В каких случаях составляется коммерческий акт. Образец составления коммерческого акта Образец коммерческого акта о повреждении груза

На данный момент процесс перевозки грузов различного типа должен соответствующим образом оформляться документально.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Причем существует достаточно обширный перечень бумаг наличие которых строго обязательно в соответствии с определенными законодательными нормами. На данный момент одним из обязательных таких актов является коммерческий.

Он составляется в нескольких экземплярах, позволяет отразить большое количество и применяется для решение обширного перечня различных задач. Причем требуется использовать именно унифицированный формат такого акта.

В противном случае такой документ может быть признан недействительным на юридическом уровне. Как следствие – станет проблематично применять его по его основному назначению.

Общие аспекты

В законодательстве достаточно подробно перечислены все случаи составления коммерческого акта. Процесс при кажущейся своей простоте связан с большим количеством самых разных особенностей, нюансов.

Все они обозначены в законодательных нормах. Предварительное ознакомление с нормативными документами позволит избежать возникновения большого количества самых разных проблем.

Особенно важен такой акт в случае если в процессе транспортировке или же после получения возникли сложности.

Возмещение вреда, рассмотрение страхового случая будет невозможно при отсутствии коммерческого акта при перевозке автотранспортом, другими средства.

Основные вопросы, рассмотреть которые нужно будет заранее:

  • что это такое?
  • назначение документа;
  • законные основания.

Что это такое

Под термином «коммерческий акт» подразумевается специальный формат, являющийся юридическим основанием для несения ответственности за невыполнение условий договора.

Важно помнить, что все транспортные компании, а также частные перевозчики обязаны составлять специальный договор. Именно такое соглашение подразумевается.

Также существует достаточно обширный перечень самых разных правил, связанных с хранением такой документации. С ними нужно разобраться заранее.

Так как в случае обнаружения нарушения определенными контролирующими органами велика вероятность наложения штрафа. Также не стоит терять акт. Это может попросту привести к невозможности решения каких-либо задач.

Назначение документа

В РЖД, автомобильных грузовых и других перевозках данный акт используется для:

Именно по причине широкого использования данного документа следует внимательно отнестись к его формированию.

Так как в противном случае возможность разрешить всевозможные конфликтные, спорные ситуации между грузоперевозчиком, получателем и другими сторонами будет утрачена.

Особого внимания заслуживает использования данного документа в финансовой отчетности. Нередко всевозможные акты и рассматриваемый в том числе применяются для ухода от налогов, реализации коррупционных схем.

Потому стоит избегать допущения ошибок. Так как таковые или же представление неверной информации может быть воспринято налоговой службой как попытка уклониться от налогов.

Что станет причиной наложения достаточно существенного штрафа. Также необходимо помнить, что обязательно соблюдение основных правил составления подобного документа.

В противном случае такой акт попросту будет признан недействительных, юридически ничтожным. Как следствие – будет недопустимо применять его в суде как одно из доказательств.

Аналогичным образом обстоит дело с иными органами надзорного типа. Нужно заранее разобраться с тем, каково правовое назначение.

Законные основания

На сегодняшний день существует достаточно большое количество различных законодательных актов, которые регулируют вопрос составления коммерческого акта.

Но при этом в первую очередь необходимо будет ориентироваться именно на СМГС. Данная аббревиатура расшифровывается как

Соглашение о международном грузовом сообщении. Причем документ данный разработан ещё в середине XX века, действует до сих пор под современной редакцией.

Основными разделами, в которых затрагивается вопрос составления акта рассматриваемого типа, являются следующие:

Также СМГС включает в себя достаточно обширный перечень самых разных дополнительных документов.

В приложения, с которыми также нужно будет по возможности разобраться, отражено следующее:

приложение №1 Отражены основные правила осуществления перевозки грузов
приложение №1.1 Рассмотрен образец составления
приложение №1.2 Образец ведомостей для платформы, в котором реализуется процесс транспортировки
приложение №1.3 Представлен пример составления ведомости для контейнера нестандартного типа
приложение №1.4 Как должно выглядеть удостоверение, которое выдается проводнику груза
приложение №1.5 Представлен полный перечень всех легко воспламеняющихся грузов
приложение №1.6 Как необходимо составлять акт при вскрытии груза в случае осуществления административного контроля
приложение №1.7 Как составляется акт коммерческого типа, основные характеристики документа
приложение №2 Издается отдельным документом, он включает в себя основные правила, соблюдение которых необходимо при осуществлении перевозки опасных грузов различного типа
приложение №3 Отражены все технические условия, связанные с расположением, а также креплением груза в конкретном случае
приложение №4 Основные правила транспортировки вагона в случае если таковой по какой-то причине принадлежит третьему лицу
приложение №6 Представляет собой стандартное руководство по накладной типа СМГС/ЦИМ

Обозначенный выше нормативный документ позволяет установить прямое железнодорожное сообщение фактически со всеми странами, которые граничат с Российской Федерации.

Прежде, чем приступать к составлению коммерческого акта, необходимо разобраться с правилами перевозки. Образец документа рассматриваемого типа представлен в указанном выше НПД.

Если будут иметь место отличия от перечня рекомендаций, содержания – акт попросту будет признан недействительным.

Правила составления коммерческого акта подразумевают в первую очередь соблюдение специального формата. При этом необходимо помнить о некоторых существенных нюансах.

В первую очередь нужно будет предварительно разобраться со следующими вопросами:

  • обязательные реквизиты;
  • в скольких экземплярах нужно;
  • в каких случаях составляется;
  • какое количество участников комиссии подписывает;
  • заполненный образец.

Оптимальным решением будет установить автоматизированное приложение для составления актов данного типа.

Таким образом возможно будет существенно сократить время, требуемое на составление, а также избежать различного рода типичных в таком случае ошибок.

Шаблон документа при помощи ПК возможно заполнить полностью автоматически, с минимальными затратами времени и сил.

Обязательные реквизиты

В акте рассматриваемого типа потребуется в обязательном порядке отразить специальные реквизиты. На данный момент таковыми являются следующие:

  • полное наименование организации-получателя, а также поставщика и отправителя;
  • точный юридический адрес обоих указанных выше лиц;
  • действительные контактные данные для связи.

Обозначенные выше реквизиты исполняют не только формальную функцию для обозначения участников сделки по какого-либо определенного груза.

Но также позволяют применять для проведения различных судебных заседаний. Важно отразить всю представленную информацию максимально достоверно.

Так как в противном случае документ опять же будет признан попросту недействительным. Причем вне зависимости от того, в каком именно случае он составляется, вне зависимости от вида транспорта.

В скольких экземплярах нужно

Перечень информации, представляемый в данном акте, регламентирован. Составление документа должно осуществляться в строгом соответствии с определенными требованиями.

При этом экземпляры данного документа в обязательном порядке должны быть распределены следующим образом:

Но важно помнить, что не обязательно будет составлять данный документ именно только лишь в трех экземплярах. Иногда случается, что доставка в одном контейнере осуществляется груза сразу нескольким различным юридическим, физическим лицам.

В таком случае потребуется составить данный документ в количестве не меньшем чем указано выше плюс акты для остальных участников .

Фактически, количество экземпляров регламентируется именно соглашением между поставщиком/получателем.

В каких случаях составляется

Главной особенностью такого коммерческого акта является то, что далеко не во всех случаях его необходимо будет составлять. Перечень ситуаций, когда он необходим, отражается в ст.№18 СМГС.

Данная статья гласит, что такой акт потребуется составить в случае, если установлено возникновение следующих обстоятельств:

Груз по какой-то причине был испорчен Его качество ухудшилось, масса снизилась – причем причины возникновения подобного явления какой-либо роли не играют (акт все равно должен быть составлен)
Сведения, указанные в накладной на конкретный груз Не соответствуют фактическим данным – опять же степень такого рода расхождений полностью не важна (данные о месте назначения, получателе являются неточными, количество грузовых мест или их нумерация неправильная, иное)
Какая-либо накладная в любой форме вообще отсутствует по данному грузу Либо нет в наличии отдельных листов такой накладной (либо имеет место обратная ситуация – сама накладная в наличии, но груз по какой-то причине вовсе отсутствует)
При отсутствии, недостаче специальных приспособлений для транспортировки какого-либо груза Полный перечень таких приспособлений обязательно должен быть указан в накладной

Также существует перечень дополнительных ситуаций, когда составление такого рода акта также обязательно требуется.

К таковым на данный момент относится следующее:

Имеется важный нюанс, связанный с составлением такого акта. Он должен быть обязательно сформирован только лишь в случае если обозначенные выше ситуации имели место с момента получения груза транспортной компании до его сдачи получателю.

Если же какая-либо обозначенная выше ситуация имело место до или же после – составлять такой акт необходимости нет.

Какое количество участников комиссии подписывает

Ещё один важный момент – количество подписантов под данным актом, оно должно соответствовать установленному на законодательном уровне. В противном случае документ попросту не будет действительным.

Например, если происшествие имело место на железнодорожной станции, то подписантами должны являться следующие :

  • начальник станции;
  • должностное лицо, осуществляющее надзор за механизированным процессом погрузочно/разгрузочных работ;
  • начальник грузового района;
  • ответственный за контейнерную площадку;
  • приемосдатчик.

Имеются определенные нюансы касательно подписантов именно в зависимости от способа, который осуществляется транспортировка конкретного груза. Стоит данный вопрос обязательно проработать заблаговременно, заранее.

Заполненный образец

Если опыт составления такого документа по какой-то причине полностью отсутствует, то стоит обязательно ознакомиться с верно составленным образцом.

На данный момент стандартной унифицированной формой является .

Она должна включать в себя следующую информацию:

Полное наименование самого документа А также дата его составления
Проставляется штемпель Отметка о регистрации акта
Обозначается номер Коммерческого акта
Раздел А Содержит полный перечень всех сведений о конкретном вагоне, ЗПУ, а также все сделанные в накладной отметки
Составляется специальная таблица В ней отражается информации по поводу проведенной проверки
Раздел Б Что значилось по документом о конкретном грузе
Раздел В Отражается информации по поводу того, что в действительности оказалось
Раздел Г Включает в себя подробное описание груза
Раздел Д Обозначается точное количество недостачи или же излишков груза
Раздел Е Какие выводы сделала экспертиза
Раздел Ж Отметка о станции назначения груза
В нижней части документа опять проставляется подпись Начальника станции, а также проставляется специальный штемпель
Указывается дата

Возникающие нюансы

Процесс составления документа данного типа имеет множество самых разных нюансов. К основным вопросам, изучить которые стоит заранее, можно отнести:

  • на железнодорожном транспорте;
  • перевозки грузовым автомобильным транспортом;
  • о повреждении груза.

На железнодорожном транспорте

При необходимости составления такого акта на железной дороге необходимо будет приложить к нему некоторые другие дополнительные документы.

Перечень таковых опять же отражается в СМГС. Причем все документы, составление которых требуется, обозначены в этом НПД. Там же имеются примеры таких документов.

Перевозки грузовым автомобильным транспортом

Перевозка грузовым автомобильным транспортом регламентируется законодательством. Но при этом единый формат коммерческого акта не устанавливается.

Потому стоит использовать в качестве шаблона форму ГУ-22. Таким образом, можно избежать различных осложнений в дальнейшем.

О повреждении груза

Повреждение груза – серьезное событие, требующее пристального рассмотрения. Потому если подобное имеет место необходимо проведение специальной экспертизы.

В таком случае собирается группа компетентных специалистов. Результат проведения подобной процедуры должен обязательно документироваться. Акт освидетельствования прилагается в коммерческому акту.

Коммерческий акт подтверждает обстоятельства, выступающие основанием для привлечения к имущественной ответственности. Этот документ используют службы доставки, пассажирские предприятия, почта и пр. Рассмотрим далее, в каких случаях составляется коммерческий акт.

Обстоятельства

Коммерческий акт, образец которого представлен в статье, удостоверяет:

  1. Несоответствие массы объектов, их наименования, количества мест сведениям, указанным в накладной.
  2. Порчу/повреждение предметов и вероятные причины ущерба.
  3. Обнаружение груза без сопроводительных документов и наоборот (бумаг без объектов).
  4. Возвращение похищенных ценностей.
  5. Непередачу груза на ж/д путь непубличного пользования на протяжении 24 ч. после оформления надлежащих документов (акт составляется по требованию получателя).

Сроки

Коммерческий акт составляется:

  1. В пути следования - в день выявления обстоятельств, которые должны быть оформлены надлежащим образом.
  2. При выгрузке в местах общего использования - в день выгрузки. При необходимости оформление документа производится при передаче материальных ценностей получателю.
  3. При выгрузке в местах необщего использования - в день выгрузки. Проверка при этом должна осуществляться в ходе или непосредственно после завершения процедуры.

Если оформить акт общей формы в указанные сроки не представляется возможным, это должно быть сделано в течение следующих 24 ч.

Приложения

В коммерческий акт общей формы вносятся данные на основании сопровождающих документов, книг перевески объектов на товарных и вагонных весах и прочих бумаг. При его оформлении на скоропортящиеся и продовольственные продукты к первому экземпляру должна прикладываться копия сертификата либо удостоверения качества. Последние заверяются на основании подлинника или подписью и печатью уполномоченного лица. Коммерческий акт о порче скоропортящихся и продовольственных товаров, находящихся в рефрижераторных секциях, автономных вагонах, контейнерах для эндокринного сырья, которые курсируют с обслуживающей бригадой, должен быть оформлен правильно.

К первому его экземпляру прилагают выписку из рабочего журнала о температурном режиме в пути. Она должна быть подписана руководителем этой группы и заверена уполномоченным лицом. При этом в документе указывается показатель температуры воздуха в контейнере, рефрижераторной секции, автономном вагоне перед снятием объектов с состава по данным приборов, установленных в них. Если бланк акта заполняется при доставке животных и объектов, подконтрольных подразделениям Госветнадзора, к его первому экземпляру должна прикладываться копия ветсвидетельства. При оформлении документа на подкарантинные товары к нему прилагается копия сертификата, подтверждающего отсутствие карантинных организмов.

Однородные объекты

Такие грузы могут перевозиться отдельными отправками насыпью или навалом. При их прибытии в течение одних календарных суток от отправителя к получателю в исправных вагонах, при отсутствии признаков утраты, обнаруженная недостача, которая превышает норму естественной убыли и значение максимального расхождения в результатах установления массы нетто, могут быть оформлены одним актом. Это же положение действует в отношении выявленных излишков, составляющих разницу между массой объектов, определенной на станциях отправления и назначения, с учетом предельного показателя расхождения. Недостаток либо излишнее количество груза, перевозимого навалом, наливом или насыпью с перегрузкой или перевалкой в пути, отправленных одним субъектом в адрес одного получателя и приехавший в исправных вагонах, определяются по итогам проверки полностью всей партии одновременно выданных товаров. При этом, как правило, оформляется один документ.

Организация перевозок на железнодорожном транспорте

По каждой отправке в документе должны содержаться следующие сведения:

  1. Номер и род вагона.
  2. Число запорно-пломбировочных устройств.
  3. Масса и количество мест груза, указанные в сопроводительных документах и оказавшиеся в наличии.

При взвешивании на вагонных весах, вписываются показатели:

  1. Брутто.
  2. Массы тары вагона (ее проверяют на весах или берут с трафарета).
  3. Нетто.

Данные о перевеске указываются в перечне, прилагаемом к коммерческому акту. Эти документы подписываются лицами, участвующими в передаче объектов и уполномоченными представителями доставщика.

Коммерческие акты на транспорте

Документы оформляются в трех экземплярах. Бланк акта должен быть заполнен без исправлений, помарок, подчисток. Сведения вносят печатными буквами с помощью машинки или компьютера. Коммерческий акт, оформленный на станции назначения, используется в следующей последовательности:

  1. По первому экземпляру проводится расследование обстоятельств, которые стали основанием для его оформления.
  2. Второй бланк выдается по требованию получателю.
  3. Третий экземпляр остается у доставщика и хранится в его делах.

Распределение заполненных документов на станции отправления или на попутном участке осуществляется так:

  1. Первый экземпляр использует доставщик для расследования обстоятельств.
  2. Второй бланк прикладывается к сопровождающему документу и следует до пункта назначения.
  3. Третий экземпляр остается в делах доставщика.

Отметки

Если коммерческий акт оформлен на попутном участке или станции отправления, в накладной на оборотной стороне делается соответствующая запись. В строке "отметки" указывается номер документа, дата и обстоятельства, в связи с которыми он заполнен. Запись об оформлении бумаги на станции назначения делается по требованию получателя.

Электронный тип документа

Жд перевозки могут осуществляться с использованием автоматизированной системы учета. В таких ситуациях документация оформляется в электронном виде. Порядок ее хранения и направления устанавливается субъектами, осуществляющими жд перевозки, в соответствии с соглашением об обмене данными и документацией в электронном виде. В накладную вносят отметки, предусмотренные в правилах оформления сопровождающих бумаг. К ней прикладывают электронный акт.

Нюансы

Если в накладной присутствует отметка об оформлении документа на попутной станции, а среди сопровождающих бумаг ее нет, лицо, доставляющее объекты, должно оформить акт снова. Коммерческий акт не составляется при выдаче груза, поступившего по адресу назначения, если он присутствует, и данные в нем не отличаются от фактического состояния и наличия материальных ценностей.

Разъяснения

Отсутствие коммерческого акта, оформленного на попутном пункте при выдаче груза, не является причиной его не признания. При этом не имеет значения, присутствует ли в накладной соответствующая отметка или нет. При необнаружении в ходе проверки на станции разницы между сведениями акта и фактическим состоянием и наличием груза в пункте назначения перевозчик, не составляя новый документ, должен сделать в имеющейся бумаге запись в разделе "Ж". Если выявлено несоответствие информации, оформляется другая бумага. На станции назначения получателю документ, заполненный на попутном участке, не выдается. Однако из этого правила есть исключение.

Если из документа следует ответственность субъекта, осуществляющего железнодорожные перевозки, он должен быть выдан получателю. В пути может быть оформлена бумага, удостоверяющая обстоятельства, за которые отвечает отправитель. В такой ситуации коммерческий акт, заполненный на попутном участке, должен быть представлен получателю. При этом не будет иметь значения, передан ли документ, оформленный на момент получения объектов на станции назначения. Копия бумаги, заполненной на попутном участке, хранится в делах лица, осуществляющего железнодорожные перевозки. При проведении экспертизы в разделе "Е" документа делается соответствующая запись.

Подписание

Коммерческий акт должен быть удостоверен получателем или его представителем (при наличии соответствующей доверенности), если он принимает участие в проверке доставки, а также перевозчиком. Документ должен быть зарегистрирован в книге учета. При проверке веса тары (вагона) уполномоченным представителем перевозчика, который не участвовал во взвешивании, в разделе "Д" акта должны указываться фамилии субъектов, в присутствии которых осуществлялось определение массы нетто и тары. Документ при этом подписывается представителем, участвующим в процедуре проверки. При одновременной выгрузке и выдаче груза получателю акт удостоверяется лицами, представляющими адресата и перевозчика. При освобождении вагонов в местах публичного пользования на площадки и в склады станций, если передача объектов производится после этого, документ подписывает только представитель доставщика. При выдаче груза с указанных участков при выявлении несоответствия данных в акте, который был составлен в процессе выгрузки, перевозчик оформляет новую бумагу.

Использование ЗПУ

Запорно-пломбировочные устройства:


Представление документа

По требованию получателя перевозчик должен выдать акт в трехдневный срок. Представление документа получателю осуществляется при предъявлении последним доверенности. Если получателем выступает физлицо, оно должен иметь при себе паспорт либо другой документ, подтверждающий его личность. При получении акта представитель получателя ставит свою подпись на оборотной стороне того экземпляра, который остается у перевозчика. При этом указываются номер и дата доверенности или документа, подтверждающего личность.

Отказ от оформления

Если перевозчик не составил акт или оформил его с нарушением требований, получатель должен направить ему заявление в письменном виде, если другая его форма не предусматривается в соглашении. Данное действие субъект обязан совершить в трехдневный срок, а в отношении скоропортящихся и продовольственных товаров - в течение суток с даты получения продукции. Перевозчику надлежит дать заявителю мотивированный ответ не позднее 3 суток или 1 дня (для особых видов груза). Представители получателя и доставляющей компании, принимающие участие в оформлении документа, должны его подписать. При наличии возражений они могут изложить их в акте.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации при предъявлении исков каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, при этом обстоятельства должны быть подтверждены только определенными средствами доказывания и ника­кими другими.

По спорам, связанным с нарушением договора перевозки, обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности железной дороги, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми станциями железных дорог (ст. 119 УЖТ).

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

1. несоответствие между наименованием, массой или количеством мест груза, грузобагажа или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;

2. порча и повреждение груза, грузобагажа или багажа;

3. обнаружение груза, грузобагажа или багажа без документов или документов без груза, грузобагажа или багажа;

4. возвращение железной дороге похищенного груза, грузобагажа или багажа;

5. непередача железной дорогой на железнодорожный путь необщего пользования груза в течение 24 ч. после оформления в товарной конторе же­лезнодорожной станции (кассе) выдачи груза по документам.

Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он сам обнаружил перечисленные выше обстоятельства, или когда на наличие хотя бы одного из них указал получатель или отправитель груза, грузобагажа или багажа.

Порядок составления коммерческих актов и актов общей формы устанавливается Правилами перевозок грузов (ст. 119 УЖТ).

Коммерческий акт является важнейшим документом при рассмотрении причин и определении меры ответственности каждой из сторон при утрате, порче или повреждении груза, грузобагажа или багажа. В то же время коммерческий акт не является бесспорным документом, окончательно утверждающим виновность какой-либо одной стороны, он должен рассматриваться в совокупности с другими документами, которые должны прилагаться к претензионному заявлению.

Коммерческий акт составляется только на железнодорожной станции на бланках строгой отчетности установленной формы в трех экземплярах. Заполнение коммерческого акта должно производиться на пишущей машинке или ручкой, четко, без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.

При выгрузке груза на местах общего пользования коммерческие акты составляются в день разгрузки, а в соответствующих случаях - в день выдачи груза получателю; при выгрузке на местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна производиться в процессе выгрузки или непосредственно после выгрузки. При составлении коммерческого акта в пути следования груза станция, обнаружившая обстоятельства, требующие составления коммерческого акта, обязана составить его в тот же день. При невозможности сделать это в указанные сроки станция должна составить коммерческий акт во всех случаях не позднее следующих суток.

Коммерческий акт не составляется, если разница в массе груза не превышает норму естественной убыли, норму расхождения в показаниях весов или норму точности взвешивания груза. В этом случае выдача груза производится в порядке, предусмотренном Правилами выдачи грузов.

На каждом экземпляре акта должен быть проставлен штемпель станции. Первый экземпляр акта направляется в соответствующую службу дороги, второй выдается грузополучателю по его требованию, а третий хранится в делах станции. При составлении коммерческого акта на станции отправления или на попутной станции второй экземпляр акта прикладывается к накладной или дорожной ведомости и следует до станции назначения; о составлении такого коммерческого акта делается отметка на оборотной стороне накладной и дорожной ведомости.

Важное значение при рассмотрении претензий и возможных исков имеет содержание коммерческого акта. На все вопросы бланка акта должны быть даны точные ответы. Не допускается прочеркивание, а также проставление кавычек вместо повторения требующихся данных. В коммерческом акте необходимо указать: состояние груза или багажа; обстоятельства, при которых обнаружена неисправность; правильно ли погружен, размещен и закреплен груз; имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых на открытом подвижном составе. При неправильной погрузке, размещении и креплении груза в акте указывается, какое нарушение было допущено. В коммерческом акте не может быть никаких предположений и выводов о причинах неисправности перевозки или виновности грузоотправителя и перевозчика.

При рассмотрении споров, связанных с недостачей, порчей или повреждением груза, недопустима поверхностная оценка сведений, содержащихся в коммерческих актах; в частности, необходимо учитывать, насколько точно и подробно описаны в них состояние груза и обстоятельства, при которых обнаружена несохранность (исправность подвижного состава и пломб (ЗПУ), наличие или отсутствие следов хищения, полнота и правильность погрузки, размещение и крепление груза, соблюдение условий погрузки и т.д.).

Контора "Металлоснабсбыт " предъявила иск к управлению железной дороги и к грузоотправителю о взыскании стоимости недостачи одной связки труб. Исходя из того, что груз прибыл на исправной платформе за погрузкой отправителя, арбитражный суд возложил ответственность за недостачу на грузоотправителя. Это решение в высшей инстанции было отменено, исходя из следующих мотивов. Согласно Уставу, перевозчик освобождается от ответственности за недостачу, когда груз прибыл на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути с исправной защитной маркировкой, либо с исправной увязкой, либо с иными признаками, свидетельствующими о сохранности груза. Между тем в коммерческом акте не были указаны состояние груза, его маркировка, размещение груза на платформе, то есть отсутствовали признаки, которые свидетельствовали бы о том, что недостача возникла по вине грузоотправителя. Ответственность за недостачу труб была возложена на железную дорогу. При составлении коммерческого акта на порчу скоропортящихся гру­зов к первому экземпляру акта должны быть приложены выписки из журнала температур при перевозке в рефрижераторных вагонах с машинным охлаж­дением и электрическим отоплением.

Коммерческий акт должен быть подписан строго теми лицами, которые указаны в Правилах перевозок грузов, причем ни одна из сторон не имеет права отказываться от подписи акта. В случае несогласия с содержанием акта сторона вправе изложить свое мнение.

Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт или акт общей формы, содержащий данные, не соответствующие действительности, несут установленную законом ответственность.

Коммерческий акт подписывает начальник станции (его заместитель), заведующий грузовым районом (заведующий складом, старший приемосдатчик) и приемосдатчик станции, а также грузополучатель, если он участвовал в проверке. При необходимости к проверке груза и подписи акта могут быть привлечены и другие работники перевозчика. Во всех случаях коммерческий акт должен быть подписан не менее чем тремя лицами.

При выдаче на станции назначения груза, который прибыл с коммерческим актом попутной станции, новый коммерческий акт не составляется, если при проверке не будет обнаружена разницы между данными акта и фактическим наличием груза, грузобагажа или багажа. В этом случае в акте попутной станции делается отметка о том, что при проверке груза разницы по сравнению с актом не оказалось. В случае несоответствия сведений фактическим данным составляется новый коммерческий акт.

По требованию получателя станция обязана в трехдневный срока вы­дать коммерческий акт, составленный по данной отправке. Право грузополучателя потребовать выдачи ему составленных коммерческих актов сохраняется в течение 1 года со дня выдачи груза.

Закон строго регламентирует право грузополучателя, если железнодорожная станция необоснованно отказывает в выдаче ему коммерческого акта или коммерческий акт оформлен с нарушением правил. Отсутствие коммерческого акта не лишает права грузополучателя на предъявление претензии или иска к перевозчику, если будет доказан отказ последнего в составлении акта и если этот отказ был обжалован.

При утрате грузополучателем коммерческого акта, полученного от перевозчика, новый акт не выдается, но это обстоятельство не лишает права предъявления к перевозчику претензии, если заявитель приложит к претензии накладную с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта.

В случае отказа станций в составлении коммерческого акта или оформления акта с нарушением правил грузополучатель имеет право до вывоза груза со станции, а при выгрузке на местах необщего пользования - в течение 24 ч. с момента проверки груза подать об этом письменное заявление начальнику отделения дороги непосредственно или через начальника станции. При подаче заявления через начальника станции грузополучателю выдается расписка в приеме жалобы с указанием приложенных документов.

Жалоба на отказ станции в составлении коммерческого акта или на оформление акта с нарушением правил должна быть рассмотрена начальником отделения. По жалобе должен быть дан мотивированный ответ по существу заявления: по скоропортящимся грузам - в суточный срок, а по остальным грузам - не позднее 3 дней после получения заявления.

Помимо обстоятельств, которые удостоверяются только коммерческим актом, в процессе реализации договора перевозки возможно возникновение обстоятельств, которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон, а также обстоятельств, которые должны в обязательном порядке удостоверяться соответствующим документом при рассмотрении претензий и исков.

К таким документам относятся акты общей формы, акты о техническом состоянии вагона или контейнера, о повреждении вагона или контейнера, о недосливе цистерн или бункерных полувагонов, акты вскрытия вагона или контейнера для таможенного и пограничного досмотра и некоторые другие, предусмотренные правилами перевозок отдельных видов грузов.

Акт общей формы в соответствии с Правилами перевозок грузов составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

1. утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной;

2. простой вагонов на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя;

3. неочистка вагонов от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (при выявлении цистерн и бункерных полувагонов с недослитыми остатками составляется акт, предусмотренный Правилами перевозки жидких грузов наливом в вагонах - цистернах и бункерных полува­гонах);

4. неочистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива;

5. подача перевозчиком неочищенных вагонов под погрузку средствами грузоотправителя, порта, пристани;

6. отсутствие пломб на вагоне, если в вагонном листе имеется отметка о наложении пломб;

7. повреждение или смена пломб (ЗПУ), если при этом отсутствуют обстоятельства, в удостоверение которых составляются коммерческие акты;

8. обнаружение в пути следования или на станции назначения пломб (ЗПУ) на вагонах с неясными или срезанными оттисками без следов насильственного повреждения, если читаемые знаки соответствуют данным вагонного листа и на пломбе (ЗПУ)можно прочитать наименование станции и дороги;

9. повреждение вагона (контейнера), повреждение или утрата предостав­ленных перевозчиком съемных перевозочных приспособлений;

10. просрочка в доставке багажа (составляется по требованию грузополучателя);

11. отказ или уклонение от подписи в учетной карточке выполнения плана перевозок грузов;

12. самовольное занятие перевозчиком вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям или арендованных ими;

13. использование без разрешения перевозчика и грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования вагонов и контейнеров общесетевого парка для своих внутренних перевозок.

Акты общей формы составляются и в некоторых других случаях, могущих служить основанием для материальной ответственности сторон, если при этом не требуется составления коммерческого акта или акта другой специальной формы.

Акт общей формы должен быть подписан не менее чем двумя лицами, которые участвовали в удостоверении обстоятельств, noслуживших основанием для составления акта.

Коммерческий акт – юридический документ, имеющий доказательное значение для определения ответственности за утрату, порчу и повреждение грузов. Он позволяет разграничить ответственность за утрату, порчу и повреждение груза. Коммерческий акт составляют на бланках (форма ГУ-22) с типографской нумерацией и регистрируют в книге учёта бланков строгой отчётности

Коммерческий акт должен удостоверять следующие обстоятельства:

Несоответствие наименования, массы или числа мест груза в натуре данным, которые значатся в документах;

Порчу и повреждение груза;

Разъединение груза и документов;

Возвращение дороге похищенного груза или багажа;

Несвоевременную подачу груза на подъездной путь станцией, т.е. если груз не подан в течение 24 ч после документального оформления выдачи в товарной конторе (составляется по требованию получателя).

При отклонении качества груза от нормы и массы от величины, указанной в накладной, составляется коммерческий акт (обязательно присутствие работника дороги, ответственного за перевозку скоропортящихся грузов).

В случае составления коммерческого акта на порчу груза начальник поезда обязан представить станции для проверки рабочий журнал, выдать заверенную своей подписью выписку с указанием режима обслуживания вагона в пути и представить начальнику станции выгрузки личное объяснение по обстоятельствам погрузки и перевозки груза. В коммерческом акте указывают фактическое качественное состояние и температуру продуктов, способ перевозки (охлаждение, отопление, утепление), состояние изотермических вагонов, температурный режим рефрижераторных вагонов, способ укладки груза (навалом, подвесом, шахматная, вертикальная и др.) и другие обстоятельства, могущие характеризовать причины порчи или изменения массы груза. Никаких предположений и выводов о причинах неисправности перевозки и виновности сторон, участвовавших в ней, вносить в акт не допускается. При неисправности составляют технический акт. К коммерческим прикладывают удостоверения о качестве или сертификаты, выданные при отправлении груза, выписку из журнала температур при перевозке в рефрижераторных вагонах, документы характеризующие порядок обслуживания груза в пути следования, и все другие документы на основании которых можно установить причины порчи груза.

В акт могут быть внесены в зависимости от обстоятельств сведения о вагонах, пломбах и отметках в накладной, массе, роде упаковки, количестве мест, указанных в документах и оказавшихся в действительности, описание фактов повреждения и порчи, заключения экспертизы, отметки станции назначения о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции.

В коммерческом акте должны содержаться:

Точное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов. Не допускается вносить в коммерческий акт какие-либо предположения и выводы о причинах такой несохранности либо виновности грузоотправителя (отправителя) или железной дороги. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта, дают точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных;

Данные о том правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из таких нарушений допущено.

По своей структуре коммерческий акт состоит из семи разделов: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. При оформлении случаев несохранности перевозок скоропортящихся грузов в вагонах с машинным охлаждением в разделе "Д" акта должны быть указаны: способ погрузки груза; род и состояние тары; место размещения испорченного груза; исправен ли кузов вагона; соблюдение температурного режима; сведения о наличии следов порчи груза;

способ утепления вагона при перевозке в зимний период.

Отметка о проведенной экспертизе для определения причины несохранности груза и размеров причинённого ущерба делается в разделе "Е" акта. При несогласии с заключением эксперта начальник станции делает об этом оговорку с указанием мотивов.

В разделе «Ж» делается отметка станции назначения о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции.

По всем случаям несохранных перевозок, подлежащих оформлением коммерческим актом, начальник станции в тот же день по телеграфу даёт оперативное донесение. Порядок выдачи и адресования оперативных донесений при обнаружении фактов хищения, повреждения или недостачи мест либо массы груза, повреждения или утраты при пожарах и крушениях регламентирован инструкцией.

В случае неисправной перевозки скоропортящихся грузов к акту прилагают контрольные сведения на вагон, в котором осуществлялась перевозка.

Объективное изложение обстоятельств и наличие всех необходимых документов, позволяющих сделать правильное заключение о том, что послужило причиной порчи или утраты груза и какая из сторон (дорога, отправитель, получатель) ответственна за это.

Коммерческие акты составляют на каждую отправку по письменному рапорту заведующего грузовым двором, складом или приемосдатчика на бланках установленной формы в трех экземплярах до выдачи груза получателю в день обнаружения неисправности или во всех случаях не позднее следующих суток. Каждый коммерческий акт должен иметь печатную нумерацию и штемпель станции, составившей его.

Подписывают коммерческий акт начальник станции или его заместитель и лица участвующие в проверке груза (заведующий грузовым двором, приемосдатчик), а также получатель, а при отсутствии получателя (для защиты его интересов) – не менее чем три лица (включая начальника станции или его заместителя).

Первый экземпляр акта направляют на расследование в службу контейнерных перевозок и коммерческой работы своей дороги, второй выдают получателю по его требованию в трехдневный срок, третий хранят на станции.

К первому экземпляру коммерческого акта об утрате, порче, повреждении и недостаче грузов прикладывают снятые с вагона пломбы (ЗПУ).

Если обнаружены течь, порча или подмочка груза при неисправном состоянии кузова вагона, то осмотрщик вагонов или вагонный мастер должен составить в день обнаружения неисправности и не позднее дня составления коммерческого акта акт о техническом состоянии вагона , копия которого остается на станции, а первый экземпляр прилагается к первому экземпляру коммерческого акта. Его подписывают представитель вагонного депо и дежурный по станции.

Кроме этого к коммерческому акту прилагают следующие документы:

Подлинный вагонный лист;

Копии коммерческого акта попутной станции;

Копии сертификатов и качественных удостоверений;

Копии фактур;

Копии счетов;

Копии актов экспертизы;

Выписку из рабочего журнала рефрижераторного подвижного состава;

Натурный лист поезда;

Копии оперативных донесений и др.

При разногласиях в оценке состояния груза грузополучатель или станция может потребовать проведение экспертизы в случае снижения качества или утраты груза, а также по другим причинам. Экспертиза скоропортящихся грузов должна проводится представителями бюро товарных экспертиз, инспекторами по качеству или ветеринарно-санитарного надзора с обязательным участием работника станции не позднее 24 часов с момента вскрытия вагона в присутствии начальника станции, его заместителя или начальника грузового двора.

Эксперт определяет размеры убытка и причины порчи груза, на которые составлены коммерческие акты. В его заключении должно быть указано: качество груза до его порчи или повреждении, степень повреждения или порчи груза, на сколько процентов понизилась стоимость груза вследствие его порчи, пригодность для использования по прямому назначению, причину порчи и другие сведения. По результатам экспертизы составляется акт.

Рассмотрение коммерческих актов по международным перевозкам и пересылка этих актов иностранным железным дорогам проводятся службами контейнерных перевозок и коммерческой работы пограничных железных дорог. Составление коммерческих актов в этом случае, расследование по ним и хранение производиться в соответствии со Служебными инструкциями.

В случаях обнаружения при выгрузке повреждений вагонов (контейнеров), перевозчиком составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

O несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанных в транспортной железнодорожной накладной;

O повреждения (порчи) груза и возможных причин такого повреждения;

O обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;

O возвращения перевозчику похищенного груза;

O непередачи перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение 24-х часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Коммерческий акт составляется перевозчиком в трех экземплярах на бланке установленной формы. Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции назначения, распределяются следующим образом:

O первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления;

O второй экземпляр выдается грузополучателю по его требованию;

O третий экземпляр остается на хранение в делах перевозчика.

Коммерческий акт подписывает грузополучатель или его уполномоченный представитель, если он участвует в проверке груза, и перевозчик. Коммерческий акт регистрируется в книге учета коммерческих актов перевозчика.

Акт общей формы составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств:

O утраты документов, приложенных грузоотправителем к накладной, отказа от подписания документов, предусматриваемых соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;

O различных случаев задержки и неподачи вагонов, локомотива перевозчика по причинам, зависящим от перевозчика, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования на всех этапах перевозки;

O неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя, подачи перевозчиком неочищенных вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя;

O отсутствия ЗПУ на вагоне, контейнере, несоответствия его данным, указанным в накладной, неисправности, повреждения или замены ЗПУ, обнаружения в пути следования неисправности, повреждения вагонов, контейнеров, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов;


O самовольного занятия перевозчиком и грузоотправителем вагонов, контейнеров, принадлежащих их контрагенту или арендованных ими;

O других случаев, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком в необходимом количестве экземпляров. При составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра:

O первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу;

O второй экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика.

О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.

В случае обнаружения недостачи, повреждения груза может быть проведена экспертиза по инициативе перевозчика или по требованию грузополучателя.

Экспертиза не проводится, если стоимость недостачи, повреждения груза не превышает размера МРОТ, а также если стоимость экспертизы превышает размер убытков. В этих случаях размер или причина недостачи, повреждения (порчи) груза и размер убытков определяются совместно перевозчиком и грузополучателем и указываются в коммерческом акте.



Просмотров