Жилье ветеранам боевых действий в году. Получение денежной выплаты на приобретение жилья ветеранами боевых действий. Пример по жилищным субсидиям для ветеранов боевых действий

Жилье ветеранам боевых действий (БД) в 2019 году: последние новости и порядок получения

Государство помогает группам населения, нуждающимся в поддержке.

Разноплановая адресная забота предусмотрена для тех, кто является участником Великой Отечественной войны.

Не забывают воинов, в настоящее время защищающих государственные границы, участвующих в охране мира, встающих на передовой, когда требуется дать отпор.

Как выдается жилье ветеранам боевых действий в 2019 году – последние новости освятим в подготовленном обзоре.

Формы предоставляемой льготы

Закон определяет основные вопросы, относящиеся к преференциям для участников БД.

Принятые документы четко прописывают, как получить жилье ветерану боевых действий, в какие органы обращаться.

Чтобы воспользоваться предусмотренными законом послаблениями, необходимо обязательно оформить удостоверение соответственного образца.

Если указанный документ отсутствует, придется получить немедленно. Право на льготное жилье для ветеранов боевых действий реализуется при отсутствии надлежащих условий для проживания.

Рассматривается получение компенсации для оплаты при съеме квартиры, дома.

Кто использует льготы в 2019 году

Первоначально ветеранам БД придется подтвердить наличие статуса. Он дает право пользоваться преференциями.

Важнейшим документом для ВБД является Закон «О ветеранах». Он продолжает работать, хотя принимался намного ранее – в 1995.

Ветеранами БД считаются:

  1. военнослужащие, в разное время лично принявшие участие в военных операциях в РФ или других государствах, куда направлялись оказывать помощь;
  2. сотрудники ОВД, госбезопасности, других структур, выполнявшие порученные обязанности наравне с военнослужащими;
  3. специалисты-саперы, которым пришлось очищать города, поля от мин,
  4. лица в послевоенное время, проводившие траление;
  5. граждане, раненные, контуженные, работающие в штате ВЧ РФ, других государств;
  6. воины-афганцы;
  7. солдаты, посланные в регионы Азии, Африки, где шли военные действия.

Льготы на получение жилья ветеранам боевых действий переходят к наследникам, когда сам участник событий погиб.

При смертельных исходах предусмотренные законодательно льготы переходят к родственникам:

  • детям до их совершеннолетия или до 23 лет при обучении;
  • родителям, находившимся на попечении погибшего сына, дочери;
  • вдовы, если она не заключила повторный брак.

Особенности льготной программы

До 2005 года ВБД получали муниципальное жилье в своем регионе. Однако после произошедших изменений льгота перешла в разряд федеральных.

Претендуя на повышение уровня жильных условий, можно получить поддержку из госбюджета. Гарантируется сертификат на жилье ветеранам боевых действий.

Однако стоит учитывать, что она является исключительно адресной и использоваться на другие цели не может.

Нельзя выделенную сумму израсходовать на лекарства, отдых, проведение ремонта. ВБД приходится временно снимать недвижимость для своей семьи.

Согласно закону положена компенсация за жилье ветеранам боевых действий. Указанная привилегия является региональной.

Ее размер устанавливается властями региона. Чтобы воспользоваться положенным льготным послаблением, придется обратиться самостоятельно в отдел соцзащиты города, района.

Предъявив договор найма, льготник получает привилегию. Обычно компенсируется 50%.

Количество квадратных метров

По льготной программе нельзя выстроить дворец или приобрести роскошный загородный особняк.

Однако подправить жилищные условия удастся, но придется придерживаться установленных норм.

Выплаты на жилье ветеранам боевых действий проводятся по закону.

За лишние квадратные метры, приобретаемые одновременно с льготными, придется доплачивать из накопленных сбережений или брать кредит.

Установлена норма общей площади, учитываемая при выделении жилья ВБД по льготной программе:

  1. проживающие в одиночестве, получают 33 кв. м;
  2. семья из 2-х человек вправе претендовать на 42 кв. м.;
  3. семьи из 3-ех и более жильцов 18 кв. м умножают на число членов семейства.

Отдельные льготы на жилье ветеранам боевых действий установлены военнослужащим, получившим звание полковника и выше.

К нормам, установленным законодательно, им добавляется 15 кв. м. Привилегия распространяется на тех, кто получил ученую степень.

Размер выплаты

Стоимость сертификата рассчитывается конкретного для каждого региона, хотя льгота считается федеральной.

Сумма, насчитанная на приобретение квадратных метров, может оказаться недостаточной для совершения запланированной покупки. Тогда придется добавлять средства из собственного кармана.

Случается, что удается подыскать жилплощадь, пригодную для проживания за сумму меньшую, чем была определена сертификатом.

Разницу использовать не выйдет даже для проведения ремонтных работ. Ее придется вернуть в бюджет. Расчет во всех регионах проводится по одинаковой схеме.

Учитывается средняя рыночная стоимость квадратного метра в данном населенном пункте. Затем ее надо умножить на количество положенных квадратных метров.

Самая низкая стоимость жилплощади на 2018 год в Республике Адыгея (26 490), значительно выше в других регионах.

Сахалинская область оценивает квадратные метры по 59 388 рублей, Московская область – 54 479, СПб – 63 416, а Москва – 91 670.

Попадает ли вторичное или первичное жилье в программу

По сертификату можно приобрести жилье в любом регионе. Предпочтение отдается квартирам в новостройках, но их стоимость зачастую превышает выделенную целевую сумму.

Разрешается владельцам сертификатов приобретать жилье из вторичного фонда. Также владелец целевой льготы принимать участие в долевом строительстве, перекрывая сумму определенными средствами.

В отдельных регионах существуют целевые программы по выдаче льготных кредитов участникам и ветеранам БД. Однако они не имеют ничего общего с сертификатом и за его счет не погашаются.

По очереди для ВБД в регионах выделяются земельные участки, планируемые под жилищное строительство.

Их нельзя обменять на денежные средства или получить компенсацию. При не целевом использовании или отсутствии строительных работ на протяжении указанного периода земельный надел отнимается.

Инструкция по получению жилья для ветерана боевых действий в 2018 году

Ветеран БД может получить жилье от государства, если будет заинтересован.

Придется пройти ряд процедур, начиная от получения удостоверения и заканчивая подбором соответственного варианта.

Начинается хождение по организациям с внесения на учет в населенном пункте, где зарегистрирован льготник.

Становление на учет

Желая приобрести жилье ветеранам боевых действий в 2018 году, надо официально подтвердить, что собственная квартира, дом отсутствует.

Можно воспользоваться помощью при наличии личной недвижимости, находящейся в аварийном состоянии.

Чтобы использовать право на жилье ветеранам боевых действий, важно являться нуждающимся и иметь свидетельство ВБД.

Статус положен тем, кто проживает на съемном жилье при отсутствии собственного. К данной категории относят лиц, проживающих в ненадлежащих условиях.

Льгота касается граждан, имеющих собственное жилье, но нормы площади на одного человека нарушены, не соответствуют стандартам.

При выполнении указанных условий гражданин ставится на очередь на жилье ветеранам боевых действий.

Документы для становления в очередь

Гражданин уведомляет городское руководство о жилищных проблемах и просит найти его нуждающимся.

Он пишет обязательно заявление по установленной форме. Оно анализируется в течение месяца.

Власти требуют предоставить помимо заявления:

  • паспорт;
  • удостоверение ветерана;
  • документы членов семьи, живущих совместно;
  • справку из Реестра, что у гражданина отсутствует собственное жилье;
  • копию договора на съем жилья;
  • акт обследования жилищных условий;
  • копию СНИЛС.

ВБД может быть отказано в выдаче сертификата. Администрация аргументирует причины.

При получении положительного ответа необходимо в обозначенные сроки открыть счет, куда переводится льготная сумма.

Получение жилищного сертификата и его реализация

Сертификат на руки обладателю льготы или членам семейства не выдается.

По очереди выделяются денежные средства. Она одна на всех ВБД, потому что привилегия предлагается на федеральном уровне.

Сумма поступает в бюджет края, города, республики в расчете по средней рыночной цене жилья в конкретной местности. Ветерана оповещают, он сам отправляется на поиски жилья.

Подыскав подходящий вариант, с владельцем продаваемого помещения заключается договор, который обязательно должен быть удостоверен нотариусом. В нем прописывается сумма, требуемая продавцом за предлагаемый объект.

Сумма сертификата перечисляется на счет, заранее открытый продавцом. Покупка может быть оплачена частично сертификатом и наличными или кредитными средствами.

Заключение

Получение льготы возможно, но придется постоять в очереди.

Порой срок растягивается на годы, потому что средств не хватает, а цены на недвижимость постоянно поднимаются.

Чтобы получить поддержку от государства, надо быть целеустремленным.

Неплохо проконсультироваться у специалиста, пройти процедуру как можно раньше.

При возникающих проблемах желательно обращаться за консультациями к юристам, тогда быстрее удастся заселить в комфортное жилье.

Видео: Жилье для ветеранов боевых действий

Действующее законодательство России позволяет некоторым особым категориям граждан претендовать на получение бесплатного жилья из муниципального или государственного фонда. Ветераны боевых действий имеют право на оформление жилищной субсидии на покупку или строительство жилого помещения. Из данной статьи вы узнаете, на каких условиях осуществляется предоставление жилья ветеранам боевых действий, как получить жилье, какие понадобятся документы.

На каких условиях производится предоставление жилья ветеранам боевых действий

Важно! Если у ветерана боевых действий имеется жилье, которое отвечает санитарным и гигиеническим нормам, и его площади хватает на каждого из членов семьи (согласно нормам площади по региону), проживающих совместно, льготник не может претендовать на получение бесплатного жилья.

Чтобы получить жилищную субсидию, необходимо отвечать всем условиям государственной программы:

  1. Ветеран должен нуждаться в новом жилье. Он должен проживать в арендованной квартире, в аварийном жилье или в жилом помещении недостаточной площади (определяется по региональным нормам, но обычно норма квадратуры на человека составляет 18 кв.м.).
  2. Ветеран должен быть готов к тому, что субсидия будет выделена с учетом количества членов семьи, имеющих право на получение площади в новом жилище, и рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья по региону.
  3. Ветеран должен дождаться очереди, сформированной из аналогичных заявлений, поданных ранее.

После того, как субсидия будет получена, необходимо в течение полугода найти подходящее жилье и предъявить банку полученный сертификат. Если квартира оказалась дороже, нужно будет внести доплату. Если жилье оказалось, наоборот, дешевле, остаток средств возвращен не будет.

Какие документы нужны для получения жилья ветеранам боевых действий

Чтобы получить бесплатное жилье, ветеран боевых действий должен подготовить два комплекта документов:

  1. Для постановки в очередь на улучшение жилищных условий.
  2. Для подачи заявления на получение жилищной субсидии.
Документы для постановки в очередь Документы для оформления квартиры
Паспорт РФ заявителя Все документы из списка на постановку в очередь
Паспорта всех членов семьи старше 14 лет
Свидетельства о рождении всех членов семьи младше 14 лет Реквизиты банковского счета для перечисления средств
Свидетельство о заключении или расторжении брака
Копии страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) всех членов семьи
Удостоверение ветерана боевых действий
Заключение медико-социальной экспертизы о присвоении инвалидной группы (если ветеран одновременно является инвалидом)
Справка из ЖЭКа обо всех, кто прописан в имеющемся жилье и снятых с учета, но сохранивших право на проживание в нем
Справка из БТИ об отсутствии иного жилого помещения у кого-либо из членов семьи до 1 января 1998 года рождения
Документы, свидетельствующие о праве собственности членов семьи ветерана на недвижимость, если она не была зарегистрирована в ЕГРП

Экспертное мнение

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Ветеран боевых действий претендует на получение жилищной субсидии, проживая в собственной квартире достаточной площади, соответствующей санитарным и гигиеническим нормам.

Как происходит улучшение жилищных условий ветеранам боевых действий? Какие льготы предназначены для данной категории граждан? Важно знать, что абсолютно все граждане, имеющие удостоверение участников боевых действий имеют право на льготное улучшение жилищных условий . Льготы распространены на все категории ветеранов, не зависимо от их материального положения и статуса.
В круг ветеранов боевых действий относятся все граждане, которые принимали любое участие и содействие по урегулированию ситуации во время военных действий. Начиная от граждан, служивших в тылу, заканчивая вдовами военных погибших.
Для реализации улучшений жилищных условий ветеранам боевых действий необходимо изучить законодательство, знать законы, касающиеся льготного жилья и собственные права. На составление алгоритма действий по получению положенного по праву улучшения имущества или приобретение нового, уйдет достаточное количество времени. Во-первых, необходимо записаться на прием к уполномоченному по жилищным вопросам в Администрацию по месту проживания. Явка к уполномоченному может быть обоснована и подкреплена законом 1995 года от 12 января, № 5-ФЗ «О ветеранах». Из этого закона важно усвоить две вещи, первое: нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны боевых действий , или приобретении нового жилья, ветераны боевых действий, должны встать на жилищный учет до января 2005 года; второе: Администрация и муниципальные власти должны признать правомерной необходимость улучшения условий для ветерана, подавшего заявление. В случае если ветеран боевых действий подал заявление с формулировкой "улучшение условий проживания" позднее января 2005 года, не исключается возможность реализовать его просьбу. Для этого, также, необходимо явиться к уполномоченному вопросам жилья и субсидий, с соответствующим заявлением, после чего рассмотрение и дальнейшие возможное улучшение жилищных условий ветеранам боевых действий будут финансироваться из муниципального бюджета того или иного субъекта Российской Федерации.
Также, органы власти на местном уровне реализуют срок рассмотрения пакета документов от заявителя, срок реализации улучшения жилищных условий и выделением денежного финансирования из бюджета. Это говорит о том, что срок реализации не фиксирован, в каждом случае индивидуален. В процессе выполнения обязательств нуждающимся в улучшений жилищных условий ветеранам боевых действий, закреплено и не вправе быть изменено в меньшую сторону, ни на каком уровне власти, это количество квадратных метров, при получении нового жилья. Восемнадцать квадратных метров по праву закреплено за одним человеком. Расширяет возможность при улучшении жилищных условий и способствует увеличению квадратных метров, единственный факт, если заявитель является инвалидом. В этом случае, он имеет право оформить жилье в собственность, и получить дополнительную субсидии из муниципального бюджета для улучшения условий жилья. Также, в случае, если заявитель является инвалидом, ему предусмотрена субсидия на постройку частного дома. Данные средства субсидируются также из муниципального бюджета, после положительного заключения уполномоченного по жилищному вопросу и представителя социальной службы.
После изучения законодательства и собственных прав, алгоритм действий по улучшению жилищных условий ветеранам боевых действий , следующий. Во-первых, необходимо официально встать на учет среди нуждающихся по улучшению жилья, по месту проживания. При себе иметь копию документа удостоверяющего личность и заявление. В регионах уже действует доработанная система реализации потребностей, нуждающихся в жилье ветеранов, вследствие которой, заявителю кроме паспорта и заявления при себе ничего иметь не надо. Сбор и оформление остальной документации берут на себя служащие муниципалитета. Но, не исключено, что до сих пор на заявителя возлагается обязанность самостоятельно собирать справки. В их число входят:
. Заявление;
. Копия документа, удостоверяющего личность (все страницы паспорта);
. Если заявитель состоит в браке, копию свидетельства о браке/расторжения о браке;
. Справка о рождении детей;
. Документы (копии), удостоверяющих личность ближайших родственников, состава семьи (все страницы паспорта);
. Наличие справки об имеющейся недвижимости;
. Документы, подтверждающие права собственности;
. Копии документов, подтверждающие все боевые заслуги заявителя, награды и регалии.
. При условии изменения фамилии, копию соответствующей справки.
На первых порах самостоятельной организации процесса по сбору необходимой документации, госслужащий формировал запросы на подобные документы и справки для собственной проверки. Сейчас система стала проще, и заявитель тратит значительно меньше времени для оформления заявки.
Существует обязательное правило, что все необходимые документы справки регистрируются на месте, где заявитель проживал последние пять лет. В случае если заявитель оформлен, как недееспособный, то право регистрации и оформлении оставляется за опекуном.
Пройдя процедуры оформления, обращаем внимания на особенности улучшения жилищных условий для ветеранов в разных регионах Российской Федерации. Специфика работы у регионов может не совпадать. Регион может отдать в собственность жилье, или оформить договор аренды. Но, ни в одном регионе не допускается запретить приватизировать льготное жилье. Приватизировать имеет право, как сам ветеран, так и его члены семьи. При выдаче квартиры, не должно нарушаться территориальные условия. Новое жилье, должны быть в том же населенном пункте, где и проживает заявитель.
Получив новое жилье, заявитель должен помнить, что в случае, если он запишет на территорию нового жилья своих детей, больше вставать на очередь по жилищному учету, он не имеет право. Так же как и подарив свое имущество, повторную сделку государство ему не одобрит для оформления. Но он в праве, дарить, завещать, продавать своё имущество. В случае если заявителю не одобрили новое жилью, а заключили договор субсидирования, для его самостоятельного поиска квартиры или дома, заявитель вправе добавить средства для покупки большей площади. В случае если купленная площадь будет меньше и дешевле, чем сумма субсидирования, разница не взимается государства. При это следует учитывать, что реализовать субсидии выделенную государством, необходимо в течение шести месяцев.

Редактор: Игорь Решетов

, как получить жилье ветерану боевых действий

600 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (4 )

    получен
    гонорар 42%

    Юрист

    Общаться в чате
    • 9,2 рейтинг

    Добрый день.

    Я читала, что участникам боевых действий согласно закону о ветеранах полагается жилье.
    Полина

    Полагалось ранее. В настоящее время ветераны боевых действий получают жилье в общем порядке.

    Здесь стоит исходить из действующих норм ФЗ «О ветеранах»

    В силу ст. 16 Закона

    1. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
    3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года , которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

    Статья 23.2.

    1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года , и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Соответственно право на обеспечение жильем за счет государства у него могло возникнуть лишь в том случае, если бы он был поставлен на учет в качестве нуждающего в получении жилья или улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Новосибирск

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Здравствуйте, Полина.

      Если бы он был признан нуждающимся в жилом помещении до 1 марта 2005 года, то имел бы право по закону о ветеранах на обеспечение жилым помещением.

      Если не состоял, то на общих основаниях, как малоимущий и нуждающийся в жилом помещении может обратиться в администрацию по месту жительства с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.

      Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ
      (ред. от 19.12.2016)
      «О ветеранах»
      Статья 16. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
      3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

      Жилищный кодекс

      Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма

      1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
      2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

      Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

      2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещенийили членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

      Учетная норма площади жилого помещения в Москве 10 кв.м общей площади.

      Поэтому с учетом права пользования жилым помещением (общежитием) мамы, его обеспеченность будет 5 кв.м., что менее учетной нормы.

      С уважением! Г.А. Кураев

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 25%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,5 рейтинг

      Здравствуйте Полина.

      Согласно действующим правилам, порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан осуществляется в соответствии с порядками принимаемыми на уровне региона проживания.

      Если в Вашем случае это Пермская область, то согласно:

      ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ, ИНВАЛИДОВ И СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
      УТВЕРЖДЕН
      Постановлением
      Правительства
      Пермского края
      от 02.03.2007 N 21-п
      1.2. Порядок определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем следующих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - граждане):
      1.2.2. вставших на учет до 1 января 2005 года:
      ветеранов боевых действий;
      docs.cntd.ru/document/911516520

      Т.е., если бы он встал на учет до 01.01.2005 года, в муниципалитете по месту проживания, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, он мог быть включен в список граждан ветеранов боевых действий, на получение федеральной субсидии на приобретение жилья в рамках программы Жилище.

      Но у него ситуация иная, следовательно он может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, но уже в общем порядке, только для получения жилья по соцнайму из муниципального жилищного фонда.

      Статья 51 Жилищного кодекса РФ:

      1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
      1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
      2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
      3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
      4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
      2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

      Ему необходимо обратиться по вопросу улучшения жилищных условий в муниципалитет по месту проживания.

06.03.2014

Об обеспечении ветеранов боевых действий жильем (Определение КС РФ от 4 февраля 2014 г. № 235-О)


Ветеранам боевых действий предоставляется соцподдержка. Ее объем различается в зависимости от того, к какой из перечисленных в законе группе ветеранов боевых действий относится человек.
До 1 января 2005 г. некоторые ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Сейчас закон предусматривает обеспечение жильем за счет федерального бюджета только для тех из них, кто встал на учет до 1 января 2005 г. Полномочия по обеспечению жильем данных граждан переданы региональным органам госвласти. На эти цели выделяются субвенции. А вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством.
Заявитель (ветеран боевых действий) посчитал такое правовое регулирование неконституционным.
Но Конституционный Суд РФ не принял его жалобу к рассмотрению, указав, в частности, следующее.
В рамках реформирования системы соцзащиты ветеранов была исключена льгота в виде первоочередного бесплатного предоставления жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. При этом для граждан, которые по состоянию на 1 января 2005 г. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет, т. е. имели право на данную льготу, предусмотрена гарантия в виде обеспечения жильем за счет федерального бюджета. Такое правовое регулирование обеспечивает реализацию права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании прежнего законодательства, и выполнение государством ранее взятых им на себя обязательств.
Граждане, которые на 1 января 2005 г. имели статус ветеранов боевых действий, но не были поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не приобрели право на первоочередное бесплатное предоставление жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. В отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке. Поэтому у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета. В то же время им предоставлено право получить жилье по договору соцнайма на общих основаниях.
Конституцией РФ не предопределено введение особого (льготного) порядка обеспечения жильем для тех или иных категорий граждан. Учитывая это, оспариваемое правовое регулирование осуществлено в пределах полномочий законодателя по определению механизма реализации соцподдержки ветеранов.

Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. № 235-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балуты Виктора Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина В.Н. Балуты, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Н. Балута, имеющий статус ветерана боевых действий, оспаривает конституционность подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которому обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями его статьи 23.2, а ветераны боевых действий из числа тех же лиц, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, Первомайский районный суд города Ижевска решением от 6 февраля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 3 июня 2013 года, отказал в удовлетворении заявления В.Н. Балуты о признании незаконным отказа администрации Первомайского района города Ижевска в постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании поставить его на такой учет в качестве ветерана боевых действий. При этом суд указал, что после 1 января 2005 года постановка ветеранов боевых действий на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только при условии признания их малоимущими, а документы, необходимые для признания В.Н. Балуты таковым, им представлены не были.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку, отменяя право ветеранов боевых действий на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов и предусматривая право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только для нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий, принятых на учет до 1 января 2005 года, ставит граждан, которые приобрели статус ветерана боевых действий до указанной даты, но не обратились в названный срок в уполномоченный орган с заявлением о постановке их на учет, в неравное положение с относящимися к той же категории гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

2. Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления располагает достаточно широкой свободой усмотрения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года № 17-П). Однако, внося изменения в содержание таких мер, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, произвольно отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 502-О).

2.1. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты различных категорий ветеранов, установленная названным Федеральным законом, включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13 в первоначальной редакции), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории.

Для лиц, входящих в категорию ветеранов боевых действий, объем этих прав и льгот также различался - исходя из того, к какой из перечисленных в пункте 1 статьи 3 указанного Федерального закона группе ветеранов боевых действий они относились. В частности, наибольшими по объему правами и льготами обладали ветераны боевых действий из числа: военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ - также сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года; военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащих летного состава, совершавших с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» в первоначальной редакции).

При этом для ветеранов боевых действий из числа указанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, а расходы на обеспечение жильем ветеранов боевых действий возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт «г» подпункта 2 пункта 1 статьи 10, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ).

Таким образом, по своей правовой природе первоочередное бесплатное предоставление ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов являлось входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан.

Право на такого рода жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.

2.2. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты всех категорий ветеранов подверглась существенным изменениям. В частности, было предусмотрено, что те ветераны боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий и встали на соответствующий учет до 1 января 2005 года, должны были обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а вставшие на указанный учет после 1 января 2005 года подлежали обеспечению жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 11 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ приведенное законоположение было исключено (пункт 10 статьи 17), однако новое правовое регулирование фактически сохранило различия в правилах обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от даты их постановки на соответствующий учет - до или после 1 января 2005 года.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Приведенное правовое регулирование, устанавливая в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но не обеспеченных им до указанной даты, направлено на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилья иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 990-О-О).

Что же касается ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 года, то в силу того же подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» они обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации: согласно частям 2 и 3 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

2.3. Таким образом, исключив из системы мер социальной защиты ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготу в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель предусмотрел для тех из них, кто по состоянию на 1 января 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет, т.е. имел право на указанную льготу, гарантию в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Такое правовое регулирование было предпринято федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты ветеранов и направлено, в первую очередь, на выполнение государством взятых им на себя ранее обязательств по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 1 января 2005 года. С учетом того, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.

Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Внося изменения в систему социальной защиты ветеранов боевых действий и предусмотрев для них взамен ранее предоставлявшихся льгот определенный набор мер социальной поддержки, федеральный законодатель исходил из недопустимости произвольного уменьшения гарантированного государством объема социальной защиты, обусловленного наличием у лица статуса ветерана боевых действий. Однако, учитывая, что установление для тех или иных категорий граждан особого (льготного) порядка обеспечения жильем не предопределено положениями Конституции Российской Федерации о социальном государстве и правовом статусе личности, предоставление права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет до 1 января 2005 года, - притом что ветеранам боевых действий из числа тех же лиц, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет после этой даты, предоставлено право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях - осуществлено в пределах полномочий федерального законодателя по определению механизма реализации социальной поддержки ветеранов.

2.4. В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, затрагиваются его конституционные права и свободы.

Оспариваемое В.Н. Балутой законоположение, предусматривая различный порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», в зависимости от даты их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до или после 1 января 2005 года, затрагивает права только тех ветеранов боевых действий, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят на указанном учете.

Из представленных же материалов следует, что заявителю было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом правомерность такого отказа была подтверждена судом общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах жалоба В.Н. Балуты не может быть признана отвечающей критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балуты Виктора Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.



Просмотров