В каких случаях огонь становится врагом. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Огонь друг или враг. задымленном помещении нужно передвигаться не

Управление образования администрации Богучанского района

Муниципальное образовательное учреждение

Нижнетерянская средняя общеобразовательная школа

Когда огонь друг, а когда враг человека?

Конкурс «Страна чудес - страна исследований»

Исследовательская работа.

Выполнила:

ученица 3 класса

Ирина Денисовна Кузурман

Руководитель:

учитель начальных классов

Надежда Викторовна Федоренко

Нижнетерянск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

    Огонь в жизни человека

1.1. Легенда о Прометее 4

1.2. Огонь – друг человека 5

1.3. Огонь – враг человека 6

1.4. История пожарной службы 7

1.5. Статистика по пожарам в посёлке Нижнетерянск 8

1.6. Причины пожаров 10

1.7. Правила пожарной безопасности 11

Заключение 13

Литература 14

Приложения 15

Введение

Пожары. Как часто мы слышим это слово. Во время пожаров выгорают тысячи гектаров леса, в огне сгорают десятки населённых пунктов, погибают люди. Особенно часто это слово жители нашей страны слышали летом этого года. На территории России более 4 тысяч человек осталось без крова. Остро стоит проблема пожаров и в нашем посёлке. На территории посёлка Нижнетерянск расположено 123 дома. Проживают 550 человек. Каждый год в нашем посёлке происходят пожары. Почему так часто это происходит? Кто в этом виноват? Что является причиной пожаров? Я решила исследовать эту проблему. Если огонь враг, то в наших ли силах сделать так, чтобы огонь стал другом?

Гипотеза: Я предполагаю, что огонь может приносить как пользу, так и вред.

Цель: Выявить роль огня в жизни человека.

Задачи:

1.Познакомиться с легендой появления огня на Земле.

2.Рассмотреть положительную и отрицательную роль огня в жизни человека.

3. Привлечь общественность к пожарной безопасности в посёлке.

Методы и методики:

Выбор темы

Работа с литературой

Обработка фотоматериалов

Анализ статистических данных

Опрос

Обобщение полученных результатов.

I .ОГОНЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

    1. Легенда о Прометее

Из древней мифологии до наших дней дошла легенда о храбром Прометее. Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Всего у них было в достатке. Юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. По дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни. Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале. Люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь. И это действительно так .

1.2. Огонь – друг человека

Огонь стал для человека хорошим другом, верным помощником. Для освещения улиц, дорог люди использовали факелы и лучины. Огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали друг другу важные новости, предупреждали об опасности. В кузнице при помощи огня раскаляли железо, оно становилось мягким, и из него делали топоры, мечи для воинов, подковы для лошадей.

Шли годы, и люди искали всё новые способы использования огня. В моторе автомобиля работает огонь – сгорает бензин и приводит в движение машину. Космическая ракета взлетает при помощи сгорания ракетного топлива. Огонь варит стекло, из которого мастер – стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия. Люди склоняют головы перед Вечным огнём у памятников героям. А Олимпийский огонь зажигают от лучей солнца. Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Всё это добрый огонь.

1.3. Огонь – враг человека

Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона.

– пламя, широко охватившее и уничтожающее что – нибудь.

1.4. История пожарной службы

Как защитить себя от этого страшного слова – пожар? В старину на Руси люди считали огонь “гневом Божьим”. В случае пожара служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского или у иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" На этой иконе чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь. Звезда составлена из двух четырехугольников. Один окрашивается в красный цвет - во образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, - в зеленый.

Однако уже тогда понимали: с огнём нужно бороться не только с помощью молитв. В 1472 году в Москве вспыхнул большой пожар, даже Великий московский князь Иван III со своей дружиной тушил огонь.

В конце ХV века в Москве впервые была учреждена “опаса” – так называлась пожарно-сторожевая служба, которая следила за порядком в городе. В 1549 году Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности, который обязывал обывателей иметь средства пожаротушения в каждом доме. Пожарная служба стала развиваться в годы правления царя Петра I. Из Голландии он выписал новые пожарные трубы. На Спасской башне Кремля особые колокола – набаты – “выбивали тревожные повестки на случай пожара”.

В начале ХХ века появились первые пожарные автомобили, начали применять химические огнетушители. Пожарная техника совершенствовалась, а профессия пожарного стала одной из самых важных и почитаемых. Огонь – друг или враг? Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту.

1.5. Статистика по пожарам в посёлке Нижнетерянск

В нашем посёлке пожары происходят часто. Может кто-нибудь, скажет: «Горит везде». Но территория нашего посёлка невелика. Я опросила 16 человек, моих друзей. У 8 были пожары. (Приложение 1) Горели гаражи, хозяйственные постройки, а 24 декабря 2010 года у моего одноклассника сгорел дом, в котором проживала его семья. С 1987 года на территории нашего посёлка зарегистрировано 29 пожаров . Сгорело общежитий – 5, школа - 1, магазин – 1, столовая - 1, квартир - 15, бани, хоз. постройки, сараи – 6. (Приложение 2)

Погибло в пожарах – 7 человек

Даты трагических пожаров:

1990 год . Сгорело 2 общежития, в одном из которых погибла женщина с двумя детьми.

5 апреля 1996 года. Страшная дата в истории нашего посёлка. Сгорела школа. В огне погибла учительница школы Веретенникова Светлана Юрьевна. Президент России Владимир Путин наградил Светлану Юрьевну за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленную при спасении людей в экстремальных условиях, Орденом мужества (посмертно). Благодаря мужественным и самоотверженным действиям Веретенниковой С.Ю во время возникшего в школе пожара удалось избежать жертв среди учащихся, но сама она не успела выйти из горящего здания.

11 января 2006 года . При пожаре в двухквартирном доме погиб мужчина.

Осень 2008 года . В квартире погиб мужчина.

24 декабря 2010 года . Сгорел двухквартирный брусовой дом. Погибла женщина.

Горят не только строения. В июле 2010 года рядом с посёлком возник пожар на территории нижнего склада. Загорелись штабеля леса. В пожаре сгорело 8450 кубометров древесины.

Летом 2010 года горело кладбище.

1.6. Причины пожаров

Каковы же причины возникновения пожаров в нашем посёлке? Я, со своим руководителем, обращались к инженеру по пожарной безопасности Яковлеву О.С., к главному электрику Лыткину А.В., к заместителю главы сельской администрации Корниковой Л.Н. Ни каких документов о причинах пожаров у них нет. Поэтому я опросила потерпевших от пожаров и очевидцев. Из опроса следует, что основными причинами пожаров являются: неисправное электрооборудование, неосторожное обращение с огнём, поджоги. То есть, игра со спичками, зажигалками, неосторожное обращение с жидкостями, которые легко воспламеняются, оставленные без присмотра включенные электроприборы, уголёк из печи – всё это может стать причиной пожара. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдая осторожность возле электроприборов и печей. Можем ли мы, жители посёлка противостоять силе огня? Наверняка - да, если будем соблюдать элементарные правила противопожарной безопасности. Что для этого нужно делать? C трого соблюдать свои обязанности.

1.7.Правила пожарной безопасности

В законе о противопожарной безопасности, в статье 14 сказано, что граждане обязаны:

    соблюдать требования пожарной безопасности;

    иметь в помещениях и строениях средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь;

    при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

    до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

    оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

Выполняем ли мы всё это? Я решила выяснить, как жители нашего посёлка выполняют эти правила. На каждом доме висит специальный знак. На этом знаке изображён предмет, который должны взять с собой хозяин в случае пожара. Я провела опрос. Из анализа опроса следует , что из 24 человек, только 8 смогли назвать правильно предмет, 11 не знали, 5 – сомневались в правильности ответа. (Приложение 3) Также ни у одного из опрошенных нет дома специальных средств тушения. Это тревожные сигналы, которые говорят о том, что, не смотря на боязнь пожаров, наши жители не выполняют те правила противопожарной безопасности, которые могли бы помочь им в случае беды. Хотелось бы обратить внимание на пожарную технику, которая есть в нашем поселке и должна помогать тушить пожары. К огромному сожалению это происходит не всегда. В наличии пожарной части находятся 2 машины, но бывает так, что они не могут оказать помощь. Часто машины находятся в ремонте. А когда бывают на выезде то, использовав воду, пожарным приходится по два часа пополнять запас воды. За это время огонь набирает новую силу. Часто на пожары вызывается техника из посёлка Мазня. Спасибо пожарным за то, что они помогают жителям нашего посёлка. Наш посёлок весной и осенью оторван от «большой земли» и в это время нам ждать не кого. Поэтому необходимо обратить внимание ответственных людей на то, чтобы пожарные машины в нашем посёлке всегда были готовы прийти на помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённой работы я ознакомилась с легендой о Прометее. Была рассмотрена отрицательная и положительная роль огня в жизни человека. Я выяснила, что когда огонь «друг», то он дарит человеку своё тепло, уют, помогает в промышленности. Когда огонь «враг» - он несёт горе и беду людям. Для того, чтобы привлечь внимание к проблеме пожаров, я выпустила листовку, которая призывает жителей нашего посёлка соблюдать все правила противопожарной безопасности. Огонь друг, когда мы за ним следим, соблюдаем правила пожарной безопасности. Враг, когда мы об этих правилах забываем. Люди всегда должны помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде.

Используемая литература:

1. Бурдыкина М.Б. Мифы древнего мира. Издательство «Каравелла» Санкт–Петербург 1995г.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1994.

3. Интернет ресурсы http://www.viv.vstu.edu.ru/history/hist2.htm

4. Интернет ресурсы. http://www.bishelp.ru/

Тема занятия: Огонь - друг, огонь - враг

Программное содержание : Познакомить дошкольников с машиной специального назначения - пожарная машина. Сформировать правильное отношение к огню. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем, когда огонь - друг, огонь - враг. Расширить знания детей о правилах обращения с огнем. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, о правилах пожарной безопасности и поведении в общественных местах, лесу. Воспитывать культуру поведения со сверстниками и взрослыми.

Материал: кукла Незнайка со своими друзьями: Шпунтиком и Винтиком. Коробка с разрезными картинками чертежа пожарной машины, маленькие ксерокопии чертежа. Сюжетные карточки для д/и «Почему возник пожар?», конструктор ЛЕГО по количеству детей.

Ход занятия

Раздается стук в дверь и входит Незнайка со своими друзьями: Винтиком и Шпунтиком, в руках у них большая коробка.

Дети, здравствуйте, вы узнали нас? (друзья Незнайки из рассказа Н. Носова Винтик и Шпунтик).

Воспитатель вместе с детьми приветствует гостей и интересуется:

Что это такое интересное у вас в руках?

Это коробка, в которой чертеж одной интересной машины. Когда мы ее построим по чертежу, эта машина будет нас спасать от беды. Только у нас случилась неприятность! Пока мы к вам собирались, наша собака Булька успела разорвать чертеж. Помогите, братцы, нам! Что нам теперь делать?

Воспитатель обсуждает с детьми, как помочь Незнайке и его друзьям.

Решили собрать чертеж по кусочкам.

Проводится дидактическая игра «Собери чертеж!»

Дети все вместе собирают разрезные картинки.

Чертеж какой машины мы собрали? (чертеж пожарной машины.

Как вы догадались, что это пожарная машина? (машина красного цвета, номер телефона «01»)

После того, как чертеж собран, Винтик предлагает детям собрать саму машину из конструктора ЛЕГО по чертежам.

Тут воспитатель задает Незнайке и его друзьям вопрос:

Чертеж один, а детей много, как же нам быть?

Не беда, - говорит Незнайка, — у нас есть волшебная машина, называется компьютер, на нем можно размножить этот чертеж. Он берет чертеж и уходит, чтобы на компьютере сделать копии для детей.

Незнайка приносит и раздает детям уменьшенные копии чертежа пожарной машины. Дети на своих столах собирают пожарные машины по чертежу.

Какую машину собрал Никита? (пожарную машину)

Коля, что тебе помогло собрать так быстро пожарную машину? (Мне помог чертеж собрать так быстро пожарную машину)

Зачем людям нужна пожарная машина? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что пожарная машина нужна для того, чтобы тушить пожары)

Отчего возникают пожары? (ответы детей обсуждаются)

Проводится дидактическая игра «Почему возник пожар?»

Воспитатель подбирает соответствующие сюжетные картинки, выставляет их на магнитной доске и задает детям вопрос:

Почему возник пожар? (дети взяли спички без разрешения взрослых)

Почему возник пожар? (кто-то оставил без присмотра свечку, свечка упала на стол);

Почему возник пожар? (в лесу оставили не потушенный костер);

Почему возник пожар? (забыли выключить чайник);

Почему возник пожар? (дети без разрешения включают электроприборы).

Во всех этих случаях, каким стал огонь для человека: добрым или злым? (огонь стал для человека злым)

Что натворил огонь:

Когда дети взяли без разрешения спички? (огонь сжег в доме все вещи)

Когда все ушли из комнаты и забыли потушить свечку? (огонь сжег стол, стул и занавеску в комнате)

Когда забыли в лесу потушить костер? (огонь сжег весь лес)

Когда забыли выключить чайник? (огонь сжег новый чайник)

Когда дети без разрешения включили утюг? (огонь сжег все вещи в комнате)

Вот как обиделся огонь на людей, но давайте попробуем исправить такое положение и придумаем для людей правила.

Воспитатель показывает указкой на сюжетную картинку, а дети исправляют положение, формулируя правила обращения с огнем:

Дети никогда не должны брать в руки спички.

Нельзя уходить из комнаты, не потушив свечку.

Когда уходишь из леса, надо потушить костер водой.

Если включил чайник, не забудь его выключить.

Дети никогда не должны сами включать электрические приборы: чайник, утюг, телевизор и т.д.

Но всегда ли огонь бывает таким злым? Когда огонь становится для нас добрым другом? (ответы детей обсуждаются)

Давным-давно люди не знали, что огонь может быть добрым. Они часто видели, как ударит молния в дерево и начинается пожар. Люди всегда этого боялись, да и звери тоже боялись. Они всегда от огня убегали. Но вот прошло много времени, погода на земле изменилась, стало холодать. Люди и звери стали часто мерзнуть. Одежды тогда не было.

Вот однажды ударила молния в дерево, дерево загорелось, звери испугались и побежали. А люди почувствовали, что от огня идет тепло. Они отбежали немного, остановились и стали греться. Тут и звери остановились и тоже стали греться. Только звери боялись подходить к людям очень близко.

Как вы думаете, почему? (ответы детей обсуждаются) Люди тоже боялись зверей и подходили к огню все ближе и ближе.

Однажды, по оплошности, человек уронил в огонь рыбину. Испугался, стал ее доставать из огня, но никакие получалось. А когда достал ее, решил, что теперь эту рыбу надо выбросить. Но она так вкусно пахла.

Как вы думаете, почему? (ответы детей обсуждаются)

Потом люди попробовали на костре жарить не только рыбу, но и мясо, овощи.

Им очень понравилось. Они стали возле костра сушить свои вещи, которые намокали во время дождя. Это было так- давно, когда еще не было и домов. Вот прогорит огонь и все, люди ждут, когда опять молния ударит в дерево.

Стал человек думать, как самому огонь добыть? И тут произошел такой случай. Стал один человек на скале высекать рисунок, как он охотился на рыбу Стукнул раз по скале, другой. И вдруг из-под камня посыпались искры. Человек сначала испугался, а потом еще раз попробовал постучать камнем о камень и опять искры посыпались. Искра попала на солому и...

Вот так человек научился добывать себе огонь. Если человек не будет обижать огонь, тогда огонь всегда будет его другом. Помните об этом, дети, и выполняйте все правила обращения с огнем.

1. С огнем никогда и нигде не шалите!

2. Для забавы, для игры спичек в руки не бери!

3. Сам огонь не разжигай и друзьям не позволяй!

4. Телевизор и утюг пусть включает взрослый друг!

Незнайка, Шпунтик и Винтик благодарят детей за помощь и очень интересные рассказы об огне и правилах обращения с огнем. Прощаются с детьми и уходят.

Классный час по теме «Огонь опасен!»

Цели: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; познакомить с причинами возникновения пожаров; систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара; активизация познавательной и творческой деятельности учащихся; воспитывать чувство самосохранения, формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Ход занятия.

Учитель. Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с …(огнём). А с чем, вы узнаете, отгадав загадку. Внимание, загадка.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может – два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.

Учитель. Правильно, с огнём.
Но, сначала, узнаем, что оно означает. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «огонь» имеет несколько значений.
1. Это горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя.
2. Свет от ослепительных приборов.
3. Боевая стрельба.
4. перен. Внутреннее горение, страсть.
5. перен. О том, кто полон пылкой энергии, силы.
6. То же, что жар.
Нас интересует огонь в первом значении. Огонь с древнейших времён играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки и загадки об огне.
Ребята, какие загадки и пословицы вы знаете?

Учащиеся по очереди читают загадки и пословицы.
Без рук, без ног, а на гору ползёт (Огонь).
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает (Огонь).
«Огонь не вода – схватит, не выплывешь».
«Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит».
«Огню да воде бог волю дал».
«Спи, царь Огонь», - говорит царица Водица».

Учитель. Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку.
В старину огонь был судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится между двух огней.
Говорят, что огонь – друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.
Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно.
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают «ноль – один».
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?
Дети. Это пожарные.
Учитель. Правильно,
Прохожие сторонятся – пожарные торопятся.
На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди. Бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни.
Для помощи людям в опасных ситуациях создано специальное Министерство чрезвычайных ситуаций – МЧС и специальные войска. Солдаты этих войск имеют не только оружие, а различные приспособления: надувные домкраты, которые поднимают бетонные плиты; ножницы, перерезающие даже сталь; а также много автомобилей и вертолётов.
Но отвагой на пожарах отличаются не только пожарные, а и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.
Учитель. К сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и неосторожного обращения детей с огнём, особенно если они остаются дома одни. Но пожары бывают не только в помещении, но и на транспорте и на природе. Люди разжигают костёр возле деревьев или домов, поджигают мусорные баки, сухую траву, тополиный пух, дети пускают горящие самолётики.
Ребята, чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
Ребята! Помните о том,
Что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.

Игра «Чем тушат пожар?»
Если тушат пожар – хлопаем
Если нельзя тушить – топаем
(Вода, спички, пироги, бумага, песок, земля, блины, огнетушитель, резина.)
Обсуждение конкретных ситуаций.

Игровая ситуация №1
У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло, песок.
Ответ:
1. обесточить телевизор;
2. накрыть влажной тканью;
3. позвонить по “01”.

Ситуация №2
Кашу Саша решил на сковороде подогреть,
При этом в соседней комнате песни попеть.
Заигрался Саша и бдительность потерял,
Правила безопасности не соблюдал.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.
Ответ:
1. выключить газ;
2. накинуть влажное полотенце.

Ситуация №3
На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?
Ответ:
1. надо упасть на пол;
2. накрыться влажной тканью;
3. бежать нельзя!

Ситуация №4
Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?
Ответ:
1. догнать, накрыть тканью;
2. уронить на пол;
3. тушить огнетушителем нельзя.


Ситуация №5
Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?
Ответ:
а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ
б) пойду понюхаю, откуда пахнет
в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут
г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света

Ситуация №6
В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?
а) Убежать б) Закричать в) Вызвать пожарных.

Ситуация №7
Просмотрите небольшой ролик по мотивам известного стихотворения «Кошкин дом» и скажите, кто из героев ведёт себя правильно.

Игра на внимание «»
Учитель: Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол -
Еле сам живой ушёл?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.

Предлагаю послушать советы.

Мы в лесу костёр зажгли,
Посидели и пошли.
А огонь не затушили.
«Сам погаснет», - мы решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке, стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед поднялся.
Гибнет лес, пропали звери –
Всех несчастий не измерить!

Подожгли мальчишки пух,
А огонь-то не потух.
Тополиный пух горит,
Пламя по двору бежит…
Чья-то вспыхнула машина –
Очень страшная картина!
Надо помнить, надо знать:
Пух опасно поджигать!

Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нём совершенно забыла.
Нагрелся утюг, загорелись штанишки…
Пожар уничтожил игрушки и книжки.
Помните, дети: пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают!

Скучно маму ждать с работы
Очень хочется компоту.
В кухню Юленька вошла,
Под кастрюлей газ зажгла.
Час прошёл – кипит кастрюля,
Испугалась наша Юля.
Мало сделалось воды,
Так недолго до беды…
Сам к плите не прикасайся,
Лучше взрослых дожидайся.
Жарко вспыхнула квартира,
Плачет маленькая Ира.
Ваня – старший брат – кричит:
«Убегаем, дом горит!»
Ире боязно бежать:
«Лучше спрячусь под кровать»,
А Иван не оробел
И сестру спасти успел.
Теперь малышка точно знает
С пожаром в прятки не играют.

Дома пожар, а ты один?
Звонок 01 необходим.
Пожарные-спасатели покой твой берегут,
Отважные пожарные приедут и спасут.

Загадки на тему: «Освещение, огонь, тепло»
Мать толста,
Дочь прекрасна,
Сын-сокол
Под небеса ушёл. (Печь, огонь, дым)

У нас в печурочке
Золотые чурочки. (Дрова в печи)

Белое ест,
Чёрное роняет. (Лучина горит)

Красненький петушок
По улице бежит. (Пожар)

Ударю булатом
По белым каменным палатам,
Выйдет княгиня
И сядет на пуховую перину.
(Огниво, кремень, искра и трут)

Пришёл вор во двор,
Хозяина в окно унёс. (Ветер и дым)

Накормишь – живет,
Напоишь – умрёт. (огонь)

По деревне прошёл,
Ничего не осталось. (пожар)

В маленьком амбаре
держат 100 пожаров. (спички)

Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не будет. (огонь)

Ни стук, ни бряк,
А близко прошёл. (ток, свет)
Красная корова всю солому съела. (огонь)

Красный бык стоит, дрожит,
чёрный дым на небо бежит.(огонь и дым)
На привале нам помог:
Суп сварил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не унесешь? (костер)

То назад, то вперед ходит-бродит пароход,
Остановишь - горе: продырявит море. (утюг)

Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз - и день включу. (выключатель)

Я не сам по себе,
А сильнее всего и страшнее всего,
И все любят меня, и все губят меня. (огонь)

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зальется. (лампочка)
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. Пожарный

Игра « Доскажи словечко»
В руках у ведущего шарик. Дети его передают. Сделана пауза – ребенок добавляет слово.

Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар
Ввысь взмывал сигнальный шар
Звал пожарных в бой с пожаром
Где с огнем беспечны люди
Там взовьется в небо шар
Там всегда грозить будет………
Раз два, три, четыре
У кого пожар …………….
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил ……………….
Красный отблеск побежал
Кто со спичками…………….
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над …………….
Столб огня чердак объял
Кто там спички …………….
Побежал пожар во двор
Это кто там жег…………….
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег ……………..
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…………….
Помни каждый гражданин
Это номер …………….
Дым увидел не зевай
И пожарных ……………….
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнем ……………

Итог: О чем сегодня вели разговор? Чем опасен огонь?

Приложение № 1

ГОРОДСКАЯ ЗАОЧНАЯ ВИКТОРИНА,

Выполнил(а):

Разгадай кроссворд.

2 3
1
4
5 6 7
8

По горизонтали:

1. Чтобы не было огня

Не играйте вы в меня.

Я огня сестричка,

Маленькая ….

Она, словно золотая орлица,

Наземь пожаром садится.

В руки бери … .

8. Побежал огонь во двор.

Это кто там жег …?

По вертикали:

2. Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем …

3. Дым увидев - не зевайте,

Нас скорее вызывайте.

5. Кто меня не бережется

Тот очень сильно обожжется.

6. Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил …?

7. Хоть и маленькая я,



Довожу и до огня.

Разгадай ребусы.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

А когда огонь для нас враг?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Как называется огонь, объединяющий людей всего мира?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Соедини линиями начало фраз с их окончаниями и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

У Джерри перегорела лампочка, помоги ему выбрать предмет, безопасный для освещения.

Напиши название этого предмета ____________________________

Найди на рисунке и напиши, что стало причиной пожара. Обведи место пожара в кружок. Обозначь стрелками путь эвакуации из горящей квартиры. Раскрась картинку.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Внимательно прочитай вопросы теста. Обведи правильный ответ.

1. В школе объявили пожарную тревогу. Началась эвакуация. Ваши действия.

а) Прикрыв органы дыхания мокрой тряпкой, выбегу из школы и позвоню родителям;

б) Останусь в классе, так как это тренировочная эвакуация;

в) По указанию учителя вместе с одноклассниками покину класс и через ближайший безопасный выход выйду из школы;

г) Быстро соберу все свои вещи, оденусь и вместе со всеми побегу к выходу.



2. У тебя дома загорелся компьютер. Какими будут твои действия?

а) Буду тушить компьютер водой и вызову пожарную охрану;

б) Открою окно, чтобы не задохнуться, сам начну тушить компьютер;

в) Убегу из квартиры и никому ничего не скажу;

г) Закрою в этой комнате окна и дверь, выбегу из квартиры и позвоню пожарным.

3. Находясь дома один, ты почувствовал запах газа. Что ты будешь делать?

а) Убегу из дома;

б) Открою форточку или окно, чтобы проветрить помещение. Позвоню в газовую службу;

в) Воспользуюсь освежителем воздуха и позвоню родителям;

г) Включу свет, чтобы проверить, где произошла утечка газа.

4. Чем может быть опасно использование петард, хлопушек, бенгальских огней, фейерверков?

а) Они не опасны. Я всегда их использую;

б) Если увидят взрослые, они будут ругаться;

в) Они могут вызвать пожар, но я знаю, как с ним справиться;

г) Они могут привести к ожогам, травмам и пожару.

Отгадай загадки.

Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать! (___________________________________)

Без него мы как без рук,
Нам он самый лучший друг,
Но порою он, ребята,
Может стать врагом заклятым! (___________________________________)

От огня горит и тает,

Помещенье освещает.

В пироге на день рожденья

Может быть как украшенье. (__________________________________)

Вот тучи брызнули дождём,

Светло вдруг стало, точно днём.

Что ослепительно сверкает,

В лесу деревья поджигает? (__________________________________)

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (___________________________________)

Красная макушка,

Два ушка, два дужка.

Пусто так бренчит,

А наполнишь - молчит. (___________________________________)

Творческая работа.

В этом задании участнику викторины предлагается выполнить любую творческую работу на противопожарную тематику (нарисовать рисунок, плакат, сочинить стихотворение, сказку, составить ребус, кроссворд, сделать поделку и т.д.).

Наличие творческой работы - дополнительный шанс к успеху!

Приложение № 1

Центр противопожарной пропаганды и общественных связей МБУ УПО г. Уфы

ГОРОДСКАЯ ЗАОЧНАЯ ВИКТОРИНА,

ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Выполнил(а):

ученик(ца)_______________________

________________________________

класс____________________________

школа___________________________

район___________________________

Задания для учащихся 1-2 классов.

Разгадай кроссворд.

2 3
1
4
5 6 7
8

По горизонтали:

1. Чтобы не было огня

Не играйте вы в меня.

Я огня сестричка,

Маленькая ….

4. Она летит, как огневая стрела,

Она, словно золотая орлица,

Наземь пожаром садится.

5. При тушении пожара ты не просто смотритель,

В руки бери … .

8. Побежал огонь во двор.

Это кто там жег …?

По вертикали:

2. Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем …

3. Дым увидев - не зевайте,

Нас скорее вызывайте.

5. Кто меня не бережется

Тот очень сильно обожжется.

6. Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил …?

7. Хоть и маленькая я,

Довожу и до огня.

Разгадай ребусы.

__________________________________________________________________

Огонь – наш друг, но он и враг. Напиши, когда огонь для нас друг?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

А когда огонь для нас враг?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Трудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях - в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.

Роль огня в жизни первобытного человека

Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.

Укрощение огня человеком - довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица - они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления - молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.

После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.

Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался немного другим способом - использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.

Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.

Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку - больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.

Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.

Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности - его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.

Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное - он дал человеку возможность освоения новых земель.

Роль огня в жизни современного человека

Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ - всего этого не было бы без маленькой искры.

На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его - плавит руду.

Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей - усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках - электрическая.

Огонь используется практически в любой человеческой деятельности - керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.



Просмотров