Внеклассное мероприятие тема пожарная безопасность начальная школа. Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности в начальной школе. Веселые старты «Безопасность - это важно!». Сценарий
Цель: Продолжить формирование знаний детей о пожарной безопасности. Научить учащихся правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
- познакомить учащихся с историей пожарной службы в стране и крае
- закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии "пожарный", "спасатель"
- прививать навыки осторожного обращения с огнем
- воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения
- формировать навыки групповой работы учащихся
Подготовительная работа: разучивание детьми стихов
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, памятка “Чтобы не было пожара”.
Ход урока
I. Организация начала урока
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов
Слово учителя: Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.
Кто задорный и весёлый, верность, правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья .
Учитель: Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?
Дети:
Учитель: А сгорел гараж знакомых и строительный забор.
Дети: Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья.
Учитель:
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Учитель: Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Дети: .
Учитель: Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.
Дети: Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья
Учитель: Так о чём мы будем говорить?
Дети: О безопасном обращении с огнём.
Учитель: Для того, чтобы узнать тему урока вам необходимо будет выполнить задание:
Отгадайте загадку: (Слайд 2)
- Шипит и злится, воды боится
- Без рук, без ног, а все съедает. (Огонь) (Слайд 3)
Решите ребус: Пажар = ошибка , + ок + не + прощает (Слайд 4)
Учитель: Правильно ребята. Тема нашего урока “Огонь ошибок не прощает”. (Слайд 5)
III Усвоение новых знаний
Учитель: В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся по земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятал её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее. Огонь стал надежным товарищем и помощником людям. (Слайд 6)
IV Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала
Учитель: Ребята, назовите, пожалуйста, зачем нужен огонь людям?
Групповая работа "Назови сферы применения огня".
Учащиеся делятся на группы, совещаются и называют сферы применения огня.) (Слайд 7)
Учитель: Да, огонь необходим для: (Слайд 8)
- приготовление пищи
- двигатели внутреннего сгорания
- плавка металлов
- изготовление стекла и кирпича
- обжиг керамических изделий
- теплоэлектростанции
V. Физическая минутка. Игра "Огонь, вода, песок".
Учитель называет слова, дети показывают соответствующие движения.
- "Вода" – показать горизонтальную волну одной рукой;
- "Огонь" – вертикальные волны обеими руками, изображая пламя;
- "Песок" – делать движения пальцами, словно сыпешь песок сверху вниз.
VI. Продолжение усвоения новых знаний
Учитель: Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.
Учитель: Что такое пожар? (Слайд 9)
Дети: Костер, пламя, когда горит дом, когда что-то горит…
Учитель: Пожар – неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. (Слайд 10)
Пожар – огонь, способный самостоятельно распространяться вне мест, специально предназначенных для его разведения и поддержания. При этом огонь не обязательно появляется в виде открытого пламени, достаточно тления и горения (накаливания).
Учитель: Согласно классификации МЧС России Краснодарский край относится к первой, самой высокой степени опасности. (Слайд 11)
– Как вы считаете, ребята, почему?
Дети: В крае много школ, предприятий, проживает много людей…
Учитель: Кранодарский край – это уникальный регион. Здесь есть все: и горы, и море, и степи. Пожарные края должны уметь тушить пожары и на воде, и в горах, и на нефтепромыслах. На территории края расположено 4 взрывоопасных объекта, 270 пожароопасных, 40 взрывопожароопасных. Возможны пожары промышленных, сельскохозяйственных и жилых объектов. За счет жаркого сухого лета количество пожаров в лесах и на полях края увеличивается. Число пожаров на Кубани остается стабильно высоким. (Слайд 12)
VII. Закрепление знаний
Учитель: Ребята, В. Маяковский очень давно написал такие строки: Запомнить твердо нужно нам - пожар не возникает сам! Как вы думаете, о чем он хотел сказать? (Слайд13)
Коллективная работа учащихся “Причины пожара”. (Слайд 14)
Учащиеся комментируют свои ответы.
- Неисправность электроприборов и электропроводов.
- Забывчивость (забыли выключить утюг, чайник, телевизор).
- Близость к огню предметов, которые быстро загораются (занавески, мебель, обои, книги, одежда и т.д.)
- Перегрузка электросети.
- Игры со спичками, зажигалками
- Воспламенение от искры (костер, печь, камин).
- Взрывоопасные вещества и жидкости (керосин, порох, лак для волос)
- Петарды.
- Небрежно брошенный окурок, не затушенный костер.
Учитель: Что делать, если вдруг начался пожар? (Слайд 15)
Учащиеся:
- Позвонить в пожарную охрану по телефону “01”, сообщить характер возгорания, свой адрес.
- Попытаться погасить огонь самостоятельно на начальной стадии горения (используя воду, песок, огнетушитель).
- Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключить электричество, газ. (Слайд 16)
Учитель: Но при пожаре опасен не только огонь, но и дым. От дыма нельзя спрятаться. Он забирается во все щели. А человеку, порой хватает сделать несколько глотков, чтобы потерять сознание или даже умереть.
Помни. (Слайд 17)
- Надо дышать через мокрую тряпку, плотную материю.
- Выбраться из дыма лучше на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.
- Если никого нет в комнате, быстро уходи на улицу, закрыв за собой дверь.
- Если ты не можешь выйти на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма.
- После этого выходи на балкон или открой окно – зови на помощь.(Слайд 18)
Учитель: Что же надо делать, чтобы пожара не было? (Слайд 19)
Дети: не играть со спичками, не оставлять включенными утюг, телевизор…
- Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.
- Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме не пытайтесь растапливать печь.
- Не оставляйте без присмотра включённый утюг или чайник.
- Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
- В лесу не разжигайте костёр без взрослых.
VIII Физкультминутка “Упражнения для профилактики зрительного утомления”
- Сидя, откинувшись на спинку стула, повернуть голову вправо. Посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову вправо. Посмотреть на локоть левой руки, повернуть голову влево (4-5 раз).
- Сидя. Быстрые моргания глаз в течение 1 минуты.
- Сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх /вдох/, следить глазами, не поднимая головы, руки опустить /выдох/ (4-5 раз).
IХ. Обобщение и систематизация знаний
Учитель: Люди какой профессии всегда приходят на помощь во время пожара? (Слайд 20)
Ученик 1:
Труд пожарного не лёгок,
Он опасен и суров.
Если хочешь стать пожарным,
Ко всему ты будь готов! (Слайд 21)
История тушения пожаров в нашей стране берет начало из глубины веков. Традиционно в тушении пожаров на Руси активное участие принимало население, регулярные войска, а начиная с 1654 года специальные пожарные команды.
Государство всегда строго наказывало виновных в пожаре. В “Судебнике” Ивана III, введенном в 1498 году сказано о курцах: “Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью”.
Первая профессиональная пожарная команда численностью 100 человек была создана в Москве в 1624году при Земском дворе. Она была оснащена конным обозом, бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми.
С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В одном из петровских указов предписывалось “…беречь от огня богатство Государства Российского”.
В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.(Слайд 22)
Возникновение в Екатеринодаре (Краснодаре) организованной пожарной помощи относится к 21 мая 1802 года. Было выделено 30 “внутренне – служащих казаков” под началом казачьего урядника для несения караульно-пожарной службы и оказания населению помощи в случаях возникновения пожара.
30 мая 1825 года является датой учреждения в Екатеринодаре Пожарной Команды в виде организации, поставленной на страже защиты населения от пожарных бедствий и оказания ему своевременной помощи, впервые снабженной для этих целей необходимыми орудиями и средствами передвижения.
17 апреля 1918 года был подписан декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
На Кубани второе “рождение” пожарной службы началось в 1920 году после установления советской власти.
Пожарная охрана в крае в настоящее время – это 166 пожарных частей. Общая численность личного состава – около 7000 человек. (Слайд 23)
Сегодня, когда резко участились чрезвычайные ситуации, связанные с масштабными возгораниями, на помощь пожарникам приходят спасатели широкого профиля. Спасение людей, гибнущих в огне, стало их общим делом. Это не просто работа - это призвание, ведь далеко не каждый согласится взвалить на свои плечи ответственность за чужие жизни, не растеряется при виде раненных, покалеченных людей, сможет справиться с нахлынувшими чувствами и просто выполнить свой долг. (Слайд 24)
Результаты работы пожарных (Слайд 25)
Учитель: “Шутки” с огнем приводят к большим неприятностям. (Слайд 26)
Х. Контроль и самоконтроль знаний учащихся
Учитель: Чтобы проверить знания, полученные на уроке, проведем блиц-опрос. Ответьте на вопросы: (Слайд 27)
- Какой орган при пожаре защищает ватно-марлевая повязка? (Дыхание.)
- Средство пожаротушения. (Огнетушитель.)
- Номер пожарной службы? (01.)
- Почему телефон пожарной службы – 01?
- 01 – простой, его всякий запомнит,
01 – номер короткий, на пожаре дорога каждая минута,
01 – номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.
- Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не сможешь потушить самостоятельно? (вызвать пожарных по тел. “01 ”).
- Закончи предложение: (Слайд 28)
ХI. Подведение итогов урока
– О чем говорили на уроке?
– Какие правила нужно соблюдать, чтобы не было
пожара?
– Как вызывать пожарную команду?
Учитель: Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.
Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как себя вести.
Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом.
Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой учитесь! (Слайд 29)
Учитель раздает памятки “Чтобы не было пожара”.
ХII Информация о домашнем задании
Литература
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М.: ВАКО, 2007.
- Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем: познавательные игры и программы с дошколятами и школьниками/авт. - сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2005.
- Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы.- М.: Глобус, 2007.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.
- http/festival.1september.ru
для любого учреждения. Его пункты имеют четкий инструктаж учительского состава, донесение информации до детей о мерах защиты от огненной стихии, также о правилах поведения во время пожара. При этом вся ответственность лежит на руководстве. За надлежащим выполнением плана мероприятий по пожарной безопасности в школе и состоянием этих требований отдельных помещений: классов, лабораторий, складских помещений отвечают педагоги, после надлежащего приказа назначения от директора учреждения.
Проведение инструктажа по пожарной безопасности в школе
Необходимые действия по защите от пожара
Чтобы предотвратить возгорание на территории учебного заведения, нужно выполнить такие действия безопасности:
- Школьная территория очищается от любого рода легковоспламеняющихся предметов, своевременно выполняется уборка мусора, сухой травы и листьев;
- Обязательно контролировать состояние расположенных близко возле здания дорог, они содержатся чистыми от мусора, льда и снега, чтобы машины МЧС могли легко подъехать к учреждению, важно наличие гидрантов для быстрой работы пожарных;
- Составление плана эвакуации, его расположение на видимых ученикам местах. План делится на 2-е части: графическую и текстовую, содержит в себе план помещения, с четким указание запасных выходов, быстрых подступов к ним;
- Требуется наличие средств и принадлежностей для локализации огня: ведра для воды, песок, гидрант;
- Любое здание, особенно школьное обладает 2-мя эвакуационными выходами, на тот случай, если один из выходов окажется недоступным из-за огненного очага;
- Пути к запасным дверям обязательно легкодоступны, очищены от предметов, ненужных заграждений, эти двери открываются только наружу;
- Помещения, обладающие электрическими приборами или горючими веществами содержаться в надлежащем порядке, учащиеся проинструктированы правилам поведения с данными предметами в процессе учебных занятий;
- Здание оснащается системами тревоги и вентиляции;
- Учителя обязаны проводить контроль своевременной уборкой классов;
- Применение пиротехники во дворе учреждения категорически воспрещается;
- При появлении огня необходимо организованно и оперативно вывести школьников из помещения. Но все сделать спокойно, без паники и давки среди них. Сгруппировать учеников классами, провести перекличку по журналу, о результатах отчитаться директору. При этом в процессе эвакуации деток задействуют медработников, работников кухни и технический персонал.
Детский рисунок тушения пожара в лесу по программе мероприятий по пожарной безопасности в детских учреждениях
Важно разъяснять информацию ученикам, соответственно с планом мероприятий по пожарной безопасности в школе:
- Размещение на официальном сайте учреждения страницы «О безопасности помещения и учеников от пожара».
- Распечатать памятки предотвращения детской беспечности с огнем, довести информацию до детей, путем распространения памяток среди них.
- Обновлять новости о методах предотвращения возгорания и борьбы с огнем на стендах, в уголках.
- Проводить классные часы по заданной теме.
- Устроить учебные тренировки.
- Создать конкурсы рисунков с тематикой «Защита от огня».
- Проводить тематические уроки, цель которых донесение информации о шалостях с огнем.
Обязанности директора учебного заведения
Все вопросы, связанные с защитой помещения от возгорания, должны неусыпно контролироваться директором учреждения, он обязан:
- Назначить ответственного за соблюдение указаний и задокументировать приказом;
- Оказание ему поддержки и помощи в данной работе и проведение контроля его действий;
- В случае чрезвычайной ситуации четко установить обязанности и действия персонала.
Директор должен со всей ответственностью отнестись к подбору работников, ответственных за монтажные, ремонтные работы и выполняющие обслуживание электрооборудования в здании, от их соответствие нормам, напрямую зависит защищенность детей в учреждении.
Все пункты, относящиеся к такому вопросу, документируются надлежащим образом в приказах, инструкциях. Директор во время своих действий опирается на документы и нормативы.
Органы местной власти представляют всяческую помощь и содействие, проявляют спонсорскую деятельность по закупке необходимых средств защиты.
Школьники тренируются одевать противогазы на время, согласно нормам пожарной безопасностиРуководитель одобряет инструкцию о мерах безопасности против пожарной стихии. Она содержит пункты: о требуемом порядке на вменяемой ему территории, примыкающих подсобных помещений, схему отключения электрического оборудования во время появления огня, расписаны действия учительского состава в экстренных ситуациях, имеются сроки разъяснений инструктажа.
Естественно, директор школы назначает старших, ответственных за порядок произведения эвакуации детей и учителей при возгорании. Они регулируют человеческий поток поэтажно. Вывод класса в индивидуальном порядке ведет тот учитель, который будет на данный момент на уроке или находится с детьми.
Когда в здании проходит программа, связанная со спортивным или культурно-развлекательным событием, ответственным выступает организатор, ему необходимо все проверить предварительно, удостоверится в наличие средств борьбы с внезапным пожаром.
Мероприятия по противопожарной безопасности с детьми
Конечно, если дело касается самого дорого, второстепенных вопросов не существует. Все это к тому, что родители также должны помогать педагогам в донесении информации детям, читать с ними соответствующую литературу и объяснять, как следует себя вести в таких случаях. Еще столь важные правила необходимо обязательно соблюдать всем. В число основных пунктов нужно внести запрет на курение для всех на детской территории; табу на внос пиротехники и легковоспламеняющихся веществ, спичек и зажигалок.
Тренировка школьников по эвакуации из здания школы при пожареСамый лучший способ восприятия новостей детьми в отношении плана по противопожарной безопасности в школе, это внешкольные собрания, учебные часы.
Метод подачи знаний предоставляется в свободной форме, доступной ученикам, с творческим подходом. Это всевозможные конкурсы, эстафеты, сценки. В подобные дни можно пригласить сотрудников МЧС и задействовать их в данных играх и уроках.
Также отличный эффект принесет выставочный зал с плакатами и рисунками надлежащей тематики. Маленьких школьников можно заинтересовать, благодаря разнообразным сценкам с мультяшными героями, декламацией стихотворений любимых детских поэтов. Много появится интереса и любопытства, если подобные выступления будут костюмированы с переодеваниями. Малышам можно устроить урок языка, и подать как дидактический материал.
Ученики старшей и средней школы принимают активное участие в создании макетов, плакатов, где наглядно отображено действие по защите от пожара или процесс эвакуации людей из огненной стихии. Старшеклассники с радостью примерят комплект одежды, развернут пожарный рукав, применят огнетушитель в деле при поддержке пожарников, пообщаются со специалистами в непринужденной обстановке.
Защищенность учреждения тогда полноценна, когда меры проведения ознакомления с ее нюансами будут равномерные и регулярны. Ученики благодаря игровым подходам будут вовлечены в общественную полезную деятельность.
Софа Хакур
Сценарий внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности для учащихся начальных классов
Тема. Правила пожарной безопаснос ти.
Цели :- прививать навыки осторожного обращения с огнем;
Познакомить учащихся с некоторыми причинами пожаров и правилами поведения при их возникновении; познакомить с номером телефона пожарной части , помочь запомнить его; воспитывать чувство ответственности.
Оформление :
Выставка рисунков на противопожарную тематику .
На стенде выставлены детские книги :
B. Гальченко «Огонь- невидимка»
C. Я. Маршак «Кошкин дом» , «Пожар » ,
«Рассказ о неизвестном герое» .
К. Чуковский «Путаница» .
И. Машбаш «Огненный всадник» и другие.
1. Спички не тронь, в спичках огонь!
2. Чтобы в ваш дом не пришла беда,
Будь с огнем осторожно всегда.
3. Не играй дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички- невелички Может дом сгореть дотла.
Сцена : на заднем плане домик с надписью «Кошкин дом» . Появляет Тетя Кошка.
Дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас к себе в гости. Побывав у. меня в гостях, вы узнаете .
Появляется Шапокляк :
Так, что бы сделать такого плохого.
Осматривается, поднимает спичечный коробок. Трясет. Слышно как гремят спички. - Ой, спички, так-так. Сейчас я костерчик разведу. Шапокляк достает спички и пытается поджечь мусор. В это время появляется тетя Кошка.
Тетя Кошка : Ой, бабушка, что это Вы делаете!
ШаП0КЛЯК (испугано) : Ой, напугала,что это ты кричишь, на пожар что ли !
Тетя Кошка : Не останови я Вас- не миновать пожара .
Шапокляк : Да ладно, пожар ! И, во-первых я никакая не бабушка, а гражданка Шапокляк, а во вторых, какой пожар из-за одной спички !
Тетя Кошка : Не скажите!
Ростом спичка- невеличка,
Не смотрите, что мала Эта маленькая спичка Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шалить нельзя!
Шапокляк : Ух,ты! А я и не знала, что эта спичка такая хулиганка. Теперь я поняла.
То, что спички не игрушка,
Знает каждый, знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.
Обращается к тете Кошке.
А вы, мадам, кто такая будете?
Тетя Кошка : Меня зовут тетя Кошка. Про меня сказку написал С. Маршак, которая называется «Кошкин дом» .
Шапокляк : Так это у Вас, тетя Кошка, дом сгорел? А еще меня учит, как со спичками обращаться!
Тетя Кошка : Да, был такой случай. Но теперь я умею правильно обращаться с огнем . А сегодня ко мне придут ребята, у которых будут проверяться знания правил пожарной безопасности . И вы, гражданка Шапокляк, можете остаться с нами и многому научиться.
Шапокляк : Ну что же, уговорили, останусь, авось пригодится. А где эти твои ребята?
Тетя Кошка : А вот и они. Встречайте, это команды «Огонек» и «Искорка» .
На сцену выходят две команды по 4-5 человек, занимают свои места.
Тетя Кошка : Уважаемая гражданка Шапокляк, представьте, что Вы идете по улице и видите из окна валит дым и появился огонь. Что Вы будете делать?
Шапокляк : Я- то, я- то? Что- что, убегу, а то подумают, что я подожгла.
Тетя Кошка : Да разве так можно? Нужно же помочь.
Шапокляк : А, помочь! А. Тогда я буду помогать выносить ценные вещи : телевизор, видик, ковры, шубы. Тетя Кошка : Да, нет, что Вы такое говорите. Ребята, что нужно сделать, если видите, что начинается пожар ?
Дети выкрикивают ответы.
Тетя Кошка : Правильно , нужно сразу позвонить по телефону «01» в пожарную часть , сказать что горит, сообщить точный адрес и свою фамилию, после чего приступить к ликвидации пожара и эвакуации людей до приезда пожарных .
ШапОКЛЯК*. Нужно записать :
Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается Позвони по «01»
Сразу все уладится!
Тетя Кошка : Совершенно верно. Во время пожара дорога каждая секунда- огонь не ждет. Поэтому и номер
самый короткий, всего две цифры - можно набрать быстро. Этот номер «01» можно набрать по телефону даже в темноте, последняя и первая цифра на диске.
Шапокляк : Уважаемая тетя Кошка, а давайте проверим наши команды.
Тетя Кошка : Хорошо. Начнем с домашнего задания. Дети должны были подготовить стихи. Давайте их послушаем.
Ученик : А без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами :
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет Что ребятам греет ужин Режет сталь и хлеб печет.
Ученик : Он всегда бывает разным Удивительный огонь То буяном безобразным ,
То тихоней из тихонь То он змейкой торопливой По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой Полыхает на заре.
Ученик : Вот на спичке; как на ветке Голубой дрожит листок Вот ломая прутья клетки Хищный делает бросок.
Да, огонь бывает разный Бледный- желтый, ярко- красный,
Синий или золотой Очень добрый, очень злой.
У ченик : Злой огонь- огонь пожара Злой огонь - огонь войны От безжалостного жара Дни темны, поля черны.
Жители земного шара Граждане любой страны Злой огонь гасить должны.
Ученик : Не играй, дружок со спичкой! Поленись ты, они мапа,
Но от спички- невелички Может дом сгореть дотла. Младшими братьям и сестричкам Старшие говорят :
«Крепко помните, что спички- Не игрушки для ребят!» .
У ченик : Смотрел Сергей пугач, Пострелял немного А теперь Сережу врач Лечит от ожога.
От такого пугача Путь обычный до врача!
Возле дома и сарая Разжигать костер не смей, Может быть беда большая Для построек и людей.
Ученик : Ленту гладила Анюта И увидела подругу,
Отвлекла на три минутки И забыла про утюг Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит три минутки! Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар !
Тетя Кошка : Молодцы ребята, справились с домашним заданием , подготовили интересные стихи. Спасибо! Теперь вам предстоит пройти несколько конкурсов.
Итак первый конкурс : «01»
Условие конкурса : завязать себе глаза повязкой, добраться до телефона, набрать «01» , вернуться к команде, передать повязку следующему. Итак вся команда. Проходит конкурс «01» . Около телефона стоят помощники, которые фиксируют правильность набора номера . Побеждает команда быстрее справившаяся с заданием . Фоном звучит веселая мелодия.
Шапокляк*. Первое справилась .
Пусть каждый помнит гражданин Пожарный номер «01» .
Тетя Кошка : Ну что же, мы набрали номер «01» , а теперь нужно сообщить четко и точно, что горит, точный адрес и свою фамилию.
Шапокляк : И сейчас мы проверим, как вы будете сообщать о пожаре в нашем следующем конкурсе. А чтобы передать сообщение четко, нужно говорить правильно и быстро . Сейчас я раздам вам по листочку на которых будут написаны адреса и фамилии.
Тетя Кошка : Ну что же, мои милые друзья, в нашем конкурсе вы будете действовать так : подбегаете к телефону,снимаете трубку, громко, быстро и четко произносите свой домашний адрес и фамилию. Не забывайте : от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро и правильно прибудут по адресу пожарные команды . Приготовились, начали .
Проходит конкурс «Примите вызов» .
Тетя Кошка : В этом конкурсе победила команда
Итог этих конкурсов один :
Если где-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге как один,
Позвоним по. (Дети хором : «01» ).
И ближайшему району Позвоним по телефону.
Где горит и что горит,
И кто об этом говорит!
Вот и замечательно. А теперь, пока не прибыла пожарная , нужно приступить к тушению пожара . А чем мы будем тушить огонь
Шапокляк : А, я знаю! Пирогами и блинами, и сушенными грибами.
Тетя Кошка : Да где же Вы такое видели? Чтобы этим тушить огонь.
Шапокляк : А мне рассказали об этом. Там дело было так : лисички море синее зажгли, а потом пришли этот зеленый крокодил, вот :
«Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогом и блинами,
И сушенными грибами.»
Тетя Кошка : Это же так в своем стихотворении «Путаница» К. Чуковский написал. А на самом деле огонь тушат так :
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А залей его. (водой) .
Шапокляк*. Все понятно, без вопросов
Все вопросы впереди.
Эстафета водоносов- Водоносы, выходи!
В трех, пяти метрах от команды ставятся ведра с водой. Около команды ставят по такому же ведро (пустому) и " вручает детские ведерки
Тетя Кошка : Сейчас вы будете носить воду на воображаемый пожар и заливать огонь . Первый участник подбегает к колоду, набирает в ведерко воды, возвращается к команде и выливает воду в пустой ведро, а ведерко передает следующему. И так все, пока ведро не опустеет. Кто первым закончит, тот, значит, быстро справился с огнем .
Проходит конкурс «Водоносов» .
Тетя Кошка : С пожаром справились , молодцы! А теперь я хочу обратить ваше внимание сюда. Здесь представлены детские книги. Наверняка многие вы узнали. О пожарах , о бедах, которые приносит огонь, написано много книг. В том числе детских. Почему же для детей написано много книг о пожарах , о причинах пожаров и о бедах которые они приносят?
Ученики : Потому что часто пожары возникают по вине
Тетя Кошка : На нашей выставке представлена лишь небольшая часть таких книг, со многими мы уже знакомы. И следующий конкурс называется «Угадай произведение» . Вам нужно угадать из каких произведений взяты эти строки.
Задание 1 команде :
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит «Эй пожарные , бегите!
Помогите, помогите!
(К. Чуковский «Путаница» .)
Ищет пожарные , ищет милиция,
Ищут фотографы в нашей столице,
Ищут давно, но не могут найти Парня какого-то лет двадцати.
Задание 2 команде :
С треском, щелканьем и громом Встал огонь над новым домом Озирается кругом,
Машем красным рукавом.
(С. Я. Маршак «Кошкин дом» .)
Много столпилось Людей на панели Люди в тревоге Под крышу смотрели :
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки ребенок протягивал к ним.
(С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном
Молодцы, справились с заданием . Следующий конкурс Загадки». Команды получают загадки, нужно прочитать загадку и*угадать отгадку.
1 команда.
1. Если младшие сестрички Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те. (отнять)
2. Шипит и злится Воды боится
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (огонь)
3. То назад, то вперед Ходит бродит пароход,
Остановить горе,
Продырявит море. (утюг)
4. Стол и шкаф сгорели разом Кто сушил белье над. (газом)
5. Побежал пожар во двор Это кто там жег. (костер) .
2 команда
1. Если где хранится мусор Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там
Метлу, лопату взяли
Быстро все. (убрали) .
2. Дыма столб поднялся вдруг Кто не выключил (утюг)
3. Столб огня чердак объял Кто там спички (зажигал)
4. Дым увидел - не зевай И пожарных (вызывай)
5. Легче, чем пожар тушить ,
Нам его (предупредить)
Тетя Кошка : Молодцы ребята! А теперь у меня вопрос : что вы знаете о пожарной сигнализации в нашей школе?
(Ответы детей) .
Пожарная сигнализация проведена для того, чтобы всех извещать об опасности. Она реагирует на дым, на малейшее возгорание. И как только мы услышим ее звуки, нам необходимо эвакуироваться, покинуть школу, из опасной зоны.
И последнее задание «Расскажи значение» . Сейчас я вам раздам рисунки на противопожарную тематику и вы должны своими словами объяснить значение этих рисунков. Команды получают рисунки и рассказывают их смысл.
Тетя Кошка : Молодцы, я вижу вы все знаете.
Сегодня вы были не только сильными и ловкими, но и весёлыми и находчивыми.
А главное, ребята знают правила пожарной безопасности . В нашем сегодняшнем состязании нет проигравших. Вы награждаетесь грамотами за активное участие в конкурсе на знание правил пожарной безопасности !
Профилактические мероприятия для детей от 7 до 12 лет проводятся на уроках ОБЖ. Предполагается, что в курсе ознакомления с «Окружающим миром» ребенок получит минимум знаний, которые позволят ему сложить представление о таких категориях, как пожар, способы его тушения, меры профилактики. Однако тематические собрания, конкурсы и открытые уроки – уникальный способ формирования у детей осторожного поведения, не допускающего появление возгораний с их участием. Сочетание игровых форм и общей теоретической подготовки – возможность в кратчайшие сроки сформировать у ребенка чувство ответственности за свои действия.
Особенности и этапы проведения пожарно-профилактических мероприятий в школе
Проблемы противопожарной безопасности должны подниматься во время проведения тематических уроков и специализированных занятий. Составление плана работы с коллективом должно учитывать блок задач воспитательного характера. Не последнюю роль в пожарно-профилактических мероприятиях уделено учебных материалам. Это могут быть тематические диктанты, разбор сюжетов, рассказов, а также математических задач на пожарную тематику.
Примером может служить задание, которое дети могут получить на уроке ИЗО – проиллюстрировать ситуации «Пожарная бригада на учениях», «Игра с огнем – беда в мой дом». В рамках занятий по математике обучающимся могут быть предложены тематические задачи: «По тревоге выехали 3 пожарные машины. Однако их ресурсов не хватило и потребовалось еще дополнительно 2 пожарных транспорта. Какое общее число людей было задействовано, если известно, что в каждом автомобиле по 7 человек?
Внеклассные мероприятия
Противопожарное воспитание отлично формируется путем проведения внеклассных занятий. Творческая деятельность детей в совокупности с разбором серьезных случаев, возникающих в работе пожарных – уникальный способ влияния на сознание школьников. Уникальный сценарий проведения противопожарных воспитательных мероприятий включает в себя следующий план :
- Проведение конкурса рисунков для учеников младших 3-4 классов. Этот этап должен быть разделен на несколько подгрупп: сбор работ на противопожарную тематику и детей школы, проведение общешкольных мероприятий, отбор наиболее успешных работ и направление рисунков и поделок на окружной уровень с награждением призеров и победителей.
- Проведение мероприятий по художественной самодеятельности. В этом случае будут задействованы не только отдельные группы учеников, но и художники, дизайнеры уникальных костюмов, декораций, предметов оформления помещения. Примером может служить организация выступлений и инсценировок популярных стихотворений, непосредственно связанных с противопожарной тематикой: художественная реализация стихотворения С. Маршака «Пожар» или К. Чуковского «Путаница» в части ситуации, когда звери взяли спички и случайно подожгли дом.
- Выступление хора учеников. Важно подобрать репертуар, который, с одной стороны, доступен для понимания детям в возрасте от 7-12 лет, с другой – не носит серьезный и философский характер. Например, не желательно использовать гимн российских пожарных, т.к. в исполнении детей до 10 лет он не будет иметь динамичного и живого характера.
Праздники и собрания на противопожарную тематику
Участие учеников в общешкольных и городских праздниках, мероприятиях и собрания позволяет сформировать у ребенка устойчивый образ относительно того, какие действия при пожаре можно совершать, а какие – нет. С этой целью могут проводиться занятия по пожарной безопасности следующего типа :
- В период празднования дня пожарной безопасности школьники могут быть привлечены к участию и подготовке сценок. Это может быть миниатюра «случайно загорелся телевизор», «утюг вышел из строя и воспламенился».
- Общешкольные эстафеты и массовые игры. Подразумевают сбор группы учеников, которые в порядке очереди выполняют тематически подвижные задания. В завершении игр может быть задание «оперативно надеть форму пожарного». Это позволит ученикам усвоить процесс и порядок обмундирования специалиста при возникновении чрезвычайной ситуации, а также позволит ребенку самостоятельно надеть на себя профессиональную амуницию.
- Проведение массовых тренировок по совершению необходимых действий при возникновении возгораний локального характера. Помимо бесед с учениками младших классов может применяться отработка практических навыков: эвакуация из аудитории при использовании окна первого этажа, организованное движение толпой, перемещение на корточках, эмитирующее эвакуацию в условиях распространения задымления.
- Теоретическая подготовка школьников. Наглядная иллюстрация работы, устройства пожарного огнетушителя, крана, щита.
- Проведение профилактических мероприятий с участием представителей старших классов.
Таким образом, рассматриваемый план профилактических противопожарных мероприятий призван сформировать у ребенка устойчивый образ, который связан с огнем как источником разрушения и беды. Комплексный подход в вопросе воспитания детей в возрасте 7-12 лет позволяет добиться качественных результатов только при сочетании теоретической подготовки с уникальными практическими занятиями, закрепляющими полученные знания в инсценировке.
Активное привлечение детей к общешкольным конкурсам, праздникам и эстафетам – это не только способ проведения досуга, но и доступный инструмент формирования у ребенка знаний и навыков, которые помогут ему справиться с ситуацией, когда существует угроза пожара или ликвидация его последствий. Игровая форма – наиболее понятный и доступный для школьника способ усвоения строгих правил, норм и предписаний. При систематическом и педагогическом планировании противопожарных мероприятий у ребенка сформируется устойчивый образ и план действий, который может спасти ему или его товарищам жизнь при возникновении ситуации, угрожающей жизни.
Статью прислал: Ellada