Устойчивое развитие. Механизмы саморазвития личности

Представляю — система саморазвития психолога счастья — целиком в этой статье. Я раскрою все уровни и полностью. Вы узнаете что собой представляет Треугольник Саморазвития. Вам остается начать развиваться и личностно расти по системе психолога счастья.

Целостная система саморазвития

Система саморазвития — это целостное описание того, как делать, что делать, какие уровни затронуть для развития и какие инструменты личностного роста использовать.

«Саморазвитие — это целостный процесс , включающий в себя все уровни нашего бытия, а значит и система самосовершенствования тоже должна быть целостной, а не прерывистой». Психолог Счастья .

Процесс Саморазвития включает: Система саморазвития выбрана -> Цель саморазвития поставлена -> 3 кита саморазвития осознанны -> Цель разложена на Уровни саморазвития -> Выбраны Инструменты Саморазвития -> Цель саморазвития достигнута — > Новая цель саморазвития поставлена.

Вывод: Одинакового для всех Саморазвития не бывает. Саморазвитие — это всегда индивидуальный путь.

Теперь Вам не нужно перелопачивать тысячи книг по саморазвитию и сотни ресурсов, посвященных личностному росту и самосовершенствованию. Все для собственного саморазвития вы найдете на этом блоге.

Система саморазвития психолога счастья

Миссия блога Психолога Счастья >>>

Система саморазвития психолога счастья до момента написания этого обзора была представлена на этом блоге разрознено и раскидана по всем разделам ресурса.

Сегодня Вы увидите, что система эта существует и теперь не только в голове психолога счастья, но и может быть выражена и представлена Вашего вниманию схематично.

Главная цель системы саморазвития психолога счастья

Главная цель системы саморазвития психолога счастья — дать Вам все инструменты для движения из точки осознания своей проблемы (точка ) до ее поля ее решения (поле ), по возможности затронув все уровни психики.

На языке (психологии судьбы), например — это путь из Треугольника Несчастья (Драматический Треугольник) в Треугольник Счастья (Треугольник Любви).

На языке — это дорога по выходу из стресса в энергичную и наполненную смыслом жизнь.

На языке — это поиск индивидуальной формулы счастья и вживление ее в свое бытие.

На каком бы языке Вы бы не заговорили, нужно понять, что саморазвитие должно затронуть все уровни Вашей психики.

Уровни саморазвития

Саморазвитие по достижению любой цели в идеале должно затронуть все четыре уровня психики: душу, менталитет, тело и паттерны поведения.

4 уровня проблемы и 4 уровня ее решения

Поскольку почти любая проблема бывает представлена на всех этих 4-х уровнях, затрагивая и дух.

4 уровня существования и решения проблемы

Я уже подробно описывал в статье про каждый из этих 4-х уровней проблемы.

  • МЕНТАЛЬНЫЙ. Проблема и цель саморазвития всегда лежит в области мыслительных шаблонов, подсознательных установок и затрагивает воображение.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ. Это уровень души. Эмоции, чувства и состояния, которые нужно изменить в процессе саморазвития.
  • ТЕЛЕСНЫЙ. Уровень физических ощущений, симптомов тела и сновидений.
  • ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ. Этот поведенческие привычки и стереотипы. Это уровень проявления проблемы в социуме:и на работе, дома, в отношениях

Треугольник Саморазвития психолога счастья

Если Вы давно подписаны на этот блог , то Вы наверняка обратили внимание, что я очень люблю треугольники.

На этом блоге есть Треугольник Счастья, Драматический Треугольник, Треугольник Проблемы, Треугольник Работы и…

3 кита системы саморазвития психолога счастья.

Теперь вот еще и Треугольник Саморазвития появился — все для Вашей пользы и счастья.

3 кита саморазвития — инструменты треугольника саморазвития

На картинке ниже представлены подробно инструменты саморазвития , относящиеся к каждой вершине Треугольника Счастья.

3 кита саморазвития системы психолога счастья.

Содержание блога Психолога Счастья >>>

Как Вы видите на картинке (выше) каждый из 3-х китов саморазвития (вершины Треугольника Счастья): самопознание, самотерапия и самогипноз включают в себя несколько подразделов, часть из которых образуют целые категории блога (см.в сайдбаре справа) или пока отдельные статьи.

3 вершины Треугольника Саморазвития

САМОПОЗНАНИЕ

Все в идеале начинается с осознания того факта, что Вас что-то не устраивает в жизни.

Инструменты самопознания, представленные на блоге:

  • — постоянно пополняющийся раздел блога, который содержит методики оценки личности, поведения и души.

  • Инструменты Сценарного и Транзактного анализа (Психология Судьбы) представлены в разделе моего блога.

Начните свое саморазвитие с этой вершины Треугольника.

САМОТЕРАПИЯ

Не всегда получается пропустить этот шаг, поскольку именно проблемы и несчастья часто толкают нас на путь самопознания и саморазвития.

Инструменты самотерапии, представленные на блоге обширны:

  • Антистресс терапия

  • Когнитивная терапия

  • Микропрактики

  • АнтиДепрессия

  • Гештальт-терапия

  • Сказкотерапия

  • Симоронские практики

  • Статьи по запросу и формула счастья

  • Исцеление души

  • Сценарная терапия

Всего и не перечесть — заходите в — оно теперь с активными ссылками на статьи и читайте, комментируйте — ни один комментарий не останется без моего ответа.

Создано несколько информационных продуктов на тему самотерапии, проведено около 30 вебинаров и онлайн-встреч. Исцелено более 300 посетителей этого блога за годы его существования.

САМОГИПНОЗ

Ну вот вроде бы на предыдущем шаге все проблемы решены, душа исцелена, неужели процесс саморазвития на этом завершился?

Ничего подобного! Есть еще что улучшить и есть методики работы с подсознанием для моделирования себя нового и своей жизни счастливой.

Инструменты самотерапии:

  • Методики и техники самовнушения

  • Медитации и сеансы групповой визуализации

  • Как составлять формулы самогипноза

  • Как составлять аффирмации

  • Как использовать силу подсознания для самосовершенствования

Этот раздел моего блога (7) только начинает пополняться — Вы успели к самому началу раздачи горячих пирожков.

Система Саморазвития — послесловие…

Если В читаете эти строки, значит Вы собираетесь встать на путь самосовершенствования или уже движетесь по дороге к счастью семимильными шагами.

А значит, пришло время осознать и решить, будете ли Вы двигаться вместе со мной, на страницах этого блога, используя мою систему саморазвития.

Со своей стороны я предлагаю руку помощи и поддержки на всем этом пути, согласны?

Напишите в комментариях, насколько понятна для Вас моя система саморазвития, какие белые пятна в сознании остались после прочтения этой статьи и в какой поддержке и помощи от Вы нуждаетесь на пути саморазвития прямо сейчас?

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Какие компоненты рецепта финансового успеха Вы знаете? Мое мнение однозначно - их не менее 4-х. Посмотрите видеоролик, который познакомит Вас, шаг […]

Здравствуйте, дорогие мои радиослушатели;) Я вернулся и даже скорее, чем предполагалось. Сегодняшний пост, возможно, важнейший в моем блоге . Я долго, очень долго откладывал написание данной статьи. Кратко рассказать о том, что составляет стержень жизни и саморазвития — не так-то просто. Однако в последнее время меня к этому подталкивают читатели. Вот часть одного комментария:

сложилось впечатление, что за этим стоит достаточно стройная теоретическая конструкция. Интересно, от кого она Вам досталась? Можете рассказать о своих Гуру. Может быть тему отдельную сделаете.

В общем, когда-то это просто необходимо сделать. Приступим!

Во-первых, нужно понять, что такое саморазвитие. Саморазвитие, по моему скромному мнению, это процесс такого изменения человека, в ходе которого он либо приближается к своим главным, истинным целям в жизни или создает условия для более успешной их реализации .
Это определение вряд ли занесено на страницы энциклопедий. Но я считаю его наилучшим, потому что в одном предложении содержится множество важных в практике особенностей личностного роста. Не верите? Давайте разбираться.

Во-первых, из определения становится ясно, что саморазвитие может проявляться в самых разных сферах жизни . Все, что способствует приближению человека к тому, каким он хочет быть и каких результатов добиться — это личностный рост. Вот несколько областей жизни, где есть широкое поле для саморазвития:

  • физическое состояние (Общий пример: красивый торс, чтобы соблазнять девушек на пляже; индивидуальный пример: командный голос для мечтающего о военной карьере);
  • характер (Общий пример: вырабатывать смелость/уверенность; индивидуальный пример: стремиться к максимальной подозрительности — если вы хотите стать спецагентом или политиком);
  • образ жизни (Общий пример: привыкнуть жить по режиму; индивидуальный пример: научиться вставать в 5 утра, чтобы до работы успеть попыхтеть над собственным проЭктом).

Во-вторых, как вы уже заметили, саморазвитие обязательно должно быть тесно связано с особенностями вашей личности и прежде всего — с тем, чего хотите добиться . То есть это сугубо индивидуальный процесс. Так, для кого-то вставать в 5 утра — отличная практика, облегчающая достижение целей и потому приобретение такой привычки нельзя не назвать личностным ростом. Другому подобная привычка не принесет никакой пользы помимо сознания собственной крутизны. Согласны? Тогда переходим к третьему и еще более важному аспекту. А это, конечно же….

(В-третьих) тот факт, что саморазвитие должно управляться и направляться разумом . Почему так, понять несложно: наши мечты диктуются нам эмоциями, воспитанием и текущей обстановкой, но необходима железная логика, чтобы подобрать верный и эффективный механизм для достижения мечты. Действуя эмоционально, вряд ли удастся разобраться в море разнообразных техник и методик личностного роста, причем это только одна из причин (см. ниже). Таким образом, с определением и важнейшими характеристиками саморазвития мы разобрались. Переходим к принципам, позволяющим строить самого себя более эффективно.

Принцип 1 (основополагающий…).

Личностное развитие не следует отделять от жизни. Часто говорят что-то типа «вот, в отпуске отдохну, саморазвитием займусь». Понимаете, не надо им заниматься. Надо строить жизнь так, чтобы каждый день был шагом на пути личностного роста. Ведь наилучшим образом построенная жизнь — это и есть дорога к мечте. То есть: не надо учиться ходить, надо идти. И необходимые навыки приобретать по дороге.

Это не означает, что всем надо выкинуть абонементы в качалку и уложить в портфель пару кирпичей, чтобы тренироваться по дороге в офис. Конечно, нет. Суть глубже: жизнь и саморазвитие едины. Поднимитесь на несколько абзацев вверх: одна из сфер, где необходимо расти над собой — это образ жизни. Как это работает, вам станет ясно, когда вы поймете следующий принцип.

Принцип 2 (помогающий избежать ошибок).

Естественность! Естественность! Естественность! Это довольно просто. Личность человека должна меняться под воздействием его деятельности, образа мыслей и окружения. Эти три фактора влияют на нас постоянно. Эти три фактора определяют развитие ребенка. Они естественны. Поэтому их и необходимо использовать, чтобы менять себя. Не надо изыскивать способы манипулировать подсознанием и психикой (да-да я об аффирмациях, самовнушении и т.д. Эти приемы могут быть полезны в случае нарушений психики, лечения заболеваний. Но не в повседневной жизни.)

Принцип 3 (очевидный, но часто невероятный).

Вернитесь еще раз к определению личностного роста. Заметили, без чего саморазвития не может быть вообще? Правильно, без целей! Без настоящей, глубокой, подлинной мечты, которая наполняет жизнь смыслом. Если нет личной цели, миссии, которая затрагивает струны вашей души, то любые действия по само-улучшению будут бессмысленны, разве что они не необходимы для простого выживания. Немного о том, как прийти к этим целям: .

Принцип 4 (чуть-чуть противоречивый).

Вы должны быть открыты миру, но в то же время смотреть на него трезво и критически . Первая часть принципа помогает найти новые идеи и мысли, возможности для личностного роста и достижения успеха. О колоссальной роли открытости я уже писал: . В то же время (и в статье по ссылке выше это упомянуто) к тому, что мы получаем извне, следует относиться взвешенно и объективно. Догадаться, почему — довольно просто. Потому что вокруг полно ушлых ребяток, готовых нажиться на чужой доверчивости, потому что у разных людей разные цели и стили жизни, потому что определенные проблемы решаются разными путями у разных людей, потому что есть опасность заиграться чужими идеями и никогда не придумать собственных… продолжите список сами.

Вот это определение, три базовые особенности саморазвития и четыре принципа — самая соль саморазвития, как я его понимаю. Необходимо помнить, что это лишь каркас, сигнальные огни маяков, а не детальная инструкция. Цель данной статьи — сориентировать вас в правильном (с моей точки зрения, разумеется) направлении. Другими словами, это — скелет, а мясо добывайте в

Внутренние перемены никогда не происходят сами по себе - они являются либо результатом длительной работы, либо отзывом на внешние события. Но, если самосознание человека не развито, он может поначалу даже не заметить происходящего с ним. Порой мы не видим даже собственного изменившегося поведения, пока окружающие не скажут об этом. Поэтому перемены, к которым мы так стремились, порой кажутся нам неожиданными.

Для многих людей поворотные события становятся настоящим сюрпризом - а ведь они так долго к этому шли. И только индивид с развитым самосознанием видит все небольшие этапы своего пути, замечает малейшие детали и подвижки. Каждый, кто стремится к самосовершенствованию, должен уметь это делать - осознанно развивать свою личность, видеть даже самые мелкие перемены в себе, программно подходить к освоению новых качеств, навыков и умений.

Для этого будет полезно воспользоваться системой саморазвития личности, которая поможет улучшить свое «я» . Она состоит из пяти последовательных шагов:

1. Постановка цели - «я», к которому вы стремитесь. Мы рисуем перед собой образ человека, которым хотим стать. Это должен быть тщательно продуманный, прорисованный до мелочей портрет будущего я - работа, личная жизнь, физическое и интеллектуальное развитие, избавление от вредных привычек и приобретение полезных.

Этот образ нужен не только для того, чтобы видеть цель, но и для вдохновения. Думая о своем будущем усовершенствованном «я», мы активизируем внутреннюю энергию, подогревая свои действия положительными эмоциями.

В данном случае очень важно выбраться из ловушки ожиданий окружающих. Всю жизнь нам приходиться отодвигать свои мечты под давлением представлений о нашей жизни других людей - родителей, учителей, общества. Со временем мы уже и сами не понимаем, чего хотим - так привыкли подчиняться внешним мыслям. И в первую очередь необходимо отсеять налет чужих убеждений и увидеть перед собой идеального себя таким, каким его представляете именно вы.

2. Анализ нынешнего «я» - каким человеком вы являетесь на данный момент , каковы ваши достоинства и недостатки, каким вас видят другие. Сопоставив свою цель с реальным положением вещей, вы сможете понять путь, который предстоит пройти.

Одна из немаловажных задач этого этапа - сравнить восприятие собственной личности с тем, как видят вас окружающие. Почему? Человеческой психике свойственен один фокус - она оправдывает негативные черты характера и плохие поступки своего хозяина, со временем создавая искаженный образ себя. Это делается для защиты психики от стрессов и ранящих самолюбие факторов - ни одному человеку не нравится мириться со своими недостатками.

Выход - обращайте внимание на недостатки своих друзей, ведь чаще всего мы общаемся с теми, кто близок нам по духу.

3. Составление плана саморазвития. Для этого нужно рассмотреть свои сильные и слабые стороны, уяснить действия, благодаря которым вы сможете стать лучше.

На этом этапе важно сосредоточиться на самом процессе самосовершенствования, а не на результатах. Иначе вы будете совершать все необходимые действия без радости, с внутренним напряжением. Намного целесообразнее построить работу так, чтобы получать удовольствие не только от сознания своего продвижения к цели, но и самого движения.

Найдите факторы, делающие вас несчастными, и постарайтесь от них избавиться - это первый шаг на пути к совершенной личности, ведь удрученный человек не в состоянии прилагать усилия для саморазвития.

Помните: для того, чтобы добиться результатов, нужно отказаться от тормозящих вас занятий и привычек, суметь перебороть себя. Например, перестать сидеть в социальных сетях или пить пиво по пятницам. Плохие привычки забирают много времени и энергии, которые можно было бы потратить на полезные дела.

4. От теории к практике. Начинаем внедрять в жизнь методы, которые прописали для себя в предыдущем шаге, развиваем хорошие качества, избавляемся от плохих, тренируем новые навыки и умения.

Что же, вы составили план совершенствования своей личности и теперь остается только внедрить его в жизнь. Для этого необходимо постоянно упражняться, закрепляя новые навыки, чтобы они превратились в привычки. Ваш новый стиль поведения и общения должен стать частью вашей личностью, внедриться в вас до состояния инстинктов - а для этого первое время придется постоянно себя контролировать. Но не бойтесь - первые успехи окрылят вас, появится вдохновение и стимул продолжать дальше.

Полезный совет: прежде чем выходить с новыми навыками на публику, хорошенько потренируйтесь в комфортных условиях - например, дома, где вас никто не видит, нет страха перед неудачей, стеснения, отвлекающих факторов. Многие думают, что раз поведенческие модели направлены на взаимодействие с людьми, то и отрабатывать их лучше всего сразу же в «боевых» условиях. Это не так - не зря ведь актеры сначала репетируют спектакль без зрителей. Хорошо отработанная система действий не подведет вас, если вы окажетесь в стрессовой ситуации или забудете от смущения, что делать.

5. Налаживание личных контактов с людьми, поиск партнерства и взаимоподдержки. Личностное развитие невозможно без поддержания устойчивых социальных связей с группой, к которой вы стремитесь принадлежать - будь то бизнес-окружение, коллеги по спорту или единомышленники, ищущие путь к духовному просветлению.

В одиночку всегда тяжело, поэтому необходимо найти человека или даже целую компанию, которая разделит ваши взгляды на самосовершенствование. Вместе будет намного проще преодолевать этот путь, делиться мнениями, давать друг другу советы. Очень полезно общаться с людьми, на которых вы хотели бы быть похожими.

Кроме того, когда в процесс вашего совершенствования вовлечен другой человек или целая группа, это увеличивает степень ответственности, и будет уже труднее отступиться от намеченного пути.

Процесс самосовершенствования носит последовательный характер - чтобы стать тем, кем вы мечтаете, необходимо поэтапно преодолеть все пять шагов развития. Очень важно оптимистично воспринимать все происходящее с вами, ведь позитивный настрой является чем-то вроде топлива, помогающего двигаться вперед несмотря на разочарования и неудачи. Помните, что ничто не получается сразу, и ничего не дается легко. На пути к улучшению своей личности многие действия придется повторять еще и еще, пока не освоите новые навыки и не выработаете полезные привычки.

Не менее важными являются и внутренние качества , с помощью которых наводятся мосты взаимопонимания с другими людьми - чуткость, сострадательность, доброжелательность. Позитивное общение с окружающими - это второй компонент движущей нас вперед силы.

Третий компонент - осознанность, осмысленные действия, каждое из которых направлено на достижение цели . Благодаря разумному следованию своему пути человек развивает сознание. И чем больше оно развито, тем легче подмечать свои недочеты и устранять их, а также видеть положительные сдвиги и продолжать работать в верном направлении.

Эти три качества обязательны - они помогут сохранять хороший эмоциональный настрой, строить доброжелательные отношения с людьми, развиваться последовательно и обдуманно. Но в придачу к ним необходимо запастись целеустремленностью и терпением - и тогда ничто не сможет остановить вас на пути к своей новой совершенной личности.

«Я-концепция» включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку.

Основу «Я-концепции», ее содержание составляют знания о себе, т.е. своеобразная картина собственной личности.

На формирование «Я-концепции» личности влияние оказывают очень многие факторы. К важнейшим из них относятся способ­ность человека к самопознанию и самооцениванию (внутренний фактор), реальные достижения и оценки личности окружающи­ми (внешние факторы).

Саморазвитие - непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации. По мнению В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Саморазвитие личности в процессе становления позитивной «Я-концепции»

Желтова С.Г., к.п.н.,

заместитель директора по НМР, учитель истории

Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности - важнейшая цель и задача любой образовательной системы и может рассматриваться в качестве ее системообразующего компонента. В современной школьной практике «развитие», однако, вовсе не всегда понимается как комплексная задача. Проблемам интеллектуального развития и личностного развития - внимание уделяется не в равной мере - первый аспект оказывается важнее. Более того, часто задача «развития» не ставится как таковая, а проблема развития подменяется вопросом о передаче знаний учащимся.

Однако школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь - это не только академические знания. Развитие человека в школьные годы как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя саморазвитие.

«Я-концепция» включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку.

Основу «Я-концепции», ее содержание составляют знания о себе, т.е. своеобразная картина собственной личности. Схематически процесс создания «Я-концепции» можно представить следующим образом:

Становление «Я-концепции» происходит в деятельности

Деятельность создает ситуацию

Ситуация

Ситуация успеха

Ситуация неуспеха

Уровень воли

Любой уровень воли

Слабая воля

Сильная воля

Самооценка

Повышается

Понижается

Корректируется

Притязания

Растут

Падают

Корректируются

Личностная цель

Усложняется

Упрощается

Оптимизируется

Мотивация к деятельности

Растет

Падает

Растет

Развивается процесс

Самоактуализация

Аутизм

Самоутверждение

Результат

Самореализация

Стремление к самопониманию

Самоопределение

Следствие

Интериоризация, частичная социальная адаптация

Социальная адаптация, интериоризация, проектирование смысложизненной стратегии

На формирование «Я-концепции» личности влияние оказывают очень многие факторы. К важнейшим из них относятся способность человека к самопознанию и самооцениванию (внутренний фактор), реальные достижения и оценки личности окружающими (внешние факторы).

Саморазвитие - непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации. По мнению В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Механизм саморазвития

Цель- смысл

Самопринятие

Самоуважение

Формы

самоактуализация

самосовершенстование

самоутверждение

Основа

самопрогнозирование

самопознание

саморегулирование

самоконтроль

самооценка

самосознание

Результат

Я - концепция

Формы саморазвития: самоактуализация, самосовершенствование, самоутверждение .

По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация - это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию - реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Самый важный результат - ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться.

Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самосовершенствование - это сознательное управление процессом собственного развития.

Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, способствует усилению в себе собственной личности, черты характера, способы поведения и деятельности.

Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Важнейшими компонентами саморазвития выступают самопринятие и самопрогнозирование. Самопринятие, основывается на признании в себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, так и негативные эмоции, и определяет своеобразие прогнозирования себя в будущем. В науке давно известен и доказан факт: чем в большей мере человек способен принимать себя, свои качества (даже те, которые вызывают негативные эмоции), тем в большей мере он является гармоничной личностью и в большей степени способен к поступательному саморазвитию.

Самопринятие тесно связано с личностной идентичностью, включает признание в себе отрицательного и положительного, сильного и слабого и выражает меру близости к себе на основе самотождественности. Самопринятие возникает на основе знаний о себе, детального анализа своих сильных и слабых качеств, их оценки и позитивного эмоционального отношения даже к тем свойствам, которые человек относит к слабым качествам. В случае непринятия себя или принятия частично возникает стремление бороться с собой, перестраивать себя, что далеко не всем удается. Истинное самопринятие не означает борьбу с собой, но оно и не означает, что человек не ставит целей быть другим.

Самопрогнозирование дает возможность осуществлять выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития.

Процесс саморазвития сопряжен и с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются личностью как барьеры саморазвития. Таких барьеров много :

  1. отсутствие ответственности за собственную жизнь;
  2. неразвитость способности к самопознанию;
  3. влияние сложившихся стереотипов и установок;
  4. несформированность механизмов саморазвития;
  5. чувством зависти и стремлением к личностному превосходству.

Целенаправленно саморазвитием и самопознанием может заниматься только социально зрелая личность, четко знающая, что ей нужно в жизни.

Одной из фундаментальных способностей человека является способность к самопрогнозированию. Прогнозирование всегда носит вероятностный характер.

С практической точки зрения вполне допустимо оперировать тремя группами самопрогнозов:

  1. ситуативные (например, каждый из нас прогнозирует свои действия на ближайшее будущее, исходя из своих возможностей и сложившейся ситуации);
  2. перспективные - прогнозируем свои достижения, результаты деятельности по истечении, например, года;
  3. жизненно-целевые - определяем и создаем далекие перспективы, связанные с постановкой и реализацией задач самосовершенствования и самореализации.

В то же время самопрогнозирование опирается на результаты самопознания, в том числе на конечный результат - самопринятие. Итоговый результат по стратегиям саморазвития личности будет определяться именно своеобразием сочетания самопринятия и самопрогнозирования.

Самоутверждение - это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению, подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов:

  1. быть, как все;
  2. быть лучше, чем другие;
  3. быть хуже всех.

Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний - самоотрицание.

На основе чувства идентичности и самопринятия возникает самоуважение, в котором выражается степень симпатии личности к себе. Самоуважение - это целостное положительное отношение к себе как к ценности, в нем интегрируются многочисленные самооценки. Понятно, что в каких-то сферах человек оценивает себя высоко, в каких-то не очень, однако в целом он себя принимает, позитивно к себе относится, гордится собой и своими достижениями. Важно, чтобы это самоуважение было реалистичным. В случае низкого самоуважения человек перестает любить себя, испытывает внутриличностные конфликты, в случае сверхвысокого - центрируется только на себе, любуется собой, пренебрежительно относится к другим, проявляет самоуверенность, самодовольство, эгоцентризм. Необходимо отметить, что самоуважение формируется не только на основе положительной установки на себя и интеграции частных самооценок, но и на сопоставлении своих притязаний и реальных достижений.

Наконец, благоприятное сочетание идентичности, самопринятия, самоуважения рождают чувство собственной компетентности, которое обусловлено знанием себя, своих возможностей, верой в осмысленность и ценность собственной жизни, уверенностью в том, что человек способен самостоятельно строить свою жизнь, определять свои выборы и свою судьбу (а она есть у каждого).

Самосовершенствование - это, пожалуй, наиболее адекватная форма саморазвития. Оно означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование - это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей.

Самосовершенствование может идти разными путями:

  1. в одном случае - приобретение социально значимых свойств и качеств;
  2. в другом - овладение негативными способами жизни и деятельности.

Самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обрести смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития - самоактуализации.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всегo:

  1. удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями;
  2. удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Единицей, «кирпичиком» саморазвития является акт самопостроения личности. Самопостроение - это процесс, равный человеческой жизни, осуществляемый через акты самопостроения в конкретной ситуации. Процесс этот довольно сложен, в самом общем плане суть его состоит в следующем. Человек способен за счет механизмов самопрогнозирования строить Модель реального Я, т. е. проецировать себя в близкое будущее, ограниченное конкретной ситуацией. Эта Модель Я воплощается в реальное Я.

В итоге человек выбирает стратегию самопостроения:

  1. воссоздает себя в прежнем качестве
  2. либо воссоздает себя в качестве новом.

И то и другое, накапливаясь, трансформируясь, воспроизводит личность уже на новом уровне.

Самопознание - это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т.е. знание о себе, образ Я, Я-концепция. (Процесс (лат. processus) - продвижение.) Своеобразие самопознания как процесса схематически (рис. 1) может быть представлено следующим образом :

Рис. 1. Процесс самопознания

Самопознание как процесс - это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие.

Самопознание - это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире.

Самопознание выступает структурным компонентом самосознания. Самопознание - это деятельность Я как субъекта по познанию (или сознанию) образа Я (Я-концепции). Образ Я через внешнюю и внутреннюю деятельность человека вносит коррективы в структуру Я как субъекта, выполняя функции саморегулирования и самоконтроля.

Результатом самопознания является система знаний о себе, объединенная в доступную для осознания Я-концепцию, и система самоотношения: личностная идентичность, самопринятие, самоуважение, чувство собственной компетенции.

В качестве механизмов самопознания выступает взаимодействие идентификации и рефлексии. Идентификация дает возможность уподобиться другому человеку или самому себе, а рефлексия - отстраниться, занять самые различные позиции, что позволяет осуществлять глубокий и полноценный самоанализ.

Подросток сенситивен к своему духовному миру, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания.

Можно говорить о

  1. «Я- реальном»,
  2. «Я-идеальном»,
  3. «Я-фантастическом»,
  4. «Я-в прошлом»,
  5. «Я-в будущем» и др.

Но все эти Я суть части нашей целостности, и в то же время каждое из них может занимать роль как познающего (субъекта), так и познаваемого (объекта).

Есть Я как субъект и Я как объект. Характеризует меру взаимодействия между ними. Самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе, с одной стороны, и саморегулирование и самоконтроль, с другой. Схематически структуру самосознания можно изобразить следующим:

1 - эмоционально-ценностное отношение;

2 - самопознание;

3 - саморегулирование;

4 - самоконтроль;

5 - самооценивание.

Самосознание - это деятельность Я как субъекта по познанию (или созданию) образа Я (Я-концепции), в свою очередь, образ Я, включаясь в структуру Я как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию. Самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе могут выступать как независимые процессы, однако могут и интегрироваться в единую деятельность самооценивания, в результате чего и рождается представление о себе, образ Я, Я-концепция. Это, в свою очередь, выступает в качестве условия для развертывания деятельности саморегулирования и самоконтроля.

Самосознание будет выглядеть следующим образом:

На уровне биологического индивида (организма) самосознание дает возможность выделить свое физическое Я из окружающего мира, выстроить образ своего тела.

На уровне социального индивида самосознание характеризует: принятие точки зрения другого на себя (что обо мне думают и говорят другие), идентификацию с родителями, усвоение стандартов выполнения действий, формирование самооценок, формирование половой, позже профессиональной идентичности, становление самоконтроля.

На уровне личности самосознание характеризуется выявлением своей социальной ценности и смысла существования, формированием и изменением представлений о своем будущем, прошлом и настоящем.

Самосознание работает по принципу постоянного взаимодействия («Диалога») разных аспектов Я, где активно задействованы механизмы самопознания, эмоционально-ценностного отношения, с одной стороны, и саморегулирования и самоконтроля, с другой.

Литература

  1. Малкина – Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. – М.2004
  2. Маралова В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.2002.
  3. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь., Ростов-на-Дону, 1998
  4. Немов Р.С. Психология – М., 1995

Если проследить биографию многих известных людей от Франклина до Джобса, можно увидеть, что почти все они в той или иной мере занимались саморазвитием. Современные исследователи пытаются выяснить все о роли везения, происхождения, врожденных качеств, но сходятся во мнении, что все эти элементы являются дополнительными, но никак не основными.

Например, Бенджамин Франклин в своей автобиографии признавался, что ставил саморазвитие во главу угла, поскольку понимал важность развития отдельных навыков для достижения успеха. В итоге он стал одним из самых влиятельных людей своего времени.

Саморазвитие – это личностный рост, умственное или физическое развитие путем самостоятельных занятий и упражнений. Занимаясь им, человек развивает свои таланты, потенциал, накапливает человеческий капитал, что способствует его трудоустройству, повышению качества жизни и реализации его устремлений. Это процесс длиною в жизнь.

Конечно, саморазвитием человек может заниматься как сам, так и при помощи наставников, учителей, тренеров и коучей (что, правда, делает приставку «само-» не очень корректной, но суть не меняет).

Из чего состоит саморазвитие?

Существует большое количество элементов саморазвития, мы же выделим наиболее важные и ценные из них:

  • самосознание;
  • повышение уверенности в себе;
  • улучшение навыков обучения;
  • повышение самооценки (или понижение, если она завышена);
  • развитие сильных сторон и навыков;
  • развитие навыков, необходимых для карьеры;
  • улучшение здоровья;
  • изучение и применение методов самореализации;
  • повышение социального статуса;
  • осуществление устремлений;
  • создание и выполнение плана персонального развития;
  • повышение социального интеллекта;
  • повышение эмоционального интеллекта;

Когда мы говорим о саморазвитии, следует также сказать, что к нему относится наставничество. Если вы усвоили педагогические приемы и умеете влиять на учеников таким образом, что они прогрессируют как личности, значит вы и сами растете.

Помимо улучшения себя, саморазвитие проявляется при помощи практики и исследований:

  • Практика выражается в поиске методов личного развития, учебных программ, систем оценок, инструментов и техник.
  • Как область исследований , темы саморазвития проявляются в журналах, книгах и на сайтах в сфере образования, менеджмента, экономики развития человеческого потенциала.

Почему стоит начать с самопознания?

Наверняка вы не один раз слышали термин «самопознание». Это изучение собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.

Начинать стоит с самопознания по нескольким причинам:

  • Вы сможете понять свои реальные возможности и осознаете, в какой точке развития находитесь.
  • Достигнете внутренней гармонии, узнав об особенностях своей внутренней мотивации.
  • Научитесь использовать особенности своего характера.
  • Определите свои ценности, профессиональные и творческие предрасположенности.
  • Определите свои ограничивающие убеждения и научитесь их преодолевать.
  • Выясните, что подходит именно вам.

Так уж сложилось, что в мире не существует двух абсолютно одинаковых человек. Даже если они были похожи с самого начала, опыт и восприятие у каждого свои. Это значит, что вы сначала должны понять самого себя, чтобы выяснить, куда вы хотите двигаться. Без этого внутреннего компаса появится ощущение тумана – придется двигаться наощупь.

Вы можете пройти , где с помощью психологических тестов и упражнений узнаете, чего же на самом деле хотите в жизни, поймете свои сильные и слабые стороны. Или, как минимум, начните со следующих упражнений.

Знать «Почему?»

Знать, что именно вы хотите, верить и чувствовать – это одно. А вот понимать, почему этого хотите – совершенно другое.

Большая часть философской литературы о самопознании – это знать что , но знать почему не менее интересно и важно.

Чтобы применять это упражнение, вам всего-навсего нужно постоянно задаваться вопросом о мотивах своих поступков. И отвечать желательно письменно, ведь так есть возможность скрупулезно размышлять на бумаге.

Что любопытно, важно не только выяснять свои глобальные мотивы, но и более мелкие:

  • Почему я вчера именно так отреагировал на слова Миши?
  • Почему я люблю чай, а не кофе?
  • Почему зеленый – мой любимый цвет?
  • Почему чтение блогов и небольших статей мне дается легче, чем книги?

Так вы не только лучше узнаете себя, но и, что не менее важно, сможете определить ошибки в своем поведении и мышлении. Станете принимать лучшие решения и научитесь себя мотивировать.

Наблюдать за собой

Это один из самых лучших методов для самопознания, если его правильно применять. А «правильно» означает лишь наблюдать за собой и записывать всю информацию, не пытаясь прилепить ей какой-нибудь ярлык.

Этот метод принципиально отличается от предыдущего, поэтому советуем использовать их по очереди. Начните наблюдать с собой с утра до вечера и просто фиксировать свои мысли, реакции, поведение, эмоции, убеждения.

Достаточно одной недели самонаблюдения. В результате у вас будет массив информация о самом себе, проанализировав которую можно будет сделать конкретные выводы. Может оказаться, что отличное настроение у вас по утрам, а вечером приходит озлобленность при мысли о нереализованности своего потенциала. Или окажется, что определенные люди влияют позитивным образом на ваши творческие способности. Словом, в конце недели проанализируйте полученную информацию и сделайте выводы.

Неделя правды

Самопознание порой должно быть болезненным, если вы не хотите прожить всю свою жизнь, зарыв голову в песок. Что это значит? Проведите одну неделю, будучи полностью честным и откровенным с самим собой.

Вы можете выяснить:

  • Что на самом деле очень обидчивы, если люди не признают ваших заслуг.
  • Что нуждаетесь в новых знакомствах, хотя утверждаете обратное.
  • Что являетесь экстравертом, а не интровертом, как полагали.
  • Что терпеть не можете свою нынешнюю работу. Но лучшую не заслужили, потому что совершенно ничего для этого не делаете.
  • Что изучаете английский язык просто потому, что так делают все. На самом деле, вам это совершенно не нравится.

Это все откровения, которые могут вас ошеломить, если вы станете честны с самим собой. Все люди на планете переживают последствия когнитивного диссонанса. Но только самые мужественные пытаются выяснить, почему это происходит. Другие же придумывают себе отговорки. К примеру, вместо того, чтобы признать свою лень, вы можете выдумать причину, по которой не занимаетесь ничем полезным на протяжении месяца.

Поэтому выделите одну неделю, вооружитесь ручкой и блокнотом – и перестаньте врать себе хотя бы семь дней.

После того, как начнете познавать себя (это не конечный процесс, а длящийся всю жизнь), можете переходить к использованию различных методов саморазвития.

Методы саморазвития

Методы, которые используются для саморазвития, вы можете применять как по отдельности, так и вместе. Наблюдайте за своими ощущениями, проводите эксперименты, выясняйте, что работает, а что – нет.

Персональное видение

Персональное видение частично пересекается с самопознанием (как и другие методы саморазвития, впрочем). Для применения этого метода необходимо задать себе следующие вопросы:

  • Какие десять вещей я люблю делать?
  • Какие три вещи я должен делать во время своей работы, чтобы ощущать себя счастливым и понимать, что двигаюсь в правильном направлении?
  • Каковы пять моих основных ценностей?
  • Напишите по три цели в каждой из следующих областей: физическая, духовная, карьерная, семейная, социальная, финансовая, личностная, сфера развлечений.
  • О чем я могу пожалеть перед смертью?

После того, как вдумчиво ответите на все эти вопросы и выясните, какие цели у вас есть в каждой сфере, приступайте к созданию персонального видения. Это ваш личный документ-заявление о намерениях. Некоторые эксперты рекомендуют около 50 слов или даже меньше. Однако мы советуем забыть о рамках и полностью сформулировать видение своей жизни и будущего.

Суть этого метода в том, чтобы получить письменное обязательство, что вы будете заниматься саморазвитием всю свою жизнь. Известный мотивационный спикер Брайан Трейси говорит, что вы в несколько раз повысите шансы достичь своих целей, если запишете их.

План персонального развития

План персонального развития (ППР) – отличный метод саморазвития, который позволяет на нескольких страницах уместить все то, чего вам нужно придерживаться в ближайший год или несколько лет. Мы писали об этой технике несколько раз:

ППР означает:

  • Отображение уровня ваших знаний, успехов и достижений.
  • Планирование вашего личного, образовательного и карьерного роста.
  • Ведение заметок о достижениях в саморазвитии.

ППР помогает:

  • Повысить свое самосознание: кто вы и что хотите.
  • Определить навыки и опыт, которые у вас уже есть и выяснить, какие нужны.
  • Создать план приобретения навыков (книги, аудиокниги, курсы, онлайн-курсы).
  • Вести учет своих достижений для сохранения мотивации.

Существует много способов создать план персонального развития, поэтому нет правильного или неправильного. Вот из чего он может состоять у вас.

  1. Создайте список областей, в которых вы хотите развиваться: карьера, финансы, отношения, взаимоотношения, эмоциональная жизнь, дом, духовность, характер.
  2. Повышение мотивации. Сила воли – ресурс ненадежный, поэтому вам нужно научиться себя мотивировать. А это задача невероятно сложная. Как с ней справиться. Первое: создавайте план на неделю и держите его перед глазами. Второе: установите цели по SMART. Третье: создайте документ персонального видения (мы говорили о нем выше).
  3. Тут же начинайте воплощать план в действие. Даже если ваш план не идеален, ничего страшного – вы сможете его корректировать по ходу дела.

Метод песочницы

Метод песочницы – это непрерывный процесс самообразования, основанный на последних научных исследованиях. Суть его в том, что не нужно запоминать факты, формулы или другие мелочи. Вместо этого нужно развивать интуитивное понимание наших навыков, изучать большое количество информации об умении и постоянно добиваться улучшения. Все это можно делать как в одиночку, так и с наставником.

Шаг первый: создайте свою песочницу

Песочница – это область, в который вы можете свободно играть со своим навыком, не беспокоясь о том, чтобы серьезно к нему относиться. Она позволяет вам проводить исследования, экспериментировать, терпеть неудачи и при этом не ставить на кон деньги, будущее и репутацию. Это идеальная среда для быстрого обучения.

Песочница должна:

  • Быть бесплатной или обходиться дешево: это позволит сразу начать обучение.
  • Иметь низкую степень риска: вы не боитесь проиграть или показать свою работу.
  • Быть публичной.

Некоторые примеры:

  • Программирование: завести аккаунт на сайтах вроде GitHub.
  • Фотография: камера и аккаунт в Instagram.
  • Письмо: завести блог.

Помните, что если вы не сможете быстро получать обратную связь, то будете учиться значительно медленнее.

Шаг второй: исследования

В Интернете есть огромное количество материалов, посвященных практически любому навыку саморазвития. Для начала идеальным вариантом будет простой и понятный рецепт или формула. В нашем случае это просто некая последовательность шагов, которая помогает достичь какого-либо результата. Вы тут же сможете включить это знание в свою песочницу.

Выделите один день на поиск всех возможных ресурсов. Это могут быть книги, подкасты, видео, статьи, онлайн-курсы, вебинары и многое другое. Создайте базу вкладок под названием саморазвитие.

Также ведите заметки, чтобы понимать, что работает лучше, а что – хуже. Материала много, а времени всегда мало.

Шаг третий: внедрение и практика

Времени мало не только на теорию, но и на практику. Поэтому нужно выбирать самое лучшее и эффективное, ведь неудачные методики могут забрать у вас недели и даже месяцы работы над собой. Это приводит к так называемой наивной практике, когда человек обманывает себя, считая, что учится чему-нибудь, хотя на самом деле стоит на месте.

Для того, чтобы целенаправленно повышать свой навык, нужно:

  1. Честно оценить свои пределы и выяснить, что необходимо улучшить.
  2. Задать себе цель, которая находится за пределами вашей зоны комфорта.
  3. Получать обратную связь.

Шаг четвертый: обратная связь

У каждого человека есть пробелы в знаниях, какой бы навык он ни пытался освоить. А значит, нужно всегда и везде получать обратную связь. Это один из основных принципов самообразования.

Желаем вам удачи!



Просмотров