Жалоба в ФАС: срок подачи и рассмотрения. Процесс и срок рассмотрения жалобы в фас Может ли фас забыть рассмотреть жалобу

В случае нарушения предписанной процедуры осуществления госзакупок или наличии злоупотреблений со стороны заказчика, организатора торгов, любое заинтересованное лицо (согласно положениям закона № это может быть участник торгов, общественное объединение, объединение юридических лиц) имеет право подать соответствующую жалобу в . Следует отметить, что такая жалоба не препятствует защите нарушенных прав так же и в судебном порядке.

Как правило, подача жалобы осуществляется при поддержке специализированных консалтинговых компаний, при этом стоимость таких услуг достаточно высока. Однако существующая процедура подачи обращения не отличается сложностью и доступна для освоения большинству пользователей, тем более что сделать это можно и в электронном виде.

Как правильно подать жалобу в ФАС

Первое, что необходимо сделать – сформулировать предмет жалобы. Важно подробно и структурировано описать какие действия, каких уполномоченных органов вы подвергаете сомнению. Так же весьма полезно ознакомиться с аналогичными жалобами других лиц, так как существующая практика рассмотрения подобных обращений может дать важную информацию для подготовки качественного и обоснованного документа и позволит сделать вывод возможном исходе дела и целесообразности подачи жалобы.

Как правильно подготовить жалобу в ФАС

Образец жалобы, а так же реестр всех рассматриваемых ФАС жалоб доступны для просмотра на сайте федеральной антимонопольной службы и на сайте госзакупок.

В соответствии с Законом № 44-ФЗ жалоба обязательно должна содержать:

  • идентификационные реквизиты лица, действие которого обжалуются (наименование юридического или физического лица, его контактные данные);
  • идентификационные реквизиты лица, подающего жалобу (наименование юридического, физического лица или общественной организации, контактные данные);
  • указание, на закупку (наименование заказа и торговая площадка, где он размещался);
  • указание на обжалуемые действия (описание допущенных нарушений по существу).

Отсутствие или неполное заполнение указанных реквизитов может являться основанием для отказа в рассмотрении в обращении.

Жалоба может подаваться в письменном виде по почте или с использованием средств факсимильной связи в территориальные органы ФАС. Так же допускается её подача в электронном виде.

Важно отметить, что жалоба и все прилагаемые к ней документы, подготавливаемые на бумажных носителях, должны быть пронумерованы и прошнурованы, подписаны и скреплены печатью (при её наличии). Документы, подаваемые в электронном виде, должны быть в обязательном порядке утверждены электронной цифровой подписью, полученной в установленном порядке.

Копию жалобы необходимо направить лицу, действия которого обжалуются.

Сроки подачи жалобы в ФАС

В соответствии с Законом № 44-ФЗ подача обращения в ФАС допускается не позднее, чем через 10 дней после завершение конкурса и публикации заказчиком протоколов рассмотрения заявок и определения поставщика по итогам конкурсного отбора. По истечении указанного срока подача жалобы допускается исключительно в судебном порядке.

Деятельность Федеральной антимонопольной службы, или ФАС России, заключается в поддержании принципов свободной конкуренции.

Главным образом ФАС России рассматривает следующие случаи:

    злоупотребление доминирующим положением;

    сговор с целью завышения цен;

    преференции со стороны органов власти по отношению к подрядчикам;

    навязывание дополнительных услуг;

В чем заключается работа ФАС?

На практике деятельность антимонопольной службы может быть очень полезна как простым людям, так и юридическим лицам.

В сфере государственных закупок самым распространенным случаем является подача жалобы в ФАС на ошибки в документации и неправомерные действия заказчика

Чтобы воспользоваться своими правами нужно, во-первых, их знать, а во-вторых, грамотно составить обращение в соответствующий орган.

В 2017 году количество проверок по сравнению с аналогичным периодом в 2016 году уменьшилось более, чем на 20% .

Если рассматривать период с 2015 года, то количество жалоб, которые подали участники закупок, увеличилось практически на 28%.

Порядок подачи жалобы в ФАС и в каких случаях ждать отказа?

Существует два способа обращения в антимонопольную службу:

    жалоба - просьбу о защите прав или свобод заявителя;

    заявление - по сути, сообщение о нарушении закона. Заявитель может сообщать, как о нарушении непосредственно своих прав, так и о нарушениях, не касающихся его лично. Главное, чтобы вопрос, описываемый в заявлении, был в компетенции службы.

В ФАС можно обращаться, как по почте, так и через интернет, заполнив форму на сайте ведомства. Жалобу, связанную с нарушениями в сфере государственных закупок можно подать либо в бумажном виде, либо в форме электронного документа на адрес электронной почты территориального контролирующего органа (управление ФАС в субъекте РФ).

Данные для отправки жалобы в антимонопольный орган обычно указаны на сайте каждого УФАС.

Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах.

Сроки подачи жалобы в ФАС

Срок подачи жалобы в ФАС, согласно 44-ФЗ составляет 10 дней с момента размещения в Единой информационной системе итогового протокола. В течение 2 дней после подачи жалобы, информация о ней размещается в ЕИС, а также направляется уведомление лицам, участвующим в рассмотрении (заявителю, заказчику, оператору электронной площадки):

  1. о поступлении жалобы;
  2. ее содержании;
  3. о месте и времени ее рассмотрения.

В течение 5 рабочих дней контролирующий орган рассматривает жалобу по существу и выносит мотивированное решение. В течение 3 рабочих дней с даты принятия решения и, в случае выдачи предписания, с даты выдачи такого предписания, направляет копию решения и предписания участнику, подавшему жалобу, заказчику, а также оператору электронной площадки.

Иногда обращение остается без ответа. Основания для этого четко оговорены законом:

    Вы не сообщите фамилию;

    Вы наберете текст одними заглавными буквами, латиницей или не разобьете его на предложения;

    Вы повторно обращаетесь с одним и тем же вопросом, не сообщая новые факты;

    Вы обращаетесь с вопросом по поводу решения суда.

Как подавать жалобу в ФАС в электронном и письменном виде знают не все. И то, и другое должно содержать одинаковую информацию, отличаются они исключительно оформлением.

Жалоба в ФАС - как оформить обращение?

    К подготовке пакета документов стоит подойти очень тщательно. Небрежность может стать козырем в руках вашего будущего оппонента, привести к затягиванию процесса рассмотрения.

    Составление жалобы в ФАС требует грамотности и терпения, если она подается письменно, то по установленной форме.

    Если речь идет о юридическом лице, то обращение пишется от лица представителя компании и заверяется его личной или электронной цифровой подписью.

    К жалобе прикладываются документы, подтверждающие вашу правоту, и их список.

    Не забудьте об информации о Вас или о компании.

В конце статьи Вы увидите образец жалобы в ФАС, составленной на фирменном бланке организации.

Если обращение будет от юридического лица, то Вам потребуется фирменный бланк организации и также необходимо будет завизировать его как исходящий документ. Документ должен быть подписан подающим лицом или его уполномоченным представителем (в этом случае пакет документов должен содержать доверенность на право подписи).

Порядок подачи жалобы в ФАС

Когда подготовка окончена, нужно решить, каким образом будет подана жалоба: в электронном виде или в бумажном.

При любом варианте необходимо помнить, что:

    Важно соблюсти сроки подачи.

    Вам необходимо подать жалобу в территориальный орган ФАС России, его адрес можно найти в интернете на официальном сайте службы.

Уведомление о принятии жалобы к производству будет отправлено на Ваш адрес электронной почты, либо почтой России, а также размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/ в Единой информационной системе.

В принципе, порядок всегда один и тот же, хотя и имеет свои отличия в зависимости от того, какое нарушение совершено.

Жалоба в ФАС по 223-ФЗ - новые условия с 2018 года

Жалобы в ФАС на заказчика

Участие в аукционах часто приводит к конфликтным и просто неоднозначным ситуациям. Желание какой-либо структуры оттеснить одного или нескольких участников, сговоры, затягивание сроков приема заявок - то, с чем часто встречаются, подрядчики. Если Вы столкнулись с подобной ситуацией, то обращаться нужно именно в антимонопольную службу.

Важно понимать, кто в каком случае имеет право подать жалобу:

  1. на содержание конкурсной документации - любое лицо;
  2. на действия комиссии или заказчика при рассмотрении заявок, подведении итогов, проведении аукциона или иных действиях, совершенных после срока окончания подачи заявок - только лицо, подавшее заявку.

Формулировок жалоб немало. Каждая из них эффективна в конкретном случае. Их виды зависят от типа конкурса:

    заказ для федеральных нужд госорганами и органами, управляющими внебюджетными фондами: жалоба на поведение заказчика во время размещения заказа, его действие или бездействие;

    участвуя в закрытом конкурсе для потребностей субъекта РФ или муниципальных нужд, Вы также можете написать жалобу в ФАС на действия или бездействия заказчика;

    будучи участником электронного аукциона, Вы можете обжаловать действия оператора электронной торговой площадки, в том числе, если у вас возникли проблемы с аккредитацией.

Совет: если Вы подаете жалобу в антимонопольную службу на нарушение законодательства о госзаказе, очень важно не терять времени из-за незнания формальностей. Именно поэтому лучший выход - доверить подготовку специалистам , обратившись в «РусТендер».

Однако некоторые правила должен знать каждый. Мы перечислим только основные моменты, которые не ограничивают всего многообразия возможных ситуаций:

    Жалоба в ФАС на документацию должна быть подана до того, как закроется прием заявок на участие;

    она должна быть в письменной форме и заверена личной или электронной подписью;

    действия оператора ЭП обжалуются в течение 30 дней, а жалоба на заказчика должна быть подана до заключения контракта, в течение 10 дней с даты размещения итогового протокола;

    о месте и времени рассмотрения обращения Вы узнаете в течение двух дней после подачи документов.

В ходе рассмотрения проводится проверка, по итогам которой Ваше обращение может быть признано обоснованным, необоснованным или частично обоснованным.

В чем же главная цель подачи жалобы в ФАС? В выявлении нарушений закона: если таковые будут выявлены, то контракт не будет заключен до их устранения.

Помощь при подготовке обращения

Очень важно подготовить все необходимые документы оперативно и оформить их в соответствии с требованиями закона. От этого во многом зависит вероятность быстрого и благоприятного для Вас решения о нарушении в сфере госзаказа.

Доверьтесь команде профессионалов компании «РусТендер». Наши специалисты обладают большим опытом работы в сфере госзаказа, а это значит, что мы сумеем обойти подводные камни и опасные мели. Хотите подать жалобу в ФАС? Просто оставьте на заявку на сайте или позвоните по бесплатному номеру 8-800-700-23-26 и мы:

    проанализируем ситуацию;

    подготовим документы так, чтобы не допустить затягивания дела;

    подадим пакет документов с соблюдением всех сроков.

Работа с нами - это оперативная помощь Вашему бизнесу. Наша компания оказывает целый комплекс услуг в сфере госзаказа и закупок государственных компаний. Нам есть что предложить, как опытным, так и начинающим игрокам.

Образец жалобы в ФАС

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

В связи с многочисленными нарушениями в сфере защиты прав предпринимателей и потребителей, и те и другие вынуждены принимать кардинальные меры для исправления ситуаций. Некоторые из них, восприняв ущемление своих интересов весьма эмоционально, со временем успокаиваются и не желают вступать в конфронтации. Однако другие готовы отстаивать свою позицию и идти дальше. Именно здесь борцы за справедливость сталкиваются с установленным обязательным требованием соблюдать определенный алгоритм действий.

Актуальность проблемы

Следует знать, что любое обращение в госструктуры должно соответствовать нормативным требованиям. В соответствии с этим, перед тем как написать жалобу в ФАС или иной другой орган, целесообразно проконсультироваться с квалифицированным юристом. Сегодня достаточно много фирм предлагает свои услуги в данной сфере.

Например, в Интернете можно увидеть множество объявлений, в которых компании готовы помочь в написании жалобы и сопровождать дело о нарушении в области финансовых и рыночных отношений и конкуренции. Однако в большинстве случаев цена на такие услуги непомерно высока. В среднем заполнить образец жалобы в ФАС, например, будет стоить от 3-х до 5-ти тысяч рублей. Разница в цене будет зависеть от репутации исполнителя и его статуса, а также от региона, в котором оказывается услуга. Как поступить в случае, когда средств на оплату работы фирмы нет? В этом случае придется составлять ее самостоятельно.

Алгоритм действий

Перед тем как будет направлена жалоба в ФАС, представитель учреждения, компании либо организации, чьи интересы нарушены, должен иметь:


Желательно иметь также персональный компьютер с выходом в Интернет. В Сети можно не только ознакомиться с действующими законами. Согласно существующему порядку, может быть отправлена электронная жалоба в ФАС.

Важный момент

Когда будет оформляться жалоба в ФАС, заявитель должен четко определить предмет претензии и реальную целесообразность обращения. Необходимо также обосновать свою позицию. Это значит, что жалоба в ФАС, кроме непосредственно описания самого нарушения и требований, должна содержать и ссылки на действующее законодательство. Вместе с этим следует точно установить, находится ли данное дело в компетенции Службы.

Жалоба в ФАС: сроки

Если обращение будет содержать нормативное обоснование, и к нему будут приложены документальные доказательства случившегося, полностью раскрывающие суть нарушения, и не будет пропущен период, в течение которого его можно направить, то претензию не могут не принять. Что касается срока, в который следует отправлять жалобу, то он составляет 10 дней (календарных). Он начинает исчисляться с даты размещения на официальном сайте протоколов:


Необходимо отметить, что при проведении закрытого конкурса или аукциона подача жалобы в ФАС осуществляется в течение семи дней. При этом учитывается дата размещения протоколов на сайте. В случае если претензия будет направляться в связи с действием или бездействием оператора, влияющего на аккредитацию участника, период установлен в 30 дней с момента случившегося.

Особенности отправки

Жалоба в ФАС должна составляться согласно установленным в законе требованиям. В соответствии с порядком, определенным нормативными актами, претензия оформляется письменно и отправляется непосредственно в территориальное подразделение Службы по почте. Ее также можно принести лично. Как выше было сказано, жалоба в ФАС может направляться через Интернет. В этом случае она должна быть заверена эл. подписью. Но в таком случае существует вероятность, что заявление вовремя не зарегистрируют. Это, в свою очередь, станет причиной направить автору претензии отказ на рассмотрение жалобы. В ФАС лучше все-таки отправлять обращение на бумаге.

Правила оформления

Жалоба в ФАС на заказчика должна содержать обязательные реквизиты:

  • Контактные данные, наименование/ФИО отправителя.
  • Реестровый номер конкурса/аукциона.

Далее в содержании обращения излагаются доводы, в соответствии с которыми заявитель считает действия заказчика неправомерными и нарушающими его интересы. При этом приводятся ссылки на соответствующие нормативные акты. Далее следует указать причину отклонения, приведенную заказчиком. К претензии необходимо приложить экземпляры документов, на которые есть ссылки в содержании. В качестве таких бумаг могут выступать заявка на тендер, ГОСТы, уведомление о недопуске и прочее. В конце обращения проставляется число составления и подпись заявителя.

Причины отправки претензии

Жалоба может направляться участником размещения заказа. При этом причины могут быть следующими:

  • Документация аукциона противоречит ФЗ №44, вводит заинтересованное лицо в заблуждение, ограничивает конкуренцию, недостаточно полно описывает состав работ либо объем поставки. Также требования к характеристикам соответствующих материалов не согласуются с ГОСТами и прочими стандартами.
  • Заказчик уклоняется от заключения госконтракта.
  • Не соблюдены временные рамки и порядок публикации документации и протоколов по результатам аукциона.

Во всех указанных случаях необходимо подавать жалобу в ФАС.

Принятие претензии

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим работу антимонопольной службы РФ, четко установлен период, в течение которого осуществляется рассмотрение жалоб в ФАС. Так, на протяжении двух дней с даты фактического получения претензия должна быть размещена в соответствующем реестре ЕИС.

Всем заинтересованным лицам предоставляется право направить в письменном виде свои возражения, касающиеся предмета претензии. Это можно сделать за 2 дня (не позднее) до даты рассмотрения жалобы. Антимонопольная службы обязана исследовать претензию в течение 5-ти дней. В трехдневный период ФАС должна разместить результаты рассмотрения в соответствующем реестре. Разобрав и исследовав претензию, антимонопольная служба вправе приостановить на время осуществление закупки. При этом ФАС выдает заказчику четкие предписания для устранения выявленных нарушений.

Виды наказаний

Предусмотрено три вида ответственности за нарушение норм антимонопольного законодательства, положений, регулирующих сферу конкуренции. Она может быть гражданско-правовой, административной и уголовной. К ответственности виновное лицо может привлекаться разными способами. Уголовное и гражданско-правовое наказание устанавливается в судебном порядке. Меры административного характера могут применять непосредственно антимонопольный орган и его различные территориальные подразделения.

Характеристика ответственности

Уголовное наказание за нарушения антимонопольного законодательства применяется при недопущении, ограничении или устранении конкуренции. Данная ответственность наступает согласно ст. 178 УК РФ. В качестве наказания назначается штраф, арест либо лишение свободы до 2-х л. Гражданско-правовые последствия наступают в виде обязательства возместить материальные убытки, причиненные вследствие нарушений. Этот вид ответственности предусматривают ст. 14-16 ГК. Возмещение материального вреда может быть осуществлено как организацией, так и конкретным муниципальным образованием либо субъектом РФ. Административное наказание представляет собой штраф либо дисквалификацию. Данная мера может применяться как к физлицам, так и к организациям. Виды штрафов, а также классификация субъектов, которым они вменяются, установлены в ст. 19.5, ч. 2 и 19.8 КоАП.

В заключение

Таким образом, основываясь на законодательных актах и соблюдая установленный порядок, можно отстоять и восстановить свои права. При подаче жалобы следует внимательно отнестись к ее составлению. Если в ней будут отсутствовать обязательные реквизиты, она будет возвращена заявителю. Кроме того, следует тщательно продумать содержание обращения. Претензия должна основываться на действительном факте нарушения. Как и во многих других случаях, позиция заявителя должна быть обоснована ссылками на нормативные акты антимонопольного и гражданского законодательства. Факты нарушений должны быть подтверждены документами. В зависимости от серьезности неправомерных действий будет устанавливаться характер ответственности и, соответственно, наказание.

Если жалоба будет безосновательной, и это выяснится при ее рассмотрении, для заявителя могут наступить неблагоприятные последствия. В удовлетворении претензии может быть отказано, если она не входит в компетенцию ФАС. В этой связи предварительно стоит узнать круг вопросов, которые относятся к компетенции антимонопольной службы. Для этого можно посетить официальный сайт ФАС или обратиться лично за консультацией в территориальное подразделение. Там же можно получить информацию по правильному составлению и отправке претензии. Если по каким-то причинам нет уверенности в своих силах, целесообразнее обратиться к квалифицированному юристу. Он не только поможет в оформлении и отправке жалобы, но и сможет представлять интересы заявителя. В последнем случае нужен будет нотариально заверенный документ – доверенность.

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14
"Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.05.2011, N 22, ст. 3169) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок информация, подлежащая размещению в указанной системе, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

3. Признать утратившим силу приказ ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (зарегистрирован в Минюсте России 01.08.2012 N 25073).

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Обновлен административный регламент по рассмотрению жалоб при размещении государственных (муниципальных) заказов.

Это обусловлено в т. ч. принятием нового Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Данную госфункцию, как и прежде, исполняют ФАС России и ее территориальные органы (далее - контрольные органы).

Срок рассмотрения жалобы также не изменился и составляет не более 5 рабочих дней с даты ее поступления. Иные действия, связанные с этим, осуществляются в сроки, установленные Законом.

Информация о поступлении жалобы, ее текст, данные о месте, дате и времени ее рассмотрения, вынесенные решения, предписания публикуются в единой информационной системе в сфере закупок (до ее ввода в эксплуатацию - на официальном сайте Российской Федерации для раскрытия информации о размещении заказов).

Жалоба рассматривается по существу на заседании специальной комиссии. На нем выступают заявитель, лица, действия (бездействие) которых обжалуются, а также те, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением жалобы. Кроме того, могут привлекаться эксперты, представители органов госвласти, свидетели. Проводится внеплановая проверка. По результатам заседания выносится решение, предписание об устранении выявленных нарушений. При необходимости материалы жалобы передаются для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, дела об административном правонарушении. Принимаются другие меры по устранению нарушений, в т. ч. обращение с иском в суд, направление материалов в правоохранительные органы, органы контроля в сфере закупок и т. д.

Жалоба не рассматривается в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений по отдельным критериям. Речь идет о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки, а также о квалификации участников закупки, в т. ч. наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Прежний административный регламент признан утратившим силу.

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд"


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Сроки рассмотрения жалобы

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки « » для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».



Просмотров