Высочайше утвержденное общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости Положение о крестьянах вышедших из крепостной

[Извлечение]

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедщим из крепостной зависимости, предоставляются права, состояния свободных сельских обывателей, как личныя, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в. Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях.

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащия им земли, предоставляют, за установленныя повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей Пред правительством и помещиком то. количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.

4. Крестьяне, за отведенный, на основании предъидущей статьи, надел, обязаны отбывать, в пользу помещиков определенныя,в местных положениях повинности: работою или деньгами.

5. Возникающия из сего обязательный поземельный отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях. Примечание. Сии местныя положения суть: 1) для тридцати четырех губерний Великороссийских, Новороссийских и Белорусских; 2) для губерний Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской; 3) для губерний Киевской, Подольской и Волынской; 4) для губерний Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской. Кроме того, к местным положениям присоединены дополнительныя правила: 1) об устройстве крестьян, водворенных в, имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам; 2) о приписанных к частным горным заводам людях ведомства министерства финансов; 3) о крестьянах и работниках, отбывающих работы при пермских частных горных заводах и соляных промыслах; 4) о крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках; 5) о крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского; 6) о крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии; 7) о крестьянах и дворовых людях в Сибири, и 8) о людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области.

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующия за сие повинности в пользу помещика, определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправнаго отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен, с этою целию, в местных положениях;

2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которыя отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (при чем не воспрещается однако же возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее, как на трехлетний срок); - и

3) чтобы вообще заключаемыя между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.

Во всех тех случаях, когда добровольныя соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений.

7. На сих основаниях составляются "уставныя грамоты", в которых должны быть определены постоянный поземельныя отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так на рассмотрение и введение их в действие, назначается два года со дня утверждения сего Положения.

Примечание. Подробности, относящиеся до составления и исполнения уставных грамот, содержатся в местных положениях и в Правилах о порядке приведения в действие Положений о крестьянах.

8. Помещики, наделив крестьян, в постоянное пользование, за.установленныя повинности, землею, на основании местных положений, не обязаны впредь, Ни в каком случае, наделять их каким бы то ни было. сверх того, количеством земли.

9. По введении в действие настоящего Положения слагаются с помещиков: 1) обязанности по продовольствию и призрению крестьян; 2) ответственность по взносу крестьянами государственных податей и отправлению ими денежных и натуральных повинностей; 3) обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным, на основании ст. 11193ак.о Сост. Т. IX Свода Зак. 1857 года, и 4) ответственность за них во всех казенных взысканиях, как-то: штрафах, пошлинах, и проч. 10. Затем, на самих крестьян возлагается попечение по общественному продовольствию и призрению и ответственность за исправное отбывание следующих с них казенных и земских, натуральных и денежных повинностей, на основаниях, изложенных ниже (раздел III).

11. Крестьянам предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость, посредством взноса определенной выкупной суммы и с соблюдением правил, в местных положениях изложенных.

12. С согласия помещиков крестьяне могут, сверх усадебной оседлости, приобретать в собственность, на основании общих законов, полевыя земли и другая угодья, отведенный тем крестьянам в постоянное пользование. С таковым приобретением крестьянами в собственность их надела, или определенной в местных положениях части онаго, прекращаются все обязательныя поземельныя отношения между помещиками и означенными крестьянами.

13. Независимо от способа, указанного в предшествующей Статье, обязательныя поземельныя отношений между помещиками и крестьянами прекращаются следующими двумя способами:

1) если крестьяне добровольно откажутся, с соблюдением того порядка и тех условий, какие определены в местных положениях, от пользования предоставленным им наделом; - и

2) если крестьяне перейдут, с соблюдением всех установленных для сего правил, в другая сословия.

14. Дабы облегчить крестьянам приобретение в собственность отведенных им в постоянное пользование земель, в случае добровольного на то соглашения между помещиком и крестьянами, или в случае требования самого помещика, правительство оказывает пособие, в. том размере и тем порядком, какие определены в особом Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий.

15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются "временно-обязанными крестьянами".

16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобревшие в собственность поземельныя угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются "крестьянами-собственниками".

17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют, по делам хозяйственным, сельския общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным, на основаниях, в сем Положении изложенных.

18. Помещику, впредь до прекращения обязательных к нему отношений крестьян, на его земле водворенных, .предоставляется вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян, на основании статей 148 - 163 сего Положения.

19. Крестьяне и общественныя их учреждения подчиняются общим губернским и уездным управлениям.

20. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных поземельных отношений между помещиками и временно-обязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1) губернское по крестьянским делам Присутствие; 2) уездные мировые съезды, и 3) мировые посредники. Состав, предметы ведомства, пределы власти и порядок действия сих учреждений определяются в особом о них Положении.

Раздел I
О ПРАВАХ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
ГЛ[АВА] I. - О ПРАВАХ ЛИЧНЫХ И ПО СОСТОЯНИЮ

21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общия постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании, для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах, не требуется дозволения помещиков.
<...>

22. Крестьяне, как отдельно, так и целыми обществами, могут входить, на основании общих постановлений, во всякие законом дозволенные, договоры, обязательства и подряды:

1) с частными лицами, по взаимному с ними согласию, без ограничения суммы с той и другой стороны; 2) с казною: без уплаты гильдейских пошлин только по предметам крестьянской промышленности и по содержанию оброчных статей и почтовых лошадей, а со взятием установленного на торговлю свидетельства или со внесением соответствующей суммы, - по всякому роду дел на общем для свободных сельских обывателей основании (Свода Зак. 1857 г. Т. Х ч. 1 Зак. Гражд. кн. IV разд. III).
<...>

23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право, наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением, установленных в общих законах и в сем Положении, правил:

1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин...

2) открывать и содержать, на законном основании, фабрики и разныя промышленныя, торговыя и ремесленныя заведения...;

3) записываться в цехи; производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия, как в селениях, так и в городах...;

4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды...

24. Крестьянам предоставляются следующие права по искам, жалобам, ходатайству и суду:

1) по делам гражданским: отыскивать свои права, вчинать иски и тяжбы и ответствовать за себя, лично или чрез поверенных, а равно быть поверенными как крестьян своего общества, так и лиц посторонних;

2) по делам уголовным и полицейским: подавать жалобы и охранять свои права всеми дозволенными законом способами, лично и чрез поверенных, в тех случаях, когда участие поверенного допускается в делах уголовных; - и

3) быть свидетелями и поручителями на общем основании.

25. Крестьяне не могут быть подвергаемы никакому наказанию иначе как по судебному приговору, или по законному распоряжению поставленных над ними правительственных и общественных властей.

26. Крестьяне, в тяжбах и спорах между собою, могут разбираться судебным порядком. Независимо от сего, .они могут обращаться для разбирательства к помещику, на земле коего они водворены, если сам помещик и обе тяжущияся стороны на сие согласны. В сем случае на решение помещика жалобы не допускаются, и решение это приводится в исполнение.

27. В тех случаях, когда крестьяне, как отдельно, так и от всего общества, уполномочивают, на ходатайство по их делам, помещиков, на землях коих они водворены, доверенности этого рода пишутся на простой бумаге и свидетельствуются мировым посредником, установленным для того порядком.

28. Помещику предоставляется, для защиты крестьян, водворенных на его земле, присутствовать, буде пожелает, и без особаго на то от них уполномочия, при следствиях, производимых над крестьянами по делам о проступках и преступлениях...

29. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, как свободные сельские обыватели, получают также следующия права по состоянию:

1) на основании правил, в сем Положении изложенных, участвовать на сходах в составлении мирских приговоров и в общественных: выборах; равно отправлять по выборам общественныя должности, установленныя законом;

2) перечисляться в другия сословия и общества, по правилам, всем Положении изложенным, а равно, по собственному желанию, поступать в военную службу и наниматься в рекруты, на общем для сельских обывателей основании;

3) отлучаться от места жительства, с соблюдением правил, установленных общими законами и настоящим Положением;

4) отдавать детей своих в общия учебныя заведения и поступать на службу по учебной, ученой и межевой частям, на основании правил, установленных на сей предмет для свободных податных сословий, по увольнительным свидетельствам, с исключением из податнаго оклада...

30. Крестьяне не могут быть лишены прав состояния, или ограничены в сих правах иначе, как по суду или по приговору общества, утвержденному порядком, установленным в сем Положении.

Г Л А В А II. О ПРАВАХ ПО ИМУЩЕСТВУ

31. По обнародовании сего Положения крестьянам оставляется их усадебная оседлость, впредь до приобретения ими оной в собственность, на правилах, определенных в Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий. Все движимое имущество крестьян, как-то: домашний и рабочий скот, земледельческий орудия и пр., на основании существующих постановлений, принадлежит вполне крестьянам; мирские денежные капиталы и мирские же хлебные запасы составляют собственность крестьянского общества.

32. Земли, дома и вообще недвижимыя имущества, приобретенныя крестьянами в прежнее время на имя их помещиков, укрепляются за крестьянами или их наследниками окончательно, по утверждении за ними сих имуществ самими помещиками или решением мирового учреждения, на основании особых правил, при сем приложенных.

33. Каждый крестьянин может приобретать в собственность недвижимыя и движимыя имущества, а также отчуждать оныя, отдавать их в залог и вообще распоряжаться ими, с соблюдением общих узаконений, установленных на сей предмет для свободных сельских обывателей.

34. Сельское общество может также, на основании общих законов, приобретать в собственность движимыя и недвижимыя имущества. Землями, приобретенными в собственность независимо от своего надела, общество может распоряжаться по своему усмотрению, разделять их между домохозяевами, и предоставлять каждому участок, в частную собственность, или оставлять сии" земли в общем владении всех домохозяев.

35. Право на участие в общем владении собственностью, приобретенною обществом, каждый крестьянин, отдельно, может уступить постороннему лицу не иначе, как с согласия мира.

36. Каждый член сельского общества может требовать, чтобы из состава земли, приобретенной в общественную собственность, был ему выделен, в частную собственность, участок, соразмерный с долею его участия в приобретении сей земли. Если такой выдел окажется неудобным или невозможным, то обществу предоставляется удовлетворить крестьянина, желающаго выделиться, деньгами, по взаимному соглашению, или по оценке.

Примечание. Разбор могущих возникать в сих случаях споров предоставляется уездному мировому съезду.

37. Приобретенными в собственность, на основании 11 и 12 статей сего Положения, землями крестьянского надела и выкупленными усадьбами, крестьяне пользуются и распоряжаются, как своим достоянием, на правилах, изложенных в предъидущих статьях (33, 34, 35 и 36), с соблюдением тех условий, на основании коих усадьбы и земли приобретены, и во всяком случае с тем ограничением, что в продолжение первых девяти лет, со времени утверждения сего Положения, означенныя земли не могут быть отчуждаемы, или закладываемы посторонним лицам, не принадлежащим к обществу; но-переуступка и отдача в залог таких земель членам того-же сельского общества не воспрещается.

Примечание. О порядке пользования и распоряжения-землями крестьянскаго надела, которыя будут приобретены крестьянами в собственность, с пособием от правительства, излагаются подробныя правила в Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий.

38. В порядке наследования имуществом крестьянам дозволяется руководствоваться местными своими обычаями.

39. Имущество, оставшееся после крестьян, умерших без наследников (выморочное), поступает в пользу того сельского общества, в пределах коего имущество сие. находится.

Выверено по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2, т. XXXVI. Отделение 1. 1861. СПб., 1863, стр. 141 - 169. № 36657.

Положение в царской России - вид законодательного акта, отличающийся от прочих своей масштабностью. Положение не только провозглашает какие-либо изменения - оно подробно прописывает порядок действия субъектов в той или иной отрасли жизни государства и общества.
19 февраля 1861 года императором был подписан целый ряд законодательных актов, ознаменовавших начало крестьянской реформы в России. Из них основополагающим является "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Кроме отрывков из него, в данной публикации приводятся выдержки ещё из двух Положений, а также из правил о приведении Положений 19 февраля в действие.
Основное содержание крестьянской реформы Александра II - уничтожение крепостной зависимости крестьян от помещиков. Само по себе это событие описывается немногими статьями закона. Однако освобождение крестьян влекло за собой необходимость подробно прописать их права и обязанности. Прежде был помещик-душевладелец. Он отвечал за исполнение своими крестьянами государственных обязанностей, он выступал по судьёй их спорам и проступкам, он же должен был присматривать за хозяйственным положением крепостных: как-никак, своя собственность. Убить - пожалуй, единственное, чего владелец, хотя бы формально, не мог сделать со своими крестьянами. Таким образом, помещик являлся низовым органом судебной и, одновременно, исполнительной власти по отношению к крестьянам. Теперь его не станет. Вот почему столь много места в Положении отводится описанию нового устройства исполнительной и судебной власти на селе. Положение усложнялось необходимостью предусмотреть особый механизм взаимоотношений между крестьянами и бывшими владельцами на переходное время, пока предписанные законом меры ещё не успели осуществиться.
Вопрос о личных правах крестьян, при всей его сложности, - не единственный ключевой вопрос реформы. Второй - земельный вопрос, вызвавший наиболее жаркие споры при обсуждении законопроекта. Принципиальная важность его решения - в том, что земля составляла основное средство производства подавляющего большинства населения страны. Решение этого вопроса, выбранное Александром II, не только прямо повлияло на политическую обстановку в стране, но и определило основы развития экономики в течение, по крайней мере, нескольких десятилетий.
Говоря об основополагающем характере Положений 19 февраля для последующей эпохи в развитии российского государства и общества, стоит, впрочем, иметь в виду, что законы дают лишь официально-юридическую картинку. Её можно сравнить с чертежом сложной машины. То, как будет выглядеть эта машина в действительности, и как она станет действовать, может существенно отличаться от замысла разработчиков.
Язык закона труден для восприятия. Он перегружен подробностями, рождающимися из стремления предусмотреть все возможные мелочи. Следует иметь это в виду и не пытаться запомнить весь текст, но из множества мелочей уловить суть. В частности, по итогам прочтения данного материала следует составить определённое представление по следующим вопросам:
- Какие изменения происходят в личных правах крестьян; становятся ли крестьяне в результате реформы полноправными гражданами страны, такими же, как их бывшие владельцы или жители городов?
- За какое из находившегося в их пользовании имущества крестьяне должны платить, и на каких основаниях?
- Какие права по отношению к крестьянам имеет их бывший владелец?
- Какие права по отношению к крестьянам имеет мировой посредник?
- Как должно измениться положение по истечении переходного периода (временнообязанного состояния)?

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

1 . Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда […]
3 . Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях. […]
9 . По введении в действие настоящего Положения слагаются с помещиков : 1) обязанности по продовольствию и призрению крестьян: 2) ответственность по взносу крестьянами государственных податей и отправлению ими денежных и натуральных повинностей: 3) обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным…, и 4) ответственность за них во всех казенных взысканиях, как то: штрафах, пошлинах и проч. […]
15 . Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами.
16 . Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья…, именуются крестьянами-собственниками .
17 . Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества , а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным […]
31 . По обнародовании сего Положения крестьянам оставляется их усадебная оседлость впредь до приобретения ими оной в собственность… Все движимое имущество крестьян, как-то: домашний и рабочий скот, земледельческие орудия и пр., на основании существующих постановлений принадлежит вполне крестьянам; мирские денежные капиталы и мирские же хлебные запасы составляют собственность крестьянского общества. […]
46 . Сельское общественное управление составляют: 1) сельский сход и 2) сельский староста. […]
50 . Мировой посредник, когда представится надобность, приказывает… старосте или другому должностному лицу собрать сход. Право это предоставляется и помещику, если он признает нужным собрать сход. […]
62 . Ведомству сельского старосты подлежат все проживающие на землях, отведенных сельскому обществу в надел или приобретенных крестьянами в собственность, лица податного состояния, а также отставные и бессрочноотпускные нижние военные чины и их семейства.
Примечание . Из сего изъемлются только находящиеся в услужении у помещиков и другие проживающие в их усадьбах лица; они состоят непосредственно в ведении земской полиции. Если такими лицами произведены будут беспорядки в селении или на землях крестьянских, то староста представляет виновных помещику, а в случае совершения ими уголовных преступлений или важных проступков - полиции, по общему порядку. […]
69 . Волостное управление составляют:
1) волостной сход;
2) волостной старшина с волостным правлением и
3) волостной крестьянский суд. […]
71 . Волостной сход составляется из сельских и волостных должностных лиц, замещаемых по выбору…, и из крестьян, набираемых от каждого селения или поселка, к волости принадлежащего, по одному от каждых десяти дворов […]
93 . Для составления волостного суда избирается ежегодно волостным сходом (или сельским, если волость состоит из одного сельского общества) от четырех до двенадцати очередных судей. Определение числа сих выборных и установление между ними очереди предоставляется сходу на следующих основаниях:
1) присутствие суда должно состоять не менее как из трех судей […]
95 . Волостной суд ведает на основании следующих статей как споры и тяжбы между крестьянами, так и дела по маловажным их проступкам.
96 . Волостной суд решит окончательно: все споры и тяжбы собственно между крестьянами ценою до ста рублей включительно…
97 . Если дело превышает сумму, в ст. 96-й означенную, или тяжба касается недвижимого имущества, приобретенного крестьянами в собственность вне надела, а также если участвуют в тяжбе лица других состояний, то во всех сих случаях по требованию одной из сторон дело подлежит рассмотрению общих судебных мест […]
109 . Приговоры волостного суда по проступкам, подлежащим его рассмотрению, считаются окончательными . […]
115 . В должности волостного и сельского писаря не могут быть назначаемы лица, исключенные из службы, либо опороченные по суду, либо состоящие под судом и следствием и вообще заведомо развратного поведения.
Примечание. Если помещик усмотрит, что в должность писаря избрано лицо неблагонадежное, вопреки изложенному в статье правилу, то при самом назначении такого лица может о недопущении его к должности обратиться с требованием к мировому посреднику , который, удостоверясь в справедливости требования помещика, устраняет писаря от должности, предлагая сходу назначить на его место другого. […]
122. Волостные старшины, сельские старосты и помощники старшины в случае неисправного отправления ими должностей или замеченных с их стороны злоупотреблений окончательно удаляются от должности не иначе как по постановлению уездного мирового съезда. Постановления съезда об окончательном отрешении от должности волостных старшин представляются на утверждение начальника губернии. По причинам особенно уважительным мировой посредник может, впредь до получения разрешения мирового съезда, временно удалять означенных лиц от должности. Он может также своею властию сменить старосту и назначить нового, если помещик будет требовать этого […]
127 . Жалобы от обществ и от крестьян на сельских и волостных должностных лиц приносятся мировому посреднику. Жалобы на сельских должностных лиц он рассматривает и решит сам; а на волостных - передает для рассмотрения уездному мировому съезду. […]
129 . За преступления по должности все должностные лица волостного и сельского управлений судятся в уездном суде, а предаются суду мировым посредником или непосредственно, или по решению мирового съезда. […]
148 . Помещику предоставляется… вотчинная полиция в сельском обществе временнообязанных крестьян, на земле его поселенных, и с сим вместе помещик есть попечитель того сельского общества.
149 . Помещик имеет право надзора за охранением общественного порядка и общественной безопасности на пространстве принадлежащего ему имения.
150 . Посему сельский староста исполняет безотлагательно все законные требования помещика по следующим предметам:
1) о прекращении всякого буйства или насилия в сельском обществе, а также всякого явного нарушения общественного порядка и законов;
2) об оказании помощи и защиты как самому владельцу, так и всем проживающим в имении лицам в случае зажигательства, разбоя, грабежа, воровства, насилия и т.п.;
3) о предохранении владельца и его имущества, а также и всех проживающих в имении его лиц от опасности при всяких несчастных случаях…;
4) о надзоре за лицами подозрительного поведения и задержании беглых, бродяг и беспаспортных;
5) об исправлении сельских дорог на землях, в пользование крестьян отведенных, и
6) в случае совершения кем-либо преступления о задержании виновных и сохранении следов преступления, до прибытия земской полиции или судебного следователя. […]
156 . Помещику предоставляется в тех случаях, когда он признает для крестьян полезным, ходатайство и заступничество за них по делам, касающимся целого общества или отдельных лиц. Он может также по просьбе крестьян входить в разбирательство их тяжб и споров между собою […]
158 . Помещику в продолжение первых девяти лет по утверждении сего Положения предоставляется право, если он признает присутствие какого-либо крестьянина в обществе вредным или опасным , предложить самому обществу об исключении того крестьянина и представлении его в распоряжение правительства . В случае несогласия общества с предложением помещика он может обратиться о сем с просьбою в уездный мировой съезд для представления губернскому по крестьянским делам присутствию. […]
160 . Помещик, буде усмотрит в мирском приговоре противное существующим постановлениям, или вредное для благосостояния сельского общества, или же нарушающее права помещичьи, то, приостанавливая исполнение такового приговора, доводит о сем до сведения мирового посредника, который обязан немедленно удовлетворить законные требования помещика. Если требование помещика не будет посредником признано основательным, то мирской приговор вступает в силу. В случае, когда от приостановления исполнения приговора последовали для крестьян убытки, помещик вознаграждает их за оные. […]

Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий.


[…] 2 . Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость .
3 . Приобретение в собственность крестьянами, вместе с усадебною оседлостью, полевых земель и угодий , отведенных им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика.
4 . При приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела оказывается, в определенных сим Положением случаях, содействие от правительства посредством выкупной операции (выкупа). Содействие сие заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые… земли определенную сумму, с рассрочкою крестьянам уплаты оной на продолжительный срок, и само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Означенная сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами , по коим правительство принимает на себя уплату процентов и капитала. […]
32 . Приобретение в собственность… крестьянского надела производится по взаимному добровольному между помещиком и крестьянами соглашению […]
35 . Приобретение в собственность усадебного и полевого надела… может производиться по требованию одного помещика …, с соблюдением при том следующих условий:
1) помещик обязан предоставить крестьянам приобрести весь надел, следующий им на основании местного положения о поземельном устройстве крестьян […]
37 . По утверждении правительством выкупной сделки , на основании которой помещик продаёт, а крестьяне приобретают в собственность отведённый им в постоянное пользование усадебный и полевой надел…, все обязательные поземельные отношения между помещиком и крестьянами прекращаются, и последние поступают в разряд крестьян, водворённых на собственных землях, под наименованием крестьян-собственников. […]
65 . В основание для определения размера выкупной ссуды принимается денежный оброк, назначенный с крестьян в пользу помещика по уставной грамоте…, за предоставленный крестьянам в постоянное пользование усадебный и полевой надел. […]
66 . Указанный в предыдущей статье годовой оброк за приобретаемую землю капитализируется из шести процентов , т. е. помножается на шестнадцать и две трети. Из исчисленной на сем основании капитальной суммы назначается в ссуду крестьянам для выдачи помещику, на основании ст. 4-й сего Положения, определенная часть, а именно: 1) при приобретении в собственность крестьянами полного по уставной грамоте надела - четыре пятых (т.е. 80 коп. на рубль), 2) при приобретении надела уменьшенного - три четверти (т.е. 75 коп. на рубль). […]
113 . Крестьяне, приобревшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными .
114 . Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды. […]
118 . Когда земля приобретена целым обществом, то внутренняя развёрстка выкупного платежа между членами общества зависит от самого общества.

Российское законодательство X-XX веков. Т. 7. М., 1989. С. 120-158.

Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях.

1 . Для разбора недоразумений , споров и жалоб, могущих возникать из обязательных поземельных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, и для заведования особыми, указанными в настоящем Положении делами крестьян, вышедших из крепостной зависимости, учреждаются: мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия. […]
6 . В должность мировых посредников избираются местные потомственные дворяне-помещики , которые… соединяют ещё в себе одно из следующих условий:
1) или владеют… землею… в количестве не менее пятисот десятин;
2) или, владея меньшим количеством земли, но никак не меньше ста пятидесяти десятин, окончили курс наук в учебных заведениях с правом на чин XII класса…;
3) или… имеют право избирательного голоса в губернском дворянском собрании. […]
13 . Списки сии [лиц, удовлетворяющих названным условиям - прим. публикатора ] предъявляются первоначально уездному земскому собранию, которое удостоверяется в правильности их составления… Затем списки сии передаются на дальнейшее распоряжение начальнику губернии.
14 . …Избрание из списков… для каждого участка… мирового посредника… предоставляется начальникам губерний […]
23 . К делам, подлежащим ведомству мировых посредников , относятся: во-первых , споры, жалобы и недоразумения между помещиками и временнообязанными крестьянами…, возникающие из обязательных их отношений, а также жалобы крестьян на сельские и волостные сходы и на сельские и волостных должностные лица; во-вторых , засвидетельствование разных актов, совершаемых помещиками с временнообязанными крестьянами…; в-третьих , некоторые распорядительные действия по крестьянским делам…, и в-четвертых , некоторые особенные… дела по судебно-полицейскому разбирательству. […]
30 . По некоторым родам дел, особо поименованных в Положениях о крестьянах и дворовых людях, мировой посредник:
1) виновных должностных лиц сельского и волостного управлений за маловажные поступки по должности присуждает к замечаниям, выговорам, денежному штрафу до пяти рублей и аресту до семи дней ;
2) сельского старосту и помощников волостного старшины в случаях более важных нарушений по их должностям присуждает к временному удалению или же окончательному отрешению от должности […];
31 . К делам судебно-полицейского разбирательства, возлагаемым на мировых посредников, принадлежит лишь разбор споров: по найму землевладельцами людей в разные работы…, по отдаче в наем земель, по потравам полей, лугов или других угодий и по порубкам во владельческих лесах.
32 . Из дел, поименованных в предыдущей 31-й статье, мировой посредник окончательно решит те, по которым цена не превышает тридцати рублей . Соответственно роду дела или свойству проступка мировой посредник присуждает:
1) лиц всех сословий - либо к имущественному вознаграждению, сообразно причиненному ущербу, либо к денежному взысканию до пяти рублей ;
2) лиц податного состояния - к общественным работам до шести дней или аресту до семи дней, либо к наказанию розгами до двадцати ударов . […]
73. По делам, не подлежащим окончательному решению мирового посредника, жалобы на решения его рассматриваются уездным мировым съездом. […]
97. Уездный мировой съезд составляется под председательством местного уездного предводителя дворянства из всех мировых посредников в уезде и члена от правительства. […]

Российское законодательство X-XX веков. Т. 7. М., 1989. С. 183-206.

Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.


[…] 2 . Со дня обнародования высочайше утвержденных Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, прекращаются :
1) перекрепление личных прав на крестьян… и переуступка сих прав в каком бы то ни было виде от нынешних владельцев другим лицам;
2) переселение крестьян с одних земель на другие…;
3) отдача крестьян… посторонним лицам в услужение…;
4) отдача крестьян… без разрешения подлежащего учреждения в исправительные заведения или в распоряжение правительства […]
3 . В то же время предоставляется крестьянам право, не испрашивая предварительного согласия помещика :
1) вступать в брак и пользоваться всеми семейственными правами на основании общих узаконений…;
2) как целому обществу крестьян, так и каждому из них в отдельности приобретать в собственность недвижимые и движимые имущества, а также… распоряжаться ими с соблюдением общих узаконений…;
3) входить как отдельно, так и в составе общества во всякие, законом дозволенные, договоры и обязательства с казною и частными лицами…;
4) производить торговлю…;
5) записываться в цехи и производить ремесла в селениях, открывать и содержать фабричные, торговые, промышленные и ремесленные заведения…;
6) вчинять иски и тяжбы по делам гражданским и ответствовать за себя…, а по делам уголовным и полицейским подавать жалобы и защищать и ограждать себя всеми законом дозволенными способами, а также быть свидетелями и поручителями на общем для свободных сословий основании […]
4 . Со дня обнародования Положений о крестьянах и впредь до ведения в действие уставной грамоты крестьяне, продолжая пользоваться теми самыми усадьбами и полевыми угодьями, которыми до того пользовались, обязаны: состоящие на оброке - платить оброк владельцу в прежнем размере , а состоящие на барщине - отправлять оную в прежнем же размере с теми облегчениями, кои указаны в нижеследующих статьях...
5 . Со дня обнародования Положений немедленно и повсеместно отменяются всякие существовавшие доселе сборы с крестьян или дани сельскими произведениями, как то: птицею, баранами, маслом, яйцами, ягодами, грибами, разными съестными припасами, холстом, сукном, пряжею, шерстью и т.п. […]
20 . По получении на местах Положений о крестьянах уездные предводители приглашают помещиков представить в определенный (ст. 21) срок уставные грамоты .
21 . Уставная грамота по каждому имению должна быть составлена и представлена помещиком в течение одного года со дня получения Положений о крестьянах с губернском городе той губернии, где имение находится.
22 . Уставные грамоты должны быть окончательно введены в действие по всем вообще имениям в течение двух лет со дня утверждения Положений о крестьянах.

Российское законодательство X-XX веков. Т. 7. М., 1989. С. 220-238. Имеется в виду случай, когда крестьяне и помещик не приходят к соглашению относительно площади или цены земли.
Эта формулировка не означает передачу крестьянам всего бывшего надела, поскольку местные положения допускали отрезки от крестьянских земель.
То есть считается, что передаваемая крестьянам земля являлась прежде капиталом помещика, а крестьянский оброк за пользование землёй - доход на этот капитал (всё равно как если бы помещик продал землю и положил деньги в банк). Цифра в 6 % соответствует банковской кредитной ставке того времени.

Реформа объявлялась торжественным документом – Манифестом 19 февраля 1861 г. В нем доказывалась законность существования до этого власти помещиков над крестьянами. Но в связи с тем, что положение крепостных с течением времени становилось все более неопределенным, требовалось его улучшение. Отмена крепостного права объявлялась благодеянием самодержавия, которое побудило помещиков к добровольному отказу от прав на личность крестьян.

По манифесту крестьяне сразу получили личную свободу без какого-либо выкупа, но полное освобождение они получали не сразу, а по истечении двух лет, в течении которых обязаны были отрабатывать прежние повинности и находиться в повиновении помещикам. Манифест предусматривал открытие в каждой из 45 губерний, где проводилась реформа, губернское по крестьянским делам присутствие, введение должностей мировых посредников, образование крестьянского самоуправления и составление уставных грамот, фиксировавших размеры крестьянского надела и размеры повинностей крестьян.

Из всех законодательных актов об отмене крепостного права наиболее значимым было «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которое решало судьбу примерно 21,6 млн помещичьих крестьян. Центральным вопросом реформы был вопрос о земле. «Положение» подчеркивало право собственности помещиков на все земли, в том числе и на крестьянские наделы. Крестьяне объявлялись пользователями надельной земли, обязанными отбывать помещику установленные повинности – барщину или оброк. Крестьяне, получавшие на таких основаниях землю, назывались временнообязанными. Статус временнообязанного продолжался до момента заключения ими выкупной сделки. Закон не оговаривал конкретные сроки выкупа. Только в 1881 г. последовал новый закон об обязательном выкупе с 1 января 1883 г. Таким образом, окончательно юридические последствия крепостничества были ликвидированы только через два десятилетия после начала реформы.

«Положение» официально признавало за крестьянами право собственности на «земли, дома и вообще недвижимые имущества», приобретенные при крепостном праве. Это связано с тем, что при крепостничестве крестьяне имели право покупать землю и недвижимость только на имя своего помещика и теперь они получали право оформить их на себя. Сложность заключалась в том, что это положение распространялось только на сделки со сроком не более 10 лет и при наличии документов, которые хранились у помещика. Поэтому данная норма была очень трудно выполнима и зависела от помещика: передать крестьянам их покупную землю или присвоить ее себе.

Реформа лишила помещика права вотчинной полиции, т. е. разбора мелких имущественных споров, контроля за соблюдением повинностей, наказаний за различные поступки и т. д. Все эти обязанности передавались самим крестьянам, для чего образовывались сельские и волостные общины. Крестьяне одного помещика составляли сельское общество (общину). В одном селе могло быть несколько сельских обществ и наоборот, несколько сел могли входить в одно общество. Домохозяева общества составляли сельский сход, избиравший на трехлетний период старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход. Волость включала несколько сельских обществ (от 300 до 2000 душ мужского пола). Волостной сход избирал волостного старшину и волостной суд. При волостном управлении был наемный волостной писарь, который при всеобщей неграмотности имел большую фактическую власть: вел денежные книги, удостоверял мелкие сделки, оформлял приговоры волостного суда, выдавал паспорта и т. д. Довольно быстро волостные писари, не имевшие никакой власти, стали низшим бюрократическим звеном, откровенно злоупотреблявшим своим положением. Органы крестьянского самоуправления были созданы быстро, так как и предписывал закон – через 6 месяцев после обнародования реформы. В проведении реформы большое место отводилось мировым посредникам. Реформа была задумана как система добровольных или полюбовных соглашений между помещиками и крестьянами. Мировые посредники должны были от государства обеспечить какое-то минимальное согласие на низовом уровне. Они должны были осуществлять надзор за сельским и волостным крестьянским самоуправлением, контролировать введение уставных грамот и выкупных актов крестьян. По определению мировые посредники должны были занимать сторону помещика, хотя и придерживаться букве закона. Назначались они из числа местных помещиков, должны были иметь определенный имущественный ценз. Мировые посредники назначались Сенатом по представлению губернаторов и предводителей дворянства. Перед крестьянством никакой ответственности они не несли.

Среди мировых посредников были разные люди. Некоторые из них занимали либеральные позиции, добросовестно придерживаясь действующего законодательства. Подавляющее же их часть видела свои задачи в отстаивании прежних крепостнических интересов помещиков, рассматривая права крестьян как временное неудобство.

Введение

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедщим из крепостной зависимости, предоставляются права, состояния свободных сельских обывателей, как личныя, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в. Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях.

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащия им земли, предоставляют, за установленныя повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей Пред правительством и помещиком то. количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.

4. Крестьяне, за отведенный, на основании предъидущей статьи, надел, обязаны отбывать, в пользу помещиков определенныя,в местных положениях повинности: работою или деньгами.

5. Возникающия из сего обязательный поземельный отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях. Примечание. Сии местныя положения суть: 1) для тридцати четырех губерний Великороссийских, Новороссийских и Белорусских; 2) для губерний Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской; 3) для губерний Киевской, Подольской и Волынской; 4) для губерний Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской. Кроме того, к местным положениям присоединены дополнительныя правила: 1) об устройстве крестьян, водворенных в, имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам; 2) о приписанных к частным горным заводам людях ведомства министерства финансов; 3) о крестьянах и работниках, отбывающих работы при пермских частных горных заводах и соляных промыслах; 4) о крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках; 5) о крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского; 6) о крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии; 7) о крестьянах и дворовых людях в Сибири, и 8) о людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области.

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующия за сие повинности в пользу помещика, определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправнаго отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен, с этою целию, в местных положениях;

2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которыя отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (при чем не воспрещается однако же возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее, как на трехлетний срок); - и

3) чтобы вообще заключаемыя между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.

Во всех тех случаях, когда добровольныя соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений.

7. На сих основаниях составляются "уставныя грамоты", в которых должны быть определены постоянный поземельныя отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так на рассмотрение и введение их в действие, назначается два года со дня утверждения сего Положения.

Примечание. Подробности, относящиеся до составления и исполнения уставных грамот, содержатся в местных положениях и в Правилах о порядке приведения в действие Положений о крестьянах.

8. Помещики, наделив крестьян, в постоянное пользование, за.установленныя повинности, землею, на основании местных положений, не обязаны впредь, Ни в каком случае, наделять их каким бы то ни было. сверх того, количеством земли.

9. По введении в действие настоящего Положения слагаются с помещиков: 1) обязанности по продовольствию и призрению крестьян; 2) ответственность по взносу крестьянами государственных податей и отправлению ими денежных и натуральных повинностей; 3) обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным, на основании ст. 11193ак.о Сост. Т. IX Свода Зак. 1857 года, и 4) ответственность за них во всех казенных взысканиях, как-то: штрафах, пошлинах, и проч. 10. Затем, на самих крестьян возлагается попечение по общественному продовольствию и призрению и ответственность за исправное отбывание следующих с них казенных и земских, натуральных и денежных повинностей, на основаниях, изложенных ниже (раздел III).

11. Крестьянам предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость, посредством взноса определенной выкупной суммы и с соблюдением правил, в местных положениях изложенных.

12. С согласия помещиков крестьяне могут, сверх усадебной оседлости, приобретать в собственность, на основании общих законов, полевыя земли и другая угодья, отведенный тем крестьянам в постоянное пользование. С таковым приобретением крестьянами в собственность их надела, или определенной в местных положениях части онаго, прекращаются все обязательныя поземельныя отношения между помещиками и означенными крестьянами.

13. Независимо от способа, указанного в предшествующей Статье, обязательныя поземельныя отношений между помещиками и крестьянами прекращаются следующими двумя способами:

1) если крестьяне добровольно откажутся, с соблюдением того порядка и тех условий, какие определены в местных положениях, от пользования предоставленным им наделом; - и

2) если крестьяне перейдут, с соблюдением всех установленных для сего правил, в другая сословия.

14. Дабы облегчить крестьянам приобретение в собственность отведенных им в постоянное пользование земель, в случае добровольного на то соглашения между помещиком и крестьянами, или в случае требования самого помещика, правительство оказывает пособие, в. том размере и тем порядком, какие определены в особом Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий.

15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются "временно-обязанными крестьянами".

16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобревшие в собственность поземельныя угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются "крестьянами-собственниками".

17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют, по делам хозяйственным, сельския общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным, на основаниях, в сем Положении изложенных.

18. Помещику, впредь до прекращения обязательных к нему отношений крестьян, на его земле водворенных, .предоставляется вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян, на основании статей 148 - 163 сего Положения.

19. Крестьяне и общественныя их учреждения подчиняются общим губернским и уездным управлениям.

20. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных поземельных отношений между помещиками и временно-обязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1) губернское по крестьянским делам Присутствие; 2) уездные мировые съезды, и 3) мировые посредники. Состав, предметы ведомства, пределы власти и порядок действия сих учреждений определяются в особом о них Положении.

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных. Положениях и Правилах.
2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях.
3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.
4. Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности: работою или деньгами. <...>
6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению с соблюдением лишь следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен с этою целию в местных положениях:
2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе как временными договорами на сроки не долее трех лет... и
3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.
Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений.
7. На сих основаниях составляются уставные грамоты, в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения.
15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами.
16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками.
17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных.
18. Помещику впредь до прекращения обязательных к нему отношений крестьян, на его земле водворенных, предоставляется вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян. <...>
20. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1) губернское по крестьянским делам присутствие; 2) уездные мировые съезды и 3) мировые посредники.
21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволения помещиков.
22. Крестьяне, как отдельно, так и целыми обществами, могут входить на основании общих постановлений во всякие, законом дозволенные, договоры, обязательства и подряды. <...>
23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением установленных в общих законах и в сем Положении правил:
1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин;
2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения;
3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах;
4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды <...>
59. Пока крестьяне состоят в обязательных отношениях к помещику, на земле коего они водворены, сельский староста должен: крестьян, отправляющих издельную повинность, наряжать на работу, а с оброчных взыскивать оброк, сообразно с требованием помещика, основанным на правилах Местных Положений, и вообще немедленно исполнять законные требования помещика, под своею личною ответственностью, согласно с изданными о крестьянах Положениями. <...>

Из Положения о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий

2. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость.

3. Приобретение в собственность крестьянами, вместе с усадебною оседлостью, полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика.

4. При приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела оказывается, в определенных сим Положением случаях, содействие от правительства посредством выкупной операции (выкупа). Содействие сие заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые на этом основании земли определенную сумму, с рассрочкою крестьянам уплаты оной на продолжительный срок, и само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Означенная- сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами, по коим правительство принимает на себя уплату процентов и капитала. <...>

64. При приобретении крестьянами в собственность их надела по взаимному добровольному соглашению с помещиком, как без содействия, так и при содействии правительства, величина платежа за приобретаемые земли не ограничивается никаким определенным размером, а зависит единственно от усмотрения договаривающихся сторон: содействие же, оказываемое при сем правительством, заключается лишь в выдаче под приобретаемые земли определенной выкупной ссуды в установленных для нее в ст. 65 и 66-й размерах.

65. В основание для определения размера выкупной ссуды принимается денежный оброк, назначенный с крестьян в пользу помещика по уставной грамоте (на основании местных положений о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях), за предоставленный крестьянам в постоянное пользование усадебный и полевой надел. Если приобретается не полный по уставной грамоте надел, а часть оного, то для определения выкупной ссуды означенный оброк понижается соответственно уменьшению при сем надела и согласно правилам, установленным в помянутых местных положениях для исчисления денежных оброков.

66. Указанный в предыдущей статье годовой оброк за приобретаемую землю капитализируется из шести процентов, т. е. помножается на шестнадцать и две трети. Из исчисленной на сем основании капитальной суммы назначается в ссуду крестьянам для выдачи помещику, на основании ст. 4-й сего Положения, определенная часть, а именно: 1) при приобретении в собственность крестьянами полного по уставной грамоте надела - четыре пятых (т.е. 80 коп. на рубль), 2) при приобретении надела уменьшенного - три четверти (т.е. 75 коп. на рубль).

113. Крестьяне, приобревшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными. <...>

114. Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды. <...>



Просмотров