы права
    • Философский смысл и обоснование прав человека
    • Личность и право. Гуманистическая природа права
  • Правовая аксиология: ценностные основы права ценностные основы права
    • Ценности в праве и право как ценность
      • Три основные формы бытия ценностей
    • Свобода как ценность. Право как форма свободы
    • Справедливость как основная правовая ценность
  • Универсальное и культурно-особенное в ценностном измерении права
    • Правосознание как проблема философии права
    • Право и мораль
    • Универсально-цивилизационное специфично-культурное в правосознании
  • Институциональное измерение права. Философские проблемы права и власти в посттоталитарном обществе
    • Политико-правовые институты и их роль в осуществлении права
      • Государство и право
      • Понятие легитимности и легитимации
    • Философские проблемы права и власти в трансформирующемся обществе

Государство и право

Как уже указывалось, понятия «государство» и «право» тесно взаимосвязаны между собой. В основе взаимосвязи государства и права лежит институциональный характер бытия права. Характер и содержание соотношения государства и права раскрывают принципы первичности и верховенства права.

Принцип первичности права по отношению к государству можно раскрыть через два взаимосвязанных аспекта. Первый аспект исторический. Первичность права обусловлена его природой. Будучи атрибутом любого социального субъекта, оно никем не даруется и никем не может быть отчуждено.

Право возникает одновременно с возникновением социального взаимодействия, т.е. с обществом. Государство же образуется лишь на определенном этапе развития последнего. Как справедливо заметил еще Цицерон, право возникло раньше, чем какое-либо государство вообще было основано. Следовательно, право первично, поскольку оно предшествует государству во времени.

Второй аспект - функциональный. Вторичность государства проявляется также и в том, что государство обусловлено, предопределено правом, возникает не просто позже права, а из его потребностей как орган, который должен придать праву общеобязательную форму и обеспечить его функционирование.

Отношение первичности права по отношению к государству в историческом и функциональном плане одновременно указывает.

и на верховенство права по отношению к государству, а следовательно, на зависимость государства от права. В действительности же часто имеет место нарушение данного принципа. Государство вопреки его объективному предназначению наделяют функцией творца права. В данном случае право и государство как бы меняются местами: государство выступает источником права, а право предстает как вторичный, порожденный государством инструмент для обслуживания его интересов.

Отсюда возникает неверное, хотя и основанное на реальной действительности мнение, что предоставляемые гражданам, социальным группам и нациям права и свободы есть своего рода «дар» государства народу. А раз так, то государство может осуществлять дозировку права или вообще лишить дарованного, что на практике неоднократно и успешно осуществлялось.

В чем же сущность принципа верховенства права?

Верховенство права означает его примат над государством, необходимость подчинения государства праву. Из этого вытекает следующее. Во-первых, каждое должностное лицо, любой государственный орган не должны осуществлять действия, не предусмотренные правом, т.е. государство не может быть свободным, независимым от права.

Во-вторых, государство должно совершать и не может не совершать действий, которые возложены на него правом. Сегодня многие законы в России не действуют даже при наличии необходимых обстоятельств, а это свидетельствует о невыполнении государством возложенной на него задачи по реализации права, что недопустимо. Недопустимо также бездействие государства, когда оно не принимает мер по восстановлению нарушенных прав граждан.

Таким образом, соблюдение принципов первичности и верховенства права направлено на недопустимость отделения государства от народа, а следовательно, произвола по отношению к народу.

Ибо, если государство действует в рамках права, то это означает, что оно:

  1. не имеет каких-либо собственных интересов, отличных от интересов народа, и не использует власть в своих целях;
  2. объективно выполняет волю народа и находится на его службе;
  3. подчинено народу и несет перед ним ответственность.

Соотношение власти и права . Проблема соотношения власти и права является одной из ключевых в философии права и одной из самых сложных в общественной практике. Для иссле- дования данной проблемы воспользуемся подходом одного из видных российских философов права С. Алексеева. По его мнению, соотношение права и власти достаточно парадоксально. С одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных учреждений и институтов.

С другой стороны, «власть является антиподом права». «Власть, - как подчеркивает С. Алексеев, - особенно - власть политическая, государственная, которая и делает «право правом», в то же время - явление, в какой-то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой и чуждого, остро враждебного фактора».

Истоки этой враждебности власти праву кроются в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь необходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает такими имманентными качествами, которые в процессе утверждения и упрочения власти могут превращать ее в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта властная сила способна ущемлять право, превращать ее в «служанку» власти, фактически создавая тем самым «неправовую» реальность.

С целью пресечения неоправданно большой концентрации власти и превращения ее в самодовлеющую силу, общество должно создавать определенные политико-правовые институты: разделения властей, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти, институт проведения открытых, демократических выборов и т.д. Однако путь к гармоничному соотношению власти и права не короток и не прост.

Право на принуждение и его оправдание . Одной из важнейших внутренних функций политической власти является обеспечение надежного общественного порядка, а также противодействие антисоциальным тенденциям и антигражданским действиям со стороны отдельных граждан или их объединений.

Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения. Если не приносят должного эффекта средства убеждения, то государство для наведения общественного порядка применяет средства правового принуждения.

Принуждение может принимать различные формы. Основными среди них являются психическое и физическое принуждение. Первое из них несет в себе угрозу применения силы и исполнения наказания и имеет по существу предупредительный характер. Второе - действует уже как непосредственное применение физической силы, налагающее на человека те или иные ограничения в волеизъявлении, передвижении, свободе выбора местонахождения и т.д.

Физическое принуждение опирается на такие специфические орудия и средства власти, как судебное, административное, политическое преследование, а также вооруженную организацию государства (вооруженные силы, полицию, внутренние войска, национальную гвардию, тюремные и исправительные учреждения и т.д.).

С этой точки зрения политическая власть - это организованное обществом правомерное и справедливое (или считающееся таким) принуждение и насилие. Политичность власти означает, что принуждение и насилие (вплоть до физического) как специфические средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреждениях, которые в совокупности составляют государство. Право на силу, принуждение по отношению к возможным антисоциальным действиям граждан, таким образом, изымается у частных лиц или групп и передается государству, в лице которого принуждение и насилие получают законность, или, по выражению И. Канта, легальность.

И право неразрывно связаны между собой. Право - это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может обходиться без права, которое служит своему государству, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть помимо государства, поскольку лишь государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения. Государство вводит меры принуждения к соблюдению норм права .

Изучение государства и права следует начинать с понятия и происхождения государства .

Государство - это особая организация политической власти , которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов , законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности).

Форма правления

По форме правления различают монархию и республику .

При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.), власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия).

Примером абсолютной монархии могут служить монархии в Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии существуют в Великобритании, Швеции, Норвегии, Японии и других странах.

Признаками монархической формы правления являются:

власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности (история знает исключения: цареубийца становится царем), воля монарха неограничена (он считается помазанником Божьим), ответственности монарх не несет.

Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др.) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства , юридическая ответственность главы государства по закону.

В современных условиях различаются республики: парламентская, президентская, смешанная.

К антидемократическим режимам относятся фашистский, авторитарный, тоталитарный, расистско-националистический и др. Режим в гитлеровской Германии был одновременно и фашистским, и расистским.

В условиях демократии появляется стремление к созданию правового государства. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права*

*См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: ИПП. «Отечество», 1993. С. 56 и далее.

Наличие и действие законодательства еще не свидетельствует о существовании в обществе правовой государственности. Российское государство имеет цель стать правовым. Россия является демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.

Признаки правового государства в условиях демократии рассматриваются в юридической литературе по-разному. Так, С.С. Алексеев относит к ним: выполнение законодательных и контрольных функций представительными органами; наличие государственной власти, включая исполнительную власть; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; утверждение в обществе неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека *

В.А. Четвернин противопоставляет понятие «правовое государство» и «государство законности », считая, что господство закона не может не ограничивать субъективных прав * .

* См.: Четвернин В.А. Понятие права и государства. - М.: Изд. Дело, 1997. С. 97-98.* См.: Основы права Российской Федерации./ Под ред.В.И. Зуева. - М.:МИПП, 1997. С. 35.

Теория правового государства в российской юридической литературе еще окончательно не сформирована. В значительной степени используются зарубежная теория и практика понятия правового государства.

Правовому государству должно быть свойственно верховенство закона, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, подчинение закону самого государства и его органов, взаимная ответственность государства и личности, развитие местного самоуправления и др.

Крылова З.Г. Основы права. 2010

Общество - это не просто совокупность людей, объединенных об­щими интересами, но также формы их совместной деятельности и разнообразные связи между людьми (общественные отношения), в которых есть определенная система.

Общество – это совокупность людей, объединенных сходными потребностями и интересами, которые могут быть удовлетворены только совместными усилиями.

Общество основа государства.

Государство

1. - особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов.

2.- страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти.

    Происхождение государства и права.

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.- божественная воля. Ее представителями были религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологии ислама и современной католической церкви. Не раскрывает конкретных путей реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). Но – незыблемость гос-ва, как власти от Бога.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ. -ее основатель Аристотель. Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава государства – монархом.Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости подчиняться государственной власти.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания. Появление дарвинизма привело к тому, что многие стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. По ней - человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом.

ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ. - возникла в XIX в. Объясняла возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства рассматривается как подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. - возникла также в XIX в. Объясняет появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА). -сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей (Гоббса, Локка, Руссо, Радищева) в XVII–XVIII вв. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии» (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие). В большинство концепций входит идея наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств.

ИСТОРИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. - К. Маркс и Ф. Энгельс, (Морган). Государство возникает как результат естественного развития(экономического) первобытного общества, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов.

В результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела».

    Формы государства.

    Понятие и признаки правового государства.

Правовое государство – это демократическое государство, власть и формирование которого, базируются на праве, высшее предназначение которого - соблюдение и защите прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение законности и правопорядка является основой прочности демократии и жизненности правового государства.

  1. Государство и право. Основные понятия о праве.

Право - система общеобязательных, формально закрепленных предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство.

Также социально-правовые притязания людей.

Официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо.

    Источники (формы) права.

Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Источники права - это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел.

Формы (источники) права:

1. Нормативно-правовой акт - это официальный, письменный документ, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. (законы , т.е. и конституция)

2. Судебный прецедент - это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела.

3. Правовой обычай - это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, путем использования его для решения конкретного дела в государственном органе.

4. Принцип права - основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.).

5. Правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.

6. Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил.

7. Деловое обыкновение - это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями.

    Толкование норм права.

Толкование (интерпретация) права - это интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим оратором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение). Уяснение и разъяснение правовых норм - два важнейших результата процесса толкования, но при этом процесс толкования права нередко ограничивается уяснением, то есть познанием смысла нормы «для себя», без сообщения этого результата другим субъектам.

Способы толкования - специальные приемы, правила и средства познания смысла норм права:

    языковой . Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.

    функциональный исследует факторы и условия, в которых функционирует, реализуется толкуемая норма.

    исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.

    систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.

Толкование бывает официальное (даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами) и неофициальное (даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями).

Методы толкования права подразделяются на общенаучные методы познания (анализ и синтез , индукция и дедукция , абстрагирование , аналогия , моделирование и др.) и частнонаучные, то есть юридические (догматический анализ, историко-правовой метод и пр.);

    Правонарушения и юридическая ответственность.

Правонарушение - действия, противоречащие нормам права.

Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, выступает юридическая ответственность.

    Понятие конституционного права, его предмет, метод, источники .

Конституционное право - отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства.

Конституция - совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой.

Конституционное право регулирует основы государственного строя и избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (право на труд и пр.), а также определяет основные права и обязанности государства и гражданина.

Введение

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции,
непременные спутники современного общества. Теория государства и права –
составная часть обществоведения, идейная основа практической
юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов,
обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно
связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных,
но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще
римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним
каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел),
употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что
«всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В
другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо
государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и
представление о праве. Появилось множество различных правовых идей,
теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими
юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное),
хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось.

Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права,
права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они
продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.
Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в
основном два подхода и два разных определения права.

Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не
только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что
государство является единственным, исключительным источником права.
Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных,
формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих
возведенную в закон государственную волю господствующего класса и
выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений».

При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с
законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от
государства и обеспечиваемыми государством.

Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко, как
первый, понятие права с понятием государства. Право при этом
рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность
социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в
целях разумного устройства человеческого общежития путем определения
меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в
обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических,
корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала,
основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения
окружающей природной среды»1.

При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и
подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он
несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его
содержание «заложен» правовой идеал.

В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход,
несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике
является менее распространенным и применяемым, чем первый,
позитивистский подход.

Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и,
наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в
реальной жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения
(норм), которые непосредственно издаются либо санкционируются
(утверждаются) государством. За нарушение их к нарушителю применяются
различные меры государственного воздействия.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они
относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает
правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения
содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в
свою очередь, активно воздействует на государство путем установления
общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций
правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус,
определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура,
порядок деятельности и взаимоотношений.

Понятие и основные признаки государства

Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости
классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку,
где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть
примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и
развивается особый институт-государство, которое никоим образом не
представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть
продукт общества на известной стадии развития; государство есть
признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях,
раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно
бессильно. Нужна была сила, которая бы умерила столкновения, держала
общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества,
ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть
государство.

Возникновение государства- это приспособление общества к новым условиям,
которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в
экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения
частной собственности сохранились, поддерживались, развивались.
Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих
в надстройке, к которой относится и государство.

Государство есть особая организация политических сил, находящихся у
власти.

Государство отличается от родоплеменной организации следующими
признаками. Во-первых, публичной властью, не совпадающей со всем
населением, обособленной от него. Особенность публичной власти в
государстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономически
государствующему классу, является политической, классовой властью. Эта
публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей –
первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем – армию, полицию,
тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников,
специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле
экономически господствующего класса.

Во-вторых, разделением подданных не по кровнородственному, а по
территориальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов (королей,
князей и т.д.) под защитой их стен селилось торгово-ремесленное
население, росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная
знать. Именно в городах, прежде всего люди связаны были не
кровнородственными, а соседскими отношениями. С течением времени
кровнородственные связи заменяются соседскими и в сельской местности.

Причины и основные закономерности образования государства были едиными
для всех городов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных
народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас
весьма существенные. Они были связаны с географической средой,
конкретными историческими условиями, в которых создавались те или иные
государства. Классической формой является возникновение государства в
силу действия только внутренних факторов развития данного общества,
расслоение на антагонистические классы. Данную форму можно рассмотреть
на примере Афинского государства. Впоследствии по этому пути шло
формирование государства и у других народов, например у славян.
Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным
примером образования государства вообще, потому что оно, с одной
стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного
вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой стороны, потому, что
в данном случае весьма высоко развитая форма государства –
демократическая республика – возникает непосредственно из родового
строя, и, наконец, потому, что на достаточно хорошо известны все
существенные подробности образования этого государства. В Риме родовое
общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную
многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим
обязанности плебея; победа плебея взрывает старый родовой строй и на его
развалинах воздвигает государство, в котором скоро совершенно
растворяются и родовая аристократия и плебс. У германских победителей
Римской империи государство возникает как непосредственный результат
завоевания обширных чужих территорий, для господства, над которыми
родовой строй не дает ни каких средств. Следовательно, нередко процесс
формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для
данного общества факторами, например война с соседними племенами или уже
существующими государствами. В результате завоевания германскими
племенами обширных территорий рабовладельческой Римской империи
родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии военной
демократии, быстро переродилась в федеральное государство.

Государство в политической системе общества

Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской
Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем
представительной (через выборные государственные законодательные органы)
так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся
право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право
на объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в
самые разнообразные общественные организации. К ним относятся
политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации,
трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя
из смысла главы I Конституции РФ, можно определить, что политическая
система – это совокупность организационных форм политической
деятельности народа Российской Федерации. При этом и само государство
рассматривается как форма организации политической деятельности народа,
причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству
имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными
средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают
возможность участия для всех граждан в управлении делами общества и
государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в
государственной жизни. Основное место и роль государства в политической
системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о
том, что государство – основной элемент системы.

Во-первых, именно государство является организацией всего
многонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения
членов общества, вне зависимости от их социального, имущественного
положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера
занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего
народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем
каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.

Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает
предпосылки для развития всех форм собственности.

В-третьих, государство располагает особым государственным аппаратом,
органы которого, в отличие от остальных структурных элементов,
наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями
обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы
внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции
принуждения.

В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы,
государство располагает системой издания органами государства, в
пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой
контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены
правом издания нормативных актов, однако последние не носят
общеобязательного характера и распространяются только на членов данной
общественной организации.

В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей
суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко
всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая
суверенитетом, государство организует само себя и издает
общеобязательные правила поведения (законы).

Таким образом, государство занимает особое место в политической системе
общества и играет в ней основную роль.

Государство и гражданское общество

Государство – важнейший орган политической власти в любом обществе, если
в отношении господствующих классов государство выступает как особый
орган, управляющий общими делами этих классов, то в отношении к их
противникам (в эксплуататорском обществе – в отношении к большинству
населения) – как орудие управления и подавления. Характер и цели
государства определяются в конечном счете экономическим строем общества;
как политическая настройка над базисом государство играет важную роль в
жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход
экономического развития.

Государство – важнейшее, но не единственное звено в системе политических
организации классового общества: в нее входят также партии и другие
организации. Однако именно государству принадлежит высшая власть в
обществе (суверенность государственной власти). Верховенство
государственной власти конкретно выражается в универсальности (ее
властная сила распространяется на все население и общественные
организации данной страны), прерогативах (государственная власть может
отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в
наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная
власть не располагает (например монополия законодательства, правосудия).

Как ни различные исторические формы государства, его сущность, природа
его отношений с обществом это государство политических сил, находящихся
у власти.

В ходе истории государства приобретает по отношению к базису
значительную, хотя и относительную самостоятельность. Его
самостоятельное воздействие на основанные сферы жизни общества (в том
числе на экономику), исторические и социальные процессы весьма
существенно осуществляется в разных направлениях, т.е. государство может
способствовать развитию общественным отношением или, наоборот, тормозить
его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль
этого воздействия возрастает.

Последовательное становление демократического гражданского общества
требует цивилизованности взаимоотношений личности и государства,
гармонизации отношений в обществе. В сфере политических отношений
государства по праву занимает ведущее место, при этом оно обусловлено
гражданским обществом, т.к. его деятельность определяется выполнением
общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

В последнее время можно услышать множество суждений о том, что такое
гражданское общество. Надо полагать, что есть способ организации
экономических, производственных отношений и соответствующих
производственных сил, совокупность отношений возникающих в процессе
пользования, владения и распоряжения собственностью, функционирования
общественных объединений, средств массовой информации, воспитательных,
образовательных, научных, культурных предприятий и учреждений.

Гражданское общество в лице самодеятельных ассоциаций людей
(религиозных, общественных, политических партий, профессиональных
союзов, кооперативов и т.п.), призванных выражать и защищать их
групповые и индивидуальные интересы и права, становиться в особые
политические отношения с государством.

Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для
функционирования демократических форм государства. И, наоборот, чем
меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия
авторитарных и тоталитарных режимов власти. Развитость гражданского
общества определяется не столько степенью охвата слоев населения, а,
сколько уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе.

В гражданском обществе государство обеспечивает равную правовую защиту
всем собственникам, объявляет ее неприкосновенной, при возможном
отчуждении собственности в случае общественной необходимости
гарантируется ее возмещение, национализация собственности не
допускается.

Труд свободен и поощряется как государством, так и обществом,
принудительный труд запрещается, гарантируется свобода индивидуального и
коллективного труда. Государство создает условия для полной трудовой
занятости населения, осуществляет программу профессионального обучения и
переквалификации, выплачивает пособия по трудовой подготовке и по
безработице.

Социальное государство

По мере развития буржуазного общества и в теории, и в практике
преобладает подход, ориентированный на усиление социальной функции
государства, направленной на согласование несправедливости, порождаемой
рыночными отношениями.

Однако российскому обществу навязываются теории консервативного толка,
где социальная роль государства сведена к минимуму. В современном мире
это уже пройденный этап. Тем более неприемлемы также теории в нашем
обществе, которое долгое время было ориентировано на социалистические
принципы равенства и справедливости. И хотя эти принципы носили в
основном популистский, демагогический характер, общественное сознание
формировалось именно на их основе.

Освобождая общество от тотальной опеки государства, нельзя все же
низводить его до роли «ночного сторожа». В условиях коренной ломки всех
общественных структур именно государство должно стать консолидирующие
началом, призванные создавать новые политические, экономические,
социальные отношения. Без воздействия государства невозможно реальное
преобразование общества. Особенно важна его деятельность в сфере защиты
прав человека направленная на смягчение негативных последствий рыночных
реформ. Задача социального государства состоит в перераспределении
доходов между различными слоями общества через систему налогов,
государственный бюджет, специальные социальные программы.

В качестве долговременной, перспективной цели государство должно
стремиться к выравниванию положения людей, хотя достижение фактического,
а, не только юридического равенства – задача в исторически обозримые
сроки невыполнимые. Это не означает отрицание идеи равенства,
содержащей в себе огромный нравственный потенциал.

Интересный способ решения проблемы равенства в посттоталитарном обществе
предложен В.С.Нерсесянцем. Согласно его концепции социализм есть не
случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный закономерный
процесс, ведущий к созданию так называемого цивилизма –
постсоциалистического строя, где всеобщее формально правовое равенство
будет дополняться принципиально новым моментом – экономическим
равенством всех граждан. Приватизация и десоциализация собственности,
проводимые в России, неизбежно будут осуществлены таким образом, что
экономическое неравенство сохранится. И никакая социальная помощь не
может компенсировать разницу между собственником и несобственником.
Только преобразование социалистической собственности в равную
гражданскую собственность создает условие для «более высокой ступени
человеческой свободы, равенства, справедливости и права»1.

Определение путей развития нашего общества, обоснование пределов
вмешательства государства в экономическую и социальные сферы, его
регулирующей роли в распределении собственности, усиления социальной
функции государства и возрастания его ответственности за создание своим
гражданам достойных условий жизни – актуальные задачи правовой науки.

Компетенция социального правового государства, обеспечивающего
постепенный переход к равенству, справедливости и нравственности, -
важный аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано
в России.

Государство и право в их соотношении и взаимодействии

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права
различались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета
государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось
как продукт государственной деятельности, как его (государства)
следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной
юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в
подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного
подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий
придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось
формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм,
издаваемых государством.

Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле
естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы
естественного права, выводившие понятие государства из общественного
договора, исходили из ограничения государством права, что, по их
мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости
основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции
данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с
государством. Право возникает до образования государства. Оно старше
государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный
источник права.

Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в
определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и
в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.

Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь
однозначного причинно-следственного характера, государство порождает
право или из права рождается государство. Она (связь) видится более
сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без
друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная
связь.

Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между
государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право
государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в
обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально
важное значение для всей общественной практики.

Признание двустороннего характера связи между государством и правом
позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе
узконормативного подхода к пониманию права («право исходит от
государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства
по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает их некоторых
концепций так называемого широкого право-понимания. Государственный
нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь
государства и права представляется иной: государство не порождает право,
не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной
ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим
мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует
право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в
той мере, в какой само право ему это позволяет.

Воздействие государства на право

Государство является непосредственным фактором создания правовых
установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть
имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо
институционального образования. Она присутствует в праве и как бы
проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей
государственной политики. В тоже время влияние государства на право не
следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений,
признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его
признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает
относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему
закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что
право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и
допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то
лишь с отговоркой, что и государство в той же мере является
инструментом по отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере
правотворчества и право реализации. Право формируется при
непосредственном участии государства. Однако государство не столько
формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс,
придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический
акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле
государство не является его (права) начальной, глубинной причиной.
Государство создает право на институциональном уровне. Причины же
возникновения права коренятся в материальном способе производства,
характере экономического развития общества, его культуре, исторических
традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения
ведет к тому, что единственным и определяющим источником права
признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался
основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось
учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической
теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в
полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо
конструктивной деятельности государства существовании права как
институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в
правообразовательном процессе достаточно специфична. По настоящему
государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на
определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении
образования права заключается в следующем.

В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии
с познанными законами общественного развития, закономерностями
стихийного правогенеза определяет потребность в юридической
регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет
потребность наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт
исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им
авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий
характер. В буквальном смысле это означает, что государство
устанавливает нормы права.

В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят)
прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой
способ «производства» права является преобладающим. Так, образование
мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство
санкционировало главным образом те нормы, которые выработаны были
мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда
положением, выработанным правовой доктриной или появляющимися вследствие
толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное
значение.

В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически
сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им
видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают
юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и
прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения
нормативных договоров.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы
источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями,
политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере
оказывает на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения
правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство
управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление
соответственно духу времени.

Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении
реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том,
что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление
правовых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства
как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано
создавать фактические, организованные юридические предпосылки для
использования гражданами, их организациями предоставленных законом
возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и
потребностей. Активность государства – необходимое условие утверждения
правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту
активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие
чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых
отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей
гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила,
авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения
охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим
наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных
субъектов.

Государство, следовательно, способствует распространению права в
социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений
действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении
общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства на
право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого
права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права
в данных социально-экономических и политических условиях. Государство не
может также использовать право в противоречии с его истинным
назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная
юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в
интересах общества использовать правовой инструментарий.

Воздействие права на государство

В специальной литературе проблеме влияния права на государство удалено
мало внимание. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем
право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во
внутренней организации государства и 2) в его деятельности.

Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства,
как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру
государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном
механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством
права закрепляются форма государства, устройство государственного
аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право
создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из
ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными
структурами получают правовое регулирование, превращаются в
правоотношения.

С помощь права определяются место, роль, функции частей
государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и
населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право
позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.
Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют
государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым
право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех
звеньев государственной машины.

Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою
волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и
цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового
инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым
демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое
государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность.
Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной
деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как
обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными
факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству
в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь
правовой формой. Государство без ущерба для общества не может
манипулировать правом или освободить от него.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую
роль права в отношении к государству:

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением,
отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в
границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на
государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом
тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное
и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки
зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь
в той мере, в какой само государство поставлено на службу.

Право легализует государственную деятельность, обеспечивает
дозволенность охранительных и принудительных мер государства.
Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки
юридических требований, приобретает юридическую форму.

Посредством права определяются границы деятельности государства,
обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.

Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым
воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и
народностями.

Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного
контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает
юридические гарантии ответственного поведения государства перед
населением.

Право выступает в современных условиях языком общения государства не
только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в
целом.

Право (и только оно) является основным средством легитимации
государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и
формы государственного принуждения.

Итак, государство как суверенная власть не может существовать и
функционировать вне права. Концепция господства права (правового
государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности,
общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает
мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле
право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно
говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не
встало над обществом.

В современных условиях связывающая роль права в отношении государства
усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее
право отражает объективные потребности общественного развития, тем в
большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом
случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и
исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи
связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит,
соответствует своему историческому предназначению.

Правовое государство: основные признаки

Идея правового государства основывается на необходимости достижения
гармонии, справедливости в обществе. Вековой опыт государственного
правового развития вырабатывал основные признаки, позволяющие при их
реализации в жизни общества оградить личность от произвола государства,
достичь оптимального соотношения интересов государства и личности.
Теория правового государства изначально закладывалась такими мыслителями
как Платон, Аристотель, Э.Кант, Д.Локк, Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье и
др. Эта идея, как противовес абсолютизму разрабатывалась известными в
России: Н.М.Корпуновым, Б.А.Кристяковским, П.И.Новгородцевым и др.
Реализация основных признаков правового государства является одним из
условий его формирования, и они отражают направление движения к
цивилизованному обществу. Можно выделить различные признаки правового
государства, которые будут ему свойственны, и отражать его различные
стороны. Основными отличительными признаками правового государства, как
представляется, его сущностными характеристиками можно выделить
следующее:

Верховенство закона;

Организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения
законодательной, исполнительной и судебных функций;

Обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.

Иные черты, которые встречаются в литературе, являются как частные
случаи выражения этих трех основных признаков правового государства.
Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т.е.
что закрепляется в законах, поскольку законы могут быть справедливыми и
несправедливыми. В фашистской Германии, в сталинский период тоже были
законы. Суть вопроса здесь стоит в том, чтобы закон соответствовал идее
справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образом
соответствовал своей правовой природе. Закон может быть правовым и
соответствовать воле большинства народа. Для реального выявления воли
большинства народа есть механизм – это наиболее полное отражение
общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной
практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким
образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю
народа, и только такой закон является правовым.

Верховенство закона отражает не только содержание законов, но и не в
меньшей степени связанность государства и его органов и должностных лиц,
а также требования ко всем гражданам соблюдения и исполнения законов.
Верховенство закона означает и определенную иерархию нормативных актов,
исключающую противоречие между ними. В государстве законы должны
соответствовать нормам международного права. Основной закон
(Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и
все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не
противоречить. Цивилизованное существование государственной власти может
быть только не принципе четкого разграничения законодательной,
исполнительной и судебных функций и отлаженного механизма сдержек и
противовесов между ними. Ни одна власть не должна присвоить
несвойственные ей функции и четко руководствоваться законом. Конституции
устанавливают систему разделения властей и осуществления полномочий
парламентом, правительствами, президентом и разграничивает полномочия
федеральных органов и органов субъектов федерации. Действенное
разделение функций властей может быть при взаимных сдержках и
противовесах. Таким механизмом можно считать выборность органов,
депутатский контроль за деятельностью органов и должностных лиц
исполнительной власти формирование, избрание, утверждение должностных
лиц в отдельных случаях, принятие решения об отрешение от должности
президента Российской Федерации, объявления референдума, право созыва
сессии парламента и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек и
противовесов является деятельность Конституционного Суда по разрешению
дел о конституционности законов и иных нормативных актов, разрешению
споров о компетенции между государственными организациями.

Вопрос о взаимной ответственности государства и гражданина связан с
признанием их равными субъектами. Следует отметить, что именно
преувеличение роли государства является причиной того, что личность
вытесняется из политической системы и гарантии обеспечения государством
прав и свобод в таких случаях носит формальный характер. В правовом
государстве как государство должно нести ответственность перед
личностью, так и личность должная нести ответственность перед
государством. Совершение преступлений, за которые виновные несут
ответственность и тем самым не реализуется должная защита прав граждан,
прав потерпевших. Государство должно гарантировать гражданам нормальные
условия существования и должно нести ответственность за выполнение
обязанностей. Государство считается правовым, если выполняются и
взаимные обязанности как государством, так и личностью.

Рассматривая основные признаки правового государства, следует отметить,
что мерой каждому признаку должен быть человек. Реализация указанных
признаков в жизни отражает движение к правовому государству.

Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную
формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство
одновременно является категорией сущего и должного, идеалом,
преобразующим действительность.

Заключение

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства
обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и
государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с
этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое
определение судеб права и государства будет удовлетворять научному
подходу и служить практике государственного правового строительства.

Еще два – три десятилетия назад политическая система России развивалась
в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее
основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не
извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового
коммунистического общества.

Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного
строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных
теоретических положений (догм) , забегание вперед, прожектерство,
огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие
властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория
отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной
теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в
России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на
базе реального социализма открылась возможность формирования
неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом
движения к более высокой ступени прогрессе свободы.

Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него
исходящим, может иметь место только там, где законодательство и
государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя
распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи
вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле
стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих
обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие)
потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и
государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса.
Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей
(колесование), но куда в большей степени оно используется для
обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права
и государства должна моделировать прогрессивную роль
государственно-правового механизма.

Литература

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М.
Юрист, 1996 – 472 с.

Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А.
Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 1996-312с.

Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред.
Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 1995г.- 228с.

Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк – М., 1992г.

Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора
Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996- 336с.

Конституция Российской Федерации – М. «Издательсво Новая Волна». 1997 –
63с.. 1997 – 63с.

Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму – М.1992г.-
320с.

См. об этом: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М.
1978г.

Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976. С.13.

1 Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 1992. С.3-4.

1 Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992.
С.320.



Просмотров