Внеплановые проверки по решению суда. Внеплановые проверки: где искать управу на контролеров? Что такое внеплановые проверки

Согласование внеплановой проверки с прокуратурой представляет собой ряд обязательных процедур, установленных законодательно. Подробнее о том, в каких случаях и как проводится согласование с прокуратурой внеплановой проверки, будет рассказано в этой статье.

Что такое внеплановые проверки ?

Законом «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ был определен порядок осуществления контролирующих мероприятий в отношении предпринимателей со стороны госорганов.

Скачать форму решения о
проведении проверки

В соответствии с этим нормативным актом госорганам делегировано правомочие проводить в отношении предприятий и индивидуальных предпринимателей как запланированные, так и внеплановые проверочные мероприятия. При этом к плановым проверочным процедурам были отнесены проверки, проводимые на основании планов, разрабатываемых государственными и муниципальными структурами (постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489), в процессе которых осуществляются мероприятия, контролирующие соблюдение предпринимателями законодательных норм.

В свою очередь, проверка вне графика осуществляется не по заранее установленному календарю, а в перечисленных ниже случаях (ст. 10 закона 294-ФЗ):

  1. Окончание сроков устранения предпринимателем прежде найденных нарушений, отраженных в предписании госоргана.
  2. Необходимость осуществления незапланированного контроля для выдачи лицензирующей, разрешительной документации или присвоения правового статуса предпринимателю.
  3. Получение информации о таких фактах, как:
    • возникновение угрозы или ухудшение состояния жизни и/или здоровья людей, ущерба фауне или флоре, музейным коллекционным экспонатам;
    • несоблюдение прав потребителей.
  4. Требование прокурора о проведении незапланированных проверочных процедур.

Внеплановые проверочные мероприятия осуществляются в форме:

  • проверки документации;
  • выездной проверки.

Внеплановая проверка: согласование и уведомление

Процедура проведения незапланированных проверочных мероприятий требует соблюдения ряда формальностей:

  • согласования;
  • уведомления.

Внеплановые проверочные мероприятия, проводимые по ряду оснований, требуют согласования с прокуратурой по месту нахождения проверяемого предприятия или предпринимателя. К таким проверкам относятся:

  1. Проверки, проводимые по фактам информирования об угрозах причинения или о причинении ущерба:
    • жизни или здоровью людей;
    • животному, растительному миру или окружающей среде;
    • памятникам истории или культуры народов России;
    • музейным ценностям, входящим в Музейный фонд России;
    • документации Архивного фонда России;
    • документации национального библиотечного фонда, имеющей особое историческое, научное, культурное значение;
    • госбезопасности.

    Сюда относятся также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Не знаете свои права?

  2. Проверки, обоснованные обнаружением при осуществлении госконтроля в порядке пп. 1 и 2 ст. 8.1 закона 294-ФЗ, касающегося деятельности юридического лица или ИП, которая относится к определенной категории риска или классу опасности (например, при обращении с отходами 3 или 4 класса опасности).

    Что касается проверок, указанных выше под пунктом 1, то предварительного уведомления проверяемого при их проведении не требуется.

    Что касается оснований, указанных в пункте 2, то за сутки до проведения незапланированных выездных контрольных мероприятий проверяемый субъект должен быть уведомлен со стороны проверяющей организации любым подходящим способом коммуникации.

Порядок согласования с прокуратурой проведения внеплановой проверки

Порядок согласования внеплановой проверки с прокуратуройопределен приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 (приложение № 1). В соответствии с этой документацией, заявление о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой должно быть составлено по типовой форме. Форма такого заявления утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 (приложение № 2).

Направлять такое заявление с прилагаемым комплектом документации следует одним из названных способов (п. 6 приказа Генпрокуратуры 93):

  • непосредственно через канцелярию;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде, с удостоверением электронной цифровой подписью.

Проверка законности осуществления незапланированных проверочных мероприятий осуществляется в день получения заявления о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой. По итогам рассмотрения на следующий день выносится одно из решений:

  • о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой;
  • об отказе в согласовании незапланированных проверочных процедур.

Основаниями для отказа в согласовании выездных проверочных мероприятий являются (п. 11 ст. 10 закона 294-ФЗ):

  1. Отсутствие документации, прилагаемой к заявлению.
  2. Отсутствие оснований для проведения внеплановых выездных проверочных мероприятий.
  3. Несоответствие решения проверяющего госоргана о проведении проверки требованиям законодательства.
  4. Противоречие такого рода внеплановых проверочных процедур действующему законодательству.
  5. Несоответствие предмета проверочных мероприятий компетенции проверяющих госорганов.
  6. Проведение проверки по одним и тем же обстоятельствам в отношении одной и той же организации несколькими проверяющими органами.

В каких случаях согласования не требуется?

В некоторых случаях осуществление выездных проверочных процедур не требует предварительного согласования такой процедуры с прокуратурой. Однако говорить в полной мере об отсутствии обязанности оповестить прокуратуру о проверке нельзя.

Дело в том, что не требуют предварительного согласования только те проверки, которые проводятся незамедлительно по фактам нарушений, которые производятся в момент оповещения контролирующих организаций о них. При этом контролирующая организация обязана незамедлительно сообщить в прокуратуру о проведении такой проверки, направив все необходимые документы в течение суток.

Верховный суд РФ уделяет большое внимание моменту реагирования на нарушения в данной области и незамедлительности оповещения органов прокуратуры о проводимых проверочных мероприятиях (в частности, это следует из постановления ВС РФ от 03.04.2017 № 127-АД17-2). Проверка, проведенная без извещения о ней органов прокуратуры, может быть признана незаконной.

Таким образом, за небольшим исключением согласование внеплановых проверочных процедур с прокуратурой является действием предварительным, и на момент проверки на руках у проверяющих органов должно быть прокурорское решение, разрешающее проведение такого мероприятия.

4.5. Согласование внеплановой выездной проверки

с органами прокуратуры

Внеплановые выездные проверки, основаниями для которых являются обращения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда или об угрозе причинения вреда указанным в Федеральном законе N 294-ФЗ объектам (подпункты "а" и "б" части 2 статьи 10), могут быть проведены органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (часть 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).

Указанная правовая норма направлена на дополнительную проверку законности организации и проведения внеплановых выездных проверок по основаниям, носящим в том числе оценочный характер.

Согласование проведения внеплановой выездной проверки осуществляется путем направления органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в органы прокуратуры заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (далее - заявление о согласовании проверки). Заявление о согласовании проверки оформляется в соответствии с Типовой формой заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, приведенной в приложении 2 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Порядок согласования в органах прокуратуры проведения выездных внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей определен приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 г. N 93, в котором определены органы прокуратуры, осуществляющие согласование проведения внеплановых выездных проверок.

Заявление о согласовании проверки необходимо направить в органы прокуратуры в день подписания распоряжения о проведении проверки. К заявлению о согласовании проверки, помимо копии распоряжения о проведении проверки, прилагаются документы, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.

Следует отметить, что решение о согласовании или об отказе в согласовании проведения проверки будет приниматься органами прокуратуры на основании приложенных к заявлению о согласовании проверки материалов. Поэтому подготовке самого заявления о согласовании проверки и прилагаемых к нему документов необходимо уделять тщательное внимание. Пропуск срока направления или недостаточно точное указание отдельных положений распоряжения о проведении проверки могут привести к отказу в согласовании проведения проверки, несмотря на наличие предусмотренных федеральным законом оснований.

Территориальная или отраслевая сферы полномочий контрольно-надзорного органа и органов прокуратуры, согласующих внеплановые выездные проверки, имеют хотя бы частичное совпадение. В связи с изложенным, контрольно-надзорным органам следует принять меры по налаживанию взаимодействия с органами прокуратуры, в том числе в целях оперативного обмена заявлениями о согласовании проведения проверки и ответами органов прокуратуры. Федеральным законом допускаются различные каналы взаимодействия в целях передачи заявления о согласовании проверки - непосредственное представление, направление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, направление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заявление о согласовании проверки рассматривается органом прокуратуры в день его поступления. Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения принимается прокурором или его заместителем не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о согласовании проведения проверки и прилагаемых к нему документов.

Несмотря на установленный оперативный срок рассмотрения, следует учитывать время, необходимое на передачу заявления о согласовании проверки в органы прокуратуры и получение ответа. Рекомендуется при определении дат издания распоряжения о проведении проверки и начала проверки предусматривать необходимый период времени для согласования проведения проверки с органами прокуратуры.

Целью рассмотрения заявления о проведении проверки органами прокуратуры является оценка законности проведения внеплановой выездной проверки.

Основания для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки перечислены в части 11 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ. К ним относятся:

Отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проверки;

Отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

Несоблюдение требований к оформлению распоряжения о проведении проверки;

Осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей законодательству Российской Федерации (федеральным законам, нормативным правовым актам Президента и Правительства Российской Федерации);

Несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям контрольно-надзорного органа;

Проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного хозяйствующего субъекта несколькими контрольно-надзорными органами.

При отказе органа прокуратуры в согласовании внеплановой выездной проверки причины отказа подлежат обязательному анализу. Следует учитывать, что законодательство Российской Федерации не препятствует направлению заявления о согласовании проверки повторно с устранением причин отказа. Если причины отказа связаны с несоблюдением требований к распоряжению о проведении проверки, наличию в распоряжении о проведении проверки положений, противоречащих законодательству Российской Федерации, необходимо издание нового распоряжения о проведении проверки с учетом причин отказа в согласовании органом прокуратуры с повторным направлением заявления о согласовании проведения проверки.

В случае если причины отказа не могут быть устранены и предлагаемая внеплановая выездная проверка не может быть проведена, изложенные в отказе органа прокуратуры причины в любом случае подлежат учету в практике деятельности контрольно-надзорного органа при подготовке к иным внеплановым выездным проверкам. Недопустима ситуация, при которой в заявлении о согласовании проверки и в приложенных к нему материалах излагаются положения, аналогичные тем, которые ранее уже послужили причиной отказа. При наличии значительного числа отказов контрольно-надзорному органу следует обращаться в органы прокуратуры, при необходимости в вышестоящие органы прокуратуры с просьбой о разъяснении практики применения законодательства Российской Федерации.

Кроме того, контрольно-надзорный орган вправе обжаловать решение прокурора или его заместителя об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки вышестоящему прокурору или в судебном порядке.

Следует отметить, что внеплановая документарная проверка, проводимая по основаниям, установленным подпунктами "а" и "б" части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, не требует согласования с органами прокуратуры. Вместе с тем проведение такой проверки после отказа органов прокуратуры в согласовании проведения внеплановой выездной проверки допустимо только в случаях, если причинами отказа послужило ее противоречие требованиям законодательства Российской Федерации об условиях проведения выездной проверки. В частности, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности хозяйствующего субъекта обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю. При наличии иных причин отказа в проведении внеплановой выездной проверки, проведение вместо нее внеплановой документарной проверки с сохранением положений, вызвавших отказ в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, с высокой степенью вероятности приведет к применению мер прокурорского реагирования и признанию проверки недействительной, при этом работа контрольно-надзорного органа по ее проведению будет безрезультативной и низкоэффективной.

Следует отметить, что отсутствие предусмотренного частью 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ согласования выездной внеплановой проверки с органами прокуратуры относится к грубым нарушениям порядка организации и проведения проверок и влечет признание проверки недействительной (пункт 2 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ).

Павел Гулидов, юрист частной практики,
основатель «Юридического кабинета Павла Гулидова»

  • Какие проверки должны согласовываться с прокуратурой?
  • Когда прокурор откажет в проведении проверки?
  • Каков порядок согласования ревизии?
  • Изменится ли положение бизнесменов?

С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, посвященный защите прав юридических лиц и предпринимателей в ходе проверок (далее – Закон). Одновременно утратит силу ныне действующий Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ. По сравнению с ним Закон предполагает более широкую сферу регулирования взаимоотношений государства и бизнеса, так как регламентирует порядок проведения не только государственного, но и муниципального контроля. Закон регламентирует проверки, не позволяя представителям власти, что называется, чинить произвол. Так, ведомствам местного уровня разрешается инспектировать соблюдение требований, установленных муниципальными правовыми актами. Выходить за пределы своей компетенции они не вправе.

Гарантией для бизнеса является также положение пункта 5 статьи 10 Закона, согласно которому внеплановая выездная проверка в случаях, предусмотренных Законом, допустима только после согласования с прокуратурой. Порядок согласования внеплановых проверок, как того требует статья 10 Закона, недавно был утвержден приказом Генеральной прокуратуры от 27 марта 2009 г. № 93 (далее – Приказ).

Случаи прокурорского согласования

Согласовывать все проверки контролеры не должны. Одобрение необходимо лишь для некоторых внеплановых выездных проверок в рамках государственного или муниципального контроля.

Предметом выездной проверки могут стать сведения, содержащиеся в документах бизнесмена, соответствие работников, состояние используемых в деятельности зданий, строений, помещений, оборудования, транспорта, производимых и реализуемых товаров, принимаемые меры для исполнения обязательных требований, установленных нормативными актами (ст. 12 Закона). Случаи проведения внеплановой проверки названы в статье 10 Закона. Поводом для контроля станет, во-первых, истечение срока исполнения бизнесменом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений. Во-вторых, сообщение пострадавшим гражданином о нарушении прав потребителей. И, в-третьих, заявления граждан (организаций, ИП) или сведения из средств массовой информации о причинении вреда (или угрозы причинения вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Только последний случай внепланового визита требует согласования с прокуратурой (п. 4 Приказа). Расширительному толкованию это правило не подлежит, что подтверждает пункт 5 статьи 10 Закона.

Порядок согласования

Проверки согласовываются в ведомстве по месту деятельности предпринимателя (п. 2 Приказа). Контроль, проводимый центральными аппаратами федеральных ведомств, их межрегиональными территориальными и региональными подразделениями, а также региональными управлениями контроля (надзора) должен одобрить прокурор (его заместитель) субъекта. Прокуроры (заместители) городов, районов рассматривают возможность проверок, проводимых соответственно городскими, районными ведомствами. Военные, транспортные и иные специализированные прокуроры (их заместители) рассматривают обращения в соответствии с установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения.

Для получения разрешения проверяющее ведомство направляет в прокуратуру заявление. Оно подается лично, по почте с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. В течение рабочего дня, следующего за днем поступления документов, прокурор (уполномоченное должностное лицо прокуратуры) принимает решение о проведении проверки или об отказе. Перечень случаев для отказа приводится в пункте 8 Приказа (см. таблицу). По окончании внепланового выезда, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки, контролеры должны направить этот акт в прокуратуру (п. 12 Приказа).

Таблица. Основания для отказа в согласовании проведения внеплановой проверки прокуратурой

№ п/п Основание
1 К заявлению не приложены необходимые документы: копия распоряжения или приказа о проведении проверки, документы, содержащие сведения, послужившие основанием для проверки
2 Отсутствуют основания для проведения внеплановой выездной проверки (пункт 11 статьи 10 Закона)
3 Не соблюдены требования к оформлению решения о проведении проверки
4 Проведение внеплановой проверки противоречит законодательству
5 Предмет проверки не соответствует полномочиям ведомства, планирующего провести контроль
6 Несколько ведомств проверяют соблюдение одних и тех же требований, в отношении одного юрлица или предпринимателя

Изменения для бизнеса

Основной недостаток Приказа (впрочем, это вина Закона) в том, что не все внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства подлежат согласованию с прокуратурой. В перечень случаев не попали такие основания (п. 2 ст. 10 Закона) как истечение срока исполнения предписания, а также заявления граждан о нарушении прав потребителей. Это означает, что представители контролирующих ведомств могут, к примеру, неоднократно проверять коммерсанта, мотивируя это неисполнением ранее выданного предписания, при этом обнаруживая все новые и новые нарушения. Не исключена возможность использования подставных лиц. На основании их жалоб о нарушении прав потребителей инспекторы вполне могут организовать и провести внеплановую выездную проверку без прокурорского согласования.

Винить в этих недостатках следует в первую очередь Закон, поскольку Приказ издан лишь во исполнение его положений. В том, что касается прокурорского согласования, Приказ на стороне бизнеса. Он позволяет незаинтересованному государственному ведомству отказывать в проведении внеплановой проверки, если при этом нарушаются нормативные требования либо интересы субъектов малого или среднего предпринимательства.

Кроме того, представители проверяющих ведомств сами будут находиться под контролем прокуратуры, поскольку, как указывалось выше, обязаны будут не только испрашивать разрешение на проверку, но и предоставлять в прокуратуру документы по результатам ее проведения. При необходимости это поможет коммерсанту обжаловать результаты контроля, поскольку, если со стороны ревизоров допущены нарушения, поддержкой ему будут органы прокуратуры, а это достаточно весомо для любого суда.

Приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 N 93 (ред. от 03.07.2015) "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (вместе с "Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")

СОГЛАСОВАНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ

ВНЕПЛАНОВЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

(отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки)

(отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки)

(несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки)

(осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации)

(несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля)

(проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля

п. 11 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (нужное выделить) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (при необходимости - дополнительная мотивировка отказа в согласовании) Порядок обжалования решения об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки разъяснен. Прокурор __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ _______________________ (подпись, печать)

Судебная практика и законодательство - Приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 N 93 (ред. от 03.07.2015) "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (вместе с "Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")


13) приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 г. N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ("Законность", 2009, N 7; 2010, N 8) с изменениями, внесенными приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 136 и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2010 г. N 200);


Проводятся в случаях, перечисленных в законе от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. Целью внеочередной проверки является профилактика нарушений, которые могут повлечь нанесение вреда здоровью людей, животных, представлять угрозу для жизни человека, для растений и объектов культурного наследия. Проверочные мероприятия направлены на предотвращение обстоятельств, провоцирующих чрезвычайные ситуации. В этом контексте речь идет о неналоговых проверках, инициируемых рядом ведомств – таможенной, пожарной службой, трудовой инспекцией , Роспотребнадзором , и т.д.

В каком случае проводится внеплановая проверка

Правила и порядок проведения внеплановых проверок регламентированы ст. 10 закона № 294-ФЗ. Проверка может быть выездной с обязательным посещением объектов проверяемого лица или документарной, проводимой на рабочем месте специалиста контролирующего органа (по имеющимся документам или с учетом дополнительно запрошенных сведений). Инициатор выездной внеплановой проверки не всегда вправе начинать действовать по своему усмотрению – по ряду оснований для нанесения визита и истребования документации необходимо получить согласие прокуратуры (пп. «а», «б», «г», п. 2, п.2.1 ч. 2, ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Основания для внеплановой проверки:

    У субъекта хозяйствования в ходе последней проверки были выявлены нарушения или недостатки, которые должны быть исправлены к определенной дате в соответствии с предписанием. Если недостатки в назначенный срок не устранены, ведомство может инициировать внеплановую проверку.

    Представление должностных лиц государственного или муниципального контроля, содержащее мотивированное мнение о необходимости проведения проверки по конкретному субъекту хозяйствования. Поводом для составления такого документа может послужить выявление угрозы жизни или здоровью человека, животным, растениям, безопасности страны, при высоком риске нанесения урона особо ценным объектам культурного наследия, а также при наличии сведений о свершившемся факте причинения такого ущерба.

    Основанием для проведения внеплановой проверки является представление контролирующего органа, вызванное нарушением прав потребителей (при наличии заявления пострадавшего физлица, ранее обращавшегося к субъекту, нарушившему его права, но не получившего ответа или удовлетворения своих требований).

    Представление контролирующего органа, основанное на выявлении нарушений правил маркировки товаров или обращения продукции, подлежащей обязательной маркировке.

    Распоряжение руководителя госоргана, реализующего надзорные функции, изданное на основании поручения Президента страны, Правительства, требования прокурора.

Какой причины внеплановой проверки не существует? Основанием для принятия решения о проведении внеплановых мероприятий не могут служить анонимные обращения и заявления, либо подозрения инспектора о наличии нарушений при отсутствии документальных подтверждений этого факта. После поступления обращения или жалобы от сторонних лиц, СМИ назначается предварительная проверка, по итогам которой никакие меры наказания не применяются, а только лишь принимается решение о необходимости проведения внеплановой проверки или об отсутствии оснований для более детального рассмотрения предмета заявления.

Выездная проверка вне плана назначается в ситуациях, когда документарный мониторинг не дает возможности оценить полноту соответствия деятельности субъекта хозяйствования требованиям законодательства. Сотрудники надзорного органа перед началом выездных проверочных мероприятий обязаны предоставить субъекту хозяйствования документы, подтверждающие правомерность действий и полномочия проверяющего. В ходе проверки могут изучаться документы предприятия (или ИП), обследоваться здания, помещения и прилегающая территория. В зависимости от того, каким органом проводится проверка, применяются дополнительные регламентирующие правовые акты. Например, проверка пожарной безопасности осуществляется специалистами Госпожнадзора в соответствии с требованиями Приказа МЧС РФ от 30.11.2016 г. № 644, а проверка соблюдения норм трудового законодательства проводится ГИТ на основании Трудового кодекса РФ.

Когда государственный надзорный орган должен согласовать с прокурором предстоящие проверочные мероприятия, осуществляется это путем подачи в прокуратуру по месту ведения деятельности проверяемого субъекта типовой формы заявления. В согласовании может быть отказано, если:

    отсутствуют документальные подтверждения необходимости проверки;

    нет оснований для назначения выездной проверки;

    полномочий надзорного органа недостаточно для проведения заявляемых мероприятий;

    по озвученному предмету уже проводится проверка другим контролирующим органом.

Если основания для проведения внеплановой проверки обусловлены высоким риском возникновения угрозы госбезопасности или сохранности объектов культурного наследия, наличием угрозы здоровью или жизни граждан, а также при наличии предпосылок возникновения чрезвычайной ситуации, надзорные инстанции могут начать проверку срочно - без согласования с прокуратурой. В этом случае прокурору направляется извещение о начале проверки и основаниях для ее незамедлительной реализации в течение суток после принятия соответствующего решения.



Просмотров