Защита прав на литературное произведение. Гражданское право россии. Использованием произведения является его

    Понятие интелектуальной собственности.

    Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Термин «интеллектуальная собственность» эпизодически употреблялся теоретиками - юристами и экономистами в XVIII и XIX веках , однако в широкое употребление вошел лишь во второй половине XX века , в связи с подписанием в 1967 году в Стокгольме Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно учредительным документам ВОИС «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

    литературным, художественным и научным произведениям ; ;

    исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам ;

    изобретениям во всех областях человеческой деятельности ;

    полезным моделям ;

    промышленным образцам ;

    товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям ;

    другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Позднее в сферу деятельности ВОИС были включены исключительные права, относящиеся к географическим указаниям , новым сортам растений и породам животных, интегральным микросхемам, радиосигналам, базам данных, доменным именам .

К «интеллектуальной собственности» часто причисляют законы о недобросовестной конкуренции и о коммерческой тайне, хотя они и не представляют по своей конструкции исключительных прав.

В юриспруденции словосочетание «интеллектуальная собственность» является единым термином, входящие в него слова не подлежат толкованию по отдельности. В частности, «интеллектуальная собственность» является самостоятельным правовым режимом (точнее даже - группой режимов), а не представляет собой, вопреки распространенному заблуждению, частный случай права собственности .

    Понятие и структура права интелектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Право интеллектуальной собственности не регулирует процесс интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных результатов в области науки, техники, литературы и искусства. Данная подотрасль гражданского права охраняет результаты интеллектуальной деятельности , которые представляют собой нематериальные блага.

Традиционно интеллектуальную собственность делят на две составляющие:

Промышленная собственность характеризуется такими ее составляющими, как промышленные образцы, изобретения, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования. Авторское право относится к произведениям искусства, литературным и музыкальным произведениям, творениям кинематографии, а также к научным произведениям.

Систему российского права интеллектуальной собственности составляют следующие институты :

в) патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

г) право интеллектуальной собственности на товарный знак (знак обслуживания);

д) право интеллектуальной собственности на фирменное наименование;

е) право интеллектуальной собственности на топологии интегральных схем;

ж) право интеллектуальной собственности на программы для ЭВМ и базы данных;

з) право интеллектуальной собственности на селекционные достижения;

и) правоотношения в сфере коммерческой и служебной тайны

    Международные источники права интелектуальной собственности.

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это значит, что правовая система РФ включает в себя не только внутреннее законодательство, но и международное право, которое применяется наряду с российским. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Отсюда следует, что при конкуренции норм международного и российского права применяется международное право. Для того чтобы применять на территории РФ нормы международных актов, необходимо произвести процедуру ратификации международного акта или присоединиться к международному договору.

Систему международных актов, входящих в правовую систему РФ, составляют:

1) Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (для СССР и затем для России Конвенция вступила в силу с 1июля 1965 г.);

3) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (действует на территории РФ с 1995 г.);

4) Договор о патентной кооперации 1970 г. (вступил в силу для СССР в 1978 г.);

5) Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. (Россия совместно с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной; вступило в силу в том же году);

6) Евразийская патентная конвенция 1994 г. (страны бывшего СССР, вступил в силу в 1995 г.);

7) Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г. (вступил в силу для СССР в 1973 г.);

8) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм 1971 г. (действует на территории РФ с 1995 г.);

9) Международная конвенция по охране новых сортов растений 1961 г. (Россия присоединилась в 1997 г.);

10) Международная (Римская) конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (вступила в силу в 2003 г.).

    Российские источники права интелектуальной собственности.

1) Конституция РФ - в ст. 44 закрепляется свобода творчества; п. "о" ст. 71 относит правовое регулирование интеллектуальной собственности к федеральному ведению;

2) Гражданский кодекс РФ - положения об интеллектуальной собственности содержатся в статьях (ст. 8 ГК РФ относит создание результатов интеллектуальной деятельности к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей; в ст. 128 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), отнесены к объектам гражданских прав; ст. 138 ГК РФ раскрывает содержание понятия исключительного права (интеллектуальной собственности), включающее результаты интеллектуальной деятельности и приравненные кним средства индивидуализации);

3) федеральные законы :

б) Патентный закон;

в) Закон о товарных знаках;

г) Закон о правовой охране программ для ЭВМ;

д) Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем;

е) Закон РФ о селекционных достижениях;

ж) Закон о коммерческой тайне (предусматривает охрану любой информации, практическое использование которой в сфере коммерческой деятельности может дать экономический эффект);

з) Закон о защите конкуренции;

и) Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации;

4) указы Президента РФ ("О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав"; "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения"; "О правовой защите результатов научноисследовательских, опытно-конструкторских итехнологических работ военного, специального и двойного назначения"; "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий");

5) постановления Правительства РФ (постановления, утвердившие минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования объектов авторского права и смежных прав; Положение о патентных поверенных; Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров);

6) международные договоры и соглашения.

    Общее положение главы 69 ГК РФ (общее положение)

    Объекты интелектуальной собственности.

Результаты интеллектуальной деятельности ("интеллектуальная собственность") включают в себя три вида объектов, имеющих различный правовой режим:

1) результаты творческой деятельности, охраняемые патентным правом (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

2) средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара);

3) результаты творческой деятельности, охраняемые авторским правом (произведения науки, литературы и искусства, программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем и тому подобное).

Все указанные объекты обладают общими признаками:

Являются результатом творческой (мыслительной, интеллектуальной) деятельности;

Являются совокупностью имущественных и неимущественных прав;

Используются в течение длительного периода времени;

Могут служить источником получения дохода.

Вместе с тем между этими объектами есть существенные различия - они имеют различный правовой режим. Одна часть объектов (промышленная собственность и средства индивидуализации юридического лица) регулируется патентным правом, другая (произведения науки, литературы и искусства и другие) - авторским. Различие в том, что авторское право направлено на охрану формы объекта (произведения), а патентное - охраняет содержание произведения.

Для охраны изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания требуется их регистрация по определенной процедуре в соответствующих органах, а для объекта авторского права не требуется никакой регистрации. Автору необходимо лишь выразить свое произведение в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить указанный объект.

Отсюда следует второе отличие: перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий, а перечень объектов авторского права примерный и может быть расширен за счет создания новых произведений.

Официальные документы органов государственной власти и муниципальных образований, их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер, объектами авторского права согласно Закону не являются.

Идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты авторским правом также не охраняются.

Условия, необходимые для признания определенного творческого труда произведением, охраняемым авторским правом:

    произведение непременно должно быть предметом искусства, науки либо литературы.

    произведение должно быть результатом именно творческой деятельности. В контексте данного положения наиболее важным вопросом представляется разграничение новых произведений, являющихся творческим трудом, и переработок уже существующих произведений.

    наличие факта обнародования произведения либо нахождение в какой-либо объективной форме. При этом в связи с присоединением Российской Федерации к ключевым международным договорам в области авторского права гражданство автора (правопреемника), а также территория обнародования почти не имеют значения.

Согласно законодательству, действующему в настоящее время, назначение и достоинство произведения, а также способ выражения произведения также не имеют значения при квалификации творческого труда как произведения, охраняемого авторским правом.

Некоторые из частей произведения являются самостоятельным объектом авторского права в случае соответствия вышеуказанным требованиям. Законодатель также распространяет охрану на такие произведения как сборники и производные произведения.

Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:

письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.);

устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.),

звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т п);

объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. п.).

При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.

В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т. п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т. е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.

В этой связи в п. 5 ст. 6 ЗоАП прямо подчеркивается, что авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. И естественно, «передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте». Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования, регулируемые ст. 17 ЗоАП

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.

Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет Поэт В Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.

Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т. е. выпущенный в свет, роман.

Сказанное относится к любой форме обнародования, т. е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.

Опубликование – это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом.

Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых.

Под показом произведения понимается, в частности, демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диспозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародуемые в форме показа, – это кинофильмы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выставках. Экземпляром произведения именуется его копия, изготовленная в любой материальной форме.

Исполнение – это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению.

Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т. е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения.

Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

8.Виды произведений.

На основании пункта 1 статьи 1259 Г.К РФк авторским произведениям относятся следующие виды:

· литературные произведения;

· драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

· хореографические произведения и пантомимы;

· музыкальные произведения с текстом или без текста;

· аудиовизуальные произведения;

· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

· произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

· фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

· географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

· другие произведения.

В статье 1259 Г.К РФ упоминаются также такие объекты авторских прав, как:

· компьютерные программы для ЭВМ ;

· базы данных;

· производные произведения, представляющие собой переводы или иные переработки других произведений;

· составные произведения (включая сборники), представляющее собой результат творческого труда по подбору и расположению материала.

9.Часть произведения как объект авторских прав.

Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно (п. 3 ст. 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). В этой связи большое значение для понимания сущности правовой охраны произведений по российскому законодательству имеет принятое в литературе выделение у произведения "юридически безразличных" и "юридически значимых" элементов. В российской юридической литературе эта проблема наиболее глубоко исследована в работах В. Я. Ионаса1 , который не остановился на традиционном выделении у произведений формы и содержания, а детально рассмотрел все составляющие их структурные элементы. В итоге им были предложены две группы элементов произведения. К юридически безразличным, т. е. неохраняемым, элементам произведения художественной литературы были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. В теории литературы эти элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не налагает на пользователей никаких обязанностей, т. е. не является нарушением авторского права. В принципе аналогично решается вопрос с охраной сюжетного ядра произведения. История литературы и искусства знает немало творений, в которых используются сходные сюжетные ходы и один и тот же исходный материал. Такой же позиции придерживается судебная практика. К содержанию произведения, которое как таковое не защищается Фирмами авторского права, относится и такой элемент произведения, как его название (заголовок). Однако если название является оригинальным и отражает творческую самобытность автора, оно пользуется правовой охраной. К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения относятся образы язык произведения. Под художественным образом понимается специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мелей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-ми-мической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, слушателя, читателя2 . В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается, что в принципе образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указания источника заимствования. Внешней формой произведения является язык произведения, под которым понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов, т. е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных средств. Язык произведения заимствован быть не может, в таком случае используется цитирование с указанием источника. Теоретическое разграничение элементов произведения на охраняемую законом форму и не охраняемое содержание проводится в отношении не только художественных, но и научных произведений. Так, считается, что такие образующие содержание научного произведения элементы, как постановка научной проблемы, метод научного исследования, научные факты, интерпретация, систематизация, гипотеза и теория и др., самостоятельного правового значения не имеют и не охраняются сами по себе, вне определенной формы1 . В обоснование этого справедливо указывается, что научное открытие, составляющее элемент содержания научного произведения и не получившее в качестве этого элемента правовой охраны, было выделено как самостоятельный объект гражданского права. Если бы открытие получало достаточную правовую охрану по авторскому праву, то не было бы нужды в создании самостоятельного правового института в виде права на открытие2 . Что же касается охраняемых элементов научного произведения, то к ним относятся: 1) внешняя форма, т.е. его язык, включающий особые научные знаки и символы, и 2) внутренняя форма, которую образуют принятая автором последовательность изложения научных понятий, логика, система раскрытия научных идей и расположение материала. В связи с тем, что авторское право охраняет форму произведения, для установления случаев нарушения авторских прав путем заимствования решающее значение имеют буквальные совпадения, для установления которых составляются таблицы совпадений ("текст на такой-то странице в одном произведении соответствует тексту на такой-то странице в другом произведении")3 .

1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
латинской буквы "C" в окружности: C;
имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
года первого опубликования произведения.
2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.
3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Комментарий к статье 9

1. Возникновение авторских прав с момента создания произведения - краеугольный камень всей системы авторского права.
Норма первой фразы рассматриваемой статьи корреспондирует нормам п. 2 ст. 6, из которых следует, что авторское право распространяется на любые - как обнародованные, так и не обнародованные - произведения, выраженные в объективной форме. Следовательно, авторское право возникает не с момента обнародования или опубликования произведения, а с момента его создания, т.е. выражения в объективной форме.
2. Создание произведения как юридический факт, влекущий возникновение авторских прав, не является сделкой, а потому произведения могут создаваться малолетними и недееспособными гражданами.
3. Если время создания произведения не совпадает со временем его обнародования, бывает трудно определить время создания произведения.
Обычно точное время создания произведения не имеет правового значения, поскольку авторское право не знает понятия первенства (приоритета) в создании произведения (см. также п. п. 4 и 5 комментария к ст. 6).
Вместе с тем в отношении авторов - иностранных граждан в тех случаях, когда охраняемость их произведения зависит от времени первого обнародования, считается, что произведение было создано в момент обнародования, а предшествующее существование произведения в качестве необнародованного не учитывается. Равным образом не учитывается и место создания необнародованного произведения.
4. Вторая фраза ч. 1 п. 1 данной статьи исключает возможность того, что какая-либо организация, административный или судебный орган потребуют от автора или иного правообладателя выполнения каких-то формальностей, касающихся произведения.
Закон исходит из того, что осуществление и защита авторских прав могут производиться без каких-либо формальностей.
5. Более подробный перечень таких формальностей содержится в п. 1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве. Эта конвенция упоминает о следующих формальностях: депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства.
Пункт 4 ст. III Всемирной конвенции устанавливает, что не выпущенные в свет произведения также должны охраняться без каких-либо формальностей.
Эти конвенционные нормы применяются и на территории России.
6. Если же автор или иной владелец авторских прав намерен заранее обеспечить доказательства своего авторства, он может зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественных организациях, а в некоторых случаях - и в государственных организациях.
Наиболее распространенной является регистрация, осуществляемая Российским авторским обществом (РАО) или филиалом РАО.
РАО берет плату за такую регистрацию. При этом выдается свидетельство, подтверждающее дату и факт регистрации.
Зарегистрированы могут быть как неопубликованные, так и опубликованные произведения и иные объекты интеллектуальной собственности. Правовое значение такой регистрации неясно, а потому нет оснований рекомендовать авторам и другим правообладателям прибегать к ней.
7. Наряду с указанной регистрацией РАО и его филиалы регистрируют произведения, которые исполняются публично, воспроизводятся в механической или иной записи, репродуцируются, т.е. подпадают под случаи коллективного управления имущественными авторскими правами (см. ст. 44 и комментарий к ней).
В этом случае регистрация произведений в РАО имеет функциональный, технический характер: она помогает поиску и идентификации произведений и их авторов. Такая регистрация не создает авторского права и не увеличивает объем этого права, но ее следует осуществлять в силу договоров, которые заключаются между авторами и РАО.
8. Примером государственной регистрации произведений может служить регистрация, осуществляемая Российским агентством по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (РОС АПО).
В соответствии со ст. 13 Закона "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", а также с ведомственными правилами РОС АПО регистрирует программы для ЭВМ и базы данных.
Регистрация является добровольной; она может быть осуществлена в течение всего срока действия авторского права. Заявителю выдается свидетельство. Регистрация облагается государственной пошлиной.
Регистрация не создает авторского права и не расширяет объем существующего авторского права. После проведения регистрации договоры о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированный объект должны быть зарегистрированы в РОС АПО, а иные договоры об уступке имущественных прав могут быть зарегистрированы в РОС АПО.
9. Часть 2 п. 1 комментируемой статьи посвящена знаку охраны авторского права (часто именуется "знак копирайт" или просто "копирайт" - от английского слова "copyright", что в переводе означает "авторское право").
10. Знак охраны авторского права впервые был введен в наше законодательство в связи с присоединением СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве в 1973 году.
Эта конвенция предусматривает, что, если любая страна, входящая в конвенцию, требует выполнения каких-либо формальностей для возникновения или осуществления авторских прав, то все эти формальности считаются выполненными, если на произведении стоит знак охраны авторского права.
Проставление этого знака практически требовалось для обеспечения охраны произведений в США.
Именно поэтому в СССР появились различные ведомственные инструкции и даже государственные стандарты, предусматривающие обязательное проставление знака охраны авторского права.
Но в 1989 году в связи со вступлением США в Бернскую конвенцию, которая запрещает требовать соблюдения каких бы то ни было формальностей, законодательство США было изменено и снабжение произведения знаком охраны перестало быть обязательным условием для авторско - правовой охраны произведения в США.
Таким образом, для российских произведений практически отпала опасность лишения их охраны по авторскому праву зарубежных стран в связи с отсутствием такого знака.
Тем не менее некоторые ведомственные инструкции и государственные стандарты, предусматривающие обязательное проставление знака охраны авторских прав, в России продолжают действовать. Эти документы не имеют логического обоснования. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско - правовой охраны.
11. В Законе указывается, что знак охраны авторского права может помещать на экземплярах произведения обладатель исключительных авторских прав.
Эта форма сформулирована как рекомендательная: помещение такого знака - право, а не обязанность.
Кроме того, из этой нормы не может быть сделан вывод о том, что обладатель неисключительных авторских прав не может пользоваться знаком охраны. Последнее часто имеет место на практике.
Вообще пользование знаком охраны авторского права носит не правовой, а чисто информационный характер.
12. Правовое значение знака охраны авторского права лишь косвенное: он свидетельствует о том, что проставившее этот знак лицо считает себя владельцем авторского права и заявляет об этом.
Сам по себе знак охраны авторского права не создает каких-либо дополнительных прав.
13. Владелец авторских прав, предоставляя другому лицу право на использование произведения, может по договору обязать его проставлять знак охраны авторского права. В подобной ситуации проставление такого знака становится обязательным.
14. Сам знак охраны состоит из трех элементов: буквы C в окружности; имени (наименования) владельца авторского права; года первого опубликования произведения.
Буква "C" первоначально означала первую букву английского слова "copyright" - авторское право; теперь этот символ потерял связь с данным словом.
В качестве владельца авторских прав обычно указывается автор, реже - его наследник или правопреемник по договору. Часто в знаке охраны авторских прав фигурируют и владельцы неисключительных авторских прав.
Указание на год первой публикации произведения особенно важно для произведений иностранных авторов: год первой публикации часто позволяет установить, охраняется ли произведение авторским правом в России (см. комментарий к ст. 5).
15. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи устанавливается презумпция того, что автором произведения является лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.
Имя автора может сопровождаться указанием на то, что это лицо является автором, например: "Автор - такой-то" или "Составил ("Разработал") - такой-то". Но обычно имя автора не сопровождается такими указаниями.
Указанная презумпция легко опровержима: для этого достаточно представить другой оригинал или экземпляр произведения, на котором нет имени автора или проставлено имя другого автора.
16. Пункт 3 данной статьи относится к тем ситуациям, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом. В этих случаях при осуществлении и защите авторских прав издатель вправе выступать вместо автора. При этом он не должен предоставлять доверенность от автора или договор с ним, поскольку автор пожелал сохранить свое имя в тайне.
Иными словами, здесь мы имеем дело с законным представительством (п. 1 ст. 182 ГК).
17. Норма, содержащаяся в п. 3, должна распространяться по аналогии на любые обнародованные произведения.
Что касается "издателя", то под ним следует понимать любое лицо, которое впервые опубликовало произведение или обнародовало его. Второй и последующие "издатели" не могут пользоваться этим правом.
18. Указанное законное представительство не действует, если автор раскроет свою личность и заявит о своем авторстве. Такое заявление не обязательно должно быть публичным: автор может просто подписать авторский договор или вступить в гражданский процесс без широкого оповещения о своем авторстве. При этом для третьих лиц издатель будет продолжать оставаться законным представителем автора.
19. "Издатель" имеет право выступать в качестве законного представителя автора даже в том случае, когда авторство на произведение, опубликованное анонимно или под псевдонимом, становится широко известным, но самим автором не раскрыто.
Иными словами, решающее правовое значение имеет норма, содержащаяся во второй фразе п. 3 ст. 9 Закона.

Введение

Глава 1. Общая характеристика законодательства об интеллектуальной собственности

Глава 2. Имущественные и лично неимущественные права автора

Заключение

Список использованная литература


ВВЕДЕНИЕ

Конституция РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного и научного творчества, провозглашает правовую защиту интеллектуальной собственности на уровне закона (ст. 44).

На современном этапе развития общества проблема регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права приобретало все большее значение как в России, так и во всем мире.

Важной задачей государства в области охраны интеллектуальной собственности являются создание эффективного механизма предотвращения и пересечения незаконного использования объектов авторского права.

Институт авторского права имеет специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Он охраняет не только имущественные интересы авторов, но и их личные права, и интересы,- в том числе нравственные и духовные.

Правоотношения, регулируемые законодательством об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес как юридический, в связи со своеобразной правовой конструкцией, так и общественный в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского характера. Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. Решение актуальных экономических проблем невозможно без использования интеллектуального потенциала общества. Наука, культура и техника могут успешно развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки. Нормативное регулирование правоотношений, складывающихся в области науки, литературы и искусства должно отвечать требованиям современной экономической ситуации.

В законодательстве бывшего Советского Союза отсутствовали специальные законы об авторском праве, правовое регулирование обеспечивалось преимущественно подзаконными актами. Исключением являлись нормы авторского права, которые были сосредоточены в специальном законе позднее-в самостоятельным разделе Гражданского Кодекса РСФСР 1964 г.

Прежним законодательством не обеспечивался в достаточной степени уровень правой охраны прав, как самих авторов, так и их правопреемников. Государство без достаточных оснований вмешивалось в отношения между авторами и пользователями. Существовали типовые авторские договоры, носившие нормативный характер. Авторское право, как и право, вообще, было сильно идеализировано, чем и объясняется, в частности, законодательно закрепленная возможность широко использовать авторские произведения в интересах государства и общества в ущерб самим авторам.

Так 9 июля 1993 г. был принят Закон « Об авторском праве и смежных правах». Положения указанного закона получило развитие в ряде подзаконных актов, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Патентным ведомством РФ и иными органами государственного управления.

В течение 10 лет действовал этот закон РФ, но уже назрела необходимость в обновлении его содержания по существу.

24 ноября 2006 г. Государственная Дума РФ приняла четвертую часть Гражданского кодекса Российской Федерацией и Федеральный закон « О введение в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ». Эти законы вступили в силу с 1 января 2008 г.

Цель дипломной работы состоит во всестороннем анализе авторского права на литературные произведения в России, характеристике его, как части гражданского права, рассматривания отношений, складывающихся в сфере художественного творчества, а также при использовании обществом его результата.

Задачами являются:

· Изучать особенности и выявлять противоречия в сфере правового регулирования авторских правоотношений при том или ином способе использования произведений литературного творчества;

Предмет исследования - авторское право на литературные произведения как инструмент охраны прав и интересов авторов, возникающих у них в результате создания творческого произведения, а также регулятор отношений, возникающих между физическими и юридическими лицами в процессе создания и использования произведений литературы; его формирование как института гражданского права и состояние на разных этапах развития России.

ГЛАВА 1. Общая характеристика законодательство России об интеллектуальной собственности

Правовое регулирование интеллектуальной собственности характеризуется развитой системой источников, представленных как национальным законодательством, так и международными нормативными актами.

Основу правового регулирования отношений интеллектуальной собственности в России составляют нормы Конституции РФ. Это, прежде всего положения о свободе творчества, печати, слова, мысли, неприкосновенности личной жизни, а также право на доступ к информации и культурным ценностям. В соответствии со ст. 44 Конституции РФ «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом».

Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Конституция определяет место норм об интеллектуальной собственности в российском законодательстве-они относятся к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71).

Содержание юридического института интеллектуальной собственности составляют правовые нормы различной отраслевой принадлежности. Ведущее место среди них занимают нормы гражданского права. Гражданско-правовые нормы определяют понятие и содержание интеллектуальной собственности, регулируют реализацию исключительных прав, а также договорные отношения по предоставлению прав на результаты интеллектуальной деятельности. На интеллектуальную собственность распространяются общие принципы наследования, устанавливаемые гражданским законодательством.

Административно-правовые нормы характеризуют систему управления интеллектуальными правами и контроля за их осуществлением, финансовые – определяют порядок финансирования государством и муниципальными органами государственного заказа в сфере создания и использования объектов интеллектуальной собственности.

Важное место в структуре интеллектуальных правоотношений занимают информационные, а также правовые отношения по поводу использования памятников культуры и других культурных ценностей.

Трудовые нормы характеризуют отношения создателя творческого результата с администрацией предприятий, учреждений, организаций по поводу служебных результатов.

Процессуальные нормы направлены на осуществление в установленной законом форме защиты прав и законных интересов авторов и других правообладателей.

Внутреннее законодательство России об интеллектуальной собственности представлено ГК РФ, федеральными законами и подзаконными актами. Его характерной чертой является внутренняя неоднородность и отсутствие одного нормативного акта, закрепляющего общие начала правового регулирования интеллектуальной собственности. О единой подотросли гражданского права пока можно говорить только в теоретическом плане, как об основе для законопроектных работ в данной области.

Гражданский кодекс РФ определяет принципиальные моменты в гражданско-правовом регулировании интеллектуальной собственности. Он закрепляет основания возникновения и порядок осуществления права интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 2, ст.8), формулирует понятие интеллектуальной собственности (ст. 138), включает ее в содержание правоспособности и дееспособности граждан (ст. 18, 26) и в перечень объектов гражданского права (ст.128), в том числе и в качестве специального объекта отдельных видов обязательств (ст. 769, 1027). Вместе с тем ГК РФ не регулирует напрямую интеллектуальную собственность. Это осуществляется в отношении авторской и промышленной собственности федеральными законами.

При подготовке проекта третьей части ГК РФ предполагалось включить в нее специальный раздел «Право интеллектуальной собственности». Однако разработки кодекса так и не смогли прийти к единому мнению относительно общей концепции этого раздела и содержания важнейших его институтов. Учитывая данное обстоятельство, Совет при Президенте РФ по кодификации гражданского законодательства 28 августа 2000г. рекомендовал разработчикам проекта-Министерству юстиции РФ и Исследовательскому центру частного права-представить Президенту РФ проект части третьей ГК РФ, включающей разделы «Наследственное право» и «Отношения в области международного частного права», и подготовить решение об исключении раздела об интеллектуальной собственности из проекта третьей части ГК РФ. В результате часть третья ГК РФ была принята без раздела, посвященного праву интеллектуальной собственности. И хотя одновременно Совет по кодификации гражданского законодательства выступил Президент РФ с предложением поручить Совету доработку части четвертой проекта ГК РФ, решение вопроса о кодификации законодательства в данной области и разработке части четвертой ГК РФ было отложено до лучших времен.

В законе не содержится дефиниции произведения. Определения данного понятия предлагаются в юридической литературе. Так, В. И. Ссребровский под произведением понимал «совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» .

Г. Ф. Шершеневич определял литературное произведение как продукт духовного творчества, облаченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в общество .

Согласно Бернской конвенции к литературным произведениям относятся книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения вне зависимости от способа и формы их выражения (ст. 2).

Как известно, литературные произведения подразделяются на различные литературные жанры (например, повесть, рассказ, роман и др.).

Большая часть объектов, указанных в перечне, содержащемся в и. 1 ст. 1259 ГК РФ, относится к произведениям искусства. В философском энциклопедическом словаре искусство определяется как одна из форм человеческого сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К искусству относят живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.п., поскольку они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности .

Драматическое произведение - художественное произведение, предназначенное для сценического воплощения (драма, трагедия, комедия, трагикомедия).

Музыкально-драматическое произведение - музыкальное произведение, предназначенное для исполнения на сцене (онера, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл и т.д.).

К хореографическим произведениям относятся все виды произведений танцевального искусства. В танцевальном искусстве средством создания художественного образа являются движения, жесты и положения тел танцующих. Существуют множество разновидностей и стилей танца (например, балет, народные, эстрадные, бальные танцы и т.д.).

Пантомима - вид произведения сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жестов и мимики. Пантомима, в частности, бывает классической, танцевальной, акробатической, эксцентрической. Акробатические и эксцентрические пантомимы используются в цирковых номерах.

Музыкальное произведение можно определить как «совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований» . Музыкальные произведения также подразделяются на разновидности (например, ноктюрн, сона та, симфония и др.).

Произведения изобразительного искусства являются результатом художественного творчества, в рамках которого создаются зрительно воспринимаемые художественные формы. В качестве примеров произведений изобразительного искусства в ГК РФ приводятся произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы и комиксы.

Произведения декоративно-прикладного искусства относятся к результатам творческого труда, которые выражаются в художественных изделиях, предназначенных главным образом для быта. К ним могут относиться одежда, украшения, утварь, мебель, ткани, игрушки и т.д. В рамках сценографического искусства авторами при оформлении сценического произведения посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники создаются творческие художественные образы.

Градостроительная деятельность определяется законодателем как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ).

Под архитектурным решением понимается авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте (ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

В рамках садово-паркового искусства создается планировка и разбивка садов и парков, других озеленяемых территорий, подбор растений, их размещение и группировка в сочетании со зданиями, строениями, произведениями архитектуры, скульптурами, ландшафтом и т.п.

Указанные произведения охраняются в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.

К фотографическим произведениям относятся художественные фотографии, отражающие творческое видение фотографа как художника. Поэтому, например, не могут считаться объектами авторских прав фотографии, которые производятся в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки (ст. 2.6.1 КоАП РФ).

Российское законодательство, не закрепляя понятия произведения науки, содержит дефиницию научного и (или) научно-технического результата как продукта научной и (или) научно-технической деятельности, содержащего новые знания или решения и зафиксированного на любом информационном носителе (ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

К числу произведений науки относятся географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам. Вместе с тем Верховный Суд РФ отметил, что процесс создания геодезической и картографической продукции, материалов и данных может носить как технический, производственный характер, так и быть процессом научной деятельности, т.е. носить творческий характер

Литературные и художественные произведения, в частности:

Романы, поэмы, статьи и прочие письменные произведения; лекции, речи, проповеди и прочие устные произведения;

Драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические, другие сценические произведения;

Музыкальные произведения (с текстом или без текста);

Аудиовизуальные произведения;

Произведения живописи, архитектуры, скульптуры и графики;

Фотографические произведения;

Произведения прикладного искусства;

Иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, которые касаются географии, топографии, архитектуры или науки;

Переводы, адаптации, аранжировка и прочие переработки литературных или художественных произведений;

Сборники произведений, если они по подбору или упорядочению их составных частей являются результатом интеллектуальной деятельности;

Компьютерные программы;

Компиляции данных (базы данных), если они по подбору или упорядочению их составных частей являются результатом интеллектуальной деятельности;

Другие произведения.

4. Компьютерные программы охраняются как литературные произведения.

5. Компиляции данных (базы данных) или другого материала охраняются как таковые. Эта охрана не распространяется на данные или материал как таковой и не нарушает авторское право на данные или материал, который является составляющей компиляции.

Статья 434. Произведения, которые не являются объектами авторского права

Акты органов государственной власти и органов местного самоуправления (законы, указы, постановления, решения и т.п.), а также их официальные переводы;

Государственные символы Украины, дензнаки, эмблемы и т.п., утвержденные органами государственной власти;

Сообщения о новостях дня или другие факты, которые имеют характер обычной пресс-информации;

Другие произведения, установленные законом.

1. Первичным субъектом авторского права является автор произведения. Из-за отсутствия доказательств обратного автором произведения считается физическое лицо, указанное обычным способом как автор на оригинале или экземпляре произведения (презумпция авторства).

1. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, составляет такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, любая из которых может иметь еще и самостоятельное значение. Часть произведения, созданного в соавторстве, признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

Статья 438. Личные неимущественные права автора

Требовать указания своего имени в связи с использованием произведения, если это практически возможно;

Запрещать указание своего имени в связи с использованием произведения;

Избирать псевдоним в связи с использованием произведения;

На неприкосновенность произведения.

Статья 439. Обеспечение неприкосновенности произведения

1. Автор имеет право противодействовать любому извращению, искажению или другому изменению произведения или любому другому посягательству на произведение, которое может повредить чести и репутаци автора, а также сопровождению произведения без его согласия иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и т.п..

2. В случае смерти автора неприкосновенность произведения предохраняется лицом, уполномоченной на это автором. Из-за отсутствия такого полномочия неприкосновенность произведения охраняется наследниками автора, а также другими заинтересованными лицами.

Статья 440. Имущественные права интеллектуальной собственности на произведение

1. Имущественными правами интеллектуальной собственности на произведение являются:

Право на использование произведения;

Исключительное право разрешать использование произведения;

Право препятствовать неправомерному использованию произведения, в том числе запрещать такое использование;

Другие имущественные права интеллектуальной собственности, установленные законом.

2. Имущественные права на произведение принадлежат его автору, если другое не установлено договором или законом.

Статья 441. Использование произведения

1. Использованием произведения является его:

Воспроизведение любым способом и в любой форме;

Перевод;

Переработка, адаптация, аранжировка и прочие подобные изменения;

Включение составной частью в сборники, базы данных, антологии, энциклопедии и т.п.;

Публичное исполнение;

Продажа, передача в найм (аренду) и т.п.;

Импорт его экземпляров, экземпляров его переводов, переработок и т.п.

2. Использованием произведения являются также другие действия, установленные законом.

1. Произведение считается опубликованным (выпущенным в свет), если оно любым способом сообщено неопределенному кругу лиц, в том числе издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению, отображено в общедоступных электронных системах информации.

Статья 443. Использование произведения по согласию автора

1. Использование произведения осуществляется лишь по согласию автора, кроме случаев правомерного использования произведения без такого согласия, установленных Гражданским кодексом Украины и другим законом.

Статья 444. Случаи правомерного использования произведения без согласия автора

1. Произведение может быть свободно, без согласия автора и других лиц, и безвозмездно использовано любым лицом:

Как цитата из правомерно опубликованного произведения или как иллюстрация в изданиях, радио- и телепередачах, фонограммах и видеограммах, предназначенных для обучения, при условии соблюдения обычаев, указания источника заимствования и имени автора, если оно указано в таком источнике, и в объеме, оправданном поставленной целью;

Для воспроизведения в судебном и административном проведении в объеме, оправданном этой целью;

В других случаях, предусмотренных законом.

2. Лицо, которое использует произведение, обязано указать имя автора произведения и источник заимствования.

Статья 446. Срок действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение

1. Срок действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение истекает через семьдесят лет, которые отсчитываются с 1 января года, следующего за годом смерти автора или последнего из соавторов, который пережил других соавторов, кроме случаев, предусмотренных законом.

Статья 447. Правовые последствия окончания срока действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение

1. После окончания срока действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение оно может свободно и безвозмездно использоваться любым лицом, за исключениями, установленными законом.

1. Автор имеет неотчуждаемое право на получение денежной суммы в размере пяти процентов от суммы каждой продажи оригинала художественного произведения или оригинала рукописи литературного произведения, следующего за отчуждением оригинала, осуществленным автором. Указанная сумма платится продавцом оригинала произведения.

2. Право, установленное частью первой этой статьи, переходит к наследникам автора произведения и наследникам этих наследников и действует до истечения срока действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение, установленных статьей 446 Гражданского кодекса Украины.



Просмотров