Укажите основные принципы государственной политики противодействия коррупции. IV. Тестовые вопросы на знание основ законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Проблемы противодействия коррупции

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией в России является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ). В соответствии со ст. 13.3 данного Закона организации обязаны разрабатывать и принимать следующие меры по предупреждению коррупции:

  • 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • 3) разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В настоящее время методы противодействия коррупции только начинают внедряться российскими компаниями, однако стоит отметить, что организация грамотного комплаенса - это эффективная мера борьбы с коррупцией внутри каждой организации и надежная защита ее интересов 1 .

В качестве примера можно привести Единую отраслевую антикоррупционную политику Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее организаций, утвержденную приказом Госкорпорации «Росатом» от 14 апреля 2015 г. № 1/364-П. Назначением данной Антикоррупционной политики «Росатом» является установление основных принципов противодействия коррупции, методологических подходов и инструментов, следование которым позволяет:

  • 1) формировать регламентные, методические и организационные основы противодействия коррупции (в том числе Кодекс этики и служебного поведения работников Госкорпорации «Росатом» и иные локальные нормативные акты антикоррупционной направленности);
  • 2) информировать организации атомной отрасли о правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  • 3) обеспечивать:
    • - исполнение законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможности коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
    • - соблюдение работниками Госкорпорации «Росатом» и ее организаций норм антикоррупционного поведения;
    • - применение мер принуждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

См.: Карпович О.Г., Трунцевский Ю.В. Теория и современные практики комплаенса. Модели противодействия криминальным угрозам. М., 2016.

Организации не должны останавливаться на достигнутом в указанной деятельности. Следует помнить, что работа по построению системы комплаенса не заканчивается никогда. Это динамичный процесс: риски меняются с изменением масштабов бизнеса, законодательства и конкурентной среды, с появлением новых видов транзакций. И задача комплаенс-службы - идти в ногу с этими изменениями, перестраивая свои методы работы, пересматривая риски и работая над повышением корпоративной культуры компании.

Противодействие коррупции Госкорпорации «Росатом» и ее организациях основывается на следующих принципах, предусмотренных ст. 3 Закона № 273-ФЗ:

  • 1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина - любой операционный процесс, в том числе противодействие коррупции, регулируется и осуществляется в Корпорации и (или) ее организациях с соблюдением прав его участников, при этом не допускается установление в локальных нормативных актах Корпорации и (или) ее организаций требований к работникам об информировании работодателя или уполномоченных им лиц об обстоятельствах взаимодействия работников с правоохранительными и (или) иными органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими государственный (муниципальный) контроль (надзор);
  • 2) законность - постоянное и точное выполнение требований законодательства, а также изданных на основании и во исполнение соответствующих требований закона локальных нормативных актов, обеспечиваемое неотвратимостью применения мер государственного принуждения в случае нарушений;
  • 3) публичность и открытость деятельности Корпорации и ее организаций - доступность для граждан, организаций, средств массовой информации, институтов гражданского общества сведений о деятельности Корпорации и ее организаций, а также их руководителей в сферах, отнесенных к их компетенции, не связанных с соблюдением ограничений, налагаемых законодательством о защите государственной и (или) коммерческой тайны, иной информации, защищаемой на основании закона;
  • 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений - в связи с каждым фактом коррупционного нарушения (при условии доказанной в установленном законом порядке вины) должны назначаться адекватное наказание и приниматься меры к возмещению убытков;
  • 5) комплексное использование в антикоррупционных целях организационных, информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых и иных мер - последовательное, скоординированное и систематическое осуществление взаимосвязанных мероприятий антикоррупционной направленности во всех осуществляемых процессах;
  • 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции - участники операционных процессов (подпроцессов, процедур) при выявлении на любой стадии их реализации признаков коррупционных и (или) иных правонарушений информируют об этом подразделение защиты активов и (или) должностное лицо, определенное в качестве ответственного за противодействие коррупции, независимо от решения вопроса о дальнейшей реализации соответствующего процесса (подпроцесса, процедуры);
  • 7) сотрудничество Корпорации и ее организаций с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в сфере противодействия коррупции - привлечение на взаимоприемлемых условиях представителей институтов гражданского общества, международных организаций и физических лиц к участию в антикоррупционной работе в формах, не препятствующих достижению предусмотренных законодательством Российской Федерации целей Корпорации и (или) ее организаций, а также обеспечение обратной связи (информационный обмен, рассмотрение обращений, участие в опросах и т.п.) по вопросам эффективности применяемых антикоррупционных мер.

При организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции международными стандартами компаниям рекомендуется руководствоваться следующими принципами и подходами :

  • - формирование культуры неприятия коррупции в обществе;
  • - процесс управления рисками и внутреннего контроля по предупреждению и противодействию коррупции является одной из составных частей системы управления рисками и внутреннего контроля в обществе;
  • - систематическое рассмотрение вопросов организации, функционирования и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции советом директоров общества;
  • - определение четких полномочий сотрудников общества в рамках поддержания системы управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции на всех уровнях управления;
  • - непрерывное информирование и обучение сотрудников, контрагентов и партнеров в области предупреждения и противодействия коррупции;
  • - неотвратимость наказания для сотрудников общества за совершаемое антикоррупционное нарушение вне зависимости от занимаемой должности;
  • - непрерывное выявление и оценка коррупционных рисков;
  • - разработка эффективных мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции, предполагающих простоту их реализации, низкую стоимость, вместе с тем позволяющих максимально снизить вероятность реализации коррупционных рисков;
  • - отказ от ответных санкций - защита сотрудников в случае отказа от совершения коррупционного действия (коррупции) или предоставления информации о нарушениях, имеющих признаки коррупции;
  • - непрерывный мониторинг эффективности мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции.
  • 1. Неприятие коррупции в любых формах и проявлениях

Компания придерживается принципа неприятия коррупции в

любых формах и проявлениях при осуществлении как операционной, так и инвестиционной и иных видов деятельности. Принцип неприятия коррупции означает строгий запрет для работников, членов органов управления компанией и иных лиц, действующих от ее имени или в ее интересах, прямо или косвенно, лично или через какое- либо посредничество участвовать в коррупционных действиях вне зависимости от практики ведения бизнеса в той или иной стране.

Компания подчеркивает недопустимость коррупционных действий, включая проявления конфликта интересов как в отношении представителей государства, общественных формирований, частных компаний, политических деятелей и иных третьих лиц, так и в отношении работников компании посредством злоупотребления служебным положением с целью извлечения какой-либо личной выгоды. В случае возникновения вопросов в отношении правомерности своих действий и соответствия их требованиям антикоррупционной политики работнику следует проконсультироваться с непосредственным руководителем или должностным лицом, ответственным за соблюдение деловой этики.

Компания должна оставлять за собой право придавать гласности информацию о лицах, нарушивших требования применимого законодательства и антикоррупционной политики.

2. Неотвратимость наказания

Компания заявляет о непримиримом отношении к любым формам и проявлениям коррупционных действий на всех уровнях корпоративного управления, расследует все разумно обоснованные сообщения о нарушениях надлежащих процедур по противодействию вовлечению в коррупционную деятельность и привлекает к ответственности виновных, не взирая на их должности, стаж работы, статус в компании и иные взаимоотношения с ней в установленном применимым законодательством и локальными нормативными документами компании порядке.

Компания прикладывает все возможные разумные и законные усилия для максимально быстрого пресечения нарушений.

3. Законность

Компания строго соблюдает законодательство Российской Федерации и иных стран, нормы которых применимы к компании, и любое ее действие или бездействие, в том числе в области противодействия вовлечению в коррупционную деятельность, не противоречит нормам применимого законодательства.

4. Тон высшего руководства

Все высшие должностные лица Компании должны заявлять о непримиримом отношении к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, демонстрировать, реализовывать и соблюдать его на практике.

«Тон сверху» является одним из важнейших элементов создания антикоррупционной культуры комплаенс и вовлечения сотрудников сверху вниз в целях минимизации рисков коррупционных правонарушений и преступлений.

«Тон сверху» в компании - это:

  • - реализация функции антикоррупционного комплаенса;
  • - достаточность ресурсов (выделены на профессиональное обучение и расширение штата специалистов по комплаенс);
  • - поддержка антикоррупционных инициатив;
  • - создание антикоррупционной культуры;
  • - придание значимости антикоррупционной функции;
  • - внедрение антикоррупционного комплаенса на всех уровнях организации.
  • 5. Регулярная оценка рисков вовлечения в коррупционную деятельность

В настоящее время существует настоятельная необходимость разработки соответствующей системы по выявлению коррупционных рисков и их устранению .

Компания выявляет коррупционные риски, характерные для ее потенциально уязвимых бизнес-процессов, проводит их оценку и периодическую переоценку. При выявлении и оценке рисков Компания учитывает всю полноту доступной на момент проведения оценки и переоценки информации о деятельности и планах, в том числе инвестиционных и стратегических.

Коммерческая организация оценивает характер и степень воздействия потенциальных внешних и внутренних рисков взяточничества от имени лиц, связанных с ней.

Для одних коммерческих организаций этот принцип будет проявляться как часть общей оценки риска, проведенной в связи с бизнес-целями. Цель этого принципа заключается в оценке рисков, пропорционально размеру организации, структуре и характеру, масштабам и месту ее деятельности. Но какой бы подход не был принят, чем полнее понимание рисков, тем эффективнее будут усилия организации по предотвращению взяточничества.

Некоторые аспекты оценки риска включают процедуры, которые входят в общепринятое значение термина «должная осмотрительность».

6. Системность и соразмерность надлежащих процедур

Компания разрабатывает и внедряет систему надлежащих процедур по противодействию и предотвращению вовлечения в коррупционную деятельность. Процедуры должны быть максимально прозрачными, ясными, выполнимыми, отвечающими выявленным рискам.

7. Принцип должной осмотрительности

Компания осуществляет проверку контрагентов и кандидатов на работу перед принятием решения о начале или продолжении деловых отношений на предмет благонадежности указанных лиц, неприятия ими коррупции и отсутствия конфликта интересов.

8. Информирование и обучение

Компания публикует антикоррупционную политику в свободном доступе на своей веб-странице в сети «Интернет» и заявляет о неприятии коррупции.

Компания прилагает разумно возможные усилия по информированию и разъяснению принципов и норм применимого законодательства, Кодекса деловой этики, антикоррупционной политики и иных локальных нормативных документов в отношении противодействия вовлечению в коррупционную деятельность, включая ознакомление работников и контрагентов с основами противодействия коррупции.

9. Мониторинг и контроль

Компания осуществляет мониторинг внедренных процедур по противодействию вовлечению в коррупционную деятельность и контролирует их соблюдение. Комитет совета директоров по аудиту на периодической основе проводит независимую оценку состояния системы противодействия вовлечению в коррупционную деятельность, а также оценку соответствия деятельности компании нормам применимого законодательства и антикоррупционной политики. О результатах оценки Комитет совета директоров по аудиту сообщает акционерам в годовом отчете компании.

10. Совершенствование системы надлежащих процедур

Компания призывает своих работников и заинтересованных третьих лиц как можно раньше сообщать о своих подозрениях по поводу нарушений и о случаях несоблюдения положений антикоррупционной политики, а также предлагать меры по совершенствованию системы противодействия вовлечению в коррупционную деятельность.

Сообщения могут быть переданы следующими способами:

  • - по электронной почте в соответствии с программой оповещения о недостатках с сохранением анонимности;
  • - должностному лицу компании, занимающемуся вопросами безопасности и соблюдение деловой этики;
  • - своему непосредственному или вышестоящему начальнику.

Компания гарантирует конфиденциальность всем работникам и

иным лицам, сообщающим о нарушениях.

11. Отказ от ответных мер и санкций

Никакие санкции не могут быть применены к работнику Компании в случае:

  • - его отказа в даче или получении взятки, осуществлении коммерческого подкупа или оказании посредничества во взяточничестве, в том числе если в результате такого отказа у Компании возникли убытки, упущенная выгода, не были получены коммерческие и/или конкурентные преимущества, или
  • - его сообщения о предполагаемых нарушениях, фактах коррупции, иных злоупотреблениях или о недостаточной эффективности предпринимаемых контрольных процедур.

Если работник Компании или иное лицо предоставляет заведомо ложную информацию или пытается получить личную выгоду, противоречащую интересам Компании, то они могут быть привлечены к ответственности согласно законодательству и локальным нормативным документам Компании или его дочерних обществ.

Принципы противодействия взяточничеству (Принципы PACI) подготовлены рабочей группой, созданной организациями - членами Всемирного экономического форума (ВЭФ) в сотрудничестве с компанией TI и Базельским институтом управления, в 2004 г. Данный документ предназначен для компаний, желающих разработать собственные антикоррупционные программы и процедуры.

Следование Принципам PACI было и по сей день остается обещанием со стороны компаний нулевой терпимости к взяточничеству во всех его формах. Группа PACI - это специальная группа, которая контролирует соблюдение этических норм, стратегии и других корпоративных функций - создает безопасное пространство для участников рынка в реализации основных принципов, улучшает организацию и повышает эффективность бизнес-стандартов. Борьба с коррупцией во всех ее формах не только продвигает развитие и благополучие общества, но и делает бизнес сильнее, более устойчивым к риску.

Принципы PACI были пересмотрены и обновлены в 2013 г. и включают в себя шесть основных принципов, которые позволяют повысить прозрачность, осуществлять этичное ведение бизнеса. Это:

  • 1) выбор «тона сверху» через видимое и активное стремление руководства к нетерпимости к коррупции во всех ее формах;
  • 2) формирование внутренней готовности к «культуре» нулевой терпимости, что обеспечивает позитивную поддержку этического поведения;
  • 3) повышение транспарентности в рамках всей организации и в сфере взаимодействия с заинтересованными сторонами;
  • 4) соблюдение законодательства в юрисдикции, в которой осуществляется деятельность и ведется бизнес;
  • 5) поощрение бизнес-партнеров, использующих аналогичные этические нормы;
  • 6) поддержка коллектива по противодействию коррупции в определенных регионах или секторах экономики.

Чтобы воплотить эти принципы в конкретные действия, компаниям предписано не только взять на себя обязательства и организацию их реализации и текущей разработки эффективной антикоррупционной программы, но и, что более важно, активно продвигать глобальную антикоррупционную программу.

Анализ положений Федерального закона № 273-ФЗ, касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции и следовать основным принципам противодействия ей, и положений Интегрированной концепции построения системы внутреннего контроля COSO и Принципов PACI позволил заключить следующее:

  • - принципы противодействия коррупции, закрепленные в Федеральном законе и воспринятые Росатомом, касаются требований отечественного законодателя в сфере противодействия коррупции как критерий соответствующего контроля со стороны регуляторов России;
  • - Интегрированная концепция построения системы внутреннего контроля COSO требуют соблюдения антикоррупционных принципов в рамках международной системы антикоррупционных стандартов;
  • Partnering Against Corruption Initiative Global Principles for Countering Corruption.Application & General Terms of Partnership. World Economic Forum, May 2016. P. 12.

Просмотры: 4 826

Основы

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции».

Принципы

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Меры

Противодействие коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

  • антикоррупционное образование и воспитание;
  • антикоррупционная экспертиза правовых актов;
  • мониторинг коррупционных правонарушений и отдельных их видов;
  • принятие в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие государственных должностей, а также должностей государственной службы;
  • установление законодательных запретов для должностных лиц, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, прямо или косвенно вмешиваться в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций либо участвовать в их управлении, включая и запрет на определенный период на занятие должностей в коммерческих и некоммерческих организациях, чья деятельность прямо или косвенно была ранее связана с исполнением ими своих полномочий;
  • поощрение лиц, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, воинским и специальным званиям, классным чинам и иным знакам отличия;
  • развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, в том числе и на основе учета мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов);
  • создание механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов;
  • формирование законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование;
  • регламентация порядка работы государственных и муниципальных органов, органов местного самоуправления и организаций с физическими и юридическими лицами.

В соответствии с Федеральным законом и федеральным законодательством о прохождении государственной и муниципальной службы для лиц, претендующих на занятие должностей, указанных в части 1 статьи 2 закона, а также лиц, занимающих эти должности, устанавливаются ограничения и запреты, связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей. При этом они должны в письменном виде предупреждаться о необходимости соблюдения данных ограничений и запретов, а также мерах ответственности в случае их невыполнения.

Статья 2 . Субъекты коррупционных правонарушений (проступков)

1. За совершение коррупционных правонарушений (проступков) несут ответственность:

1) все лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, указанные в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации;

2) лица, состоящие на государственных должностях и занимающие высшую, главную, ведущую или старшую должности в соответствии с установленным Перечнем государственных должностей федеральной государственной службы;

3) лица, занимающие высшую, главную, ведущую или старшую должности в соответствии с перечнями и реестрами должностей государственной службы субъектов Российской Федерации;

4) лица, занимающие должности, предусмотренные Уставом муниципального образования;

5) служащие Центрального банка Российской Федерации, его учреждений и представительств, а равно государственных внебюджетных и пенсионных фондов;

6) должностные лица органов государственных контроля и надзора;

7) должностные лица и иные служащие межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется статус государственных служащих;

8) должностные лица и иные сотрудники международных организаций из числа граждан Российской Федерации;

9) лица, не включенные в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы, имеющие специальные, воинские звания и классные чины и выполняющие свои функции в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

10) мировые судьи;

11) лица, исполняющие обязанности арбитражных и присяжных заседателей.

2. К иным лицам, приравненным к субъектам коррупционных правонарушений (проступков) указанным в части 1 настоящей статьи, относятся:

1) представители Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными обществами («золотой акции») и в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности;

2) руководители коммерческих и некоммерческих организаций (в том числе политических партий и общественных объединений), выполняющие управленческие функции;

3) арбитражные управляющие;

4) аудиторы;

5) профессиональные оценщики;

6) нотариусы;

7) адвокаты;

8) эксперты, допущенные к проведению экспертизы по гражданским, уголовным и иным делам;

9) лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве кандидатов в законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо в органы местного самоуправления;

10) лица, на которых возложены функции внутреннего контроля за деятельностью сотрудников кредитных учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лиц, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг.

Субъектам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, запрещается принятие в связи со своим официальным статусом, связанными с ним авторитетом и возможностями не предусмотренных законодательством материальных, нематериальных благ и преимуществ от государственных и муниципальных органов, организаций, а также от иных некоммерческих и коммерческих организаций, в которых указанные лица не выполняют соответствующие функции, а также от физических лиц, в том числе:

1) принятие от физических и юридических лиц подарков, услуг, денежного вознаграждения, ссуды, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений в связи со своим официальным статусом, связанными с ним авторитетом и возможностями, в том числе в течение трех лет после прекращения исполнения соответствующих полномочий, ухода на пенсию, за исключением подарков, имеющих символическое значение и полученных при проведении протокольных мероприятий;

2) получение гонораров за официальные публикации и выступления, в качестве должностного лица с использованием информации, которая могла быть получена только в процессе исполнения служебных полномочий;

3) принятие приглашений в поездки по стране и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет российских и иностранных физических и юридических лиц, за исключением поездок:

по приглашению близких родственников за их счет;

осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти Российской Федерации и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;

осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств соответствующих общественных объединений и фондов, в том числе поездок в рамках уставной деятельности общественных объединений по приглашениям их иностранных партнеров;

4) использование преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества, а также иных, вытекающих из официального статуса, связанных с ним авторитета и возможностей.

3. Денежные средства, поступившие на банковский счет лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение пункта 4 части 1 настоящей статьи, подлежат в трехдневный срок после их обнаружения перечислению на специальный счет органам государственного казначейства с представлением письменного объяснения об обстоятельствах поступления таких средств.

4. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, и иной творческой деятельности, но такая деятельность не должна наносить ущерб государственной службе, выполняемым служебным обязанностям и использоваться как средство подкупа или необоснованного обогащения этих лиц.

5. Лицам, указанным в части 1 настоящей статьи и являющимся должностными лицами, запрещается лично заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью вне возложенных на них законом функций, как путем голосования самостоятельно или через представителя посредством принадлежащих им акций (паев, долей участия), так и путем принятия решений в составе органов управления организациями всех форм собственности. Указанные должностные лица в течение месяца после вступления в должность или иного начала выполнения государственных функций обязаны передать в установленном законом порядке в доверительное управление на время выполнения этих функций принадлежащие им ценные бумаги, вклады в предприятия, иное имущество если их использование влечет получение доходов, и немедленно письменно уведомить об этом налоговые органы по месту жительства.

6. Члены семьи лица, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не вправе принимать приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет иностранных физических и юридических лиц, физических и юридических лиц Российской Федерации, с которыми указанное лицо связано по службе или в связи с исполнением иных официальных обязанностей.

Нормативно-правовые акты

1. Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН//Бюллетень международных договоров. 2006. №10. С. 7-54.

2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Российская газета», N 7, 21.01.2009

3. Уголовный кодекс РФ 1996 года(в ред. от 01.12.2012) // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954 (от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ)

4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции// Российская газета,26 ноября 2011 г.

5. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»//Собрание законодательства РФ. 2009. N 7.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»(в ред. от 29 декабря 2012 года) // СЗ РФ, 25.12.2008 года, №273

7. Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции// Электронный ресурс http://www.pravo.gov.ru

Вконтакте

Как установлено в федеральном законе от 25 декабря 2008г. N273-ФЗ
«О противодействии коррупции» - противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочии.

Основными принципами противодействия коррупции являются:

1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина устанавливаются Конституцией Российской Федерации в качестве обязанности государства. Это означает, что данное отношение к правам и свободам человека должно быть присуще любой государственной деятельности, в том числе по противодействию коррупции.

2. Законность как принцип противодействия коррупции имеет несколько проявлений.
Во-первых, это придание "законной" юридической формы предписаниям, направленным на противодействие коррупции. Нормы права, определяющие то или иное поведение как коррупционное, устанавливающие запреты, ограничения, обязанности, должны содержаться в нормативных правовых актах определенных формы и уровня.
Во-вторых, должностные лица, осуществляющие борьбу с коррупцией (пресечение, раскрытие, расследование, предупреждение коррупционных правонарушений), должны обладать полномочиями (компетенцией) на осуществление данной деятельности.
В-третьих, привлечение к юридической ответственности за нарушение норм о противодействии коррупции должно отвечать закрепленным в действующем законодательстве правилам привлечения к ответственности. При этом права и интересы привлекаемых лиц должны быть в полной мере соблюдены.

3. Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Данный принцип в сфере противодействия коррупции должен найти отражение в двух аспектах.
Во-первых, публичность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления выражается в публичном характере государственного преследования за коррупционные правонарушения.
Во-вторых, открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления показывает степень общественного контроля за государственным аппаратом, степень соучастия членов гражданского общества в решении государственных и муниципальных дел.

4.Неотвратимость ответственности это и есть максимальная вероятность привлечения к ответственности . Данный показатель обеспечивается в первую очередь работой правоохранительных органов, в ведении которых находится расследование коррупционных правонарушений. Важную роль здесь играет подготовка высококвалифицированных профессиональных кадров, способных справляться с поставленными задачами.

5.Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
Коррупция представляет собой определенную степень социального заболевания всего общественного организма, выражающуюся в незаконном перераспределении материальных благ с использованием своего служебного положения. Решение данной проблемы в значительной степени лежит в русле создания такой системы распределения материальных благ, которая в глазах общества выглядит экономически эффективной и социально оправданной. Решение данной задачи требует включения всех мер социального воздействия - от правовых до информационно-пропагандистских.

6.Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции ориентирует на организацию повседневной работы в нормальном режиме,воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих.
Этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов,которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и подталкивать их к произвольному правоприменению. Важную роль в реализации этого принципа играет на само общество.
7.Сотрудничество.
Данный принцип предполагает
-высокий уровень развития демократических институтов
-подлинный плюрализм мнений
-свободу и независимость прессы
-реальную прозрачность действий власти и ее подконтрольность институтам гражданского общества.
Только при объединении усилий общества и государства, направленных на реализацию указных принципов противодействии, коррупции возможно добиться желаемого результата в этой сфере.

Статья подготовлена студентом 4 курса ФГБОУ «Российская Академия Правосудия» Корнаевым С.С. под руководством главного специалиста-эксперта отдела законодательства Управления Министерства юстиции России по Республике Алтай Кайгасовой О.П.

Ответ студента (01.03.2015)

Основные принципы противодействия коррупции. Понятие коррупции по ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, коррупция: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица; Понятие коррупции очень многогранно, тем точнее надо разделить ее по видовым признакам для того, что бы легче было понимать, с чем и как бороться. Коррупцию можно разделить, по субъектному составу на: - высшую коррупцию, которая охватывает политиков, государственных чиновников федерального уровня и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне: в Правительстве РФ, Федеральном Собрании РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, Верховном Суде РФ и иных федеральных органах, а также на уровне субъекта РФ. Данный вид коррупции охватывает высшее чиновничество и сопряжен с принятием решений, имеющих высокую цену – это принятие законов, изменение формы собственности (приватизация), государственные заказы, контракты, выдачи лицензий на использование недр и т.д. На этом уровне происходит и политический протекционизм, и клиентизм, и непотизм, и лоббизм, и подкуп избирателей, и проведение «грязных» выборных компаний; - низовую коррупцию, происходящую при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления; - особую коррупцию, проявляющееся в негосударственных организациях, сотрудники которых (коммерческих или некоммерческих) также могут распоряжаться не принадлежащими им материальными средствами для личной выгоды, т.е. они совершают действия, нарушающие интересы представляемых организаций, в пользу третьих лиц, или организаций, получающих от этого свои выгоды. Например, получение кредитных средств под несуществующие инновационные проекты с последующим исчезновением, как денег, так и людей, получающих их. По объекту воздействия: - коррупция в органах законодательной власти, которая проявляется в форме взяточничества для принятия нужного решения, лоббизма, протекционизма, назначения на должности "нужных людей" или родственников в иные органы государства. Вред от этого вида коррупционного проявления огромен, так как создаваемые и изменяемые правовые нормы отражают не общегосударственные интересы, а узко корпоративные и корыстные, что приводит к социальному неравенству, политической апатии населения и недоверию последнего в демократические ценности; - коррупция в органах исполнительной власти, особенностью которой является неправомерная деятельность при исполнении чиновниками своих служебных полномочий при реализации управленческих решений. Сюда входит: подкуп, хищения, взяточничество, злоупотребления служебным положением, лоббизм, протекционизм, предоставление служебной информации и др.; - коррупция в судебных органах, влекущая за собой тяжкие последствия "не наказания" виновных, разрешение дел, исходя из "телефонного права", и проявляющаяся, главным образом, во взяточничестве и подкупе. - коррупция в органах местного самоуправления, которая во многом повторяет коррупцию в органах исполнительной и законодательной власти и характеризуется "меньшим размахом" коррупционных правонарушений; - коррупция в коммерческих и некоммерческих организациях, которая еще требует серьезного осмысления в российском праве. По характеру воздействия на регулируемые отношения: - уголовно наказуемые преступления; - гражданско – правовые нарушения; - административные и дисциплинарные проступки; - злоупотребления публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам, переход на руководящие должности в коммерческие и некоммерческие организации и т.п. По своему охвату (размерам): - региональная, действующая в определенном регионе и зависящая от многих факторов. - национальную, действующую в рамках одной страны, одной системы права; - межнациональную (международную), охватывающую своим действием несколько государств. Основные принципы противодействия коррупции Как установлено в ФЗ «О противодействии коррупции» - противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочии. Основными принципами противодействия коррупции являются: 1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина устанавливаются Конституцией Российской Федерации в качестве обязанности государства. Это означает, что данное отношение к правам и свободам человека должно быть присуще любой государственной деятельности, в том числе по противодействию коррупции. 2. Законность как принцип противодействия коррупции имеет несколько проявлений. Во-первых, это придание "законной" юридической формы предписаниям, направленным на противодействие коррупции. Нормы права, определяющие то или иное поведение как коррупционное, устанавливающие запреты, ограничения, обязанности, должны содержаться в нормативных правовых актах определенных формы и уровня. Во-вторых, должностные лица, осуществляющие борьбу с коррупцией (пресечение, раскрытие, расследование, предупреждение коррупционных правонарушений), должны обладать полномочиями (компетенцией) на осуществление данной деятельности. В-третьих, привлечение к юридической ответственности за нарушение норм о противодействии коррупции должно отвечать закрепленным в действующем законодательстве правилам привлечения к ответственности. При этом права и интересы привлекаемых лиц должны быть в полной мере соблюдены. 3. Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Данный принцип в сфере противодействия коррупции должен найти отражение в двух аспектах. Во-первых, публичность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления выражается в публичном характере государственного преследования за коррупционные правонарушения. Во-вторых, открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления показывает степень общественного контроля за государственным аппаратом, степень соучастия членов гражданского общества в решении государственных и муниципальных дел. 4.Неотвратимость ответственности это и есть максимальная вероятность привлечения к ответственности. Данный показатель обеспечивается в первую очередь работой правоохранительных органов, в ведении которых находится расследование коррупционных правонарушений. Важную роль здесь играет подготовка высококвалифицированных профессиональных кадров, способных справляться с поставленными задачами. 5.Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер. Коррупция представляет собой определенную степень социального заболевания всего общественного организма, выражающуюся в незаконном перераспределении материальных благ с использованием своего служебного положения. Решение данной проблемы в значительной степени лежит в русле создания такой системы распределения материальных благ, которая в глазах общества выглядит экономически эффективной и социально оправданной. Решение данной задачи требует включения всех мер социального воздействия - от правовых до информационно-пропагандистских. 6. Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции ориентирует на организацию повседневной работы в нормальном режиме, воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих. Этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов,которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и подталкивать их к произвольному правоприменению. Важную роль в реализации этого принципа играет на само общество. 7.Сотрудничество. Данный принцип предполагает -высокий уровень развития демократических институтов -подлинный плюрализм мнений -свободу и независимость прессы -реальную прозрачность действий власти и ее подконтрольность институтам гражданского общества. Только при объединении усилий общества и государства, направленных на реализацию указных принципов противодействии, коррупции возможно добиться желаемого результата в этой сфере.

Ответ студента (08.08.2015)

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение, защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Ответ студента (14.09.2015)

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: - по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); - по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); - по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: - признание, обеспечение, защита основных прав и свобод человека и гражданина; - законность; - публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; - неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; - комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; - приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; - сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечение независимости средств массовой информации; совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом; усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям; оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

В данной статье будет изучен вопрос - какими являются основные принципы противодействия коррупции. Данный термин - коррупция - трактуется как злоупотребление служебным положением, передача или получение взятки. Известно, что коррупция препятствует развитию гражданского общества и общему экономическому росту государства.

Если мы ликвидируем государство, мы ликвидируем коррупцию (Гэри Стэнли Беккер)

Что такое коррупция?

Термин corrumpere появился в учениях права Древнего Рима и обозначался как "ломать", "подкупать" или "разрушать". Изначально слово применялось в судебной практике для обозначения правонарушений в ходе подкупа судей и передачи им взяток. Оно было образовано из следующих латинских слов:

  • correi - несколько лиц, участвующих в каком-либо судебном или общественном процессе;
  • rumpere - отменять, ломать, разрушать.

В итоге был сформирован отдельный термин, который означал действие двух или более лиц, которые препятствовали судебным или иным процессам.

Как сейчас определяется коррупция в международном законодательстве? В соответствии с документом ООН, учреждающим методы борьбы с данным социальным явлением, коррупция представляет собой злоупотребление государственной властью для получения выгоды в собственных интересах.

Определение в законодательстве России, в принципе, с этим довольно идентично. Под коррупцией понимаются дача и получение взятки, подкуп, злоупотребление служащими своими полномочиями, служебным положением и другие противоправные действия против интересов страны и граждан в частности. Взятки могут быть различной формы - деньги, ценности, имущество, услуги, приобретение или передача каких-либо прав как для себя, так и для третьих лиц - в общем, все, что осуществляется для приобретения неправомерной выгоды. Законом "О противодействии коррупции" предусмотрено, что коррупция может осуществляться как физическими лицами, так и от имени предприятий - юридических лиц.

Какой норматив регламентирует, что относится к принципам противодействия коррупции в Российской Федерации? Прежде всего это закон №273-ФЗ, который так и называется «О противодействии коррупции».

В нем установлены правовые основы по предотвращению коррупции, а также вопросы по ее организации. Главной задачей нормативного документа является ликвидация и/или минимизация последствий от данных правонарушений, а также их предупреждение. Так, в соответствии с законодательным актом, противодействие коррупции - это деятельность, которая осуществляется для:

  • профилактики - выявления возможных причин, их устранения;
  • борьбы с коррупцией - выявление уже совершенных правонарушений, их пресечение, расследование;
  • ликвидации последствий или их минимизация от произведенных правонарушений.

Вышеперечисленные меры осуществляются государственными учреждениями на различных уровнях хозяйствования: федеральном, региональном уровне, учреждениями местного самоуправления, иными предприятиями, а также гражданами, действующими в пределах своих полномочий.

Также ответственность за деяния коррупционного характера находит отражение в международных конвенциях, например, конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, принятой в Страсбурге (Франция) в 1999 году. Также к таким международным нормативам относят конвенцию ООН и конвенцию о борьбе с дачей взяток иностранным должностным лицам от 21.11.1997. Правда, последний документ распространяется только на страны, включенные в Организацию экономического сотрудничества и развития, в составе которой России пока нет.

Принципы противодействия коррупции в РФ учитываются в Конституции - основном законе страны, а также в кодексах - уголовном, административном и трудовом.

Для гражданских служащих действует указ президента от 12.08.2002, №885, регламентирующий общие принципы их поведения в государственных учреждениях. Кроме того, работники государственной службы в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом этики и служебного поведения. Это свод, в котором, помимо других аспектов, устанавливаются правила для профилактики коррупционных факторов в их служебной деятельности в органах государственного управления.

В нормативах судебной отрасли можно выделить постановление Пленума Верховного суда РФ №19 от 16.10.2009, в котором отражена судебная практика дел коррупционного характера и превышения служебных полномочий.

Основные принципы

Противодействие коррупции основывается на следующих принципах - специальных и общих. Они указаны в законе 273-ФЗ о деятельности по ликвидации и предупреждению коррупции.

Какие принципы против коррупции имеют общее правовое значение? К ним относят основополагающие, базовые положения права, например, принцип законности, публичности и открытости деятельности государственных органов, наличия ответственности за коррупционные деяния, конституционно-закрепленный принцип - обеспечение и защита прав и свобод людей и граждан.

Что касается специальных правил, относящихся именно к противодействию коррупционной деятельности, - это принцип комплексного подхода правовых, социальных, экономических, политических и других мер; принцип использования мер по предупреждению коррупции как приоритетного метода; взаимодействие государственных органов и институтов гражданского общества (политических партий, профсоюзов, объединений и прочих); взаимодействие государственных органов с международными предприятиями и отдельными физическими лицами.

Вышеуказанные принципы представлены в статье 3 федерального закона. Данные положения имеют фундаментальное значение в общей системе мер против коррупции в стране. Законом только декларированы положения, однако их содержание не конкретизируется. В этой связи рассмотрим каждый из принципов поподробнее.

Принцип признания и обеспечения гарантий прав и свобод

Эти правила установлены в статье 2 и во второй главе статьи 17-64 российской Конституции. Они имеют основополагающее значение среди обязательств и гарантий государства перед человеком и гражданином. Принципы соблюдения прав и свобод должны учитываться в любой деятельности государственного управления, соответственно, и в отрасли противодействия коррупционными нарушениями тоже.

В ходе осуществления мер против коррупции государство должно обеспечить равные условия для лиц, подвергающихся воздействию данных мер, независимо от их пола, возраста, происхождения, национальности, идеологии/убеждений, имущественного положения, должности и других критериев.

Принцип законности

В чем отражено данное правило? Прежде всего этот принцип подразумевает определенную юридическую форму для предписаний против коррупции. В нормативных актах определяются нормы поведения, которые считаются коррупционными, и устанавливаются соответствующие ограничения или обязанности.

Правовые документы могут быть различного вида, содержания и распространять свое действие по разным уровням. Например, на государственном уровне это законы, указы президента, постановления правительства и прочее. На международном уровне - это конвенция ООН против коррупции и прочие конвенции. На уровне региона - это законы субъекта, указы глав и губернаторов, распоряжения.

Помимо прочего, на каждом государственном предприятии также утверждаются нормативные правовые документы, в которых отражается их антикоррупционная политика, создаются стандарты поведения работников и созываются специальные комиссии.

Принцип законности закрепляется в том, что должностные лица, реализующие деятельность по ликвидации, прогнозированию или пресечению коррупции, должны иметь на это соответствующие компетенции и полномочия.

И наконец, законность выражается в привлечение к ответственности, закрепленной в нормативных законодательных актах. Однако права и интересы граждан при этом должны быть соблюдены в полном объеме.

Принцип открытости деятельности государственных и региональных учреждений

К основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации также относится прозрачность и публичность учреждений в сфере государственного и муниципального управления. Можно выделить два аспекта отражения этих положений:

  1. Степень открытости деятельности организаций по пресечению коррупции выражается в уровне участия граждан в решении данных вопросов, а также в уровне контроля и мониторинга общественности за государственным аппаратом, в частности, за их деятельностью по борьбе с коррупционного характера факторами.
  2. Публичный характер деятельности государственных или региональных учреждений отражается в степени общественной огласки за нарушения законодательства в сфере коррупции, степени их публичности.

Принцип неотвратимости ответственности за коррупционные нарушения

Как измерить степень исполнения этого принципа противодействия коррупции в Российской Федерации? Показатель отражается прежде всего в деятельности прокуратуры, министерства юстиции РФ и других правоохранительных органов, уполномоченных и проводящих расследования коррупционных правонарушений.

Одним из главных аспектов для исполнения данного принципа на должном уровне является подготовка высококвалифицированного персонала. Они должны быть способны выполнять задачи по выявлению, раскрытию, пресечению и профилактике коррупционных правонарушений, несмотря на то что данные нарушения являются весьма латентными.

Принцип комплексного подхода, включающего информационные, политические, экономические и иные меры

Коррупция как некое социальное заболевание наносит ущерб всей организации общественных отношений. Она выражается прежде всего в перераспределении материальных ресурсов, превышении полномочий, установленных должностным регламентом.

Одним из решений данной проблемы является образование государственного устройства, в котором перераспределение средств является справедливым и эффективным с точки зрения общества. Данная задача требует привлечения и соучастия всех отраслей, влияющих на социальные аспекты: от нормативно-правовых до информационных и публицистических.

Принцип приоритета мер, направленных на предупреждение и профилактику деяний коррупционного характера

К данному принципу относятся все ежедневные методы работы, при которых в обществе воспитывается нетерпимость к проявлениям коррупции. Данные меры направлены также на повышение престижа государственной службы, создание условий их стабильной работы, обучение новых поколений сотрудников на гражданской службе.

Положения по предупреждению коррупции являются базой для создания нормативных документов о гражданской службе. Законы, положения и иные нормативные источники в отрасли государственного и муниципального управления не должны иметь коррупционные "наводки" и побуждать гражданских служащих к произвольным правовым решениям. Выполнение данного принципа противодействия коррупции влияет также на менталитет общества и граждан, их отношение к институтам власти.

Принцип взаимодействия государственных учреждений с общественными и международными институтами, физическими лицами

Этот принцип подразумевает развитие институтов гражданского общества, таких как общественные объединения, сообщества, профсоюзные комитеты и прочие. В государстве должны учитываться принципы демократии, деятельность органов государственной власти обязана быть прозрачной и открытой для мониторинга и контроля общественных институтов, также в стране должны обеспечиваться свободы граждан в виде партийного плюрализма.

Какие меры необходимо принять для этого? Государственным учреждениям нужно создавать условия правового воспитания, а также привлекать внимание общества к любым нарушениям коррупционного характера. Также продуктивным может быть развитие международного сотрудничества (как двустороннее, так и в организациях нескольких стран) по вопросам деятельности против подкупа в международных сделках. Необходимо учитывать реализацию программ по ликвидации данных правонарушений в странах, которые их наиболее успешно применяют.

Принцип научности и оперативности

Данные принципы противодействия коррупции в российском законодательстве не закреплены, однако их также можно упомянуть.

Научность представляет собой некий мониторинг коррупционных факторов в общем по стране и по отдельным регионам. Данные исследования должны проводиться на законодательном уровне и наиболее компетентными специалистами. Мониторинг проводится для выявления степени "зараженности" коррупцией, чтобы затем разработать, скорректировать и реализовывать предупредительные профилактические программы и мероприятия по ликвидации взяточничества.

Оперативность же отражается в своевременности реагирования государственных структур на сигналы или некие прогнозы по выявлению коррупционных факторов, повышая тем самым эффективность предупредительных и ликвидационных мер.

Вывод

В данной статье было рассмотрено, что относится к основным принципам противодействия коррупции. Можно отметить, что действия по борьбе против такого социального явления, как коррупция, должны проводиться во всех сферах жизнедеятельности общества.

Прежде всего ответственность за реализацию антикоррупционной политики несут государственные служащие, выполняющие функции исполнительных, представительных и судебных органов власти. Немаловажная роль в ликвидации и предупреждении коррупционных факторов предоставляется и гражданскому обществу страны. Так, получить реальный результат в сфере борьбы с коррупцией можно, лишь объединив усилия общественных организаций и государственных, административных органов.



Просмотров