Установленная сзз. Расчет санитарно-защитной зоны промышленных предприятий. Оценка загрязнения воздуха и его влияния на человека

С 1 января 2017 г сведения о границах установленных санитарно-защитных зон, как зон с особыми условиями использования территории, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 г. №252-ФЗ)

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки.

Для каждого нового, либо реконструируемого предприятия, проект расчетной санзоны (СЗЗ) разрабатывается вместе с предпроектной/проектной документацией и является обязательным в пакете документов на разрешение разработки плана предприятия и его строительство.

Расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона – зона, размеры которой определены на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.) с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (п. 2.2 СанПиН-2.2.1/2.1.1.1200-03).

Территория расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предназначена для:

  • обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;
  • создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;
  • организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.

Субъекты

Расчетная санитарно-защитная зона (СЗЗ) разрабатывается для следующих промышленных производств и объектов:

  • вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов, находящихся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющих аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Состав проекта расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

В проекте обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ):

  • обосновывается предлагаемая к установлению граница СЗЗ;
  • определяется достаточность ранее разработанных и, в случае необходимости, разрабатываются новые мероприятия по охране атмосферного воздуха, благоустройству территории СЗЗ;
  • разрабатываются предложения по планировочной организации территории, обеспечивающие снижение негативного воздействия производственных объектов на жилую застройку до установления гигиенических нормативов.

Проект расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) разрабатывается:

  • для групп предприятий;
  • для отдельных предприятий.

Утвержденный проект расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) является правовой основой для установления (изменения, отмены) границ СЗЗ как линий градостроительного регулирования территории.

Разработка проектов обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) осуществляется с учетом требований действующих городских строительных норм. Пересмотр проектов обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) производится при изменении установленных гигиенических нормативов воздействия на окружающую среду или при изменении уровня воздействия на окружающую среду производственных объектов.

В случае изменения технологических процессов, объемов производства и других факторов, изменяющих уровень воздействия на окружающую среду, производится корректировка проекта обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) в составе разрабатываемой проектной документации (на реконструкцию, техническое перевооружение и др).

Основные этапы проведения работ по разработке проектов обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) можно охарактеризовать следующим образом:

1.Определение размера санитарно-защитной зоны предприятия:

1.1. По фактору химического загрязнения атмосферного воздуха определение размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) проводится путем расчета (и/или замеров), с учетом будущих изменений в случае реконструкции и оценки прогнозируемого (проектируемого) негативного влияния объекта.

1.2. По фактору шума определение размера расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предприятия осуществляется путем расчета негативного акустического влияния объекта с учетом будущих изменений в случае реконструкции и оценки прогнозируемого (проектируемого) негативного акустического влияния объекта, и включает в себя:

Выявление источников внешнего шума предприятия, оказывающих негативное воздействие на нормируемые территории,

Определение их шумовых характеристик расчетным методом или замерами,

Расчет уровней проникающего шума и их санитарно-гигиеническая оценка,

Определение ожидаемых уровней звукового давления в расчетных точках,

При необходимости, выбор акустически эффективных средств по снижению шума с оценкой их эффективности,

2. Разработка природоохранных мероприятий и оценка их эффективности.

2.1. В области защиты атмосферного воздуха.

2.2. В области защиты водных объектов.

2.3. В области защиты окружающей среды от загрязнения отходами.

2.4. В области защиты окружающей среды от шума.

3. Оформление планов предприятия.

3.1. Генеральный план с границами зоны загрязнения и расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ), существующими и проектируемыми зданиями и сооружениями, инженерными коммуникациями, зелеными насаждениями.

3.2. Ситуационная карта схема с нанесением источников загрязнения атмосферы и источников шума.

3.2. Ситуационная карта схема с нанесением итоговой расчетной санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

4. Результаты натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных аккредитованной лабораторией, в соответствии с программой наблюдений.

5. Результаты оценки риска здоровью населения (для объектов I и II классов).

Нормативно-правовая база

  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г № 74 (ред. от 25.04.2014 г.);
  • "Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий" (1998 г);
  • Федеральный закон РФ N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" (ред. от 13.07.2015 г.);
  • Закона РФ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г (ред. от 13.07.2015 г.);
  • "Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" N 554, утв. 24.06.2000 г. (ред. 15.09.2005 г.)

Лабораторная работа

Уточнение границ санитарно-защитной зоны предприятия

Цель работы: уточнение границ санитарно-защитной зоны предприятия (указать какое предприятие ) загрязняющих веществ (указать какое загрязняющее вещество ) в приземном слое атмосферы.

Контрольные вопросы: Гигиенические нормативы атмосферного воздуха. Санитарно-защитная зона предприятия. Нормативная санитарно-защитная зона предприятия. Расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы в соответствии с ОНД-86.

Порядок выполнения лабораторной работы

Уточнение размеров нормативной СЗЗ и определение размеров расчетной СЗЗ предприятия проводится согласно ОНД-86, р. 8. п. 8.6.1, с учетом расчетов рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы при различных направлениях ветра и среднегодовой розы ветров.

Определение границ расчетной санитарно-защитной зоны осуществляется от изолинии 1,0 ПДК загрязняющих веществ, выбрасываемых источниками предприятия с учетом фонового загрязнения атмосферы, по формуле:

L = L o * Р /Р о, (7)

где L o - расчетный размер участка местности в данном направлении, где концентрация вредных веществ превышает 1,0 ПДК, м;

P - среднегодовая повторяемость направления ветров расчетного румба, %;

P o - повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров, %; при восьмирумбовой розе ветров Р о = 100/8 = 12,5 %.

Исходные данные:

1. Карта рассеивания выбросов ЗВ (указать какое загрязняющее вещество ) в виде изолиний в долях ПДК.

2. Значения среднегодовой повторяемости направления ветров расчетного румба для предприятия в зависимости от района расположения предприятия (таблица 1).

Графическое построение расчетной санитарно-защитной зоны предприятия проводится в тех направлениях, в которых изолиния 1 ПДК выходит за границу предприятия. В этих направления определяется расчетный размер участка местности (L o), где концентрация вредных веществ превышает 1,0 ПДК Данные заносятся в таблицу 1. Если линия 1 ПДК не выходит за границу предприятия, то для данного направления L o = 0.

При построении расчетной СЗЗ необходимо учитывать, что направление ветра – Северный (С), означает, что ветер дует с севера на юг, и расчетный отрезок откладывается в южном направлении от площадки предприятия.

По полученным значениям L o определяют границу расчетной санитарно-защитной зоны L по формуле (7) с учетом розы ветров (среднегодовой повторяемости направления ветров). Значения L для каждого направления заносят в таблицу 1 и откладывают на карте рассеивания соответствующие отрезки и строят расчетную СЗЗ путем соединения их.

Проведено уточнение размеров расчетной санитарно-защитной зоны предприятия. Если расчетная граница СЗЗ оказывается внутри изолинии 1 ПДК, то уточненная граница СЗЗ проходит по линии 1 ПДК; если не выходит за пределы предприятия – то по границе предприятия. В тех случаях, когда изолиния 1 ПДК внутри расчетной СЗЗ, уточненная граница СЗЗ проходит по расчетной.

При построении на рисунке отмечены

    линия 1 ПДК красным,

    нормативная санитарно-защитная зона зеленым,

    расчетная санитарно-защитная зона синим,

    уточненная санитарно-защитная зона черным,

Результаты построения расчетной и уточненной СЗЗ представлены на рис. 1.

выводы.

    Дать описание линии 1 ПДК. Выходит ли линия 1 ПДК за границу предприятия, в каких направлениях?

    Построена расчетная санитарно-защитная зона ОАО «Омский каучук» по результатам расчета рассеивания выбросов (указать какое загрязняющее вещество ) в приземном слое атмосферы в соответствии с ОНД-86.

    Результаты определения расчетной санитарно-защитной зоны приведены в таблице 1.

    Дать описание расчетной и уточненной СЗЗ, как они проходят. Полученные расчетная и уточненная санитарно-защитные зоны предприятия представлены на рис. 1.

    Попадает ли жилая зона в уточненную, расчетную СЗЗ предприятия? Наблюдается ли превышение 1 ПДК в жилой зоне?

Литература

2. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий.

3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

Таблица 1.

Уточнение границ санитарно-защитной зоны предприятия ОАО «Омский каучук»

по результатам расчета рассеивания выбросов

_________________________________

загрязняющее вещество

Уточненная граница СЗЗ

Уточненная граница СЗЗ

Каждое предприятие, являющееся источником загрязнения среды обитания, в соответствии с классификацией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» имеет определенный размер санитарно-защитной зоны.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта.

СЗЗ создаётся с целью защиты населения от влияния вредных производственных факторов и является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.

СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий и уровни воздействия физических факторов, достигающие за её пределами районов жилой застройки, не превышали установленных предельно-допустимых концентраций (ПДК) и допустимых уровней (ДУ). В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей шириной СЗЗ. Для объектов, не включенных в санитарную классификацию, а также с неизученными технологиями, ширина СЗЗ устанавливается решением Главного государственного санитарного врача РФ или его заместителя.

Достаточность ширины СЗЗ принятой по классификации должна быть подтверждена расчетами рассеивания выбросов в атмосферу для всех загрязняющих веществ, распространением физических факторов, с учетом фоновых уровней, а также данными натурных наблюдений для действующих предприятий.

Размеры СЗЗ могут быть уменьшены при объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия химических факторов на границе СЗЗ и за ее пределами, физических факторов в жилой застройке ниже нормативных значений.



Размер СЗЗ может быть увеличен по сравнению с классификацией при невозможности обеспечения нормативных уровней по любому фактору воздействия.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - территория между границами промышленной площадки, складов открытого и закрытого хранения материалов и реагентов, предприятий сельского хозяйства, прочими источниками вредных выбросов и неблагоприятных физических воздействий и границей селитебной застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, а также других территорий, используемых населением, с учетом перспективного развития. Является обязательным элементом любого объекта - источника воздействия на среду обитания и здоровье человека и подлежит организации и благоустройству.

Нормативная санитарно-защитная зона – санитарно-защитная зона, предприятия, здания, сооружения и пр., размеры которой соответствуют требованиям действующих санитарных норм и правил.

Расчетная санитарно-защитная зона – санитарно-защитная зона предприятия, здания, сооружения и пр., размеры которой определяются расчетными методами по максимально удаленной от промплощадки изолинии 1 или 0,8 ПДК (для объектов со специальными требованиями) или ПДУ физических воздействий.

Основные положения

3.1 СЗЗ устанавливаются для объектов, имеющих источники физического, химического и биологического воздействия на среду обитания, здоровье человека и условия его проживания. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена, магистральных трубопроводов, компрессорных установок, воздушных линий электропередачи (ВЛ), сельскохозяйственных полей, гаражей, автостоянок (паркингов) устанавливаются санитарные разрывы. Санитарный разрыв имеет режим СЗЗ, но не требует разработки проекта его организации.

3.2.Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III классов опасности является обязательной.

Размер санитарно-защитной зоны для объектов IV-V классов опасности и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с разделом 7 и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам.

3.3. Проекты СЗЗ разрабатываются для отдельных объектов и группы объектов, объединенных общей территорией различного градостроительного назначения (промышленного, коммунального складского и др.) в соответствии с функциональным зонированием. Для группы объектов разрабатывается проект единой СЗЗ (ЕСЗЗ) с комплексом мероприятий, позволяющих обеспечить нормативные уровни качества среды обитания на границе СЗЗ и за ее пределами. Права и обязанности отдельных субъектов и их взаимодействие в ЕСЗЗ определяются действующим законодательством Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3.4. Для объектов, уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышает 0,1 ПДК и/или ПДУ, размер СЗЗ может совпадать с границей промышленной площадки и граница СЗЗ как линия градостроительного регулирования определяется проектом СЗЗ.

Границы нормативных СЗЗ каждого объекта и единая граница СЗЗ группы предприятий (ЕСЗЗ), наносятся на графические материалы (опорный, ситуационный планы в масштабе 1:2000).

3.5. СЗЗ отделяет территорию промышленной площадки от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

3.6. Установление, изменение размеров санитарно-защитной зоны, ЕСЗЗ для вновь строящихся и действующих объектов может быть выполнено при:

а) объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ, ЕСЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований (с учетом суммированного и потенцированного биологического воздействия), по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды

б) подтверждении измерениями снижения уровней шума и других физических факторов до уровней гигиенических нормативов на границе СЗЗ, ЕСЗЗ и за ее пределами в жилой застройке;

в) уменьшении мощности, изменение состава, перепрофилировании предприятия, внедрении на объектах безотходной и малоотходной технологии на основных производствах и связанным с этим изменением класса опасности;

г) обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности на основании материалов по оценке риска для здоровья населения, выполненных в установленном порядке.

Не допускается сокращение величины санитарно-защитной зоны для действующих предприятий на основании данных, полученных только расчетным путем.

3.7. Размер СЗЗ должен быть увеличен по сравнению с классификацией при невозможности обеспечения современными техническими и технологическими средствами нормативных уровней по любому фактору воздействия, полученных расчетным путем и/или по результатам лабораторного контроля.

3.8. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I-II классов опасности устанавливается и может быть изменен Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем (п.2.10., 4.2.), для предприятий IV-V классов опасности – Главным Государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (п.2.11.).

3.9. При оценке обоснованности размера СЗЗ следует руководствоваться следующими критериями:

Обеспечение нормативов качества атмосферного воздуха (ПДК) и уровней физического воздействия (ПДУ) на границе СЗЗ;

Отсутствие негативного воздействия объекта на состояние здоровья населения, устанавливаемого современными методами исследований;

Техническая и экономическая возможность выполнения мероприятий, обеспечивающих обосновываемую величину СЗЗ.

3.10. Ответственность за разработку проекта санитарно-защитной зоны, ее организацию (включая отселение жителей), возлагается на должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств (п.3.2.).

3.11. Санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту организации СЗЗ выдается органами и учреждениями Роспотребнадзора.

3.12. Границы СЗЗ и ЕСЗЗ утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в зависимости от их полномочий в отношении земель находящихся в их собственности при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.13. Утвержденная в установленном порядке граница СЗЗ, ЕСЗЗ является линией градостроительного регулирования в генеральном плане населенного пункта.

3.14. Заказчиком проекта ЕСЗЗ может выступать администрация территории или иная организация по ее поручению.

3.15.Для действующих промышленных и иных объектов и производств на рассмотрение представляются: проект обоснования расчетных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта и отчет для установления окончательных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта (п.4.2.).

Отчет должен содержать: пояснительную записку, протоколы натурных исследований и измерений, отчет о выполнении мероприятий, рекомендованных проектом расчетной границы СЗЗ, санитарно-эпидемиологическое заключение по расчетной границе СЗЗ и др. материалы

В случае, если за период выполнения натурных исследований и измерений произошли изменения в мощности, технологическом процессе, составе предприятий-арендаторов и др., установление окончательного размера СЗЗ возможно только после корректировки расчетных границ и размеров СЗЗ.

Для проектируемых промышленных и иных объектов и производств в органы и учреждения Роспотребнадзора для рассмотрения представляется проект обоснования возможности размещения объекта с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух с определением ориентировочного размера СЗЗ.

Промэкология

3. Источники загрязнения атмосферы. Нормативы ПДК, ПДВ.

4. Источники загрязнения водных объектов. Нормативы ПДК, ПДС.

5. Источники загрязнения литосферы. Нормирование качества почв, ПДК.

6. Источники загрязнения окружающей среды на железнодорожном транспорте.

7. Нормативная и расчетная санитарно-защитная зона предприятия

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) создается в целях уменьшения отрицательного влияния промышленных предприятий на окружающее население. СЗЗ представляет собой зону зеленых насаждений, которая располагается между промышленной и жилой зонами.

Ширина СЗЗ определяется как расстояние между промышленной площадкой (территорией) и жилым районом, а не между основным источником выбросов и жилой территорией. Зона должна быть озеленена не менее чем на 40 % установленной ширины.

Санитарно-защитные зоны делятся на пять классов:

1 класс – 1000 м;

2 класс – 500 м;

3 класс – 300 м;

4 класс – 100 м;

5 класс – 50 м.

Санитарно-защитные зоны при необходимости могут быть увеличены. Само по себе удаление предприятий от жилого района не решает проблему уменьшения загрязнения атмосферы. Тем не менее наличие зеленых насаждений в них способствуют очищению пыли в 2 раза и сернистого газа – в 3 раза. Если СЗЗ будут малоэффективными, то предприятие должно быть выведено за пределы города или населенного пункта.

Размеры СЗЗ предприятий устанавливаются в соответствии с разделом 8 СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий».

Полученный путем расчета размер СЗЗ уточняется как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в зависимости от розы ветров района расположения предприятия по формуле:

где L 0 – расчетное расстояние, м, от источников загрязнения до границы СЗЗ без учета поправки на розу ветров, для которого концентрация вредных веществ превышают ПДК;

Р – среднегодовая повторяемость направлений ветров рассматриваемого румба, %;

Р 0 – повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров (например, при восьмирумбовой розе ветров
).

Расчет массы выбросов вредных веществ при покраске

Количество вредных веществ, выделяющихся в процессе покраски, зависит от марки краски, вида растворителя и определяется согласно формуле:

Т/год, (5.11)

где q м – расход краски, кг/ч;

k k - содержание рассчитываемого компонента в составе летучей части отделочного материала, %, определяется в соответствии с таблицами 2, 3, 4, 5, 6;

0,8 – коэффициент поступления летучих веществ в атмосферу;

Т – годовой фонд рабочего времени, ч/год;

10 -3 – коэффициент пересчета массы выбросов с килограмм на тонны.

Таблица 5.6 Состав растворителей, %

Компонент

Бутиловый спирт

Метилэтилкетон

Сольвент-нафта

Циклогексанон

Этилглюкольацетат

Этилцеллозольв

Продолжение таблицы 5.6

Компонент

Метилэтилкетон

Пропиленкарбонат

Сольвент-нафта

Уайт-спирит

Хлорбензол

Циклогексанон

Этилацетат

Этилгликольацетат

Этилцеллозольв

Таблица 5.7 Состав нитрогрунтовок, нитроцеллюлозных лаков распределительной, разравнивающей жидкостей, %

Компонент

Грунтовка

Разравнив. жидкость РМЕ

Распред. жидкость НЦ-313

Нитрополитура

Полировочная вода № 18

Бутилацетат

Этилацетат

Этилцеллозольв

Циклогексанон

Окситерпеновый растворитель

Сольвент-нафта

Формальдегид

Бензин «галоша»

Летучая часть

Сухой остаток

Таблица 5.8 Состав полиэфирных, поли- и нитроуретановых лаков, %

Компонент

ПЭ-251, «Б»

УР-249, 2М»

Бутилацетат

Метилизобу-тилкетон

Циклогексанон

Этилгликоль-ацетат

Летучая часть

Сухой остаток

Таблица 5.9 Состав эмалей, %

Компонент

Бутилацетат

Этилцеллозольв

Этилацетат

Сольвент-нафта

Уайт-спирит

Циклогексанон

Летучая часть

Сухой остаток

Таблица 5.10 Состав шпатлевок и грунтовок

Компонент

ПР-032, ГС или ГФ-0163

Бутилацетат

Сольвент-нафта

Этилацетат

Уайт-спирит

Летучая часть

Сухой остаток

Вопрос разделения предприятий на классы опасности и установления соответствующих санитарных зон актуален для многих руководителей производств и торговых организаций. Эта сфера регламентируется рядом правовых актов. В качестве основного из них выступает СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Область применения

Зон распространяются на строительство, планирование, размещение, эксплуатацию вновь возводимых, реконструирующихся, действующих промышленных сооружений и производств. Правила применяются к элементам связи и транспортной, торговой сети, общепита, коммунального и сельского хозяйства, опытно-экспериментальным производствам. Все они выступают в качестве источников воздействия на здоровье человека и окружающую его среду.

Цели

Правила определяют:

  1. Класс опасности производств и объектов, занятых в промышленности.
  2. Требования к площади охранной территории, условия их пересмотра.
  3. Порядок и методы, с помощью которых устанавливаются границы санитарных зон для отдельных производств либо их комплексам.
  4. Ограничения при использовании специальных охранных участков.
  5. Порядок благоустройства и организации территорий.
  6. Требования, предъявляемые к санитарным разрывам коммуникаций, представляющих опасность (железнодорожным, трубопроводным, автомобильным, авиационным и пр.).

Субъекты

Установленные санитарные правила обязательны для выполнения юридическими и физлицами, деятельность которых касается размещения, строительства, планирования и эксплуатации объектов. Утвержденные требования также предназначены для органов, уполномоченных осуществлять государственный надзор.

СанПиН: санитарные зоны

Для обеспечения безопасности граждан, в соответствии с ФЗ №52 от 30 марта 1999 г., вокруг производств и сооружений, выступающих в качестве источников воздействия на здоровье населения и окружающую среду, создается особый участок со специальным режимом использования. Размер санитарной зоны должен обеспечивать снижение негативного физического, химического, биологического влияния на атмосферный воздух до определенных показателей. По функциональному назначению эти территории выступают в качестве барьера, способствующего установлению надлежащего уровня безопасности граждан в ходе эксплуатации промышленного производства или иного сооружения в штатном режиме.

Планирование

Оно предполагает расчет санитарной зоны и обоснование ее ориентировочной площади в соответствии с ожидаемым и степени физического влияния на него. Полученные показатели должны подтверждаться результатами измерений и исследований. Проект санитарных зон разрабатывается в 2 этапа:

  1. Предварительная стадия. Составление документации осуществляется в соответствии с расчетом рассеивания загрязнения воздуха и физического влияния (вибрации, шума, ЭМП и пр.).
  2. Окончательная стадия (установленная). Санитарно-гигиеническая зона планируется в соответствии с результатами натурных наблюдений, обследований и измерений для подтверждения полученных ранее параметров.

Дополнительные моменты

Критерий, по которому определяется площадь санитарных зон, - непревышение по их внешним границам и за их пределами предельно (максимально) допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих соединений для воздуха населенных пунктов и допустимых уровней (ПДУ) физического влияния. Для групп промышленных производств устанавливается единая санитарно-защитная зона (СЗЗ) с учетом общего показателя выбросов от всех источников в пределах одной территории. Лабораторные исследования воздуха и измерение физических влияний на него осуществляются на линиях установленных особых участков, в жилой застройке службами, аккредитованными в предусмотренном порядке на выполнение такого рода работ.

Границы территорий

Устанавливается в определенных пределах, согласно характеристике выбросов. В соответствии с этим критерием, допускается два способа формирования таких участков:


В последнем случае, в свою очередь, санитарная зона предприятия устанавливается:

  1. От неорганизованных и организованных источников. Этот вариант используется при наличии на открытых площадках технологического оборудования.
  2. При организации производства с источниками, распределенными по территории промышленной площадки.
  3. При наличии низких и наземных объектов, а также сооружений, осуществляющих холодные выбросы средней высоты.

Запреты и разрешения

На территориях с показателями фона, превышающими гигиенические требования, размещение производств, выступающих в качестве источников загрязнения среды и влияния на здоровье населения, не допускается. Для действующих сооружений промышленного назначения разрешено проведение реконструкции либо перепрофилирования при условии понижения всех видов негативного влияния до ПДК при биологическом и химическом воздействии и ПДУ для физических факторов.

Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий

При несовпадении площади специальных территорий, определенной по смете и полученной по оценкам риска, натурным исследованиям и измерениям физического, биологического и химического влияния на воздух, решение по установлению ее пределов на местности принимается по варианту, в соответствии с которым обеспечивается максимальная безопасность для здоровья проживающих в населенном пункте граждан. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий определяются в соответствии с мощностью, условиями эксплуатации, количеством и характером соединений, выделяющихся в воздух, создаваемой вибрации, шума и прочих негативных факторов. Показатели и группы формируются также с учетом предусматриваемых мероприятий по снижению неблагоприятного влияния на здоровье населения и окружающие условия проживания. Предусмотрена следующая классификация санитарно-защитных зон:

  • 1 кл. - 1000 метров.
  • 2 кл. - 500 м.
  • 3 кл. - 300 метров.
  • 4 кл. - 100 м.
  • 5 кл. - 50 метров.

Следует сказать, что в предыдущих Правилах санитарные зоны были вдвое больше. Например, для первого класса - 2000 м. Временное снижение производственных объемов не выступает в качестве основания для пересмотра принятых площадей. Санитарная зона объекта на графических материалах (схеме территориального планирования, генплане города и пр.) за пределами промплощадки отмечается специальными информационными обозначениями.

Увеличение участков

В Правилах присутствует несколько условий, в соответствии с которыми санитарная зона предприятия может быть увеличена. Расширение площади при этом допускается не более чем в три раза. Санитарные зоны могут увеличиваться по согласованию органов строительства и Госсанэпиднадзора:

  1. В зависимости от эффективности вероятных или предусмотренных мероприятий очистки выбросов воздух.
  2. В случае необходимости разместить жилую застройку в относительно промышленного производства на территории возможного атмосферного загрязнения.
  3. При отсутствии методов очистки выбросов.
  4. В зависимости от направления ветра и прочих неблагоприятных условий местности.
  5. В случае невозможности уменьшить вибрацию, шум, электромагнитные радиочастотные волны и иные негативные факторы, которые поступают в окружающую среду, до пределов, предусмотренных в нормативах.
  6. При возведении новых, недостаточно изученных в экологическом отношении производств.

Благоустройство

Санитарные зоны или их части не могут использоваться для расширения промплощадок. Территория должна быть озеленена и благоустроена. Для этого разрабатывается специальный план. Он составляется одновременно с проектом реконструкции либо строительства производства. При планировании благоустройства со стороны селитебного участка (территории размещения жилого сектора, культурных сооружений и пр.) необходимо предусмотреть полосу древесно-кустарниковых насаждений. Ее ширина должна быть не меньше 50 метров, а при ширине санитарной зоны до 100 м - не менее 20 м для обеспечения надлежащего уровня экологического благополучия в Правилах предусматриваются элементы, которые могут размещаться в пределах специальных участков, а также непосредственно на самой промышленной площадке.

Ядерная инфраструктура

Санитарные зоны атомных установок предусматриваются в ст. 31 ФЗ № 170. Они создаются для обеспечения охраны здоровья населения, проживающего в районе размещения атомной станции, радиационного источника либо участка хранения радиоактивных материалов и вещества. Площадь и пределы таких территорий определяются в плане согласно правилам, предусмотренных в сфере использования атомной энергии. Он согласовывается с органами Госсанэпиднадзора и утверждается местными структурами самоуправления.

Правила

В указанном выше Законе не допускается размещение в пределах санитарной зоны определенных объектов. К ним в том числе относятся общественные и жилые сооружения, детские учреждения, лечебно-оздоровительные здания, пункты общественного питания, производственные, подсобные и прочие хозяйственные строения, не относящиеся к функционированию атомной установки и не предусмотренные в утвержденном плане территории. Эксплуатация существующих в пределах зоны объектов для хозяйственных целей при изменении характера их использования разрешается по представлению обслуживающей компании по согласованию с органами государственного управления и безопасности.

Участки наблюдения

Необходимость установления таких зон, их границы и площади определяются в плане в соответствии с характеристиками безопасности атомных установок. Параметры согласовываются с органами Госсанэпиднадзора. На участке наблюдения могут вводиться некоторые ограничения на осуществление хозяйственной деятельности в рамках действующего законодательства. Если в территории такого типа включаются санитарные зоны, действия мер социально-экономической компенсации распространяются на граждан. Они направлены на возмещение вреда за дополнительные факторы риска. На граждан также распространяется действие мероприятий по аварийному планированию. Возмещение убытков, нанесенных созданием участков наблюдения и санитарно-защитной зоны, осуществляется эксплуатирующей организацией в рамках действующего законодательства.

Улучшение гидрологического режима

На территориях, которые примыкают к акваториям рек, озер и прочих поверхностных гидроисточников, устанавливаются санитарные зоны водоснабжения. На них действует специальный режим осуществления хозяйственной и прочих видов деятельности. Он направлен на предупреждение заиления, засорения, загрязнения и истощения объектов, сохранения ареала животных и растений. Такие участки формируются в рамках природоохранных мероприятий, ориентированных на улучшение технического состояния и гидрологического режима, благоустройство источников и их прибрежных линий. В пределах зон создаются защитные полосы, в границах которых вводятся дополнительные ограничительные меры.

Специфика установления пределов

Площадь и границы прибрежных охранных полос и защитных зон водных источников, режим их использования определяются в соответствии с почвенными, физико-географическими, гидрологическими и прочими условиями на местности. При этом учитывается прогноз изменения береговых линий. Площади и границы утверждаются региональными исполнительными структурами по представлению бассейновых и прочих территориальных органов, регулирующих использование и охрану гидрологического фонда Минприроды, согласованному со специальными уполномоченными госорганизациями в области защиты окружающей среды, подразделениями санэпиднадзора и отделениями Федеральной погранслужбы в рамках их компетенции.

Параметры

Устанавливается следующая минимальная ширина защитных зон и прибрежных охранных полос:

  1. Для озер, рек и стариц - от уреза воды при нормальном уровне подпора.
  2. Для болот - от их границ (нулевой глубины залежи торфа).
  3. Для морей - от максимального предела прилива.

Минимальная ширина защитной водоохранной зоны для речных участков, протяженность которых от истока:

  1. До 10 км - 50 метров.
  2. От 10 до 50 км - 100 м.
  3. 50-100 км - 200 метров.
  4. 100-200 км - 300 м.
  5. 200-500 км - 400 метров.
  6. От 500 и больше - 500 м.

Ключевые факторы

Устанавливаются конкретные условия, учитываемые при установлении ширины прибрежных линий озер, рек и водохранилищ. К таким факторам относят типы угодий, которые прилегают к источнику, крутизну склонов. Например, ширина прибрежной линии при обратном либо нулевом уклоне при наличии пашни устанавливается в пределах 15-30 м, леса и кустарников - 35 метров. При склоне более трех град., при наличии тех же прилегающих объектов, расстояние увеличивается до 55-100 м.

Запрещенная деятельность

В Положении о защитных водоохранных зонах установлены ограничения на выполнение работ. В частности, запрещены такие виды деятельности, как:

  1. Применение химических соединений и средств для борьбы с болезнями и вредителями растений, устранения сорняков.
  2. Выполнение авиационно-химических работ.
  3. Использование для удобрения почвы навозных стоков.
  4. Размещение складов минеральных удобрений, ГСМ, ядохимикатов, площадок для заправки аппаратуры опасными веществами, животноводческих ферм и комплексов, участков захоронения и складирования сельскохозяйственных, промышленных и бытовых отходов, накопителей сточной воды, скотомогильников и кладбищ.
  5. Заправка топливом, ремонт и мойка транспортных средств, механизмов.
  6. Складирование мусора и навоза.
  7. Размещение садово-огородных и дачных участков, если ширина защитной зоны водного источника меньше 100 м, а крутизна склонов прилегающих территорий - больше трех градусов.
  8. Выполнение вырубки главного пользования.
  9. Размещение стоянок транспорта, в том числе в пределах садово-огородных и дачных участков.
  10. Осуществление коммуникаций и прочих объектов, добычи ископаемых, землеройных и иных работ без согласования с уполномоченными органами.

Режим использования прибрежных линий

В пределах этих полос дополнительно к приведенным выше ограничениям запрещается:

  1. Распашка земли.
  2. Использование удобрений.
  3. Складирование отвалов размываемого грунта.
  4. Организация летних пастбищ и кроме эксплуатации участков традиционного водопоя.
  5. Установка палаточных сезонных городков, размещение садово-огородных и дачных хозяйств, выделение территории под ИЖС.
  6. Перемещение тракторов и иных транспортных средств, кроме машин спецназначения.

Земельные участки в границах прибрежных линий могут предоставляться для размещения объектов:

  1. Рекреации.
  2. Охотничьего и рыбного хозяйства.
  3. Водоснабжения.
  4. Гидротехнических и портовых сооружений при наличии разрешения на использование источников, в котором установлены требования соблюдения специального охранного режима.

Поддержание прибрежных полос и водных защитных зон осуществляется на пользователей. Собственники земель и иные их владельцы, на чьих участках располагаются указанные территории, обязаны соблюдать специальный режим. Установление водных охранных зон не предполагает изъятия наделов у их законных хозяев, запрет на совершение с ними сделок, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Округа санохраны

Они устанавливаются в качестве одной из мер защиты природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов. Эти территории относятся к особо охраняемым. На них устанавливается сложный нормативно-правовой режим. На территориях расположения лечебных природных ресурсов не допускается проживание и осуществление всех видов хоз. деятельности. Исключением являются работы, касающиеся исследования и использования объектов в оздоровительных целях. При этом должны использоваться рациональные и экологически чистые технологии. Обеспечение соблюдения данного режима возложено на пользователей. К ним относят субъектов (юридических и физических), осуществляющих разработку и последующее использование лечебных ресурсов в соответствии с лицензией. На оздоровительных территориях не допускается размещение сооружений и объектов, непосредственно не связанных с формированием и развитием сферы курортного лечения и отдыха. Запрещены также работы, оказывающие негативное влияние на природную среду, приводящие к истощению, загрязнению ресурсов, присутствующих на местности.



Просмотров