Внеплановые проверки: где искать управу на контролеров? Согласование внеплановой проверки с прокуратурой Выездную внеплановая проверка в отсутствии руководителя предприятия

Проверки ИП и организаций различными госорганами могут быть как запланированными заранее (плановыми), так и не предусмотренными графиком проверок (внеплановыми). Порядок плановых и внеплановых проверочных мероприятий регулирует закон № 294-ФЗ от 26.12.2008, особенности проверок, проводимых некоторыми госорганами (госпожнадзор, лицензионный надзор, антимонопольный и др.) могут регулироваться и иными федеральными законами. В ряде случаев проверки вне графика требуют предварительного согласования с органами прокуратуры. О том, когда необходимо такое согласование внеплановых проверок, каковы его сроки и порядок обжалования, расскажем далее.

Когда необходимо согласование внеплановой проверки с прокуратурой

Внеплановые контрольные мероприятия могут проходить в виде документарных и выездных проверок. Документарная проверка проводится камерально - по месту нахождения проводящего ее госоргана. В ходе нее проверяющими рассматриваются имеющиеся у них материалы, акты предыдущих проверок ИП и организаций и т.д., запрашиваются необходимые документы и пояснения у проверяемых субъектов. Выездная проверка предполагает ее проведение по месту нахождения ИП или организации. Необходимость в ней возникает, когда документарной проверки недостаточно для оценки полноты и достоверности имеющихся сведений, а также, когда без визита невозможно проверить соответствие деятельности субъекта обязательным требованиям.

Согласно п. 5 ст. 10 закона № 294-ФЗ, согласование с прокуратурой внеплановых проверок юридических лиц, ИП обязательно при выездных мероприятиях, назначаемых по следующим основаниям:

    причинение (или угроза причинения) вреда жизни, здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, памятникам истории, культуры, предметам и документам из Музейного и Архивного фонда РФ, ценным научным, историческим, культурным документам из национального библиотечного фонда, госбезопасности, угроза возникновения чрезвычайных техногенных и природных ситуаций (пп. «а», «б» п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ);

    нарушение правил маркировки товаров (п. «г» п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ);

    выявление при плановых рейдах, административных осмотрах и иных мероприятиях отклонений деятельности субъекта от утвержденных параметров, которые являются основанием для внеплановых проверок согласно положениям о конкретных видах госконтроля (пп. 2.1 п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Согласование проводится с органом прокуратуры, находящимся по месту ведения деятельности проверяемого ИП или фирмы.

Порядок согласования внеплановых выездных проверок с прокуратурой

Приказом Генпрокурора РФ № 93 от 27.03.2009 (ред. от 03.07.2015) утвержден Порядок согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. Цель такого согласования – оценка законности проведения проверок бизнеса госорганами, также прокуратура ведет учет внеплановых выездных проверок.

Органом госконтроля заполняется заявление о согласовании по типовой форме (утв. приказом Минэкономразвития № 141 от 30.04.2009), в котором указываются проверяемое лицо и основания проверки. Заявление направляется в прокуратуру заказным письмом, доставляется непосредственно в канцелярию или отправляется в электронном виде (при наличии ЭЦП) в день подписания распоряжения о проведении проверки. Обязательно приложение к заявлению - копия распоряжения и документы, подтверждающие наличие оснований для проверки вне графика.

Прокуратура обязана рассмотреть заявление в день его поступления. Не позднее следующего рабочего дня, по итогам рассмотрения выносится решение: согласовать выездную внеплановую проверку, либо отказать в таком согласовании. Отказ может последовать по различным причинам, например, если решение госоргана о проверке составлено с нарушением требований к его оформлению, или когда предмет планируемой проверки не соответствует полномочиям госоргана (все основания отказа перечислены в п. 11 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Если требуется незамедлительное проведение проверочных мероприятий (в случае причинения вреда, указанного в пп. «б» п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ), возможна внеплановая проверка без согласования с прокуратурой: проверяющий орган вправе приступить к ней, но при этом прокуратура должна быть извещена о проводимых контрольных действиях в течение суток. Решение о согласовании должно быть принято прокурором в день получения такого заявления и документов.

Принятое решение о согласовании (либо отказе в согласовании) оформляется прокуратурой в 2-х экземплярах и направляется заявителю по почте (заказным отправлением) либо электронно.

Если госорган, направивший заявление о согласовании, не согласен с принятым прокуратурой решением, он может обжаловать его вышестоящему прокурору или в судебной инстанции (п. 15 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

В связи с внесением изменений в федеральное законодательство и возложением на органы прокуратуры новых полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным прокурорам специализированных прокуратур:

1.1. Обеспечить действенный надзор за исполнением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее. Федеральный закон N 294-ФЗ).

1.3. Возложить обязанности по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и согласованию внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства на подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением федерального законодательства.

1.4. Производить формирование ежегодных сводных планов проведения плановых проверок путем проверки законности предложений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, представляющих проекты таких планов, и их сведение в пределах соответствующих территорий.

1.5. Организовать учет проводимых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

1.6. При проведении надзорных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля уделять особое внимание исполнению требований Федерального закона N 294-ФЗ и привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц с использованием всех полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

1.7. Организовать проведение сверок данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных внеплановых выездных проверках субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам работы за каждое полугодие.

1.8. Обеспечить системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая сведения общественных организаций и средств массовой информации.

Приложение 1

Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Настоящий Порядок разработан во исполнение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и устанавливает процедуру согласования в органах прокуратуры проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.

При использовании понятий субъектов малого и среднего предпринимательства следует руководствоваться определениями, содержащимися в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Согласование проведения внеплановых выездных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля производится по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства:

прокурорами (заместителями прокуроров) субъектов Российской Федерации - в отношении проверок, проводимых центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти, межрегиональными (окружными) территориальными органами и региональными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также региональными органами контроля (надзора) субъектов Российской Федерации;

прокурорами (заместителями прокуроров) городов, районов и иных территориальных прокуратур - в отношении проверок, проводимых соответственно городскими, районными либо иными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и региональных органов контроля (надзора) субъектов Российской Федерации, а также органами муниципального контроля;

военными, транспортными и иными специализированными прокурорами (их заместителями) - в соответствии с установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения.

3. Автоматизация делопроизводственной и прокурорской деятельности в рассматриваемой сфере осуществляется посредством функционирования специализированной информационно-документационной системы.

4. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, является поступление в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, сведений из средств массовой информации о следующих фактах (подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ):

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о таких фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

5. Типовая форма заявления о согласовании органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы, представленные в органы прокуратуры непосредственно, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, рассматриваются в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

7. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры, указанными в п. 2 настоящего Порядка, принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения (приложения 1 и 2 к Порядку).

8. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренными ч. 11 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренных подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

3) несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

9. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры об осуществлении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в течение двадцати четырех часов.

В этом случае уполномоченные должностные лица органов прокуратуры, указанные в п. 2 настоящего Порядка, принимают решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

10. Решение уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры, указанных в п. 2 настоящего Порядка, о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Второй экземпляр решения остается в прокуратуре и хранится в отдельном надзорном производстве с представленными органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля документами.

11. Решение уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры, указанных в п. 2 настоящего Порядка, о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Рассмотрение таких обращений в органах прокуратуры не приостанавливает действие обжалуемого решения.

12. После завершения внеплановой выездной проверки органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля направляют в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.

В случае выявления нарушений закона органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля прокурорами у данных органов дополнительно запрашиваются сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.

Приложение 2

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Прокуратура

_______________________

_______________________

_______________________

Решение о согласовании проведения
внеплановой выездной проверки

«_______» ____________200___г. г. _________________ Рассмотрев заявление ___________________________________________________ (орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля) от «_____» ____________20____г. о проведении с « » _____________20__г. по « » ____________20___г. внеплановой выездной проверки в отношении _________________________________________________________________________ (наименование, адрес проверяемого объекта, ИНН) _________________________________________________________________________ на основании распоряжения (приказа) о проведении проверки от « »____________20___ г. N ___________, сообщаю, что проведение названной проверки согласовано. Прокурор __________________________ __________________________ __________________________ _________________ (подпись, печать)

Приложение 3

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Прокуратура

_______________________

_______________________

_______________________

Решение об отказе в согласовании проведения
внеплановой выездной проверки

«_______» ____________200___г. г. __________________ Рассмотрев заявление ___________________________________________________ (орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля) от «_____» _____________ 20____г. о проведении с « » ___________20__г. по « » _____________ 20___г. внеплановой выездной проверки в отношении _________________________________________________________________________ (наименование, адрес проверяемого объекта, ИНН) _________________________________________________________________________ на основании распоряжения (приказа) о проведении проверки от « »___________ 20___ г. N ______, сообщаю, что в согласовании проведения названной проверки отказано по основаниям:
подп. 1 (отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки) подп. 2 (отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки) подп. 3 (несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки)
подп. 4 (осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) подп. 5 (несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля) подп. 6 (проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля

п. 11 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(нужное выделить)

_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (при необходимости - дополнительная мотивировка отказа в согласовании) Прокурор __________________________ __________________________ __________________________ _________________ (подпись, печать)

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. N 93 “О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (извлечение)

Текст приказа размещен на сайте Генеральной Прокуратуры РФ в Internet (http://genproc.gov.ru)

Согласование внеплановой проверки с прокуратурой представляет собой ряд обязательных процедур, установленных законодательно. Подробнее о том, в каких случаях и как проводится согласование с прокуратурой внеплановой проверки, будет рассказано в этой статье.

Что такое внеплановые проверки ?

Законом «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ был определен порядок осуществления контролирующих мероприятий в отношении предпринимателей со стороны госорганов.

Скачать форму решения о
проведении проверки

В соответствии с этим нормативным актом госорганам делегировано правомочие проводить в отношении предприятий и индивидуальных предпринимателей как запланированные, так и внеплановые проверочные мероприятия. При этом к плановым проверочным процедурам были отнесены проверки, проводимые на основании планов, разрабатываемых государственными и муниципальными структурами (постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489), в процессе которых осуществляются мероприятия, контролирующие соблюдение предпринимателями законодательных норм.

В свою очередь, проверка вне графика осуществляется не по заранее установленному календарю, а в перечисленных ниже случаях (ст. 10 закона 294-ФЗ):

  1. Окончание сроков устранения предпринимателем прежде найденных нарушений, отраженных в предписании госоргана.
  2. Необходимость осуществления незапланированного контроля для выдачи лицензирующей, разрешительной документации или присвоения правового статуса предпринимателю.
  3. Получение информации о таких фактах, как:
    • возникновение угрозы или ухудшение состояния жизни и/или здоровья людей, ущерба фауне или флоре, музейным коллекционным экспонатам;
    • несоблюдение прав потребителей.
  4. Требование прокурора о проведении незапланированных проверочных процедур.

Внеплановые проверочные мероприятия осуществляются в форме:

  • проверки документации;
  • выездной проверки.

Внеплановая проверка: согласование и уведомление

Процедура проведения незапланированных проверочных мероприятий требует соблюдения ряда формальностей:

  • согласования;
  • уведомления.

Внеплановые проверочные мероприятия, проводимые по ряду оснований, требуют согласования с прокуратурой по месту нахождения проверяемого предприятия или предпринимателя. К таким проверкам относятся:

  1. Проверки, проводимые по фактам информирования об угрозах причинения или о причинении ущерба:
    • жизни или здоровью людей;
    • животному, растительному миру или окружающей среде;
    • памятникам истории или культуры народов России;
    • музейным ценностям, входящим в Музейный фонд России;
    • документации Архивного фонда России;
    • документации национального библиотечного фонда, имеющей особое историческое, научное, культурное значение;
    • госбезопасности.

    Сюда относятся также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Не знаете свои права?

  2. Проверки, обоснованные обнаружением при осуществлении госконтроля в порядке пп. 1 и 2 ст. 8.1 закона 294-ФЗ, касающегося деятельности юридического лица или ИП, которая относится к определенной категории риска или классу опасности (например, при обращении с отходами 3 или 4 класса опасности).

    Что касается проверок, указанных выше под пунктом 1, то предварительного уведомления проверяемого при их проведении не требуется.

    Что касается оснований, указанных в пункте 2, то за сутки до проведения незапланированных выездных контрольных мероприятий проверяемый субъект должен быть уведомлен со стороны проверяющей организации любым подходящим способом коммуникации.

Порядок согласования с прокуратурой проведения внеплановой проверки

Порядок согласования внеплановой проверки с прокуратуройопределен приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 (приложение № 1). В соответствии с этой документацией, заявление о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой должно быть составлено по типовой форме. Форма такого заявления утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 (приложение № 2).

Направлять такое заявление с прилагаемым комплектом документации следует одним из названных способов (п. 6 приказа Генпрокуратуры 93):

  • непосредственно через канцелярию;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде, с удостоверением электронной цифровой подписью.

Проверка законности осуществления незапланированных проверочных мероприятий осуществляется в день получения заявления о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой. По итогам рассмотрения на следующий день выносится одно из решений:

  • о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой;
  • об отказе в согласовании незапланированных проверочных процедур.

Основаниями для отказа в согласовании выездных проверочных мероприятий являются (п. 11 ст. 10 закона 294-ФЗ):

  1. Отсутствие документации, прилагаемой к заявлению.
  2. Отсутствие оснований для проведения внеплановых выездных проверочных мероприятий.
  3. Несоответствие решения проверяющего госоргана о проведении проверки требованиям законодательства.
  4. Противоречие такого рода внеплановых проверочных процедур действующему законодательству.
  5. Несоответствие предмета проверочных мероприятий компетенции проверяющих госорганов.
  6. Проведение проверки по одним и тем же обстоятельствам в отношении одной и той же организации несколькими проверяющими органами.

В каких случаях согласования не требуется?

В некоторых случаях осуществление выездных проверочных процедур не требует предварительного согласования такой процедуры с прокуратурой. Однако говорить в полной мере об отсутствии обязанности оповестить прокуратуру о проверке нельзя.

Дело в том, что не требуют предварительного согласования только те проверки, которые проводятся незамедлительно по фактам нарушений, которые производятся в момент оповещения контролирующих организаций о них. При этом контролирующая организация обязана незамедлительно сообщить в прокуратуру о проведении такой проверки, направив все необходимые документы в течение суток.

Верховный суд РФ уделяет большое внимание моменту реагирования на нарушения в данной области и незамедлительности оповещения органов прокуратуры о проводимых проверочных мероприятиях (в частности, это следует из постановления ВС РФ от 03.04.2017 № 127-АД17-2). Проверка, проведенная без извещения о ней органов прокуратуры, может быть признана незаконной.

Таким образом, за небольшим исключением согласование внеплановых проверочных процедур с прокуратурой является действием предварительным, и на момент проверки на руках у проверяющих органов должно быть прокурорское решение, разрешающее проведение такого мероприятия.

Павел Гулидов, юрист частной практики,
основатель «Юридического кабинета Павла Гулидова»

  • Какие проверки должны согласовываться с прокуратурой?
  • Когда прокурор откажет в проведении проверки?
  • Каков порядок согласования ревизии?
  • Изменится ли положение бизнесменов?

С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, посвященный защите прав юридических лиц и предпринимателей в ходе проверок (далее – Закон). Одновременно утратит силу ныне действующий Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ. По сравнению с ним Закон предполагает более широкую сферу регулирования взаимоотношений государства и бизнеса, так как регламентирует порядок проведения не только государственного, но и муниципального контроля. Закон регламентирует проверки, не позволяя представителям власти, что называется, чинить произвол. Так, ведомствам местного уровня разрешается инспектировать соблюдение требований, установленных муниципальными правовыми актами. Выходить за пределы своей компетенции они не вправе.

Гарантией для бизнеса является также положение пункта 5 статьи 10 Закона, согласно которому внеплановая выездная проверка в случаях, предусмотренных Законом, допустима только после согласования с прокуратурой. Порядок согласования внеплановых проверок, как того требует статья 10 Закона, недавно был утвержден приказом Генеральной прокуратуры от 27 марта 2009 г. № 93 (далее – Приказ).

Случаи прокурорского согласования

Согласовывать все проверки контролеры не должны. Одобрение необходимо лишь для некоторых внеплановых выездных проверок в рамках государственного или муниципального контроля.

Предметом выездной проверки могут стать сведения, содержащиеся в документах бизнесмена, соответствие работников, состояние используемых в деятельности зданий, строений, помещений, оборудования, транспорта, производимых и реализуемых товаров, принимаемые меры для исполнения обязательных требований, установленных нормативными актами (ст. 12 Закона). Случаи проведения внеплановой проверки названы в статье 10 Закона. Поводом для контроля станет, во-первых, истечение срока исполнения бизнесменом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений. Во-вторых, сообщение пострадавшим гражданином о нарушении прав потребителей. И, в-третьих, заявления граждан (организаций, ИП) или сведения из средств массовой информации о причинении вреда (или угрозы причинения вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Только последний случай внепланового визита требует согласования с прокуратурой (п. 4 Приказа). Расширительному толкованию это правило не подлежит, что подтверждает пункт 5 статьи 10 Закона.

Порядок согласования

Проверки согласовываются в ведомстве по месту деятельности предпринимателя (п. 2 Приказа). Контроль, проводимый центральными аппаратами федеральных ведомств, их межрегиональными территориальными и региональными подразделениями, а также региональными управлениями контроля (надзора) должен одобрить прокурор (его заместитель) субъекта. Прокуроры (заместители) городов, районов рассматривают возможность проверок, проводимых соответственно городскими, районными ведомствами. Военные, транспортные и иные специализированные прокуроры (их заместители) рассматривают обращения в соответствии с установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения.

Для получения разрешения проверяющее ведомство направляет в прокуратуру заявление. Оно подается лично, по почте с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. В течение рабочего дня, следующего за днем поступления документов, прокурор (уполномоченное должностное лицо прокуратуры) принимает решение о проведении проверки или об отказе. Перечень случаев для отказа приводится в пункте 8 Приказа (см. таблицу). По окончании внепланового выезда, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки, контролеры должны направить этот акт в прокуратуру (п. 12 Приказа).

Таблица. Основания для отказа в согласовании проведения внеплановой проверки прокуратурой

№ п/п Основание
1 К заявлению не приложены необходимые документы: копия распоряжения или приказа о проведении проверки, документы, содержащие сведения, послужившие основанием для проверки
2 Отсутствуют основания для проведения внеплановой выездной проверки (пункт 11 статьи 10 Закона)
3 Не соблюдены требования к оформлению решения о проведении проверки
4 Проведение внеплановой проверки противоречит законодательству
5 Предмет проверки не соответствует полномочиям ведомства, планирующего провести контроль
6 Несколько ведомств проверяют соблюдение одних и тех же требований, в отношении одного юрлица или предпринимателя

Изменения для бизнеса

Основной недостаток Приказа (впрочем, это вина Закона) в том, что не все внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства подлежат согласованию с прокуратурой. В перечень случаев не попали такие основания (п. 2 ст. 10 Закона) как истечение срока исполнения предписания, а также заявления граждан о нарушении прав потребителей. Это означает, что представители контролирующих ведомств могут, к примеру, неоднократно проверять коммерсанта, мотивируя это неисполнением ранее выданного предписания, при этом обнаруживая все новые и новые нарушения. Не исключена возможность использования подставных лиц. На основании их жалоб о нарушении прав потребителей инспекторы вполне могут организовать и провести внеплановую выездную проверку без прокурорского согласования.

Винить в этих недостатках следует в первую очередь Закон, поскольку Приказ издан лишь во исполнение его положений. В том, что касается прокурорского согласования, Приказ на стороне бизнеса. Он позволяет незаинтересованному государственному ведомству отказывать в проведении внеплановой проверки, если при этом нарушаются нормативные требования либо интересы субъектов малого или среднего предпринимательства.

Кроме того, представители проверяющих ведомств сами будут находиться под контролем прокуратуры, поскольку, как указывалось выше, обязаны будут не только испрашивать разрешение на проверку, но и предоставлять в прокуратуру документы по результатам ее проведения. При необходимости это поможет коммерсанту обжаловать результаты контроля, поскольку, если со стороны ревизоров допущены нарушения, поддержкой ему будут органы прокуратуры, а это достаточно весомо для любого суда.

Согласование внеплановой проверки с прокуратурой является важным мероприятием, а игнорирование этого действия проверяющими может повлечь признание проведенной проверки незаконной. Рассмотрим, что представляют собой внеплановые проверки, как производится взаимодействие между проверяющими и органами прокуратуры, как согласовываются проверочные мероприятия, и бывают ли случаи, когда согласование не требуется в силу закона?

Что представляют собой внеплановые проверки?

Общий порядок проведения проверочных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности предусмотрен ФЗ «О защите прав…» от 26 декабря 2008 № 294 (далее – ФЗ № 294). Данный нормативный акт раскрывает требования и ограничения к порядку проведения проверок различными органами власти, например, ГИТ, ФНС, и т.д.

Предусмотрена возможность проведения как плановых проверочных действий (по графику), так и внеплановых (в случаях, предусмотренных законодательством РФ). Случаи, когда может быть проведена внеплановая проверка закреплены в ст. 10 ФЗ № 294.

Основания для проведения внеплановых проверочных мероприятий следующие:

  1. Истек срок для исполнения предписания об устранении ранее допущенного и выявленного нарушения закона.
  2. Предприниматель желает получить лицензию, чтобы осуществлять какую-либо лицензируемую деятельность, и по правилам получения документа предусмотрено проведение проверочных мероприятий.
  3. Вынесено представление должностного лица гос. органа, на основании поступивших от граждан, ИП, организаций сведений различного характера. В частности, к таким сведениям можно отнести информацию о возможной угрозе причинения вреда жизни и здоровью, фауне, животным, окружающей среде, и т.д.
  4. Вынесено представление должностного лица гос. органа, на основании поступившей информации об уже свершившемся факте причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, растениям, а также о возникновении чрезвычайных ситуаций.
  5. В орган Роспотребнадзор поступили сведения о нарушении прав потребителей.
  6. В проверяющий орган поступило требование прокурора о проведении проверочных действий.
  7. Выявлено, что организации и ИП осуществляют деятельность, которая относится к определенным группам риска, что предполагает необходимость проведения внеплановых проверочных мероприятий на основании профильного законодательства, принятого в той или иной сфере.

Необходимо ли уведомление проверяемого о проверке и согласование проверочных мероприятий с прокуратурой?

При проведении внеплановых проверочных мероприятий необходимо:

  • уведомить о них проверяемых лиц;
  • согласовать проверку с органами прокуратуры.

Уведомлять организацию о предстоящей проверке необходимо, если ее причиной стало установление того обстоятельства, что юридическое лицо осуществляет деятельность, отнесенную к определенной категории риска (ст. 8.1 ФЗ № 294). Отнесение к той или иной группе риска осуществляется в зависимости от потенциально возможного вреда, который может повлечь деятельность организации или ИП.

Организация не должна быть заранее уведомлена о проверке, если проверка проводится, ввиду поступления к проверяющим сведений о:

  • причинении вреда жизни и здоровью граждан;
  • причинении ущерба животным, фауне, окружающей среде;
  • нанесении вреда памятникам истории, архитектуры;
  • причинении ущерба документам, которые хранятся в архивных фондах;
  • нанесении вреда имеющим историческое значение библиотечным фондам;
  • том, что возможна угроза чрезвычайной ситуации.

Во всех случаях, перечисленных выше, проверяющий орган обязан добиться согласования внеплановой проверки с прокуратурой.

Порядок согласования с прокуратурой проведения внеплановой проверки

Согласование внеплановых проверок с прокуратурой проводится в порядке, который установлен Приложением 1 к Приказу Генпрокуратуры России от 27.03.2008 № 93. Проверяющий орган должен направить в прокуратуру заявление по форме, утвержденной в Приложении 2 Приказа Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

Заполненное заявление направляется либо почтой (заказное письмо), либо в электронном виде с использованием ЭЦП, либо передается непосредственно в прокуратуру. В тот же день должно быть осуществлено согласование проверки с прокуратурой, либо отказано в согласовании.

Отказать могут в случае, если (ст. 10 ФЗ № 294):

  1. Не приложены к заявлению необходимые документы.
  2. Не подтвердился факт наличия оснований для проверочных мероприятий (указаны выше).
  3. Решение о проведении проверочных действий вынесено с нарушением требований закона.
  4. Гос. орган, направивший заявление, не уполномочен проводить проверку.
  5. Сразу несколько гос. органов выступили с инициативой проведения контрольных мероприятий в отношении одного и того же субъекта по одним и тем же направлениям деятельности.

Предусмотрены ли случаи, когда согласование внеплановых проверок с прокуратурой не требуется?

Согласование требуется во всех случаях, однако выделяют два варианта порядка согласования:

  1. Предварительное
  2. Последующее.

Предварительное согласование внеплановых проверок с прокуратурой предусматривает обязанность проверяющего органа согласовать проверки до их начала. Без согласования их проведение не возможно.

Последующее согласование предполагает, что контролирующий орган вправе проводить проверку без согласования, однако информация о проверочных действиях должна быть доведена до прокуратуры в течение суток после принятия решения о проверке. Такой вариант согласования возможен, когда проверочные действия носят неотложный характер, например, ввиду угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Если согласование не проведено, проверка может быть признана незаконной, с последующим аннулированием ее результатов.

Таким образом, согласование внеплановых проверок с прокуратурой является обязательным мероприятием. Оно должно быть осуществлено либо до проверки, либо сразу после ее начала, в течение суток.



Просмотров