Войти забыли пароль? Функции государства

Ключевые слова: методы реализации функций государства, признаки социального государства, средства реализации функций государства, функции государства, функции общественных объединений, функции органов власти субъектов Федерации, функции органов местного самоуправления, функции политических партий, функции профсоюзов, функции социального государства, функции федеральных органов государственной власти, функциональная система государства.

Функции социального государства - это главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (например, перераспределение богатства, регулирование трудовой деятельности) или в виде экономических функций, функции социальною государства появляются входе эволюционного развития государства, и их появление связано со сменой доминирования отношений «государство - общество» на отношения «го­сударство - личность». Причем социальные функции появляются у государства только на определенной стадии развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с возникновением нового эволюционного типа индустриального государства.

Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, происходит рост количества социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с другой - включение социальных функций в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями, в результате чего происходит «социализация» всех функций государства. Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существуют с догосударственных времен. Но только социальное государство ставит удовлетворение соци­альных потребностей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.

Социальное государство, в отличие от других, обладает рядом признаков, к которым относятся:

а) правовая основа социальной политики;

б) наличие системы социального страхования;

в) существование бюджетных социальных выплат;

г) существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

д) доступность социальной поддержки всем без исключения нуждающимся членам общества;

е) принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан;

ж) наличие институтов гражданского общества.

Социальное государство призвано создать и поддерживать законодательные и правовые предпосылки для эффективной экономической основы для развития общества в целях максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества и обеспечивать соответствие между естественными правами, обязанностями и вознаграждением каждого члена общества. В соответствии с этими признаками социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует социальные функции, в том числе:



Обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;

Обеспечение социального страхования для всех членов общества;

Обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития;

Социальную защиту нуждающихся;

Сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий существования посредством перераспределения благ;

Предоставление социальных услуг.

Перечисленные и другие функции социального государства составляют его функциональную систему, находящуюся в развитии. Каждая из данных функций обязательна для социального государства, но может быть выражена с различной степенью интенсивности. Этот перечень не является застывшим. Становление данных функций происходит не одновременно, и их изменение будет происходить и в дальнейшем. Функции социального государства имеют определенную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Решение таких социальных задач, как выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня личного потребления одновременно способствуют решению и таких экономических задач, как мотивация повышения производительности труда, увеличение потребительского спроса, предотвращение социальных конфликтов и учет изменения роли человека па производстве.

Современная Концепция социального государства выдвигает на передний план взаимоотношения государства и личности в условиях свободной рыночной экономики. Еще А. Смит, Дж. Милль, Б. Кон-стан, Дж. Локк и другие исходили из оценки свободы как высшей ценности, которую государство обязано гарантировать каждому индивидууму. Главными принципами социального государства в социально-экономической сфере они провозглашали экономическую свободу, автономию личности в экономической сфере, не признавая при этом за государством социальных функций. Ж. Ж. Руссо отношения между государством и личностью дополнял обязанностью государства содействовать обеспечению социально-экономических прав или, иными словами, прав человека второго поколения.

Современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сторону управления социальными условиями жизни. По мнению П. И. Новгородцева, (См.: Социальное государство: мировой опыт и реалии России: Материалы ежегодн. науч. конф. юр. фак. 19-20 дек. 2000 г. / Под общ. ред. ГА. Николаева. - М.: АТиСО, 2001. - С. 7-8), именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять па себя заботу об ограждении права личности на достойное человеческое существование.

Та или иная форма и мера воздействия государства на эконо­мическую жизнь необходимы всегда, потому что без его активного содействия невозможно осуществление так называемых прав «второго поколении» (право на труд, на справедливую заработную плату, охрану труда, на отдых, на социальное обеспечение и т.д.). Принципиальным остается вопрос о соблюдении баланса между свободной экономикой и поиском способов и путей устранения несправедливости, порождаемой рыночными отношениями. Как определить пределы вмешательства государства в экономику, чтобы оно не стало тормозом се развития, с одной стороны, и обеспечило социальную защиту граждан - с другой? От этих пределов, как отмечал немецкий экономист, лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек, зависит «определяется ли решением правительства ВСЕ, что ВСЕГДА получает КАЖДЫЙ человек, или только НЕКОТОРЫЕ вещи, которые ИНОГДА получают НЕКОТОРЫЕ люди на НЕКОТОРЫХ условиях...». В этой блестящей, на наш взгляд, формуле ясно выражено различие между «социалистическим» пониманием социального государства и его подлинной сущностью или, как пишет сам Ф. Хайек, между тоталитарной и свободной экономикой.

Утверждение - сложный, противоречивый и длительный процесс. Полная и всеобщая гармонизация принципов свободы и равенства при реализации социально-экономической функции социального государства едва ли возможна. Однако только их сосуществование и может быть фундаментальной основой становления и развития социального государства. Отмеченная функция социального государства заключается и в устранении резкого различия в имущественном положении, повышении социального статуса индивида. Эта задача решается сегодня в современных го­сударствах с рыночной экономикой путем воздействия на экономические процессы через бюджет, гибкую систему налогообложения, социальные программы. При этом социально ориентированному государству приходится постоянно заботиться о поддержании баланса между рыночной свободой и своим воздействием на экономику, ибо реализация крупных социальных программ связана с повышенным налогообложением, а это со временем становится тормозом для развития производства.

Сегодня возрастает как социальная, так и экономическая функция социального государства. При этом государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная корпорация с соответствующими инициативно-частными организациями.

Специфика России состоит в том, что формирование социальной государственности базируется на недостаточно прочном правовом фундаменте государства, в обстановке нестабильности, правовой разрегулированности и нарушения прав человека. Россия провозгласила себя социальным государством в период экономической разбалансированности, обнищания большей части населения, что привело к значительным трудностям в реализации социально-экономических функций социального государства.

Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства

Никто не отрицает огромную значимость финансовых ресурсов, от увеличения которых зависит решение социальных проблем. Но содействовать выполнению социальным государством его функций могут и такие меры чисто организационного и организационно-правового характера как:

Создание прочной всеобъемлющей и стабильной законодательной базы для всех направлений, содействующей решению социальных проблем. В настоящее время не завершено еще формирование социального законодательства, а в действующих законах немало норм, не отвечающих требованиям социального государства;

Обязательность предварительной научной и общественной экспертизы проектов законов и других нормативных актов с позиций их соответствия социальным требованиям, что исключило бы возможность принятия актов, ухудшающих социальное благополучие граждан;

Усиление общественного контроля (в т.ч. профсоюзного) за деятельностью всех государственных и хозяйственных органов, связанных с решением социальных проблем, за расходованием государственных средств;

Активное применение права профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением актов трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 370 ТК РФ);

Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 37] TIC РФ), учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ), учет мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 372 ТК РФ);

Установление порядка, предусматривающего более решительное (но оптимальное) вмешательство государства в процесс оздоровления плохо работающих предприятий, наносящих реальный ущерб социальной политике, как прямо (в отношении своего коллектива), так и опосредованно (когда предприятие не пополняет государственный бюджет и социальные фонды);

Активизация экономического поведения людей, поощрение хозяйственной инициативы отдельных граждан при обеспечении социальной помощи нуждающимся в этом граждан (в т.ч. содействие развитию малого бизнеса, обеспечивающему занятость людей и источник средств к существованию за счет упрощения порядка лицензирования и регистрации предприятий, предоставления льготных кредитов, обеспечения защиты личной неприкосновенности предпринимателей и имущества от преступников и вымогателей);

Организация государственной системы служб социальной работы и помощи (на уровне лучших мировых стандартов), призванной поддерживать нуждающиеся категории населения, а также содействовать адаптации граждан к новым, рыночным условиям. Подобные организационные меры, при достаточном их финансировании должны обеспечить благоприятную обстановку для трудовой деятельности и безопасные условия труда на предприятиях, содействовать налаживанию и успешному функционированию системы торгового и бытового обслуживания населения, улучшить деятельность учреждений социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, культуры) при достаточном их финансировании.

Эффективная организационная работа - важнейшее средство формирования общественного сознания и социального поведения людей, социальных общностей и др. социальных систем, отвеча­ющего принципам социального государства и общечеловеческим ценностям.

Контрольные вопроси и задания:

1. Назовите основные функции государства.

2. Назовите основные функции социального государства.

3. Почему количество социальных функций возрастает на более высоких уровнях развития государства?

4. Почему социальные функции включаются в сложные функцио­нальные системы наравне с правовыми, политическими и экономи­ческими функциями?

5. Как происходит «социализация» всех функций государства?

6. Назовите основные средства и методы реализации функций со­циального государства.

В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики , поэтому в деятельности государства ключевое значение приобретает экономическая функция; на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политических функций государственной власти .

Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным, оно изменяется под влиянием различных факторов. Так, большим своеобразием отличаются функции государства в периоды революционных потрясений, других радикальных социальных перемен. Тесная связь функций государства с его сущностью и социальным назначением означает, что в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура имеет ярко выраженную политическую дифференциацию, антагонизм между правящими и управляемыми, где классы и социальные группы противостоят друг другу, государство выступает в качестве политической организации правящего класса или группы общества, оно обслуживает в первую очередь интересы этих групп и кдассов и в то же время осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников.

Однако трактовка функций государства исключительно с классовых позиций ведет к искаженному представлению о выполнении государством «общих дел». Например, считалось, что в обществе, разделенном на классы и противостоящие друг другу группы, у государства якобы нет и не может быть надклассовых общесоциальных функций. Между тем это общество представляет собой единый социальный коллектив, государственную общность, где не только сосуществуют, но даже сотрудничают правящие и управляемые. Поэтому государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все классы и группы населения, все общество. К таким сферам деятельности относятся, например, национальная безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью , использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.

Общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов. Чем больший удельный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше роль его как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей.

Престиж государства, политической власти , их поддержка народом непосредственно зависят от демократического содержания его функций, умения и желания считаться и учитывать в своей деятельности многообразные интересы, опираться на общечеловеческие ценности. Государство, откровенно попирающее права человека , игнорирующее естественные неотъемлемые права и свободы, осуществляющее террор против собственного народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и *организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами.

Свою приверженность гуманистическим и демократическим принципам Россия подтвердила в 1993 г. в Конституции , закрепив общепризнанные мировым сообществом права и свободы человека , в том числе, право на жизнь, на личную неприкосновенность, на уважение и защиту своей чести и достоинства, на неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу мысли, слова, беспрепятственное выражение своих убеждений и т.д.

И хотя в современном мире практически нет однонациональных государств, национальная принадлежность выступает цементирующей базой общества.

Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется этнокультурными узами (язык, традиции, национальное сознание и др.). В обществе политическая дифференциация нередко сглаживается (нивелируется) национальными интересами. Об этом свидетельствует мировая практика. В наши дни межнациональные конфликты стали более частым явлением, чем классовые. Идет борьба за территории , суверенитет, за возможность свободного этнокультурного развития, за размежевание и воссоединение, расстановку национальных кадров и т.п.

Ситуация, как правило, усугубляется в многонациональном государстве, где возникает проблема регулирования отношений между различными нациями и народами. Так, в развитии российской государственности национальный фактор всегда играл важную роль и сохраняет свое значение и в нынешних условиях.

Любое государство, особенно многонациональное, во избежание распада государственной общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения напряженности в национальных отношениях и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противоречий.

Среди факторов, воздействующих на функции государства, велико влияние научно-технического прогресса, оказывающего двоякое воздействие на деятельность государства. С одной стороны, государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, разработке открытий и изобретений, а с другой — законодательно ограничивать негативные последствия от использования научных достижений. Так, совершенствование медицинских технологий, значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и органов, в области репродуктивной деятельности, генной инженерии и т.д. выдвигают на первый план многие нравственные и правовые проблемы. В силу этого государство должно защищать людей от незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно установить ответственность медицинских учреждений, их работников за врачебную ошибку, разглашение врачебной тайны , неправильное использование методов лечения, наконец, за злоупотребление доверием пациентов.

Функции государства зависят и от экологического фактора. Каждое государство обязано обеспечивать защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической среде. При этом экология в условиях научно-технического прогресса приобретает по существу планетарное значение, поскольку речь идет о выживании человечества и цивилизации в целом.

На функции государства воздействуют также процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного пространства. Развитие этих процессов диктуется потребностями формирования свободного общества, участием широкой общественности в управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, наконец, законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протестовать против незаконных, несправедливых решений.

Демократическое государство призвано обеспечивать возможности для реализации свободы информации и равную ее доступность каждому. Ограничения этой свободы допустимы только соображениями национальной безопасности, неприкосновенности частной жизни, тайны следственных действий, коммерческой тайны.

На характер и содержание функций государства серьезное влияние оказывает международная обстановка. В последние десятилетия наблюдается увеличение влияния межгосударственных отношений, международных организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государств. Одновременно достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью различных государств. На мировой арене идет формирование нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверхдержав, а другие выдвигаются в разряд передовых. Все это не может не отражаться на содержании деятельности государств как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.

Классификации функций государства

Вместе с тем в каждой функции можно выделить ряд подфункций, в которых идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения.

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга.

Современному государству присущи следующие внутренние функции: политическая; экономическая; социальная; экологическая; функции налогообложения и финансового контроля; охраны прав и свобод граждан , обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям можно отнести: обеспечение интеграции в мировую экономику ; оборона страны; поддержание мирового порядка; сотрудничество с другими государствами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.

Характеристика каждой из названных функций позволяет раскрыть содержание государства на современном этапе развития.

Внутренние функции государства

Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти , в том числе обеспечение народовластия . Это прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления , посредством которых население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум .

Социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных.

Главным назначением рассматриваемой функции является обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека , создание равных возможностей для всех граждан в достижении этого благополучия.

Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях , а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы.

В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства — снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948)1 провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния как самого человека, так и его семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

Обеспечение прав человека — главный критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. В современных условиях происходит интернационализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека.

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, обязаны сотрудничать друг с другом в этой сфере.

Многие государства (в том числе и Россия) возвели в ранг конституционного принцип уважения прав и свобод человека, а также их защиты и соблюдения. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и реальной практикой.

Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляется системой правоохранительных органов , среди которых важная роль принадлежит органам правосудия , внутренних дел, государственной безопасности и др.

Внешние функции государства

Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств существенно изменила их внешнюю политику и побудила к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные принципы и нормы международного права , международные договоры имеют приоритет перед внутригосударственным законом .

Реализация функции интеграции в мировую экономику- стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, валютные, кредитные, транспортные и др.

Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде принципов, главными из которых являются: 1) принцип суверенитета государств над их природными ресурсами, каждое государство свободно в распоряжении ими; 2) свободы выбора форм интеграционных связей; 3) равенства и взаимовыгодного сотрудничества, исключение дискриминационных мер.

Эти принципы предполагают систему государственно-правовой Защиты права собственности и иностранных инвестиций . В частности, иностранные инвестиции и собственность должны быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика исходит из того, что национализация допустима лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных гарантий, а также способов разрешения возникающих конфликтов. Это означает, что национализация не должна носить дискриминационного характера; осуществляться только на основе закона; собственнику должна быть компенсирована потеря имущества и возможность оспаривания акта о национализации в судебном порядке.

Функция обороны основывается в настоящее время в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Из этого вытекает, что вооруженные силы государству нужны только для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения международных обязательств . Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших объемах конверсию оборонной промышленности.

Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. такую организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн . Эта система основана на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии и др.

Функция поддержания мирового порядка охватывает, во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия , запрещение его применения. Оздоровление международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достижение реального разоружения и запрещения ядерных испытаний. Во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью , в том числе с контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом. В-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека , особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.

К числу глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях:

  1. ограничение вредных воздействий на окружающую среду;
  2. рациональное использование природных ресурсов. Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами, угрозы так называемого парникового эффекта (изменение озонового слоя планеты) и др.

Большие проблемы связаны с освоением космического пространства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками космических объектов.

Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов животных и растений. Таким образом, под угрозой находится генофонд планеты. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов как общечеловеческого достояния привела к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого топлива, невозобновляемых природных ресурсов.

Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том числе от:

  • обмена научной информацией, проведения совместных исследований, разработки научных прогнозов относительно неблагоприятных изменений глобального климата и природных ресурсов;
  • распространения опыта и методики осуществления контроля за правонарушениями в сфере окружающей среды;
  • применения рыночных механизмов для предотвращения ущерба природе (налоговых льгот, кредитов , системы штрафов и др.);
  • согласования национальной политики отдельных государств в экологической сфере;
  • механизма взаимодействия государств в чрезвычайной экологической обстановке.

Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

Однако на международной арене наблюдаются не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества между государствами в различных сферах, нельзя в то же время отрицать и взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного мира.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

  1. функции государства расширяются, как и сферы охвата государственным влиянием жизни общества . При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, функция охраны и защиты прав человека) становятся внешними;
  2. кардинально изменяется содержание многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;
  3. утверждается приоритет общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;
  4. возрастает национальная и социальная ценность государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления ; формирует правовой климат в обществе.

Формы и методы реализации функций государства

Государство осуществляет свои функции в особых формах и специфическими методами. Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы же осуществления функций государства представляют собой способы и средства, используемые при функционировании государства.

В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. При этом под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования , которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную) и иные виды государственной деятельности. Данная классификация форм осуществления функций государства не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами права . Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы. Среди правовых форм обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную.

Правовые формы связаны с изданием юридических актов, организационные реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие реализации принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов , их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор соответствующих кадров специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство и т.д.

Что касается методов осуществления функций государства, то надо отметить, что долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство реализует свои функции:

1) Метод нормативного правового регулирования.

2) Метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний.

3) Метод рекомендаций, т.е. ориентации на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно-полезную деятельность.

Законности правам человека (Россия), омбудсмен (Скандинавские государства), народный защитник (Испания, Колумбия), адвокат народа (Румыния) и др.

6) Метод информационного влияния на общество. Государство через средства массовой информации оповещает население о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях, формирует общественное мнение, целенаправленно регулирует информационные потоки и т.д. Информационное влияние представляет собой косвенно-регулятивное воздействие на сознание, поведение и поступки людей, на создание информационного поля вокруг конкретных политических процессов, мероприятий, институтов. Посредством информационного влияния возможно как ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, так и локализировать, смягчить их.

Возможно выделить и иные методы осуществления функций государства, но названные являются ключевыми, основополагающими для функционирования государства.

Функции социального государства - это главные направ­ления деятельности, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (например, перераспределения богатства, регулирования трудовой деятельности) или в виде экономических функций, функции социального государства появляются в ходе эволюционного развития государства. Их появление связано со сменой доминирования отношений го­сударство-общество на отношения государство-личность. Причем социальные функции появляются у государства толь­ко на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре произво­дительных сил, с появлением нового эволюционного типа индустриального государства, что происходит не ранее пер­вой трети XIX в.

Возникновение и развитие социальных функций государ­ства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, происходит количественный рост социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с дру­гой, - включение социальных функций в сложные функцио­нальные системы наравне с правовыми, политическими и эко­номическими функциями. Только социальное государство ставит удовлетворение социальных потребнос­тей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.

Социальное государство, в отличие от других, обладает рядом признаков, к которым относятся:

а) правовая основа социальной политики;

б) наличие системы социального страхования;

в) существование бюджетных социальных выплат;

г) существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

д) доступность социальной поддержки всем без исключе­ния нуждающимся членам общества;

е) принятие государством на себя ответственности за уро­вень благосостояния граждан;

ж) существование институтов гражданского общества.

Социальное государство призвано: создать и поддержи­вать законодательные и правовые предпосылки для эффек­тивной экономической основы для развития общества в целях максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества; обеспечивать соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его вознаграждением. В соответствии с этим набором признаков социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует следую­щие социальные функции:

Обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;

Обеспечение социального страхования для всех членов общества;

Обеспечение доступности образования, здравоохране­ния и духовно-культурного развития;



Социальную защиту нуждающихся категорий;

Сглаживание социального неравенства в обществе, со­здание достойных условий существования посредством пере­распределения благ;

Предоставление социальных услуг.

Каждая из данных функций обязательна для со­циального государства, но может быть выражена с различ­ной степенью интенсивности. Становление этих функций происходит не одновре­менно. Функции социального государства имеют опре­деленную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня лич­ного потребления, одновременно с социальными задачами, решают эко­номические задачи - мотивация повышения производитель­ности труда, увеличение потребительского спроса, предот­вращение социальных конфликтов и учет изменения роли че­ловека на производстве.

Современная Концепция социального государства выд­вигает на передний план взаимоотношения государства и лич­ности в условиях свободной рыночной экономики. Еще А. Смит, Дж. Милль, Б. Констан, Дж. Локк исходили из оценки свобо­ды как высшей ценности, которую государство обязано га­рантировать каждому индивидууму. Они главными принципами социального государства в социально-экономической сфе­ре провозглашали экономическую свободу, автономию лич­ности в экономической сфере, не признавая при этом за го­сударством социальных функций.

Ж. Ж. Руссо отношения между государством и личнос­тью дополнял обязанностью государства содействовать обес­печению социально-экономических прав или, иными слова­ми, прав человека второго поколения.

Та или иная форма и мера воздействия государства на экономическую жизнь необходимы всегда, потому что без его активного содействия невозможно осуществление так назы­ваемых прав "второго поколения" (право на труд, на спра­ведливую заработную плату, охрану труда, право на отдых, на социальное обеспечение и т. д.). Принципиальным остается вопрос о соблюдении баланса между свободной экономикой и поиском способов и путей устранения несправедливости, по­рождаемой рыночными отношениями. Как определить преде­лы вмешательства государства в экономику, чтобы оно не стало тормозом ее развития, с одной стороны, и обеспечило социальную защиту граждан - с другой? От этих пределов, как отмечал лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек, зависит, "определяется ли решением правительства ВСЕ, что ВСЕГДА получает КАЖДЫЙ человек, или только НЕ­КОТОРЫЕ вещи, которые ИНОГДА получают НЕКОТОРЫЕ люди на НЕКОТОРЫХ условиях...". В этой блестящей, фор­муле ясно выражено различие между "социалистическим" пониманием социального государства и его подлинной сущ­ностью или, как пишет сам Ф. Хайек, между тоталитарной и свободной экономикой.

Полная и всеобщая гармонизация принципов сво­боды и равенства при реализации социально-экономической функции социального государства едва ли возможна. Однако только их сосуществование и может быть фундаментальной основой становления и развития социального государства. Отмеченная функция социального государства заключается и в устранении резкого различия в имущественном положе­нии, повышении социального статуса индивида. Эта задача решается в современных государствах, с рыночной экономи­кой, путем воздействия на экономические процессы через бюджет, гибкую систему налогообложения, социальные про­граммы. Социально ориентированному государству приходится постоянно заботиться о поддержании баланса между рыноч­ной свободой и своим воздействием на экономику, ибо реали­зация крупных социальных программ связана с повышенным налогообложением, а это со временем становится тормозом для развития производства.

Сегодня возрастает как социальная, так и экономическая функция социального государства. Государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная корпорация с соответствующими инициативно-частными организациями.

План

1.Введение

2.Раздел 1:Понятие функции государства

3.Раздел 2:Понятие социальной функции и ее роль

4.Раздел 3:Социальная политика во Франции

1)Пенсионное страхование

2)Медицинское страхование

3)Страхование по безработице

5.Выводы

6.Список использованной литературы

Введение

Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов.

В данной работе мы исследуем социальную функцию государства и ее исполнение во Франции. Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства.

2.Понятие функции государства

Функции государства -главные направления деятельности государства, обусловленные его целями и задачами и конкретизирующие его сущность. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве- его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.

В то же время объективный характер фу кций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Функции государства н обходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне главная задача военного ведомства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

3.Понятие социальной функции государства

Социальная функция государства- гарантирование социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень.

Главное ее назначение- устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру, обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществить социальную защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке, а также обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью-социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, моло дежи, детям, многодетным семьям и т. д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства-обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, фи ансирует их.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства

Социальная политика правового государства предполагает выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство, четкую работу транспорта и связи, а значит, обеспечение реализации прав граждан на охрану здоровья, отдых, жилище, образование, пользование достижениями культуры, т. е. тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

3.Социальная политика во Франции

В основе французской модели социальной политики лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наёмными работниками и предпринимателями.

Неуклонный рост дефицита бюджета социального обеспечения выявил настоятельную необходимость реформирования системы социальной защиты. Поэтому с 1993 г. французское правительство приступило к осуществлению реформ. Новая социальная политика предусматривала прежде всего снижение социальных расходов, частичную приватизацию социальной сферы, реорганизацию социального обеспечения на страховых принципах и изменение приоритетов в политике занятости.

1)Пенсионное страхование

Пенсия является очень важным элементом в жизни французов. Право на пенсионное обеспечение по старости достигается постепенно. Благодаря росту средней продолжительности жизни пенсия позволяет после окончания трудовой деятельности еще в течение ряда лет, при хорошем состоянии здоровья, быть достаточно обеспеченным и независимым в финансовом отношении. Она образует не только основу защищенности и свободы, но и, благодаря организационным особенностям пенсионной системы, отражает профессиональную принадлежность и является прочным элементом социальной сплоченности.

Чтобы получать полную пенсию в рамках общего режима, работник должен достичь пенсионного возраста в 60 лет и иметь подтверждающий документ о выплате страховых отчислений в течение 40 лет. В других режимах действуют свои правила выхода на пенсию. В государственном секторе наемные работники должны выплачивать страховые взносы в течение 37,5 лет, а в случае выполнения ими тяжелых работ они могут прекращать трудовую деятельность, не достигнув 60 лет. Размер их пенсий такой же, как и у наемных работников частного сектора.

Государство создано, чтобы постоянно, непрерывно и эффективно действовать в социальной среде. Понятие "функция государства" - одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. Функции характеризуют то, чем призвано заниматься государство в определенных исторических условиях, от чего оно не должно и не может отказаться.

Функции государства зависят от условий существования государства - от явлений, событий и процессов, происходящих как внутри общества, так и вне его, оказывающих как положительное, прогрессивное влияние, так и отрицательное, сдерживающее влияние. Для определения этого влияния в теории государства используется термин "эволюция функций государства". Эволюция функции государства включает "развитие и изменение функции как под воздействием содержательных и формальных характеристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды".

С помощью каждой из функций осуществляется регулирование той или иной сферы общественных отношений, однако объем регулирования зависит от конкретно - исторического типа государства, специфических условий существования общества и государства, сложившихся представлений о пределах вмешательства государства и характере государственной деятельности. Поэтому эволюция функций заключается не в изменении направления деятельности и не в изменении понимания функции, а в некоем процессе, заключающемся в том, что в ходе исторического развития государства и общества часть подфункций - в рамках основной функции, регулирующей ту или иную сферу общественных отношений, - отмирает, часть возникает или появляется вновь.

Основные функции носят комплексный, собирательный характер и всегда требуют системного анализа. Они воплощают сосредоточение усилий государства на одном из решающих направлений его внутренней и внешней деятельности. Объектом основной функции является круг обладающих сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни (например, отношения в сфере экономики, налогообложения, социальных отношений, экологии и т.д.)

Характеризуя функции государства, следует отграничить их от его задач. Задачи и функции государства - явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставить, ни отождествить. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

На современном этапе развития отечественной теории государства и права сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существенным уточнением: расширяется и углубляется понимание социального назначения государства, отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение "генеральной" цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений. Поэтому наименее изменчиво и наиболее стабильно общесоциальное содержание функций государства, то, которое формируется для решения основных социальных, политических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности.

В связи с динамическим характером феномена "функция государства" возникают определенные трудности с определением понятия "социальная функция государства". Так, социальную функцию можно понимать как направление деятельности государства по регулированию социальной сферы общественных отношений - без связи с каким-либо положительным результатом (в социальной сфере) такой деятельности.

Эффективная реализация социальной функции государства способствует социальной интеграции общества, обеспечивает социальное развитие и безопасность людей, преодолевает нетерпимость в обществе, социальную изоляцию отдельных членов, групп общества.

Таким образом, социальная функция государства - это направление деятельности государства, нацеленное на обеспечение социальной защищенности личности, нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ.

Успешная деятельность государства в социальной сфере является одним из условий эффективной реализации экономической, политической и других государственных функций. В большей степени социальная функция сопряжена с экономической функцией государства, так как эффективность осуществления социальной функции во многом зависит от экономической политики государства.



Просмотров