Врачебные тайны водительских прав. В россии началось аннулирование водительских прав Как лишить водительских прав по медицинским показаниям

ПРАВИЛА

ВОЗВРАТА ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ ПОСЛЕ УТРАТЫ

ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ

ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами.

2. Изъятое водительское удостоверение возвращается лицу, подвергнутому административному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами (далее - лицо, лишенное права на управление), по истечении срока лишения этого права, успешно прошедшему в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделение Госавтоинспекции) по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении проверку знания им правил дорожного движения (далее - проверка), при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при наличии в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения либо представлении указанным лицом документов, свидетельствующих об уплате таких административных штрафов, а лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.8 , частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также после прохождения ими медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (далее - обязательное медицинское освидетельствование).

3. Проверка проводится путем сдачи теоретического экзамена на предоставление специального права на управление транспортными средствами в соответствии с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами", по вопросам, относящимся к правилам дорожного движения и содержащимся в экзаменационных билетах.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Проверка проводится по истечении не менее половины срока лишения права на управление транспортными средствами, назначенного лицу, лишенному права на управление. Лицо, не прошедшее проверку, может пройти проверку повторно не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущей проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Возврат водительского удостоверения лицу, лишенному права на управление, осуществляется в подразделении Госавтоинспекции по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении в день обращения. Возврат водительского удостоверения лицу, лишенному права на управление, может осуществляться в ином подразделении Госавтоинспекции в случае подачи этим лицом не позднее 30 дней до окончания срока лишения права на управление транспортными средствами в подразделение Госавтоинспекции по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении заявления с указанием наименования подразделения Госавтоинспекции, в которое необходимо направить водительское удостоверение. Заявление может быть подано в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами в связи с выявлением в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик производится в подразделении Госавтоинспекции, осуществляющем хранение изъятого водительского удостоверения, либо в ином подразделении Госавтоинспекции при наличии соответствующего заявления, поданного лицом, у которого были выявлены указанные противопоказания и ограничения, не позднее 30 дней до дня получения водительского удостоверения. В этом случае водительское удостоверение возвращается без проверки при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, выданного после прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены особенности приостановления и аннулирования медицинских справок водителей .

Указанный документ в первую очередь распространяется на водителей, работающих по найму, т.к. именно они обязаны проходить периодические медицинские осмотры.

Рассмотрим все по порядку.

Периодический медицинский осмотр

В первую очередь хочу напомнить, что каждый водитель транспортного средства, работающий по найму, должен один раз в два года проходить периодический медицинский осмотр . Этот вопрос рассматривался в статье " ".

В ходе данного осмотра медицинские работники проверяют, не появились ли у водителя новые . Если никаких отклонений не выявлено, водитель продолжает работу. Если же отклонения есть, то происходит направление водителя на дополнительное обследование или лечение.

Направление водителя на обследование

2. В случае выявления в ходе обязательного периодического медицинского осмотра работника, занятого на работах в качестве водителя транспортного средства (далее - работник), признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами, медицинская организация выдает работнику направление на обследование и (или) лечение в медицинскую организацию, в которой работник получает первичную медико-санитарную помощь, или в медицинскую организацию, оказывающую специализированную помощь согласно профилю выявленного заболевания (состояния).

Для обследования и (или) лечения врачом-психиатром, врачом - психиатром-наркологом работник направляется в специализированные медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания.

В отличие от периодического медицинского осмотра, который проходит достаточно быстро, обследование может занимать значительное время (дни, недели, месяцы). Обследование необходимо для того, чтобы подтвердить заболевание водителя или опровергнуть его.

Кроме того, перед началом обследования приостанавливается действие медицинской справки :

2. В случае выявления в ходе обязательного периодического медицинского осмотра у работника, занятого на работах в качестве водителя транспортного средства (далее - работник), признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами, врачебной комиссией медицинской организации, проводившей периодический медицинский осмотр, принимается решение о приостановлении действия медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (далее - медицинское заключение).

3. Решение о приостановлении действия медицинского заключения выносится на период обследования и (или) лечения работника, направление на которое осуществляется в порядке, предусмотренном приложением N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. N 342н, и отражается в протоколе решения врачебной комиссии медицинской организации.

Медицинский работник, уполномоченный руководителем медицинской организации, в течение трех рабочих дней после вынесения решения о приостановлении действия медицинского заключения направляет в адрес подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - подразделение федерального органа исполнительной власти), письменное уведомление о приостановлении действия медицинского заключения на период обследования и (или) лечения работника, подписанное руководителем медицинской организации или одним из его заместителей и заверенное печатью медицинской организации, на оттиске которой идентифицируется полное наименование медицинской организации.

Информация о приостановлении действия справки отправляется в ГИБДД.

Прохождение медицинского обследования

По результатам медицинского обследования врачи могут либо подтвердить, либо опровергнуть информацию о новом заболевании водителя.

Если информация о заболевании не подтвердилась , медицинские работники отправляют в ГИБДД уведомление об окончании периода приостановления действия медицинской справки :

4. В случае если в ходе обследования и (или) лечения наличие заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием либо ранее не выявлявшимся медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством, не подтверждено, медицинский работник, уполномоченный руководителем медицинской организации, в течение трех рабочих дней после окончания обследования и (или) лечения направляет в адрес подразделения федерального органа исполнительной власти письменное уведомление об окончании периода приостановления действия медицинского заключения , подписанное руководителем медицинской организации или одним из его заместителей и заверенное печатью медицинской организации, на оттиске которой идентифицируется полное наименование медицинской организации. Копия указанного уведомления выдается работнику.

Т.е. справка считается действительной и водитель может вернуться к работе.

Если же информация о заболевании подтвердилась , то медицинская справка аннулируется :

5. При выявлении в ходе обязательного внеочередного медицинского освидетельствования у работника медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством ранее выданное медицинское заключение аннулируется .

11. Медицинский работник, уполномоченный руководителем медицинской организации, в которой проводилось обязательное внеочередное медицинское освидетельствование, направляет в адрес подразделения федерального органа исполнительной власти письменное уведомление об аннулировании ранее выданного работнику медицинского заключения, подписанное руководителем медицинской организации или одним из его заместителей и заверенное печатью медицинской организации, на оттиске которой идентифицируется полное наименование медицинской организации.

Т.е. медицинская справка становится недействительной и информация об этом отправляется в ГИБДД.

После аннулирования медицинской справки водитель отправляется на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, т.е. за получением медицинской справки:

5. При подтверждении в ходе обследования и (или) лечения наличия заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием либо ранее не выявлявшимся медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством, работник направляется медицинской организацией, в которой проводилось его обследование и (или) лечение, на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование в медицинскую организацию, имеющую лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством".

Дело в том, что далеко не каждое заболевание накладывает полный запрет на управление транспортными средствами. Например, при ухудшении зрения водителя он может получить новую

Данная статья рассматривает такой вопрос, как порядок аннулирования водительского удостоверения (ВУ), а также прекращение его действия. Ранее подобная процедура проводилась исключительно по решению суда. Рассмотрим подробно самые распространенные случаи, когда ВУ прекращает свое действие.

Водительские права: аннулирование или лишение?

Для начала следует сакцентировать внимание читателей на том, что прекращение (аннулирование) и лишение водительских прав – это совершенно разные понятия. Лишение прав производится на определенный срок (от 1 месяца до 3-х лет), а вот аннулирование – гораздо более широкое понятие, которое требует подробного разъяснения.

В качестве примера можно рассмотреть решение об аннулировании прав, произведенное по медицинским показаниям. Такое решение выносится в том случае, когда автоводитель, управляя транспортным средством (ТС), может представлять опасность, как для себя самого, так и для окружающих людей.

Восстановить права, которые были аннулированы по медицинским показаниям, возможно в том случае, если водитель пройдет повторно медицинскую комиссию, которая выдаст ему новую медсправку.

Касательно срока действия, аннулирование (прекращение) может иметь конкретный срок, но может быть вынесено и пожизненно. Но даже в этом случае не стоит говорить о том, что человек не сможет управлять ТС никогда. Он имеет возможность получить права снова, для чего нужно получить медсправку и прочие документы, а также сдать экзамены в ГИБДД (теоретическую часть и вождение). Если человек успешно выполнит весь порядок получения водительского удостоверения после аннулирования, то он получает новые права и может управлять транспортным средством.

Законы о приостановке водительских прав

Новые правила, регламентирующие выдачу ВУ (водительских удостоверений) содержат перечень тех ситуаций, при которых водительское удостоверение подлежит аннулированию.

Аннулирование национального водительского удостоверения

Так, российское национальное ВУ считается недействительным и подлежит аннуляции в таких случаях:

  • По истечении срока действия ВУ;
  • При изменении персональных данных, которые указаны в ВУ;
  • В случае если ВУ пришло в негодность по причине износа либо повреждения, вследствие чего информацию, которая в нем содержится нельзя визуально определить;
  • В случае если ВУ было выдано на основании документов, которые соответствующими органами были признаны поддельными (подложными), либо выдача которых производилась с нарушениями установленного порядка;
  • При регистрации заявления об утрате/хищении ВУ, которое подал владелец прав в органы внутренних дел;
  • При выдаче водителю нового ВУ;
  • При подтверждении наличия у водителя ТС ранее не выявленных ограничений либо противопоказаний к управлению ТС по состоянию здоровья.

Важно знать, что при наличии у водителя одного из приведенных выше условий, ВУ считается недействительным и права подлежат аннулированию. Штраф за отсутствие ВУ, который выпишет инспектор ГИБДД за такое нарушение, будет составлять от 5 до 15 тысяч рублей.

Аннулирование международных прав

При проведении аннулирования национального российского ВУ, выданное на его основании ВУ международного формата также считается недействительным и следовательно подлежит аннулированию.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда национальные права подлежат аннулированию и замене на новые по причине сильного износа (отчество водителя стало нечитаемо из-за сильных потертостей). В этом случае одновременной замене подлежит международное удостоверение. Это делать нужно обязательно (даже если они находятся в идеальном состоянии).

Проверки, которые должны проходить профессиональные автоводители

Для того, чтобы работать водителем по найму обязательным остается прохождение медкомиссии 1 раз в 2 года, а перед тем как устроиться на работу водитель обязан пройти предварительное медицинское освидетельствование.

Для водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров или грузов, обязательным остается осмотр физического состояния перед каждым из рейсов. Для перевозчиков грузов, которые относятся к категории опасных, обязательным считается еще и послерейсовое медицинское освидетельствование. Исключением являются те водители, которые трудятся в выезжающих на вызов экстренных службах, поскольку довольно часто на прохождение медосмотров перед выездом просто нет времени.

В случае, когда у профессионального водителя в процессе периодического осмотра обнаружено заболевание либо состояние, при котором запрещается управлять ТС, этот водитель должен быть направлен на дополнительное обследование, а позднее на лечение. При этом действие медзаключения в этот период будет прекращено, и, как следствие, производится аннулирование ВУ по медицинским показаниям.

Если в ходе внеочередного обследования предполагаемый диагноз подтвердится, то медицинское заключение автоматически аннулируется, о чем медики в обязательном порядке уведомляют соответствующие службы ГИБДД. Кроме того, Постановлением Правительства планируется утвердить полный перечень заболеваний и состояний человека, наличие которых вызывает аннулирование водительского удостоверения по медицинским показаниям.

Особые отметки в водительском удостоверении

Водители, которые в соответствии с Законами РФ имеют медицинские показания к управлению ТС, должны иметь в графе «Особые отметки» (в национальных и международных правах) специальную запись об условиях, соблюдение которых позволяет этому лицу находиться за рулем. Только в этом случае национальные и международные права считаются действительными.

Если автоводитель имеет медицинские показания к управлению ТС, которые отражены в медсправке (к примеру, ношение очков), то в графу «Особые отметки» водительского удостоверения вносят соответствующую отметку. Если при управлении транспортным средством человек не соблюдает условия, указанные в правах (к примеру, водит автомобиль без очков), то его водительское удостоверение может быть признано недействительным, а на самого водителя наложен штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей.

Также хотим отметить, что уже появились первые водители, у которых за их долги также временно было приостановлено действие их водительских удостоверений.

В заключении хотелось бы отметить, что приостановка действия водительских прав может быть вызвана не только медицинскими показаниями, но и многими другими факторами.

Начинающие водители решением суда могут остаться без водительских удостоверений по причине того, что автошкола, в которой они обучались, была лишена лицензии. В стране началось возбуждение подобных уголовных дел в отношении автошкол. В результате прав могут лишиться порядка 1,5 тыс. человек.

При этом тем, кому удостоверения аннулировали по этой причине, в результате пробелов в законодательстве вряд ли получится их восстановить. Во всяком случае, в кратчайшие сроки и не без судебных тяжб.

Прецедент имел место быть с автошколой в Краснодаре, по которой решение суда уже принято. Десяти водителям аннулировали их удостоверения. Причем эти люди не просто их получили, но и управляли автомобилями более полугода.

Стоит заметить, водители не были лишены права управления. Согласно решению суда у них аннулированы свидетельства об окончании автошколы, а также водительские удостоверения. И тут возникает правовой казус. Эти люди получили право на управление транспортным средством, сдав экзамен. Они также получили водительское удостоверение, подтверждающее это право. По решению суда водительского удостоверения они лишились, но право-то у них осталось. Восстановить свидетельство об окончании автошколы можно, заново отучившись. Но что делать с аннулированным водительским удостоверением - непонятно. Ни в одном из законов не прописан порядок его восстановления.

Казалось бы, оградить учеников автошкол от мошенников не стоит труда. Однако конкретный пример в Краснодаре доказывает обратное. Люди, отучившиеся или якобы отучившиеся в одной из автошкол, получили допуск к экзаменам в ГИБДД, сдали экзамены и получили права. И только после проверки местной прокуратуры выяснилось, что эта автошкола не имела права готовить водителей. Она была лишена лицензии. В результате все водители, которые получили водительские удостоверения со свидетельством от этой автошколы, получили их незаконно.

Как считают эксперты, проблема заключается в отсутствии постлицензионного контроля. Некоторые автошколы-мошенники действуют следующим образом. Они заключают договоры на помещения, площадки, технику. Выставляют все это лицом перед ГИБДД, когда она их проверяет. А после получения положительного заключения расторгают договоры и работают так, как и раньше работали: с наемными инструкторами с собственными машинами третьей свежести, с натаскиванием на вопросы билетов без объяснения правил.

Между тем в Калининградской области число автошкол заметно сократилось. По данным на конец августа 2015 года, лишь 36 из 48 автошкол получили лицензию на подготовку водителей.

Как отмечают эксперты, новые требования на получение заключения для осуществления образовательной деятельности от ГИБДД упорядочили работу образовательных организаций и повысили качество оказываемых услуг.

К концу августа 36 автошкол получили заключения ГИБДД и осуществляют подготовку водителей, еще 7 подали заявки на рассмотрение. Для сравнения: год назад на рынке этих услуг работали 48 образовательных учреждений. Основной причиной неполучения лицензии стало отсутствие закрытой площадки для практических занятий.

Наряду с автошколами значительно понизилось количество молодых водителей. В первом полугодии 2015 года водительские удостоверения получили 4613 калининградцев против 7214 за аналогичный период 2014 года.

За первый год вождения молодыми водителями совершено два ДТП в этом году, что в три раза меньше, чем в 2014 году, допущено 707 нарушений ПДД против 1146 за прошлый период.

Отметим, полный список действующих на сегодняшний день автошкол опубликован на сайте Госавтоинспекции региона. Кроме того, проверить, есть ли у автошколы лицензия, не сложно. Достаточно обратиться на сайт Рособрнадзора. Если автошкола из другого региона - можно послать запрос. На проверку документов отводится до двух месяцев.

© По материалам

Теперь законопослушным водителям потребуется проходить медицинскую комиссию раз в десять лет.

Такое стало возможным благодаря поправкам в закон о безопасности дорожного движения, подписанный накануне Нового года. Этими поправками буквально переписана вся та часть закона, которая касалась водителей с медицинской точки зрения. При этом жизнь обычных автомобилистов поправки заметно упростили. Тем же, кто работает водителями, к медосмотрам придется относиться со всей серьезностью. Их результат может обернуться приостановлением действия прав.

Конкретизированы понятия обязательных медосвидетельствований. Прописано, где, на каких основаниях и за чей счет их должны проходить водители.

Так, например, проходить обязательное освидетельствование должны кандидаты в водители. А те, у кого права уже есть, должны будут его проходить только при обмене прав. Таким образом, законопослушным водителям, для которых права - не источник дохода, посещать медкомиссию придется не чаще одного раза в десять лет (срок действия водительского удостоверения). До сих пор они должны были по закону заглядывать к врачам на осмотр раз в два года. Хотя по факту большинство из автомобилистов и так обращались за справками раз в десять лет. Ведь их наличие на дороге никто не проверяет.

Если водитель был лишен прав, для их возврата ему потребуется пройти медкомиссию только в том случае, если лишали его за пьянку или отказ от прохождения медосвидетельствования.

Также к врачам придется наведаться и тем, кто попал под уголовную статью, и был лишен права заниматься определенной деятельностью (управления транспортным средством).

Водителям-профессионалам, то есть тем, кто работает за рулем, придется посещать врачей чаще. Для них предусмотрено предварительное освидетельствование при устройстве на работу. Периодическое освидетельствование - не реже одного раза в два года. А также предрейсовый и послерейсовый осмотры.

Предрейсовый осмотр не проходят те водители, которые работают в экстренных оперативных службах и чья работа связана с выездами по вызовам. То есть водители в полиции, "скорой помощи", пожарные. Действительно, сложно представить проверку водителя реанимобиля перед выездом за пациентом.

Послерейсовый осмотр должны проходить водители, чья работа связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов.

Уточнено, где водители могут проходить обязательное освидетельствование. В медорганизациях, имеющих соответствующую лицензию. Это может быть как государственная, так и муниципальная или частная клиника. Но теперь законом установлено, что обследование врачом-психиатром и врачом психиатром-наркологом может проводиться только в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо по месту пребывания водителя.

Непонятно, откуда такой врач будет брать информацию о клиенте, который только вчера временно зарегистрировался. Ведь единой информационной базы у врачей пока еще нет.

Однако теперь появилась возможность приостанавливать действия медсправки и прав. В случае если у водителя-профессионала при периодическом освидетельствовании выявлено заболевание или состояние, при котором противопоказано управление автомобилем, его направят на обследование и последующее лечение. А действие медицинского заключения прекратят. Если после прохождения внеочередного освидетельствования диагноз подтвердится, то заключение аннулируют, о чем поставят в известность ГИБДД.

Но это касается только водителей-профессионалов. Обычным водителям при выявлении противопоказанных заболеваний в заключении просто не допустят к управлению, а в ГИБДД на основании этого заключения не выдадут права.

Порядок проведения освидетельствования, а также приостановления и аннулирования заключений должен разработать минздрав.

Порядок приостановления действия и аннулирования водительского удостоверения должно разработать МВД. Напомним, что сейчас аннулировать права может только суд. И такие факты были. После проверки Генпрокуратурой некоторых экзаменационных подразделений были выявлены случаи выдачи прав тем, кто состоит на учете в наркодиспансерах. Понятно, что справки были поддельные. Однако у ГИБДД тоже нет возможности устанавливать их подлинность. В итоге по этим фактам дела были направлены в суд, который аннулировал права.

Перечень заболеваний и состояний, при которых противопоказано управление транспортным средством, должен быть утвержден постановлением правительства.

Закон вступает в силу в марте.

Кстати

Теперь врачам будет невыгодно торговать медсправками без осмотра водителей. Они будут нести административную ответственность за проведение освидетельствования.

Соответствующие поправки в КоАП тоже вступят в силу в марте. За нарушение порядка освидетельствования сами врачи будут наказываться штрафом от тысячи до полутора тысяч рублей, должностные лица - от двух до трех тысяч рублей, а юридические - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Частные предприниматели без образования юридического лица будут отвечать как юрлица.



Просмотров