Уголовно-правовые признаки контрабанды. Что такое контрабанда? Контрабанда уголовное право

Объективная сторона контрабанды заключается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров либо указанных в ст.188 УК РФ иных предметов и веществ при наличии хотя бы одного из указанных в данной статье признаков.

Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками:

Деяние - перемещение предметов или товаров контрабандой через таможенную границу;

Место совершения преступления - таможенная граница Российской Федерации;

Способ перемещения - сокрытие от таможенного контроля предмета контрабанды, обманное использование документов, недекларирование или недостоверное декларирование.

Под перемещением предметов контрабанды, совершенным помимо таможенного контроля, понимается их транспортировка вне определенных таможенными учреждениями Российской Федерации мест - таможен, таможенных постов.

Понятие «перемещение» содержится в п.5 ст.18 ТК РФ. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов - это совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи.

Под перемещением товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля понимается их перемещение, осуществляемое вне определенных таможенными органами России мест или вне установленного времени производства таможенного оформления. Если же перемещение товаров встречается с сокрытием от таможенного контроля, то оно значит использование тайников, либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или же придание одним товарам вида других.

В случаях, когда таможенному органу Российской Федерации в качестве документов, необходимых для таможенных целей, предоставляются документы поддельные, недействительные, полученные незаконным путем и содержащие недостоверные сведения, происходит перемещение товаров, совершенное обманным путем.

Перемещение товаров, которое сопряжено с недекларированием или же недостоверным декларированием, значит незаявление по установленной письменной, устной или же иной форме достоверных сведений, либо заявлений недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Контрабанда - преступление с формальным составом. Оно считается оконченным с момента перемещения товаров или других предметов через таможенную границу. Все основные признаки указаны в законе.

С субъективной стороны контрабанда предполагает наличие вины в форме прямого умысла, т.е. субъективная сторона - прямой умысел.

Контрабанда как состав преступления - деяние, совершаемое только посредством активных целенаправленных действий. Тем самым способ совершения данного противоправного деяния приобретает значение обязательного признака ее объективной стороны.

Лицо сознает, что незаконно перемещает через таможенную границу товары или иные предметы в крупном размере, и желает совершить эти действия.

При этом сознание виновного охватывает и противоправный способ вывоза или ввоза контрабанды.

Например, при контрабанде товаров с сокрытием их от таможенного контроля лицо сознает, что незаконно перемещает через таможенную границу те или иные товары и использует для этого тайник, затрудняющий их обнаружение, или придает одним товарам вид других и желает переместить через таможенную границу товары таким путем.

К тому же, для состава контрабанды совершенно не имеет значения, чем было обусловлено желание виновного незаконно переместить товары или иные предметы через таможенную границу Российской Федерации.

Мотивами преступления могут быть различные побуждения - корысть, ложно понятые интересы службы и др.

Субъектом контрабанды являются вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет. Юридические лица не попадают в эту категорию, что можно рассматривать как пробел в законодательстве, т.к. в последнее время крупные партии контрабандного товара (например, наркотические средства) отправляются под видом законного груза или сокрытые в нем в адрес специально созданных или уже существующих фирм и корпораций.

В ст.188 УК РФ установлена дифференцированная уголовная ответственность в зависимости от предмета контрабанды.

Ч.2 ст.188 УК РФ устанавливает повышенную ответственность за перемещение предметов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и других веществ, вооружения, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения и т.п. Не раскрывая содержания каждого из перечисленных предметов контрабанды, остановимся лишь на наиболее значимых из них.

К наркотическим средствам относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.

Психотропные вещества - это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации и содержащихся в Списках 1-4 Венской конвенции о психотропных веществах 1971 г., вещества, относящиеся к галлюциногенам, стимулирующим и успокаивающим средствам, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ.

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681.

По смыслу уголовного закона признаки контрабанды усматриваются при незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ и, в том числе, в небольших размерах.

Ядовитыми и отравляющими считаются вещества, которые при их употреблении даже в небольших дозах могут вызвать смерть человека или наступление тяжких последствий для его здоровья. Они включены в список № 2 ядовитых веществ и веществ вышеуказанной Таблицы (например, мышьяк, ртуть, фенол, цианистый калий и др.).

Уголовная ответственность за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта наступает по ст.234 УК РФ.

Радиоактивные вещества - это соединения естественного или искусственного происхождения, содержащие элементы, способные выделять энергию в виде особых лучей, поражающих живые организмы, в том числе человека. Их незаконный оборот регламентируется ст.220 УК РФ.

Радиационные источники - подвергшееся облучению оборудование, строительный материал, сырье и т.п..

Ядерные материалы - это материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, в частности, цезий - 137, плутоний, уран - 233 и др.

Оружие массового поражения - это такое оружие, которое действует путем взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого оружия.

Средства его доставки - различные виды транспортных средств особого назначения, специально приспособленные для доставки на далекие расстояния оружия массового поражения.

Материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники - это сырье, лабораторное и промышленное оборудование, технологии, которые могут быть использованы для разработки, изготовления и испытания оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения и иной военной техники. Эти предметы включены в различные перечни и их экспорт осуществляется в соответствии с особым порядком согласно положениям, утверждаемым Правительством Российской Федерации. В их число входят материалы, оборудование и технологии, которые имеет мирное назначение, но могут быть использованы при создании того или иного вида ядерного, химического оружия, а также ракетной техники как специфического средства его доставки.

Под стратегически важными сырьевыми товарами понимаются товары, указанные в специальных перечнях или приложениях, утверждаемых российским правительством, в том числе: ценные породы рыб, дикие животные, лекарственное сырье растительного и животного происхождения, драгоценные камни и металлы, природный газ, электроэнергия, сырая нефть, прокат цветных металлов, некоторые виды товаров и технологий двойного назначения и т.д..

Наиболее широким является понятие культурных ценностей, к которым можно отнести ценности, составляющие достояние народов России: художественные произведения, памятники истории, документы и т.п. Сюда, в частности, входят: предметы, относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей; предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; картины и рисунки; художественно оформленные предметы культового назначения; старинные книги, редкие рукописи и документальные памятники; старинные монеты, ордена и медали; редкие коллекции и образцы флоры и фауны и пр. Ответственность за их невозвращение на территорию Российской Федерации предусмотрена ст.190 УК РФ.

Перемещение через таможенную границу любым способом перечисленных в ч.2 товаров образует контрабанду независимо от их стоимости.

Квалифицирующими признаками контрабанды являются:

Совершение преступления неоднократно (два или более раза);

Лицо не было освобождено от уголовной ответственности

Судимость не была снята или погашена;

Совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения (должностные лица таможенных органов, специалисты по таможенному оформлению, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства);

Совершение контрабанды с применением физического или психического насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Особо квалифицирующей признается контрабанда, совершенная организованной группой - устойчивой сплоченной группой лиц, специально организовавшихся для занятия контрабандой.

Согласно примечанию к ст.169 УК РФ применительно к ст.188 УК РФ крупным размером признается стоимость в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей. Пороговое значение крупного размера было увеличено Федеральным законом от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 09.04.2010 года. При перемещении через границу незаконным путём товаров, стоимость которых составит менее полутора миллионов рублей, такое деяние не будет признано преступлением, но будет являться административным правонарушением.

Среди тенденций контрабандной деятельности на современном этапе следует отметить:

Тесное взаимодействие международных и российских мафиозных структур;

Стремление преступных элементов действовать не только в экспортно-импортных операциях, но и завладеть контролем над объектами государственного сектора экономики;

Активизация деятельности международной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, незаконного оборота через границу оружия и боеприпасов;

Появление нового вида контрабандного товара - людей, что ведет к увеличению потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию России, попыткам оседания части из них в пограничных регионах нашей страны и экономического освоения российской территории.

___________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 157, кн. 6 Гуманитарные науки

ВИДЫ КОНТРАБАНДЫ

М.В. Талан

Аннотация

В статье показано развитие состава контрабанды в зависимости от изменений экономической политики государства и таможенного законодательства. Выделены виды контрабанды по действующему уголовному праву России. Определён момент окончания контрабанды. Кроме того, намечены направления совершенствования уголовного законодательства об ответственности за таможенные преступления.

Ключевые слова: контрабанда, таможенные платежи, таможенное законодательство, незаконное перемещение, таможенная граница, таможенные преступления.

Контрабанда относится к одному из тех преступлений, которые появились в законодательстве очень давно и претерпели многочисленные изменения по форме, но не по существу. За годы существования состава контрабанды его сущность сводилась к незаконному перемещению через границу определённых предметов. В зависимости от особенностей экономической и связанной с ней уголовно-правовой политики менялся круг предметов, за перемещение которых устанавливалась уголовная ответственность. Менялось и само понимание границы как конструктивного признака состава преступления.

В советские годы речь шла о незаконном перемещении через государственную границу, затем через таможенную границу РФ, а в новых видах контрабанды - через таможенную границу Таможенного союза.

В Уголовном кодексе РФ, принятом 13 июня 1996 г. (далее - УК РФ), основным таможенным преступлением являлась контрабанда, предусмотренная ст. 188 УК РФ.

Статья 188 УК РФ объединяла два состава преступления, ранее находящихся в разных статьях: ст.78 и ст. 1691 УК РСФСР. Способы совершения этих деяний были одинаковы, однако существенно отличающиеся предметы контрабанды позволяли говорить о разных объектах посягательства преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 188 УК РФ.

Часть 1 ст. 188 УК РФ устанавливала ответственность за перемещение в крупном размере через таможенную границу предметов, не указанных в ч. 2 ст. 188:

1) совершённое помимо или с сокрытием от таможенного контроля;

2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;

3) сопряжённое с недекларированием или с недостоверным декларированием.

ВИДЫ КОНТРАБАНДЫ

В части 2 ст. 188 УК РФ предметом контрабанды выступали предметы, ограниченные в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота (оружие, наркотики, стратегически важные сырьевые ресурсы и др.).

Федеральным законом РФ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ ст. 188 была исключена из УК РФ. Этим же законом было предусмотрено фактически два специальных вида контрабанды, отличающиеся предметами. При этом новые статьи помещены законодателем в разные главы Уголовного кодекса, так как речь идёт о разных объектах посягательства - общественной безопасности и общественной нравственности. Это ст. 2261 УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» и ст. 2291 УК РФ «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ».

Исследователи контрабанды связывают появление новых специальных видов контрабанды с особенностями современной уголовно-правовой политики. Это наглядно прослеживается при характеристике ещё одного вида контрабанды, появившегося в связи с принятием Федерального закона РФ от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ, которым была введена ст. 2001 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».

«Конечной целью принятия указанного закона, - считает М.Н. Урда, - является повышение эффективности борьбы с легализацией денежных средств, добытых преступным путём, в том числе посредством обеспечения контроля за трансграничным перемещением наличных денежных средств» . Н.А. Лопашенко справедливо указывает, что место этой новой ст. 2001 внутри главы 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» объяснить невозможно . Ранее исключённая ст. 200 УК РФ называлась «Обман потребителей». Естественно, более логичным представляется подход, при котором новый вид контрабанды появился бы в УК РФ под видом ст. 1881.

Новая норма вызывает вопросы с точки зрения определения предмета преступления - «денежных инструментов». Понятие денежных инструментов раскрывается в п. 5 примечания к ст. 2001 УК РФ. Это дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата. Данное определение соответствует таможенному законодательству, но не идентично понятию, используемому в сходной административно-правовой норме ст. 16.4

М.В. ТАЛАН

КоАП РФ, также посвящённой финансовой контрабанде. В связи с этим А.А. Князьков отмечает, что законодателем «допущен очередной технический сбой и в целях обеспечения единства терминологии, гармонизации уголовноправовых и административно-правовых норм в качестве родового следует использовать понятие денежные инструменты, в которое необходимо включить наличные денежные средства и (или) ценные бумаги, удостоверяющие обязательство элемента (должника) по выплате денежных средств» .

С одной стороны, понятен подход законодателя, стремящегося дифференцировать уголовную ответственность за разные виды контрабанды, отличающиеся по предмету. С другой стороны, этот подход реализован не до конца. Так, ст. 2261 УК РФ в качестве предмета контрабанды называет сильнодействующие, ядовитые, взрывчатые вещества, ядерные материалы, огнестрельное оружие и его основные части, стратегически важные товары и ресурсы, а также культурные ценности, особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации. Очевидно, что огнестрельное оружие, культурные ценности и ценные дикие животные имеют разное значение, и сущность таких предметов преступления должна определять разные объекты посягательства. Представляется, что более разумным был бы подход, при котором контрабанда диких животных и водных биологических ресурсов была бы отнесена к экологическим преступлениям, а контрабанда культурных ценностей к преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности. Таким образом, целесообразно выделение ст. 2582 УК РФ «Контрабанда особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации» или редакционное изменение действующей ст. 2581 УК РФ, в которой предусматривается ответственность за незаконные добычу и оборот вышеперечисленных предметов. При ныне существующей ст. 2261 УК РФ встаёт вопрос о квалификации контрабанды особо ценных диких животных по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 2581 УК РФ, где, в частности, говорится и о хранении, и о перевозке ценных диких животных.

Контрабанда культурных ценностей могла бы быть предусмотрена в ст. 2432 УК РФ (в ст. 2431 УК РФ говорится о нарушении требований сохранения и использования объектов культурного наследия).

Федеральным законом РФ от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ была введена уголовная ответственность ещё за два вида контрабанды - алкогольной продукции и табачных изделий (ст. 2002 УК РФ).

В настоящее время, таким образом, четыре самостоятельные нормы посвящены в УК РФ видам контрабанды: ст. 2001, ст. 2002, ст. 2261 и ст. 2291. Ответственность за разные виды контрабанды дифференцирована в зависимости от предметов контрабанды, а само понятие контрабанды с точки зрения объективных и субъективных признаков является единым. Контрабанда - одно из классических преступлений по российскому уголовному праву, сродни такому же собирательному понятию, как хищение, виды которого различаются и по предметам. Так, понятие хищения чужого имущества даётся в примечании

ВИДЫ КОНТРАБАНДЫ

к ст. 158 УК РФ «Кража», и это же понятие применимо и к хищению оружия (ст. 226 УК РФ), и к хищению наркотиков (ст. 229 УК РФ), и к хищению документов (ст. 325 УК РФ). Между тем понятие контрабанды в уголовном законодательстве России отсутствует. Основной конструктивный признак объективной стороны состава контрабанды - это незаконное перемещение предметов через таможенную границу Таможенного союза. Понятие незаконного перемещения в настоящее время раскрывается в ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). В соответствии с п. 19. ст. 4 ТК ТС незаконное перемещение выражается как в фактическом перемещении, так и в покушении на перемещение.

К видам незаконного перемещения относятся перемещения:

1) вне установленных мест;

2) в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;

3) с сокрытием от таможенного контроля;

4) с недостоверным декларированием или с недекларированием;

5) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения.

Незаконное перемещение возможно в двух формах - вывоз и ввоз. Момент

окончания при этом должен быть различен: при ввозе товаров - фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза, а при вывозе - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти запрещённые предметы.

Для квалификации контрабанды имеет значение стоимость незаконно перемещаемых предметов, которая определена в примечаниях к соответствующим статьям УК РФ. При введении новых видов контрабанды законодатель учёл опыт определения размера стоимости незаконно перемещаемых предметов в виде иностранной валюты, который был накоплен правоприменителем в отношении ст. 188 УК РФ.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. «О судебной практике по делам о контрабанде» при установлении размера суммы наличной иностранной валюты определяется сумма наличной иностранной валюты, в пределах которой единовременно ввозимая на территорию Российской Федерации или вывозимая из Российской Федерации иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу (ППВС, с. 5-6). Постановлением Конституционного суда РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П закреплено, что при признании размера валюты как крупного из всей ввозимой суммы наличной валюты подлежала исключению та её часть, которая законом разрешена к ввозу без декларирования или была продекларирована (ПКС, с. 8-9). В Федеральном законе РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определено, что при вывозе подлежит декларированию иностранная валюта на сумму, превышающую 3 тыс. долларов США.

В примечании к ст. 2002 УК РФ указано, что при расчёте размера стоимости незаконно перемещённых алкогольной продукции и (или) табачных изделий подлежит исключению та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована. Аналогичная норма содержится и в примечании к ст. 2001 УК РФ в отношении размера суммы незаконно

М.В. ТАЛАН

перемещённых наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Таким образом, законодатель использовал уже имеющийся опыт в отношении контрабанды при конструировании новых уголовно-правовых норм.

Очевидно, назрела необходимость в принятии нового постановления Пленума Верховного Суда РФ о судебной практике по делам о контрабанде, так как ППВС 2008 г. потеряло своё значение в связи с исключением из УК РФ ст. 188 и появлением специальных видов контрабанды. Надлежит дать единое понятие контрабанды, чётко определить момент окончания этого преступления при вывозе и ввозе незаконно перемещаемых предметов и разрешить проблему возможной совокупности составов контрабанды с другими видами составов преступлений. Наконец, следует устранить существующую в настоящее время неточность при определении незаконного перемещения через границу в четырёх самостоятельных статьях УК РФ и внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс. Так, в ст. 2261 и ст. 2291 УК РФ перемещение определяется единообразно - незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, что объясняется повышенной общественной опасностью данных деяний. В ст. 2001 УК РФ говорится о незаконном перемещении через границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, перемещение же наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через государственную границу РФ с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС не влечёт уголовную ответственность. А вот в ст. 2002 УК РФ допущена небрежность: речь идёт о незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза, при этом не указано «Таможенного союза», что и следует исправить.

M.V. Talan. Types of Smuggling.

The evolution of smuggling under the influence of changes in the economic policy and customs legislation is considered. The types of smuggling are differentiated according to the criminal law of Russia. The moment when smuggling ends is determined. In addition, ways of improving the criminal legislation on the responsibility for customs offenses are outlined.

Keywords: smuggling, customs duties, customs legislation, illicit movement, customs border, customs crimes.

Источники

УК РСФСР - Уголовный кодекс РСФСР от 27 нояб. 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 591.

420-ФЗ - Федеральный закон РФ от 7 дек. 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Рос. газ. - 2011. - 9 дек.

134-ФЗ - Федеральный закон РФ от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // Рос. газ. - 2013. - 2 июля.

ВИДЫ КОНТРАБАНДЫ

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Рос. газ. - 2001. - 31 дек.

530-ФЗ - Федеральный закон РФ от 31 дек. 2014 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» // Рос. газ. - 2014. - 12 янв.

ТК ТС - Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 нояб. 2009 г. - URL: http://www.tks.ru/codex_ts, свободный.

ППВС - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 8 «О судебной практике по делам о контрабанде» // Бюл. Верховного Суда РФ. - 2008. - № 8. - URL: http://www.vsrf.ru/vscourt_detale.php?id=5452, свободный.

ПКС РФ - Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 8-П // Рос. газ. - 2008. - 7 июня.

173-ФЗ - Федеральный закон РФ от 10 дек. 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. - 2003. - № 5. - Ст. 4859.

Литература

1. Урда М.Н. О проблемах применения норм об ответственности за контрабанду денежных средств и (или) денежных инструментов // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2014. -№ 385. - С. 139-143.

2. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ: в 2 ч. - М.: Юрлитинформ, 2015. - Ч. II. - 640 с.

3. КнязьковА.А. Освобождение от уголовной ответственности по делам об экономических преступлениях (гл. 22 УК РФ): вопросы дифференциации и законодательной техники: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2014. - 25 с.

Поступила в редакцию 21.05.15

Талан Мария Вячеславовна - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Нашу знакомую буквально на днях пытались задержать по обвинению в контрабанде. Возвращаясь с отдыха, она везла с собой книгу, купленную в антикварном магазине. Она, по мнению таможенников, относится к культурной ценности страны, соответственно, запрещена к перевозу.

Причина проступка в обычной невнимательности, подруга не пыталась нарушить закон, она просто не обратила внимание на требования современного таможенного законодательства. Приятельнице грозит наказание, но надеемся решить все с помощью опытного адвоката. В статье я хочу осветить следующие вопросы:

  1. Правовые аспекты незаконной контрабанды.
  2. Отрицательные последствия преступления.
  3. Уголовное наказание преступнику и ответственность.
  4. Запрещенные к перевозке товары и вещества.

Контрабанда как нарушение закона представляет собой достаточно сильную угрозу общепринятой безопасности РФ. Данное преступление дестабилизирует экономику любой страны.

Ввоз в Россию товаров, относящихся к категории контрабандных, в состоянии привести к неконтролируемому перенасыщению внутреннего рынка товарами, выпущенными иностранными производителями. Это автоматически вытесняет товары российских производителей, так как ценовые расценки на ввозимое оказываются ниже примерно в два-три раза.

Сегодня ввоз товаров зарубежных производителей, запрещенных в городах РФ, серьезно наказывается. Регулируются данные требования закона и санкции положениями УК РФ.

Контрабанда — правовые аспекты

Итак, что представляет собой контрабандный ввоз в Россию незаконного товара? Это противозаконное перемещение веществ, предметов и товаров, строго запрещенных современным законодательством и требованиями таможни.

Несколько лет назад за подобное нарушение виновным грозила административная и в некоторых случаях уголовная ответственность по ст. 188. Но сейчас данная статья полностью упразднена. Вместо нее законодательство приняло четыре иных, более подробных статьи:

  1. 200.1 – ввоз валюты в сумме выше положенной.
  2. 200.2 – перевоз табачной продукции и спиртного.
  3. 226.1 – ввоз в Россию исторических и культурных ценностей, разных видов оружия и экзотических диких животных.
  4. 229.1 – транспортировка наркотических и современных психотропных элементов, запрещенного оборудования.

Отрицательные последствия от контрабанды

Противозаконный перевоз товаров страны в состоянии вызвать существенное ухудшение общей экономической обстановки. Если пустить на самотек ввоз запрещенной продукции, можно столкнуться с такими неблагоприятными последствиями:

  1. Предприятия РФ несут существенные убытки. Покупатели просто перестают покупать товар, выбирая более дешевые иностранные аналоги.
  2. Продукция российских предприятий теряет конкурентоспособность, что автоматически приводит к ликвидации большого количества предприятий и посреднических организаций.
  3. Экономика страны сталкивается с кризисом.
  4. Контрабандные иностранные товары не облагаются налогом, что автоматически приводит к опустошению казны.

Нехватка средств в бюджете — это только часть беды. Намного более опасные последствия могут произойти по причине неконтролируемого ввоза наркотических веществ. Последствия здесь бывают достаточно серьезные.

За ввоз запрещенных беспошлинных товаров нарушителям грозит достаточно серьезное наказание. Вот несколько вариантов в зависимости от вида нарушения:

  • Лишение свободы до 7 лет и денежное взыскание до 1 млн.
  • Заключение в тюрьму на то же время и с присуждением штрафной санкции в сумме дохода, полученного за 5 лет обычной трудовой деятельности.

Если нарушение закона было совершено лицом, занимающим серьезную должность, если он использовал свое служебное положение, наказание становится намного более значительным:

  • Ограничение свободы до 10-12 лет и взыскание в сумме 1 млн руб. и выше.
  • Отбывание срока в тюрьме и сумма з/п за 5 отработанных лет.

Если провоз контрабандного товара осуществлен группой лиц, каждый получает срок до 14 лет и денежное взыскание в сумме от 1 млн.

Контрабандой является противозаконное перемещение продукции ценностью свыше 100 тысяч руб. К данной категории можно отнести следующие вещи и объекты:

  1. Природные ресурсы и дикие животные, занесенные в Красную книгу.
  2. Культурные и исторические ценности стоимостью от 100 тысяч руб.

Среди предметов, имеющих значение для культуры страны, можно отметить рукописи, книги, коллекционные вещи. Также сюда относятся иные предметы, имеющие имущественную или художественную ценность и значимость для страны. Это могут быть вещи, оказывающие эстетическое, научное и историческое влияние на человека и на общество в целом.

Здесь приведены примерные меры наказания по каждому отдельно рассматриваемому делу. Более точные виды наказания напрямую зависят от категории ввозимой продукции. Стоит более подробно рассмотреть самые распространенные.

За провоз подобных товаров законом РФ предусмотрена серьезная уголовная и общая административная ответственность. Серьезное уголовное наказание грозит нарушителю, если через границу переводится крупная партия на сумму примерно 250 тысяч руб и больше.

Согласно ст 200.2, за перевоз алкоголя и табака присуждаются следующие виды уголовного наказания:

  1. Штрафное денежное взыскание от 300 тысяч до 1 млн.
  2. Денежное взыскание в сумме получаемой з/п за время от 1 до 3 полных лет.
  3. Принудительная рабочая деятельность, по времени достигающая 5-6 лет.
  4. Полное лишение свободы до 5-6 лет.

Если при расследовании установили, что незаконным ввозом занималась серьезное должностное лицо, наказание автоматически увеличивается до 7 лет полного лишения свободы. При обнаружении факта действия преступной группировки каждому участнику присуждается до 12 лет заключения и штрафное взыскание до 2 млн рублей.

Контрабанда наркотических препаратов

За транспортировку данных вещей законом предусмотрена иная форма ответственности. Если нарушителя уличают в незаконном перемещении наркотиков, ему автоматически будет грозить наказание в формах:

  • Полное лишение свободы на период до 7-8 лет и денежное взыскание около 1 млн.
  • До 10-12 лет заключения, если перевозкой занимается группировка.

Перевоз стероидных препаратов

Описывая наказание за перевозку наркотиков, нельзя не отметить, что серьезному наказанию и определенной ответственности подлежат люди, что ввозят в РФ сильные ядовитые элементы. За контрабандный ввоз препаратов предусмотрена ответственность, регулируемая ст 226.1. К веществам, что в состоянии оказать влияние на здоровье человека, относятся:

  1. Препараты, вызывающие зависимость.
  2. Средства, оказывающие негативное влияние на ЦНС.
  3. Лекарства, передозировка которых может привести к проблемам с мышлением, к галлюцинациям и к нарушениям в естественном поведении.

В качестве примера подобных препаратов можно привести хлороформ, медицинский теофедрин, аминазин, а также клофелин и так далее.

Перевозка оружия

Сотрудники таможенного контроля постоянно проходят курсы по повышению квалификации. Это необходимо по той причине, что преступники используют самые разные изощренные методы для перевозки оружия.

Очень часто для этого используются обычные транспортные компании. Оружие разбирается на отдельные элементы и вкладывается в посылки с бытовыми приборами. Порой умения преступников настолько профессиональны, что составные части не видны на специальной просвечивающей аппаратуре.

Незаконная транспортировка оружия также наказывается в уголовном порядке достаточно серьезно. К данной категории продукции относятся:

  • Взрывчатые компоненты.
  • Опасные радиоактивные элементы.
  • Все виды оружия.
  • Ядерные элементы и вещества.
  • Элементы военного вооружения.
  • Материалы, используемые для разработки и производства оружия.

В связи с непростой обстановкой в мире УК существенно ужесточил санкции за провоз оружия. Особо серьезным санкциям подвергается должностное лицо. Виновный в подобном случае может подвергнуться наказанию в виде простого лишения свободы до 10-12 лет. Одновременно с этим ему назначается штраф в сумме от 1 млн.

Перевозка драгоценностей и бриллиантов

Металлы, драгоценные камни в их большом количестве также являются объектом контрабандного груза. Уголовной ответственности подвергаются только те лица, которые пытаются провести через границу камни стоимостью выше 2 млн руб. За нарушение данного требования предусмотрена серьезная ответственность:

  1. Работы, организованные в принудительном порядке, сроком до 6 лет.
  2. Лишение и ограничение свободы до 5 лет и штрафное взыскание более 500 тысяч.

Если транспортировкой ценностей занималось сразу несколько человек, уровень ответственности автоматически увеличивается. Заключение в этом случае может достигать 7 лет, а денежное взыскание составит 1 млн и более.

Транспортировка экзотических животных

Перевоз запрещенных животных является не менее распространенным бизнесом. Преступники, принимающие в нем участие, владеют миллионными счетами. На территории РФ в настоящее время приняты ужесточенные правила борьбы с контрабандой животных.

Причина подобного решения основана на том, что огромное количество редких и ценных животных погибает в процессе транспортировки. После принятия закона по контрабанде ситуация стала еще хуже. Преступники стали накачивать животных наркотиками, подрезать крылья, зашивать рты и веки.

Говоря иными словами, проводят по-настоящему зверские манипуляции, чтобы груз не производил никаких звуков. В перечне запрещенных к перевозу контрабандных животных значатся следующие виды:

  • Красный волк.
  • Белый медведь.
  • Морж.
  • Снежный барс.
  • Амурский тигр.
  • Морская свинка.
  • Иные животные, занесенные государствами в Красную книгу.

В перечень входят не только лесные дикие звери, птицы, морские моллюски и разные виды пресмыкающихся. В данном установленном законом правиле есть определенные исключения. Запрещено перевозить только тех животных, которых поймали в дикой природе.

Животных, которых вывели в домашних условиях, провозить через границу разрешено. Главным условием в этом случае является наличие на руках специальных подтверждающих бумаг:

  • Справка об общем состоянии здоровья зверя или птицы.
  • Документ из департамента государственной ветеринарной организации.
  • Разрешение на ввоз или экспорт.
  • Официальная справка, позволяющая держать живое существо дома.

У обычных контрабандистов подобных документов обычно не оказывается. Если таможенники обнаруживают незаконный ввоз запрещенных животных, виновному присуждают:

  1. Лишение свободы до 7-8 лет.
  2. Штрафное взыскание до 1 млн.

Перевозка живого товара серьезно наказывается во всех государствах мира. В США штраф за это может достигать 250 тысяч. В Китае за незаконный вывоз из страны панды или дикого тигра присуждается смерть.

Заключение

  1. Перевоз контрабанды жестко карается законодательством.
  2. Использование операций с контрабандой негативно сказывается на экономике страны. Это угроза общей национальной экономике и безопасности государства.
  3. Жестко карается незаконная перевозка табака и алкоголя, наркотиков и всех видов современного оружия.
  4. Контрабанда карается ст. 1, 200.2, 226.1 и 229.1.
  5. Виновным присуждается лишение свободы до 10-15 лет и крупный денежный штраф.

Введение 3

Глава первая. Уголовно правовая характеристика состава контра- .~ банды 12 28 43 69 100

§ 1. История законодательства о борьбе с контрабандой

§2. Объект контрабанды

§3. Предмет контрабанды

§4. Объективная сторона контрабанды

§ 5. Субъективные признаки контрабанды

Глава вторая. Квалифицированные виды контрабанды

Глава третья. Отграничение контрабанды от других преступлений,

Заключение

Список использованной литератур

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Интеграция России в мировую экономику является одним из приоритетных направлений развития страны, поскольку это один из способов насыщения внутреннего рынка товарами, привлечения инвестиций иностранных партнеров, получения валютных поступлений от реализации российских товаров за рубежом. А эти изменения, в свою очередь, должны содействовать укреплению рыночных отношений в стране и выходу ее из кризиса.

Однако расширение внешнеторгового оборота, вовлечение в него значительного числа субъектов повлекло за собой и рост числа правонарушений в этой сфере, особое место среди которых занимает контрабанда.

Произошедший в последние годы рост числа посягательств на незаконное перемещение товаров через границу объясняется воздействием целого ряда обстоятельств: в частности, обострением в 90-ые годы социально-экономической ситуации не только в нашей стране, но и в государствах ближнего зарубежья, либерализацией цен, резким снижением уровня жизни большинства населения.

Нельзя снимать со счета и значительную активность недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые пытаются уклониться от исполнения требований таможенного законодательства, от уплаты таможенных пошлин и платежей. К тому же следует добавить резкий рост незаконного перемещения через границу Российской Федерации различных товаров, наркотических средств и оружия. В последнее время в стране наблюдается возросший интерес криминальных структур к незаконному вывозу из России природных ресурсов, цветных, редкоземельных и драгоценных металлов.

Об актуальности избранной нами темы свидетельствуют и статистические данные. Так, в 2000 г. было выявлено 2644 случая уголовно наказуемой контрабанды, 2001 г. - уже 3860 . В таможнях Уральского региона в 2000 г. было возбуждено 63 уголовных дела о контрабанде, в 2001 г. - 81 дело.

Как показало наше криминологическое изучение таможенных преступлений, многие противоправные действия, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу РФ предметов, которые полностью или частично изъяты из гражданского оборота, зачастую остаются безнаказанными, так как уровень латентности контрабанды достаточно высок. В связи с глубоким экономическим кризисом государство не в состоянии должным образом финансировать правоохранительные органы, в то же время пассажиро- и грузопотоки увеличились в десятки раз. При таком положении трудно говорить о повышении эффективности борьбы с контрабандой. В этой связи статистические данные о выявленных таможенных преступлениях следует рассматривать скорее как итоговый показатель работы правоохранительных органов, а не фактическое число совершенных преступлений этой группы.

Однако низкая эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с контрабандой объясняется не только плачевным экономическим состоянием государства. Данные, полученные нами при изучении судебной и следственной практики, а также взятые из периодических изданий и опроса научных и практических работников, позволяют сделать вывод, что бездействие правоприменительных органов в немалой степени вызвано несовершенством уголовного законодательства об ответственности за контрабанду, что, в частности, и подтвердил Федеральный закон № 50-ФЗ от 7 мая 2002 г., которым была изменена диспозиция ст. 188 УК РФ4.

Важно заметить, что трудности правоприменительной деятельности в борьбе с контрабандой вызваны и тем, что таможенное законодательство РФ, к которому необходимо обращаться за разъяснением содержащихся в уголовно-правовой норме о контрабанде признаков, находится в стадии развития, а это неизбежно сказывается на ее эффективности.

Потребности правоприменительной практики в решении вопросов применения статьи УК РФ, содержащей состав контрабанды, несовершенство уголовного и таможенного законодательства, значительный рост судебных и следственных ошибок при уголовно-правовой оценке контрабанды существенно актуализируют избранную тему диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Основными целями работы являются: раскрытие сущности состава контрабанды, его элементов и признаков; отграничение этого состава от других смежных преступлений; разрешение вопросов теории и практики применения нормы о контрабанде на основе исторического опыта и изучения юридической литературы, посвященной теме исследования; глубокий комплексный анализ уголовного, гражданского и таможенного законодательства, правовая оценка проблем квалификации незаконного перемещения через таможенную границу РФ товаров и иных предметов; выработка предложений по совершенствованию уголовного и таможенного законодательства. Указанные цели предопределили и задачи проведенного диссертационного исследования, которые заключены в:

а) обзоре истории развития законодательства об ответственности за контрабанду с целью раскрытия процесса становления и эволюции данного понятия, выявления характерных признаков, тенденций, присущих этому уголовно-правовому явлению;

б) исследовании на основе действующего уголовного, таможенного и гражданского законодательства объективных и субъективных признаков простого и квалифицированного видов анализируемого состава преступления;

в) обозначении уголовно-правовых критериев, по которым проводится разграничение контрабанды со смежными составами преступлений;

д) изучении соотношения уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за контрабанду, с соответствующими нормами таможенного законодательства, и исследовании влияния последних на процесс квалификации;

е) анализе практики применения ст. 188 УК РФ с последующим обозначением типичных ошибок квалификации состава контрабанды правоохранительными органами и судом;

ж) выявлении недостатков законодательной конструкции состава контрабанды и выработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.

Степень научной разработки проблемы. Среди российских ученых, которые занимались исследованием проблем квалификации, уголовно-правовых признаков и иных аспектов уголовной ответственности за контрабанду, анализом проблем охраны внешнеэкономической деятельности государства от преступных посягательств, прежде всего, следует назвать А.В.Аграшенкова, А.И.Бойко, Б.В.Волженкина, Н.В.Володько, Б.Н.Габричидзе, Р.Р.Галиакбарова, Л.Д.Гаухмана, А.А.Гравину, С.Ю.Иванову, М.П.Карпушина, В.М.Колдаева, И.Я.Козаченко, М.А.Кочубей, А.П.Кузнецова, Н.Ф.Кузнецову, Н.А.Лопашенко, В.В.Лукьянова, Ю.Б.Мельникову, В.Д.Меньшагина, В.И.Михайлова, А.В.Наумова, Б.С.Никифорова, С.И.Никулина, А.А.Пионтковского, Л.Ф.Рогатых, Л.Ю.Родину, Ю.И.Сучкова, Б.М.Угарова, Т.Д.Устинову, А.Н.Трайнина, А.В.Федорова, А.И.Чучаева, И.В.Шмарова, П.С.Яни и др.

Не умаляя заслуг перечисленных и других авторов, необходимо отметить, что вопросы уголовной ответственности за контрабанду рассматривались названными учеными либо в свете ныне устаревшего уголовного законодательства, либо их исследования, при освещении проблем квалификации преступления в сфере экономической деятельности в целом, касались лишь отдельных, хотя и, безусловно, важных сторон избранной нами темы.

Многие спорные вопросы ответственности за контрабанду рассмотрены в докторской диссертации Ю.И.Сучкова5 и кандидатских диссертациях М.А.Кочубей, Л.Ю.Родиной, Л.Ф.Рогатых. Однако в своем исследовании при анализе отдельных вопросов квалификации контрабанды мы либо пришли к иным выводам либо привели дополнительные аргументы в пользу тех выводов ученых, с которыми мы согласны. Вместе с тем, в своей работе нами были затронуты многие проблемные аспекты, которые не были в полном объеме разрешены в научных трудах указанных авторов.

Научная новизна диссертации заключается в том, что диссертация является самостоятельной завершенной работой, комплексным, наиболее полным исследованием проблем уголовной ответственности за контрабанду с учетом последних изменений уголовного и таможенного законодательства.

Обладают относительной новизной и положения исследования, выносимые на защиту, которые могут быть сведены к следующему:

1. Обосновывается идея о необходимости изложения определения понятия товара как предмета контрабанды в п.1 ст. 18 ТК РФ в следующей редакции:

"...товар - любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии, транспортные средства, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 4 ст. 18 ТК РФ; недвижимое имущество, за исключением земельных участков, участков недр и обособленных водных объектов, а также интеллектуальная собственность и информация".

В целях устранения логических противоречий выдвигается идея об изложении ст. 188 УК РФ и примечания к ней в новой редакции, которая в наибольшей степени соответствует действующему законодательству.

Распространенность и повышенная общественная опасность случаев совершения контрабанды группой лиц по предварительному сговору являются основаниями для включения этого преступления в качестве квалифицированного вида контрабанды.

С учетом того, что действующее постановление Пленума Верховного Суда РСФСР устарело, не соответствует законодательству РФ и не отражает жизненных реалий, обосновывается необходимость принятия нового постановления, посвященного рассмотрению сложных вопросов практики применения ст. 188 УК РФ, и включения в него следующих положений:

а) контрабандное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, совершенное путем недекларирования, недостоверного декларирования, с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, призна ется оконченным с момента принятия таможенным органом РФ таможенной декларации;

б) контрабандное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, совершенное помимо таможенного контроля, признается оконченным с момента пересечения таможенной границы РФ;

в) контрабандное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, совершенное под контролем правоохранительных органов, (имитация контрабанды) следует квалифицировать как покушение на совершение контрабанды по ч.З ст.ЗО и 188 УК РФ;

г) насилие, применяемое к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в нанесении побоев, совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленном причинении легкого и средней тяжести вреда здоровью. В случае причинения тяжкого вреда здоровью действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. "в" ч.З ст. 188 УК РФ и ч.2 ст. 318 УК РФ. При причинении квалифицированных видов умышленного тяжкого вреда здоровью, признаки которых содержаться в ч.З и 4 ст. 111 УК РФ, ответственность должна наступать по п. "в" ч.З ст. 188 УК РФ и ч.З или ч.4 ст. 111 УК РФ. В случае убийства лица, осуществляющего таможенный контроль, действия виновных подлежат квалификации по п. "в" ч. 3 ст. 188 УК и по п. "б" ч.2 ст. 105 УК РФ как убийство лица в связи с выполнением им служебной деятельности;

д) под должностным лицом, использующим свое служебное положение для совершения контрабанды, следует понимать только должностных лиц, понятие и виды которых раскрываются в примечании к ст. 285 УК РФ;

е) разграничение составов контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей необходимо проводить по следующим основаниям:

Если недекларирование или иные незаконные действия, указанные в ст. 188 УК РФ, имели место до принятия таможенными органами решения о выпуске товаров с таможенной территории РФ (на таможенную территорию РФ) и влияли или могли повлиять на принятие таможенным органом такого решения, то деяние виновного образует состав контрабанды;

По ст. 194 УК РФ надлежит квалифицировать действия лиц, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей, которые были совершены с товарами и транспортными средствами, перемещенными через таможенную границу на таможенную территорию РФ на законных основаниях.

Методологическую основу диссертации образует общенаучный диалектический подход к познанию процессов действительности, а также частно-научные методы: сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, формально-юридический, социологический (методы опроса, анкетирования и т.п.), системно-структурный и др.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является контрабанда как разновидность таможенного преступления. В качестве предмета диссертационного исследования выступает законодательство дореволюционного и советского периодов, современное российское и зарубежное уголовное, таможенное и гражданское законодательство, положения отечественной науки уголовного права, судебная и следственная практика по уголовным делам о контрабанде и иным таможенным и экономическим преступлениям.

Теоретическая база исследования. При подготовке диссертации были изучены положения монографической литературы, публикации в периодической и юридической печати по существу темы диссертационного исследования, уголовное, таможенное, гражданское, административное законодательство, постановления Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, РФ, посвященных практике применения законодательства о борьбе с контрабандой и иными преступлениями. При проведении исследования принимались во внимание полученные при опросах мнения работников правоохранительных органов.

Эмпирическая основа исследования представлена разъяснениями Государственного таможенного комитета России и иных органов власти, теоретическими выводами и практическими рекомендациями, судебной и следственной практикой за 1998-2002г., обобщением материалов 220 уголовных дел о преступлениях в сфере экономики, рассмотренными судами Свердловской области, 40 уголовных дел о контрабанде в г. Екатеринбурге, 120 материалов уголовных дел в таможнях Уральского региона.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании действующего законодательства. Ряд рекомендуемых в диссертации идей можно положить в основу нового постановления пленума Верховного Суда РФ, посвященного практике применения ст. 188 УК РФ. Отдельные положения могут быть реализованы при повышении профессионального уровня работников правоохранительных органов. Материалы исследования могут быть востребованы при подготовке лекций, учебных пособий по уголовному праву, при написании монографий и научных статей.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре Уголовного права Уральской Государственной юридической академии, где проводилось ее рецензирование и обсуждение. Основные положения исследования изложены в опубликованных научных статьях, обсуждены на заседаниях кафедры Уголовного права УрГЮА, а также на научно-практических конференциях, проходивших в 2000 - 2002г. в г. Екатеринбурге. Материалы диссертационного исследования использованы автором при чтении лекций и проведении практических и семинарских занятий со студентами.

Согласно действующему законодательству норма о контрабанде включена в главу 22 Уголовного кодекса РФ («Преступления в сфере экономической деятельности»). Указанная глава в свою очередь расположена в разделе 8 УК РФ («Преступления в сфере экономики»).

Место контрабанды в системе преступлений главы 22 УК РФ определяется многими факторами, в том числе практикой квалификации рассматриваемых преступлений, когда выявляются проблемы не только конкуренции норм в рамках главы и за её пределами, коллизии с нормами уголовного и иного законодательства, работоспособность названной нормы, и т.д., так и теорией права, когда данная норма рассматривается как комплекс взаимосвязанных «микроэлементов» (признаков состава, сопутствующих объективных и субъективных характеристик) в единой системе уголовного закона, имеющего первостепенной задачей охрану основных «ценностей» личности, общества и государства.

Объект контрабанды. По сложившейся правовой традиции в российском уголовном праве родовым объектом являются общественные отношения, на которые посягают преступления, нормы об ответственности, за совершение которых помещены в единый раздел УК РФ, а видовым объектом выступают общественные отношения, на которые посягают преступления, нормы об ответственности, за совершение которых располагаются в пределах одной главы.

Подавляющее большинство ученых, полагает, что родовым объектом контрабанды и иных преступлений, составы которых описаны в разделе восьмом УК РФ, является экономика, понимаемая как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ.

Относительно видового объекта контрабанды, необходимо исходить из основополагающих начал правового регулирования экономических отношений, закрепленных, в первую очередь, действующей Конституции РФ. Согласно ст. 8 Конституции, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В то же время не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Именно такой подход позволил Б.В. Волженкину сформулировать наиболее полное и последовательное, на наш взгляд, определение видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности, по поводу которой он пишет: «Видовой объект этих преступлений может быть определен как охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики. Иначе говоря, таким объектом является установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг».

Определив понятие подвидового объекта таможенных преступлений, можно сформулировать и понятие непосредственного объекта контрабанды.

Контрабанда относится к полиобъектным преступлениям, то есть к таким, которые одновременно посягают на два непосредственных объекта. Один из них является основным (главным), а другой дополнительным либо факультативным. Основной непосредственный объект - это то общественное отношение, для охраны которого создавалась конкретная уголовно-правовая норма. Дополнительный непосредственный объект - это общественное отношение, причинение вреда которому либо угроза причинения вреда является обязательным условием уголовной ответственности, однако он лежит в плоскости другого видового объекта. Применительно к составу контрабанды основным объектом, который связан с видовым и который можно отождествить с непосредственным, выступает, таким образом, порядок перемещения товаров через таможенную границу. Дополнительным объектом контрабанды могут являться, в зависимости от вида незаконно перемещаемого товара или иного предмета, здоровье населения (при перемещении наркотических средств и психотропных веществ), общественная безопасность (при контрабанде оружия), интересы сохранения многообразия этнического культурного наследия и нормального международного культурного обмена (при контрабанде культурных ценностей) и так далее.

Анализ высказанных в научной и учебной литературе точек зрения на содержание непосредственного объекта контрабанды, а также изучение законодательного материала позволяет сделать вывод о том, что непосредственный объект контрабанды носит сложный альтернативный и разнокачественный (с точки зрения качества общественной опасности) характер.

Предмет контрабанды. Предмет преступления является составной частью, признаком объекта преступления. Поскольку сам законодатель в диспозиции статьи делает указание на предмет контрабанды, он выступает в качестве обязательного признака настоящего элемента состава преступления (объекта преступления).

В качестве предмета контрабанды, ответственность за которую предусмотрена ч. 1 ст. 188 УК РФ, выступают товары и иные предметы в крупном размере, то есть те, стоимость которых согласно примечанию к ст. 169 УК РФ превышает двести пятьдесят тысяч рублей. Часть вторая анализируемой статьи содержит исчерпывающий перечь тех предметов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ.

К товарам в ч.1 ст. 188 УК РФ относится как движимое имущество, так и транспортные средства, отнесенные к недвижимому имуществу и не используемые в международных перевозках.

Более опасный вид контрабанды предусмотрен ч.2 ст. 188 УК РФ. Все предметы, перечисленные в данной статье, в зависимости от их функционального предназначения условно можно подразделить на четыре группы:

1) наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, ядовитые вещества, отравляющие вещества, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, в отношение которых установлены специальные правила перемещения через границу РФ.

Наркотические средства, то есть вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Сильнодействующими веществами являются вещества синтетического или вещественного происхождения, в том числе растения, включенные в Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемые Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве РФ (более 130 наименований), в соответствии с Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. и Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Ядовитые вещества, то есть природные и синтетические вещества, способные при попадании в организм человека даже в сравнительно малых дозах вызвать отравление или смерть (например, мышьяк, цианистый калий, сулема, стрихнин, пчелиный яд очищенный, дихлорид ртути (сулема), фенол (карболовая кислота), змеиный яд), которые также включены в списки сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемые Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве РФ.

Порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, сильнодействующих, психотропных и ядовитых веществ, а также их номенклатура и квоты установлены постановлениями Правительства РФ от 16 марта 1996г. № 278 «О порядке ввоза в российскую федерацию и вывоза из российской федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ».

Отравляющие вещества, то есть высокотоксичные органические и неорганические реагенты и их соединения, воздействующие на органы чувств человека, на центральную нервную систему человека или органы дыхания, вызывающие неблагоприятные изменения в его психофизиологии, но не относящиеся к химическому оружию (например, хлор, аммиак) Данные вещества по характеру действия на организм условно можно разделить на:

а) общеядовитые;

б) нервно-паралитические;

в) кожно-нарывные;

г) удушающие;

д) раздражающие;

е) психотомиметические.

Выделяют нестойкие, стойкие и ядовитые дымообразующие отравляющие вещества.

Радиоактивные вещества. Понятие радиоактивных веществ, содержится в Федеральном законе РФ от 21 ноября 1995г. «Об использовании атомной энергии» . Настоящий закон определяет радиоактивные вещества, как химические элементы, все изотопы которых радиоактивны (технеций, прометий, полоний и другие элементы периодической системе Менделеева) а также иные природные и синтетические вещества, находящиеся в газообразном, твердом или жидком состоянии (вещества, материалы), обладающие способностью к ионизирующему распаду, к самопроизвольному превращению в другие химические элементы, сопровождающемуся испусканием ядерных излучений (электромагнитных или корпускулярных излучений) в дозах, опасных для живых организмов.

Экспорт и импорт радиоактивных веществ, ядерных материалов и радиационных источников осуществляются в соответствии с международными обязательствами РФ о нераспространении ядерного оружия и международными договорами РФ в области использования атомной энергии в порядке, установленном законодательством.

2) взрывчатые вещества, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через границу РФ.

Взрывчатые вещества и взрывные устройства. Определения взрывчатого вещества и взрывного устройства даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».

Согласно этому постановлению под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п. В зависимости от свойств и характера действия взрывчатые вещества классифицируются на: инициирующие (азид свинца, гремучая ртуть, тетразен и др.), бризантные (тротил, нитроглицерин, гексоген, тэн, аммонал и др.), метательные (дымный и бездымный порох).

Взрывными устройствами являются промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.).

Вооружение, то есть совокупность различных видов продукции военного назначения: оружие (средства доставки и боеприпасы), системы его пуска, наведения, управления и другие технические средства подразделений, частей, кораблей, соединений различных видов вооруженных сил, боевая техника, тренажеры, средства связи, десантирования, навигационные приборы, радиолокационная аппаратура, прицелы, средства защиты от боевых отравляющих веществ, боевое неогнестрельное (холодное или иное) оружие, а также технические средства, обеспечивающие применение других видов оружия (например, составная часть военной техники).

Огнестрельное оружие, то есть все виды оружия, предназначенного для механического поражения цели на расстоянии, свойства которого проявляются в движении снаряда, получающего направленное движение и ускорение энергией химического разложения взрывчатых веществ (за счет энергии порохового или иного заряда). Огнестрельное оружие может быть ракетным (например, ракетные установки), артиллерийским (например, пушки, минометы), стрелковым (например, пистолеты, автоматы, пулеметы, нарезные охотничьи ружья).

Боеприпасы к огнестрельному оружию (компоненты огнестрельного оружия), то есть патроны, гранаты, снаряды, бомбы, мины, фугасы, и иные устройства, начиненные порохом или иным взрывчатым веществом, предназначенные для производства выстрела или взрыва с помощью приспособленного (предназначенного) под них оружия или без него при ведении боевых действий.

Ядерное оружие (оружие массового поражения), то есть совокупность ядерных боеприпасов, средств их управления и доставки к цели, применяемых в военных целях для массового уничтожения (поражения) живой силы противника, боевой техники и сооружений за счет использования факторов ядерного взрыва.

Химическое оружие (оружие массового поражения), то есть отравляющие вещества и средства их применения (например, ракеты, снаряды, мины, бомбы) с зарядом отравляющих веществ, применяемых в военных целях для массового уничтожения (поражения) живой силы противника, за счет использования факторов вредоносного воздействия на организм человека химических веществ (боевые отравляющие вещества).

Биологическое, бактериологическое оружие (оружие массового поражения), то есть оружие, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств боевых биологических средств, высокая боевая эффективность которого обусловлена малой инфицирующей дозой, возможностью скрытого применения, трудностью индикации, избирательностью действия, сильным психологическим воздействием и т. д., которое запрещено к разработке и применению, включает в себя любой живой организм, в том числе микроорганизм, вирус или другой биологический агент, а также любое вещество, произведенное живым организмом или полученное методом генной инженерии, или любое его производное, а равно средства их доставки, способные вызвать гибель, заболевание или иное неполноценное функционирование человеческого или иного живого организма, заражение окружающей природной среды, продовольствия, воды или иных материальных объектов.

Другие виды оружия массового поражения, то есть любые образцы (виды) оружия, рассчитанные на поражающее или разрушающее воздействие на живые организмы и предметы материального мира (например, отравляющие вещества), способные за счет физических или химических факторов вызвать массовую гибель людей (например, токсинное оружие).

Материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, то есть материалы и оборудование двойного применения, имеющие мирное назначение, но возможные к использованию для создания оружия массового поражения (например, ядерного, химического, биологического). Это может быть сырье, лабораторное или промышленное оборудование, технологии, которые могут служить для разработки, изготовления и испытания оружия массового поражения любого его вида или средств его доставки. Эти предметы включены в различные перечни, и их экспорт осуществляется в соответствии с особым порядком согласно положениям, утверждаемым Правительством Российской Федерации. В их число входят материалы, оборудование и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании того или иного вида ядерного, химического оружия, а также ракетной техники как специфического средства его доставки.

3) стратегически важные сырьевые товары, в отношение которых установлены специальные правила перемещения через границу РФ.

Стратегически важные сырьевые товары , перемещение которых осуществляется по специальным правилам, ограниченным числом субъектов. Сами товары определены в специальных перечнях. Такими товарами являются: рыба, моллюски, икра частиковых, осетровых и лососевых пород; ракообразные; дикие животные, дикорастущие растения; слоновая кость; рога; копыта; кораллы; лекарственное сырье растительного и животного происхождения; пшеница твердых и мягких сортов, семена сои и подсолнечника; спирт этиловый недена-турированный; природный газ, электроэнергия; драгоценные металлы, сплавы и изделия из них, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; руды; концентраты; лом и отходы; драгоценные и полудрагоценные природные камни и изделия из них; отходы, порошки и рекупират драгоценных природных камней; жемчуг и изделия из него; янтарь и изделия из него; шифровальные средства и нормативно-техническая документация к ним, а также отдельные виды товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется в соответствии со специальным Списком.

4) Культурные ценности, в отношение которых установлены специальные правила перемещения через границу РФ.

Предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, то есть движимые предметы материального мира, отнесенные Законом Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 года N 4804-I к числу культурных ценностей (включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации).

Объективная сторона контрабанды. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного в ч.1 ст. 188 УК, характеризуется перемещением через таможенную границу РФ в крупном размере товаров или иных предметов (за исключением указанных в ч.2 той же статьи), посредством одного или нескольких способов, названных в ч.1 данной статьи, т.е.:

1) помимо таможенного контроля;

2) с сокрытием от таможенного контроля;

3) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;

4) сопряженным с недекларированием;

5) сопряженным с недостоверным декларированием.

В соответствии с п. 7 ст. 11 ТК РФ под перемещением понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом. Деяние при контрабандном перемещении объективно проявляется:

Способы совершения контрабанды:

1. Перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля, то есть:

Вне определенных таможенными органами Российской Федерации места расположения таможенного органа или вне места, предназначенного для осуществления таможенного контроля.

Вне времени работы таможенного органа.

Перемещение товаров и транспортных средств вне установленных мест выражается в пересечении таможенной границы Российской Федерации, минуя зоны, через которые должно осуществляться такое пересечение. Местами пересечения таможенной границы Российской Федерации являются зоны таможенного контроля, которые создаются вдоль таможенной границы Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом РФ и приказом ГТК России от 23.12.2003 г. № 1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля». В каждом таможенном органе определяются конкретные места для проведения таможенного контроля (досмотровые залы, площадки для автомашин и т.п.), которые могут находиться как в непосредственной близости от места пересечения таможенной границы, так и на значительном расстоянии от него.

2. Перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу РФ с сокрытием от таможенного контроля, то есть перемещение с использованием тайников либо других способов (камуфлирование подлинности), затрудняющих обнаружение предметов, или предметов, которым придан вид других предметов. Перемещение товаров и транспортных средств с сокрытием может осуществляться одним из следующих способов:

а) путем использования тайников, к которым относятся места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации) либо специально оборудованные и приспособленные (то есть подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товара в чемодане с двойным дном, в специальных полостях под подкладкой одежды и т.п.); в данном случае тайником является специальное хранилище (приспособление, ниша), изготовленное с целью незаконного перемещения через таможенную границу РФ предметов, а также оборудованные и приспособленные с этой же целью на транспортных средствах конструктивные емкости и предметы, предварительно подвергавшиеся разборке, последующему монтажу и т. п.;

б) путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, к которым могут быть отнесены различные ухищренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального досмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товара в шинах автомобиля, под одеждой, в естественных полостях тела и т.п.), в тамбурах поезда, в самолете и т.п. Типичным на практике является дело Аликуловой, гражданки Таджикистана, которая переместила через таможенную границу капсулы, содержащие героин, сокрыв их у себя в желудке. Октябрьским районным судом г. Екатеринбурга Аликулова была осуждена по ч.2 ст. 188 УК РФ за перемещение через таможен­ную границу наркотических средств с сокрытием от таможенного контроля;

в) путем придания одним товарам вида других, под которым понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.

3. Перемещение предметов через таможенную границу РФ с обманным использованием документов, то есть перемещение, осуществляемое с представлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, документов: поддельных, недействительных, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения, относящихся к другим товарам или предметам.

К документам таможенной идентификации относятся таможенная декларация, транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы и иные таможенные документы так, как они определены в п.п.27-30 п.1 ст. 11 ТК.

В настоящее время единый перечень документов, необходимых для таможенных целей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, определен Приказом ГТК РФ от 25 апреля 2007 года № 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

4. Перемещение предметов через таможенную границу РФ с обманным использованием средств таможенной идентификации, представляют собой перемещение, которое осуществляется с использованием поддельного средства идентификации (полностью изготовленного фиктивного средства идентификации) либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим предметам (то есть соответствующего установленным требованиям, но служащего идентификации других товаров и транспортных средств).

К средствам таможенной идентификации отличным от документов на практике обычно относятся иные источники информации о товаре или ином предмете, его качественных или количественных свойствах. Таковыми являются пломбы, печати, цифровая, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, оттиски штампов, нанесенные непосредственно на товар (ст. 383 ТК РФ).

5. Перемещение предметов через таможенную границу РФ, сопряженное с недекларированием, то есть перемещение, осуществляемое без заявления по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Согласно Таможенному кодексу, таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, с момента принятия ее таможенным органом (п.3 ст. 132 ТК РФ).

В соответствии с таможенным законодательством декларированию подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также иные товары и транспортные средства в установленных таможенным законодательством случаях (ст.ст. 123, 279 ТК РФ).

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации. Исчерпывающий перечень сведений установлен ст. 124 ТК РФ.

6. Перемещение предметов через таможенную границу Российской Федерации, следует считать сопряженным с недостоверным декларированием, когда перемещение, осуществляется с заявлением недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведениях, необходимых для таможенных целей (ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ).

Названный способ выражается в недостоверном декларировании, то есть в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. Такими сведениями являются сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.

Субъективные признаки контрабанды. К субъективным характеристикам преступления относятся субъект и субъективная сторона деяния.

1. Субъектом контрабанды является любое вменяемое, физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста (за исключением контрабанды предусмотренной п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ, совершаемой должностным лицом с использованием своего служебного положения). Встречаются случаи совершения контрабанды и в более раннем возрасте, но законодатель пока не идет по пути криминализации данного преступления, посредством снижения возраста уголовной ответственности.

Несмотря на то, что в ст. 188 УК РФ нет прямого указания на признаки специального субъекта контрабанды, учитывая бланкетный характер данного преступления можно выделить данные признаки применительно к различным категориям официально перемещающих предметы лиц, как то: декларант, перевозчик, таможенный брокер, специалист по таможенному оформлению.

Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 15 ст. 11 ТК РФ).

При определении надлежащего субъекта ответственности по ст. 188 УК РФ необходимо в первую очередь определить на ком лежит обязанность по декларированию товаров. При перемещении товаров физическими лицами обязанность по их декларированию лежит на конкретном физическом лице, которое и перемещает эти товары, за исключением случаев, когда товары несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет декларируются одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим, а при организованном выезде (въезде) и обратном въезде (выезде) группы несовершеннолетних лиц - руководителем такой группы. Несопровождаемый багаж может декларироваться также другим лицом, действующим по доверенности, (ст.286 ТК РФ).

При перемещении товаров юридическими лицами обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров возлагается, как правило, на российское лицо, которое заключило внешнеэкономическую сделку или от имени или по поручению которого эта сделка заключена (ст. 16 ТК Российской Федерации).

Перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств (п. 16 ст. 11 ТК РФ). Отдельной категорией перевозчиков, пользующейся определенными льготами по порядку перевозки товаров, являются таможенные перевозчики, которыми могут быть российские юридические лица, включенные в Реестр таможенных перевозчиков (ст.93 ТК РФ). Их деятельность, отношения с таможенными органами регулируются главой 11 Таможенного кодекса.

Таможенный брокер (представитель) – посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом (п. 17 ст. 11 ТК РФ).

Специалист по таможенному оформлению – физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению и осуществляющее свою деятельность в качестве работника таможенного брокера (представителя) ст. 146 ТК РФ.

В случае совершения преступления лицом, уполномоченным оформлять таможенные документы на перемещаемый контрабандный груз, при отсутствии умысла на контрабанду к уголовной ответственности должно привлекаться лицо, уполномочившее (например, руководитель организации) на это действие.

Большая часть проблем привлечения к уголовной ответственности за контрабанду, связанных с признаками субъекта данного преступления, относится к интерпретации понятия совершения контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ).

Обычно к должностным лицам, использующим свое должностное положение для совершения контрабанды, на практике и в теории относят должностных лиц таможенных органов.



Просмотров