В какие структуры переведут инспекторов гибдд после ликвидации этой службы. Имеет ли право инспектор ДПС останавливать для проверки документов? Анархия - мать порядка

Вышел новый указ президента России, вносящий изменения в положение о ГИБДД. Инспекторы окончательно потеряли право снимать номера для запрещения эксплуатации автомобилей. Подобный запрет был закреплен в КоАП еще в 2014 году, теперь норму продублировали и в указе. Вместе с тем документ дал ГИБДД право утвердить и использовать в работе порядок согласования учебно-материальной части автошкол - отсутствие такого права мешало дальнейшему ходу реформы образования будущих водителей.


Этим же указом уточняются полномочия ГИБДД, касающиеся проверок в отношении автошкол, а точнее, учебно-материальной части и программ подготовки. Напомним, по итогам проверки инспекторы выдают специальные заключения, они являются условием действия лицензии автошколы. До 2017 года правила проведения проверок были описаны в письме-рекомендации ГИБДД, но в 2017 году его отменили, и образовался правовой вакуум (“Ъ” неоднократно рассказывал об этой коллизии). В Госавтоинспекции планировали решить проблему с помощью двух новых приказов МВД, описав в них всю процедуру проверки автошкол. Но в мае этого года Минэкономики на этапе оценки регулирующего воздействия указало на то, что у МВД нет полномочий утверждать такой порядок - нужны изменения в указ президента. Из-за этой проблемы была в очередной раз приостановлена реформа образования водителей, которая идет с 2013 года. В ГИБДД необходимые поправки в указ подготовили. Теперь порядок согласования программ должен быть утвержден МВД (документ уже готов), по данным “Ъ”, его очень ждут автошколы. По сведениям “Ъ”, ведомство также готовит набор мер по усилению контроля за выданными заключениями.

Часть изменений несет исключительно технический характер. Теперь ведомство имеет право участвовать в разработке не только проектов нормативных актов в области безопасности движения, но и в техрегламентах и «документах по стандартизации». Отметим, что по факту Госавтоинспекция в этой работе и так принимала участие - в частности, сотрудники ведомства входили во многие технические комитеты Росстандарта.

Уточнено также, что ГИБДД теперь имеет право выдавать свидетельства о соответствии транспортных средств с внесенными изменениями в конструкцию требованиям безопасности. Свидетельства, напомним, выдаются автовладельцам, которые установили на свой автомобиль газовое оборудование , дополнительные сиденья или внедорожные аксессуары (лебедку, большие колеса, усиленные бамперы и т. д.) - документ является подтверждением того, что машина может быть выпущена на дорогу и не несет опасности. Подобные свидетельства Госавтоинспекция уже давно выдает, это закреплено в постановлении правительства, для граждан ничего не поменялось, говорит гендиректор компании «Услуги авто» (экспертиза переоборудования автомобилей) Юрий Пархоменко: «Возможно, политический вес этих полномочий просто изменился».

Когда бывший министр финансов и нынешний председатель комитета Гражданских инициатив Алексей Кудрин подготовил документ, согласно которому гаишников следовало бы разогнать, а их коррупционные схемы передать в руки другим ведомствам.

Надо ли говорить о том, что кудринское предложение по достоинству оценил даже сам Владимир Путин? Автор предложил отобрать у гайцов полномочия по «продаже» водительских «прав» в пользу Минтранса, а кормушку по отлову нарушителей ПДД передать . По его мнению, эти «бизнес-процессы» указанные ведомства и службы смогут контролировать лучше (читай — брать больше).

И вот буквально на днях информацию о перестановке мест слагаемых, где суммы будут явно меняться, подтвердили питерскому изданию «Фонтанка» сразу несколько источников в МВД. Уже со следующего года российская ГАИ может прекратить свое существование — значительную часть кадров ожидаемо сократят, а остальных переведут в ППС.

Вероятно, для скрещивания уличных полицейских с придорожными потребуются дополнительные обучения личного состава, а также реорганизация регламента, определяющего новые компетенции правоохранителей (скорее всего, именно поэтому несколько дней назад ГИБДД от ратификации нового Административного регламента, который готовила несколько лет). И те, и другие, по сути, будут вынуждены расширить , но сомнений нет в том, что от объединения ведомств существенно снизится качество проведения и оформления различных административных процессов.

Надо сказать, что служивые и без того в ряде ситуаций не знают, как правильно толковать и следовать законодательным нормам, нарушая их с полной уверенностью в безнаказанности. Более того: пользуясь , изящно манипулируют пунктами и статьями российских законов и подзаконных актов при «разводе» обычных граждан на деньги. А это говорит лишь об одном — коррупция в связи с готовящейся реформой только усилится.

Судите сами: например, в неудачных попытках «загрузить» водителя, скажем, за непропуск пешехода на нерегулируемой «зебре», блюститель порядка запросто найдет другую причину, чтобы создать рулевому кучу . Вы вот часто ли возите с собой паспорт? А зря, ведь полицейскому достаточно упомянуть о некой недавней ориентировке на особо опасного преступника, чтобы заставить шофера проехать с ним в отделение для проверки и установки личности. А точнее для того, чтобы вы сами предложили «откупиться» от предстоящей нервотрепки и не тратили зря время. Другой вариант — поставить под сомнение подлинность водительского удостоверения.

Да что там говорить, если при желании постовой спокойно может положить в вашу машину пару патронов или сверточек с подозрительным белым порошком. Поэтому

Это прописано в подписанном указе президента о внесении изменений в положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Этот указ вступает в силу с момента его подписания. То есть он уже действует.

Строго говоря, полномочий на снятие регистрационных знаков с автомобилей нарушителей они лишились еще в 2014 году, когда были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Именно тогда В КоАП была отменена такая мера обеспечения, как запрет эксплуатации транспортного средства, который осуществлялся снятием номеров. С тех пор у ГИБДД просто не было юридических оснований, для того, чтобы снимать номера.

А номера снимали, например, за управление автомобилем без ОСАГО, или за излишнюю тонировку. При этом в течение суток автовладелец мог ездить на такой машине без номеров, чтобы устранить нарушение. Если он попадался без номеров на вторые сутки, то его привлекали к ответственности именно за управление автомобилем без регистрационных знаков. А за это нарушение предусмотрен не только штраф 5 тысяч рублей, но и лишение прав на 1-3 месяца.

Полномочия инспекторов ГИБДД теперь привели в соответствие с действующими законами

Напомним, что отказ от такой обеспечительной меры появился не просто так. Накануне было разрешено изготавливать дубликаты регистрационных знаков взамен утраченных. А чуть раньше была вспышка воровства номеров различными мошенниками, которые требовали за них выкуп. Ведь чтобы восстановить номер, автовладельцу необходимо было пройти все круги ада по регистрации автомобиля в ГИБДД. Разрешение изготавливать дубликаты номеров без обращения в Госавтоинспекцию намного упростило задачу автовладельцам, свело на нет воровство номеров, но и сделало бессмысленным запрет эксплуатации машины со снятием знаков.

То, что сейчас из положения о ГИБДД убрали возможность снятия номеров - это приведение полномочий инспекторов в соответствие с действующими законами.

А вот что касается наделением инспекторов полномочиями по согласованию программ автошкол по обучению водителей, а также выдаче заключений на соответствие учебно-материальной базы примерным программам подготовки водителей, то здесь обратная ситуация. Законом о безопасности дорожного движения такими полномочиями сотрудники ГИБДД были наделены. Но в положении о ГИБДД таких полномочий у них не было. В результате, нормативные акты, которые МВД готовило во исполнение закона, упиралось в правовой тупик. В отношении одного из приказов в своем заключении министерство экономического развития буквально написало, что таких полномочий у Госавтоинспекции нет. И это несмотря на то, что они установлены законом. Теперь, после вступления в силу указа президента, такие полномочий у ГИБДД точно есть. И ГИБДД теперь полностью уполномочено для проверки автошкол.

Также указ закрепил полномочия инспекторов в рассмотрении изменений межрегиональных маршрутов регулярных пассажирских перевозок. Добавилось участие в разработке технических регламентов и стандартов. А также добавились полномочия по выдаче свидетельств о соответствии транспортных средств безопасности дорожного движения при внесении изменений в их конструкцию.

№664, вводящий в действие новый регламент, должен был вступить в силу еще 1 апреля, но из-за большого объема документа и множества различных нюансов на доработку документа понадобилось еще полгода.

В многостраничном тексте детально прописано, как должен выполнять свои служебные обязанности сотрудник ГИБДД. Учитывая, что предыдущий регламент действовал с 2009 года, в обновленном документе оказалось немало новшеств.

«У МВД России в настоящее время отсутствуют полномочия по утверждению формы справки о ДТП и, соответственно, по организации выдачи сотрудниками полиции указанной справки», — заявил в преддверии вступления регламента в силу начальник управления ДПС Госавтоинспекции .

По его словам, теперь вместо справок для страховых водителям будут выдавать только копии протоколов или постановлений об административном правонарушении, которые содержат всю необходимую информацию.

Кроме того, полицейские отныне смогут останавливать водителей не только на стационарных постах, количество которых в последние годы резко сократилось, но и в любом другом месте. Полицейские фактически могли делать это и ранее, но для этого им необходимо было иметь хотя бы формальные основания, например, проведение спецмероприятия в это время. Сейчас гаишникам все равно нужно будет сообщать водителю причину остановки. Сигналы для остановки сотрудником ГИБДД должны даваться четко и быть понятны для всех участников дорожного движения.

Новый административный регламент, вопреки сообщениям некоторых СМИ и соответствующей реакции в соцсетях, никак не запрещает гражданам снимать инспектора на видеокамеру.

«Из новой редакции административного регламента исключена норма, обязывающая сотрудников полиции не препятствовать использованию участниками дорожного движения фотокамер, видеокамер и звукозаписывающей аппаратуры. Это решение обусловлено исчерпывающим перечнем обязанностей, возложенных на полицию, и исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом», — пояснил начальник управления ДПС Госавтоинспекции. Он отметил, что данная норма просто исчезла из документа, чтобы исключить дублирование с другими законами.

Новый регламент формально запрещает гаишникам «прятаться» от автомобилистов во время дежурства. Как писала ранее «Газета.Ru», это один из любимых приемов многих сотрудников ДПС, которые, выбирая сложные для водителя участки, где происходит много нарушений, тут же привлекают нарушителей к ответственности.

В ГИБДД разъяснили, что согласно новому регламенту, патрульный автомобиль должен быть хорошо виден, но из этого правила есть исключение. Так, в случае аварийного участка дороги или в месте переломного рельефа, а также в условиях участка трассы с интенсивным скоростным движением инспекторы ДПС имеют право расположить патрульный автомобиль так, чтобы не допустить ЧП.

«Только в этих случаях допустима установка автомобиля с частичным закрытием: либо за переломом рельефа, либо каких-то инженерных сооружений», — пояснил Быков.

Кроме того, в новом документе нет запрета на использование камер автоматической фотофиксации в зонах ремонта дорог. Теперь их можно установить там, где введены временные ограничения скорости и выставлены желтые знаки. Начальник управления ДПС отметил, что штраф после фотофиксации будет выписываться только во время проведения дорожных работ.

По новым правилам, сотрудники ДПС не станут изымать права у автомобилистов на месте остановки. «Исключены нормы, связанные с изъятием водительского удостоверения и запрещением эксплуатации транспортного средства, выступавшие ранее как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении», — сказал Быков.

В принципе от того, что из ГАИ выведут отделы пропаганды, технического надзора, организации дорожного движения и даже снимут с нее регистрационные и экзаменационные функции, - ничего страшного для страны и ее моторизованных граждан не произойдет. Пропагандистов, информирующих водителей о грядущих природных катаклизмах и сообщающих заинтересованным лицам статистические данные об аварийности, можно легко и совершенно безболезненно для безопасности дорожного движения перевести в комиссии по БДД, в обязательном порядке существующие при любой региональной власти.

Спецов по организации дорожного движения также пригреют структуры, отвечающие за транспортную логистику в конкретном городе, районе и области (в Москве, скажем, этим заведуют как минимум три департамента, не считая специальных служб в префектурах).

С инспекторами технадзора, оставшимися после передачи техосмотра в загребущие руки страховщиков не у дел и превратившимися, по сути, в порученцев руководителей подразделений ГАИ на местах, - еще проще. Их наверняка пригреют в очень сходном по функциям и задачам Ространснадзоре или вообще в любом ведомстве, так или иначе имеющем отношение к контролю за техническим состоянием транспортных средств при выпуске на линию, - благо таких у нас в достатке.

Что касается снятия и постановки машин на учет, то эти регистрационные действия передаются со всей существующей гаишной базой в Минтранс.

Некоторые сложности возникнут по части экзаменационной работы, но и они решаемы. Так, уже довольно давно обсуждается вопрос о ее передаче в частные руки по примеру многих цивилизованных стран. Предполагается, что организации, которые станут этим заниматься, объединят в федеральную палату или коллегию (как объединены нотариусы или адвокаты), а ее члены будут нести жесткую материальную или даже уголовную ответственность за неправомерную или необоснованную выдачу прав.

Задача упрощается еще и потому, что все эти гаишные службы достаточно малочисленны - даже подразделение по оказанию госуслуг (экзамены и регистрация) в масштабах страны насчитывает не более 3000 человек (к тому же значительная часть из них - гражданские лица). Другое дело, что те, кто носит погоны, в «штатские» ведомства могут и не пойти, поскольку лишатся многочисленных бонусов, положенных служивым людям. А значит, мы на весьма длительное время столкнемся с жутким бардаком и при постановке машин на учет, и особенно при получении прав. С экзаменационной работой и сейчас-то нерешенных проблем (в том числе и откровенно коррупционных) выше крыши, а что будет, когда ею начнут заниматься абсолютно новые люди, которых, кстати сказать, еще надо обучить, - страшно представить. Между тем и первую, и вторую госуслугу ежегодно получают около 10 млн россиян.

Однако главный вопрос этой реформы - как быть с несколькими десятками тысяч инспекторов ДПС. Предложение перевести их в ППС не выдерживает никакой критики, что, как нам кажется, понял и сам министр внутренних дел господин Колокольцев. Причем понял это не сегодня и не вчера. Дело в том, что идея соединения ППС с ДПС возникла еще года полтора-два назад во время рабочего визита главы МВД России в Казахстан, где подобный симбиоз вроде бы доказал свое право на жизнь. Вернувшись домой, министр потребовал от ГУ ОБДД и ГУ ООП МВД РФ проработать вопрос о переносе зарубежного опыта в российские реалии. Главки около двух месяцев сводили концы с концами, но результат разочаровал все заинтересованные стороны.

Начать с того, что для подобного объединения как минимум необходимо переделать абсолютно всю нормативную базу, связанную с работой полиции, - от КоАП РФ, законов РФ «О полиции», «О безопасности дорожного движения» и ряда других до нескольких административных регламентов и десятков (если не сотен) подзаконных актов правительства страны в целом и МВД в частности, включая министерские приказы. На это чиновникам всех уровней (включая Администрацию Президента) и депутатам Госдумы потребуется не менее года, а то и двух (подготовка документов о передаче техосмотра от ГАИ к страховщикам заняла более трех месяцев). И еще минимум год уйдет на разные организационно-штатные мероприятия. Ясно, что в преддверии не только ЧМ по футболу, но и президентских выборов времени на это нет.

Но даже если бы оно и нашлось, овчинка выделки не стоит. Поскольку при нынешней численности экипажей ППС, усиленных инспекторами ДПС, дороги страны буквально за пару дней превратятся в один чудовищный затор из десятков тысяч неоформленных аварий. Это с одной стороны. А с другой - быстро бы поднял голову хулиганствующий элемент и пышным цветом расцвела бытовуха.

Просто потому, что оказаться в одно время на ДТП (да еще не дай бог с пьяными водилами и пострадавшими) и искать по горячим следам бандита, отнявшего у прохожего борсетку, физически не получится.

Сегодня во многих российских регионах в зону обслуживания одного экипажа ДПС входит от нескольких десятков до полутора сотен км дорог, - комментирует порталу «АвтоВзгляд» ситуацию главный эксперт «Национального экспертного совета по подготовке и тестированию водителей транспортных средств» Александр Лыткин. - И представьте, что, например, на одной из трасс Оренбургской области, километрах в сорока-пятидесяти от ближайшего райцентра, произошла авария, в которой пострадали люди. На ее грамотное оформление (такое, чтобы виновный не ушел от ответственности в суде из-за некорректно составленных документов, а невиновный, наоборот, не отправился бы по этапу) может уйти до трех-четырех часов, а то и больше. При этом водителей транспортных средств в такой ситуации в обязательном порядке надо доставить на медосвидетельствование и отвезти обратно. Кто в это время будет утихомиривать пьяного бытового дебошира с топором или хулиганов, пристающих к прохожим с ножом? Да и «простые» аварии, где помято только «железо», могут отвлечь «сборный» полицейский экипаж минут на сорок. А если таких ДТП в зоне ответственности два или три? Одним словом, если опираться только на здравый смысл, а не на клановые ведомственные разборки и политические игрища, ликвидация ГИБДД возможна сегодня лишь при колоссальном - в разы! - увеличении численности и патрульных автомобилей, и сотрудников. Что как-то не вяжется с общей концепцией реформирования МВД...

Между тем даже среди простых автовладельцев нет единого мнения о том, нужно ли ликвидировать погрязшую в проблемах и коррупции ГИБДД. Так, проведенное летом прошлого года порталом «Российская общественная инициатива» голосование на тему «Расформировать ГИБДД как самостоятельную структурную единицу и передать функции по контролю за дорожным движением работникам МВД» дало следующий результат: «за» высказались 494 человека, «против» - 202.

А опрос портала «АвтоВзгляд», состоявшийся на этой неделе, дал еще более неоднозначный итог. За расформирование автоинспекции и передачу ее функций другим службам высказались 54% респондентов, а против - 46% (в голосовании приняли участие 6500 человек).

Но в любом случае ясно одно. Реальная, а не на бумаге, реформа ГИБДД необходима. Но инициировать и провести ее нынешнее руководство службы вряд ли сможет.



Просмотров