В предмет изучения кпрф входят вопросы. КП РФ как учебная дисциплина. Требования предъявляемые к судьям КС


Политическое развитие современной России:
- тенденции политического развития современной России;
- результаты политического развития современной России;
- проблемы политического развития современной России;
- перспективы политического развития современной России.

Социальное развитие современной России:
- тенденции социального развития современной России;
- результаты социального развития современной России;
- проблемы социального развития современной России;
- перспективы социального развития современной России.

Духовно-нравственное развитие современной России:
- тенденции духовно-нравственного развития современной России;
- результаты духовно-нравственного развития современной России;
- проблемы духовно-нравственного развития современной России;
- перспективы духовно-нравственного развития современной России.

Экономическое развитие современной России:
- тенденции экономического развития современной России;
- результаты экономического развития современной России;
- проблемы экономического развития современной России;
- перспективы экономического развития современной России.

Региональное развитие современной России:
- тенденции регионального развития современной России;
- результаты регионального развития современной России;
- проблемы регионального развития современной России;
- перспективы регионального развития современной России.

Вопрос 1.

Понятие, предмет и роль КПРФ

Конституционное право – это система правовых норм, регулирующих основы взаимоотношения человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции и конституционном законодательстве основ конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, организации системы гос власти и местного самоуправления.

Предмет КП – совокупность общественных отношений, определяющих основы конст. строя, форму гос-ного устройства, основы правового статуса личности, систему гос-ной власти, орг-ю местного самоуправления.

Особенности предмета :

1) регулирует основополагающие отношения

2) в него входят общественный отношения, вытекающие из основ конст. строя

  • основополагающие принципы общ-ва и гос-ва
  • механизм реализации власти народа
  • основы соц. политики
  • основы экономич. и полит. системы

3) в него входят общ. отношения, опред. взаимоотношения чел-ка с гос-вом

4) общ. отнош, вытекающие из федеративного устройства РФ, характеризующие

  • структуру РФ
  • статус и компетенцию РФ и субъектов
  • гос. символы
  • систему органов исп. власти

5) отнош. , связанные с органами гос. власти и мест. самоупр.:

  • Президент: выборы, статус и компетенция
  • Прав-во формирование и компетенция
  • Фед. Собрание, палаты, принят законов
  • Структ. и принципы суд. власти
  • Прокуратура: система и порядок установ. полномочий
  • Мест. самоуправ.

Роль

1) системообразующая. с КП начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей

2) в демократическом государстве основная роль – это нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества и свободой.

3) регулирует важнейшие общ. отнош. во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, духовной.

4) закрепляет основополагающие принципы национ. права каждого гос-ва.

Понятие и предмет КПРФ как отрасли права. Место КП в системе российского права.

КП – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конст. строя, регулирующих отношения между гос-вом и человеком, устройство гос-ва, организацию гос. власти.

Предмет КП – это совокупность общест. отношений, составляющих:

1. Основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, культурной и духовной жизни;

2. Отношения между личностью и гос-вом (основы правового статуса), охрана прав и свобод человека и гр-на;

3. Отношения, складывающиеся между центральной властью и властью S-тов РФ;

4. Устройство гос. власти, отношения между различными видами органов гос. власти, а также между органами гос. власти и МСУ.

КП Рос. права, определяющая развитие (сокращение) норм, инс-тов и отраслей, регулирующих правовые отношения в жизни гос-ва и общества.

Ведущее значение КП в национальной правовой системе определяется:

1. нормы К-ции являются исходными для всех отраслей права,

2. регулированием законодательной деят-ти, принятием законодательных норм;

3. ведущее значение КП - фиксирование основных прав и свобод человека и гр-на.

4. закрепление деят-ти органов гос. власти и МСУ,

15 статья К-ции РФ части 4 определяет, что в правовую систему входят общепризнанные принципы, нормы м/народ. права и международные договоры. При возникновении противоречий между принципами, нормами м/народ. права и К-цией, ведущее положение занимает К-ция.

Конст.-пр. нормы: понятие, особенности, виды. Конст.-пр. инс-ты.

Нормы КП – это формально определенные правила поведения участников правовых отношений, имеющие общий характер, адресованные широкому кругу S-тов права и рассчитанные на многократное применение.

Особенности норм КП:

3. По кругу S-тов, кому направлены эти нормы (гос-во, народ, нация, През-т, Прав-во).

4. Характер предписаний носит обобщенный характер, выражается в принципах, задачах, целях в установлении целостных систем.

5. По структуре нормы содержат в основном гипотезу и диспозицию, санкции прим-ся реже.

Виды норм КП.

По территории действия нормы делятся на : общефед.; республиканские; региональные; местные;

По форме выражения предписаний нормы делятся на: нормы управомачивающие; нормы обязывающие; нормы запрещающие.

По юр. силе : К. РФ;Фед. конст. законы;Фед. законы;К-ции (уставы) S-тов РФ;Законы S-тов РФ;Закон о поправках к К-ции;Декларации;Регламенты палат;Нормативные акты главы гос-ва (указы и распоряжения); Постановления Прав-ва; Нормативные акты Конст. Суда РФ;Акты органов МСУ;Общепризнанные нормы и принципы м/народ. права;Международные договоры; Договор об образовании РФ; Договор РФ и ее S-тов;Договоры S-тов между собой.

По функциям, механизму правового регулирования нормы делятся : нормы принципы; нормы задачи; учредительные нормы; нормы констатации.

По методу правового регулирования нормы бывают : императивные; диспозитивные.

По особенности выполняемой роли : материальные; процессуальные.

Конст. инс-т – это обусловленная общностью регулируемых общест. отношений, имеющих единый предмет регулирования.

Конст. инс-ты обусловлены объективными закономерностями политического, экон., социального и культурного развития гражданского общества, и составляют основу КП как отрасли права.


Конст.-пр. отношения: понятие, особенности, виды.

Правоотношения – это общест. отношения, урегулированные нормами права. Они состоят из объекта, S-та и содержания (права и обязанности S-тов, которые они приобретают).

К S-там относятся:

1. физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы);

2. общности людей (народ страны, народ S-тов, население);

3. ассоциации граждан (общест. объединения, в том числе в форме политических партий, общест. организаций, профсоюзов, религиозные объединения);

5. государственно-территориальные образования (S-ты РФ, части территории и т.д.);

6. органы гос. власти (центральные, региональные);

7. высшие должностные лица;

8. депутаты (парламентов, законодательных собраний и т.д.);

9. различные избир. объединения (комиссии).

Объект конст. правоотношений – это то, на что направлено правоотношение (гос. территории;

материальные ценности; поведение людей; деят-ть органов гос-ва; личные неимущественные отношения.

Основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношения яв-ся юр. факт – это закрепленное в законе событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Источники КПРФ как отрасли права.

Источники КП – исходящие от гос-ва или признаваемые им официально документальная форма выражения и закрепления норм права, придание им юридического общеобязательного значения. К ним относятся:

1. К-ция РФ;

4. К-ции (уставы) S-в РФ;

5. Законы S-в РФ;

6. Закон о поправках к К-ции;ФЗ от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вст-я в силу поправок к К-ции РФ»

8. Регламенты палат;

9. Нормативные акты главы гос-ва (указы и распоряжения);

10. Постановления Прав-ва;

11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

12. Акты органов МСУ;

13. Общепризнанные нормы и принципы международного права;

14. Международные договоры;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее S-в;

17. Договоры S-в между собой.

КП это системообразующая отрасль Рос. права, определяющая развитие (сокращение) норм, инс-тов и отраслей, регулирующих правовые отношения в жизни гос-ва и общ-ва.

Ст. 15: 1. К-ция РФ имеет высш. юр. силу, прям. действие и прим-ся на всей тер-рии РФ. Законы и иные прав. акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К-ции РФ.

2. Органы гос. власти, органы МСУ, долж. л., гр-не и их объединения обязаны соблюдать К-цию РФ и законы.

3. Законы подлежат офиц. опубл-ю. Неопубл. законы не прим-ся. Любые норм. пр. акты, затрагивающие права, св. и обяз-ти человека и гр-на, не могут прим-ся, если они не опуб-ны официально для всеобщего сведения.

4. Общеприз. принципы и нормы м/народ. права и м/народ. договоры РФ яв-ся составной частью ее прав. системы. Если м/народ. договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то прим-ся правила м/народ. договора.

Нормы кп РФ закрепляют и регулируют, главным образом, важнейшие о/о, составляющие основы конст строя, правового положения личности, гос устройства, организации и деят-и органов гос-ва и МСУ. При этом нормы кп могут одновременно входить и в другие отрасли права в качестве основы, на которой строится соответствующая отрасль. Н-р, ст. 37 К. РФ, закрепляющая свободу труда и право на труд, содержит прежде всего нормы кп, но в то же время представляет собой основу отрасли, именуемой "тп.

Предметом кп являются конституционные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1. основ конст строя Ф, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов гос устройства и разделения властей, соц и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в гос-ве;

2. взаимоотношений м/у гос-м и личностью, правовых основ статуса российских гр-н, лиц без гражданства, иностр гр-н, находящихся на территории России, прав и свобод ч-ка и гр-на и гарантий их реализации;

3. федеративного устройства России, состава и компетенции ее SS, исключительной компетенции Ф и предмета совместного ведения Ф и SS, верховенства федеративных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4. организации и функционирования с-мы органов власти РФ: Президента, ФС, Прав-ва, органов судебной власти, органов власти SS Федерации, а также МСУ.

Конституционно-правовые нормы - это общеобяз-е правила поведения, установленные или санкционированные гос-вом в целях охраны и регулир-я определенных о/о, кот осущ-ся через конкретные права и обяз-ти и обеспечиваются принудительной силой гос-ва.

КПН классифицируют по следующим основаниям:

1. По характеру содержащихся предписаний их разделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

УН - это нормы, закрепляющие право SS осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. ОН закрепляют обязанности SS соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. ЗН - это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.



2. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные нормы.

ИН - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения S в применении установленного ими правила.

ДН - это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия S с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

3. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы.

МН - это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию о/о.

ПН - это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы.

Особенностью норм конституционного права является то, что они не всегда содержат гипотезу, диспозицию и санкцию. Это так называемые "нормы-принципы" и "нормы-цели".

Источниками КП РФ служат правовые нормативные акты, т.е. такие акты, которые содержат хотя бы одну норму кп. К ним относятся правовые акты, действующие на всей территории РФ, и акты, имеющие сферу действия только на территории конкретного S Федерации или территории, в пределах которой осуществляется мест/самоупр.

В первой группе особое место занимает Конст РФ.

К числу источников кп, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся и ФЗ. В К! предусматривается принятие ФКЗ и ФЗ, которые различаются:

1. по юридической силе;

2. по порядку принятия;

3. по предметам ведения;

4. по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом РФ.

К источникам кп относятся "ФКЗ о референдуме РФ", "ФКЗ о Конституционном Суде", такие законы РФ, как "Закон о гражд-ве РФ", "Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата ГД Федерального Собрания РФ" и многие другие.

Источниками конституционного права являются и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

Источником отрасли являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина.

К числу источников, действующих только на территории субъектов РФ, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.

К!! республик и уставы должны соответствовать К! России и фз. По отношению к другим нпа, принимаемым органами S Ф., они обладают более высокой юр силой. Формами установления правовых норм, действующих только на территории S, являются такие правовые норм акты, как з-ны, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законод и исполн власти. К источникам относятся и правовые акты представ органов мсу, содержащие КПН, в частности, их уставы (положения).

Среди источников кп следует выделить и такую специфическую форму, как договоры. В их числе можно назвать Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

В сислему источников кп входят и некоторые законы бывшего СССР в той части, в которой они не противоречат К! России и ее законам. Согласно принципу приоритета международного права общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы. Следовательно, такие принципы и нормы могут являются источниками кп.

2. конституционные отношения, их субъекты, объекты, содержание и классификация

КПО - это о/о, урегулированные нормами кп. Их содержание составляют права и обяз-ти участников правоотношения.

можно классифицировать прежде всего по S и объекту.

SS кпо являются гос-во, его части, органы и должностные лица, депутаты всех уровней и их группы, общественные объединения, органы и должностные лица мест/самоупр, гр-не, лица без гр-ва и иностранцы. В определенных случаях - народ и этносы РФ (н-р, в процессе референдума).

Объектами кпо могут служить территория гос-ва, гр-во, иные неимущественные, иногда и имущественные блага.

Можно классифицировать к/о и по другим признакам:

¾ по сроку действия различаются постоянные и временные отношения;

¾ по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения;

¾ по целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.

Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юр факт - событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия % на юр акты и юр поступки.

Источники КПРФ.

Источники конституционного права – это правовые акты, в которых находят свое закрепление нормы к.п.

К источникам к.п. относятся только действующие в настоящее время нормативные правовые акты.

1. Основным источником является КРФ, нормы, установленные в Конституции, носят учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательны.

Конституция обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты не могут противоречить ей.

2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы ФЗ.

ФКЗ принимаются по вопросам КРФ, предусмотрен более жесткий порядок принятия ФЗК по сравнению с ФЗ

  • 3. Указы и другие нормативные акты Президента
  • 4. Постановление палат Федерального Собрания
  • 5. Постановление правительства
  • 6. Декларации
  • 7. Конституции республик в составе РФ и уставы других субъектов РФ
  • 8. Договоры

Наука КПРФ: понятие, предмет, система и источники.

КП выступает одновременно и отраслью правоведения и государствоведения. Предмет КП как науки: т.к. это отраслевая наука, то она имеет своим предметом изучение КП как отрасли права, раскрывает его место в системе др. отраслей права, формирует его осн. понятия, ~ оперируют современным конституционным законодательством. Занимается исследованием конституционно-правовых норм, анализом их источников и анализом процессов, связанных с реализацией ПН. К предмету КП относят и конституционно-правовые отношения с их спецификой. Выявляет эффективность деятельности КПН, предлагает науч. рекомендации, связанные с дальнейшим развитием КП в целом и конституц. закон-ва. Также КП изучает практику гос мех.

Задачи КП как науки.

  • 1) Научное обоснование формирования в России новой отрасли права как КП.
  • 2) Второй блок проблем связан с понятием, формальным содержанием Конституции.
  • 3) КП как наука - это система взглядов, принципов, идей, представлений юридических, политологич., государствоведч. знаний, выраженных через научные понятия и категории, дефиниции о КПН, и регулируемых ими обществ. отношениях, охватывающих основы организации современного российского общ-ва и гос-ва, принципы конституционного строя, основы правового положения личности, орг-ции и формы осуществления гос власти РФ.

Термин КП происходит от названия политико-правового документа (конституции) и в переводе с латинского «Конституция» означает «устройство, установление». Понятие конституционного права в юридической литературе рассматривается в трех значениях:

· КП – это одна из отраслей права России, которая занимает ведущее место в правовой системе и в этом смысле КП – это систематизированная совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, определяющие общественный и государственный строй, положение личности в общественной и государственной жизни, а также принципы взаимоотношений личности и государства.

· КП как наука – совокупность знаний, учений и теорий о целесообразном и закономерном возникновении, функционировании и развитии КП как отрасли права.

· КП как учебная дисциплина – система знаний об отрасли и науке КП, формируемая в образовательных целях.

Предмет КП РФ: КП является отраслью российского права, которое представляет собой систему правовых норм, т.е. систему общеобязательных правил поведения людей и главным содержанием этих норм является охрана основных прав и свобод человека и гражданина и учреждение в этих целях определенную систему государственной власти.

Предметом КП является следующая группы общественных отношений:

o общественные отношения, закрепляющие принципы на которых основано устройство государства и общества и данные принципы получают закрепление в первой главе Конституции. Конституционные нормы, регулирующие данные общественные отношения получают закрепление в 1 ой главе К РФ «Основы конституционного строя».

o общественные отношения, которые определяют основы правового положения человека и гражданина и закрепляют главные принципы положения человека в обществе и государстве. Конституционные нормы, регулирующие данные общественные отношения получают закрепление во 2ой главе К РФ «Права и свободы человека и гражданина».

o общественные отношения, регулирующие федеративные отношения между РФ и ее субъектами. Конституционные нормы, регулирующие данную сферу общественных отношений получают закрепление в 3ей главе К РФ «Федеративное устройство».

o общественные отношения, регулирующие систему органов государственной власти, органов местного самоуправления, их виды, правовой статус и компетенция. Конституционные нормы, регулирующие данные общественные отношения получают закрепление в 4ой главе «Президент РФ», в 5ой главе «Федеральное собрание», в 6ой главе «Правительство РФ», в 7ой главе «Судебная власть», в 8ой главе «Местное самоуправление»

Метод КП РФ – совокупность приемов и способов правового воздействия на определенную группу общественных отношений. Методы КП бывают двух видов: императивный (метод властных предписаний, основанный на запретах, подчинении и ответственности; для отношений, которые регулируются посредством этого метода, характерно неравенство сторон - субординация) и диспозитивный (метод равноправия сторон, который основан на дозволениях и праве выбора поведения субъектов). Императивный и диспозитивный методы могут быть подразделены на следующие способы воздействия:



o предписание (позитивное обязывание) - способ правового воздействия, суть которого состоит в предписании совершить определенные обязательные юридически значимые действия на условиях, предусмотренных правовой нормой (например, ст. 82 – присяга Президента)

o запрет – способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий или бездействий. Если предписание обязывает совершить активные действия, то запрет призывает уклониться или воздержаться от юридически значимых действий, совершение которых влечет за собой негативные для общества последствия либо их совершение несовместимо с государственно-правовыми ценностями

o дозволение – способ правового воздействия, который выражается в разрешении совершения определенных действий или бездействий и которые имеют или могут иметь юридическое значение.

Конституционное право РФ ведущая отрасль права России, представляющая собой систему правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы Конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.



Просмотров