В состав участников системы сертификации входят. Участники сертификации

Кто участвует в процедуре обязательной сертификации?

Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона, участники, представляющие первую сторону, при обязательном под­тверждении соответствия - это «заявители»). заказ­чики - продавцы (первая либо вторая сторона, продавец как получатель продукции представляет вторую сторону, а при реализации товара покупателю - первую сторону, а также организации, представляющие третью сторону - органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), федеральный орган исполнительной власти по техническо­му регулированию - Минпромэнерго России и подведом­ственное ему Агентство по техническому регулированию и метрологии - Ростехрегулирование.

Основные участники - заявители, органы по сертифи­кации (ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах.

Каковы права и обязанности заявителя?

Согласно ст. 28 ФЗ «О техническом регулировании» заяви­тель вправе:

- выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соот­ветствующими правилами (в перспективе - техническими регламентами);

Обращаться для осуществления обязательной серти­фикации в любой ОС, область аккредитации которого рас­пространяется на продукцию, которую заявитель намерева­ется сертифицировать;

Обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испыта­тельных лабораторий.

Заявитель обязан:

- обеспечивать соответствие продукции установленным требованиям;

Выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

Указывать в сопроводительной технической докумен­тации и при маркировке продукции сведения о сертифика­те соответствия или декларации о соответствии;

Предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия;

Приостанавливать или прекращать реализацию про­дукции, если срок действия документа (сертификата или декларации) истек либо их действие приостановлено или прекращено;

Извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производ­ства сертифицированной продукции;

Приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не отвечает уста­новленным требованиям на основании решений органов государственного контроля.

Какие функции выполняет орган по сертификации?



Органы по сертификациивыполняют следующие функции:

Привлекают на договорной основе для проведения ис­пытаний испытательные лаборатории (центры) в порядке, установленном Правительством РФ;

Осуществляют контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схе­мой обязательной сертификации и договором;

Ведут реестр выданных ими сертификатов соответ­ствия;

Информируют соответствующие органы государствен­ного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сер­тификацию, но не прошедшей ее;

Приостанавливают или прекращают действие выдан­ного ими сертификата соответствия;

Обеспечивают предоставление заявителям информа­ции о порядке проведения обязательной сертификации;

Устанавливают стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики опре­деления стоимости таких работ.

ОС несет ответственность за обоснованность и правиль­ность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.

Важное нововведение (по отношению к Закону РФ «О сертификации продукции и услуг») - запрет предо­ставлять лабораториям сведения о заявителе. Это правило подразумевает анонимность испытываемой продукции и на­правлено на обеспечение объективности испытаний. Таким образом, если право выбора ОС из нескольких органов, аккре­дитованных на данную продукцию, принадлежит заявителю, то выбор испытательной лаборатории осуществляет ОС.

Какова роль испытательных лабораторий в процессе ПС?

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ)осу­ществляют испытания конкретной продукции или конкрет­ные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. В стране действует более 2500 ИЛ. Лаборатория несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а так­же за достоверность и объективность результатов. Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сер­тификации «Ростест - Москва». ОС не вправе предоставлять аккредитованным испыта­тельным лабораториям сведения о заявителе.

Кто может быть экспертом органа по сертификации?

Эксперт ОС(лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертифика­ции) - главный участник работ по сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зави­сят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.

Кто является участником добровольной сертификации?

Как было отмечено выше, система добровольной сертификации (СДС) - это сово­купность участников сертификации, действующих в опре­деленной области по установленным в системе правилам. В подавляющем большинстве случаев организаторы СДС - это юридические лица: научно-исследовательские институ­ты, коммерческие предприятия, ассоциации и союзы пред­принимателей, вузы, федеральные органы исполнительной власти. Очень часто ОС, осуществляющий обязательную сертификацию, является участником СДС. И это естествен­но, так как используются персонал и техническая база ОС, которые обеспечивают весомые стартовые позиции для раз­вертывания СДС.

Создатели СДС определяют ее инфраструктуру, т.е. участников, их функции и условия взаимодействия между ними. В ФЗ о техническом регулировании регламентирова­ны только функции органа по добровольной сертификации, в частности ОС осуществляет подтверждение соответствия; выдает сертификаты соответствия; предоставляет заявителю право на применение знака соответствия (если такой знак в системе предусмотрен); приостанавливает или прекращает действие выданных сертификатов.

Лицо или лица, создавшие СДС, устанавливают:

а) перечень объектов, подле­жащих сертификации;

б) номенклатуру характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сер­тификация;

в) правила выполнения работ по сертифика­ции;

г) участников данной системы.

В качестве участника СДС могут выступать не только юридические, но и физи­ческие лица. Например, существует СДС персонала, где заявителями выступают специалисты, стремящиеся полу­чить аттестат компетентности эксперта ОС.

Согласно ФЗ «О техническом регулировании» (п. 3 ст. 21) СДС может быть зарегистрирована органом исполнитель­ной власти по техническому регулированию. Однако эту норму справедливо критикуют /7/, так как необязательность регистрации означает, что СДС не проходит экспертизу, со­путствующую процедуре регистрации. Действующий порядок экспертизы предусматривает проверку только по двум пара­метрам: патентной чистоте знака соответствия и названию си­стемы. Поскольку даже при возможной регистрации Закон не предусматривает проведение экспертизы документов СДС, то в одном сегменте рынка могут появиться 10-20 однотипных систем сертификации, вводящих приобретателей в заблужде­ние.

Типовая структура системы обязательной сертификации предусматривает следующий состав участников:

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию;

Органы по сертификации;

Испытательные лаборатории (центры);

Заявители.

Основные участники – заявители, органы по сертификации и испытательные лаборатории. Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах.

Заявитель вправе:

Выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (техническими регламентами);

Обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой ОС, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

Обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испытательных лабораторий.

Заявитель обязан:

Направлять заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представлять продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для сертификации продукции;

Обеспечивать соответствие продукции установленным требованиям;

Выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

Указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии

Предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия;

Приостанавливать реализацию продукции, если срок действия документа (сертификата или декларации) истек, либо их действие приостановлено, либо прекращено;

Извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

Приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не отвечает установленным требованиям на основании решений органов государственного контроля.

Органы по сертификации выполняют следующие функции:

Формируют фонд нормативных документов, используемых при сертификации однородной продукции;

Принимают и рассматривают заявки на сертификацию;

Привлекают на договорной основе для проведения испытаний испытательные лаборатории (центры);

Осуществляют контроль за объектами сертификации;

Оформляют и выдают сертификаты соответствия, ведут реестр выданных ими сертификатов соответствия;

Информируют соответствующие органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшие ее;


Приостанавливают или прекращают действие выданного ими сертификата соответствия;

Обеспечивают предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;

Устанавливают стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ.

Ведут реестр сертифицированной продукции;

Организовывают повышение квалификации и аттестации персонала;

Взаимодействуют с изготовителем по своевременной сертификации продукции при изменении требований стандартов.

Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации, должна пройти процедуру аккредитации. В настоящее время в РФ создается самостоятельная система аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, соответствующая международным нормам. Критерии, которые принимаются во внимание при аккредитации, предусматривают наличие в органе по сертификации:

Квалифицированного и прошедшего специальную подготовку персонала;

Актуализированного фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию (услуги) и методы ее испытаний;

Административной структуры, юридических и экономических возможностей (условий) для проведения сертификации, в том числе испытаний и инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;

Организационно-методических документов, устанавливающих правила и порядок сертификации, в том числе правила рассмотрения апелляций и отмены (временного приостановления) действия сертификатов, знаков соответствия;

Реестра сертифицированной продукции.

ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации. Органам по сертификации запрещается предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям сведения о заявителе. Это правило направлено на обеспечение объективности испытаний. Таким образом, если выбор ОС из нескольких организаций, аккредитованных на данную продукцию, принадлежит заявителю, то выбор испытательной лаборатории – только органу по сертификации.

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест-Москва». ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов. Основные требования, предъявляемые к испытательным лабораториям: независимость, беспристрастность, неприкосновенность и техническая компетентность. Независимость определяется статусом третьего лица. Беспристрастность выражается в деятельности при проведении испытаний, принятии решений по их результатам и оформлении протоколов испытаний. Неприкосновенность заключается в том, что ИЛ и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки. Техническая компетентность подтверждается соответствующей структурой организации и управления, наличием квалифицированного персонала, помещений и оборудования для испытаний, нормативных документов на методы испытаний и процедуры, включая документы системы обеспечения качества. Соответствие требованиям проверяется при аккредитации ИЛ. Система сертификации предусматривает допуск к испытаниям продукции только аккредитованных лабораторий.

Эксперт ОС (лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации) – главный участник работ по сертификации. От компетентности эксперта, его добросовестности и объективности зависят обоснованность, достоверность принятия решения о выдачи сертификата заявителю.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования (Госстандарт) выполняет следующие функции:

Формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и опубликовывает официальную информацию о них;

Проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;

Представляет РФ в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации;

Осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.

В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Госстандарт осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и пр.

В соответствии с соглашением федеральный орган может:

Проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответствия;

Входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в полном соответствии с ее правилами.

Кратко рассмотрим деятельность некоторых федеральных ор­ганов в области сертификации.

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России (Госсанэпиднадзор) проводит серти­фикацию новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфицирующих средств, а также выдает санитарно-эпидемиологическое заключение на продовольственное сырье и пищевые про­дукты, ряд непродовольственных товаров (посуда, средства по ухо­ду за полостью рта и пр.). Указанные заключения выдаются на этапе согласования НД до начала серийного производства продукции.

При заключении контракта на импорт товаров, являющихся объектом контроля и надзора этого органа, необходимо в контракте оговаривать условия обязательного представления таможенным органам санитарно-эпидемиологического заключения до выпуска партии на таможенную территорию.

Правовой основой сертификации на санитарную безопасность является Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Нормативной ба­зой государственного надзора и сертификации в этой области яв­ляются СанПиН, Санитарные правила (СП).

Департамент ветеринарии Минсельхозпрода РФ выдает вете­ринарные сертификаты (свидетельства) на продукцию и сырье жи­вотного происхождения при импорте, экспорте и транзите через российскую территорию указанных грузов. Ветеринарные сертифи­каты необходимы отечественным предприятиям, перерабатываю­щим сырье животного происхождения, для подтверждения пара­зитарной чистоты мяса, рыбы. Правовой основой сертификации, осуществляемой данным органом, является Закон РФ от 14.05.93 № 4979-1 «О ветеринарии». Нормативной базой являются ветеринарно-санитарные нормы ветеринарного законодательства (т. 1-4).

Госстрой России организует (в Системе сертификации ГОСТ Р) сертификацию различных объектов в строительстве (строительных товаров, инженерного оборудования зданий и сооружений, строитель­ной продукции жилых зданий, проектной документации). Норматив­ной базой сертификации являются СНиП, ГОСТ, ГОСТ Р и пр.

Госкомсвязи России осуществляет сертификацию средств связи на право их использования. Сертификация проводится в ИЛ, акк­редитованных Госстандартом. В компетенцию комитета входит сертификация следующей продукции: информационно-вычисли­тельных систем, автоматизированных систем и сетей, программных средств для компьютеров, баз и банков данных. Правовой основой сертификации средств связи и услуг является Федеральный закон от 16.02.95 № 15-ФЗ «О связи» (в ред. от 17.07.99).

Сертификацией отдельных групп продукции занимается ряд уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Госпожарнадзор МВД России (средства обеспечения пожарной бе­зопасности), Российский Морской Регистр (морские гражданские суда), Российский Речной Регистр (речные суда), Российский Авиа­регистр (самолеты) и пр.

Кто участвует в процедуре обязательной сертификации?

Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона, участники, представляющие первую сторону, при обязательном под­тверждении соответствия - это «заявители»). заказ­чики - продавцы (первая либо вторая сторона, продавец как получатель продукции представляет вторую сторону, а при реализации товара покупателю - первую сторону, а также организации, представляющие третью сторону - органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), федеральный орган исполнительной власти по техническо­му регулированию - Минпромэнерго России и подведом­ственное ему Агентство по техническому регулированию и метрологии - Ростехрегулирование.

Основные участники - заявители, органы по сертифи­кации (ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах.

Каковы права и обязанности заявителя?

Согласно ст. 28 ФЗ «О техническом регулировании» заяви­тель вправе:

Выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соот­ветствующими правилами (в перспективе - техническими регламентами);

Обращаться для осуществления обязательной серти­фикации в любой ОС, область аккредитации которого рас­пространяется на продукцию, которую заявитель намерева­ется сертифицировать;

Обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испыта­тельных лабораторий.

Заявитель обязан:

Обеспечивать соответствие продукции установленным требованиям;

Выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

Указывать в сопроводительной технической докумен­тации и при маркировке продукции сведения о сертифика­те соответствия или декларации о соответствии;

Предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия;

Приостанавливать или прекращать реализацию про­дукции, если срок действия документа (сертификата или декларации) истек либо их действие приостановлено или прекращено;

Извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производ­ства сертифицированной продукции;

Приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не отвечает уста­новленным требованиям на основании решений органов государственного контроля.

Какие функции выполняет орган по сертификации?

Органы по сертификации выполняют следующие функции:

Привлекают на договорной основе для проведения ис­пытаний испытательные лаборатории (центры) в порядке, установленном Правительством РФ;

Осуществляют контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схе­мой обязательной сертификации и договором;

Ведут реестр выданных ими сертификатов соответ­ствия;

Информируют соответствующие органы государствен­ного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сер­тификацию, но не прошедшей ее;

Приостанавливают или прекращают действие выдан­ного ими сертификата соответствия;

Обеспечивают предоставление заявителям информа­ции о порядке проведения обязательной сертификации;

Устанавливают стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики опре­деления стоимости таких работ.

ОС несет ответственность за обоснованность и правиль­ность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.

Важное нововведение (по отношению к Закону РФ «О сертификации продукции и услуг») - запрет предо­ставлять лабораториям сведения о заявителе. Это правило подразумевает анонимность испытываемой продукции и на­правлено на обеспечение объективности испытаний. Таким образом, если право выбора ОС из нескольких органов, аккре­дитованных на данную продукцию, принадлежит заявителю, то выбор испытательной лаборатории осуществляет ОС.

Какова роль испытательных лабораторий в процессе ПС?

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осу­ществляют испытания конкретной продукции или конкрет­ные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. В стране действует более 2500 ИЛ. Лаборатория несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а так­же за достоверность и объективность результатов. Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сер­тификации «Ростест - Москва». ОС не вправе предоставлять аккредитованным испыта­тельным лабораториям сведения о заявителе.

Кто может быть экспертом органа по сертификации?

Эксперт ОС (лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертифика­ции) - главный участник работ по сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зави­сят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.

Кто является участником добровольной сертификации?

Как было отмечено выше, система добровольной сертификации (СДС) - это сово­купность участников сертификации, действующих в опре­деленной области по установленным в системе правилам. В подавляющем большинстве случаев организаторы СДС - это юридические лица: научно-исследовательские институ­ты, коммерческие предприятия, ассоциации и союзы пред­принимателей, вузы, федеральные органы исполнительной власти. Очень часто ОС, осуществляющий обязательную сертификацию, является участником СДС. И это естествен­но, так как используются персонал и техническая база ОС, которые обеспечивают весомые стартовые позиции для раз­вертывания СДС.

Создатели СДС определяют ее инфраструктуру, т.е. участников, их функции и условия взаимодействия между ними. В ФЗ о техническом регулировании регламентирова­ны только функции органа по добровольной сертификации, в частности ОС осуществляет подтверждение соответствия; выдает сертификаты соответствия; предоставляет заявителю право на применение знака соответствия (если такой знак в системе предусмотрен); приостанавливает или прекращает действие выданных сертификатов.

Лицо или лица, создавшие СДС, устанавливают:

а) перечень объектов, подле­жащих сертификации;

б) номенклатуру характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сер­тификация;

в) правила выполнения работ по сертифика­ции;

г) участников данной системы.

В качестве участника СДС могут выступать не только юридические, но и физи­ческие лица. Например, существует СДС персонала, где заявителями выступают специалисты, стремящиеся полу­чить аттестат компетентности эксперта ОС.

Согласно ФЗ «О техническом регулировании» (п. 3 ст. 21) СДС может быть зарегистрирована органом исполнитель­ной власти по техническому регулированию. Однако эту норму справедливо критикуют /7/, так как необязательность регистрации означает, что СДС не проходит экспертизу, со­путствующую процедуре регистрации. Действующий порядок экспертизы предусматривает проверку только по двум пара­метрам: патентной чистоте знака соответствия и названию си­стемы. Поскольку даже при возможной регистрации Закон не предусматривает проведение экспертизы документов СДС, то в одном сегменте рынка могут появиться 10-20 однотипных систем сертификации, вводящих приобретателей в заблужде­ние.

1. Состав участников обязательной сертификации

1. Функции участников обязательной сертификации

1. Участниками обязательной сертификации являются изготовители продукции или исполнители услуг, заказчики (поставщики, продавцы), а также организации, представляющие собой органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры 2) и специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Основными участниками являются заявители, органы по сертификации и испытательные лаборатории. Именно они непосредственно участвуют в проведении сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.

Законом о сертификации (ст. 8,9) закреплено положение о том, что непосредственная деятельность по сертификации конкретных видов продукции осуществляется в рамках соответствующих систем сертификации, которые создаются государственными органами управления, предприятиями и организациями.

Система сертификации включает участников работ, нормативную базу. Положение об управлении системой и правила проведения сертификации. Большие системы сертификации, охватывающие разнородную номенклатуру продукции (услуг), включают несколько малых систем - систем сертификации однородной продукции. Эти системы со-

здаются при необходимости конкретизации общих правил применительно к некоторой совокупности видов продукции, обладающей общими признаками. Каждая система сертификации устанавливает свой знак соответствия. Системы сертификации и их знаки соответствия регистрируются Госстандартом России.

Типовая структура системы обязательной сертификации предусматривает следующий состав участников:

Федеральный орган исполнительной власти, на который законодательно возложено проведение обязательной сертификации;

Центральные органы систем сертификации однородной продукции (при необходимости);

Органы по сертификации;

Испытательные лаборатории (центры).

В систему сертификации могут также входить организации или подразделения, обслуживающие систему, такие как центры по подготовке экспертов по сертификации, научно-методические центры и др.

В настоящее время Госстандартом России зарегистрировано более 15 систем обязательной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами исполнительной власти, например такими, как Департамент воздушного транспорта, Министерство транспорта России, Министерство путей сообщения и т. д.

Среди систем обязательной сертификации первой по времени ее создания и самой крупной является Система сертификации ГОСТР, разработанная Госстандартом России. В Систему сертификации ГОСТ Р входят порядка 40 систем сертификации однородной продукции и услуг, около 900 аккредитованных органов по сертификации и около 2000 испытательных лабораторий. В Системе сертификации ГОСТ Р за рубежом аккредитовано 4 органа по сертификации и несколько испытательных лабораторий. Наличие этих органов по сертификации и испытательных лабораторий способствует процессу сертификации продукции, ввозимой на территорию РФ из-за рубежа

Система сертификации ГОСТ Р выдает ежегодно около 500 тысяч сертификатов на продукцию и услуги.

Функции участников обязательной сертификации рассмотрим на примере Системы ГОСТ Р.

Госстандарт России как федеральный орган исполнительной власти, который руководит Системой ГОСТ Р, осуществляет в рамках этой системы следующие функции:

Организует сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и управляет ими непосредственно или через центральные органы систем сертификации однородной продукции (услуг),

Уполномочивает органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) на право проведения работ в Системе;

Определяет центральные органы систем сертификации однородной продукции (услуг) и осуществляет контроль за их деятельностью;

Утверждает организационно-методические документы Системы;

Создает и (или) утверждает системы сертификации однородной продукции (услуг), правила сертификации в этих системах;

Устанавливает формы сертификатов, знаков соответствия и правила их применения;

Устанавливает по согласованию с компетентными органами порядок оплаты работ по сертификации;

Рассматривает апелляции,

Взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации;

Взаимодействует с органами других стран и международными организациями по вопросам сертификации.

В функции Центрального органа системы сертификации, который при необходимости назначается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, входят следующие:

Организация работы по формированию системы сертификации однородной продукции и осуществление руководства ею;

Разработка предложений по номенклатуре продукции, сертифицируемой в системе;

Участие в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым производится сертификация в системе;

Ведение учета органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему, выданных и аннулированных сертификатов и лицензий на использование знака соответствия;

Рассмотрение апелляций по поводу действия органов по сертификации и испытательных лабораторий, участвующих в системе.

Согласно закону РФ «О сертификации» (ст. 11) органу по сертификации вменены следующие функции:

Сертификация продукции (услуг), выдача сертификатов и лицензий на применение знака соответствия;

Проведение идентификации продукции, представленной для сертификации;

Проведение в установленном порядке инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;

Приостановление или отмена действия выданных им сертификатов;

Формирование фонда нормативных документов, необходимых для проведения сертификации;

Предоставление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции.

Испытательные лаборатории (центры) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Лаборатории несут ответственность за соответствие проведенных сертификационных испытаний требованиям нормативной документации, а также за достоверность и объективность результатов.

Изготовители продукции (поставщики, продавцы) при проведении сертификации выполняют следующие функции:

Подготавливают заявку на проведение сертификации и в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения обязательной сертификации или подтверждают соответствие поставляемой (реализуемой) ими продукции установленным требованиям;

Применяют сертификат или декларацию о соответствии и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами РФ и правилами системы;

Обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована;

Извещают органы по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации;

Обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов по сертификации продукции и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией;

Указывают в сопроводительной технической документации сведения о подтверждении соответствия и нормативных документах, которым она должна соответствовать;

Приостанавливают или прекращают реализацию продукции (подлежащей обязательной сертификации), если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или заявлена (подтверждена) декларация о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации.



Просмотров