Законодательная база российской федерации. ГВП отвечает: Обжалование дисциплинарного взыскания Сроки давности привлечения военнослужащего к ответственности

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Комментарий к статье 3

1. В данной статье перечислены общие условия привлечения военнослужащих к материальной ответственности. Эти условия являются юридическими фактами, с наличием которых Закон связывает наступление материальной ответственности военнослужащих.
Исходя из положений комментируемого Закона, а также опираясь на результаты научной и правоприменительной практики, выделяют следующие необходимые и достаточные условия материальной ответственности военнослужащих:
- нарушение военнослужащим нормы права (правонарушение);
- наличие реального ущерба имуществу воинской части;
- наличие причинно-следственной связи между совершенным военнослужащим правонарушением и наступившим реальным ущербом;
- нахождение военнослужащего в момент причинения ущерба имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы;
- вина военнослужащего.
Требование необходимости означает то, что только при одновременном наличии указанных условий может наступить материальная ответственность, а требование достаточности - то, что иные обстоятельства совершения военнослужащим правонарушения на саму возможность ее наступления не влияют.
2. Под правонарушением понимается невыполнение военнослужащим возложенных на него юридических обязанностей, которые предписывают определенное поведение - совершение определенных позитивных действий - либо устанавливают юридические запреты - в таком случае от военнослужащего ожидается несовершение предусмотренных нормой права поступков, т.е. бездействие. В данном случае идет речь о юридических обязанностях, установленных с целью предотвратить возникновение ущерба имущественным интересам воинской части. Например, обязанности начальника службы горючего и смазочных материалов полка, сформулированные в ст. 121 УВС ВС РФ, предусматривают, в частности, обязанность организовывать правильную эксплуатацию технических средств службы, работу по приему, хранению и выдаче подразделениям горючего, смазочных материалов, специальных жидкостей и технических средств; в обязанности начальника склада воинской части, установленные п. 62 Положения о войсковом (корабельном) хозяйстве, входят прием и выдача материальных средств по установленным документам, ведение количественного и качественного учета материальных средств на складе.
3. Реальный ущерб имуществу воинской части - это стоимость утраченного в результате правонарушения имущества воинской части или размера уменьшения его полезных свойств, а также излишние выплаты, произведенные воинской частью другим лицам вследствие неправомерных действий военнослужащего. При этом не учитываются неполученные воинской частью доходы от использования утраченного (поврежденного) имущества. Понятие реального ущерба подробно рассматривается в комментарии к ст. 2.
4. Условие непременного наличия причинно-следственной связи между совершенным военнослужащим правонарушением и наступившим реальным ущербом вытекает из положения ст. 3 комментируемого Закона о том, что военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный ими ущерб. Таким образом, причинная связь выступает в качестве одного из объективных оснований материальной ответственности. Установить причинно-следственную связь (в рамках решаемых комментируемым Законом задач) означает признать, что материальный ущерб имуществу воинской части есть результат совершенного военнослужащим действия (или бездействия).
Само понятие причинно-следственной связи является общенаучным и подробно рассматривается в философской теории о причинности. В соответствии с философским учением о причинности причиной признается такое явление, которое закономерно, с внутренней необходимостью порождает другое явление, называемое следствием. Причина существует объективно и, следовательно, познаваема.
Причинная связь характеризуется, во-первых, тем, что между явлением-причиной и явлением-следствием всегда существует временная зависимость: причина всегда предшествует следствию во времени возникновения; во-вторых, связь между явлениями является необходимой и достаточной: причина всегда с неизбежностью должна порождать следствие.
Для того чтобы установить причинно-следственную связь между действием (или бездействием), совершенным военнослужащим, и материальным ущербом имуществу воинской части, необходимо выделить эти факты из совокупности других событий и действий и рассмотреть их применительно к конкретному случаю с точки зрения способности одного явления (действия или бездействия) породить другое (материальный ущерб).
Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие совершения ими правомерных действий. Следовательно, причиной материального ущерба как необходимого основания привлечения военнослужащих к материальной ответственности может быть только их неправомерное поведение (нарушение требований распространяющихся на них правовых норм). Поэтому выяснение наличия причинно-следственной связи необходимо начинать с установления факта такого неправомерного поведения (правонарушения). Если военнослужащий не нарушал обязательных для него правовых норм, а материальный ущерб все-таки наступил, следует сделать вывод о том, что причина ущерба - иные явления (действия других лиц, воздействие сил природы и т.п.).
Вопрос о причинной связи необходимо рассматривать также с учетом категорий возможности и действительности. Причиной возникновения материального ущерба могут быть признаны только такие действия (или бездействие), которые вызвали действительность результата или, по крайней мере, создали конкретную возможность его наступления.
Исходя из сказанного, лицу могут быть поставлены в вину последствия:
а) для наступления которых уже создана реальная возможность другими причинами и условиями (помимо поведения этого человека), а человек своими действиями (бездействием) превратил эту реальную возможность в действительность;
б) для наступления которых поведение человека послужило одним из условий создания реальности наступления результата, хотя бы превращение возможности в действительность произошло и независимо от поведения данного лица.
На практике часто на превращение возможности в действительность, кроме поведения лица, оказывают влияние множество других причин и условий. В связи с этим использование категорий возможности и действительности помогает понять значение поведения человека в создании того или иного результата. Вместе с тем важнейшим вопросом в определении причинной связи для целей возложения ответственности является также оценка степени существенности роли поведения человека среди других причин как при превращении возможности возникновения ущерба в его действительность, так и в создании реальных условий такой возможности.
Последняя задача решается как с помощью правильного применения категорий диалектики, так и с помощью изучения и обобщения правоприменительной практики.
Типичной ошибкой в практике привлечения военнослужащих к материальной ответственности (как правило, при применении ее в административном порядке) является возмещение ущерба военнослужащими при отсутствии причинной связи или при наличии недостаточной степени причиняющего действия.
Так, например, военнослужащий Р. умышленно (из хулиганских побуждений) разбил зеркало, принадлежащее воинской части. Административным расследованием было установлено, что такое правонарушение было совершено в присутствии военнослужащего Б., являющегося непосредственным начальником военнослужащего Р. Обязанность возместить ущерб была возложена как на военнослужащего Р., так и на военнослужащего Б. Такое решение было мотивировано тем, что военнослужащий Б. "присутствовал при причинении ущерба и не предотвратил его". В этом случае поведение военнослужащего Б. причинно не связано с наступившим материальным ущербом. Следовательно, отсутствует одно из необходимых условий для его материальной ответственности.
Другой пример. Военнослужащий К. возглавил комиссию по проверке наличия материальных ценностей на вещевом складе воинской части. Комиссия установила, что фактическое наличие имущества соответствует документальным данным. Позднее проверку на этом же складе проводила комиссия в составе других лиц. При этом было обнаружено, что в период времени, за который проводилась проверка первой комиссией, на складе возникла недостача материальных ценностей. Ответственность за недостачу была возложена на К. На него был сделан денежный начет с формулировкой: "К. возглавлял комиссию по проверке склада, не обнаружил имевшейся там недостачи имущества, поэтому он обязан возместить причиненный воинской части ущерб". В этом случае также отсутствует причинная связь между поведением лица и ущербом.
Примером недостаточности причинной связи для вменения в вину лицу результата его правонарушения может служить следующий случай.
В процессе разборки пулемета для чистки в его коробке образовалась трещина. Военнослужащий, производивший разборку пулемета, был привлечен к материальной ответственности за возникший материальный ущерб на основании административного расследования, в заключении по которому указывалось, что разборка пулемета производилась быстро, резкими движениями, однако без применения больших усилий. В этих условиях ущерб возник в результате главным образом состояния треснувшей детали пулемета ("усталости" металла). Причиняющая сила действий военнослужащего была незначительной, нерешающей, и поэтому материальная ответственность военнослужащего исключается.
На практике нередки случаи, когда последствие является результатом действий нескольких лиц. Причинная связь при этом устанавливается применительно к действиям каждого лица по тем же правилам.
В значительном числе случаев причинения военнослужащими материального ущерба воинской части их правонарушения непосредственно и прямо связаны с возникшим негативным последствием (например, при использовании имущества воинской части в личных целях, при уничтожении военного имущества путем поджога и т.п.). В такой ситуации установить причинно-следственную связь достаточно просто. Однако когда само деяние и материальный ущерб разнесены по месту и времени, тесно связаны со множеством других факторов (действиями других лиц, силами природы и т.п.), определение причины возникновения ущерба без научного анализа причинно-следственных отношений становится затруднительным, а подчас и невозможным.
5. Как следует из п. 2 комментируемой статьи, исполнение обязанностей военной службы в момент причинения ущерба является необходимым условием привлечения военнослужащих к материальной ответственности.
В случае причинения военнослужащими ущерба воинской части не при исполнении обязанностей военной службы возмещение ими вреда регулируется гражданским законодательством.
При определении размера материального ущерба, причиненного военнослужащими не при исполнении ими обязанностей военной службы, в его состав включается, помимо реального ущерба, также и упущенная выгода.
Причинение военнослужащим ущерба не при исполнении обязанностей военной службы другим лицам исключает ответственность воинской части за этот ущерб, а следовательно, и регрессную ответственность военнослужащего перед воинской частью. Такой ущерб подлежит возмещению непосредственно виновным лицом по нормам гражданского законодательства.
6. Под виной понимается психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Она означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вытекающих из этого поведения результатов. Вина является необходимым условием всех видов юридической ответственности, а форма вины, как правило, оказывает существенное влияние на меру наказания. Формы вины приведены в ст. 24 и ст. 2.2 . Однако с учетом того что вина - понятие общеправовое, положениями данных статей необходимо руководствоваться и при рассмотрении других видов юридической ответственности, в том числе материальной. Вина выражается в форме умысла или неосторожности, которые различаются степенью наличия воли и разума правонарушителя в совершенном им противоправном действии или бездействии. Правонарушение считается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало общественно опасный характер своего деяния, предвидело возможность его общественно опасных последствий и желало (прямой умысел) или сознательно допускало их наступление или относилось к ним безразлично (косвенный умысел).
Примером умышленного причинения материального ущерба воинской части является сжигание наводчиком орудия ефрейтором Н. и заряжающим рядовым П. ради развлечения оставшихся после боевых стрельб пучков пороха от орудийных зарядов, которые следовало сдать на склад боеприпасов полка.
Неосторожным считается правонарушение в том случае, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало предотвратить их наступление (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).
Необходимо отметить, что различие форм вины при установлении ее как субъективного основания материальной ответственности военнослужащих практического значения не имеет. Такое различие имеет значение лишь при определении объема ответственности (ограниченной или полной).
Одной из распространенных ошибок в практике возмещения ущерба военнослужащими является игнорирование субъективного условия (вины).
Так, военнослужащий Н. возглавлял команду, выполнявшую задание с выездом в другой населенный пункт. Задание было выполнено командой значительно раньше срока. Старший команды был ответственным за питание всей команды, которое он и обеспечивал, выдавая продукты ежедневно. Как следовало из представленного после командировки отчета, были израсходованы продукты в количестве, соответствующем десятидневному пайку всей команды. К материальной ответственности были привлечены все члены команды, хотя материалы административного расследования свидетельствовали о том, что в возникновении ущерба имеется вина только одного лица.
7. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный ими вследствие исполнения приказа начальника. Данная норма исходит из положения о необходимости беспрекословного подчинения военнослужащих приказам своих командиров (начальников), закрепленного в п. 1 ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также требований Военной присяги и УВС ВС РФ. При этом признается, что военнослужащий в силу ограниченности имеющейся у него информации не в состоянии оценить соответствие отданного ему приказа начальника требованиям закона и, следовательно, не должен нести ответственность за действия, не выходящие за пределы такого приказа. В таком случае материальную ответственность за причиненный военнослужащим материальный ущерб должен нести тот командир (начальник), который отдал приказ.
8. Как ранее отмечалось, одним из необходимых условий привлечения военнослужащих к материальной ответственности является причинение ими вреда имущественным интересам воинской части при совершении противоправных действий. Из этого утверждения следует, что если военнослужащий причинил такой ущерб правомерными действиями, то привлечению к материальной ответственности он не подлежит. Не считаются противоправными действия военнослужащего, совершенные: в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны; вследствие физического или психического принуждения; оправданного служебного риска.
9. Под состоянием крайней необходимости понимается состояние, при котором лицо устраняет грозящую личности и правам данного лица опасность путем причинения вреда другим охраняемым законом интересам.
Состояние крайней необходимости возникает тогда, когда сталкиваются два охраняемых законом интереса и сохранение одного из них (более важного) достигается принесением в жертву другого (менее важного). Военнослужащий, оказавшийся в состоянии крайней необходимости, за счет сознательного нарушения одного из интересов спасает другой, более важный по своему значению. По этой причине действия, совершаемые в состоянии крайней необходимости, правомерны и оправданны.
Например, часовой при тушении возгорания охраняемой им военной техники использует постовой тулуп, в результате чего последний становится непригодным к использованию по прямому назначению.
У состояния крайней необходимости имеются пределы, за которыми устранение угрозы, осуществляемое таким способом, становится противоправным.
Условия правомерности акта крайней необходимости принято разделять на относящиеся: а) к грозящей опасности; б) к защите от нее.
Опасность, угрожающая охраняемым законом интересам, должна отвечать следующим требованиям:
- угрожать охраняемым законом интересам личности, общества или государства;
- быть наличной;
- быть действительной (реальной).
Защита от грозящей опасности должна быть:
- направлена на устранение опасности, угрожающей охраняемым законом интересам личности, общества или государства;
- направлена на причинение ущерба не лицу, создавшему угрозу, а третьим лицам;
- своевременной.
Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, должен быть менее значительным, чем вред предотвращенный.
10. В числе случаев правомерного поведения военнослужащих - состояние необходимой обороны, под которым понимается причинение вреда при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства лицу, посягающему общественно опасным способом на эти интересы.
Так, например, являются актом необходимой обороны действия военнослужащего, защищающегося от преступных посягательств другого военнослужащего, путем причинения вреда здоровью последнего. На такого военнослужащего не может быть возложена обязанность, предусмотренная ч. 4 ст. 5 комментируемого Закона, по возмещению воинской части средств, затраченных на лечение нападавшего.
11. В число правомерных действий военнослужащих следует отнести также и причинение материального ущерба имуществу воинской части в соответствии со специальным предписанием. В данном случае идет речь о ситуации, когда действующие нормативные правовые акты обязывают военнослужащего причинить указанный ущерб. К таким случаям относится, например, уничтожение военнослужащим военной техники в боевых условиях, когда ей угрожает захват противником.
12. К обстоятельствам, исключающим привлечение военнослужащего к материальной ответственности ввиду их правомерности, следует отнести причинение материального ущерба вследствие физического или психического принуждения военнослужащего.
Принуждение лица к причинению вреда охраняемым законом интересам заключается в применении к нему незаконных методов физического или психического воздействия. Такое принуждение может выражаться в физическом насилии (побои, причинение телесных повреждений и т.п.) или в психическом воздействии (например, угроза жизненным интересам, использование гипноза и др.). Причинение военнослужащим ущерба воинской части в такой ситуации должно рассматриваться либо в рамках института непреодолимой силы, либо в рамках института крайней необходимости.
Так, если в результате упомянутого воздействия военнослужащий перестал руководить своими действиями (бездействием), в результате чего причинил ущерб имуществу воинской части, необходимо признать, что он действовал под воздействием непреодолимой силы.
Если же способность руководить своими действиями у военнослужащего была сохранена, его действия (бездействие) необходимо рассматривать с точки зрения крайней необходимости.
13. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи одним из оснований освобождения военнослужащего от материальной ответственности является причинение им ущерба в результате оправданного служебного риска. Определение служебного риска в комментируемом Законе не дается. Вместе с тем риск, присутствующий в любой профессиональной деятельности, связанной с необходимостью учета множества обстоятельств, которые подчас трудно точно измерить и оценить, признается в ряде случаев условием, исключающим наступление юридической ответственности, и другими отраслями права - уголовным и трудовым.
Так, ст. 41 УК РФ в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния, предусматривает причинение вреда при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели; ст. 239 ТК РФ исключает материальную ответственность работника в случае возникновения ущерба, в частности, и вследствие нормального хозяйственного риска.
"Оправданный", "обоснованный", "нормальный хозяйственный" риски - различные определения одного и того же понятия, а именно правомерного риска, т.е. такого риска, который признается, допускается правом, а лицо, причинившее вред в его состоянии, не подлежит юридической ответственности.
Понятие "риск" определяется в русском языке как возможный убыток или неудача в каком-либо деле. Риск также определяется как действие (поступок), выполняемое в условиях выбора, когда существует опасность в случае неудачи оказаться в худшем положении, чем до выбора.
В процессе военно-служебной деятельности военнослужащий связан и взаимодействует со сложной военной техникой, участвует в управлении комплексными физическими, химическими и биологическими процессами. При этом осуществление такой его деятельности, как правило, носит коллективный характер, т.е. производится не самостоятельно, а при сотрудничестве многих лиц. При этом объективно существующие недостатки в военной технике, пробелы в познании закономерностей используемых технических процессов и недостатки организационного порядка часто не могут быть поставлены в вину конкретным лицам. Таким образом, ущерб, причиняемый военному имуществу в результате таких явлений, - следствие сил, выходящих из-под контроля отдельного человека. Поэтому в военно-служебной деятельности принято говорить о наличии военно-служебного риска. Риск чаще всего имеет место при разработке, освоении и испытании новых образцов вооружения и военной техники, оборудования, новых технологий, при решении различного рода нестандартных задач, возникающих как в повседневной деятельности войск (сил), так и в боевой обстановке. Под состоянием военно-служебного риска понимается служебно-хозяйственная деятельность, допускающая возможность получения результатов, не восполняющих полностью или частично понесенных воинской частью расходов.
Важнейшим для выяснения условий освобождения военнослужащих от материальной ответственности является определение критериев оправданности (правомерности) военно-служебного риска. В законодательстве, а также в теории и практике права выработаны следующие критерии правомерности риска, которые необходимо применять к данному случаю: цель не могла быть достигнута средствами, не связанными с риском; цель является общественно полезной; совершенное действие соответствует современным знаниям и опыту; лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения ущерба. При этом право на риск признается только за военнослужащим, обладающим соответствующей профессиональной подготовкой. По этим критериям необходимо отличать обоснованный военно-служебный риск от необоснованных решений ради выполнения поставленных задач любой ценой.
Необходимо также иметь в виду, что оправданный риск имеется в наличии только тогда, когда существует лишь некоторая вероятность, возможность наступления негативных последствий. Если же наступление таких последствий несомненно, ситуацию (при всех прочих равных условиях) следует оценивать уже с точки зрения крайней необходимости.
14. Исключается материальная ответственность военнослужащего за ущерб, ставший следствием действия непреодолимой силы. Непреодолимой силой считается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. Это событие, которое невозможно предотвратить имеющимися в данный момент средствами, в том числе и в случае, если его можно было предвидеть (различные стихийные бедствия, военные действия, народные волнения и т.п.).
Следует подчеркнуть, что для отнесения события к категории непреодолимой силы необходимо наличие обоих признаков: объективной непредотвратимости и неожиданности (чрезвычайности). Например, не являются непреодолимой силой ежегодный разлив реки или ежегодно выпадающие в виде снега или дождя осадки, если их масштаб не выходит за рамки обычного.
При причинении имущественного вреда непреодолимой силой в действиях военнослужащего отсутствует не только вина, но и причинная связь между его поведением и возникшими убытками. Поэтому и его материальная ответственность в таком случае исключается.
15. В п. 4 комментируемой статьи установлен трехлетний срок давности для привлечения военнослужащего к материальной ответственности. Способ исчисления данного срока комментируемым Законом не предусмотрен, однако такой способ изложен в других законодательных актах, которые можно применять в данном случае по аналогии. Так, например, ст. 191 ГК РФ предусматривает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. В соответствии же с п. п. 1, 3 и 4 ст. 192 :
- срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока;
- срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание такого срока приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца;
- срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.
Аналогичные нормы содержатся, например, в п. 2 ст. 128 , а также в ст. ст. 107 и 108 .
Например, причинение военнослужащим ущерба обнаружено 1 сентября 2003 г. Следовательно, течение срока давности начинается 2 сентября 2003 г., а заканчивается 2 сентября 2006 г.
16. Необходимо отметить, что срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности равен сроку исковой давности, установленной ст. 195 ГК РФ. Вместе с тем имеются существенные различия в их применении. Срок, о котором идет речь в ст. 195 ГК РФ, отведен для подачи искового заявления в суд. Это означает, что время рассмотрения дела судом и вынесения решения по делу в него не включается. Истцу достаточно подать заявление в защиту своих прав, например, за сутки до истечения указанного срока, для того чтобы предотвратить негативные последствия от его пропуска.
Срок, который предусмотрен комментируемой статьей, ограничивает тремя годами весь процесс привлечения военнослужащего к материальной ответственности, вплоть до момента издания приказа командиром или вынесения решения военным судом.
Очевидно, что в сфере реализации материальной ответственности военнослужащих командование воинской части более ограниченно во времени, чем в сфере гражданско-правовой ответственности.
Другой особенностью срока исковой давности является то, что в случаях, предусмотренных ст. ст. 202, 203 и 205 ГК РФ, он может быть приостановлен или продлен в случае его пропуска.
Применительно же к сроку привлечения военнослужащих к материальной ответственности комментируемый Закон подобных норм не предусматривает. Следовательно, привлечение военнослужащего к материальной ответственности оказывается невозможным вне зависимости от того, по какой причине этот срок был пропущен.
Данное положение комментируемого Закона объективно стимулирует командиров воинских частей к быстрейшему разрешению дела и способствует повышению их ответственности за результаты такой работы.

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В нормативных актах правила дисциплинарного производства четко не раскрываются. Однако можно выделить правила, характерные для процессуальной деятельности.

На гражданской службе дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Виды ответственности военнослужащих

Привлечение к уголовной ответственности означает высшую степень государственного осуждения, как правонарушителя, так и совершенного правонарушения и влечет за собой применение наиболее суровых санк­ций, выражающихся в ограничении преступника в его личных неимущественных правах. Отличительными особенностями уголовной ответст­венности от других видов юридической ответственности является то, что уголовная ответственность возлагается только за совершенное пре­ступление, особым государственным органом — судом, и только в осо­бом, уголовно-процессуальном порядке; ее наступление сопровождается (как правило) назначением виновному особой меры государственного принуждения — уголовного наказания; состояние судимости как специ­фического его последствия.

Дисциплинарная ответственность военнослужащего

Военнослужащие привлекаются к ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих

47. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

За административные правонарушения военнослужащие несут ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут на общих основаниях.

Дисциплинарно-правовое принуждение и материальная ответственность по административному праву

производство - это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов линейной власти по применению дисциплинарных взысканий. Можно сказать и так: производство - это урегулированная правом деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение виновных к дисциплинарной.

Нормы о производстве - это процессуальный механизм, использование которого позволяет применять материально-правовые нормы о дисциплинарной ответственности.

Мысли юристов вслух

Очень часто командиры всех степеней злоупотребляют практикой и привлекают военнослужащих к дисциплинарной ответственности по любому поводу. Делается это умышленно, в том числе с целью сделать подчиненных более податливыми, послушными, иногда угодливыми. А если, к примеру, офицер решил отстоять свою позицию или постоять за себя, то не снятые взыскания дают возможность наказать строптивого военнослужащего материально.

Об оспаривании действий, связанных с привлечением к дисциплинарной ответственности

с участием заявителя и представителя командира войсковой части ФИО5 ФИО6. в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части ФИО7. ФИО6 об оспаривании действий командира войсковой части ФИО5, связанных с привлечением к ответственности,

ФИО6 обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что приказом командира вышестоящей войсковой части ФИО5 от 24 ноября 2012 года № он привлечен к и на него наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Особенности административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих

Основания привлечения юридических лиц к административной ответственности и виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами. Административные правонарушения: состав и санкции за их совершение. Смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Правовое регулирование исполнения наказаний в отношении военнослужащих. Исполнение наказания в виде: ограничения по военной службе; ареста в отношении осужденных военнослужащих; содержания в дисциплинарной воинской части; лишения воинского звания.

Глава 3. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

47. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных образовательных организаций до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также в виде административного штрафа.

Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.

Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было применено.

Обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания, определяются Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

48. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка - с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

49. Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.

При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.

50. При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности выясняются обстоятельства совершения им дисциплинарного проступка и осуществляется сбор доказательств.

Доказательствами при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.

В качестве доказательств допускаются:

объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;

объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности;

заключение и пояснения специалиста;

документы;

показания специальных технических средств;

вещественные доказательства.

Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка в их совокупности. Использование доказательств, полученных с нарушением законодательства Российской Федерации, не допускается.

Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и документов до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке.

Порядок возврата, передачи и уничтожения вещественных доказательств определяется законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом (приложение N 6) , Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

51. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:

доставление;

задержание;

личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства;

изъятие вещей и документов;

временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;

отстранение от управления транспортным средством;

медицинское освидетельствование.

Право применять указанные меры имеют:

командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше - к военнослужащим, подчиненным им по службе;

дежурный по воинской части - к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства;

начальник гарнизона, помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, дежурный по гарнизону - к военнослужащим при несении гарнизонной и (или) караульной служб; к военнослужащим, временно находящимся в гарнизоне; к военнослужащим, находящимся вне расположения воинской части, места службы (за пределами гарнизона, в котором они проходят военную службу) без документов, удостоверяющих личность и (или) удостоверяющих право пребывания вне расположения воинской части, места службы (в данном гарнизоне);

начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог и военные коменданты железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) - к военнослужащим во время следования по путям сообщения;

Дела по искам к военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, о возмещении ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы по основаниям, установленным , Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", подсудны военным судам.

Судьи гарнизонных военных судов осуществляют судопроизводство по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста.

При избрании в отношении военнослужащих, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, таких уголовно-процессуальных мер пресечения, как наблюдение командования воинской части или заключение под стражу с содержанием на гауптвахте, отказ командира (начальника) воинской части в исключении военнослужащих из списков личного состава воинской части в день истечения срока их военной службы не может рассматриваться как ограничение прав военнослужащих и нарушение закона.

Назначение на воинские должности. Зачисление военнослужащих в распоряжение командиров (начальников)

28. Во избежание нарушения прав военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" судам следует исходить из того, что такое право сохраняется за офицерами в воинском звании полковника, ему равном и выше, не только проходящими военную службу, но и уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Иные категории военнослужащих (например, командиры воинских частей в воинском звании до подполковника, капитана 2 ранга включительно) имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы.

При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них (пункт 2 статьи 15.1

В тех случаях, когда военнослужащему невозможно предоставить по установленным нормам жилое помещение, в том числе с учетом его права на дополнительную общую площадь жилого помещения, допускается превышение нормы предоставления жилого помещения с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, но не более установленных норм (пункты 1 и 3 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.

37. За совершение административных правонарушений, предусмотренных в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность на общих основаниях.

При назначении военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.7 и частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, судья не вправе назначить предусмотренные их санкциями наказания: административный штраф (часть 6 статьи 3.5), административный арест (часть 2 статьи 3.9) или обязательные работы (часть 3 статьи 3.13), поскольку к указанной категории лиц не применяются данные виды наказаний, а также судья не вправе заменить наказание другим, более мягким, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ за административное правонарушение может быть назначено лишь то административное наказание, которое указано в санкции применяемой статьи Кодекса.

Поскольку в таких случаях у судьи нет оснований для вынесения постановления о назначении административного наказания, по смыслу части 2 статьи 24.5 и пункта 1 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению, а материалы дела - передаче командиру (начальнику) воинской части, где виновный проходит военную службу, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае привлечения указанного военнослужащего к дисциплинарной ответственности она должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям, установленным статьей 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

38. Военные суды должны оценивать не только обоснованность привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащего, но и соразмерность примененного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка и степени его вины. Под несоразмерностью примененного к военнослужащему дисциплинарного взыскания следует понимать очевидное несоответствие примененного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка, например, если будет установлено, что командир (начальник) не учел все обстоятельства, которые надлежит учитывать в силу закона.

При этом суды не вправе определять вид дисциплинарного взыскания, которое надлежит применить к военнослужащему.

Судам следует учитывать, что в соответствии со статьей 96 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии - может быть применено только к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, занимающему штатную воинскую должность. К военнослужащему, состоящему в распоряжении командира (начальника), указанное дисциплинарное взыскание не применяется.

В случае систематического нарушения должностных и (или) специальных обязанностей до окончания срока действия данного взыскания военнослужащий может быть представлен к снижению в воинской должности или досрочному увольнению с военной службы.

Увольнение с военной службы

39. При увольнении военнослужащих с военной службы в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями за ними сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами.

При наличии у военнослужащего одновременно нескольких оснований для увольнения с военной службы, предусмотренных статьей 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" пунктом 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

40. В случае сокращения занимаемой воинской должности и при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность такой военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

По смыслу нормативных положений, регулирующих военную службу и порядок ее прохождения, при сокращении воинской должности, занимаемой военнослужащим, и отсутствии вакантных воинских должностей в военном округе, в котором он проходит военную службу, другая воинская должность должна предлагаться военнослужащему, изъявившему желание на назначение на низшие или высшие воинские должности, в масштабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а военнослужащим других войск, воинских формирований и органов - в масштабах федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу.

41. Досрочное увольнение с военной службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.

Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

42. Решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") должно быть основано не только на волеизъявлении военнослужащего, но и на объективных данных, гарантирующих возможность его поступления на конкретную должность государственной гражданской службы.

43. Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судами по делам об оспаривании досрочного увольнения с военной службы по подпункту "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", являются не только обстоятельства, связанные с установлением факта нарушения запретов, ограничений и обязанностей, установленных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", но и обстоятельства, связанные с соблюдением воинскими должностными лицами процедуры досрочного увольнения военнослужащего с военной службы по указанному основанию.

При рассмотрении споров о применении взыскания, предусмотренного Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", необходимо учитывать, что оно применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения лицу, обладающему правом применения указанного взыскания, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

По смыслу Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", под актом о применении к военнослужащему взыскания - досрочного увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 названного закона, понимается приказ воинского должностного лица, обладающего правом его издания.

44. В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении его условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может быть признано такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами, социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

При разрешении заявлений об оспаривании отказа в увольнении с военной службы в связи с нарушением условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вопрос о том, являются ли допущенные в отношении военнослужащего нарушения условий контракта существенными, должен решаться судом индивидуально по каждому конкретному делу с учетом таких обстоятельств, как семейное и материальное положение военнослужащего, место его военной службы и условия ее прохождения, а также других данных.

Систематическим нарушением условий контракта должны признаваться многократные нарушения предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих прав военнослужащего (повторяющиеся более двух раз) в течение непродолжительного времени.

45. Судам следует учитывать, что признание офицеров или прапорщиков (мичманов) ограниченно годными к военной службе на основании подпункта "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает принуждение их к дальнейшему прохождению военной службы, поскольку решение вопроса о сохранении или прекращении статуса таких военнослужащих зависит от их свободного волеизъявления. В случае увольнения с военной службы, если общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более, такие военнослужащие не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих" для военнослужащих.

При этом признание военно-врачебной комиссией военнослужащего ограниченно годным к военной службе дает ему право, но не обязывает досрочно увольняться с военной службы и не лишает его права продолжать военную службу на должности, позволяющей выполнять соответствующие состоянию здоровья общие, должностные и специальные обязанности. В связи с этим военнослужащие, принявшие решение продолжить военную службу, обеспечиваются жилыми помещениями в общем порядке в соответствии с существующей очередностью федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

46. В случаях досрочного увольнения военнослужащих с военной службы в связи с нарушением в отношении их условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункты "а" и "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") они по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", должны обеспечиваться жилищными субсидиями или жилыми помещениями как увольняющиеся соответственно в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.

47. При проверке законности и обоснованности действий воинских должностных лиц, связанных с увольнением военнослужащего с военной службы по собственному желанию, судам необходимо учитывать, что согласно пункту 6 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.

Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.

48. Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

В случаях когда указанные военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы, согласились уволиться с военной службы, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилищной субсидией или жилым помещением не имеется, поскольку в этом случае требования пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не нарушаются.

Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилищной субсидии или жилого помещения, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица в соответствии с законом не могут быть уволены с военной службы.

Исходя из положений абзаца четырнадцатого пункта 1 статьи 15 , абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.

49. В силу пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

В случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

50. В случае признания судом увольнения с военной службы необоснованным военнослужащий в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на военной службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Восстановление на военной службе производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится воинским должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником. При этом признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе, истечение срока заключенного контракта или достижение им предельного возраста пребывания на военной службе на момент судебного разбирательства не может служить препятствием к принятию такого решения.

51. Принимая во внимание право прокурора вступать в процесс в случаях, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ и статьей 39 КАС РФ, в том числе о восстановлении военнослужащих на военной службе, военным судам следует извещать соответствующего прокурора о месте и времени рассмотрения соответствующих гражданских и административных дел.

При рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с нарушением их прав, свобод и охраняемых законом интересов, необходимо устанавливать причины и условия, способствовавшие нарушению воинскими должностными лицами и органами военного управления законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, и при наличии к тому оснований реагировать на них в предусмотренном процессуальным законом порядке.

Обратить внимание судов на то, что исполнение судебных решений по вопросам воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а федеральные органы исполнительной власти обязаны принимать необходимые меры по их реализации. Неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки.

52. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившими силу:

постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих";

пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 "Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам".

Как проходит разбирательство, если военнослужащий совершил грубый дисциплинарный проступок, и в какие сроки это происходит.

Для начала рассмотрим общий порядок. Данный вопрос регулируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ (далее по тексту - ДУ ВС РФ).

Перед тем как командир принимает решение о применении к военнослужащему дисциплинарного взыскания – обязательно проводится разбирательство (ст. 81 ДУ ВС РФ).

Разбирательство проводится в следующих целях:

- установить виновных лиц,
- выявить причины и условия, которые способствовали совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство может проводиться следующими лицами:

- непосредственным командиром,
- другим лицом, которое назначено одним из прямых командиров. Военнослужащий, которого назначили для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.
- разбирательство проводится начальником гарнизона, старшим морским начальником, военным комендантом гарнизона, начальником военных сообщений на видах транспорта, начальником военно-автомобильных дорог, военным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) или назначенными ими лицами в случаях, перечисленных в статье 75 ДУ ВС РФ (в случаях когда нарушены правила несения гарнизонной или караульной служб, когда проступок совершен вне расположения воинской части либо в период нахождения в отпуске или в командировке и т.д.)

Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются в обязательном порядке в письменном виде.

В ходе разбирательства должно быть установлено:

  • событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
  • лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
  • вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
  • данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;
  • наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;
  • обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
  • обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
  • характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;
  • причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
  • другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Командир вправе принять решение о наказании своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру материалы разбирательства.

Разбирательство оканчивается составлением протокола. Форма протокола выглядит вот так:

Обратите внимание: военнослужащий вправе требовать внесения в протокол объяснений и замечаний по содержанию протокола, а также изложить причины своего отказа от его подписи.

Протокол и материалы разбирательства предоставляются для ознакомления военнослужащему и уже далее направляются командиру для рассмотрения.

Командир воинской части обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания.

Если обстоятельства совершения ГДП установлены ранее (ревизией, проверкой или административным расследованием и т.д.), то разбирательство командиром может не назначаться. В таком случае составление протокола не должно превышать трое суток.

В силу п. 3, ст. 28.8 ФЗ «О статусе военнослужащих», срок разбирательства не должен превышать 30 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка (не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам).

Обратите внимание: если в последующем в материалы о дисциплинарном проступке вносятся изменения, с этими изменениями должен быть в обязательном порядке под расписку ознакомлен военнослужащий!

Применение дисциплинарного взыскания (ст. 83 ДУ ВС РФ) к военнослужащему производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.



Просмотров