Заявка на участие в запросе котировок содержит. Котировочная заявка. Извещение о проведении запроса котировок

Филиал имеет все необходимые документы, регламентирующие его управленческую деятельность и обеспечивающие эффективное взаимодействие и координацию всех функциональных служб и работников. К их числу следует, прежде всего, отнести Положения о подразделениях, в которых устанавливаются их назначение и место, структура, основные задачи и функции управления, права, ответственность и связи с другими структурными единицами и сторонними учреждениями.

В документах официально закреплено рациональное распределение функций управления между учебными и административными подразделениями филиала; конкретизированы их права в части принятия решений и использования имеющихся ресурсов; определены функциональные взаимосвязи между подразделениями по каждому комплексу задач управления; установлена ответственность сотрудников за качественное решение возложенных на подразделения функций управления.

Положения разработаны в соответствии с требованиями Классификатора функции, задач и операций управления (КФЗО), Унифицированной системы организационно-распорядительной документации и структурно состоят из следующих разделов:

Общие положения;

Функции;

Руководство;

Организация и ликвидация.

Наличие и применение должностных инструкций в управленческой практике филиала позволяет:

Рационально распределить функциональные обязанности между его сотрудниками и исключить их дублирование;

Повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения показателей оценки периодичности их выполнения, трудоемкости, продолжительности и др.;

Поддерживать нормальный морально-психологический климат в коллективе, а также устранить конфликты между руководителями и подчиненными;

Четко определить служебные связи сотрудников и их взаимоотношения друг с другом;

Конкретизировать права сотрудников в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;

Повысить коллективную и личную ответственность сотрудников за своевременное и качественное использование возложенных па них функциональных обязанностей;

Организовать равномерную загрузку сотрудников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками.

Должностные инструкции разработаны для каждой должности в соответствии со штатным расписанием филиала и являются логическим продолжением и развитием системы его управления.

Система управления филиалом отражена в его структуре (Рис.1.1.)

Рис. 1.1. Система управления филиалом

Структура филиала

В структуре филиала работают такие общие административные подразделения, как дирекция, учебно - методический отдел, отдел бухгалтерского учета и финансового контроля, отдел кадров, канцелярия, библиотека, отдел по работе со студентами, хозяйственный отдел.

Ключевое место в ней занимают кафедры, которыми непосредственно руководят заведующие кафедрами, выбираемые Ученым советом РГГУ и утверждаемые ректором из числа специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень и звание. Срок полномочий заведующего кафедрой в филиале - от одного года до трёх лет. Заведующие кафедрами несут ответственность за результаты деятельности возглавляемых ими кафедр, которые они представляют во всех подразделениях филиала и других организациях. Полномочия заведующих кафедрами определяются соответствующими Положениями, утверждаемыми директором филиала.

Взаимодействие структурных подразделений филиала обеспечивается соответствующими локальными актами и средствами оперативного управления. Контроль за выполнением планов осуществляется в течение учебного года. Помимо плановых мероприятий в филиале осуществляется оперативное управление через совещания при директоре. Обязательным является их проведение в начале каждого месяца. Внеплановые совещания созываются по мере необходимости.

Для оперативного руководства и координации деятельности подразделений филиала издаются приказы директора. Система координации и взаимодействия основных структурных элементов и должностных лиц филиала отражена в Рис. 1.2.

В целях рационализации управления в филиале имеются междугородние и международные телекоммуникации (факсимильная связь и электронная почта), выход в сеть Интернет.

Наличие указанной выше организационной структуры управления благоприятно сказывается на положении дел в филиале и способствует его эффективному функционированию, которое позволяет адекватно оценить степень соответствия достигаемых результатов установленным целям филиала, а также степень соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию, организации и результатам.

При этом критерием эффективности организационной структуры филиала служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей управления при существующей системе финансирования, а критерием эффективности мероприятий по совершенствованию организационной структуры - возможность более полного и стабильного достижения поставленных целей.

Филиал при анализе и оценке эффективности работы аппарата управления и соответствующей ему организационной структуры использует следующие группы взаимосвязанных показателей, характеризующих:

Эффективность собственно системы управления (выражается через конечные результаты деятельности филиала и затраты на управление);

Содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда (в качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, подготовку и переподготовку кадров управления, на приобретение вычислительной техники и других технических средств, используемых в управлении;

Рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень (число уровней и звеньев с системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т.п.).

В филиале создана централизованная система делопроизводства, при которой полный цикл технологических операций по обработке документов, от момента их получения или создания и до сдачи в архив, выполняется в канцелярии филиала при участии, если это необходимо, должностных лиц других подразделений.

Оценивая эффективность управления филиалом, следует отметить, что в ней находит выражение сбалансированность состава целей и функций управления, содержательная полнота и целостность процессов управления, соответствие численности и состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения процессов требуемой информацией, а также обеспеченности процессов управления техническими средствами.

В целом система управления филиалом РГГУ в г.Всеволожске и организация взаимодействия его структурных подразделений соответствует Положению о филиале (Рис. 1.2.).

Рис. 1.2. Системное управления филиалом РГГУ в г.Всеволожске и организация взаимодействия его структурных подразделений


Есть несколько оговорок:

  • Положения о структурных подразделениях актуальны только тогда, когда они присутствуют в организации.
  • Их наличие для организации не обязательно.

Структурные подразделения выделяют в установленном порядке как часть предприятия. Ни них возлагают самостоятельные функции, задачи и ответственность. Подразделения не обладают признаками юридического лица и не являются обособленными.

Критерий, по которому выделяют в отдельную структуру некоторую часть предприятия или работников, — наделение ее особыми задачами и функциями. За подразделением закрепляют особые полномочия, необходимые для решения поставленных задач.

Исходя из практики управления, эффективная организация работы и контроля возможна в том случае, если у одного руководителя в подчинении находится не больше 10 сотрудников. Таким образом, крупные подразделения желательно делить на более мелкие:

  • Отделы – на участки, сектора и отделения.
  • Цеха – на участки и сектора.
  • Управление – на службы и отделы.

Самая важная часть положений – упорядочение взаимосвязей между отдельными подразделениями, а также разграничение зон ответственности. Анализ круга вопросов взаимодействия показывает дублирующих друг друга связей. То есть, не вся поступающая в определенный отдел информация ему нужна. Разработка положений направлена на упорядочение этих информационных потоков, уменьшение времени их прохождения между руководителем и исполнителем, на повышение качества и скорости принятия решений.

Разработка положения о структурном подразделении включает:

  1. Определение задач, решением которым будет заниматься вновь созданное структурное подразделение. Они должны быть реальными, то есть в принципе выполнимыми. Процесс комплектации подразделения сотрудниками происходит исходя из их возможностей решения поставленных задач. После этого принимается решение привлечь специалистов со стороны или справиться с задачами усилиями собственных подобранных сотрудников. На данном этапе планируется обучение персонала.
  2. Определение необходимых функций подразделения для решения поставленных задач.
  3. Группировка однотипных функций по отдельным направлениям, определение количества необходимого персонала (функции распределяются среди виртуальных работников и рассчитываются нормы времени на их выполнение, либо используют другие методы), анализ возможности контроля руководителем структурного подразделения за выполнением функций. В ходе анализа определяется степень необходимости создания более мелких структурных единиц внутри подразделения.
  4. Определение служебных взаимосвязей с другими подразделениями.

По окончанию данной работы, проект «Положения» отдают заинтересованным подразделениям (определяются на предыдущем этапе работы) на согласование. Далее анализируются собранные замечания и предложения. При необходимости собирается «согласительная комиссия», которая решает разногласия по содержанию.

После этого проект передают в юридический отдел, где проверяется его соответствие действующему законодательству. При положительном ответе, документ утверждается у руководителя.

В некоторых организациях (зачастую это государственные и муниципальные органы, бюджетные учреждения) разработка и утверждение Положений закреплено отдельным документом, а именно «Инструкцией о порядке составления, согласования и утверждения Положений о структурных подразделениях».

Можно использовать и другой метод. За основу берут «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих». Основные функции и задачи могут быть производными от обязанностей специалистов, руководителей, и наоборот. Но при этом функции и задачи в обязательном порядке уточняют и дополняют в соответствии с конкретной организацией.

К разработке Положений лучше всего применять неформальный подход. Типовые, штампованные формулировки приводят к тому, что сотрудники обращаются к таким документам только при приеме на работу в рамках ознакомления, то есть, в дальнейшем не опираются на него при работе.

Обязанности разработки Положений возлагаются на отдел организации и оплаты труда. Если же он отсутствует, то этим занимается юридический отдел или отдел кадров.

В положении определяется: правовое положение и порядок создания подразделения; его структура и штатная численность; права и ответственность, задачи, функции, порядок взаимодействия с другими структурами организации.

Таким образом, Положение может включать следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Структуру и штатную численность.
  3. Функции.
  4. Задачи.
  5. Права.
  6. Ответственность.
  7. Взаимодействие.

(Размер: 73,0 KiB | Скачиваний: 5 267)

(Размер: 74,5 KiB | Скачиваний: 2 145)

(Размер: 67,5 KiB | Скачиваний: 1 852)

Утверждаю Ректор ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» __________________А.А. Левитская «____»_____________2012 г. ПОРЯДОК взаимодействия структурных подразделений федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» при осуществлении закупок товаров, работ, услуг 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящий Порядок регламентирует взаимодействие структурных подразделений федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (далее СКФУ) при осуществлении процедур закупок товаров, работ, услуг. 2. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЗАЯВОК ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ 2.1. При возникновении потребности в закупке товаров, работ, услуг, Структурное подразделение университета (Инициатор закупки) в лице начальника управления (директора института, директора филиала), подготавливает Заявку со всеми необходимыми приложениями1 (далее Заявка) (Приложение 1 и Приложение А, Б, В в зависимости от типа заявки). 2.2. В Заявке необходимо указать наименование предмета закупки, ориентировочную стоимость и цель приобретения. 2.3. Заполненная заявка направляется для предварительного одобрения и согласования на электронную почту Управления планирования и организации закупок - [email protected]. 2.4. Управление планирования и организации закупок в течение 2 рабочих дней проверяет заявку, предварительно одобряет и группирует товары, работы, услуги по направлениям закупки. Заявке присваивается уникальный номер, и она возвращается по обратному электронному адресу Инициатору закупки. 2.5. После предварительного согласования, Инициатор закупки передает Заявку на согласование в установленном порядке (Заявка согласовывается с Проректором по направлению деятельности, Управлением стратегического планирования, Проректором по финансово-экономической деятельности). 2.6. Все заявки, поступившие в Управление планирования и организации закупок передаются Ректору для наложения резолюции. 1 В случае выполнения строительно-монтажных работ, работ по текущему и капитальному ремонту приложение к заявке оформляется по форме Приложение В. 2 3. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА ЗАКУПКИ. 3.1. Управление планирования и организации закупок в течение 2 рабочих дней: а) регистрирует заявку; б) рассматривает заявку2; 3.2. Отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок Управления планирования и организации закупок в течение 2 рабочих дней принимает решение о способе закупки товаров (работ, услуг): - Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); - Закупка путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок или запроса предложений. 3.3. При необходимости, отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок включает закупку в Единый план закупок, путем внесения изменений, в соответствие с Положением о закупке. 4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЦЕДУР ЗАКУПКИ. 4.1. Осуществление процедуры закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). 4.1.1. Отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок передает Заявку в отдел Материально-технического обеспечения; 4.1.2. Отдел Материально-технического обеспечения совместно с Инициатором закупки определяет основные технические характеристики (торговые марки, производителей) предмета закупки. 4.1.3. Отдел Материально-технического обеспечения совместно с Инициатором закупки, руководствуясь принципами целевого и экономически эффективного расходования денежных средств Заказчика, определяет поставщика, подрядчика, исполнителя, у которого будет производиться закупка товаров, работ, услуг. В случае, если цена закупки составляет 400 000 рублей и более, Инициатор закупки предоставляет в отдел Материальнотехнического обеспечения расчет обоснования цены (3 коммерческих предложения) на проводимую закупку, после чего на основании полученных расчетов начальной (максимальной) цены производит отбор поставщика, подрядчика, исполнителя. 4.1.4. Отдел Материально-технического обеспечения производит закупку товаров работ услуг за наличный и безналичный расчет: 4.1.4.1. В случае приобретения товаров, работ, услуг за наличный расчет, специалист отдела Материально-технического обеспечения, который непосредственно производит закупку, получает денежные средства под отчет и отчитывается по их использованию в Управление бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля в порядке установленном Учетной политикой СКФУ. 4.1.4.2. В случае приобретения товаров, работ, услуг за безналичный расчет, специалист отдела Материально-технического обеспечения совместно с Инициатором закупки: а) обеспечивает заключение договора; 2 В случае, если приобретение осуществляется за счет Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» на 2012 - 2021 годы, Инициатор закупки предварительно представляет заявку на согласование на ближайшем заседании Исполнительной дирекции. 3 б) организует приемку товара, работ, услуг. Поставка товара осуществляется централизованно. (В случае, если стоимость поставляемых товаров составляет 500 000, 00 рублей и более, приемка данного товара осуществляется комиссией, утвержденной приказом ректора); в) визирует товарные накладные (акты приемки-сдачи, акты выполненных работ (услуг), акты пуско-наладочных работ); г) осуществляет подписание документов для оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), передает вторые экземпляры оформленных документов поставщику, подрядчику, исполнителю; д) передает оформленные документы на регистрацию в отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок. Отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок, в течение 1 рабочего дня регистрирует документы и передает их для оплаты в Управление бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля. 4.2. Осуществление закупки путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок или запроса предложений. 4.2.1. Отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок совместно с отделом Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров определяет в какой форме будет проводиться закупка (открытый конкурс, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, запрос котировок, запрос предложений) (далее процедура); 4.2.2. Инициатор закупки подготавливает Техническое задание (Приложение 2), и согласовывает его с отделом Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров, который проверяет Техническое задание на предмет соответствия требованиям Положения о закупке СКФУ. В случае непредставления информации или предоставления неполной информации в составе Технического задания, данное Техническое задание вместе с Заявкой возвращается инициатору закупки для доработки; 4.2.3. После согласования Технического задания с отделом Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров Инициатор закупки, в установленном порядке согласовывает его с Проектной группой и передает в отдел Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров; 4.2.4. После окончательного согласования Технического задания, отдел Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров регистрирует Заявку и Техническое задание. 4.2.4.1. В случае если начальная (максимальная) цена, определенная отделом Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров, на основании данных, представленных Инициатором закупки с составе Технического задания, составит 4 000 000,00 и более, Инициатору закупки необходимо представить на ближайшее заседание Совета по закупкам и контролю за проведением процедур закупок (далее Совет) Аннотацию на обоснование целесообразности закупки (Приложение 3) (кроме закупок по Программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» на 2012 - 2021 годы). 4 4.2.5. отдел Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров в течение 7 рабочих дней - составляет документацию - осуществляет согласование документации Ректором - размещает документацию на официальном сайте - в течение одного дня, со дня размещения на официальном сайте документации, извещает членов комиссии по осуществлению закупок (далее комиссия) о времени и месте заседания комиссии для проведения процедур предусмотренных Положением о закупке. 4.2.6. комиссии, в срок установленный документацией, проводят заседания, в соответствие с Положением о закупке и Регламентом работы комиссий 4.2.7. после определения победителя процедуры, отдел Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров в установленный Положением о закупке срок, подготавливает проект договора в трех экземплярах и передает его на согласование в установленном порядке. 4.2.8. копию подписанного договора отдел Организации конкурсных процедур и сопровождения договоров передает Инициатору закупки. 4.2.9. Инициатор закупки осуществляет контроль за исполнением договора: а) организует приемку товара, работ, услуг. Поставка товара осуществляется централизованно. (Приемка товаров, стоимость которых за единицу составляет 500 000, 00 рублей и более, осуществляется комиссией, утвержденной приказом ректора); б) визирует товарные накладные (акты приемки-сдачи, акты выполненных работ (услуг), акты пуско-наладочных работ); в) осуществляет подписание документов для оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг; г) передает вторые экземпляры оформленных документов поставщику, подрядчику, исполнителю. д) передает оформленные документы на регистрацию в отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок. Отдел Планирования контроля и технического сопровождения закупок, в течение 1 рабочего дня регистрирует документы и передает их для оплаты в Управление бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля.

Подразделение - это система, социальная система. Если говорить о взаимодействии систем, то нам важны их входы и выходы, а внутреннее содержание системы - это черный ящик. Любое подразделение должно четко знать:

  • Свои входы: что, в каком виде, с какими сопроводительными документами, и от кого и как получает,
  • Свои выходы: что, в каком виде, с какими сопроводительными документами, кому и как передает.
  • Какие у подразделения права при приемке от поставщика, и при передаче потребителю.
  • Однако, в практике, всегда имеются совместные с другими подразделениями операции - и это уже нарушение принципа черного ящика. В социальных системах принцип черных ящиков работает не полностью.

Если взаимодействие структурных подразделений не будет указано в регламентах деятельности структурных подразделений предприятия - положениях о подразделениях - то возможны самые разные нестыковки, задержки, даже производство заведомо несоответствующей продукции. Возможны явные убытки как для предприятия, так и для подразделения. Однако если использовать для организации взаимодействия структурных подразделений только положения о подразделениях, то можно отметить следующие недостатки:

  1. Очень трудно составить положения о подразделениях с указанием всех необходимых входов и выходов.
  2. Двойная запись - при такой организации одни и те же операции (сдачи-приемки, возможно и другие) должны быть записаны и в положениях поставщика, и в регламентах потребителя. Они должны и синхронно изменяться при проведении изменений, со временем такие положения теряют свою актуальность.

Разработка и регламентация бизнес-процессов Первый недостаток, а частично и второй, можно исключить разработкой иерархической системы бизнес-процессов предприятия. Эти бизнес-процессы и покажут все необходимые входы и выходы всех структурных подразделений всех уровней иерархии.
Второй недостаток можно решить предварительно приняв, что регламентировать в положениях о подразделениях: входы - приемку у производителя, или выходы - передачу произведенной продукции потребителю (внутреннюю реализацию продукции).

Порядок взаимодействия структурных подразделений - диктат потребителя или диктат потребителя

Эту дилемму - диктат производителя, или диктат потребителя - современный менеджмент решает в пользу потребителя - производитель должен производить такую продукцию, которая наилучшим образом должна удовлетворять потребности потребителя. При этом процесс передачи (граница между подразделениями) заканчивается подписью потребителя о приемке продукции от производителя. Передача произведенного продукта - обязанность производителя и процедура передачи является процедурой производителя, однако проводимая при взаимодействии с производителем. При этом входы подразделений - это входящая продукция с утвержденными Акты сдачи-приемки. Если такого Акта нет, считается, что продукция на вход еще не поступила. Она еще у поставщика.

Однако, далеко не всегда возможна такая сложная формализованная передача. Тогда потребитель просто принимает продукцию, а если она оказывается несоответствующей - просто возвращает ее производителю, который дорабатывает или заменяет ее. И только при возникновении разногласий запускается процедура сдачи-приемки. Продукция считается принятой, если не поступило возврата. Это положение также включается в регламенты бизнес-процессов и положения о подразделениях.

Процесс взаимодействия - процедура на выходе бизнес-процесса подразделения

Выходы подразделения - продукция с утвержденными потребителем Актами сдачи-приемки. Если Акт не утвержден - продукция, юридически, еще не произведена. Соответственно весь процесс передачи продукции за подразделением-производителем. Он описывается в его положении о подразделении, в нем же описывается и необходимое взаимодействием с подразделением-потребителем. Процесс приемки на входах подразделения не описывается. Описывается только процедура возврата (или переходна нее) при обнаружении несоответствующей продукции.

Возможные недостатки системы бизнес-процессов

Однако встречаются и случаи, когда организация взаимодействие с другими структурными подразделениями требуется и внутри бизнес-процессов предприятия. И это недостаток системы бизнес-процессов предприятия. Еще Адам Смит писал, они должны быть «самостоятельны», т.е. не зависеть от других подразделений. А, если строго формально, то участие одного подразделения в бизнес-процессе другого подразделения должно выражаться двойной передачей деятельности между подразделениями - соответствующими входами и выходами, процедурами сдачи-приемки. Выход здесь заключается в том, чтобы все процедуры бизнес-процесса замыкались бы внутри одного подразделения. А иерархическая организационная структура предприятия отражала бы и иерархическую структуру системы бизнес-процессов.

Институциональные вопросы взаимодействия структурных подразделений
Необходимо отметить, что такая полная формализация бизнес-процессов в неизбежных нештатных ситуациях может приводить к большим проблемам. И выход здесь только в формировании такой корпоративной культуры, такой институциональной среды, которая обеспечит неформальную координацию деятельности подразделений, направленную на достижение цели предприятия. И основой этого являются коллективное целеполагание - совместная выработка общих целей с одновременным согласованием мотивов деятельности главным образом руководителей структурных подразделений на общий результат. Однако Ф. Херцберг с соавторами отметили: «Обзорное исследование нескольких тысяч статей и книг, в которых рассматривались факторы, формирующие то или иное отношение к работе, а также результаты отношения к работе в области производительности и качества труда, показало, что в данной сфере царит разброд мнений и неразбериха» [Херцберг Ф., Моснер Б., Снидерман Б. Б. Мотивация к работе. М. : Вершина, 2007. С. 23]. А мотивация совместной деятельности еще сложнее, чем индивидуальной.

Тем не менее наша компания в ходе более чем десятилетнего проведения консалтинговых проектов и теоретических исследований наша необходимые методики. Они базировались не только на трудах теоретиков менеджмента, но и на труды ученых в области теорий транзакционных издержек, агентских отношений, прав собственности, остаточных прав контроля, контракта. Среди них лауреаты четырех Нобелевских премий по экономике: Роберт Коуз (1991), Дуглас Норт (1993), Оливер Уильямсон (2009), Оливер Харт и Бенгт Хольстрём (2016). Предпосылки наших методик приведены в статьях « » - журнал «Стратегический менеджмент» №4, 2014 и « » - журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №6 2016, в серии статей 2017 года. А завершение исследований отражено в серии статей 2018 года:

  • статьи « » и « » - журнал «Менеджмент Сегодня» №1 и №2, 2018;
  • статья « » - журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование» № 2, 2018;
  • статьи « » и « » - журнал «Мотивация персонала и оплата труда» №3, №4 2018;
  • статья « » - международный журнал «Проблемы теории и практики управления» № 6, 2018.

И эти методики позволяют обеспечивать эффективное целеполагание с внутренней мотивацией персонала не только на личные результаты, а и на результаты совместной деятельности, позволяют создавать необходимую для этого институциональную среду предприятия.

Выводы

Таким образом организация взаимодействия структурных подразделений (как и организация самой организационной структуры) должна проводиться на базе системы бизнес-процессов предприятия, построенной так, чтобы каждый бизнес-процесс был самостоятельным и замыкался внутри одного подразделения. Это основные положения процентного подхода. Формальное взаимодействие структурных подразделений осуществляется на выходной процедуре сдачи-приемки продукции, ответственность за которую лежит на подразделении-производителе (или процедуре анализа несоответствующей продукции).

Необходимо также и неформальное взаимодействие структурных подразделений, особенно при нештатных ситуациях. Оно должно базироваться на институциональной среде предприятия, направленной на достижение не только личных целей, но и целей совместной деятельности, целей предприятия в целом.


__________________


Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Организация взаимодействия структурных подразделений"
16.11.2018 10:37 Анюта

Какие функции осуществляет совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы?

16.11.2018 16:54 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Функция совокупности взаимодействующих структурных подразделений экономической системы - это достижение целей системы

16.01.2019 20:41 Виталий К.

Как обеспечить эффективное взаимодействие структурных подразделений предприятия в решении организационных вопросов?

17.01.2019 10:35 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Суть вопроса в том, что взаимодействуют не «структурные подразделения», а люди. В первую очередь - руководители структурных подразделений. А люди эффективно взаимодействуют только тогда, года это взаимодействие взаимовыгодно. Поэтому директивное - сверху - решение организационных вопросов всегда неэффективно, поскольку не может учитывать интересы ни руководителей структурных подразделений, ни их коллективов. Эффективно только консенсусное решение организационных вопросов.

Перечень вопросов и подразделений, с которыми взаимодействует данное предприятие.

Определение служебных связей или схем взаимодействия структурных подразделений достаточно трудоемкое дело на только что образованном предприятии. Со временем связи "шлифуются" и в положения о структурных подразделениях вносятся соответствующие изменения и дополнения. Конечно, можно ограничиться фразой "Подразделение взаимодействует с другими подразделениями предприятия". Но когда начнут формироваться взаимоотношения, окажется, что неизвестно в каком направлении взаимодействуют подразделения, как часто, на каком уровне (на уровне руководителей или на общем уровне). Поэтому и отнестись к данному разделу следует с пристальным вниманием.

Как правило, взаимодействие между подразделениями может выражаться в следующем:

1. В совершении совместных действий. Например, коллегиальная разработка проектов документов, проведение научно-исследовательских работ. Для этого из каждого подразделения выделяются работники и они совместно выполняют определенные работы.

2. В совершении согласованных действий. Например, проект документа разрабатывается одним структурным подразделением и передается в другие структурные подразделения для согласования.

3. В совершении встречных действий. Например, одно подразделение (хозяйственный отдел) представляет другому подразделению (канцелярию) в распоряжение и пользование материальные ценности (канцелярские принадлежности). Встречным действием канцелярии будет представление в хозяйственный отдел отчета об использовании материальных ценностей.

4. В совершении действий, обусловленных функциональными особенностями подразделений. Например: предоставление финансовому отделу отчетов о расходовании средств, выделенных на содержание подразделения, планово-экономическому отделу - сведений, необходимых для составления производственных планов, главной бухгалтерии - документов и материалов, необходимых для учета; получение от канцелярии указаний о требованиях к оформлению документов, от отдела маркетинга - документов и материалов для участия в выставках, ярмарках.

Если в разделе "Взаимоотношения (служебные связи)" отразить вопросы "получения" и "предоставления", то вопросы "совместной разработки (работы, проведения)" можно оформить в виде отдельных решений руководителей структурных подразделений. С целью исключения дублирования и "параллелизма" функций положение о структурном подразделении, в котором выполнение отдельных функций связано с другими подразделениями должно визироваться руководителями соответствующих структурных подразделений. Причем не просто визироваться в ознакомительном порядке, а с полной и детальной выверкой текстов положений. Безусловно, это определенные затраты времени.

Однако этим и достигается главная цель управления предприятием - четкая регламентация функций каждого подразделения. В приводимых в издании образцах положений, мы попытались максимально полно отобразить взаимоотношения подразделений на уровне информационных и документационных потоков. Но на предприятии, может и не быть производственных и технических подразделений (например, предприятия по оказанию финансовых услуг). Поэтому в положениях о подразделениях, общих для всех отраслей (отделе кадров, канцелярии, и пр.) не "расписаны" взаимоотношения с производственными и техническими подразделениями. В том случае, если разрабатывается положение о структурной единице подразделения, порядок определения взаимоотношений более сложный. Обусловлено это тем, что руководитель, скажем, отдела должен знать, что "творится" в бюро, входящих в отдел. Определить взаимоотношения внутри подразделения между линейными единицами легче, нежели предусмотреть схему взаимодействия, скажем, бюро инвестиций в составе финансового отдела с планово-экономическим отделом. Такого рода взаимодействия определяются в положении о бюро инвестиций, и там же отражается порядок согласования "внешних" действий с начальником финансового отдела.

Наряду с информационными и документационными потоками в этом разделе, можно (а в некоторых случаях - следует) отразить периодичность и сроки представления информации, документов, материальных ценностей. Не помешает и определение порядка разрешения разногласий, возникающих между подразделениями.

Например:

  • По вопросам, связанным с компьютерной техникой - с отделом ИТ
  • По вопросам доставки - с курьерской службой
  • По вопросам поступления оплаты - с отделом поступления оплаты в составе бухгалтерского управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Структурным подразделением называется часть предприятия или организации, сотрудники которой занимаются выполнением определенного вида работ. Подразделение может быть обособленным или внутренним. Для первого типа структурных единиц существует общепринятое название – филиал. Внутренним подразделениям наименование присваивается с учетом направления их деятельности и в соответствии с традициями, сложившимися в той или иной профессиональной сфере.

Специализация структурных подразделений вызывает необходимость координации их действий. Чем больше предприятие или организация, тем более важной и сложной становится данная проблема. Поскольку члены организации должны быть связаны единством целей, то им необходимо иметь постоянную информацию о содержании работы и достижениях своих коллег. Осуществление этого становится все труднее, так как по мере роста количества структурных подразделений усложняется и сеть коммуникаций между ними. При этом важно избегать какой-либо неопределенности относительно того, какая именно работа должна быть сделана конкретным структурным подразделением и кто должен ее выполнять. Рекомендуется осуществлять структурирование подразделений, исходя из нескольких достаточно ясных критериев. Считается, что при этом неопределенности в той или иной степени избежать невозможно, но необходимо пытаться ее минимизировать.

Понятие "обособленные подразделения" в настоящее время раскрывается как в гражданском, так и в налоговом законодательстве. Гражданское законодательство выделяет лишь две разновидности обособленных подразделений: представительство и филиал.

При формировании структуры предприятия необходимо не только определить функции каждой структурной единицы, но и закрепить их в соответствующем документе.

Положение о структурном подразделении как раз и является документом, определяющим:

Порядок создания подразделения;

Правовое положение подразделения в организационной структуре предприятия;

Задачи и функции подразделения;

Права подразделения;

Взаимоотношения с другими подразделениями предприятия;

Ответственность подразделения.


ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.hr-portal.ru

2. Винокуров В., Винокуров А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия //Стандарты и качество. – 2005, - №12

3. Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб: Питер, 2002. –С. 127.

5. Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии. - М.,1998, с. 5-6.

6. http://www.uvolneniy.net

7. Маленков Ю.А. Современный менеджмент СПБ Издательство: Экономика, 2010


Приложения А.

Пример оформления «Положение о структурном подразделении»

Приложение Б.

Образец заполнения штатного расписания


Приложения В.

Шаблон заполнения «Должностная инструкция»

“УТВЕРЖДАЮ”
Генеральный директор
Ротарин А.Н. Ротарин
____ /_________ / 2009г.



Просмотров