Законодательный процесс в рф. Законодательный процесс в рф Законотворческий процесс в рф обществознание

Система права

Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй - правовые институты и подотрасли права, а третий (высший) - отрасли права.
Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регули рующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.
Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:
а) конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, национально государственное устройство страны и т. д.;
б) административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;
в) гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;
г) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно семейных отношений;
д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п.;
е) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;
ж) уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены;
з) земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.
Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.
Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права. Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:
а) гражданско процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;
б) уголовно процессуальное право - совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.
Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.
Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права. Институт права - это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной платы и др.
Подотрасль права - это совокупность родственных институтов какой либо отрасли права (например, обязательственное право в гражданском праве).
Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе - между частными лицами на основе их взаимных обязательств. К публичному праву относят государственное, административное, финансовое, уголовное право и отрасли процессуального права, к частному праву - гражданское, трудовое, семейное. В идеале частное и публичное право должны совпасть, так как право, охраняя интересы всего общества, учитывает и интересы составляющих его индивидов.
Начальный элемент всего правового здания составляют нормы права. Нормы права - это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного по ведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.
Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько подобных классификаций правовых норм.
1. По предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений) нормы делятся на конституционно правовые гражданско правовые, уголовно правовые и т. п.
2. По юридической силе все правовые нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от места, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов.
3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий).
4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия (в нормативно правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).
5. По кругу субъектов нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).
6. По пределам действия норм в пространстве юридические нормы делят на нормы общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной самим нормативно правовым актом).
7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов правоотношений) и диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей).
8. По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм).
9. По реализуемым функциям права нормы делятся на регулятивные (устанавливают субъективные права и возлагают на субъектов права юридические обязанности) и охранительные (определяют меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям права, а также условия реализации этих норм).

Правотворчество

Большинство ученых понимают под правотворчеством деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм. Однако такое определение исходит из представления о праве как о системе норм, установленных государством. В соответствии с иным подходом правотворчество рассматривается как завершающая стадия процесса правообразования, который идет в недрах общества. Государство же лишь надлежащим образом оформляет те правовые потребности, которые уже сложились.

Основными функциями правотворчества являются:

а) обновление законодательства, издание новых нормативно?правовых актов;

б) устранение (отмена) устаревших юридических норм;

в) восполнение пробелов в праве. Правотворческая деятельность в демократическом государстве строится на следующих принципах:

а) гласности, подразумевающей, что правотворческая деятельность компетентных органов должна осуществляться в открытой и доступной для всех форме. Только «прозрачность» правотворческих процедур позволяет избежать негативных последствии лоббизма;

б) демократизма, отражающего участие населения в правотворчестве, учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно?правовых актов;

в) научности, содержанием которой является адекватное отражение в нормативных актах реальной действительности и перспектив развития общества, привлечение научных учреждений, ученых, экспертов, специалистов?практиков к процессу правотворчества, обязательность прогноза последствий принятия нормативного акта;

г) законности, представляющей собой требование неукоснительного соблюдения установленных законом требований к порядку и процедуре правотворчества, строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение компетенции органа, принимающего правовой акт;

д) исполнимости, подразумевающей финансовое обеспечение нормативно?правовых решений, подготовку соответствующих кадров и необходимых для реализации закона подзаконных актов;

е) профессионализма, согласно которому правотворческая практика требует профессиональной подготовки ее субъектов, использования специальных приемов и средств юридической техники. Она должна обеспечить логическую последовательность изложения основных положений нормативно?правового акта, отсутствие внутренних противоречий в тексте, компактность нормативного материала, ясность и доступность языка закона, точность и определенность его формулировок. Правильное использование юридической техники обеспечивает точное выражение воли законодателя, способствует повышению эффективности права.

Способы правотворчества обусловлены официально признанными формами (источниками) права. Различают такие его виды, как санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями, признание прецедентов, принятие нормативно?правовых актов органами гос?ва или непо средственно самим народом, заключение различного рода соглашении, содержащих нормы права.

Правотворческая деятельность состоит из юридически значимых действий, которые образуют правотворческий процесс. Начинается он с выявления потребности в принятии нормы права. Это делается на основе изучения и анализа общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данную норму. Закон определяет компетентные государственные органы или должностных лиц, уполномоченных на принятие нормы. Они устанавливают вид правового акта, который закрепит норму, принимают решение о подготовке проекта документа, создают для этого рабочую группу. Рассмотрение проекта делится, как правило, на два этапа: предварительное и официальное. Последнее производится с учетом всех процессуальных и технических требований к этой стадии правотворчества. После обсуждения проекта правовой акт принимается, оформляется должным образом, подписывается и публикуется.

Важнейшей разновидностью правотворчества является законотворчество (процесс принятия законов высшими органами государственной власти). Процедура принятия законов обычно довольно подробно разрабатывается в конституции страны. Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:

1. Законодательная инициатива - официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой, что влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть законопроект на своем заседании. Как правило, правом законодательной инициативы наделены депутаты парламента и правительство (причем основная масса законопроектов - до 90% - вносится правительством). В Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты, как правило, вносятся в нижнюю палату парламента (в Российской Федерации в Государственную Думу). Регламенты палат парламента устанавливают определенные требования к оформлению представляемых законопроектов. Так, регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ требует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:

а) пояснительную записку к законопроекту;

б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;

в) финансово?экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);

г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета).

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двух?палатный, то для принятия закона требуется согласие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство - не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2 /3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

5. Промульгация закона - опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Несколько отличается от обычной законодательной процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2 /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.


Каталог заданий.
Источники права, законотворческий процесс

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Одной из форм выражения права является

1) традиция

2) диспозиция

3) гипотеза

4) прецедент

Пояснение.

Традиция - множество представлений, обычаев, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение.

Диспозиция - правовые нормы экономической деятельности или их часть, содержащие запреты, ограничения или предписания, сужающие допустимое, законное поле деятельности.

Гипотеза - структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие.

Прецедент - решение суда по конкретному делу, имеющее силу источника права.

Ответ: 4

Противоправными обычаями называются обычаи, которые

1) распространены в малой первичной группе

2) не соответствуют системе социальных ценностей общества

3) сохранились как пережиток родоплеменных отношений

4) распространены среди людей одной этнической общности

Пояснение.

Противоправными обычаями называются обычаи, которые не соответствуют системе социальных ценностей общества. Обычаи, которые распространены в малой первичнйой группе, сохранились как пережиток родоплеиенных отношений или распространены среди людей одной этнической общности, противоправными не являются.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Исключительным при­зна­ком федерального за­ко­на как ис­точ­ни­ка права в РФ является

1) принимается Фе­де­раль­ным Собранием РФ

2) не дол­жен противоречить Кон­сти­ту­ции РФ

3) обязателен к ис­пол­не­нию на тер­ри­то­рии РФ

4) принимается на ос­но­ва­нии указа Пре­зи­ден­та РФ

Пояснение.

Федеральный закон при­ни­ма­ет­ся в со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ Фе­де­раль­ным Собранием РФ. Осталь­ные варианты под­хо­дят и к дру­гим нормативным актам.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Петр Дмитриевич Садовский

Кроме федеральных законов существуют еще законы субъектов федерации, принимаемые законодательными органами субъектов РФ.

Александр Володин 02.02.2015 19:43

Вопрос поставлен, как мне кажется, не корректно. В пояснении чётко сказано что решающих факторов 2, а именно Конституция РФ и Федеральное Собрание РФ. Так почему правильный ответ ТОЛЬКО Федеральное Собрание РФ? Буду весьма благодарен за доходчивый ответ в случии моей не правоты.

Валентин Иванович Кириченко

Для принятия федеральных законов предусмотрен особый порядок: законы должны быть одобрены обеими палатами Федерального собрания – и Госдумой, и Советом Федерации, но официально принятыми Федеральные законы РФ считаются только подписания Президентом страны.

В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ

2) постановления Правительства РФ

3) правовые прецеденты

4) федеральные законы РФ

Пояснение.

Выделяются следующие источники права в формальном смысле:

−естественное право

−нормативный правовой акт;

мнормативный договор;

мправовой прецедент (судебный или административный прецедент);

−правовой обычай;

−религиозные догмы;

−правовая доктрина;

−принцип права;

−правосознание

Для ответа на этот вопрос необходимо иметь представление об иерархии нормативно-правовых актов.

−конституционные законы (Конституция; законы, вносящие поправки или изменения в Конституцию; законы, конкретизирующие положения Конституции)

−федеральные законы (включая кодексы),

−законы субъектов РФ.

−Подзаконные акты:

−Президента РФ (указы, распоряжения),

−правительства (постановления, распоряжения),

−федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции),

−субъектов Российской Федерации.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Одним из источников (форм выражения) современного права является

1) судебный прецедент

2) бланкетная норма

3) моральное правило

4) техническая инструкция

Пояснение.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

−естественное право

−нормативный правовой акт;

−нормативный договор;

−правовой прецедент (судебный или административный прецедент);

−правовой обычай;

−религиозные догмы;

−правовая доктрина;

−принцип права;

−правосознание

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Какое из пе­ре­чис­лен­ных по­ня­тий обо­зна­ча­ет форму (источник) права?

1) инструкция

2) прецедент

4) церемония

Пояснение.

источник (форма права) - это внеш­ние официально-документальные формы вы­ра­же­ния и за­креп­ле­ния норм права, ис­хо­дя­щих от государства.

Виды ис­точ­ни­ков права:

−пра­во­вой обычай

−су­деб­ный прецедент

−нормативно-правовой акт

−международно-правой акт

Ответ: 2

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Всеобщая де­кла­ра­ция прав человека, при­ня­тая Генеральной Ас­сам­бле­ей ООН в 1948 г., яв­ля­ет­ся примером

1) до­го­во­ра с нор­ма­тив­ным содержанием

2) нормативно-правового акта

3) ад­ми­ни­стра­тив­но­го прецедента

4) нормы де­ло­во­го обыкновения

Пояснение.

Договор с нор­ма­тив­ным содержанием - юри­ди­че­ский документ, вы­ра­жа­ю­щий взаимное изъ­яв­ле­ние воли сторон, встреч­ное принятие на себя каж­дой из них юри­ди­че­ских обязанностей.

Нормы де­ло­во­го обыкновения близ­ки к пра­во­вым обычаям, т. е. нормам, сло­жив­шим­ся в об­ще­стве независимо от го­су­дар­ствен­ной власти, но со вре­ме­нем признанное, санк­ци­о­ни­ро­ван­ное государством.

Административный пре­це­дент - опре­де­лен­ное правоположение, вы­ра­жен­ное в акте ор­га­на исполнительной вла­сти в про­цес­се разрешения пра­во­во­го вопроса при от­сут­ствии или не­опре­де­лен­но­сти его за­ко­но­да­тель­ной регламентации и слу­жа­щее образцом для раз­ре­ше­ния последующих ана­ло­гич­ных административных дел.

Нормативно-правовой акт - офи­ци­аль­ный письменный документ, ко­то­рый содержит нормы права. Все­об­щая декларация прав че­ло­ве­ка 1948 - при­мер нормативно-правового акта.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Международное право

Субъектом за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы являются(-ется)

1) мэры го­ро­дов фе­де­раль­но­го значения

2) де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ

3) ми­ро­вой судья

4) пол­но­моч­ные пред­ста­ви­те­ли Пре­зи­ден­та РФ в фе­де­раль­ных округах

Пояснение.

В Рос­сии пра­вом за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы на­де­ле­ны президент, Совет Фе­де­ра­ции и его члены, де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной думы, правительство, за­ко­но­да­тель­ные ор­га­ны субъ­ек­тов Рос­сий­ской Федерации.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 5.

2) за­ко­ны субъектов РФ

3) по­ста­нов­ле­ния Правительства РФ

4) Кон­сти­ту­цию РФ

Пояснение.

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 1.

В Рос­сии к под­за­кон­ным актам относят

1) по­ста­нов­ле­ния Правительства РФ

2) за­ко­ны субъектов РФ

4) Кон­сти­ту­цию РФ

Пояснение.

Подзаконный акт - пра­во­вой акт ор­га­на государственной власти, име­ю­щий более низ­кую юридическую силу, чем закон. П.а. при­ни­ма­ют­ся на ос­но­ва­нии и во ис­пол­не­ние законов. В РФ на фе­де­раль­ном уровне к П. а. от­но­сят­ся указы Пре­зи­ден­та РФ, по­ста­нов­ле­ния и рас­по­ря­же­ния Правительства РФ, акты ЦБ РФ, министерств, го­су­дар­ствен­ных комитетов и дру­гих органов ис­пол­ни­тель­ной власти, а также по­ста­нов­ле­ния палат Фе­де­раль­но­го Собрания, ре­ше­ния судов и ар­бит­раж­ных судов.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 5.

Какова пра­виль­ная последовательность при­ня­тия закона в РФ?

1) пред­ло­же­ние закона Пра­ви­тель­ством - рас­смот­ре­ние его Пре­зи­ден­том - утвер­жде­ние в Фе­де­раль­ном Собрании - опубликование

2) при­ня­тие законопроекта Го­су­дар­ствен­ной Думой - одоб­ре­ние Советом Фе­де­ра­ции - под­пи­са­ние Президентом - опубликование

3) пред­ло­же­ние закона Пре­зи­ден­том - утвер­жде­ние Правительством - под­пи­са­ние главами палат Фе­де­раль­но­го Собрания - опубликование

4) рас­смот­ре­ние законопроекта Пре­зи­ден­том - об­суж­де­ние в Фе­де­раль­ном Собрании - под­пи­са­ние Правительством - опубликование

Пояснение.

Проекты фе­де­раль­ных законов могут раз­ра­ба­ты­вать­ся любым ор­га­ном или лицом (депутаты, члены Со­ве­та Федерации), об­ла­да­ю­щим правом на за­ко­но­да­тель­ную инициативу в со­от­вет­ствии со статьёй 104 Кон­сти­ту­ции РФ. Затем про­ект ФЗ вно­сит­ся в Го­су­дар­ствен­ную Думу.

Закон счи­та­ет­ся принятым, но ещё не всту­пив­шим в силу, после его при­ня­тия в трёх чте­ни­ях Государственной Думой (простым большинством). С мо­мен­та принятия в 3 чтении, в на­зва­нии федерального за­ко­на исключается слово «проект». Далее ФЗ дол­жен быть одоб­рен Советом Фе­де­ра­ции (также боль­шин­ством голосов) и под­пи­сан президентом РФ.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1.

Какова правильная последовательность принятия закона в РФ?

1) рассмотрение законопроекта Президентом - обсуждение в Федеральном Собрании - подписание Правительством - опубликование

2) принятие законопроекта Государственной Думой - одобрение Советом Федерации - подписание Президентом - опубликование

3) предложение закона Президентом - утверждение Правительством - подписание главами палат Федерального Собрания - опубликование

4) предложение закона Правительством - рассмотрение его Президентом -утверждение в Федеральном Собрании - опубликование

Пояснение.

Проекты федеральных законов могут разрабатываться любым органом или лицом (депутаты, члены Совета Федерации), обладающим правом на законодательную инициативу в соответствии со статьёй 104 Конституции РФ. Затем проект ФЗ вносится в Государственную Думу.

Закон считается принятым, но ещё не вступившим в силу, после его принятия в трёх чтениях Государственной Думой (простым большинством). С момента принятия в 3 чтении, в названии федерального закона исключается слово «проект». Далее ФЗ должен быть одобрен Советом Федерации (также большинством голосов) и подписан президентом РФ.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 3.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже субъ­ек­тов по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти об­ла­дают пра­вом за­ко­но­да­тель­ной инициативы?

1) ини­ци­а­тив­ные груп­пы граждан

2) де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Думы

Право – система общеобязательных, закрепленных силой государственного принуждения норм . Еще в Древнем Риме выделяли две основные системы права – частное и публичное. Частное право защищает интересы отдельного гражданина (например, его имущественные интересы). Публичное – всего общества в целом (например, карает преступников).

Система права включает в себя нормы, институты и отрасли:

Отрасль права – самая большая структурная единица правовой системы. Отрасль права – большая группа норм, регулирующая важный вид общественных отношений. Например, это конституционное, административное, уголовное, налоговое, финансовое, земельное, семейное, трудовое, гражданское право.

Дополнить наши сведения о видах отраслей российского права вы можете в комментариях к разбору задания к данной теме, а также в обсуждениях нашей группы

Как правило, отрасли соответствует и обслуживает исполнение ее норм государственными органами процессуальное право (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное). Процессуальное право – особый вид правовых норм, регламентирующих правоприменительную практику в процессе правовых отношений. Юристы выделяют до 30 отраслей права в целом.

Институт права – небольшая группа норм внутри отрасли, регулирующий один вид общественных отношений. Институты состоят из норм – мельчайших единиц, выраженных в виде конкретного закона.

Приведем на примере трудового права конкретную структуру отраслей, институтов и норм:

Структура системы права (на примере трудового права):

Соотношение правовых норм между собой регламентируется понятием юридическая сила. Это первоочередность и соподчинение юридических норм. Все нормы в РФ делятся по юридической силе на законы и подзаконные акты.

Законом высшей юридической силы является Конституция Российской Федерации. Высшая юридическая сила означает, что ни один нормативный акт в стране не может противоречить Конституции РФ. Конституцию дополняют конституционные законы РФ.

Основным ядром правовой системы РФ являются Федеральные Законы РФ (ФЗ). Федеральный Закон РФ – основной нормативно-правовой акт в РФ, принимающийся Федеральным Собранием и подписывающийся Президентом.

Соответствовать Федеральным Законам должны подзаконные акты:
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Приказы и инструкции министерств и ведомств РФ
Нормативные акты региональных и местных органов власти

Основным источником права в РФ, как мы уже говорили при разборе темы «Право в системе социальных норм», является нормативно-правовой акт. Это не исключает применения и судебных прецедентов в правоприменительной практике, и правовых обычаев.

Законотворческий процесс – это процедура принятия Федеральных Законов в РФ. Регламентируется она конституционным правом, описана процедура в Главе 5 Конституции РФ «Федеральное Собрание».

Федеральный Закон становится законом и обретает юридическую силу после опубликования на портале государственной информации и в «Российской газете» (на ее сайте.

Таким образом, законотворческий процесс в РФ состоит из следующих этапов:

Таким образом, мы рассмотрели сегодня важную тему кодификатора ЕГЭ блока «Право» «Система российского права. Законотворческий процесс».

5.2. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ


Основные понятия: система права, институт права, подотрасль права, отрасль права, материальные отрасли права, процессуальные отрасли права, источники (формы) права, нормативный правовой акт, система нормативных правовых актов РФ, закон

Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты

Институт права - Это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений.
Например: в трудовом праве — институт охраны труда; в конституционном — институт гражданства; в гражданском — институт купли-продажи и т. д.
Подотрасль права -Это совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права. Например: подотрасль «обязательственное право» объединяет ряд правовых институтов — таких, как институт поставки, мены, подряда и др.
Отрасль права - Это совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правовогорегулирования. Например: конституционное право; уголовное право; финансовое право и др.

Основные отрасли права в России

Материальное право — отрасли права, которые регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов
Конституционное (государственное) право — отрасль права, закрепляющая форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти.
Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения: право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договора, наследственное право и т. д.
Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления: соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.
Уголовное право — отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.
Семейное право — отрасль права, регулирующая брачно-семейные правоотношения: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.
Трудовое право — отрасль права, регулирующая трудовые правоотношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха
Процессуальное право — отрасли права, регулирующие процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений
Гражданское процессуальное право — отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам.
Уголовно-процессуальное право — отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам.
Арбитражный процесс — процесс прохождения дел в арбитражных судах.
Конституционное судопроизводство — судопроизводство в Конституционном суде
Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.
Источники (формы) права
Форма права — определённый способ внешнего выражения конкретной правовой нормы.
Нормы только тогда становятся правовыми, когда они формально определены, т. е. упорядочены, сформулированы и закреплены в различных актах государственных органов, которые называют источниками права. Основным среди источников права является нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт — правовой документ, изданный в особом процедурном порядке органом государственной власти, регулирующий общественные отношения.

Система нормативных правовых актов РФ

Конституция РФ

Федеральные законы: федеральные конституционные законы — регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, т. е. к предмету ведения Конституции РФ (Закон «О Правительстве РФ», Закон «О выборах Президента РФ» и др.);
текущие (обычные) федеральные законы — регулируют всю массу остальных важнейших вопросов жизни общества (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.)
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Нормативные правовые акты министерств и ведомств
Закон — это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законотворческий процесс (законотворчество) — процесс принятия законов высшими органами государственной власти.

Стадии законотворческого процесса в РФ

Законодательная инициатива - Выяснение потребности в принятии закона, изучение общественных отношений, для регламентации которых необходимо его принять. Субъекты права законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный, Высший арбитражный суды РФ по вопросам их ведения
Обсуждение законопроекта - Внесённый в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет (в нём ведётся основная работа над текстом законопроекта с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.), который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки
Принятие законопроекта - Закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов
Утверждение законопроекта - Принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации1. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты.
Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней должен принять решение. Президент РФ обладает правом вето.
Для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2Д голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
Промульгация (от лат. promulgatio — публичное объявление) закона Закон подлежит обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания его Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок
Совет Федерации не обязан рассматривать все законы, поступающие из Государственной Думы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат: федеральные конституционные законы, законы о поправках к Конституции РФ, финансовые законы; законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ; законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.
Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3Д от общего числа членов Совета Федерации и не менее V3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент РФ не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.
См. 5.4. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ (с. 353—358).

Цели урока

Задачи урока

образовательные:

развивающие:

воспитательные:

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

к методической разработке урока по обществознанию

на тему «Законотворческий процесс в РФ»

Урок обществознания на тему «Законотворческий процесс в РФ» разработан в соответствии с рабочий программой по обществознанию 11 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А.И. Матвеева, соответствует интересам, потребностям и познавательным возможностям учащихся 11 класса.

Предложенная разработка может быть полезна для учителей общеобразовательных учреждений в процессе преподавания обществознания на базовом или на профильном уровне. Актуальность разработки в том, что она дает возможность по-новому взглянуть на неинтересную и сложную для учащихся тему. Использование схемы, игры «Законопроект», заданий ЕГЭ по изучаемой теме позволяют максимально активизировать внимание учеников, облегчают процесс запоминания, делают урок динамичным и интересным.

Цели урока : расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.

Задачи урока

образовательные:

Углубление знаний школьников о главном законе страны - Конституции РФ;

Изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;

Выделение особенностей федерального конституционного закона;

развивающие:

  • развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;

воспитательные:

Воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;

Формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Для мотивации учебной деятельности был поставлен вопрос «Почему законы разрабатываются так долго и кропотливо?», на который ученики должны ответить на этапе рефлексии.

Актуализация знаний необходима для подготовки учащихся к усвоению новых знаний. Для актуализации знаний проводится фронтальный опрос. Отвечая на вопросы учителя, ученики активно включаются в ход урока.

На этапе усвоения новых знаний ученики читают статьи 104-108 Конституции РФ, анализируют их, сопоставляют друг с другом, выделяют нужное, отвечают на вопросы. Учитель координирует деятельность учащихся с помощью комментариев и наводящих вопросов.

Для проверки понимания учащимися нового материала применяется такая форма работы, как самостоятельное составление учениками схемы стадий законотворческого процесса. Чтобы облегчить и ускорить работу учащихся, учитель заранее готовит скелет схемы, ориентируясь на него, ученики составляют свои схемы. Эта форма деятельности учащихся способствует развитию их навыков обобщения, систематизации, синтеза. После завершения работы над схемами ученики самостоятельно проверяют правильность своих схем, сверяя их со схемой, заранее составленной учителем. Учитель некоторым ученикам выставляет отметку за схему.

Для закрепления темы используется игра «Законопроект». Игра развивает творческие навыки учащихся, умение работать в группе, а также способствует поддержанию интереса к теме урока.

Закрепление новых знаний продолжается и во время выполнения учащимися заданий ЕГЭ по теме.

С подготовкой к ЕГЭ связано и домашнее задание учащихся: написать эссе на тему «Нужно ли вето Президента в законотворческом процессе?». Это задание развивает умение излагать свои мысли, аргументировать свое мнение. Учитель рекомендует в качестве аргументов приводить факты из истории России 90-х годов и современной России, в чем прослеживается межпредметная связь темы.

Этап рефлексии помогает учащимся осознать полученные знания и сделать выводы о своей деятельности на уроке.

Таким образом, используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Ученики работают и по эталону, и творчески; на уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки. Ученики в течение урока выступают в разных ролях: мыслитель, чтец, слушатель, информатор, творец, игрок, выпускник, а учитель выступает в роли организатора и консультанта.

Названные формы, методы и приемы обучения должны помочь успешному достижению целей урока.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Методическая разработка урока обществознания,

11 класс

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Должность: учитель истории и обществознания,

первой квалификационной категории

МБОУ «Городецкая СОШ им. Героя России Александра Прохоренко»

с. Городки

2016

Цели урока: расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.

Задачи урока

образовательные:

  • углубление знаний школьников о главном законе страны - Конституции РФ;
  • изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;
  • выделение особенностей федерального конституционного закона;

развивающие:

  • развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;

воспитательные:

  • воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;
  • формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.

Оборудование урока

  • Конституция РФ (у каждого ученика);
  • учебник для 11 класса «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева (2010, стр. 224–226);
  • схема «Стадии законотворческого процесса в РФ» (для каждой парты);
  • частично заполненная схема «Стадии законотворческого процесса
  • в РФ» (для каждой парты);
  • таблички «Законопроект», «Государственная Дума», «Совет Федерации», «Президент»;
  • задания ЕГЭ по изучаемой теме (для каждого ученика).

Тип урока : урок изучения нового материала (третий урок в 11 классе по разделу «Человек и закон»).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин)

II. Постановка цели и задач урока (1 мин)

Учитель . Сегодня мы узнаем, как появляются на свет федеральные конституционные и федеральные законы. Принятие закона - это сложный процесс, в котором заняты многие люди и который растянут во времени. Как правило, он занимает не менее 6 месяцев. Почему законы разрабатывают так долго и кропотливо? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

III. Актуализация знаний учащихся (2 мин)

Вопросы:

  1. Какая форма правления в России? (Республика)
  2. Как называется представительный (законодательный) орган государственной власти в России? (Федеральное собрание)
  3. Как называются палаты Федерального собрания? (Совет Федерации и Государственная Дума)
  4. Как формируется нижняя палата - Государственная Дума? (Путём выборов)
  5. Сколько депутатов в Государственной Думе? (450 депутатов)
  6. По какой избирательной системе организуют выборы депутатов Государственной Думы? (По пропорциональной системе)
  7. Какова основная функция Государственной Думы? (Принятие законов)
  8. Что такое закон? (Закон - нормативно-правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления населения)
  9. Какие бывают законы? (Основной закон - Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, законы субъектов РФ)
  10. Когда и как принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 года на референдуме)
  11. Чем отличаются федеральные конституционные законы от федеральных законов? (ФКЗ обладают большей юридической силой, чем ФЗ; их предназначение - обеспечить стабильность Конституции как Основного Закона)

IV. Изучение нового материала

Первичное усвоение новых знаний. Изучение законотворческого процесса в РФ. (25 мин)

  • Работа учеников с текстом Конституции РФ.Чтение ст. 104–108 Конституции РФ, их анализ с комментариями учителя (13 мин)

Статья 104 Конституции РФ определяет круг субъектов, которые имеют право законодательной инициативы в РФ. Право законодательной инициативы - это возможность вносить в законодательные органы законопроекты, т. е. предварительные тексты законов. Субъектами права законодательной инициативы выступают органы, должностные лица, имеющие непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных вопросов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ по вопросам их ведения. Государственные и общественные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только через субъектов, наделённых этим правом.

Вопрос:

В какой орган вносят законопроект? (В Государственную Думу)

Статья 105 Конституции РФ закрепляет процедуру принятия федерального закона Государственной Думой и Советом Федерации. В Государственной Думе закон принимается в трёх чтениях большинством голосов от общего числа депутатов. Принятый Государственной Думой федеральный закон передаётся в течение пяти дней в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения. Совет Федерации может в течение 14 дней рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный закон и одобрить его, отклонить или же воздержаться от его рассмотрения.

Вопрос:

Каковы последствия отклонения федерального закона Советом Федерации ? (Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов).

Установив последовательное принятие закона обеими палатами, Конституция тем самым закрепляет их равный правовой статус в осуществлении законодательных функций и обеспечивает единство парламента, а также сочетание общих интересов всего российского народа и специфических интересов субъектов Федерации при принятии федеральных законов.

Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон посуществу на своём заседании. Таково общее правило, вытекающее из ч. 4 ст.105 Конституции РФ .

Статья 106 Конституции РФ фиксирует исключение из этого общего правила, перечисляя законы, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Все законы,обозначенные в ст.106, принимаются по вопросам, относящимся к исключительному ведению Российской Федерации, причём выбраны лишь наиболее важные проблемы, связанные с регулированием отношений в таких сферах, как бюджет, финансы, таможенное дело, международные договоры, защита безопасности государства.Эти вопросы, безусловно, затрагивают интересы как Федерации в целом, так и её субъектов. Через обязательное обсуждение в верхней палате, где на равноправной основе работают представители всех субъектов Федерации, происходит согласование интересов Федерации и её субъектов.

Вопрос:

Проведите сопоставительный анализ ст.106 и ст.108 Конституции РФ и скажите, какие ещё законы, кроме названных в ст. 106, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. (Все федеральные конституционные законы).

Статья 107 регламентирует порядок подписания и обнародования принятых федеральных законов. Это право принадлежит Президенту РФ и является завершающей стадией законодательного процесса. Совет Федерации одобренный им федеральный закон в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ подписывает или отклоняет закон. После подписания закон должен быть опубликован в течение 7 дней в официальных источниках.

Вопрос:

Каковы последствия отклонения федерального закона Президентом РФ? (Возвращённые Президентом РФ законы повторно рассматривают в Государственной Думе и Совете Федерации. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей) голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течение семи дней Президентом РФ и обнародованию).

Задание:

- Статья 108 Конституции РФ предусматривает порядок принятия федеральных конституционных законов. Ещё раз внимательно прочитайте ст. 108 Конституции РФ и выделите три особенности процедуры принятия федеральных конституционных законов.

1) Чётко определённый круг вопросов, по которым принимаются ФКЗ;

2) принятие квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания;

3) будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены в парламент на новое рассмотрение.

Первичная проверка понимания. (12 мин)

  • Самостоятельное составление учениками схемы основных стадий законодательного процесса в РФ (до начала этой работы учитель на каждую парту раздает листы с частично заполненной схемой законотворческого процесса в РФ) (Приложение 1) (10 мин)
  • Проверка правильности схем путём сравнения схем учеников со схемой, составленной учителем; (схему стадий законодательного процесса в РФ, составленную учителем, раздают на каждую парту или же её показывают на мультимедийном экране) (Приложение 2) (2 мин)

V. Закрепление материала

Игра «Законопроект» (5 мин)

Класс делится на три группы. Каждая группа получает условное название: «Государственная Дума», «Совет Федерации» и «Президент». Используется большая карточка с надписью «Законопроект». Учитель предлагает группам различные условия игры.

Ситуация первая. Учитель предлагает карточку со словами «Вношу проект федерального закона. Кто его примет?»

Группа «Государственная Дума» должна принять карточку.

Группа должна передать карточку «Совету Федерации».

Учитель. Совет Федерации рассматривает и большинством голосов одобряет законопроект.

Группа передаёт карточку «Президенту ».

Учитель. Президент не отклонил федеральный закон. Что происходит дальше?

Представитель третьей группы объявляет: «Федеральный закон подписан и обнародован».

Ситуация вторая. Ситуация первая повторяется до пункта «Группа передаёт карточку «Совету Федерации».

Учитель. Совет Федерации отклонил законопроект.

Группа «Совет Федерации» возвращает карточку«Государственной Думе».

Ситуация третья .Ситуация первая повторяется до пункта «Группа передаёт карточку Президенту».

Учитель. Президент отклонил федеральный закон.

Группа «Президент» передаёт карточку «Государственной Думе».

Далее игра продолжается точно так же, учитывая, что в случае принятия парламентом данного проекта закона двумя третями голосов он подлежит безусловному подписанию Президентом в течение 14 дней и обнародованию.

Ситуация четвёртая. Рассматривают стадии принятия федерального конституционного закона, при этом отдельное внимание обращают на особенности принятия федерального конституционного закона.

Знакомство с возможными заданиями ЕГЭ по теме «Законодательный процесс в РФ» (Приложение 3). (8 мин)

VI. Домашнее задание

Написать эссе на тему «Нужно ли вето Президента в законодательном процессе?»

Вето Президента на принятые законы в большинстве случаев стимулирует повышение их качества, устранение коллизий и дефектов.

VI. Подведение итогов урока

(РЕФЛЕКСИЯ) (2 мин)

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какие моменты урока вам понравились больше всего?

Какая работа у депутатов парламента?

Почему законы разрабатывают так долго и кропотливо?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция РФ.


Просмотров