Часть 2 статьи 26.7 кодекса

Новая редакция Ст. 26.7 КоАП РФ

1. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

2. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

4. В случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 настоящего Кодекса, такие документы являются вещественными доказательствами.

Комментарий к Статье 26.7 КоАП РФ

1. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Таким образом - документ, это в первую очередь носитель информации. Доказательствами по делу об административных правонарушениях являются те документы, которые содержат информацию, имеющую непосредственное отношение к делу.

2. Традиционным способом фиксации информации является закрепление ее на бумажном носителе в письменной форме. Вместе с тем в настоящее время существуют и иные формы информации: аудио- и видеозаписи, файлы на жестких дисках компьютеров, CD- и DVD-дисках и т.п. Комментируемая часть приравнивает их к письменным документам. Можно отметить, что ч. 3 ст. 11 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ признает электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

3. Вопрос о судьбе документов после окончания производства по делу должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.10 КоАП).

Другой комментарий к Ст. 26.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Как вытекает из смысла и содержания данной статьи, следует выделять две группы вещественных доказательств, образующих понятие документы.

К первой группе относятся документы, сведения которых изложены или удостоверены организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами. Сущность излагающих (фиксирующих) документов заключается в том, что в них сообщаются сведения об обстоятельствах, имеющих значение по делу (характеристики, протоколы собраний, письма, заявления, объяснения граждан).

К числу удостоверяющих документов относятся такие, которые официально подтверждают те или иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Например, удостоверяющими являются документы, по которым устанавливается личность, подтверждается наличие прав и обязанностей: паспорт, лицензия, свидетельство о праве собственности, договоры. При необходимости по поводу содержания документа могут быть сделаны запросы выдавшим его органам.

Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты (печать, подписи и т.д.). В отношении бухгалтерских документов разработаны специальные способы их проверки (например, камеральная и выездная налоговая проверка). Если возникают сомнения в подлинности документов, они подлежат тщательной проверке и исследованию. В этих целях может быть проведена экспертиза.

Ко второй группе доказательств относятся протоколы, которыми удостоверяются обстоятельства и факты, установленные при осмотре помещений, административном задержании, при изъятии проб и образцов, и т.д, а также протокол об административном правонарушении. Данная группа доказательств характеризуется особым способом их получения: они могут быть получены только путем совершения процессуальных действий. Сведения, содержащиеся в протоколе, должны быть закреплены в порядке, предусмотренном КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным на совершение процессуального действия. В частности, формы, основные атрибуты протокола об административном задержании определены в ст.27.4; протокола об административном правонарушении - в ст.28.2.

Протоколы, которыми удостоверяются обстоятельства и факты, установленные в ходе процессуальных действий, являются самостоятельным видом доказательств. Эти доказательства содержат данные, непосредственно воспринятые уполномоченным на то должностным лицом, обнаруженные и наблюдавшиеся ими самими. Если в протоколе фиксируются сведения, полученные от других лиц (объяснения потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого составлен протокол), то они относятся к соответствующему виду доказательств (объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей).

2. Наиболее распространенными являются письменные документы (печатные и рукописные). Однако в связи с научно-техническим прогрессом и созданием новых средств фиксации информации все большее распространение получает неписьменная документация - фото-, киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационные базы и банки данных, иные носители информации. Таким образом, для отнесения предмета к документу не имеет значения материал, из которого он изготовлен (например, бумага или магнитофонная лента). Доказательством по делу об административном правонарушении такой документ становится в случаях, если зафиксированные в нем сведения имеют значение по делу.

3. В принципе любой документ может стать вещественным доказательством, он обладает каким-либо из признаков, предусмотренных ст.26.6 КоАП РФ.

На практике часто бывает трудно разграничить документ и вещественное доказательство. Их различие состоит в том, что доказательственное значение документа определяется его содержанием, а доказательственное значение вещественного доказательства - его физическими признаками. Например, лицензия на осуществление конкретного вида деятельности сама по себе является официальным документом. Однако в случае подделки лицензии она выступает в качестве вещественного доказательства.

Процессуальная природа фото-, киноизображений и т.д. содержит в себе элементы условности и элементы копирования. Поэтому отнести их к какому-либо доказательству очень трудно. Здесь усматривается смешанный характер доказательства.

  • Вверх

1. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

2. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

4. В случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 настоящего Кодекса, такие документы являются вещественными доказательствами.

Комментарий к ст. 26.7 КоАП

1. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Таким образом - документ, это в первую очередь носитель информации. Доказательствами по делу об административных правонарушениях являются те документы, которые содержат информацию, имеющую непосредственное отношение к делу.

2. Традиционным способом фиксации информации является закрепление ее на бумажном носителе в письменной форме. Вместе с тем в настоящее время существуют и иные формы информации: аудио- и видеозаписи, файлы на жестких дисках компьютеров, CD- и DVD-дисках и т.п. Комментируемая часть приравнивает их к письменным документам. Можно отметить, что ч. 3 ст. 11 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ признает электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

3. Вопрос о судьбе документов после окончания производства по делу должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.10 КоАП).

Судебная практика по статье 26.7 КоАП

Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 310-АД17-5955 по делу N А83-1026/2016

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Доказательствами по делу об административном правонарушении, как следует из части 2 статьи 26.2 , статьи 26.7 КоАП РФ, могут являться документы. При этом КоАП РФ не содержит запрета на использование в качестве доказательств документов, полученных в результате осуществления процессуальных действий, предшествующих возбуждению либо отказу в возбуждении уголовного дела.


Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 N 307-АД17-5767 по делу N А13-15560/2016

Оценив представленные сторонами доказательства и установив обстоятельства, значимые для рассмотрения дела, в соответствии со статьями 71, 208, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 26.2 , 26.7 , 28.1 , 28.2 КоАП РФ суды пришли к выводу о наличии в бездействии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.1 Закона об административных правонарушениях Вологодской области.


Постановление Верховного Суда РФ от 08.12.2017 N 16-АД17-5

Доводы поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не свидетельствуют о том, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судами допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, на которую ссылается Воробьев А.В., не отвечает требованиям статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (надлежащим образом не заверена) и потому не может считаться доказательством, подтверждающим обстоятельства, на которые указывает заявитель. Ссылка на судебные акты по другим делам отклоняется, поскольку выводы судов по ним сделаны исходя из конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не аналогичных обстоятельствам данного дела.


Постановление Верховного Суда РФ от 18.01.2018 N 64-АД17-3

Приложенные к актам выявленных недостатков в содержании дорог фотоматериалы отвечают требованиям, предъявляемым к такого вида доказательствам статьями 26.2 , 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и правомерно признаны судебными инстанциями относимыми, допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.

Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, правомерно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в деянии предприятия объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5


Постановление Верховного Суда РФ от 02.10.2018 N 37-АД18-1

Акт добровольной выдачи содержит данные относительно фактических обстоятельств дела, отвечает требованиям статей 26.2 , 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признан судебными инстанциями имеющим по настоящему делу доказательственное значение.

Ссылка заявителя на наличие в материалах дела документов, которые должностные лица составили, руководствуясь нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, не дает оснований для вывода о том, что имеющиеся по делу доказательства собраны с нарушением требований закона, подобные документы, в том числе и справка об исследовании, могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении.


Постановление Верховного Суда РФ от 14.12.2018 N 18-АД18-66

Приведенные заявителем поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы доводы не содержат правовых аргументов и сводятся к несогласию с содержащимися в обжалуемых актах выводами, заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется. Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2 , 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Постановление Верховного Суда РФ от 14.12.2018 N 6-АД18-3

Приведенные заявителем поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы доводы сводятся к несогласию с содержащимися в обжалуемых актах выводами, заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку всех судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется. Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2 , 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Постановление Верховного Суда РФ от 10.05.2018 N 18-АД18-25

Фотоматериалы содержат полные сведения о земельном участке, на котором производились осмотр и фотосъемка. Ставить под сомнение то обстоятельство, что в фотоматериалах зафиксировано нарушение, выявленное на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0104000:1287, расположенном по вышеуказанному адресу, оснований не имеется. Фотоматериалы отвечают требованиям, предъявляемым к такого вида доказательствам статьями 26.2 , 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и правомерно признаны должностным лицом и судебными инстанциями относимыми, допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.


1. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

2. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

4. В случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 настоящего Кодекса, такие документы являются вещественными доказательствами.

Комментарий к Ст. 26.7 КоАП РФ

1. Документы — это письменные доказательства. Их следует отличать от вещественных доказательств.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле» под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

Документы могут быть признаны письменными доказательствами по делу об административном правонарушении, а также могут обладать признаками вещественных доказательств.

Документы должны содержать определенную информацию. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Согласно указанному Федеральному закону документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. Также в настоящее время получают актуальность электронные носители информации. Электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

2. Документы должны содержать следующие признаки:

1) иметь значение для дела об административном правонарушении (например, если эти сведения изложены в документе);

2) иметь наличие тех или иных сведений, фактов, обстоятельств, которые имеют значение для дела (например, удостоверяют наличие специальных прав, нецелевое использование бюджетных средств, недобросовестность эмиссии ценных бумаг и т.п.);

3) документы обычно исходят от граждан и организаций, а также должностных лиц и госорганов;

4) документы могут содержать сведения, зафиксированные:

а) прежде всего в письменной форме (либо в форме ксерокопий, слайдов, графической и т.п.);

б) с помощью фото-, кино-, видеосъемки и записи, аудиозаписи в памяти ЭВМ;

в) как на бумажных, так и на магнитных, электронных и т.п. видах носителей информации. Перечень их оставлен открытым (с расчетом на развитие науки и техники).

3. В арбитражном процессе, а также в гражданском судопроизводстве под письменными доказательствами понимаются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.

К письменным доказательствам относятся также протоколы судебных заседаний, протоколы совершения отдельных процессуальных действий и приложения к ним (ст. 75 АПК РФ, ч. 1 ст. 71 ГПК РФ).

Применительно к уголовному производству по смыслу ст. 83 УПК РФ протоколы следственных действий и протоколы судебных заседаний признаются в качестве письменных доказательств, если они соответствуют требованиям, установленным УПК РФ. Иные документы допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ . Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном ст. 86 УПК .

4. Согласно нормам комментируемой статьи судья, орган, должностное лицо обязаны принять все исчерпывающие меры, которые обеспечат сохранность документов до разрешения дела по существу. По окончании рассмотрения дела указанные органы должны принять решение об их дальнейшей судьбе.

В том случае, если документам присущи признаки вещественных доказательств, они рассматриваются именно в качестве вещественных доказательств и к ним применяются правила ст. 26.6.

Документами, являющимися доказательствами по делу об административных правонарушениях, являются документы, полученные судьей, органом, должностным лицом или в порядке исполнения их поручений и запросов, или в порядке истребования сведений.

Текущая редакция ст. 26.7 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

2. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 7 мая 2016 года Федеральным законом от 26 апреля 2016 года N 114-ФЗ.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

4. В случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 настоящего Кодекса, такие документы являются вещественными доказательствами.

Комментарий к статье 26.7 КоАП РФ

1. Документы, содержащие информацию, непосредственно касающуюся содержания дела об административном правонарушении, являются одним из видов доказательств по делу. Часть 1 данной статьи указывает на виды таких документов: содержащие сведения, изложенные уполномоченными организациями или должностными лицами (справки, в том числе медицинские, характеристики, бухгалтерские документы, лицензии, разрешения и т.п.); документы, удостоверенные уполномоченным на то лицом (нотариально удостоверенные копии диплома об образовании, акта об аренде жилого помещения и т.п.). Указанные документы должны оцениваться с точки зрения относимости и допустимости доказательств, т.е. должно быть определено, имеют ли эти документы значение для производства по данному делу.

2. Часть 2 данной статьи указывает, что документы могут содержать сведения, изложенные в письменной или иной форме. В условиях развития средств электронной связи, создания компьютерных баз данных, узаконения электронной подписи документа иной способ фиксации документа, кроме письменной формы, играет все большую роль. В связи с этим в данной сфере упомянуты такие носители официальной информации, как материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и данных и иные носители информации. Для оценки достоверности документа определенное значение имеет его форма, установленная соответствующим ГОСТом для документов государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций (например, формы приказов и распоряжений налоговых, таможенных органов, формы статистической, бухгалтерской отчетности и др.). Главным при оценке значимости документа для конкретного дела является его содержание, т.е. наличие в нем информации, имеющей существенное значение для дела.

3. Документы в качестве доказательств могут быть представлены гражданами и юридическими лицами, привлекаемыми к административной ответственности, потерпевшими. Документы могут быть получены в результате досмотра, осмотра, изъятия и других мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных в главе 27 Кодекса. Документы могут быть получены в результате запроса по делу, направленного субъектом административной юрисдикции в ту или иную организацию.

4. Как указано в ч. 3 данной статьи, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, обязаны принять меры по обеспечению сохранности документов до окончания разрешения дела по существу, а также принять решение о них при вынесении постановления по делу, т.е. осуществить действия, аналогичные решению вопроса о вещественных доказательствах. Следует также учитывать нормы ст. 27.10 о порядке изъятия документов, в частности о составлении соответствующих протоколов (ч. ч. 5 - 9 ст. 27.10). Необходимо руководствоваться нормами ст. 29.10 о содержании постановления по делу об административном правонарушении применительно к решению вопроса об изъятых документах.

5. Часть 4 комментируемой статьи по аналогии с уголовно-процессуальным законодательством предусматривает, что если документ обладает признаками вещественного доказательства (например, поддельный паспорт, поддельная накладная и т.п.), то он приобщается к делу в качестве вещественного доказательства (см. комментарий к ст. 26.6).

Консультации и комментарии юристов по ст 26.7 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 26.7 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.



Просмотров