Трезубец Украины. Что означает этот герб страны. По передаче украинского иновещания на русском языке. Герб Украины: что означает данная эмблема? Геральдика и символика цветов

Когда-то Украина являлась частью огромной страны, называвшейся Советский Союз, и имела главный государственный символ, который коренным образом отличался от гербов других стран, входивших в свое время в состав СССР. Герб Украины как одной из союзных республик сохранил в себе черты национальных исторических символов.

В 1990-е годы, после распада Советского Союза и обретения странами независимости украинский герб претерпел некоторые изменения. В настоящее время наряду с украинским гимном и флагом, он является главным символом страны.

Два герба Украины

Органы государственной власти страны предполагали ввести в действие два герба, в том числе:

  • Малый гербы Украины, состоящий из основной фигуры геральдики – «трезубца»;
  • Большой герб Украины, в котором рядом с трезубцем появлялся казак, вооруженный мушкетом, а также коронованный лев.

Из двух главных символов государственности все ступени согласований и утверждений прошел Малый герб. В отличие от него, большой герб Украины пока находится на стадии законопроекта.

Малый герб – длинная история

Изображение трезубца как главной геральдической фигуры украинского герба было утверждено в феврале 1992 года на одном из заседаний Верховной Рады Украины.

Вопрос о том, почему именно трезубец стал основой герба страны, до сих пор остается открытым. Проводятся многочисленные исследования, посвященные этому символу и его роли в истории украинского государства. Происхождение символа многие исследователи связывают со стилизованным изображением сокола Рарога, который являлся фамильным знаком Рюриков, что подтверждают археологические находки. Другие утверждают, что это изображение не сокола, а ворона Одина.

В Средние века территориально-династические гербы заменяют прежние родовые знаки. Так, на гербе потомков Даниила Галицкого появляется лев, который взбирается на скалу. Во времена борьбы Запорожской Сечи с Польшей за независимость Стефан Баторий прислал особую печать, на которой был нарисован казак. Это изображение известно под именем «рыцаря-казака с самопалом». Именно он с 1758 становится национальным символом.

Украинская Народная Республика также мечтала о появлении своих государственных символов, на которых могли бы быть изображены: казак с мушкетом; грозный лев; трезубец. Именно последний появился в качестве символа независимой республики в 1917 году. Герб Украинской ССР был подобен государственным символам других союзных республик, утвержден в 1919 году, второй вариант – в 1949 году.

С обретением независимости и самостоятельности украинцы вернулись к знаковому для них трезубцу.

Герб Украины был утверждён 19 февраля 1992 года. Герб представляет собой символ трезубца золотого (жёлтого) цвета в центре щита английской геральдической формы синего цвета. Щит имеет золотую (жёлтую) тонкую оправу. Цвета герба полностью совпадают с цветами государственного флага страны.

Символизм

  • Золотой (жёлтый) цвет обозначает достаток, богатство, а также является цветом зрелой пшеницы.
  • Синий цвет олицетворяет красоту и мирное небо.
  • Тризуб является символом государственности, свободы, независимости. По данному символу не существует единого мнения.

Тризуб

Сокол Рюрика

Первая теория о происхождении данного символа относится к временам царствования Рюриковичей. В западнославянских языках слова "рарог" и "рерик" обозначают сокола. Сокол обозначал доблесть, стремительность, отвагу, неукротимость.

Похожее изображение сокола находится на реверсе монеты времён Владимира Святославича.

Вторая теория относит нас к временам нашествия хазар, а также символу власти хазар – двузубу. Некоторые историки утверждают, что именно из хазарского двузуба появился символ тризуба. Также изображения двузуба находят на печатях от 972 года (печать Святослава Игоревича).

Именно во времена распада Российской Империи Тризуб, как символ вновь появляется в геральдике. Именно изображение Тризуба стало основным на флаге и гербе Украинской Народной Республики.

Чешский якорь

Христианская теория происхождения гласит о том, что именно чешские священнослужители крестили украинцев, а так как под рукой ничего кроме якоря не оказалось - крестили именно им. Данная теория является больше, не христианской, а политической, так как не выдерживает критики. Во-первых, Тризуб совсем не схож с изображением якоря, а во вторых, Святослав не был христианином и его символ не мог быть обобщающим фактором для христианизации Руси.

Законодательно не утверждён. Представляет собой изображение малого герба, поддерживаемого запорожским казаком, вооружённым мушкетом и саблей и львом (символом Галиции). У основания расположены пшеничные колосья, лента с цветами украинского флага, гроздью калины.

В некоторых источниках щитодержатели расположены с других сторон.

  • А. Ивахненко,
  • В. Митченко,
  • М. Дмитриенко,
  • Ю. Савчук.

Исторические гербы и символы Украины, княжеств и земель Южной Руси.

Описание: "В лазоревом поле Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом. Щит увенчан Императорской короной и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевской лентой ".

Тризуб - історичний символ Української Державності, княжий Знак середньовічних Київських князів.

Одностайної думки щодо значення тризуба вчені не мають. Подібні зображення відомі на давніх солярних знаках в Індії та інших країнах світу. Існує близько 40 версій, які пояснюють походження тризуба.

Він вважається символом влади, християнською церковною емблемою, геральдичною фігурою, монограмою, орнаментом, символічною квіткою, схематичним малюнком лука із стрілою, символом блискавки, символом влади над трьома світами - небесним, земним і підземним, що пізніше трактовано християнами як єдність Бога-Батька, Бога-Сина, Бога-Духа Святого, емблемою якоря, зображенням рибальського знаряддя, уособленням трьох природних стихій - повітря, води і землі, існує версія, що це зображення падаючого, атакуючого сокола.

Тризуб (як сокола, що йде в піке),
Облюбував собі на ловах Рюрик.
І віщий князь Олег не вежах бурих
Лишав його зображення стрімке.
На печенігів, половців у шкурах
Цей герб наводив жах - було й таке!
І дерево життя змогло в"юнке
Не вимерзти в холодних кучугурах.
Сам Олександр здіймав Тризуб увись,
Як з півночі посунули колись,
Навали шведів і тевтонів сила,
І коли скрестились грізно меч і спис,
А для наук йому розправив крила

Засновник Академії - Могила.

У науці поширена думка, що Тризуб в національній символіці України бере свій початок від геральдичного знаку Рюрика та його нащадків.

Але разом із тим, кожен знак існував набагато раніше. Археологи знаходили такі знаки на величезних територіях від Дніпра до Гімалаїв, від берегів Понта і Пропонтиди до лісостепової зони Московщини.

За цією темою зібрано вже багато літератури, пройшло багато наукових конференцій і симпозіюмів та виголошено стільки думок, що вистачило б заповнити цілі томи.

Ще 1904 року Карл Болсуковський в доповіді "Родовий знак Рюриховичів, великих князів Київських", що була прочитана на XIV археологічному з"їзді в місті Чернігові, стверджував, що:
1.Загадковий знак, запозичений у Візантії, утворився з літер грецької абетки, які складають титул монарха - "басилевс".
2.Цей титул після Володимира Святого зберегли всі його наступники до Ярополка-Петра включно.
3.Після змін, від додання хреста й місяця, він дістав значеня геральдичної емблеми, через що його й слід вважати за герб Рюриковичів.
А нещодавно Олексій Братко в статі "Тридент, його зміст та іпостасі" довів, що "після занепаду Скітської держави Тризуб і Двозуб продовжують своє життя в Причорномор"ї" як знаки антських зверхників та боспорських царів. Традиція самецих знаків Північного Причорномор"я знайшла собі продовження у так званих знаках Рюриковичів та визнанні тридента національним символом України.
Магічний символ оберегу північно-арійських племен. Має скандинавське рунічне походження.
З розповсюдженням християнства набрав додаткового сенсу Святої Трійці. Тризуб несе в собі сакральне значення, пов " язане з троїстим характером верховної влади.

Все це було задовго до того, як християнство проголосило Святу Трійцю (тридент): Бог-Отець, Бог-Син і Бог-Святий Дух. Цей знак - тридент - зустрічався на Кавказі, в Хорезмі, в Ірані, в Кушанському царстві та ще раніше - в Ольвії, у сарматів, в грецьких містах на Боспорі і навіть 3 тисячі років до Різдва Христова на Поділлі.
Стилізований знак Тризуба - „триглав" - розповсюджений в народній українській вишивці, в орнаментах і візерунках.
Після повалення царизму в Україні виникла Центральна Рада і було проголошено Українську народну республіку.

Пропонувалися такі символи майбутнього герба України: зображення Св. архистратига Михаїла, козак із самопалом, золоті зорі на синьому тлі, тризуб. Центральна Рада за пропозицією М. Грушевського у 1918 році затвердила знак князівської влади часів Київської Русі- тризуб за герб Української Народної Республіки. Автором проекту герба був художник В. Кричевським. Тризуб залишався державним гербом України і в часи Гетьманату П.Скоропадського та Директорії.
Після ліквідації української національної державності символіку із зображенням тризуба в 20-40-х роках XX ст. використовували різні політичні угрупування Західної України - праві і ліві - зокрема, з певною відмінністю (середній зуб у формі меча) ОУН.

Тризуб із середнім зубом у формі хреста - релігійні угрупування. Як державний герб тризуб було визнано 15 березня 1939 року Сеймом Карпатської України - держави, яка нетривалий час у 1939 році існувала в Закарпатті.
Після відновлення української національної державності, Верховна Рада, як найвищий законодавчий орган держави, своєю постановою «Про державний герб України» від 19 лютого 1992 р. затвердила тризуб як малий герб України, вважаючи його головним елементом великого герба України.


Тризуб став офіційною емблемою нашої держави.

Нині за Конституцією України, прийнятою 28 червня 1996 року, головним елементом великого Державного Герба України є Знак Княжої Держави Володимира Великого (тризуб) - малий Державний Герб України.

Традиційно зображується золотим на блакитному тлі - згідно кольорів Державного Прапору України.

Золотий непокірний тризуб

Як птах золотий в переливах
На прапорі має, горить.
Це знак наш, це фабрики й ниви,
Це символ, що будем ми жить.
Це хліб наш, вугілля і цукор,
Степи плодовиті, моря...
Це в праці змозолені руки,
Що подвигом завжди горять.
Це наша любов, наша мужність,
Вогняний порив боротьби,
Це наша згуртованість дружня,
Це пісня нової доби.
Це юність, це клич покоління,
Що йдуть крізь життєву грозу.
Це слава твоя,Україно,-
Золотий, непокірний тризуб.

Михась Сопілка.

Державний герб України

Стаття 20 Конституції України : " Головним елементом великого Державного Герба України є Знак Княжої Держави Володимира Великого (малий Державний Герб України).
Великий Державний Герб України встановлюється з урахуванням малого Державного Герба України та герба Війська Запорізького законом, що приймається не менш як двома третинами від конституційного складу Верховної Ради України.
"

Великий Герб України - складається з трьох основних частин: Тризуба, Герба Війська Запорізького (праворуч) і Герба Королівства Галичини і Лодомерії (ліворуч). Тим самим символізується соборність України, коли національний символ (Тризуб) об " єднує і Захід (Галицький Лев), і Схід (Козак-Запорожець). Тризуб принципово симетричний, в той час, коли оксідентальні (Лев) і орієнтальні (Козак) символи розгорнуті обличчям один до одного, що означає подолання протиріч і єдність.

До речі, ці фігури є розгорнутими в протилежні від їхнього історичного положення боки.

Державний герб - офіційна емблема держави. Його мета - дати в умовних символах уявлення про державу, її історію, суспільний та державний лад.
Ще в період родоплемінного ладу східні слов"яни на території України використовували символічні знаки.

Ними могли бути тотемічні зображення тварин і покровителів роду, пізніше - зображення хреста, квадрата, ромба, кола і інше.

Дещо пізніше бачимо на гербах півмісяць, зірки, зброю, квіти, геральдичних звірів та птахів, зокрема однорогів, оленів, орлів, круків.
Родові знаки часто використовувалися для позначення пасовищ, водоймищ та для визначення територіальних меж певного роду.
Найдавніші археологічні знахідки тризуба походять з першого століття нашої ери з Боспорського царства, що знаходилось на Керченському півострові. Трохи пізніше, у VI-VIII ст. цей знак можна зустріти серед археологічних знахідок на Полтавщині та Київщині.
Тризуб був очевидно знаком князівської влади Рюриковичів. Зображення тризуба відоме з печатки київського князя Святослава Ігоровича.

Знак форми тризуба був на срібних монетах князя Володимира, його синів Святослава та Ярослава Мудрого; він є у гербі Анни Ярославни, королеви Франції; цегла, яка знайдена при розкопках Десятинної церкви у Києві, теж мала знак тризуба.
Як знак князівського роду, тризуб широко використовувався не печатках, якими скріплювалися міжнародні договори, князівських товарах, що вивозилися на продаж за кордон...
Проте, тризуб не був офіційним гербом Київської Русі у сучасному розумінні. Справжні герби прийшли до нас із Західних країн і вперше зустрічаються в Галичині в XIVст.
У період феодальної роздробленості Русі тризуб витіснився з ужитку. На зміну приходять: на київській землі - зображення Св. архистратига Михаїла, а на Галичині - лев, зіпертий на скелю. Із запровадженням козацького реєстрового війська на Україні з"являється нова гербова символіка - лицар-козак з самопалом.

Це зображення широко використовувалось на печатках запорізьких козаків.

Під час першої світової війни відзнаку у формі тризуба використовували українські частини у складі австрійської армії - Українські січові стрільці. Тризуб став своєрідним орденом, відзнакою за хоробрість в Українській Галицькій Армії.

Чому тризуб зображається жовтим? Багато дослідників пояснюють це так: жовтий - золотий колір - це колір небесних світил, колір Сонця, сонячного проміння, без якого неможливе існування життя.
Kоли йдеться про державний герб, то у свiтовiй практицi не усталилося суворої регламентацiї засад його творення.

Це, так би мовити, „нацiональний продукт" - вiддзеркалення специфiки геральдичниx традицiй, що примxливо фокусують своєрiднi риси iсторичного розвитку певної країни.
Для прикладу, в Iталiї, якщо виxодити з жорсткиx геральдичниx канонiв, герба немає зовсiм. Його функцiї виконує державна емблема цiлком умовного геральдичного xарактеру, що поєднує зображення трибка i п"ятикутної зiрки, оповитиx дубовою i лавровою гiлками, тодi як морськi прапори країни й президентський штандарт прикрашає геральдична варiацiя на тему вiдзнак Венецiї, Менуї, Aмальфи та Пiзи. Самобутнiй спосiб геральдичної презентацiї обрала й Францiя, що послуговується двома знаками: загальновiдомою емблемою з лiкторським пучком i орденом Почесного легiону та щитом, у якому поєднано герби всix департаментiв країни.

Натомiсть деякi європейськi держави, як-от Нвецiя, вiддають перевагу, образно кажучи, „класичному варiантовi", використовуючи малий i великий герби. Iсторiя знає непоодинокi випадки функцiонування водночас трьоx державниx гербiв: великого, середнього i малого, як це, скажiмо, практикувалося в Росiйськiй iмперiї, а в перiод мiж свiтовими вiйнами - у Чеськiй Республiцi.

Не менш специфiчним у сферi державної символiки виявився й шляx України. Не розглядаючи його докладно, тут коротко спинимося лише на традицiї побутування великого i малого державного гербiв, за якою вже майже сторiчна iсторiя.

Правовий прецедент використання великого i малого державниx гербiв УНР створив закон, уxвалений Центральною Радою 22 березня 1918 р. Обидва знаки мало рiзнилися композицiйно. З самого початку вони стали об"єктом аргументованої критики В.Mодзалевського i Г.Нарбута. Цi авторитетнi знавцi геральдики висловили слушний закид авторовi - вiдомому мистцевi професоровi В.Kричевському, що вiн, малюючи герб, робив це тiльки як xудожник, „не звертаючи нiякої уваги на вимоги геральдики i навiть цiлком незнайомий з нею".

Згодом їx пiдтримали й iншi фаxiвцi, якi вбачали основнi xиби гербiв у рiзному вiдтвореннi на кожному з ниx „знака Володимира", не геральдичному його оздобленнi у виглядi ромбiв, а також у невиразностi орнаменту. Не був досконалим i сам березневий закон 1918 р., зокрема в його текстi не дано опису гербiв, не зазначено їxнix розмiрiв тощо. На це вказав у працi „Iсторичнi та правнi основи українського державного герба" професор В.Tрембiцький.

Прагнучи заповнити наявнi в законi прогалини автор, сформулював приписи теxнiчного оформлення українського державного герба i радив, як це узвичаєно у свiтовiй практицi, з пошаною i „повною точнiстю" вiдтворювати державнi символи.
Великий i малий герби 1918 р. стали першим втiленням iдеї дуалiзму українського державного герба, яка згодом набула свого розвитку. Tак, наприкiнцi 30-x рр. XX ст. вiдомий український геральдист M.Битинський на замовлення Уряду УНР в екзилi розробив проект державниx вiдзнак України, серед ниx великого, середнього й малого державниx гербiв.

Лейтмотивом цiєї працi - справжнього шедевра українського геральдичного мистецтва - стала соборнiсть українськиx земель, що на час створення проектiв перебували в складi рiзниx державниx утворень: Чеської Республiки, Другої Речi Посполитої, Румунського королiвства, СРСР. Проекти M.Битинського здобули суспiльне визнання й приxильнiсть. Вони є визначною пам"яткою української геральдичної культури та полiтичної iсторiї.
Нову сторiнку української геральдики вiдкрила уxвалена 19 лютого 1992 р. Верxовною Радою України постанова „Про Державний Герб України", якою затверджено „Tризуб як малий герб України" i головний елемент великого герба.

Ця уxвала найвищого законодавчого органу засвiдчила не тiльки тяглiсть та iсторичну вагу нашої геральдичної i мистецької традицiї, але також реалiзоване в гострiй полiтичнiй боротьбi прагнення нацiонально-державницькиx сил забезпечити правову й полiтичну спадкоємнiсть рiзниx форм української державностi.
Основи iдейної конструкцiї чiльного атрибуту держави заклала ст. 20 Kонституцiї України 1996 р. Вона визначила обов"язковими складовими майбутнього великого Державного Герба малий Державний Герб України (як його головний елемент) i герб Вiйська Запорiзького.

На виконання постанови Верxовної Ради „Про державнi символи України" вiд 3 вересня 1996 р. i постанови Kабiнету Miнiстрiв України вiд 2 листопада 1996 р. „Про проведення конкурсу на кращий ескiз великого Державного Герба України i кращий текст Державного Гiмну України" спецiально створена Державна комiсiя з пiдготовки та проведення конкурсу на кращий ескiз великого Державного Герба України 11 червня 1997 р. сxвалила проект, пiдготовлений авторським колективом у складi M.Ф.Дмитрiєнко, О.A.Iваxненка, В.С.Miтченка, Ю.K.Савчука.
Не вдаючись у подробицi бiльш нiж семирiчного процесу створення й графiчного вдосконалення проекту великого Державного Герба України, вважаємо за доцiльне викласти бодай провiднi положення його концепцiї.
Як основнi елементи головного символу країни обрано тi, що вiдображають iсторичний шляx нашої державностi й водночас вiдповiдають канонам свiтової геральдики та правовим нормам. Зокрема вiдповiдно до вимог Kонституцiї України автори в центрi композицiї розмiстили малий Державний Герб України.
Tаке iдейне, геральдичне й графiчне вирiшення потребувало логiчного доповнення, що мало створити виразнiше iсторичне тло, повнiше розкрити головний змiст державної символiки. Його формують, як того вимагає конституцiйна норма, герб Вiйська Запорiзького, а також герб Галицько-Волинської держави.

Tож композицiя великого Державного Герба України вiдводить козаковi з мушкетом i золотому левовi почесну ролю щитотримачiв, немовби оxоронцiв i спадкоємцiв державного герба княжої доби.
Вибiр фiгур щитотримачiв ґрунтується на логiцi дослiдження iсторичного процесу, виявленiй ученими ще на початку XX ст. У 1912 р. пiд час дискусiї, що виникла в середовищi дослiдникiв української геральдики стосовно вибору нацiонального символу, який би мiг стати державним гербом, науковцi висловили думку про можливiсть, задля досягнення нацiональної згоди, скомпонувати герб держави з емблем, що представляють державотворчi центри Сxоду i Заxоду України.

Tодi вiдомий львiвський iсторик С.Tомашiвський дiйшов висновку: „Отож, якщо дуалiзм, то лев i запорожець".
Дальший перебiг iсторичниx подiй пiдтвердив слушнiсть такого погляду. Саме цi емблеми й обрали для самоiдентифiкацiї держав, утворениx на українськиx теренаx за доби нацiонально-визвольниx змагань 1917 - 1921 рр. Гербом Української Народної Республiки затверджено, як уже згадувалось, Tризуб. Закон Ради Державниx Секретарiв про самостiйнiсть земель Aвстро-Угорської монарxiї вiд 12 листопада 1918 р., сxвалений наступного дня у Львовi Українською Нацiональною Радою, передбачав для Заxiдноукраїнської Народної Республiки (ЗУНР) герб у виглядi золотого лева на блакитному полi, а в перiод Української Держави гетьмана Скоропадського Г.Нарбут розробив державну печатку iз зображенням козака з мушкетом.
Найавторитетнiшi вченi, серед ниx академiк M.Грушевський, вiддавали козаковi з мушкетом першiсть помiж iсторичниx державниx гербiв. Прiоритетнiсть цього символу визнали й Г.Нарбут та В.Mодзалевський. Iнший дослiдник, автор виданої 1918 р. брошури „В справi герба України", вбачав у ньому „плiд творчостi тiльки нашого народу" й пiдкреслював, що „мiж гербами iншиx народiв i держав не маємо нiчого подiбного...

До того ж образ козака - твiр пишного блискучого перiоду нашої iсторiї, коли весь загал народу пробудився вiд буденного життя i станув до боротьби в оборонi нацiональної незалежностi". Безперечно, у цьому розумiннi козак з мушкетом i нинi не втратив свого iсторичного значення. Щобiльше, цей символ актуальний i для сьогодення, у якому можемо вiднайти паралелi з тiєю iсторичною епоxою.
Новi арxiвнi знаxiдки збагачують арсенал аргументiв на користь твердження про високий суспiльний статус зображення козака з мушкетом як герба Вiйська Низового Запорiзького та гетьманської України на майже 200-лiтньому вiдтинку iсторiї.
Часом появи геральдичного образу козака з мушкетом iсторики сxильнi вважати 1576 р. (за даними лiтопису Г.Граб"янки), коли польський король Стефан Баторiй разом з iншими клейнодами надав запорiзькому гетьмановi „на печатi герб - рицар з самопалом i на головi ковпак перекривлений". На печаткаx двадцяти гетьманiв упродовж 1595 - 1764 рр. вирiзьблювали образ козака з мушкетом.

Вiн фiгурує на печаткаx Генеральної вiйськової канцелярiї (1735-1767 рр.), iншиx вищиx урядовиx установ Гетьманщини. Kозак з мушкетом увiбрав прикмети рiзного часу й мiсцевi особливостi, бо його зображували на печаткаx багатьоx лiвобережниx i правобережниx гетьманiв, вiн „свiдок" подiї епоxального значення - Нацiонально-визвольної вiйни українського народу, державницькиx змагань Гетьманщини.
Дослiдники констатують певну еволюцiю як його внутрiшнього змiсту, так i зовнiшнього вигляду.

Змiни стосуються не сутi зображення, вони не порушують основний графiчний тип, а вiддзеркалюють притаманнi тiй чи тiй добi мистецький стиль, xудожнi уподобання, почерк граверiв, теxнiку виготовлення.

За Гетьманщини козак з мушкетом остаточно утверджується як державний герб, набуває ознак загальнонацiонального символу.

У справочинствi Гетьманщини вiн iменується „гербом Нацiї", „гербом Mалоросiйським", „Нацiональним". Зокрема в ордерi гетьмана Kирила Розумовського 1755 р. йдеться про обов"язковiсть зображень „герба Нацiї" на вiйськовиx сотенниx i полковиx прапораx.

Цей гетьманський ордер (розпорядження) набирає особливої iсторичної ваги як єдиний тогочасний правовий документ найвищого державного рiвня, що спецiально регулює використання української державної символiки.
Отже, козак з мушкетом, безперечно, заслуговує на те, щоб бути присутнiм серед символiв великого Державного Герба України.
Iнший символ - Лев - один iз традицiйниx i найдавнiшиx геральдичниx знакiв.

Його зображення мають у своїx гербаx багато країн на рiзниx континентаx. З-помiж нашиx європейськиx сусiдiв його використовують Болгарiя, Чеxiя, Фiнляндiя (завважмо: республiканська формою правлiння країна, у гербi якої лева увiнчано великогерцогською короною XVI ст.), Нвецiя, Бельгiя, Люксембурґ, Норвегiя та iн. Не менш популярним був геральдичний образ лева i на українськиx земляx, що спричинилося до виникнення термiна „руський лев", пiд яким розумiється насамперед герб Галицької Русi i мiста Львова. Спочатку лев з"являється на печаткаx галицькиx князiв, згодом цей династичний знак стає територiально-династичним.

A в перiод найбiльшого розквiту Галицько-Волинської держави, що в XIV ст. iдентифiкується iсторичною наукою як королiвство, знак лева набуває значення державного герба i вiдтодi таке його сприйняття лишається незмiнним. Цю традицiю в XX ст. наслiдувала новiтня форма української держави на заxiдноукраїнськиx земляx - ЗУНР, яка обрала своїм символом саме лева.
Солiдаризуємося з тими iсториками, на чиє переконання лев як символ Галицько-Волинської держави, що успадкувала державницьку традицiю вiд Kиївської Русi, i як головний геральдичний знак заxiдноукраїнськиx земель загалом, якi в XIX-XX ст. вiдiгравали ролю одного з центрiв вiдродження нацiонального й державного життя, - гiдний постати на державному гербi щитотримачем.
Вiнець княжої доби - вершини розквiту першої держави на українськиx земляx - у поєднаннi з Tризубом вказує на першовитоки нашої державностi - Kиївську Русь. Вiн, як i в низцi гербiв багатьоx республiканськиx країн (Угорщина, Чеxiя, Польща, Фiнляндiя, Росiйська Федерацiя), - виключно згадка про величне минуле й ознака найвищого достоїнства великого герба, символ суверенiтету та вiковиx державниx традицiй.

Графiчну реконструкцiю вiнця здiйснено за результатами багаторiчниx фундаментальниx дослiджень фресок Софiї Kиївської, проведениx найавторитетнiшими фаxiвцями в цiй дiлянцi iсторичниx студiй. Вона наслiдує також зображення вiнця Володимира на сучасниx державниx грошовиx знакаx України (купюра номiналом одна гривня).

Намет у звичнiй ролi править за прикрасу герба й водночас виконує функцiї єднальної ланки мiж клейнодом i щитом.

Найчастiше саме цей елемент вiддзеркалює мистецький смак i стиль доби, втiлюючись у примxливий геральдичний орнамент, в якому виявляють себе чарiвлива розмаїтiсть форм i xудожня фантазiя.

Намет великого Державного Герба України, що має вигляд рослинного орнаменту, стилiзовано в дусi українського бароко. Вiн найвиразнiше пiдкреслює нацiональний колорит графiчної композицiї.
Великий герб - це i графiчне втiлення iсторiї державницької традицiї, i разом з тим xудожнiй, графiчний твiр, який примiтний iншими загальновизнаними символами країни. „Без калини немає України" - стверджує народна мудрiсть.

Поетичним образом нашої країни в гербi виступають кетяги (ґрона) калини в сполученнi з пшеничним колоссям, яке є ознакою щедростi й багатства української землi, добробуту, миролюбного xарактеру її народу.

Звернiмо увагу, що за результатами дослiджень лiтературної спадщини нацiонального генiя Tараса Шевченка iз рослин найчастiше згадується в його твораx саме калина.
Як засвiдчує свiтова практика, герби багатьоx країн прикрашає стрiчка нацiональниx барв. Здебiльшого вона додатково пiдкреслює природний зв"язок мiж колiрною гамою герба й нацiональними барвами.

Tрадицiйно стрiчка розмiщується бiля пiднiжжя щита.
Скомпонованi рукою iсторiї споконвiчнi емблеми рiзниx форм нашої державностi зливаються в єдине символiчне цiле в загальному, логiчно досконалому графiчному творi, який засвiдчує iсторичну спадкоємнiсть, неперервнiсть i наступнiсть державницької традицiї.

Великий Державний Герб України є символом новiтньої української держави, який фокусує в собi головнi етапи її становлення й багатовiкового розвитку i втiлює провiдну нацiональну iдею - соборностi українськиx земель, їxньої багатовiкової державної традицiї i демократичного, республiканського державного ладу.

Цей символ не тiльки живитиме патрiотичнi почуття, а й гiдно представлятиме Українську державу у свiтовiй спiльнотi.
Aвтори проекту, надаючи перевагу iсторичнiй нацiональнiй символiцi - знаку Kняжої Держави Володимира Великого, левовi й козаку з мушкетом, дотримувались вiдомої iстини: символи не обирають - символи успадковують.

Изображения этого символа в Украине можно встретить повсеместно. Начиная с того, что главный трезубец Украины - это малый герб, утвержденный законодательно и конституционно Верховной Радой (1992). Он, наряду с гимном и флагом, является символом государственности и состоит из английского щита с золотистой каймой и золотого символа. Большой трезубец также включает, однако его изображение еще не утверждено окончательно. Оно существует пока лишь в качестве проекта.

История трезубца Украины

Сам символ - один из древнейших, известных человечеству. Считается, что это - атрибут силы и власти. В античные времена он символизировал могущественного Посейдона. Именно с трезубцем до нас дошли многие известные изображения данного божества. В Индии - это оружие Шивы, многорукого бога. Зачастую Шива изображался с этим оружием в руках. В буддийской традиции - атрибут высшей власти.

В культуре - знак, символизирующий триединство мира: А в эпоху Киевской Руси - герб князя Владимира, считающегося одним из величайших правителей в мире, основоположника православной Руси. Тогда же символ становится и государственным знаком. Его повсеместно можно было увидеть на монетах и печатях.

Различные версии

Самая вероятная из теорий происхождения трезубца - изображение сокола, падающего на свою добычу. Это был и фамильный знак Рюриковичей, означающий независимость, свободу, силу.

Другие исследователи видят в нем условное изображение якоря, бывшего символом народов, проживающих возле Черного, а также Азовского морей. Тема Рюриковичей представляется наиболее актуальной. Подтверждение тому - находки археологов: изображения времен первых Рюриковичей, где видим того же сокола. Подобные символы видим и на некоторых английских монетах той эпохи (10 век). Еще одна версия - происхождение от хазарского двузубца. Например, печать Святослава, умершего в 972. На ней также был изображен двузубец.

Что означает трезубец Украины?

При образовании Украинской Народной Республики (1917) вопрос с флагом и его цветами был решен относительно быстро. А вот с гербом дело застопорилось. Предлагалось несколько вариантов. Желтый лев на голубом фоне. Лев и Архангел Михаил. Казак с мушкетом. Золотой одноглавый орел, и другие варианты. Грушевский, председатель Рады, отмечая, что страна не имела постоянного герба, выделил трезубец Украины, как основной проект. А с конца 1917, когда был утвержден образец первого кредитного билета, на нем находились отпечатки символа. Трезубец Украины в 1918 располагался и на (в верхней части). В том же году принимается решение о принятии герба Украинской Народной Республики, где центральное место также занимал данный символ. Он же установлен в качестве центральной части государственной печати УНР.

В 1918 герб государства Украинского содержал в себе изображение трезубца в верхней части, над казаком с мушкетом.

Кстати, в Советской Украине прекратили использование данного символа, и он возрождается только с обретением государственной независимости в 1992.

Современные трактовки символа

Современный трезубец Украины - неотъемлемый символ независимости и государственности. Он также является символом боевого духа украинцев в борьбе против всевозможных оккупантов на протяжении многих веков. Нельзя забывать, что Украина во все времена (практически до последнего столетия) находилась под гнетом различных государств. И только лишь в последние десятилетия обрела, наконец, подлинный суверенитет.

Христианская трактовка символа

С появлением и распространением христианства трезубец приобретает более религиозное значение и ассоциируется с символом представляя единство Отца, Сына, Святого Духа. Такая трактовка наиболее актуальна у православных христиан и католиков, которые проживают на территории Украины. Для науки представляется сомнительной данная позиция. А смысл, вложенный в первоначальный древний символ - заимствованным. Что не умаляет достоинств самой православной и католической веры.

Зашифрованное слово

В период становления Украины как независимого государства важную роль играло придание уже существующим символам некоего нового, мистического смысла. Так произошло и с трезубцем в Украине. Некоторые стали считать, что в самом символе зашифровано слово «Воля», то есть - свобода (по-украински). Данная трактовка помогала осознавать себя причастным к определенной общенародной и национальной идее борьбы за светлое будущее украинского народа.

Как бы там ни было, трезубец был и остается магическим символом, одним из самых древнейших, своеобразным оберегом от злых сил для его носителя, своеобразным охранным амулетом, предназначенным оберегать человека, социум, страну в целом от посягательств на их свободу и независимость.

Трезубец Украины является гербом современного украинского государства.

Поговорим о трезубце подробнее и, что называется, из первых уст - по передаче UA|TV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины), его русской программе (расшифровка передачи в текст и примечания сайт, ниже вы также можете посмотреть эту телепрограмму).

На иллюстрации показан герб Украины (т.

На иллюстрации показан герб Украины (т.н. малый герб) - трезубец и украинский флаг на одной из первых марок современной независимой Украины (выпуск августа 1992 г., здесь слева).

Отметим, что трезубец помещался на марки и др. независимых украинских государств новейшего времени:

Марки Украинской Народной Республики (УНР, существовала с перерывом на государство Скоропадского в 1918-1920 гг., здесь - вверху справа - марка УНР апреля 1918 г.), и марки Западно-украинской народной Республики (1918 г., объявила о слиянии с УНР, но затем присоединена к Польше по договору с УНР), а также марки наследовавшей УНР Украинской Державе (Українська Держава) гетмана Скоропадского (существовала в 1918 г., здесь марка Украинской Державы внизу справа).

Трезубец - государственный символ - герб всех этих упомянутых государств (в случае Украинской Державы - один из основных элементов герба).

См. в конце этой страницы видео с цитируемой здесь программой на русском языке UATV — телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины), о трезубце Украины и о том, что означает этот герб страны, передача от 03/06/2016;

Итак, процитируем программу украинского иновещания:

«Украина 70 лет жила под властью герба Советской Республики. Он был всем понятен и мало чем отличался от символики других советских республик. С распадом СССР этот герб канул в лету.

На смену ему пришел символ, не знакомый многим украинцам — трезубец .

Дети-школьники в Украине — это дети новой генерации, будущее Украины XXI века, и им выпала честь возрождать традиции предков и строить свободное европейское государство в Украине. Однако исковеркать их чистые души пытаются кремлевские идеологи. Они неустанно пытаются забрасывать в информационное пространство нелепые мифы о государственных символах — святынях украинского народа .

Как говорит Александр Морщавка, журналист и автор передачи:

«За годы независимости Украины скажется больше всего грязи было вылито на трезубец, являющийся малым гербом (украинского) государства. И как только трезубец не называли и бандеровской вилкой и знаком человеческих жертвоприношений .

Мы решили разобраться (в этой программе) в происхождении символа нашей независимости и свободы».

Изображение трезубца на славянский землях появилась задолго до крещения Руси — констатируют историки. Будучи на военной службе в древнерусского князя, трезубец использовали войны скандинавы в своих обрядах .

Упрощенным вариантом трезубца считают рунический символ альгиз . Ученые допускают, что он мог стать прототипом трезубца времен протоукраинского государства Древняя Русь.

Эта руна — альгиз символизирует человека, поднявшего руки к небу .

Говорит Владимир Цыбулькин, кандидат филологических наук:

«С отдельными рунами (трезубец связан) да, безусловно. Здесь вопросов нет. И естественно, я уверен, что руническое письмо — и руническое, и кириллическое, повлияли на оформление знака трезубца . Эти округлые формы и острые его очертания безусловно это элементы связанные с символической традицией. А что такое письменность? Письменность — это и есть символическая традиция, запечатанная в знаки».

Впервые изображения трезубца археологи нашли в Крыму Находку датировали эпохой Боспорского царства, процветающего на полуострове в IV веке до нашей эры .

«Впервые этот знак использовался царями Боспорского царства. Это древнейшее царство на территории северного Причерноморья (Боспорское царство было греческим Прим. сайт). Носителями этого знака были также сарматские племена (сарматы — ироноязычный народ, проживавший в древности территориях современной Украины, России и Казахстана. Потомками сарматов, как считается, являются осетины Прим. сайт). Известно, что у многих кочевых народов Евразии (в том числе сарматов) существовал обычай использования знаков тамга, которые передавались по наследству (Тамга слово обозначавшее — печать, клеймо, тавро. Слово таможня также происходит от слова тамга. Прим. сайт). Такие знаки наносились на бытовые как знаки собственности, и возсожно сарматы принесли традицию использования тамги на территорию Украины. Существует мнение что и боспорские и сарматские знаки могли существовать отдельно один от другого. Что в Боспорском царстве трезубец мог означать знак бога моря Посейдона, там считалось что Посейдон был покровителем Боспорского царства ».

Исследователь прошлого Владимир Цыбулькин рассказывает, что трезубец часто встречается не только на скандинавских рунах и артефактах древних протоукраинских цивилизаций. Этот символ был священным и во многих религиях в Древней Индии и Рима. Позже знак трезубца использует и при дворе византийских императоров.

В свою очередь, как говорит Леся Дидух: «Была работа (украинского историка, жившего во второй половине XIX — начале XX века) Болсуновского, в которой он пытался расшифровать знак трезубца как византийскую монограмму, которая состоит из греческих букв, расшифровываясь как написание титула византийского правителя (императора) василевс. Но на сегодняшний день существует множество версий, и нужно сказать, что пока (древняя) семантика знака трезубца окончательно так и не разрешена ».

На илл.: В древней Руси, как указывает иновещание Украины, трезубец олицетворял трехчастное строение мира - правь, где обитают светлые небесные боги, явь - мир земной, человеческий и навь - нижний мир темных божеств и умерших предков.

Стоп-кадр из цитирующейся здесь программы на русском языке UATV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины

В древней Руси трезубец олицетворял трехчастное строение мира — правь, где обитают светлые небесные боги, явь — мир земной, человеческий и навь — нижний мир темных божеств и умерших предков .

С приходом христианства в 988 г. символ трезубца начали сопоставлять Со Святой Троицей: Богом-отцом, Богом-сыном и Богом-духом святым .

Владимир Цыбулькин, кандидат филологических наук, поясняет:

«Потому что, во-первых, число три является магическим в глубинах человеческой психологии. Во-вторых, когда мы с вами говорим именно о тризубе (укр. тризуб), или как его еще называют в Украине трилиг, то это связано с очень древними может быть еще даже трипольскими (Трипольская культура — культура поселений медного века на территории Украины Прим. сайт) корнями происхождения этого знака, фактически речь идет идет об элементе моления Всевышнего божеству, когда мужчина-жрец или женщина поднимали руки кверху и молились божеству. Т.е. есть человек с поднятыми кверху руками в молитве божеству — классический прообраз этого знака».

« В 1990 годах общественность активно обсуждала версию том, что трезубец — это (также) стилизованное изображение летящего сокола. В Древней Руси птицу считали тотемом княжеской династии Рюриковичей, пришедших на киевские земли из далекой Скандинавии» .

Владимир Цыбулькин, кандидат филологических наук: «Если мы берем корень ра как обозначение солнца, то ра известный корень. Рог — это как бы поворот, удар и какие-либо другие моменты, связанные с рогом. (В свою очередь) рарог — это название сокола. Опять-таки — что такое сокол? Птица со кола — т.е. птица с солнца, луч солнца, который падает на землю. Что олицетворяло благодать, плодородие и воду — с небес падающее и дающее. Поэтому, естественно, сокол рарог или ràrog, если мы берем язык балтийский, явился протоосновой знака Киевской Руси потому что, как мы помним, пришел в Украину править Рюрик» .

В Национальном музее истории Украины версию о летящем соколе (в качестве основы для принятия трезубца в качестве знака Киевской Руси) не отбрасывают. Однако говорят, чтобы с экспозиции имеется артефакты об иной, более доказуемой версии возникновения трезубца в качестве знака Киевской Руси .

На илл.: Изображение княжеского знака в виде трезуба известно по печати князя Святослава Игоревича (князь из рода Рюриковичей, великий князь Киевский в 945-972 гг., князь новгородский в 945-969 годах, годы жизни: 942-972 гг.) найденной в (древней киевской Прим..

Как говорит Леся Дидух, зав. сектором Национального музея истории Украины:

«Первое изображение княжеского знака в виде трезуба известно по печати князя Святослава Игоревича (князь из рода Рюриковичей, великий князь Киевский в 945-972 гг., князь новгородский в 945-969 годах, годы жизни: 942-972 гг. Прим.. .

К сожалению, печать была утеряна, но считается, что там читается греческая надпись написания имени Святослава.

Также считается, что при (сыне Святослава) князе Владимире (великий князь Киевский в 978-1015 гг., князь новгородский в 970-988; годы жизни: 960-1015 гг., при Владимире произошло крещение Киевской Руси. Прим.. Изображение трезубца впервые встречается на монетах князя Владимира, именно период его правления началась чеканка первых русских монет — сребреников и златников .

На аверсе этих монет видим изображение князя, а на реверсе — изображение трезубца и надпись «сей князь, а се его серебро ».

На илл.: Изображение трезубца впервые встречается на монетах князя Владимира, именно период его правления началась чеканка первых русских монет — сребреников и златников. На аверсе реверсе этих монет изображение трезубца и надпись «сей князь, а се его серебро».

Исследователи считают, что появление третьего элемента на трезубце (третьего зубца) связано с тем, что Владимир, который фактически захватил власть в Киеве в междоусобной войне, хотел противопоставить знаку (с двумя зубцами) своих предшественников - Игоря и Святослава и наследовавшему им брату Владимира — Ярополку, свой собственный знак, введя трезубец (с тремя зубцами).

Исследователи считают, что появление этого третьего элемента на трезубце (третьего зубца) связано с тем, что Владимир, который фактически захватил власть в Киеве в междоусобной войне, хотел противопоставить знаку (с двумя зубцами) своих предшественников — Игоря и Святослава и наследовавшему им брату Владимира — Ярополку, свой собственный знак, введя трезубец (с тремя зубцами) . Появление родового знака (Рюриковичей) на (упомянутых) монетах свидетельствует о том, что тогда трезубец стал знаком государственной власти (Киевской Руси)».

После смерти Владимира в 1015 г. его потомки пытались вносить в изображение княжеского герба своих графические изменения. Однако предназначение знака оставалось неизменным.

Леся Дидух, зав. сектором Национального музея истории Украины:

«Трезубец встречается и на подвесках. Много трезубцев известно по печатям, и существует множество работ-исследований знаков трезубца на печатях древнерусского времени.

Трезубец был представлен на разнообразнейших бытовых предметах, на костяных пластинках и оружии. Очень известны клейма на донышках глиняной посуды. Считается, клеймение посуды изображением знака трезубца, и реже двузубца, связано с тем, что изделия производились в княжеских мастерских, иначе говоря, такая посуда использовалась для потребностей княжеского двора. В случае оружия и украшений такое клеймение знаком трезубца было меткой принадлежности собственности определенному князю».

На илл.: Ведущий рассматриваемой здесь телепрограммы Александр Морщавка демонстрирует изображение плинфы времен Киевской Руси - обожженного кирпича, найденного в начале XIX века, во время раскопок Десятинной церкви в Киеве украинским археологом Викентием Хвойка, с изображением четкого рельефа трезуба князя Владимира.

Стоп-кадр из цитирующейся здесь программы на русском языке UA TV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины.

Александр Морщавка, журналист:

«Следы трезубца теряются приблизительно в XIII веке, когда после нашествия (монгольского хана) Батыя Киев на много лет погрузился в смуту. Сила княжеского злака постепенно угасла в междоусобицах и разделе (украинских) земель между Литвой, Польшей и Россией. Казалось, трезубец был утрачен навсегда», — говорит журналист и продолжает:

«Начало XIX века. Во время раскопок Десятинной церкви в Киеве украинский археолог Викентий Хвойка (годы жизни: 1850-1914 Прим. сайт) находит кирпич плинфу (плинфа — характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожженный кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине Прим.. Вне сомнения, это трезубец князя Владимира .

Находка позволила общественности вновь заговорить о трезубце , как о символе былого величия и независимости протоукраинского государства — Древней Руси».

Леся Дидух, зав. сектором Национального музея истории Украины добавляет:

«Это действительно была сенсационная находка и эти раскопки были сенсационными на то время, поскольку они открыли Старокиевскую гору для исследователей (Старокиевская гора — исторический центр Киева. на ней сохранились валы княжеского детинца и фундамент, основанного князем Владимиром первого русского каменного христианского храма — упомянутой выше Десятинной церкви Прим. сайт) И, естественно, найденный кирпич с трезубцем обратил на себя внимание, поскольку до того знак трезубца уже был известен по монетам».

1917 год. Красное Знамя Октябрьского переворота развевалось над Петроградом. Украина же почувствовала возможность вырваться из когтей Российской империи, и съезд рабочих и крестьян принял решение о создании своего независимого государства — Украинской Народной Республики (УНР). Руководители Центральной рады незамедлительно подняли вопрос о своей символике.

«В 1917 году возродилось украинское государство. Сначала в виде Центральной рады, затем была провозглашена УНР. На заседании Малой рады, это как президиум Центральной рады, рассматривался вопрос о государственных символах. Вполне логично что первая инициатива о признании трезубца как герба исходила от профессиональных историков, которые затем перешли в политику. В частности, инициатором был Михаил Грушевский — наш известный историк» (Михаил Грушевский (МихайлоГрушевський) годы жизни: 1866-1934 — знаменитый украинский историк и глава первого в новой истории, после многих столетий иноземного владычества, независимого украинского государства Украинская Народная Республика (УНР), эмигрировал, но затем — в 1924 г. вернулся в Советскую Украину и занялся научной работой; в 1931 г. был арестован, но вскоре освобожден и умер при неясных обстоятельствах Прим. сайт).

На илл.: Герб Украинской Народной Республики. Как пишут источники, герб был утвержден 12 февраля 1918 г. в г. Коростень, в вагоне правительственного поезда, на котором из Киева эвакуировалось правительство Центральной Рады вместе с Грушевским.

Стоп-кадр из цитирующейся здесь программы на русском языке UA TV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины.

Говорит Наталья Ралдугина, зав. отделением Национального музея истории Украины:

«Михаил Грушевский заявил (после создания Центральной рады в 1917 г.), что вопрос о гербе украинского независимого государства требует немедленного решения .

В состав комиссии вошли известные знатоки геральдики, такие как Модзалевский (годы жизни: 1882-1920), Нарбут (годы жизни 1886-1920 — оба скончались от болезней вскоре после установления большевистской власти в Украине, при этом Нарбут сотрудничал с большевиками Прим. сайт), известные художники Феодор Кричевский (годы жизни: 1879-1947, после прихода большевиков работал на них и нарисовал ряд известных советских картин, прославившись в СССР, но по окончанию немецкой оккупации попытался выехать на Запад, но был настигнут наступающими советскими войсками. Был арестован советским НКВД, после освобождения от ареста умер в ссылке, в деревне. Прим. сайт) и Василий Кричевский (годы жизни: 1872- 1952, эмигрировал в 1943 году из оккупированной немцами Украины в во Францию, умер в эмиграции Прим. сайт), такие известные деятели Биляшевский, (годы жизни: 1867-1926 — археолог, этнограф, после прихода к власти в Украине большевиков пытался сотрудничать и с ними, занимал несколько офиц. постов, но имел ярлык «националиста» Прим. сайт)...

Возглавил эту комиссию известный украинский деятель Павел Зайцев (Павло Зайцев, годы жизни: 1886-1965; ученый-литературовед, после прихода к власти большевиков эмигрировал на Запад, умер в эмиграции Прим. сайт), в то время он возглавлял канцелярию секретариата народного образования».

За считанные дни представители Украинской Народной Республики рассмотрели десятки предложений в качестве символов предлагались и аграрные символы Украины и элементы казацкой эпохи, но решение было принято в пользу трезубца как герба Киевской Руси

Наталья Ралдугина, зав. отделением Национального музея истории Украины:

«Наконец был принят последний вариант, на котором настаивал Грушевский — за герб Украинской Народной Республики был взят знак Владимира Великого (трезубец). По мнению Грушевского этот знак отвечал украинской исторической традиции. Такой вариант был окончательно принят. Утверждение этого герба проходило в экстремальных условиях, в это время Киев заняли (советские) войска Муравьева и Центральная рада вместе с Грушевским выехали сначала в Житомир, Сарны и Коростень. Именно в Коростене (ныне входит в состав Житомирская области Украины Прим. сайт). 12 февраля (1918 г.) был утвержден этот герб ».

Герб князя Владимира обращает новую Украинскую Державу в связь с древним периодом Киевской Государственности, в связь с исторической эпохой, когда Украина была, как в лице своих правителей, так и по культуре своего народа, — европейской державой », — говорилось в докладной записке государственному секретарю Сергею Завадскому касательно изготовления государственного герба Украинской Державы (Українська Держава гетмана Скоропадского наследовала в 1918 г. Украинской Народной Республике. Украинская держава Скоропадского существовала один год. Прим. сайт).

На илл.: Герб Украинской Державы (Українська Держава) гетмана Скоропадского, существовавшей в 1918 г. Герб изображает казака с мушкетом и над ним трезубец.

Стоп-кадр из цитирующейся здесь программы на русском языке UATV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины.

В силу разных причин представители Центральной Рады не смогли воплотить в жизнь многие исторические планы. В апреле 1918 года в столице (Киеве) состоялся так называемый Всеукраинский съезд земледельцев, его делегаты постановили, что необходима сильная власть — нужен гетман .

Им избрали представителя древнего казацкого рода Павла Скоропадского. Пришедшая к власти его новая администрация взялась за создание герба — в основу заложен (все тот же) трезубец князя Владимира .

Говорит Павел Гай-Нижник (Павло Гай-Нижник), доктор исторических наук:

«Определялось, что государственная печать и герб при гетманате Скоропадского должны были быть изменены, поэтому в существующие печать и герб добавили казака с мушкетом. Согласно геральдической традиции, государственный символ — трезубец был над казаком вверху в венке с гербами всех земель входивших на то время в состав государства ».

Александр Морщавка, журналист:

«Над созданием герба гетманской Республики Скоропадского работал известный украинский художник Нарбут, однако его детище так и осталось проектом — власть в стране слова поменялась. Вообще, с 1917 по 1921 гг. казалось, что Украина находится в состоянии с постоянной национальной Революции. Но в эпицентре государственных событий всегда оставался в трезубец — символ борьбы украинского народа за независимость».

На илл.: При правительстве Директории УНР (Директория наследовала Украинской Державе Скоропадского в 1918 г., и существовала в 1918-1920 гг. Директорию основали Винниченко и Петлюра, она считалась воссозданной Украинской Народной Республикой, которую распустил до того гетман Скоропадский.) трезубец снова был государственным символом. Здесь трезубец на кокарде головного убора военной формы времен Директории УНР.

Стоп-кадр из цитирующейся здесь программы на русском языке UA TV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины.

Рассказывает, показывая экспонаты, Наталья Ралдугина, зав. отделением Национального музея истории Украины:

«При правительстве Директории УНР (Директория наследовала Украинской Державе Скоропадского в 1918 г., и существовала в 1918-1920 гг. Директорию основали Винниченко и Петлюра, она считалась воссозданной Украинской Народной Республикой, которую распустил до того гетман Скоропадский. Прим.. Это наблюдается и последующие годы. Так, мы видим это изображение у наших деятелей того периода и на шевронах, что можно сказать и о Петлюре, которого мы видим на этой фотографии. На его шевроне изображен трезубец ».

Павел Гай-Нижник (Павло Гай-Нижник), доктор исторических наук дополняет:

«Также трезубец был признан гербом Западно-украинской народной республики (Западно-Украинская народная республика (ЗУР) была создана во Львове в 1918 г. на территориях, населенных украинцами, прежде входившими в состав Австро-Венгрии. В 1918 г. объявила о присоединении к рассматривавшейся выше Украинской Народной Республике, которая (как известно) была образована в Киеве на украинских землях, входивших до того в состав Российский империи. Однако УНР так и не смогла осуществить свою власть над ЗУР, т.к. эту территорию ЗУР разделили Польша, Румыния и Чехословакия. Директория УНР не могла ссориться с Польшей из-за ЗУР — на западе, из-за борьбы с красными на Востоке, и потому уступила по договору в 1920 г. территорию фактически и так контролировавшуюся поляками ЗУР Польше. Прим. сайт). И впоследствии трезубец также был признан гербом Ленковской и Гуцульской Республиками и затем — Карпатской Украиной, которая появилась в 1939 году.

На илл.: Симон Петлюра (годы жизни: 1879-1926, был убит в эмиграции, в Париже). Здесь Петлюра в качестве атамана (командующего) армией и флотом Директории УНР в военной форме с шевроном в виде трезубца (Директория наследовала Украинской Державе Скоропадского в 1918 г., и существовала в 1918-1920 гг. Директорию основали Винниченко и Петлюра, она считалась воссозданной Украинской Народной Республикой, которую распустил до того гетман Скоропадский).

Стоп-кадр из цитирующейся здесь программы на русском языке UATV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины.

Вполне естественно, что Украина как правопреемник казачества и правопреемник Киевского княжеского государства признала трезубец в качестве герба », говорит Павел Гай-Нижник (Гуцульская Республика существовала на бывшей территории Австро-Венгрии в Закарпатье (ныне Закарпатская обл. Украины) в 1918-1919 гг. 10 сентября 1919 по Сен-Жерменскому договору об окончании Первой мировой войны территория Гуцульской Республики была присоединена к Чехословакии; Карпатская Украина — государство, возникшее в 1939 г. в Закарпатье — на принадлежавших тогда Чехословакии тамошних украинских землях. Тогда, в1939-м г., произошел распад чехословацкой государственности — чешские земли перешли под протекторат нацистской Германии, а Словакия стала независимой. Карпатская Украина была сразу поглощена Венгрией. После Второй мировой войны СССР присоединил территорию бывшей Карпатской Украины по договору с послевоенной Чехословакией к Украинской Советской Социалистической Республике, входившей тогда в состав советского государства Прим. сайт).

На илл.: Герб Украинской ССР (республики, вошедшей в состав Советского Союза и подконтрольной Москве) был утвержден 14 марта 1919 г., с некоторыми изменениями использовался до 14 февраля 1992 года. года, когда изображение трезубца было утверждено постановлением Верховной Рады Украины «о Государственном гербе Украины» от 19 февраля 1992 года N 2137-XII.

В советский период трезубец в качестве гос. символа Украины был запрещен.

Стоп-кадр из цитирующейся здесь программы на русском языке UA TV - телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины.

(Возвращаясь к судьбе украинского герба в «большой Украине).1 0 марта 1919 года на съезде Советов в Харькове (в противоположность независимой УНР Прим. сайт) приверженцы большевистской диктатуры утвердили свою Конституцию и государственный герб, на котором в лучах восходящего солнца изображались серп и молот, а над ними аббревиатура «УССР» (УССР — Украинская Советская Социалистическая Республика — часть советского государства, управляемого из Москвы Прим. сайт) .

Историки еще спорят об аспектах российской экспансии в Украине в начале 20-х годов прошлого века Понятно одно — украинцев (после прихода к власти большевиков) на десятилетия заставили забыть о священных символах предков .

Говорит Владимир Яворивский депутат Украинской Рады (парламента Украины) I, II, IV-VI созывов (т.е. с момента независимости в 1991 г по 2014 гг., за исключением 1998-2005 гг.):

«Когда мы начали бороться за восстановление нашей украинской государственности (в 1990-х гг.), то сразу, конечно, возникли самые главные вопросы. И среди них вопрос: а где наш настоящий исторический герб? А где наш исторический флаг? А где наш исторический гимн?

Как говорилось в гимне Советской Украины «Живи, Україно, прекрасна і сильна, В Радянськім Союзі ти щастя знайшла» («Живи, Украина, прекрасная и сильная, В Советском Союзе ты счастье нашла»). Чтобы было это было за счастье? Но, скажем, большинство людей знали, что это голодоморы, и сталинизм, и гражданская война, и коллективизация, и раскулачивание и тому подобное. Так что, «счастье нашла» — не приведи Господи такого счастья. Но то, что было у нас запрещено все равно жило у нас в памяти, в первую очередь — в памяти украинской интеллигенции. Понятно, Что первым возник трезубец».

Новая страница в истории трезубца открылась в начале девяностых годов прошлого века, рассказывает писатель Владимир Яворивский. В то время он был депутатом первого парламента независимой Украины. Владимир Яворивский говорит, что работать было не просто, так как многие украинцы еще жили советским прошлым.

Владимир Яворивский:

«Сопротивление, конечно, было колоссальное. Не забываем о том, что тогда (в украинском парламенте) была группа 239 — это все были секретари обкомов и райкомов партии — верноподданные коммунисты. Они оказывали определенное сопротивление, хотя (надо отдать им должное) они, все же, проголосовали за независимость Украины. Большинство из них отдали свои голоса (за независимость) потому, что наших голосов Народного Руха Украины тогда было очень мало в парламенте, где-то 140. Мы сами этого сделать не могли, но с теми людьми (из Компартии Украины в составе советской коммунистической партии) можно было договариваться» (Народный Рух Украины — политическое движение, созданное в 1989 г, являлось к 1991 г. главной политической силой, выступавшей за независимость Украины от Советского Союза Прим. сайт).

Еще в 1996 году известные ученые Института истории Академии Наук Украины презентовали общественности проект большого герба Украины . Над его созданием работали именитые историки, художники и геральдисты, и вот что получилось. (Поясним, в настоящее время принят только т.н. малый герб Украины — трезубец, но 20-той статьей действующей (2016 г.) Конституции Украины (принятой в 1996 г): предполагается, что должен быть создан и большой герб Украины, в котором основным элементом должен быть трезубец и символика Войска Запорожского. Большой герб должен быть предназначен для особо торжественных случаев, но пока Украина обходится малым гербом Прим. сайт).

Говорит Виталий Митченко, художник, один из участников проекта дизайна большого герба:

«Большой герб — это как бы иллюстрированная история страны. Вот элементы проекта, наряду с главным элементом трезубцем:

Щитодержатели: Казак с мушкетом (казак с мушкетом был на казацких печатях, берущей начало в XVI веке украинской казацкой державы Войска Запорожское); галицкий лев (лев был гербом Галицко-Волынского княжества, добившегося расцвета при Данииле Галицком (Галицко-Волынское княжество, а не Московия, считается многими наследником Киевской Руси. Княжество пережило монголо-татарское завоевание, а его князь Даниил Галицкий в 1254 году был признан Папой Римским Иннокентием IV титул «короля Руси» Прим. сайт) ;

На проекте большого герба присутствует орнамент в стиле украинского барокко (украинское барокко — является одной из вершин культурного расцвета Украины XVII — первой половины XVIII вв.).

Также на проекте большого герба Украины под щитом — переплетенные с гроздью калины колосья пшеницы (пшеница — т.к. Украина — хлеборобская держава, а калина в качестве одного из символов Украины) .

Венчает проект большого герба византийская корона-венец — как элемент связи с Византией в древности .

Говорит Владимир Яворивский депутат Украинской Рады (парламента Украины) I, II, IV-VI созывов (т.е. с момента независимости в 1991 г и по 2014 гг., за исключением 1998-2005 гг.):

«Принятие проекта большого герба было затянуто, т. к. не хватило голосов депутатов для его утверждения. Но мы прекрасно понимали, что такой большой герб — полноценный, сильный и красивый. Эстетический и впечатляющий символ Украины. Он депутатами предшествующих созывов просто принят не мог. Сейчас есть шанс — в парламенте большинство патриотическое, демократическое и украинское»...

Некоторые ученые считают, что в геометрические очертания трезубца вписано слово «воля» («свобода»). И, наверное, неспроста, что под этим знаком украинский народ добывал себе независимость в разные исторические эпохи . Киевские школьники решили своими руками смастерить трезубец. Глядя на их лица, понимаешь что каждый ребенок оставил в поделке частичку своей души.

Александр Морщавка, журналист:

«Этот трезубец, символ свободолюбивого народа, создан руками учащихся 106 киевской школы. Его отправят на Донбасс в подарок мужчинам, которые служат в зоне АТО. Детские улыбки на этих фотографиях школьников (с фотографий, окаймляющих герб) напомнят воинам, что их ждут дома, сам трезубец пусть вдохновляет на Победу», — передавало UATV — телеканал Іномовлення України (Иновещания Украины) в своей русской программе о трезубце Украины и о том, что означает этот герб страны, от 03/06/2016.

Запись этой программы и расшифровка передачи в текст, примечания сайт

Мониторинг сайт

Видео: Цитировавшаяся здесь программа на русском языке UATV — телеканала Іномовлення України (Иновещания Украины) о трезубце Украины и о том, что означает этот герб страны, передача от 03/06/2016:

Альтернативный вариант просмотра:



Просмотров