7.24 коап рф судебная практика

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 7.24. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта. 1. Распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
2. Использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 7.24
1. Родовым объектом административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 7.24 КоАП РФ, являются отношения собственности, видовым - отношения федеральной собственности на нежилые помещения, а непосредственным объектом - отношения собственности на конкретный объект нежилого фонда. В данном составе юридическое значение имеют как признак родового, так и признак видового объекта посягательства.
2. Оба состава правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 7.24 КоАП РФ, не содержит такого признака, как форма вины. Следовательно, виновные лица привлекаются к административной ответственности за такие деяния независимо от того, совершены они умышленно или неосторожно.
3. От имени Российской Федерации в соответствии со ст. 125 ГК РФ могут осуществлять имущественные права на недвижимое и иное имущество, находящееся в федеральной собственности, уполномоченные органы федеральной государственной власти в рамках их компетенции. Это прежде всего Министерство имущественных отношений РФ и его территориальные органы. Данное Министерство устанавливает порядок распоряжения объектами нежилого фонда, находящимися в федеральной собственности. Унитарные и казенные предприятия (учреждения) не вправе продавать закрепленные за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления объекты нежилого фонда, сдавать их в аренду или иным способом распоряжаться ими без согласия уполномоченного органа федеральной исполнительной власти (ст. 294 - 298 ГК РФ).
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.24 КоАП РФ, включает в себя ряд признаков:
1) действие: продажа, сдача в аренду, внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или товариществ, использование в качестве залога или иной способ распоряжения вверенным на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом;
2) бездействие, невыполнение обязанности получить на такие действия согласие собственника имущества;
3) признак средства - недвижимое имущество.
4. Субъектом рассматриваемого административного правонарушения может быть только должностное лицо соответствующей организации (ее руководитель, руководитель структурного подразделения организации и др.).
5. Объективная сторона состава административного правонарушения, закрепленного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, состоит из трех признаков: 1) использование имущества для предпринимательской, некоммерческой деятельности; 2) нарушение правил оформления документов, нарушение правил эксплуатации имущества (альтернативный признак); 3) объекты нежилого фонда (этот признак характеризует средство совершения правонарушения).
6. Субъектами состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.24 КоАП РФ, могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.
7. Статья 28.4 КоАП РФ устанавливает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.24 КоАП РФ, возбуждаются прокурором в форме вынесения постановления. Оно должно содержать все сведения, необходимые для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 28.2 КоАП РФ.
К сожалению, в ст. 28.4 КоАП РФ ничего не сказано об обязанности прокурора вручить копии протокола лицу, привлекаемому к ответственности, законному представителю юридического лица, потерпевшему. Представляется, что по просьбе названных лиц прокурор обязан вручить им копии постановления, чтобы они смогли активно защищать свои права.

Об оставлении постановления по ч. 1 ст. 7.24 КоАП РФ без изменений

По делу №

Принято Октябрьским районным судом г. Красноярска (Красноярский край)

  1. Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
  2. председательствующего судьи Кирсановой Т.Б.
  3. с участием:
  4. помощника прокурора
  5. Октябрьского района г. Красноярска Серебренникова С.А.,
  6. лица, привлекаемого к административной
  7. ответственности ФИО9
  8. защитника ФИО3,
  9. рассмотрев в судебном заседании протест прокурора Октябрьского района г. Красноярска ФИО4 на Постановление мирового судьи судебного участка № 67 в Октябрьском районе г. Красноярска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 66 в Октябрьском районе г. Красноярска, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ,
  10. Установил:

  11. Постановлением мирового судьи судебного участка № 67 в Октябрьском районе г. Красноярска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 66 в Октябрьском районе г. Красноярска, от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ в отношении ФИО2 В.М. по факту использования без оформления договора аренды, согласованного в установленном порядке, объекта недвижимости, являющегося федеральной собственностью, по адресу: <адрес>, вестибюль первого этажа, на основании КоАП РФ прекращено.
  12. Прокурором Октябрьского района г. Красноярска принесен протест на указанное Постановление, которое он просит отменить, возвратить дело на новое рассмотрение, поскольку в рамках проведенной прокуратурой проверки было выявлено совершение должностным лицом ФИО2 В.М. трех административных правонарушений, в связи с заключением трех самостоятельных сделок с разными юридическими лицами и индивидуальным предпринимателем, которые выразились в распоряжении недвижимым имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, соответственно должностное лицо должно нести ответственность за каждый факт по КоАП РФ. Кроме того, согласно экспликации, каждое переданное помещение по сделке, без соблюдения, установленной законом процедуры, отдельно взятые нежилые помещения.
  13. Помощник прокурора ФИО5 поддержал протест по обстоятельствам, изложенным в протесте.
  14. ФИО6 и его защитник полагали Постановление мирового судьи законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения.
  15. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
  16. Согласно и КоАП РФ не вступившее в законную силу Постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это Постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные КоАП РФ. Протест прокурора на Постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это Постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные КоАП РФ.
  17. На основании КоАП РФ жалоба на Постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
  18. В соответствии с КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на Постановление по делу об административном правонарушении выносится Решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  19. Административная ответственность за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта предусмотрена КоАП РФ.
  20. Мировой судья, оценив и исследовав все доказательства в совокупности, верно пришел к выводу о том, что за филиалом ФИО2 «ФИО2» «Востсиблеспроект» на праве хозяйственного ведения закреплено пом. 1, 1 этаж по <адрес>, находящееся в федеральной собственности, предоставлено директором филиала ФИО2 «ФИО2» «Востсиблеспроект» ФИО2 В.М. в пользование без разрешения специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти ИП ФИО7 для торговли печатной продукцией.
  21. Кроме того, в судебном заседании установлено, что прокурором Октябрьского района г. Красноярска в рамках одной проверки деятельности одного юридического лица - филиала ФИО2 «ФИО2» «Востсиблеспроект», расположенного по <адрес> в <адрес>, были исследованы вопросы законности распоряжения объектом недвижимости, находящимся в федеральной собственности, в рамках одного адреса по <адрес>. В результате чего в отношении директора филиала ФИО2 В.М. было вынесено три постановления о возбуждении дел об административном правонарушении по КоАП РФ. Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ директор филиала ФИО2 «ФИО2» «Востсиблеспроект» ФИО2 В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, в связи с распоряжением объектом недвижимости, расположенным по <адрес>, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
  22. Мировой судья пришел к выводу о прекращении производства по делу, с учетом положений КоАП РФ, о том, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, поскольку прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска в рамках одной проверки, в один и тот же период времени, проводилась проверка одного и того же юридического лица на предмет соблюдения законодательства по распоряжению объектами федеральной собственности, а нарушения, выявленные в результате данной проверки и влекущее привлечение к административной ответственности, образуют состав одного правонарушения.
  23. Вместе с тем, как следует из экспликации к плану здания лит.Б № по <адрес>, помещение 1 по <адрес>, а так же иные помещения, расположенные по указанному адресу, являющиеся федеральной собственностью и переданные в пользование третьим лицам без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти ФИО2 В.М., являются отдельными помещениями, с присвоенными им номерами, что индивидуализирует (отличает) их при заключении сделок.
  24. При таких обстоятельствах вывод мирового судьи о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании КоАП РФ является преждевременным, принятым без учета всех обстоятельств.
  25. Согласно КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное КоАП РФ, составляет три месяца со дня его совершения.
  26. Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО2 В.М. дела об административном правонарушении, имели место ДД.ММ.ГГГГ, в связи с этим срок давности привлечения его к административной ответственности истек.
  27. В соответствии с КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
  28. Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 11.11.2008) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении ( КоАП РФ).
  29. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести Решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица ( КоАП РФ).
  30. При таких обстоятельствах, поскольку выводы об истечении срока давности привлечения к ответственности ухудшают положение лица, привлекаемого к ответственности, следует в удовлетворении протеста прокурора отказать, а Постановление мирового судьи оставить без изменениячастью 1 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ – оставить без изменения, протест прокурора без удовлетворения.
  31. Решение суда вступает в законную силу со дня его принятия.
  32. Подписано судьей
  33. Копия верна
  34. Судья

СТ 7.24 КоАП РФ

1. Распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 7.24 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения является собственность на объекты нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности.

2. Передача имущества, включая объекты нежилого фонда, о которых идет речь в комментируемой статье, находящиеся в федеральной собственности, например, в аренду, осуществляется на основе ГК РФ в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ. Получение права аренды реализуется путем проведения конкурсов, аукционов или по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ перевод жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые помещения осуществляется органами местного самоуправления в установленном порядке. Жилое помещение предназначено для проживания граждан, в нем не допускается размещение промышленных производств.

При переводе жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое помещение должны соблюдаться требования ст. ст. 22, 23 и 24 ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.

При использовании нежилых помещений необходимо следовать требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным установленным законодательством требованиям, в том числе требованиям к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

Объекты нежилого фонда в жилых домах должны отвечать определенным санитарно-эпидемиологическим нормам с тем, чтобы не нарушать правила, установленные для содержания жилых помещений по микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующим и неионизирующим излучениям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания граждан.

Арендаторы и иные лица, использующие нежилые помещения в жилых домах, обязаны соблюдать требования по обеспечению сохранности соответствующего жилого дома, его санитарно-технического и иного оборудования, бережно относиться к объектам благоустройства, не нарушать правила содержания жилого дома и придомовой территории, соблюдать чистоту и порядок в местах общего пользования. Кроме этого, деятельность граждан и юридических лиц по эксплуатации нежилых помещений не должна нарушать покой жильцов данного дома, посягать на здоровье граждан и среду обитания.

3. Объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по данной статье, заключается в активных действиях и проявляется в распоряжении объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ч. 1 комментируемой статьи), использовании находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда (ч. 2 комментируемой статьи).

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом либо неосторожностью.

5. Субъектами правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи признаются должностные лица, а по ч. 2 комментируемой статьи - граждане, должностные либо юридические лица.

6. Постановление о возбуждении дела выносится прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2009 по делу N А40-44400/09-21-238 Заявление о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ удовлетворено, так как в действиях общества по использованию имущества, находящегося в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: резолютивная часть решения объявлена 07.05.2009, а не 15.05.2009, а также полный текст решения изготовлен 15.05.2009, а не 07.05.2009.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

судьи Каменской О.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Каменской О.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению заместителя Савеловского межрайонного прокурора г. Москвы

к ООО “Аудит СВ“

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ

с участием:

от заявителя: Позднова С.А. (старший прокурор - удостоверение N ТО 073557);

от ответчика: Бродецкая И.Э. генеральный директор (приказ. N 1 от 17.04.2007 года);

установил:

рассматривается заявление заместителя Савеловского межрайонного прокурора города Москвы о привлечении ООО “Аудит СВ“ к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.

Ответчик устно указал на обстоятельство отсутствие вины, получения от государственного органа согласования.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив представленные документы, суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Савеловская межрайонная прокуратура г. Москвы рассмотрела материалы проверки законности использования недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГНУ “Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства“ РАСН. Установлено, что недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, Хорошевское ш., д. 35/2, корп. 3 является федеральной собственностью и внесено в реестр федерального имущества.

На основании свидетельства о внесении в реестр федерального имущества (реестровый N 07700452 от 07.04.2000) данное недвижимое имущество закреплено на праве оперативного управления за ГНУ “Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства“ РАСН на праве оперативного управления.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.03.2006 N 156 заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе совместной проверки с ТУ ФАУГИ по г. Москве установлено, что помещения, расположенные по адресу: г. Москва, Хорошевское ш., д. 35/2, корп. 3, без согласования с Росимуществом и его территориального органа - ТУ ФАУГИ по г. Москве на основании двухстороннего договора аренды N 21 от 12.01.2009 сроком до 31.12.2009 передано сторонней организации, а именно помещения, общей площадью 58,6 кв. м, на 4 этаже в здании по указанному адресу используются под офис ООО “Аудит СВ“.

В соответствии с требованиями ст. ст. 120, 296, 298 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно требований ст. ст. 120, 296, 298 Гражданского кодекса РФ, п. п. 1, 5.3 “Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 г. N 691 (действовавшего на момент заключения договора), Правительства Российской Федерации N 432 от 05.06.2008 года “О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом), п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 года N 156 “О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам управления федеральным имуществом“ распоряжение, использование учреждением имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного на праве оперативного управления, осуществляется при наличии разрешения (согласования) специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества), его территориального управления.

В нарушение требований ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ ООО “Аудит СВ“ осуществляет аренду федеральное имущества по адресу: г. Москва, Хорошевское ш., д. 35/2, корп. 3 без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, функции которого выполняет Федерального агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

Таким образом, в действиях ООО “Аудит СВ“ по использованию имущества, находящегося в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Кроме того, доводы заявителя, являются несостоятельными, так как в согласования ФАУГИ произведено позднее даты выявления правонарушения.

Согласно ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, ст. 7.24 КоАП РФ возбуждаются прокурором.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В судебном заседании установлено наличие события административного правонарушения и совершение его лицом, в отношении которого возбуждено производство об административном правонарушении, выяснено, что имелись основания для возбуждения дела об административном правонарушении у органа, имеются основания для привлечения к административной ответственности лица, соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, выяснены иные обстоятельства, имеющие значение для дела, имеется вина ответчика в совершенном правонарушении.

Оснований для освобождения общества от ответственности судом не установлено, поскольку последнее не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в то время, как возможность для соблюдения этих норм у общества имелась.

На основании ст. 2.1, 1.4, 7.24, 25.11, 28.4 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 71, 167 - 170, 176, 202, 205, 206 АПК РФ,

привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ ООО “Аудит СВ“, зарегистрированного в качестве юридического лица по адресу: Москва, Пятницкое шоссе, д. 60 (фактический адрес - г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35/2, кор. 3) с наложением административного штрафа в сумме 20 000 руб., который подлежит перечислению по реквизитам:

Банк получателя - Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москвы

БИК банка - 0445830001; Расчетный счет - 4010181000000010041;

КБК - 32211690020020000140; ОКАТО - 4526555000;

ИНН - 7704270863; КПП получателя - 770401001;

Получатель - УФК по городу Москве (Управление Федеральной службы судебных приставов по Москве).

Решение может быть обжаловано в 9 арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

1. Распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти -


влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.


2. Использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда -


влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.




Комментарии к ст. 7.24 КОАП РФ


1. Цель данной статьи - обеспечение рационального использования федеральной собственности.

Управление объектами федеральной собственности осуществляет Правительство РФ. Правительство может делегировать федеральным органам исполнительной власти некоторые полномочия в отношении объектов федеральной собственности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 ряд функций по управлению государственным имуществом возложен на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), находящееся в ведении Министерства экономического развития РФ. Положение об указанном Агентстве утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432.

Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Росимущество наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; в установленном порядке Росимущество ведет учет федерального имущества; проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества; при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности, осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством РФ.

3. Передача имущества, включая объекты нежилого фонда, о которых идет речь в комментируемой статье, находящегося в федеральной собственности, например, в аренду, осуществляется на основе ГК РФ в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ. Получение права аренды реализуется путем проведения конкурсов, аукционов или по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с ЖК РФ перевод жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые помещения осуществляется органами местного самоуправления в установленном порядке (ст. 14). Жилое помещение предназначено для проживания граждан, в нем не допускается размещение промышленных производств.

При переводе жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое должны соблюдаться требования ЖК РФ (ст. ст. 22, 23 и 24) и законодательства о градостроительной деятельности.

Документ, подтверждающий перевод жилого помещения в нежилое, выдается или направляется заявителю по указанному адресу органом, осуществляющим такой перевод, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения. Форма и содержание данного документа были установлены Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 502). Одновременно информируются о принятии указанного решения собственники помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение. Документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования его в качестве нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, или перепланировки, или иных работ.

При использовании нежилых помещений необходимо следовать требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным установленным законодательством требованиям, в том числе требованиям к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

Объекты нежилого фонда в жилых домах должны отвечать определенным санитарно-эпидемиологическим нормам с тем, чтобы не нарушать правила, установленные для содержания жилых помещений по микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующим и неионизирующим излучениям и т.д., в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания граждан (см. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп.); Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" (с изм. и доп.) и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 (с изм. и доп.).

4. Арендаторы и иные лица, использующие нежилые помещения в жилых домах, обязаны соблюдать требования по обеспечению сохранности соответствующего жилого дома, его санитарно-технического и иного оборудования, бережно относиться к объектам благоустройства, не нарушать правила содержания жилого дома и придомовой территории, соблюдать чистоту и порядок в местах общего пользования. Кроме того, деятельность граждан и юридических лиц по эксплуатации нежилых помещений не должна нарушать покой жильцов данного дома, посягать на здоровье граждан и среду обитания.

5. Объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по данной статье, заключается в активных действиях и проявляется в распоряжении объектами нежилого фонда, их использовании в отсутствие разрешения специально уполномоченного органа, без надлежаще оформленных документов, с нарушением установленных норм и правил.

6. С субъективной стороны правонарушения характеризуются умыслом либо неосторожностью. Субъектом ответственности по ч. 1 данной статьи признаются должностные лица, а по ч. 2 - граждане, должностные лица либо юридические лица.

7. Дела об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами и гражданами, рассматриваются мировыми судьями (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1), а дела о правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - судьями арбитражных судов (ч. 3 ст. 23.1).

Дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4).



Просмотров