За что могут подать в розыск. Розыск людей по базам МВД и через полицию – что нужно знать? Кто и когда может подать

Генерал-лейтенант внутренней службы Александр АВДЕЙКО, начальник Договорно-правового департамента МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В настоящее время серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает тема поиска без вести пропавших граждан.

20 марта 2015 года в Министерстве юстиции России прошёл государственную регистрацию приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 года № 38/14/5, утверждающий новую Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (публикуется в этом номере).

Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнёрской модели взаимоотношений с обществом. Общественное доверие и поддержка граждан - важнейший принцип деятельности полиции. Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Приём, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

Достаточно серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает в настоящее время проблема поиска без вести пропавших граждан. Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества - несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определённому правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 года № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактика преступлений и иных правонарушений, причём совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, становится потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7% ниже, чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние четыре года в среднем только по одному из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, пред­усмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбуждённого уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаи­модействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что даёт основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14).

В чем принципиальные отличия нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан? Несомненным преимуществом новой Инструкции является чёткая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приёме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнён перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д.

Определён механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

Данные новеллы обес­печат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.

Действие Инструкции распространяется на розыск абсолютно всех пропавших граждан без деления их на какие-либо категории. В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Назначение полиции - незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В этой связи положения Инструкции обес­печат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

У граждан часто бытует мнение, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток. Также нередко возникают вопросы: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приёме заявления? Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник?

Отвечая на эти вопросы, скажу сразу, что суждения по поводу трёх суток вымышлены и не имеют под собой никакой правовой основы. Именно поэтому в третьем пункте Инструкции установлено: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приёму, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Например, в соответствии с Инструкцией о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, утверждённой приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736, заявления и сообщения о преступлениях, происшествиях подлежат обязательному приёму во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что приём сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.д.) лишён права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

С учётом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться по поводу исчезновения человека в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России. Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган. Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счёте направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но и законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-разыскных деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 72 «Об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем. При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.

Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.

Взаимодействие правоохранительных органов в розыске без вести пропавших основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии - орган внутренних дел. В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передаёт соответствующие материалы в следственный орган СК России.

Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.

19.06.2015

Должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

1.1. Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее - розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее - судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.

1.2. В целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, на основании запроса центрального органа о розыске ребенка.

2. Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.

3. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей, а также требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании либо о передаче ребенка, порядке общения с ребенком или требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:

1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;

2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей;

3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

Федеральный розыск - это комплекс оперативно-розыскных, поисковых и информационно-справочных и иных действий ОВД, направленный на обнаружение разыскиваемого лица, при котором используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД, УВД регионов, входящих в РФ.

Розыск осуществляется в отношении лиц:

а) обвиняемых, подсудимых, осужденных, подозреваемых;

б) уклоняющихся от исполнения решений судов по искам;

в) без вести пропавших;

г) утративших связь с родственниками;

д) не способных сообщить о себе установочные данные;

е) а также при идентификации неопознанных трупов.

Федеральный розыск объявляется тогда, когда меры местного розыска исчерпаны, а местонахождение обвиняемого не установлено.

Сроки объявления в фед розыск:

1) Немедленное объявление, после принятия процессуального решения о производстве розыска:

Привлеченные к уголовной ответственности за совершение тяжк и особо тяж преступлений

Совершившие побег из мест л/с и предварительного заключения или из под стражи вооруженные о.о. либо имеющие при себе вещества, применение которых может привести к гибели людей, причинить вред здоровью.

2) По истечению 3 мес с момента объявления местного:

Привлеченные к уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой и сред тяжести

Лица пропавшие без вести

3) По истечению 6 мес с момента объявления местного:

Объявление в федеральный розыск производится по постановлению, которое выносится ОВД, осуществляющим местный розыск. Одновременно сотрудником заполняются информационно-поисковые карты (ИПК) на связи разыскиваемого и места его вероятного появления. При получении дополнительных данных о разыскиваемом или связях в ИПК вносятся коррективы.

Постановление, подписанное начальником ОВД, вместе с розыскным делом и ИПК направляется в розыскное подразделение вышестоящего органа внутренних дел.



Розыскные подразделения МВД, УВД, получив материал и, проверяют обоснованность объявления в федеральный розыск, передают постановления и ИПК на связи и места появления разыскиваемых в ИЦ. Розыскное дело возвращается инициатору розыска.

Информационный центр МВД, УВД, сделав отметку об объявлении федерального розыска в статистической карточке, направляет постановление об объявлении федерального розыска в ГИЦ МВД РФ. Одновременно заполняется и высылается в ГИЦ контрольная карточка. При наличии дактилоскопической карты на разыскиваемого, не состоящего на централизованном дактилоскопическом учете, ИЦ снимает с нее фотокопию, а оригинал направляет в ГИЦ МВД РФ, ИПК на связи и места возможного появления разыскиваемых лиц вводятся в автоматизированный банк данных.

Работник горрайоргана внутренних дел, выявляя дополнительные связи или места возможного появления разыскиваемого, заполняет на них ИПК и направляет в ИЦ МВД, УВД. Розыскные подразделения МВД, УВД периодически, но не реже одного раза в квартал, анализируют сведения АБД о местах возможного появления разыскиваемых и их связях. На основе анализа, руководителями МВД, УВД принимаются управленческие решения о направлении в регионы оперативно-розыскных групп для проведения необходимых мероприятий по установлению разыскиваемых.

Тактика реализации розыска лиц, пропавших без вести, имеет сходство с розыском укрывшегося обвиняемого. Кроме сведений о личности, его связях, образе жизни выясняются события, предшествовавшие его исчезновению.

Если меры федерального розыска не дали ожидаемых результатов, или есть основание считать, что лицо находится за пределами РФ, то объявляется международный розыск.

Билет

Понятие и значение личного сыска; его задачи; субъекты; объекты и места проведения; документальное оформление.

личный сыск – это комплексный метод ОРД кот примен-ся сотр-ми опер подр-ий (и в опред пределах др сотрудниками ОВД) закл-ся в непосредственном (личном) распознании (установлении) лиц, представл опер интерес, прогнозировании их прест поведенияи затем в применении к нему предусмотр законом мера также в обнаружении фактов прест деятельности неизвестных ОВД, предметов, вещей и событий имеющих отношение к преступлениям.

Объект: лица, факты, события, предметы и вещи представл опер интерес. Однако предметы ЛС интересуют сотрудников не только для то чтобы использовать их в качестве вещ доков по УД но и для тго чтобы через них выйти на лиц, представляющих опер интерес.

К предметам представляющим опре интерес относятся: похищенные предметы находящиеся в розыске, предметы кот запрещены.

Субъект: опер сотрудники, сотр-ки опер-поиск подраздел.

Субъект, осуществляющий ОРМ личным сыском, может сообразно обстановке действовать как гласно, так и негласно, опрашивать и проводить наблюдение, осматривать помещение, участок местности где он находится, наблюдать за объектом ОРМ, наводить справки в отношении конкретного лица, устанавливать и отождествлять его личность и др.

Значение личного сыска:

1. Предупреждение преступлений: выявляя применением методов личного сыска причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимая меры в пределах прав, предоставленных законом, к их устранению, НМ могут эффективно предупреждать совершение преступлений;

2. Выявление, преследование, задержание преступника по "горячим следам" т.к. зная приметы преступника, его повадки, привычки, проявив наблюдательность и оценив общую обстановку НМ может установить и задержать преступника в короткое время после совершения преступления

3. Выявление лиц, готовящихся совершить, совершающих или ранее совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, суда или следствия совершивших побег из мест лишения свободы; 4. Обнаружение похищенного имущества, мест его хранения и сбыта, орудий совершения преступления и иные доказательства по делу.

Задачи: выявление лиц, представляющих оперативный интерес, установление события преступления, обнаружение похищенного имущества и иных предметов и явлений, указывающих на признаки приготовления или совершения преступления, на основе установления сходства или тождества по заранее известным свойствам и признакам.

Оформление:

1)рапорт – когда опер сотрудник дол доложить вышестоящему начальнику о рез-ах и получить соответ указания.

2) справка- необходимо зафиксировать выявленные путем лич сыска факты кот вполне м.б использованы для др ОРМ.

3) акт – для фиксации фактов (соб-ий) если в процессе ЛС их наблюдали представители общественности.

Статья 65. Исполнительный розыск

5. По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:

1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;

2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей;

3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

6. Постановление о розыске должника или его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска. Постановление о розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

8. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. Этим постановлением производство розыска поручается судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, или судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство и который в этом случае пользуется всеми полномочиями судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск.

10. При производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также проводить следующие исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

10.1. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе применять меры принудительного исполнения в соответствии с настоящей статьи, а также в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных настоящего Федерального закона.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

11. Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.

11.1. При проведении исполнительно-разыскных действий судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

12. Если разыскиваемые должник, его имущество или ребенок обнаружены на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации по месту обнаружения должника, его имущества или ребенка организует незамедлительное направление сообщения об этом, в том числе с использованием сети "Интернет", в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту объявления розыска, обеспечение сохранности обнаруженного имущества, а также взаимодействие с органами опеки и попечительства по передаче обнаруженного в результате розыска ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа.

Часто люди начинают жалеть о взятых на себя денежных обязательствах. Они не могут или не хотят отдавать долги, и решают что в данной ситуации лучше всего исчезнуть из поля зрения кредиторов, то есть сбежать. Желательно со всем своим . Как же можно разыскать таких людей и заставить платить по счетам?

В законе Российской Федерации № 229 в статье 65 прописано, что кредиторы имеют право разыскивать должника, если у приставов, исполняющих требования, отсутствует информация, где может находится данное лицо.

Объявление о розыске можно подать как заемщика, так и по тому месту жительства, где заемщик числился последнее время. Это первый шаг для того, чтобы искать должника по всей территории страны.

Розыск должника в исполнительном производстве проводится

Чтобы начать процедуру розыска должника официальным путем, используя законодательную базу РФ, нужно учесть определенные обстоятельства. Все эти обстоятельства четко прописаны в законодательных актах нашей страны.

К примеру, к таким обстоятельством относится то, что у службы судебных приставов отсутствует информация, где же может скрываться должник.

В данной службе исполняются следующие требования:

  • Забрать ребенка от безответственных родителей.
  • Найти средства, чтобы погасить просроченные выплаты по кредитам.
  • Найти средства, чтобы компенсировать вред здоровью, которые должник нанес другому лицу.
  • Найти средства, чтобы компенсировать потерю кормильца, если в этой ситуации виновен должник.

Что надо предпринять, чтобы должника разыскивали

Прежде чем начать розыски, должны сами попробовать собрать сведения о должнике. Для этого должны быть приняты ими следующие меры. Приставы должны отправить запрос официальным путем в адресное бюро ГУВД на территории, где они находятся. Это бюро должно прислать адрес, по которому должник прописан.

Если должник снят с учета, то адресное бюро должно предоставить информацию о том, куда выбыло данное лицо. Далее следует подать запрос в бюро по адресу, куда должен был выбыть должник.

Следует также запросить российский Пенсионный фонд, так как если должник официально работает, туда должны будут идти отчисления . Также должен быть выполнен опрос близких к должнику людей: родных, соседей, друзей, сослуживцев.

В случае, когда материальных средств для компенсации не найдено, стоит запросить организации, в которых имущество может быть зарегистрировано. Это , БТИ и тому подобные. Также направляется запрос в Сбербанк, по адресу, где последнее время был зарегистрирован разыскиваемый заемщик.

Если вышеперечисленные меры не привели к результатам, и ни должник, ни его имущество обнаружены не были, то подается объявление о розыске.

Кто имеет право подать объявление о розыске?

Служба судебных приставов

Такое объявление имеет право подать судебный пристав. Данный процесс может начаться как по инициативе данной службы, так и по требованию кредитора. Для этого ему нужно в службу, которая ведает исполнением требований.

Однако, сам процесс подачи такого объявления очень сложен. Для этого надо собрать всю документацию по предпринятым действиям и предоставить документы, где предъявлены требования в заемщику.

Подача возможна, если:

  • Исполнить требования, которые прописаны в соответствующей документации, невозможно выполнить.
  • Требования носят не материальный характер (к примеру, забрать ребенка).
  • Если сумма превышает 10 000 рублей.

Ответчиком по требованиям может быть как конкретный человек, так и организация, независимо от ее формы.

Судебные приставы

Пристав, исполняющий требования, имеет право вынести постановление о мерах по розыску заемщика. Это происходит с момента, когда становится понятно, что без этого требования по исполнительному листу выполнить задание невозможно. Также он должен вынести постановление о розыске, если кредитор подал в службу соответствующее заявление. Срок для этого действия не должен быть больше, чем трое суток.

В постановлении должны быть указаны следующие данные разыскиваемого лица:

  • Число, месяц, год и место его рождения.
  • Данные о его регистрации.
  • Адрес последнего места жительства.
  • Последнее место работы.
  • Все данные о сумме выплат ( , ).
  • Число, месяц, год и место рождения кредитора.
  • Место проживания кредитора.

В законе Российской Федерации в статье 3(6) прописано, что при соблюдении вышеизложенного, задолжавшее лицо может быть разыскано, путем подачи объявления. В постановлении должны перечисляться меры, которые должны использоваться при розыске, в том числе и принудительные.

Данный документ должен утвердить руководитель службы судебных приставов. С момента утверждения постановление вступает в законную силу. Должника начинают искать. Все стороны получают копии решения суда о принятии к исполнению объявления о розыске,либо о прекращении оного.

Если данные о заемщике так и не поступили, то по последнему месту проживания ему отправляется копия данного постановления.

Особенности проведения мер по розыскам должника

В некоторых случаях подобные мероприятия осуществляются полицией России. Это прописано в законе Российской Федерации в статье 65(1). Все расходы, которые потребует проведение розыска, задолжавшее лицо должно будет компенсировать из своего кармана.

Чтобы определить, сколько денег должно выплатить задолжавшее лицо, соответствующие службы подают заявление, где записаны расходы. Если должник не частное лицо, а организация, то заявление об этом подает ФССП . Если взыскатель подаст соответствующее заявление в службу судебных приставов, то меры по розыску должника прекращаются.

Права, которые имеет судебный пристав, чтобы розыскать должника

Представитель службы судебных приставов имеет право провести ряд мероприятий, чтобы разыскать задолжника. Он может:

  • Запрашивать банки на предмет предоставления сведений о разыскиваемом лице.
  • Обрабатывать всю полученную информацию.
  • Использовать данные частных сыскных агентств, если данные предоставит ему кредитор.

Что должен сделать пристав, если должник обнаружится

Если должник, либо его имущество, будут найдены на территории, где полномочия нашедшего его сотрудника не действительны, то пристав должен обратиться за содействием к главе подобной службы данного места. Главный судебный пристав должен сообщить (осуществить это можно любыми доступными средствами) в службу, объявившую розыск, о том, что обеспечивается сохранность отысканного имущества.

Даже если найдено место, где находится задолжавшее лицо, исполнительные меры в отношении его не прекращаются. Требования к должнику осуществляются в принудительном порядке. Только проводят их в принудительном порядке. Мероприятия по взыскиванию задолженности можно начать исполнять через сутки после завершения мероприятий по розыску.

Должник получает от судебного пристава , где прописаны все требования к задолжавшему. При желании найти должника, который захотел убежать от проблем, отыскать вполне возможно. Поэтому лучше не бегать (и не брать на себя расходы еще и по розыску), а сразу решить возникшие вопросы.

Мнение юриста-эксперта:

Загруженность государственных чиновников различным документооборотом, часто не позволяет им заниматься своими непосредственными делами с надлежащей эффективностью. Это касается и судебных приставов, и полицейских. Закон, конечно, обязывает тех и других, принимать меры к розыску должников, но далеко не всегда получается.

Кроме мер, которые принимаются государством, кредиторам необходимо и самим предпринимать меры. Особенно, если ситуация с задолженностью произошла благодаря вашей неосмотрительности. Что можно сделать дополнительно, зависит от конкретных обстоятельств. Но любым делом, должны заниматься профессионалы. И здесь могут помочь детективные агентства. У них для этого возможностей больше, чем у обычных граждан.

Кроме детективов, за такие дела берутся некоторые адвокаты, которые специализируются в этой сфере. В целом, не следует сидеть и ждать, когда пристав пригласит вас получить деньги. Затраты на привлечение специалистов можно будет прибавить к сумме долга и требовать компенсации в суде.

Подробнее о розыске должников исполнительными производствами — в видеосюжете:



Просмотров