Тушение пожаров как процесс. Основы организации тушения пожаров: изучение закономерностей, элементов, обстановки на пожаре и их ликвидация Что же нужно для успешного руководства тушением пожара

Основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС

Развитие науки и техники, производств с применением новых синтетически-композитных материалов, усиленное развитие химической, нефтяной и газовой отраслей, сфер экономики, в технологических процессах которых используется большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ, тенденция увеличения этажности и площадей общественных и жилых зданий, происходящие на фоне резкого ограничения контрольных полномочий государственного пожарного надзора, требуют постоянного внимания к мерам предупреждения и тушения пожаров.

Из сказанного следует:

– число опасностей не снижается и роль специально выделенной службы (пожарной охраны) в жизни общества и обеспечении безопасности жизнедеятельности человека велика;

– для снижения пожарной опасности любого объекта следует принимать максимум профилактических, конструктивно-технологических, организационных, правовых и других мер, направленных на недопущение возникновения пожара;

– необходимо предусматривать конструктивно-планировочные и технологические решения, снижающие интенсивность развития возможного пожара, способствующие локализации зоны горения и задымления; уменьшающие ущерб и создающие безопасные и оптимальные условия для прибывающих сил экстренного реагирования;

– необходимо предусматривать комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на активную локализацию и тушение пожара специальными технологическими приемами, автоматическими системами пожаротушения дистанционно или путем привлечения сил и средств пожарной охраны за минимальное время.

Совокупность способов и приемов тушения пожара, применяемых с учетом возможностей подразделений пожарной охраны и конкретной обстановки на пожаре, называется пожарной тактикой .

Пожарная тактика включает в себя теорию и практику подготовки и ведения боевых действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров.

Основным предметом изучения пожарной тактики является подготовка к тушению и непосредственно тушение пожаров различными силами и средствами.

Цели пожарной тактики :

  • познавать закономерности развития пожара;
  • разрабатывать способы и приемы спасения людей и тушения пожаров;
  • разрабатывать способы ведения боевых действий подразделений по тушению пожаров;
  • разрабатывать организационную структуру;
  • подразделений, изучать их тактические возможности и методы подготовки.

К задачам пожарной тактики относят :

  1. изучение сущности процессов развития и тушения пожаров, а также установление действующих в этих процессах закономерностей;
  2. исследование тактических возможностей подразделений пожарной охраны;
  3. разработку способов действий подразделений;
  4. организацию тушения пожаров и управление боевыми действиями при их тушении;
  5. организацию тактической подготовки подразделений с учетом выработки определенных боевых и моральных качеств личного состава.


Основы тушения пожаров

Основные исходные положения пожарной тактики содержатся в Приказе МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров осуществляется в соответствии Боевым уставом с учетом специфики зданий (сооружений), в которых произошел пожар.

Боевые действия по тушению пожаров включают следующие этапы :

а ) боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара:

  • прием и обработка сообщения о пожаре;
  • выезд и следование к месту пожара;

б ) боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара:

  • прибытие к месту пожара;
  • управление силами и средствами на месте пожара;
  • разведка пожара;
  • спасение людей;
  • боевое развертывание сил и средств;
  • ликвидация горения;
  • проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ;

в ) боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара:


Основы проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС

Проведение АСР, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

К действиям по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, привлекается личный состав и подразделения пожарной охраны, аттестованные на право ведения АСР в установленном порядке.

Подразделения пожарной охраны привлекаются к проведению АСР и других неотложных работ при ликвидации ЧС, связанных с :

  • прохождением комплекса неблагоприятных метеорологических явлений;
  • наводнениями (паводками);
  • химическим, бактериологическим, радиационным заражением местности;
  • обнаружением взрывоопасных предметов;
  • транспортными происшествиями;
  • обрушениями зданий и сооружений (землетрясениями);
  • природными пожарами (при угрозе населенным пунктам);
  • крупными техногенными пожарами.

Действия по проведению АСР включают следующие этапы :

а ) действия, проводимые до прибытия к месту ЧС:

  • прием и обработка сообщения о ЧС;
  • выезд и следование к месту ЧС;

б ) действия, проводимые на месте ЧС:

  • прибытие к месту ЧС;
  • управление силами и средствами на месте ЧС;
  • разведка ЧС;
  • спасение людей;
  • проведение АСР и других неотложных работ;

в ) действия, проводимые после ликвидации ЧС:

  • сбор и следование в место постоянной дислокации;
  • восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны.
Литература :
  1. Приказ МЧС от 16.10.2017 № 444;
  2. Учебное пособие "Пожарная тактика" В.В. Теребнев, А.В. Подгрушный 2012 г.;
  3. Курс лекций «Пожарная тактика» Н.Ю. Клименти 2013 г.

При возникновении пожаров в подвижном составе на железнодорожных станциях, перегонах (в пути следования) администрация, диспетчер, машинисты и другие работники железнодорожного транспорта должны действовать согласно инструкции. При этом следует:

Немедленно сообщить о пожаре на ЦППС гарнизона пожарной охраны и в линейный орган внутренних дел;

Обеспечить эвакуацию пассажиров, расцепку поездов и отвод вагонов на безопасные расстояния, эвакуацию соседних поездов;

Снять напряжение о контактной сети на участке выполнения работ; принять меры по ликвидации очага горения первичными средствами пожаротушения, предотвращению растекания ЛВЖ и ГЖ и отводу их в безопасное место;

Произвести расшифровку грузов в горящих и соседних вагонах и т.д.

Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасанием пассажиров, эвакуацией подвижного состава и грузов до прибытия пожарной охраны возлагается:

на станциях - на начальника станции, его заместителей, а в их отсутствие на дежурных станции;

на перегонах (в пути следования) - на машинистов грузовых и дизель - электропоездов, машинистов ведущего локомотива тяжеловесных составов, начальников пассажирских поездов, начальников секции рефрижераторных поездов, лиц, сопровождающих почтово - багажные поезда и специальные вагоны;

на предприятиях по обслуживанию и ремонту подвижного состава - на руководителя предприятия или его заместителей.

При возникновении пожара на перегоне машинист поезда после оценки обстановки по согласованию с поездным диспетчером либо принимает решение о движении его до ближайшей станции (разъезда), куда направляются подразделения пожарной охраны, либо должен остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов), чтобы исключались вероятность попадания разлитых жидкостей в ручьи, водоемы и угроза загазованности ЯВ территорий населенных пунктов, ближайших объектов. Желательно наличие вблизи источников водоснабжения.

Ответственный за тушение пожара, высылает работника железнодорожного транспорта для встречи подразделений пожарной охраны. На железнодорожных станциях в аварийных ситуациях, в том числе при возникновении пожаров, руководством станции разрабатывается план ликвидации аварии для обеспечения выполнения указанных работ до прибытия пожарной охраны. Для оперативной ликвидация последствий аварии или пожара и восстановления движения поездов по железной дороге предусматривается одновременный выезд к месту аварии (пожара) восстановительного и пожарного поездов.

По согласованию с МПС, при составлении ТРА станций в его состав включается раздел "Порядок действий работников станции при возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами и пожаров", в котором отражаются следующие требования:

1. В соответствии с п. 16.2 Правил технической эксплуатации (ПТЭ) должны быть определены районы управления и распределены между работниками станции обязанности по рассредоточению и выводу из опасной зоны вагонов и составов, а также по локализации аварий и пожаров в начальной стадии.

2. Для работников станции должно быть предусмотрено немедленное выполнение следующих работ:

Провести в течение не более 15 мин. с момента обнаружения пожара рассредоточение вагонов и составов на безопасное расстояние от очага пожара (горящего вагона, места разлива и горения ЛВЖ, ГЖ, и т.п.);

Освободить от подвижного состава не менее трех соседних путей с обеих сторон от очага пожара и вывести состав из опасной зоны на расстояние не менее 200 м;

Обесточить и заземлить контактную сеть на участках работы пожарных подразделений за время не более 15 мин;

Освободить два пути в безопасной зоне с наветренной стороны от очага пожара, но не далее четвертого-пятого путей, для приема прибывающих пожарных и восстановительных поездов;

Продолжить эвакуацию подвижного состава, и в первую очередь с людьми и опасными грузами, в сторону вытяжных путей с учётом преобладающего направления развития пожара, создающего непосредственную угрозу основному массиву парка станции, станционным сооружениям, строениям и окружающей застройке;

Освободить пути или создать разрыв между вагонами, по указанию руководителя тушения пожара (РТП), для проведения боевого развертывания и прокладки рукавных линий прибывающими пожарными подразделениями;

Приступить к тушению пожара силами ДПД с помощью первичных средств пожаротушения, проложить рукавную линию от ближайших водоисточников и при условии обеспечения личной безопасности осуществлять с помощью распыленных струй воды защиту работников, выполняющих операции по эвакуации подвижного состава и опасных грузов.

3. После прибытия пожарных подразделений действия работников станции по эвакуации и рассредоточению подвижного состава осуществляются по указанию РТП или по согласованию с ним.

Руководителем работ по ликвидации последствий аварийных ситуаций является старший начальник железной дороги (начальник дороги, отделения, станции или их заместители) или начальник восстановительного поезда. После прибытия к месту пожара подразделений пожарной охраны МЧС, назначаются руководители тушения пожара. Они возглавляют работы по тушению пожара и управляют всеми подразделениями пожарной охраны, участвующими в ликвидации пожара.

На пожаре РТП обязан (через представителя администрации, входящего в состав оперативного штаба):

Установить вид материалов, содержащихся в горящих и соседних вагонах;

Принять меры по отцепке горящих вагонов и выводу их на специальную площадку или в безопасное место;

Потребовать до начала тушения письменное разрешение, подтверждающее снятие напряжения о контактных сетей и их заземление на участках работы пожарных подразделений.

После установления вида горящих материалов РТП совместно с администрацией по аварийным карточкам определяют пожарную опасность грузов и материалов и необходимые огнетушащие вещества.

Для обеспечения тушения пожара РТП создает следующие боевые участки (БУ):

1. По обеспечению эвакуации подвижного состава.

2. Защите подвижного состава.

3. Тушении пожара и охлаждению выведенных из зоны пожара железнодорожных цистерн (вагонов).

Указанные участки могут разбиваться на отдельные секторы.

Для эвакуации подвижного состава из зоны пожара в помощь начальнику БУ необходимо выделить двух помощников, одного от руководства станции, на которого возлагается ответственность за эвакуации поездов и ограничение растекания разлитой жидкости, второго - от начальствующего состава пожарной охраны МЧС РФ, обеспечив его силами и средствами дня проведения этой работы.

Руководитель тушения пожара, учитывая сложность в организации ликвидации аварии и тушения пожаров на станциях, должен уделять больше внимания вопросам связи, особенно между оперативным штабом на пожаре и работниками железнодорожного транспорта.

Работники железнодорожного транспорта поддерживают связь между собой с помощью средств связи железной дороги (радиотелефонной и громкоговорящей). Для более четкого взаимодействия работников железной дороги, оперативного штаба на пожаре и РТП к ним следует прикреплять связных с радиостанциями, работающими на частотах оперативного штаба на пожаре.

Помощник начальника БУ по эвакуации подвижного состава из числа работников железной дороги, используя громкоговорящую диспетчерскую связь станции, организует сбор рабочих для проведения обвалования и рытья лотков, для отвода разлитых жидкостей на безопасные расстояния (в естественные выемки и котлованы) и предотвращения их попадания в канализацию и другие подземные коммуникации. Для выполнения этих работ на ближайшие от границ пожара освобожденные пути могут быть поданы саморазгружающиеся полувагоны, платформы с негорючими сыпучими материалами (песком, щебнем, гравием, шлаком и т.п.).

Боевое развертывание должно осуществляться путем прокладки рукавных линий под железнодорожными путями и вдоль них. Для боевого развертывания выбираются участки с наименьшим количеством пересекающихся путей (до стрелочных переводов, у горловин парков), на которых отсутствует подвижной состав. В порядке исключения, для обеспечения быстрой подачи стволов, боевое развертывание можно провести путем прокладки рукавных линий по железнодорожным путям до окончания прокладки магистральных рукавных линий под путями (за исключением главных путей). Для проведения успешной боевой работы личного состава между вагонами путем их растяжки необходимо по возможности проделывать проходы (разрывы) шириной 10-20 м.

Боевое развертывание под путями с применением ручного немеханизированного и механизированного инструмента может выполняться одновременно в нескольких направлениях, это зависит от количества железнодорожных путей. Наиболее целесообразно применять способ прокладки во встречном направлении. При этом проделываются лотки для одновременной прокладки двух магистральных линий преимущественно диаметром 77 мм. Рабочие линии подключаются только через разветвления, установленные между путями. В этих местах следует иметь резерв рукавов. Для наблюдения за работой магистральных рукавных линий необходимо назначить ответственных лиц из личного состава боевого расчета.

Ликвидация пожаров в подвижном составе на электрифицированных участках должна производиться только после получения РТП письменного разрешения с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения. Снятие напряжения с контактной сети обеспечивается дежурным энергодиспетчером. По его приказу выдается письменное разрешение только электромонтером дистанции контактной сети, заземлившим участок. До обесточивания контактной сети и ее заземления на этих участках запрещается приближаться к контактным проводам на расстояние менее 2 м. и к оборванным концам ближе 10 м. Тушение без снятия напряжения допускается внутри вагонов подвижного состава, а также горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 м. от контактной сети, при условии, что струя пены или воды не будет касаться контактных проводов и других частей, находящихся под напряжением.

При горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов необходимо организовать охлаждение ходовой части вагонов и рельсов для предотвращения их деформации.

Охлаждение находящихся в зоне пожара железнодорожных цистерн с опасными грузами осуществляется путем додачи распыленной вода на верхнюю часть корпуса цистерны, что способствует также и наиболее равномерному и быстрому снижению температуры на боковых поверхностях цистерны.

При пожаре на перегонах успех тушения во многом зависит от того, насколько полна и точна информация, получаемая службой пожаротушения (СПТ) и подразделениями пожарной охраны в процессе их следования к месту вызова диспетчером центрального пункта пожарной связи (ЦППС) через дежурного поездного диспетчера станции уточняются следующие сведения :

Вид грузов в горящем и смежных вагонах, их количество;

Принятые меры по отцепке и эвакуации соседних вагонов, по обесточиванию участка контактной сети;

Возможность проезда пожарных автомобилей и наличие вблизи водоисточников;

Наличие разлива горючих или ядовитых жидкостей; наличие опасных грузов в очаге пожара и т.п.

Перечисленные сведения диспетчер ЦППС обязан передавать следующим к месту вызова подразделениям и дежурной службе пожаротушения.

Указанные данные позволяют до прибытия к месту вызова установить целесообразность привлечения к тушению дополнительных сил и средств, а также решить следующие организационные вопросы:

Определить необходимость использования других служб города и служб железной дороги, специальной пожарной техники и техники народного хозяйства,

Заправки свободных железнодорожных цистерн водой и отправления их к месту вызова,

Направления к месту разлива горючих жидкостей железнодорожных платформ и полувагонов с сыпучими материалами,

Подготовить платформы дня погрузки пожарной техники и организовать ее отправку по железной дороге,

Обесточить контактную сеть на участке происшествия,

Установить потребность в индивидуальных средствах защиты и специальной защитной одежде для личного состава и т.д.

При необходимости доставки пожарной техники и личного состава к месту пожара железнодорожным транспортом диспетчер ЦППС направляет телефонограммой заявку дежурному по отделению дороги на требуемое количество платформ и вагонов с указанием времени и места их подачи.

Крепление пожарной техники на железнодорожных платформах производится силами личного состава подразделения пожарной охраны совместно с работниками железной дороги. Диспетчер ЦППС систематически уточняет у дежурного поездного диспетчера станции изменение обстановки на пожаре, а также места нахождения горящих вагонов и информирует следующие к месту вызова подразделения и СПТ.

По прибытии на пожар РТП действует согласно требованиям Боевого устава. В первую очередь РТП должен поручить НТ произвести разведку водоисточников по обе стороны от полотна железной дороги для подачи воды вперекачку или путем подвоза. В труднодоступных местах могут быть использованы мотопомпы и техника повышенной проходимости, в том числе приспособленная для пожаротушения.

Работниками железнодорожного транспорта должны быть приняты меры для расшифровки грузов по перевозочным документам. Если свойства веществ и материалов неизвестны, РТП обязан потребовать от администрации железной дороги принятия мер по их выяснению (через грузоотправителя или грузополучателя), а в необходимых случаях направления их специалистов на место происшествия. Подавать огнетушащие вещества (воду, пену) следует только после выяснения рода груза.

Тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;..."

Источник:

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Организация тушения пожаров" в других словарях:

    Кимстач, Игорь Фотиевич - Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Управление государственной противопожарной службы Москвы - УГПС Москвы государственное учреждение МЧС России, возглавляющее систему Государственной противопожарной службы Москвы. На Управление в пределах компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, возложены… … Словарь черезвычайных ситуаций

    установка - 4.3 установка: Совокупность взаимосвязанных образцов ТС или систем, смонтированных для выполнения конкретной задачи в установленном месте. Источник …

    время - 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Пожарная охрана - Пожарные борются с пожаром … Википедия

    Частная пожарная охрана - Автомобиль группы компаний «Falck» в Польше Частная пожарная охрана вид пожарной охраны. Содержание … Википедия

    Основные - 1. Основные положения системы сельской телефонной связи. М., ЦНИИС, 1974. 145 с. Источник: Руководство: Руководство по проектированию сети электросвязи в сельской местности 16. Основные положения по учету труда и заработной платы в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ВОДОСНАБЖЕНИЕ - ВОДОСНАБЖЕНИЕ. I. Водоснабжение населенных мест. Цель и назначение водоснабжения. В. организованное и регулярное доставление массовому потребителю воды установл. качества и в определенном количестве, обеспечивающем с той или иной полнотой… … Большая медицинская энциклопедия

    Природные пожары в России в 2010 году - Природные пожары в России (2010) Дым над Европейской Россией 4 августа 2010 … Википедия

Основные задачи Государственного пожарного над­зора (Госпожнадзора) состоят в следующем.

1. Разработка противопожарных правил, норм, технических условий для вновь строящихся и реконструируемых объектов различного назначения, а также правил пожарной безопасности для действующих объектов.

    Контроль за соблюдением проектными организациями установленных правил при проектировании новых зданий и сооружений.

    Надзор за противопожарным состоянием действующих объектов.

    Учет и анализ пожаров.

    Противопожарная пропаганда и агитация, которые имеют принципиальное значение, так как свыше 50% пожаров возникают в результате нарушений противопожарного режима.

    Административная работа в виде наложения штрафов, дознания виновников пожаров, приостановки частично или полностью работы объектов, находящихся в угрожающем пожароопасном состоянии.

Важной формой работы органов Госпожнадзора на ВЦ являются пожарно-технические обследования. Различают комп­лексные и контрольные обследования. Комплексное обследование предусматривает детальное изучение противопожарного состоя­ния помещений ВЦ и проводится по ходу технологического процесса обработки информации. Контрольные обследования проводят с целью проверки исполнения ранее выданных предписаний на устранение выявленных нарушений, а также для выявления изменений противопожарного состояния объекта со времени комплексного обследования. Обычно контрольное обследование сводится к осмотру наиболее пожароопасных участков по кратчайшему маршруту.

Ответственность за противопожарное состояние ВЦ возложе­на на начальника и руководителей отдельных подразделений. Для проведения мероприятий, направленных на снижение пожарной опасности, назначается пожарно-техническая комиссия, в кото­рую входят ведущие специалисты ВЦ.

Большую роль в предупреждении и борьбе с пожарами играют общественные организации: добровольные пожарные общества (ДПО), добровольные пожарные дружины (ДПД), обще­ственные инспекторы по пожарной профилактике. На членов ДПД возложены задачи проведения разъяснительной работы по соблюдению противопожарного режима, надзора за состоянием средств пожаротушения, оказания помощи пожарным подразде­лениям в тушении пожаров и спасении людей. С членами ДПД проводят учебные занятия, они оснащены современной пожарной техникой и спецодеждой.

§ 52. Способы тушения пожаров и огнетушащие вещества

Для прекращения процесса горения используются следующие основные способы.

Охлаждение горящих веществ путем нанесения на их поверхность теплоемких огнетушащих средств (воды, пены и др.) или перемешивания слоев горящей жидкости.

Разбавление концентрации горючих паров, пылей и газов путем введения в зону горения инертных газов (азота, углекислого газа).

Изоляция горящих веществ от зоны горения нанесением на их поверхность изолирующих огнегасительных средств: пены, песка,

Химическое торможение реакции горения путем орошения поверхности горящих материалов или объемного разбавления горючей пыле-, газо- и паровоздушной системы флегматизирую-щими веществами и составами.

Эффективность перечисленных способов пожаротушения зависит от стадии развития пожара, масштабов загорания, особенностей горения различных материалов. В практических условиях происходит комплексное воздействие на процесс горения, когда преобладание того или иного способа зависит от выбранного огнетушащего средства. Рассмотрим характеристики наиболее распространенных огнетушащих средств.

Вода. Вода обладает тремя свойствами огнетушения: охлаждает зону горения, разбавляет реагирующие вещества в зоне горения и изолирует горючие вещества от зоны горения. По сравнению с другими огнетушащими веществами вода имеет наибольшую теплоемкость. Так, 1 л воды при нагревании от 0 до 100 °С поглощает 419 кДж теплоты, а при испарении - 2260 кДж. Превращаясь в пар, вода увеличивается в объеме

В 1750 раз. Смешиваясь с горючими газами и парами, выделяющимися при горении, водяной пар разбавляет их, образуя смесь, не способную гореть.

С помощью пожарных стволов можно сформировать мощные компактные струи воды длиной до 70-80 м, способные механически сбить пламя в трудно доступных местах. Мелкорас­пыленная вода интенсивно образует на поверхности горящих ма­териалов паровое облако, одновременно охлаждая и изолируя их от кислорода воздуха.

Вода является наиболее дешевым и распространенным средством тушения пожаров. Однако имеются определенные ограничения ее применения. Вода тяжелее многих горючих жидкостей (бензина, керосина, эфира, ацетона и др.), поэтому они всплывают на ее поверхность, продолжают гореть и, растекаясь, увеличивают площадь горения.

Природная вода содержит различные растворенные соли и обладает значительной электропроводностью. В связи с этим не следует применять воду для тушения пожаров электроустановок, находящихся под напряжением.

Воду нельзя применять при тушении объектов, содержащих вещества (например, щелочные металлы, карбид кальция, негашеную известь), которые, вступая с ней в реакцию, способствуют распространению пожара, создают опасность взрыва, выделяют взрывоопасные ядовитые газы, другие вредные вещества.

Следует ограничивать применение воды для тушения дорогостоящего электронного оборудования, которое от воздей­ствия воды приходит в негодное состояние.

Воднохимические растворы. Из-за высокого поверхностного натяжения вода обладает малой проникающей способностью в глубь таких плохосмачиваемых материалов, как древесина и древесный уголь, хлопок, шерсть и др., поэтому велики ее непроизводительные потери во время тушения пожаров. Для повышения эффективности тушения в воду добавляют различного рода смачиватели в виде поверхностно-активных веществ типа пенообразователей. Например, введение в воду 0,5...2% смачива­теля позволяет повысить эффект тушения пожаров плохо смачиваемых веществ и материалов почти в 2 раза.

Огнетушащую эффективность воды можно также повысить путем увеличения ее вязкости. В качестве загустителей воды применяют натриевую соль полиакриловой кислоты, метилцеллю-лозу и др. Действие «вязкой» воды заключается в ее способности покрывать тонкой пленкой горящую поверхность и удерживаться на ней.

Огнетушащие пены. Пена представляет собой систему, в которой дисперсной фазой всегда является газ. Пузырьки газа могут образовываться внутри жидкости в результате химичес-

ких процессов или механического смешения воздуха с жид­костью.

При тушении пожара пена, покрывая горящее вещество, изолирует его от окружающей среды, препятствует проникнове­нию горючих газов и паров в зону горения и передаче теплоты из сферы горения к горящему веществу. В процессе разрушения пены образуется жидкая пленка, смачивающая и охлаждающая поверхность горения. Широкое применение нашли два вида огнегасительных пён: химическая и воздушно-механическая.

Химическая пена получается в результате взаимодействия кислотных и щелочных растворов в присутствии пенообразовате­ля. Практически такую пену получают в эжекторных пеногенера-торах из пенообразующего порошка и воды. Порошок состоит из сухих солей сернокислого алюминия и бикарбоната натрия, а также пенообразующего вещества, например, лакричного экстракта. При взаимодействии с водой они растворяются и немедленно реагируют с образованием двуокиси углерода. Из 1 кг пенообразующего порошка и 10 л воды образуется 40-60 л пены. Пена состоит примерно из 80% углекислого газа (по объему), 19,7% воды и 0,3% пенообразующего вещества и представляет собой пузырьки углекислого газа с оболочкой из воды. Стойкость пены с момента ее образования до полного распада 40 мин.

Воздушно-механическая пена представляет собой механиче­скую смесь воздуха (90-99%), воды (9,7-0,96%), пенообразо­вателя (0,3-0,04%), которую получают путем их интенсивного перемешивания с помощью воздушно-пенных стволов или пеногенераторов.

Огнетушащие свойства такой пены определяются ее кратно­стью, стойкостью, дисперсностью и вязкостью. Кратность - это отношение K = VJV X , где V n - объем пены; У ж - объем жидкости, из которой она получена. По кратности различают низкократную (/«10), среднекратную (/(=10...200) и высоко­кратную (/(=200...1000) пену.

Стойкость воздушно-механической пены меньше, чем химиче­ской, причем стойкость уменьшается с увеличением кратности. Однако воздушно-механическая пена совершенно безвредна для людей, не вызывает коррозии, обладает малой электропроводно­стью и весьма экономична. В настоящее время применение химической пены сокращается.

Огнетушащие пены широко применяются для тушения пожаров при загорании горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, а также твердых горючих веществ и материалов.

Инертные газы (азот, аргон, гелий, двуокись углерода). Они обладают способностью быстро смешиваться с горючими парами и газами, понижая концентрацию кислорода в зоне горения до такого предела, при котором горение прекращается.

* - w -

Особое место среди инертных газов занимает двуокись углерода или углекислый газ СОг. При сжатии под давлением 3,5 МПа СО 2 превращается в жидкость, называемую углекисло­той, которая хранится и транспортируется в стальных баллонах под давлением 12,5 МПа. Огнегасительная концентрация газообразной углекислоты не менее 30% объема защищаемого помещения.

Углекислота, быстро испаряясь (из 1 кг жидкой кислоты получается 509 л газа), переохлаждается, образуя хлопья «снега» с температурой - 79 °С. Таким образом, разбавляющее огнету-шащее действие дополняется интенсивным охлаждением очага горения.

Углекислота неэлектропроводна и пригодна для тушения электроустановок, находящихся под напряжением. Следует помнить, что предельно допустимое для человека содержание в воздухе СОг 10%. Поэтому при заполнении горящего помещения углекислым газом из него необходимо эвакуировать людей.

Ингибиторы или флегматизаторы. Эти вещества действуют на принципе торможения химических реакций горения. В настоящее время для пожаротушения применяют такие ингибиторы, как фреон (хладон) 114В2, фреон (хладон) 13В1, а также огнетушащие составы на основе предельных углеводородов: «3,5», ОКБ, 4НД.

Огнетушащие порошковые составы. Они представляют собой тонко измельченные минеральные соли с различными добавками, служащими для уменьшения слеживаемости и комкования. Порошковые составы обладают очень высокой огнетушащей способностью (тушение пожаров большинства веществ и матери­алов достигается за 5-7 с), они универсальны, т. е. способны тушить любые материалы, в том числе нетушимые всеми другими средствами, например, термиты, щелочные металлы.

Огнетушащий эффект порошковых составов носит комплекс­ный характер: ингибирование (торможение) химических реакций в зоне горения; охлаждение зоны горения вследствие расходова­ния теплоты на нагрев и термическое разложение частиц порошка; разбавление горючей среды как частицами порошка, так и продуктами его разложения; эффект огнепреграждения при тушении по поверхности.

Порошковые составы обладают диэлектрическими свойствами, практически нетоксичны, не оказывают коррозионного действия на металлы. Недостатком большинства порошковых составов является их высокая гигроскопичность, что приводит к слежива­нию и образованию комков.

Выбор способов и средств пожаротушения на ВЦ зависит, в первую очередь, от места возникновения пожара. Воду можно использовать для тушения пожаров в помещениях программи-

стов, библиотеках, конференц-залах, вспомогательных и слу-жебно-бытовых помещениях. Углекислый газ и воздушно-механическую пену - в технических этажах, кабельных лотках, каналах, туннелях, подпольных пространствах. В машинных залах, хранилищах информации, помещении контрольно-измери­тельных приборов применять воду и пену недопустимо ввиду опасности повреждения или полного выхода из строя дорогостоя­щего электронного оборудования. Здесь наиболее эффективно применение установок газового пожаротушения (см. § 54).



Просмотров