Воспитательный час по правам ребенка. Классный час. Ребенок и его права. Обсуждение статей Конвенции

Классный час: «Ваши права, дети»

Цель занятия:

познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения; способствовать развитию на­выка работы с документом.

Задачи : передать школьникам знания о Конвенции о правах ребенка, ее содержании, сформировать представление о системе прав ребенка.

Необходимое оборудование : текст Конвенции о правах ребенка, компьютер, проектор, сигнальные карточки, бумага, ручки.

Ход занятия

Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока.

Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?(Тема) А кто знает, в каком документе отражены права ребенка? Как называется этот документ? Ребята, XXI век - Век ребенка, а 20 ноября - Всемирный день прав ребенка. В этом году наша страна отмечала 20 – летие подписания Конвенции о правах ребенка. (Цель) Поэтому, сегодня мы познакомимся с правами детей, которые отражены в Конвенции о правах ребенка.

Что же такое конвенция?

Конвенция о правах ребенка – это важ­ный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
А знаете ли вы, что первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, ко­торый имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из кото­рых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по зако­нам страны возраст совершеннолетия не насту­пает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

Давайте сейчас познакомимся с некоторыми правами детей, которые отражены в Конвенции.

1: Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

2: Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде ребята.

3: Есть еще такое право

помнить думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь подарить.

4: Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.

5: Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

6: Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке.

7: Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

8: Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать.

9: Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано.

Вот мы познакомились с основными правами ребенка. Давайте сейчас с вами проверим, как вы запомнили статьи Конвенции. Ребята, вы все хорошо знаете наши русские народные сказки. Во многих сказках рассматриваются права литературных героев. Я буду задавать вам вопросы, а вы называть сказку.

Вопросы

1.В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность,

жизнь и свободу?

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?

5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?

6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?

Сказки мы вспомнили, а теперь поиграем в игру «Добро и зло»

Характеристика добра и зла

– Ребята, перед вами плакаты «добро» и «зло», на табличках написаны характеристики. Верно расположите характеристики под плакатами, соответствующими добру и злу.

ЗЛОЙ
ЖЕСТОКИЙ
ГРУБЫЙ
ВЛАСТНЫЙ
ЛЖИВЫЙ
СОВЕРШАЕТ ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ

ДОБРЫЙ
ВЕЖЛИВЫЙ
ЧЕСТНЫЙ
СПРАВЕДЛИВЫЙ
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
СОВЕРШАЕТ ХОРОШИЕ ПОСТУПКИ

– И с этим заданием вы тоже справились. Молодцы!

Для того чтобы вам было легче запомнить права, их изобразили на знаках – разрешающих или запрещающих. Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».

Дидактическая игра «Разрешается – запрещается»

– Я буду говорить о каком-то праве, показывать знак, а вы – находить соответствующую ему сигнальную карточку и отвечать: «Разрешается – желтую или запрещается – красную».

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это разрешается.

Этот трудится ребенок.
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.

Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается

Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.

– Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Права ребёнка нужно не только знать, но и соблюдать.

– А сейчас займите удобное положение, закройте глаза и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой – то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

– Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно, одиноко, тревожно.)
– Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.
– А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, успокоение, радость.)
– Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно. Давайте же будем жить так, чтобы нам в жизни всегда было спокойно и уютно…

Всего Вам самого хорошего и отличного настроения на весь день. А я Вас порошу оставить мне на память смайлик нашего мероприятия (Дети оставляют смайлики для определения результативности пройденного мероприятия)

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОИ ПРАВА?»

Цель
- ознакомить уч-ся с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка и механизмом их реализации на внутригосударственном уровне.
- формировать навыки использования полученных знаний при решении реальных жизненных ситуаций

Оборудование ватманы, фломастеры, Ситуации для группы, сундучок, стикеры
Занятие тренинг.

Ход урока

1. Знакомство
(Слайд 1 «Остров » Муз. “ Чунга – чанга”, учителя и учащиеся танцуют под музыку.)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, который проходит на острове Знаний.
Мы - гости. Как называются коренные жители определенной территории?(аборигены)
Т.е.вы аборигены острова Знаний.
Давайте знакомится. Назовите свое имя и назовите по 1 правилу жителей острова.

2. Правила
Объединяемся в 2 группы
На прошлых занятиях ваша группа составила список правил. 1-я группа должна определить в этих правилах свои права и перечислить их, а 2-я обязанности.

3. Упражнение «Термин»
Ребята, ответьте на вопрос:
Как называется утверждение международного соглашения высшими государственными органами? (ратификация)
Т.е. правила, утвержденные вашей группой, это ратификация острова Знаний.

4. Упражнение «ОЖИДАНИЯ» - «Сундучок правонарушений»
А теперь давайте напишем правонарушения, с которыми вы или ваши близкие сталкивались, и спрячем их в сундучок ожиданий. (на листочках учащиеся записывают ожидания от урока и опускают в сундучок. В конце тренинга группа рассматривает эти листочки. Если остались вопросы, которые не обсуждались, рассматривают их.)(Это упражнение покажет, какие проблемы беспокоят подростков, как они научились использовать свои знания)

5. Информационное сообщение о нарушении прав детей в мире (слайд 2)

6. Работа в группах
(названия групп «Конституция», «Конвенция», «Программа», «Кодекс»)

Учащиеся объединяются в 4 группы. Каждой раздали ватман, фломастеры и статьи Конвенции ООН.
Задание: учащиеся должны прочитать статью и схематически ее зарисовать. Представитель каждой команды представляет свою работу. (первая группа – рассматривает статьи 1-10, вторая – статьи 11-20, третья – статьи 21-30, четвертая – 31-40)

7. Информационное сообщение «Дети о своих правах»
(данные Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ)) (слайд 3)
8. Проблемные ситуации.
Учащиеся объединяются в 2 группы. Каждой группе даны ситуации. Учащиеся обсуждают их и представитель каждой группы объясняет свой ответ по очереди.
Пример ситуаций
1) Двенадцатилетний Коля стрелял из рогатки в птиц возле детской площадки и случайно попал в глаз своему ровеснику Васе. Вася долго находился в больнице и в результате перестал видеть одним глазом. Несет лди Коля ответственность? Если нет, то кто?
2) Шестнадцатилетняя девушка мечтала о новых модных туфлях. На вещевом рынке, дождавшись, когда отвлекут продавца, украла туфли. Несет ли она ответственность? Если да, то какую?

9. Рефлексия
Ребята, вам нужно составить телеграмму для детей другого острова из 11 слов, которая содержала бы ответы на вопросы:
- Что вы думаете о проведенном тренинге?
- Что было для вас важным?
- Чему вы научились?
- Что вам понравилось?
- Что не удалось выяснить?
Каждый выходит и прикрепляет свой стикер на плакат «Телеграмма» и зачитывают. Участники, прослушав все телеграммы, определяют наиболее понравившуюся.

10. Прощание «Улыбка»
Встанем в круг. Возьмите товарища слева за руку, пожелайте что-нибудь приятное и подарите свою улыбку ему. Передаем улыбку по цепочке. Пусть эта улыбка сопровождает вас весь день!
(можно также «взять улыбку» в ладоши и передавать ее по кругу «из рук в руки»)
Спасибо всем за внимание!

Презентация на тему: Знаешь ли ты свои права?

Данные об авторе

Грищенко Л.В.

Место работы, должность:

Г.Гай МОУ "СОШ №8" учитель начальных классов

Оренбургская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Тип ресурса:

Сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса:

Цели: познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции; соотнести права и обязанности детей; способствовать осознанию ответственности за свои права; формировать положительное отношение к правам других.

Классный час на тему:

"Изучаем Конвенцию о правах ребенка "

4 класс.

Цели:

  • познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции;
  • соотнести права и обязанности детей;
  • способствовать осознанию ответственности за свои права;
  • формировать положительное отношение к правам других.

Слово учителя.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что - то новое узнать

Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире.

Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)

В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается

Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная АссамблеяООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.

Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

Вот несколько фактов из брошюры ООН

“Права человека. Изложение фактов №10”:

Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению...

Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой - побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.

Наше государство подписало этот документ.

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться

теми, кто его подписал.

(На доске вывешиваются слова: Конвенция, права.)

Подумай и запиши 6 прав, которыми по твоему мнению, должен обладать ребёнок.

В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

Конвенция- это достаточно большой документ, перечислим основные положения:

· Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

· Дети имеют право свободно выражать своё мнение.

· Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.

· Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.

· Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

· Ребёнок имеет право на образование.

· Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

· Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

· Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Учитель:

Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

- Обсудите в группах и попробуйте доказать какие положения не в полном объеме выполняются у нас. (Осуждение и выступление детей)

Учитель:

Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

(Обратить внимание на вопросы, которые даны на доске.)

Можно ли не допускать ссор?

В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Разыгрывается сценка.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

Работа в группах, обсуждение, состязание.

Найти ошибки в поведении членов семьи (на доске табличка “обязанности”).

Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» / выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/.

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

Право на свободу вступление в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

На доске анаграммы:

Н О К Е В Н И Ц Я

Р Д О Т И Е И Л, Г О У С А Р Д Т С О В

И Ж З Н Ь, Р Б О А З О А В И Н Е.

Вопросы:

Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

Какие основные права вам известны?

В каком международном документе записаны права детей?

Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?

В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

Подведение итогов состязания.

Обратиться опять к вопросам на доске (высказывания детей).

Итог:

Слово учителя:

Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

Классный час

«Права детей».

Цели : ознакомить учащихся справами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Ход мероприятия.

1. Вступление.

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и с юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, покланялись разным богам.

Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было воин, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Но придти к единому мнению они не смогли… Почему? (не было общего Закона – правил, которые уравнивали бы права всех людей)

Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права. Одинаковы ли права взрослых и детей?

С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем кажется на первый взгляд. Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.

Учащиеся:

* Дети, оставшиеся без попечения родителей

* Безнадзорные и бездомные дети

* Дети-инвалиды

* Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии)

* Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы)

* Дети - жертвы насилия

* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы

* Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Ошибочным является мнение, что область применения прав ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку. Поэтому нам нужны правовые знания. (предлагается игра «Составь пару»)

(Обязанность) . Законные возможности . (Права) (Семья) . То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания) (Потребности) (Гражданин) (Ребёнок)
Открытое столкновение.
(Конфликт) (Закон) (Наказание)

Давайте познакомимся с основными моментами принятия Декларации.

А теперь настала очередь поговорить о естественных правах каждого из нас. Прошу вас прислушаться к словам известного психолога К.Заслоффа.

«У детей с момента рождения,как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмами защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и на свои собственные возможности. Но для этого нужно знать на что ты имеешь право!»

Вы имеете право:

Иногда ставить себя на первое место
Просить о помощи и поддержке
Протестовать против несправедливого обвинения
Иметь собственное мнение
Говорить «нет»
Побыть одному
На свои чувства- независимо от того, понимают ли их окружающие
Добиваться изменения договорённости, которая вас не устраивает
Вы не обязаны:
Быть безупречной(ым) на все 100%
Следовать за толпой
Любить людей, приносящих вам вред
Мириться с неприятной ситуацией
Сохранять отношения, ставшие унизительными

Но помните!

Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.
Нужно учиться уважать личные права других так же. Как вы хотите, чтобы уважали ваши!

2.Практическая работа.

Сейчас вы по группам выполните следующее задание.

  1. Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?
  2. Потребности человека со временем меняются. И в 12 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-ти летнего ребенка.
  3. Обсуждение. На доске - таблица потребностей 2-х месячного и 12-ти летнего ребенка.

Потребности 2-х месячного ребенка

Потребности 12-ти летнего ребенка

Имя

Уход

Медицинская помощь

Питание

Любовь и ласка

Забота

Защита

Медицинская помощь

Образование

Друзья, общение

Жилище, питание

Родители, семья

Свобода слова

Свобода мысли

Поддержка родителей

Собственность

Учитель. Как с возрастом изменяются потребности ребенка?

Учитель. Сейчас вам будет предоставлен небольшой перечень прав ребенка, признанный Конвенцией.

Учитель. Сравните свои списки, вы заметили, что много совпадений.

3. Сценка «Чужое письмо»

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Вика:

Лена: Нет, я освобождена.

Лена:

Вика:

Лена:

Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

4. Ситуация «Громкая музыка»

5. Ситуация. «На уроке истории»

Ученик.

Учитель истории.

Ученик.

Учитель. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах. Однако в данной ситуации закон на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13)

6. Ситуация. «Я получаю образование»

Мама.

Сын

Мама.

Сын.

Учитель. Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.)

7. Путешествие.

Ребята, сейчас мы с вами отправимся с небольшое путешествие.

Наша первая остановка будет на станции «Право на жизнь».

В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Вот несколько исторических примеров.

В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.

(Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных переходах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения)

  1. «Снежная королева»

Какие права Кая были нарушены? Кем?

В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь в международной конвенции о защите прав ребенка законах России, и все обязаны соблюдать это право.

А теперь давайте с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции. Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»?

3.«Право на защиту от разлучения с родителями»

Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были насильно разлучены с родными.

(«Гуси-лебеди», «Маша и Медведи», «Снежная королева». Возможен вариант просмотра отрывков из названных мультфильмов)

Учитель. Кто героям наших сказок помог вернуться домой? Кто поможет вам, если случиться беда?

Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований.

8. Подведение итогов.

Подведем итог и проверим, как вы усвоили сегодняшний урок.

1) Иллюстрация сказки «Гадкий утенок»

Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?

Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?

Почему обитатели двора обижали гадкого утенка? Выберите правильный ответ:

А) он был самый умный;

Б) он был всем не похож на других;

В) он был самый красивый;

Г) он был самый вежливый.

Поступают ли ребята нашего класса как обитатели двора?

2) Иллюстрация сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Выберите право, которое нарушила ведьма в этой сказке:

А) право на жизнь;

Б) право на получение образования;

В) право на владение имуществом.

Чьи права нарушены в этой сказке?

3) Иллюстрация сказки «Серая Шейка»

Чья жизнь в опасности?

Кто посягает на жизнь?

Назови героев этой сказки.

4) Иллюстрация сказки «Теремок».

Выберите право, которое изображено на экране (рисунке):

А) право на жизнь;

Б) право на свободу;

В) право на справедливый суд;

Г) право на труд.

Кто нарушал это право?

Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?

5) Иллюстрация сказки «По щучьему веленью» (фрагмент мультфильма).

Вспомните сказку «По щучьему веленью». Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить офицера?

Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?

Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?

Какое право нарушил Емеля в этом случае?

Какие документы защищают ваши права?

Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению?
(Волк – бабушку и Красную шапочку).
Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом?
(Лиса – зайца).
Кто кого в сказке “Золотой ключик” лишил имущества?
(Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино).
Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии?
(Мышь –

Дюймовочку).

Какое образование ты должен получить бесплатно по Конвенции? (Начальное)
Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РФ?
(Девятилетнее)
Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?

(До 14 лет)

С какого возраста ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?

(С 14 лет)

С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?

(С 16 лет)

9. Заключение.

Как только ребенок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. В детстве нет забот, становясь взрослее, ты начинаешь чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решать только сам. Готовь себя к этому!

Защищая индивидуальность, Конвенция помогает созданию свободного общества. Индивидуальность – это великий дар природы. Способности каждого из вас и ваших друзей – это будущее богатство нашего народа. Вот почему Конвенция дает каждому право оставаться самим собой, требовать уважения к себе и защищает достоинство личности.

Древний мудрей Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях граждан по отношению к другим гражданам.

Творческая работа в группах.
Рассмотрев все официальные документы о правах человека, мы можем приступить к творческому заданию, которое заключается в том, что вам нужно будет составить декларацию прав 6В класса.

Примеры прав:

Учащиеся 8 б класса имеют право просить помощи у своих одноклассников
Учащиеся 8 б класса имеют право получать отличные оценки и т.д

Но учтите:

1. Непременным условием реализации прав является то, что эти права не должны нарушать прав других людей
2. Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей , а от самого себя
(в течении 2 минут дети придумывают свои права как учащихся класса, записывают их на стикерах и клеят на ватман. Далее 1 из учеников зачитывает все права и проходит голосование).

Действия в соответствии с законом.

Законные возможности .

Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями.

То, что человек хочет, но без этого он может обойтись.

То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись.

Человек, принадлежащий к постоянному населению государства.


Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет.


Открытое столкновение.


Норма, поддерживаемая государством.

Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок.

Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64)

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Статья 20: каждый имеет право на жизнь
Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность
Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания
Статья 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги
Статья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей
Статья 40: каждый имеет право на жилище
Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Статья 43: каждый имеет право на образование

Каждый из вас имеет право на:

Имя
Гражданство
Надлежащее питание
Жилище
Медицинское обслуживание
Здоровый рост и развитие
Защиту от жестокости
Выражение своих мыслей и др.

- «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-ти летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» (ст.1, согласно определению Конвенции);

Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.1);

С момента рождения ребенок имеет право на имя, приобретение гражданства (ст.1);

Ребенок имеет право свободно выражать свою мысль (ст.13);

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14);

Ребенок имеет право на образование (ст.28);

Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37);

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31).

  1. Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года.
  1. Во всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества.
  1. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года.
  1. В соответствие с этим международным договором Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
  1. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Сценка «Чужое письмо»

Вика: А ты не пойдешь на физкультуру?

Лена: Нет, я освобождена.

(Все уходят кроме Лены. Она садится и начинает рисовать.)

Лена: Ой, ластика нет. У кого же взять? У Вики посмотрю. (Лена роется в портфеле Вики. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Вика.

Вика: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Лена: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела?. Разве нельзя?

Ситуация «Громкая музыка»

(Имеет ли право мальчик включать громко музыку, даже если он считает, что таким образом проводит свой досуг?)

Ситуация. «На уроке истории»

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофёром буду? Да и Вы сами истории не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории дадут, который поумнее Вас.

Учитель истории. Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я вчера от него пострадал: меня за вашу двойку наказали и не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Ситуация. «Я получаю образование»

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын . Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.


Класс: 8­9.
Дидактическая цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся
по правовым вопросам.
Цели по содержанию:
образовательная: познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о
правах ребенка;
развивающая: соотнести права и обязанности детей; способствовать осознанию
ответственности за свои права;
воспитательная: воспитывать уважение к правам и свободам личности, чувства
собственного достоинства, справедливости.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Конвенция о правах ребенка»
(Приложение 1).
Ход мероприятия.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня наш час общения будет посвящен
рассмотрению правовых вопросов, а тема его выражена словами известного
педагога Януша Корчака: «Право ребенка быть тем… кем он есть».
Нормы о правах человека опираются на нашу нравственность, на стремление
к добру, правде, справедливости, человечности. Особенно это верно в отношении
прав ребенка. Вспомним слова русского писателя Ф.М. Достоевского, который
утверждал: «счастье всего человечества, мировая гармония не стоят даже одной
слезинки невинного ребенка». Страдания детей в далеком прошлом можно было
объяснить дикостью и отсталостью. В современном мире оправдания несчастья
малышей, в какой бы стране им не пришлось родиться, нет. Воспитывая детей, мы
преследуем благородную цель: сделать их добрыми, умными, хорошими. А лучший
способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми!!!
“Не строй церковь, пристрой сироту” ­ призывает русская пословица. Увы,
не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по­прежнему существуют в
мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.
Учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей
каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признается
важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в
каждой стране.
­
оказывается в трудном положении.
Учащиеся:
*Дети, оставшиеся без попечения родителей.
* Безнадзорные и бездомные дети.
Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок

* Дети­инвалиды.
* Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом
развитии).
* Дети ­ жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических,
техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети ­ вынужденные
переселенцы и дети­беженцы).
* Дети ­ жертвы насилия.
* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах
лишения свободы.
* Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут
преодолеть самостоятельно.
Учитель: мы с вами, ребята, выявили только несколько аспектов этой проблемы.
Но уже из услышанного видно как серьезно обстоят дела. И защищать права
ребенка надо всему мировому сообществу в целом и каждому человеку в
отдельности.
­ Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)
Учитель: В США, в городе Нью­Йорке высится 39 этажное здание, в нем
помещается
Штаб­квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной
организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие
поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН
­ собрание делегатов всех государств­членов организации, сейчас их более 180.
В 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН была единогласно принята
Конвенция о правах ребёнка. Почему возникла необходимость в принятии
Конвенции? Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение
фактов №10”:
 покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за
счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности

посещать школу;
ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые
поддаются лечению.
Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире. Ребенок
должен знать свои права, гарантированные законами страны, в которой он
проживает.

Еще с древнейших времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства.
Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.
Так, Антуан де Сент – Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…» С
наступления 21 века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и
объясняется рядом причин: социально­экономическая ситуация современного
мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного,
голодного ребенка. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом
обществе,
вне зависимости от политического строя и религиозного

вероисповедания, взрослые стоят перед решением важной проблемы: как защитить
права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации. Государства мира приняли
участие в создании Международного документа – Конвенции – о правах ребенка.
Наше государство подписало этот документ.
Презентация «Конвенция о правах ребенка».
(на усмотрение учителя: можно просто познакомиться с материалом
презентации, можно информацию отдельных слайдов обсудить вместе с
учащимися)
Учитель. Давайте еще раз все вместе повторим:
1. Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
2. Какие основные права вам известны?
3. В каком международном документе записаны права детей?
4. Какие положения Конвенции вы запомнили?
Учитель: В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной
закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? (в Конституции).
Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в
Конституции – основном законе государства. Кроме Конституции права ребенка
прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе»,
«Уголовном кодексе», «Законе об образовании». В нашей школе, как и в любом
учреждении, существует Устав школы в котором также прописаны права и
обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы,
учащихся, их родителей, педагогов). Он находится в вестибюле школы.
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек
может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права
других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности,
разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше
ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей,
Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют
предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и
окружающим.
Если вы попали в трудную жизненную ситуацию, помните, рядом с вами есть люди,
которые всегда готовы придти к вам на помощь. Это учитель которому вы
доверяете, а так же главный правозащитник школы – социальный педагог
(Фамилия, имя отчество).
Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее
уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.
Всегда помните, что только взаимопонимание, уважение прав друг друга –
единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Спасибо за активную работу.
Литература.
Правозащитник, 2000, №1.



Просмотров