В российской федерации все формы собственности. Формы и виды собственности в российской федерации. Частная форма присвоения на рассматриваемый фактор производства

Закон о Собственности в РСФСР предусматривает следующие формы собственности:

— частная или собственность отдельных граждан России;

— государственная;

— муниципальная;

— собственность общественных организаций, а также СП и иностранных граждан, организаций и государств;

Главным основанием возникновения Частной собственности гражданина является Предпринимательская деятельность . Такая деятельность может осуществляться не только путем создания и эксплуатации гражданином своего собственного предприятия, но и путем внесения своего вклада в акционерные общества (товарищества), в другие юридические лица, в том числе и те, где гражданин трудится. Это дает ему право на получение части прибыли соответствующего предприятия с учетом размера вклада.

На основе частной собственности строятся различные формы хозяйствования: частное предпринимательство с наймом или без найма работников, акционерные общества, кооперативы и др.

Государственная собственность : в ней могут находится предприятия промышленности, транспорта, связи, строительства и иное имущество, которое необходимо для осуществления задач республики и входящих в ее состав административно-территориальных и национально-государственных образований.

Муниципальная собственность включает в себя имущество местных органов государственной власти; органов территориального управления. Это жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-каналализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и др.), а также объекты, непосредственно обслуживающие население (столовые, химчистки, различные мастерские).

Собственность общественных организаций — это собственность благотворительных и иных общественных фондов, религиозных организаций.

Различные собственники имеют разные права и возможности.

Система рыночных отношений предполагает функционирование самостоятельно хозяйствующих Объектов, действующих в зависимости от конъюнктуры на свой страх и риск.

В максимальной степени Самостоятельность может обеспечить только собственность . Соревнование собственников за получение максимальной прибыли формирует отношения конкуренции, которая является главной характеристикой рынка. Если же собственник представлен только государством, то рынок не возникнет. Поэтому, Важнейшим условием возникновения рынка является разгосударствление и приватизация предприятий , которые лишают государство его монопольного положения в отношении собственности и ведут к появлению многих собственников, то есть создают условия для формирования рынка.

Для осуществления этих процессов Верховным Советом РФ был принят Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».

В России существует частая, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст.213 ГК).

Субъектами частной собственности (ст. 213 ГК) могут быть граждане и негосударственные юридические лица (хозяйственное товарищества и общества, кооперативы и другие негосударственные юридические лица). Государственные юридические лица, функционирующие на базе государственной и муниципальной собственности, субъектами права собственности на закрепленное за ними имущество не являются – они имеют имущество на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объектами частной собственности могут быть различные имущественные объекты, в том числе различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы (ст.132 ГК), оборудование, транспортные средства и другие средства производства.

Законом установлена возможность приобретения гражданами жилого помещения, занимаемого ими по договору найма в доме государственного или муниципального жилищного фонда (путем выкупа или по иным основаниям, предусмотренным законодательством).

Государственная собственность в соответствии со ст.214 ГК – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также субъектами РФ (республиками, края, области, городам федерального значения: Москве и Санкт – Петербургу, автономной области, автономным округам). Таким образом, государственная собственность бывает двух уровней обобществления – в масштабе субъекта РФ. Распределение объектов между Россией и субъектами РФ осуществляется законодательством.

Федеральная собственность – это общенародное достояние, принадлежащие России в целом. Круг объектов этой собственности государства, которые не могут принадлежать другим субъектам. Объектами собственности России являются также: бюджет РФ, здания, в которых расположены федеральные органы власти, предприятия ведущих отраслей, имеющие общероссийское значение; ведущие научно – исследовательские организации; высшие учебные заведения общероссийского значения; памятники истории и культуры, представляющие общегосударственную ценность, многие другие объекты.

В собственности субъектов РФ находятся аналогичные объекты, закрепленные за ними законодательно и имеющие значение в масштабе субъекта РФ: соответствующие бюджеты; предприятия республиканского, краевого, областного значения, учебные заведения, учреждения здравоохранения и т.д.

Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городам (кроме Москвы и Санкт – Петербурга), сельским поселениям и другим муниципальным образованиям (ст.215 ГК). В муниципальной собственности находятся средства соответствующего бюджета, предприятия и организации местного значения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, муниципальные образовательные учреждения здравоохранения; предприятия транспорта общего пользования, учреждение культуры и другие объекты, не составляющие государственную или частную собственность.

Общая собственность (глава 16 ГК) – это имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц. Она бывает долевой (с определением доли каждого) и совместной (без определения доли каждого собственника).

Гражданский кодекс признает совместной собственностью имущество, приобретенное супругами во время брака, если договор между ними не установлен иной режим этого имущества (ст.256 ГК), а также имущество крестьянского хозяйства, принадлежащее его членам, если законом или договором между ними не установлено иное (ст.257 ГК). Таким образом, в указанных случаях по соглашению между супругами или членами крестьянского (фермерского хозяйства) собственностью может быть долевой.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Права всех собственников защищаются равным образом (ст. 212 ГК РФ).

В п. 1 статьи 212 ГК РФ воспроизводится положение, закрепленное в п. 2 ст. 8 Конституции, о формах собственности. Понятие формы собственности в данном контексте употребляется в экономическом смысле слова. Оно объединяет в себе два компонента: тип собственника и виды (объекты) имущества, которые могут находиться в собственности. В обществах с развитой рыночной экономикой обычно существуют две формы собственности: частная и государственная. Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В этом же направлении идет процесс экономического развития и российского общества.

В п. 2 статьи 212 ГК РФ определяется перечень субъектов права собственности, полностью совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут выступать как в качестве единоличных субъектов права собственности, так и совместно осуществлять принадлежащие им права собственности. Все субъекты права собственности вправе создавать общую собственность на объединяемое им имущество. Помимо этого Российская Федерация и субъекты РФ в соответствии со ст. 72 Конституции рассматриваются как соучастники совместного права владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, сохраняя за собой право собственности на данные объекты. Порядок указанного соучастия определяется законами по отдельным видам природных ресурсов.

В названных случаях по существу речь идет о том, что права собственников, принадлежащие Российской Федерации и субъектам РФ, осуществляются совместно в отношении одних и тех же объектов на основе создания сложноструктурных образований по использованию права собственности.

Пункт 3 статьи 212 ГК РФ включает в себя две нормы различной направленности.

В абз. 1 отмечены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им применительно к отдельным категориям субъектов права собственности.

Такие особенности могут устанавливаться лишь законом. При национализации, например, имущество переходит из собственности граждан и юридических лиц в государственную собственность, при приватизации - все происходит наоборот (ст. 235). Именно эти особенности отражены в гл. 14 "Приобретение права собственности" и гл. 15 "Прекращение права собственности" ГК. В отношении необходимости иметь особое законодательство об особенностях права владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим различным категориям субъектов права собственности, положения п. 3 статьи 212 ГК РФ должны толковаться ограничительно. Скорее, речь должна идти не о правах собственников как таковых, а об осуществлении данных прав отдельными категориями собственников с учетом специфических особенностей объектов права собственности, например оружия. Иначе можно вступить в противоречие с основополагающей конституционной нормой, воспроизведенной в п. 4 статьи 212ГК РФ. "Права всех собственников, - указано в ней, - защищаются равным образом". В данном случае под защитой понимается не только равный доступ к правосудию, но в целом равенство всех субъектов права собственности перед законом.

Отсылочная норма, содержащаяся в абз. 2 п. 3 статьи 212 ГК РФ, имеет принципиальное значение для всего гражданского права. Она устанавливает, что отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Перечень такого имущества устанавливается законом. В Конституции и гражданском законодательстве СССР такое имущество называлось исключительной собственностью государства. В зарубежных государствах существование данного имущества с приведением его перечня предусмотрено в гражданских кодексах (например, во Франции, Италии) или иных законах.

Было бы более правильным указанное имущество вообще не относить к государственной или муниципальной собственности и считать его всенародным достоянием, как это определено во Французском гражданском кодексе, или национальным достоянием народов Российской Федерации (по формулировке преамбулы Федерального закона "О природных лечебных ресурсах"). Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования должны находиться на положении управляющих данным имуществом, но не собственников. Это имущество не подлежит отчуждению, оно не может быть предметом залога, на него, естественно, не распространяются нормы о приобретательной давности; пользование им подчинено особым правилам.

В Российской Федерации указанное имущество не поименовано ни в ГК, ни в каком-либо ином отдельно взятом законе. На фрагментарной основе отдельные положения об имуществе общего пользования содержатся в законах, посвященных отдельным видам природных ресурсов, в законах и других правовых актах (преимущественно в указах Президента РФ) о приватизации. При этом перечень такого имущества постоянно сокращается.

Настоятельно требуется принятие специального общего закона об объектах национального достояния народов Российской Федерации. В перечне указанных объектов наряду с другими видами обязательно должны быть названы земли общего пользования (улицы, бульвары, площади, проезды, дороги, набережные, сады, скверы, парки в населенных пунктах); побережья океанов, морей, рек, озер и других водоемов, имеющих общегосударственное региональное и местное значение, и другие объекты, не подлежащие передаче в собственность граждан, юридических лиц, иностранных государств и международных организаций. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1997. - С. 198.

Действие статьи 213 ГК РФ распространяется на граждан, а также на юридических лиц независимо от формы собственности, к которой относится принадлежащее им имущество. Это могут быть и юридические лица, функционирующие на основе частного капитала, и юридические лица - акционерные общества со 100-процентным государственным капиталом. По этой причине термин "право частной собственности" в отношении имущества, принадлежащего юридическим лицам, в ГК не употребляется. Юридические лица со 100-процентным государственным капиталом должны рассматриваться лишь как субъекты частного права в сфере гражданских правоотношений, но не как субъекты права частной собственности. Иначе обстоит дело с гражданами, которых одновременно можно считать и субъектами частного права, и субъектами права частной собственности. Однако в связи с тем, что право собственности граждан и право собственности юридических лиц функционируют в рамках одного и того же правового режима, законодатель пошел по пути объединения двух этих прав в единую юридическую категорию, принеся в жертву вполне законную формулу права частной собственности граждан.

В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержатся три важные новеллы, вводимые в гражданское законодательство РФ в части видов имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Во-первых, законодатель не дает перечня видов имущества, могущего быть объектами права собственности граждан, как это имело место в советском гражданском законодательстве. Во-вторых, граждане и юридические лица располагают одинаковыми правами в отношении имущества, которое может находиться в их собственности. И, в-третьих, определение видов имущества, могущего быть в собственности граждан и юридических лиц, в том числе средств производства, производится по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Данный запрет прежде всего касается видов имущества, составляющих национальное достояние народов Российской Федерации, а также имущества, призванного обслуживать специфические потребности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Подавляющая часть производственных фондов в стране, не говоря уже о фондах потребления, находится в настоящее время в собственности граждан и юридических лиц.

В п. 2 статьи 213 ГК РФ предусматривается положение об отсутствии в законе количественных и стоимостных ограничений в отношении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Исключение могут составлять лишь случаи, когда ограничения вводятся законом в целях, предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ. Под ограничениями, например, в отношении отдельных видов имущества, принадлежащих гражданам, о которых упоминается в п. 2 статьи 213 ГК РФ, понимается юридический запрет со стороны федерального государства, касающийся количества и стоимости имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Отсутствие такового запрета не означает, что государство лишено возможности устанавливать дополнительные требования экономического порядка к собственникам имущества, количество и стоимость которого превышает разумные пределы, например повышать тарифы оплаты коммунальных услуг применительно ко вторым и последующим квартирам, увеличивать ставки налогообложения и т.д.

В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержится норма, устанавливающая, что все коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, считаются собственниками имущества, находящегося на их балансе. В состав данного имущества входит имущество, внесенное в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также иное имущество, произведенное и приобретенное этими юридическими лицами в процессе их деятельности. Исключение составляют государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения, финансируемые собственником. В отношении имущества, закрепленного за ними, применяется режим права хозяйственного ведения или права оперативного управления (ст. 294, 296 ГК), но не права собственности.

В особом положении находятся общественные и религиозные организации (объединения), а также благотворительные и иные фонды. Являясь собственниками принадлежащего им имущества, они вместе с тем в части использования данного имущества должны подчиняться двум требованиям, указанным в п. 4 статьи 213 ГК РФ. Во-первых, использование имущества производится лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами организаций (объединений) и фондов. Во-вторых, в случае ликвидации организаций (объединений) и фондов оставшееся имущество не подлежит распределению между их учредителями (членами), а используется в целях, указанных в учредительных документах.

В п. 1 статьи 214 ГК РФ рассматриваются два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Соответственно, субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.

Остаточный принцип в отношении права собственности на землю и другие природные ресурсы, закрепленный в п. 2 статьи 214 ГК РФ, не соответствует основным направлениям в развитии современного законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра, которые (ст. 1.2 Закона о недрах Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».) объявлены государственной собственностью, и многие другие природные ресурсы, а также отдельные категории земель. В свете развивающегося законодательства о природных ресурсах следует толковать и положения п. 2.

ГК РФ определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ.

Применительно к названным видам имущества было бы правильным говорить о праве государственной собственности так, как это обозначено в названии комментируемой статьи, а не государственной собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.

Что касается имущества казны, то под таковым понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за государственными предприятиями и учреждениями. Это - финансовые ресурсы, находящиеся в ведении федерального казначейства, входящего в качестве структурного подразделения в состав Минфина России, казначейств субъектов РФ; материальные ресурсы, находящиеся в ведении Минимущества России и его территориальных органов исполнительной власти субъектов РФ, а также других указанных в законе органов государства, управомоченных выступать от имени Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.

Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления. Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью, согласно ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления. Аналогичное положение закреплено и в п. 2 статьи 215 ГК РФ.

Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и государственное имущество. Это: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования. Основы права: Учебник для средних и высших учебных заведений / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1996. - С. 152. Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права государственной собственности. По указанным параметрам оно более ограничено, поскольку предназначено для решения функционально отличных от государственных задач местного значения.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Формы собственности в РФ.
Рубрика (тематическая категория) Производство

Учитывая зависимость оттого, какой категории собственников принадлежит имущество, различают следующие формы собственности: частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Частную собственность составляет имущество граждан и частных юридических лиц. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных категорий, которые по закону им не могут принадлежать. При этом количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и частных юридических лиц, не ограничиваются (за некоторым редкими исключениями).

Государственной собственностью в России считается имущество, принадлежащее Российской Федерации или ее субъектам. Оно может находиться в их непосредственном владении и пользовании (и тогда оно составит государственную казну РФ или соответствующего субъекта) или быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским посœелœениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью . Оно закрепляется во владение и пользование за муниципальными предприятиями и учреждениями или находится во владении и пользовании самого муниципального образования.

К иным формам собственности относится, в частности, имущество общественных и религиозных организаций. Общественные и религиозные организации имеют право собственности на свое имущество и могут использовать его лишь для достижения целœей, которые предусмотрены учредительными документами этих организаций.

Государственное и муниципальное имущество должна быть передано в собственность граждан и негосударственных юридически лиц (приватизировано) в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

Большинство субъектов предпринимательской и иной хозяйственной деятельности являются собственниками своего имущества со всœеми вытекающими отсюда последствиями. При этом существуют субъекты предпринимательской (хозяйственной) деятельности, владеющие имуществом не на праве собственности, а на других вещных правах, предусмотренных законодательством:

1) право хозяйственного ведения и

2) право оперативного управления.

Право хозяйственного ведения должна быть учреждено только собственником государственного или муниципального имущества. Оно предоставляется государственному или муниципальному унитарному предприятию и распространяется на любое имущество такого предприятия - как на переданное ему собственником, так и на полученное предприятием по сделкам или произведенное им. Право хозяйственного ведения, закрепленное за таким предприятием, состоит в том, что предприятие использует (эксплуатирует) это имущество для получения прибыли, но под контролем собственника. Собственник вправе на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие владеет и пользуется имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. Оно может самостоятельно распоряжаться таким имуществом, в случае если оно относится к категории движимого. Что касается недвижимого имущества, то предприятие может распоряжаться им (продать, сдать в аренду) по общему правилу только с согласия собственника. Право оперативного управления предоставляется государством и муниципальными образованиями так называемым казенным предприятиям. Это право должна быть также закреплено любым собственником (как государственным, так и иным) за учреждением (некоммерческой организацией), финансируемым собственником. По содержанию право оперативного управления более узкое, чем право хозяйственного ведения. Имущество, находящееся в оперативном управлении, может использоваться своим владельцем лишь в соответствии с целями деятельности организации и заданиями собственника. Более того, собственник может изъять излишнее и неиспользуемое имущество или то имущество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ используется не по назначению. Казенное предприятие самостоятельно распоряжается только своей продукцией. Распоряжение любым другим имуществом осуществляется с согласия собственника.

Имущество делится на две части:

1) имущество, приобретенное за счёт бюджетных средств (выделœенных учреждению по смете) - оно может отчуждаться только с согласия собственника;

2) доходы, полученные учреждением от деятельности, которой оно вправе заниматься, а также имущество, приобретенное за счёт таких доходов - они поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

Формы собственности в РФ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формы собственности в РФ." 2017, 2018.

  • Порядок избрания и вступления в должность
  • [Править] Полномочия
  • Прекращение полномочий Президента рф. Отречение от должности
  • 10. Законодательная власть рф
  • Выборы в парламент
  • [Править] Состав парламента
  • Исполнительная власть
  • Состав Правительства рф
  • [Править] Полномочия
  • [Править] Список федеральных служб в ведении министерств
  • [Править] Список федеральных агентств в ведении министерств
  • 12. Судебная власть рф
  • Классификация
  • Не являются судами
  • Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
  • Состав Верховного Суда Российской Федерации
  • Система арбитражных судов России
  • [Править] Судьи вас рф
  • 13. Понятие системы российского права. Отрасли права
  • 14. Основные правовые системы современности Англосаксонская правовая система
  • Романо-германская правовая система
  • 3. Правовая система России.
  • 15. Понятие международного права. Структура, субъекты международного права
  • Субъекты международного права
  • Структура международного права
  • 16. Понятие международного правонарушения и международной ответвенности. Виды международной ответственности государств Международные правонарушения и преступления государств
  • Субъекты международных претензий
  • А.Ситуация международного правонарушения
  • Б. Ситуация международного преступления
  • 18. Понятие и состав правонарушения
  • 19. Понятие и виды юридической ответственности. Цели и принципы её применения.
  • 20. Понятие и структура гражданского правоотношений.
  • 21. Физические лица как субъекты гражданских правоотношений.
  • 22. Понятие и признаки юридического лица.
  • 23. Порядок образования юридического лица.
  • 25. Понятие и содержание права собственности.
  • 26. Формы и виды собственности в рф. Виды собственности в рф
  • 27. Основания приобретения и прекращения права собственности.
  • 28. Защита права собственности. Защита прав собственности
  • 1. Общая характеристика способов защиты права собственности.
  • 1.2. Средства защиты права собственности.
  • 2. Истребование имущества из чужого незаконного владения (виндикация).
  • 2.1. Понятие, предмет, субъекты и условия возбуждения виндикационного иска.
  • 2.2. Условия удовлетворения виндикационного иска.
  • 2.3. Расчеты между собственником и незаконным владельцем.
  • 2.4. Судьба улучшений произведенных незаконным владельцем.
  • 3. Негаторный иск.
  • 3.1. Понятие, объект, субъект и содержание негаторного иска.
  • 3.2. Условия удовлетворения негаторного иска.
  • 4. Иски об исключении имущества из описи и иски о признании собственности, как средства защиты вещных прав.
  • 4.1. Иски о признании права собственности.
  • 4.2. Иски об исключении имущества из описи.
  • 29. Понятие, виды и формы сделок.
  • 30. Недействительные сделки и последствия их недействительности.
  • 31. Понятие и виды представительства. Доверенность.
  • 32. Понятие обязательства. Основания возникновения обязательств. Виды обязательств.
  • 33. Надлежащее исполнение обязательств. Ответственность за их нарушение. Понятие надлежащего исполнения обязательств
  • 34. Способы обеспечения исполнения обязательства. Неустойка, удержание, задаток.
  • Поручительство и банковская гарантия.
  • Прекращение обязательств.
  • 35. Наследование по завещанию
  • 36. Наследование по закону.
  • 37. Понятие семьи и брака. Принципы семейных правоотношений.
  • Принципы семейного права
  • 38. Порядок заключения и прекращения брака.
  • 39. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей.
  • 40. Понятие, содержание и виды трудового договора «Понятие трудового договора и его функции»
  • «Виды трудовых договоров»
  • Содержание трудового договора
  • 41. Порядок заключения трудового договора. Порядок заключения трудового договора (контракта)
  • 42. Перевод и перемещение на другую работу. Изменение условий труда.
  • 43. Прекращение трудового договора Прекращение трудового договора
  • 44. Дисциплинарная и материальная ответственность
  • 45. Административное правонарушение и административная ответственность.
  • 46. Понятие и виды преступлений.
  • Признаки преступления
  • Критерии не существования преступления.
  • Виды или классификация преступлений.
  • Отличие преступления от других видов правонарушения.
  • 47. Понятие уголовной ответственности и основания её наступления.
  • Объекты экологического права
  • Структура экологического права Международное экологическое право
  • Национальное экологическое право
  • 49. Понятие экологического правонарушения и ответственность за его совершение Понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения
  • 50. Правовые основы защиты информации и государственной тайны. Правовые основы деятельности по защите информации от несанкционированного доступа
  • О категориях информации
  • О режимах защиты информации
  • О категории "служебная тайна"
  • О некоторых вопросах организации защиты информации
  • О контроле состояния защиты конфиденциальной информации
  • Система информационно-правового обеспечения государственной тайны в российской федерации.
  • Разглашение информации.
  • 26. Формы и виды собственности в рф. Виды собственности в рф

    Право собственности в РФ основано на совокупности юридических норм, закрепляющих и охраняющих права субъектов на пользование и распоряжение объектами собственности в рамках действующего законодательства. Отношения собственности представляют собой взаимоотношения между субъектами общества, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ при их коллективном или индивидуальном присвоении и отчуждении.

    Формы собственности, существующие в РФ, подразделяются на следующие виды:

      государственную федеральную – природные богатства, включенные в хозяйственный оборот, средства производства, информация – все то, что находится в ведении и распоряжении государства и под его ответственностью;

      государственную региональную – все то же самое, переданное субъектам Федерации;

      муниципальную собственность, находящуюся в ведении местных органов самоуправления;

    • общественных организаций.

    По численному признаку собственность делится на следующие виды:

      индивидуальную (личная или частная);

      групповую;

      общественную.

    Индивидуальная собственность – собственность, в пределах которой субъект собственности определен как физическое лицо, индивид, обладающий правом (в рамках законодательства) распоряжения принадлежащим ему объектом собственности или долей объекта.

    Частная собственность – это объекты индивидуальной собственности, предоставляемые в пользование и потребление за определенную плату другим лицам, т. е. выступающие как товар или капитал.

    Личная собственность не может выступать как товар, предоставляемый за отдельную плату, и не служит источником доходов.

    Другая основная форма собственности – групповая, представлена совокупность групп собственников (хозяйственное общество, предприятие, компания, государственный орган, общественная организация).

    В пределах общей собственности могут быть определены доли каждого собственника. Такая общая собственность называется долевой собственностью. Если такие доли в общей собственности не определены, имущество находится в совместной собственности. Гражданским законодательством РФ установлена презумпция общей долевой собственности. Это означает, что при отсутствии в законе специальных положений о характере вещного права сособственников на имущество, их общая собственность считается долевой. Случаи установления общей совместной собственности должны быть специально предусмотрены законом, как это сделано, например, в отношении имущества супругов или крестьянского (фермерского) имущества.

    27. Основания приобретения и прекращения права собственности.

    Основанием для возникновения права собственности являются определенные юридические факты. Основания делятся на первоначальные и производные. Такое разграничение устанавливается по критерию правопреемства, с наличием или отсутствием которого закон связывает определенные последствия.

    Согласно ст. 218 ГК к первоначальным основаниям относятся:

    Приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь, т. е. на вещь, которой раньше не было. Право собственности на такую вещь возникает у лица, изготовившего ее для себя из своего материала.

    Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

    Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

    В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

    В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

    В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

    Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

    Согласно ст. 219 ГК право собственности на вновь созданную недвижимость возникает с момента ее государственной регистрации. До этого момента застройщику принадлежит право собственности на комплекс имущества, включающего использованные материалы.

    Согласно ст. 220 ГК переработка - спецификация, когда вещь создается из материала одного лица трудом другого лица. Право собственности на такую вещь приобретает собственник материала, если иное не предусмотрено договором. При отсутствии договора собственником новой вещи может стать и ее переработчик спецификатор при одновременном наличии трех условий:

    · стоимость труда существенно превышает стоимость материала;

    · переработчик не знал, что использует чужой материал - добросовестность спецификатора;

    · переработчик осуществлял переработку в бытовых, а не в коммерческих целях.

    Лицо, ставшее собственником вещи, обязано возместить другому стоимость им утраченного - затраченный труд либо стоимость материала, в т. ч. и при отсутствии между ними договора. В случае недобросовестности спецификатора он обязан вернуть взамен утраченных материалов их собственнику не только изготовленную вещь, но и возместить причиненные убытки.

    Согласно ст. 221 ГК обращение в собственность общедоступных вещей, например сбор ягод, лов рыбы, охота, если она допускается в соответствии с законом, общим разрешением собственника или местным обычаем.

    Согласно ст. 222 приобретение права собственности на самовольную постройку - недвижимость, созданную на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо созданную без необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.

    Лицо, осуществившее постройку, не приобретает право собственности на нее до тех пор, пока не получит право на отвод участка под постройку от владельца участка в установленном порядке. В противном случае самовольная постройка подлежит сносу за счет застройщика.

    Если суд при разрешении спора между ними признает право собственности на недвижимость за владельцем участка, тот возмещает застройщику расходы на постройку. Если сохранение постройки нарушает права других лиц или создает угрозу жизни и здоровью граждан, то право собственности не может быть признано ни за кем из указанных лиц.

    Согласно ст. 225 ГК приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, т. е. вещь, не имеющую собственника либо собственник которой от нее отказался или неизвестен. Порядок такого приобретения различен для движимого и недвижимого имущества.

    Недвижимое имущество ставится на учет в органе его госрегистрации и в течение 1 года может быть принято оставившим ее собственником или перейти к ее давностному владельцу. По истечении 1 года оно может быть признано судом муниципальной собственностью по иску соответствующего органа местного самоуправления.

    Согласно ст. 226 ГК движимое имущество, брошенное его собственником, поступает в собственность его нового владельца, если оно признано судом бесхозяйным. Малоценные вещи стоимостью менее 5 минимальных зарплат и отходы признаются собственностью владельца недвижимости, на которой они находятся, и без решения суда, если он приступил к их использованию или совершил иные конклюдентные действия.

    Согласно ст. 228 ГК приобретение права собственности на находку - вещь, выбывшую из владения собственника помимо его воли и впоследствии обнаруженную другим лицом. Нашедший утерянную вещь приобретает на нее право собственности, а при его отказе она поступает в муниципальную собственность при наличии следующих условий оговоренных ст. 227 ГК:

    · лицо, потерявшее вещь, не установлено либо не известно место его пребывания;

    · лицо, нашедшее вещь, обратилось с заявлением об этом в милицию или в орган местного самоуправления;

    · с момента заявления о находке прошло 6 месяцев.

    Особенности правоотношений при действиях с находкой:

    · если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит передаче их представителю, который приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь;

    · нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае грубой неосторожности и в пределах ее стоимости;

    · скоропортящаяся вещь может быть реализована нашедшим с возвратом выручки от продажи потерявшему вещь лицу;

    · лицо, нашедшее вещь, но не ставшее ее собственником, вправе требовать возмещения расходов по ее хранению, сдаче, реализации, по обнаружению лица, управомоченного ее получить, а также на вознаграждение от этого лица за находку в размере до 20 процентов стоимости вещи, если оно не пыталось ее утаить.

    Согласно ст. 230 ГК приобретение права собственности на безнадзорных животных близко к правилам о находке, но имеет некоторые особенности, связанные с тем, что домашние животные являются особыми объектами права, требующими постоянного ухода и гуманного отношения:

    · согласно п.3 ст. 231 после перехода права собственности на животное к новому хозяину старый хозяин может требовать возврата животных, если: они сохранили к нему привязанность, либо они содержатся ненадлежащим образом.

    · согласно ст. 232 ГК лицо, содержавшее животное, вправе требовать возмещения расходов по его содержанию, с зачетом выгод от его использования;

    Согласно ст. 233 ГК приобретение права собственности на клад - намеренно скрытые ценности, собственник которых не может быть установлен или в силу закона утратил на них право. Особенности приобретения права собственности на клад:

    · если клад не является памятником истории или культуры, он полностью поступает в собственность лица, на территории которого он обнаружен, и лица, нашедшего клад в равных долях или по соглашению между ними;

    · если клад является памятником истории или культуры, он поступает в собственность государства, а указанные лица имеют право на вознаграждение в размере 50 процентов стоимости клада в равных долях или по соглашению между ними.

    Лицо, обнаружившее клад в чужом имуществе, не имеет права на долю в общей собственности на клад, если оно производило раскопки без согласия собственника этого имущества, либо такие раскопки, специально направленные на обнаружение клада, входили в круг его трудовых или служебных обязанностей. Размер вознаграждения в этом случае определяется трудовым договором или соглашением сторон.

    Статья 234 регламентирует приобретательскую давность - приобретение права собственности на имущество лицом, добросовестно, открыто и непрерывно владеющим им в течение 5 лет (на недвижимое имущество - 15 лет).

    Условия приобретательской давности:

    · истечение установленного срока давности владения. Особенности: срок начинается не ранее истечения срока исковой давности по виндикационному иску собственника имущества; в срок засчитываются периоды добросовестного владения имуществом предыдущими владельцами;

    · владение должно быть добросовестным - владелец не знал и не должен был знать о его незаконности, т. е. об отсутствии у него права собственности на вещь;

    · владение должно быть открытым, без утайки, иначе возникают сомнения в добросовестности владельца;

    · владение должно быть непрерывным: течение давностного срока прерывается предъявлением к нему собственником виндикационного иска либо совершением владельцем действий, свидетельствующих о признании им права собственности на вещь за другим лицом.

    До приобретения права собственности закон защищает права владельца от посягательств иных нетитульных владельцев. В этом случае непрерывность владения сохраняется.

    Производные основания приобретения права собственности, связанные с переходом права собственности на объект от одного лица к другому, одновременно являются и способами прекращения права собственности на объект у первоначального собственника согласно п.2 ст. 235 ГК:

    Национализация - обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц.

    Национализация проводится на основании закона с возмещением государством собственнику стоимости этого имущества и других убытков. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

    Приватизация - переход имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в частную собственность физических и юридических лиц на основании специального закона.

    Реквизиция - обращение имущества физических и юридических лиц в собственность государства при возникновении чрезвычайных обстоятельств в интересах общества по решению государственных органов на возмездной основе. Оценка возмещения может быть оспорена в суде.

    При прекращении чрезвычайных обстоятельств бывший собственник вправе требовать через суд возвратить ему сохранившееся имущество.

    Конфискация - безвозмездное изъятие имущества у собственника в предусмотренных законом случаях по решению суда в виде санкции за совершение правонарушения.

    Конфискация в уголовном праве - дополнительная мера наказания за тяжкие корыстные преступления.

    Конфискация в административном праве - основная или дополнительная мера взыскания, представляющая собой обращение в государственную собственность орудия совершения или непосредственного объекта правонарушения.

    Конфискация в гражданском праве - санкция за совершение недействительных сделок с целью, противной основам правопорядка и нравственности, под влиянием обмана, насилия, угрозы, тяжелого материального положения, злонамеренного соглашения представителя с другой стороной.

    Согласно ст. 239 ГК отчуждение недвижимости в связи с изъятием земельного участка (горного отвода, акватории) при невозможности сохранения права собственности на него у собственника. Причины такого изъятия:

    · государственные или муниципальные нужды;

    · ненадлежащее использование участка.

    Отчуждение производится судом по иску органа, изымающего соответствующий участок путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

    Отчуждение бесхозяйственно содержимого собственником имущества, указанного в законе:

    · Согласно ст. 240 ГК культурных ценностей, охраняемых государством при угрозе утраты ими своего значения - по иску органа охраны памятников культуры путем их выкупа государством или продажи с публичных торгов;

    · Согласно ст. 293 ГК жилых помещений, а также при использовании их не по назначению, систематическом нарушении прав и интересов соседей - по иску органа местного самоуправления путем его продажи с публичных торгов;

    · Согласно ст. 241 ГК домашних животных в случае негуманного обращения с ними - по иску лица, заинтересованного в их приобретении для себя.

    Кроме вышеназванных случаев прекращения права собственности на имущество в связи с его переходом к другим лицам, может иметь место прекращение права собственности и без такого перехода. Такими случаями являются:

    · потребление вещи собственником;

    · уничтожение вещи.

    Эти случаи, как правило, не затрагивают интересов других лиц и поэтому не требуют юридического оформления.



    Просмотров