Транспортировка пострадавшего из очага чрезвычайной ситуации. Среднее специальное образование медицинского профиля Учебные вопросы и расчет времени

САНКТ-ПЕТЕРБУРГКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ »

Инв. №_____ Экз. №____

Коваленко В.Н.

с руководителями

ТЕМА № 4.16

Время 1 час

Санкт-Петербург

2016

УТВЕРЖДАЮ

Директор Санкт-Петербургского

ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС »

Г. В. Якушкин

« » _____________ 2016 г.

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А

для проведения практического занятия

с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов)

ТЕМА № 4.16

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫНОСА (ТРАНСПОРТИРОВКИ) ПОСТРАДАВШИХ

Занятие 2. Вынос пострадавших

Рассмотрена и принята на методическом совещании Санкт-Петербургского ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС»

Протокол № _____ от ___________ 2016 г.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ :

    Отработать способы переноски пострадавших одним или двумя сандружинниками с использованием лямок, носилок, подручных средств, на руках, спине.

    Дать первоначальные практические навыки выполнение задач по переноске пострадавшего с травмой позвоночника.

Ме сто проведения занятия: классы общей и специальной подготовки.

Время : 1 час.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

п/п

Наименование учебных вопросов

Время

(мин)

Вводная часть

Основная часть

Практическая отработка способов по перекладыванию и переноске

Заключительная часть

Итого:

45

ЛИТЕРАТУРА:

  1. 1. Алгоритмы первой помощи: учебное пособие для водителей.-

М:Институт проблем управления здравоохранением, 2009. - 30 с.

2. Морозов М. А. Основы первой медицинской помощи: учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2015. – 310 с.

3. Учебник спасателя/ Шойгу С. К., Кудинов С. М. и др.; Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. - Краснодар: Советская Кубань, 2002. - 528 с.

4. Учебник для подготовки санитарных дружин и санитарных постов/ Ф. Г. Захаров, П. А. Курцев, М. И. Гоголев и др.; Под ред. А.Ф. Решетова. - М.: Медицина, 1981. – 185 с.



УЧЕБНО -МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1. Компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран и (или) телевизор.

      Презентация по теме занятия.

      Перевязочный материал (бинты 10х10 см).

      Ножницы.

      Носилки санитарные.

      Лямки носилочные.

    Подручный материал (стул, специальная огнезащитная накидка –носилки «Шанс»).

    Методическая разработка по теме для проведения практического занятия с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов) тема № 4.16 «Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших ». Занятие 2. Вынос пострадавших.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов).

Накануне проведения занятия преподаватель изучает рекомендованную литературу, методическую разработку по данной теме, подготавливает необходимое учебно-материальное обеспечение, продумывает ход проведения занятия, составляет и утверждает план проведения занятия.

Особенности доведения материала занятия (методы отработки учебных вопросов) отражаются преподавателем в плане проведения занятия.

Занятие проводится в классах общей подготовки и специальной подготовки, оборудованными мультимедийным комплексом или видеопроектором с компьютером. Метод проведения занятия – практическая работа , под руководством преподавателя, с использованием учебно-тренировочных карт, с целью закрепления теоретических знаний, приобретения навыков и опыта деятельности в качестве сандружинников .

Вводную часть преподаватель начинает с проверки наличия с и готовности слушателей к занятиям.

Затем Проводит контрольный опрос слушателей по ранее изученному материалу.

Затем проводит инструктаж по мерам безопасности и доводит общую тактическую обстановку, формирует учебные группы для отработки вопросов на учебных точках.

Перемещение учебных групп по учебным местам осуществляется согласно схемы перемещения (Приложение № 2).

При отработке практических действий преподаватель обращает внимание на то, что при выборе способа перекладывания пострадавшего , с травмой позвоночника, на носилки большое значение имеют масса пострадавшего, характер повреждений, число участников.

После отработки вопроса преподаватель делает вывод.

Если численность слушателей в группе превышает 15 человек, то группа разбивается на 2 подгруппы, которые перемещаются по учебным точкам (рабочим местам) по команде преподавателя. Первая подгруппа выполняет задания на рабочих местах № 1 и № 2, вторая – соответственно, на рабочих местах № 3 , № 4 и № 5 под руководством второго преподавателя, привлекаемого к проведению занятия.

Время работы на каждо м мест е зависит от численности обучаемых и составляет в среднем 06 (09) минут. Задача преподавателей – контролировать работу групп, помогать и наблюдать за ходом выполнения практических действий, а также придерживаться времени, указанного на отработку вопросов .

При отработке всех учебных вопросов преподаватели на каждом учебном месте акцентируют внимание обучаемых на соблюдение требований безопасности при выполнении практических работ.

В заключительной части преподаватель подводит итог занятия, отвечает на вопросы слушателей и дает задание для самостоятельной работы (контрольные вопросы для повторения учебного материала).

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Проверить наличие слушателей в группе и их готовность к занятиям.

Для проверки знаний слушателей ранее изученного материала рекомендуется задать 1 – 3 вопроса п о теме № 4.17 « Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших» Занятие 1. «Размещение и погрузка пострадавших.»

ВОПРОС 1: Что подразумевается под понятием - медицинская сортировка?

ОТВЕТ: Медицинская сортировка - метод распределения пораженных на группы по принципу нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях в зависимости от медицинских показаний и конкретных условий обстановки.

ВОПРОС 2: Какая переноска и транспортировка пострадавших является наименее травматичной?

ОТВЕТ: Наименее травматичной для пострадавших является переноска и транспортировка на носилках.

ВОПРС 3: Для чего применяются санитарные носилки и их главное назначение?

ОТВЕТ: Санитарные носилки применяются для переноски пораженных в положении лежа, перевозки в разных видах транспорта и могут быть использованы в качестве временной койки для размещения пораженных. Главное назначение носилок - переноска пораженных.

Объявить и дать под запись:

тема занятия № 4.16. «Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших» является логическим продолжением изучения четвертого модуля программы курсового обучения: основы оказания первой помощи.

Занятие 2. «Вынос пострадавших»;

учебные вопросы:

1. Практическая отработка способов по перекладыванию и переноске пострадавших, используя штатные и нештатные средства, одним или двумя сандружинниками

Провести инструктаж по мерам безопасности.

Довести общую тактическую обстановку.

Сформировать учебные группы для отработки вопросов на учебных местах:

№ 1 -

с использованием лямок (оснащается носилочными лямками).

№ 2 - оснащается санитарными носилками).

№ 3 - Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

(оснащается подручными материалами (бинт 10х10 см), ножницы, стул, одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс») .

№ 4 - Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

на руках, спине (оснащения не требуется).

5- Перемещение пострадавшего с подозрением на травму позвоночника(оснащается (твердый ровный щит, одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка - носилки «Шанс»).

Довести порядок перемещения учебных групп по учебным местам

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

ПРАКТИЧЕСКАЯ ОТРАБОТКА СПОСОБОВ ПО ПЕРКЛАДЫВАНИЮ И ПЕРЕНОСКЕ ПОСТРАДАВШИХ, ИСПОЛЬЗУЯ ШТАТНЫЕИ НЕШТАТНЫЕ СРЕДСТВА, ОДНИМ ИЛИ ДВУМЯ САНДРУЖИННИКАМИ

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 1

с использованием лямок»

Задание 1. Выполнить переноску пострадавшего одним сандружинником с помощью носилочной лямки (Учебно-тренировочная карта № 1).

Задание 2. Выполнить переноску пострадавшего двумя сандружинниками с помощью носилочной лямки (Учебно-тренировочная карта № 2).

Время : 09 минут.

Задание 1. – 05 мин.

Задание 2. - 04 мин.

Место:

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Носилочные лямки – 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 1 и № 2.

Действия преподавателя

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 2

«Переноска пострадавшего с использованием носилок»

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением головы и бедра левой ноги. Ему оказана первая помощь.

Задание 1. Выполнить перекладывание пострадавшего с земли на носилки, перенести пострадавшего двумя сандружинниками (Учебно-тренировочная карта № 3).

Время : 09 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Носилки санитарные – 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 2.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь. Правила развёртывания (свёртывания) носилок, переноски и транспортировки пострадавших на носилках (смотри приложения №№ 1 и 2) в зависимости от вида травмы (заболевания), который назначит преподаватель

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 3

«Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

Частная тактическая обстановка:

Задание 1. Выполнить транспортировку (перемещение волоком) пострадавшего на одеяле(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс)) (Учебно-тренировочная карта № 4).

Задание 2. Выполнить переноску пострадавшего на стуле (Учебно-тренировочная карта № 5).

Время: 06 минут.

Задание 1. – 04 мин.

Задание 2. - 02 мин.

Место: класс общей подготовки, класс специальной подготовки.

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Стул– 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

    Одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс)) – 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 3.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь.

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 4

«Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

на руках, спине»

Частная тактическая обстановка:

Задание 1. Выполнить переноску пострадавшего одним сандружинником пострадавшего на руках (Учебно-тренировочная карта № 6).

Задание 2. Выполнить переноску пострадавшего одним сандружинником пострадавшего на спине (Учебно-тренировочная карта № 7).

Задание 3. Выполнить переноску пострадавшего двумя сандружинниками на руках: последовательно друг за другом (Учебно-тренировочная карта № 8).

Задание 4. Выполнить переноску пострадавшего двумя сандружинниками на руках: на замке из четырех (трех) рук (Учебно-тренировочная карта № 9).

Время: 06 минут.

Задания 1; 2 – 03 мин.

Задания 3; 4 - 03 мин.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 4.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь.

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 5

« Перекладывание пострадавшего с подозрением на травму позвоночника»

Частная тактическая обстановка:

Задание 1. Выполнить перекладку пострадавшего методом «нидерландский мост» (Учебно-тренировочная карта № 10).

Время: 06 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс)) – 1 шт.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 5.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь.

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

Вывод . В зависимости от поражающего фактора применяемого оружия, в зоне разрушений люди могут получить различные виды травм и ранений. После оказания первой помощи, пострадавших необходимо вынести из опасной зоны для дальнейшей транспортировки в лечебное учреждение.

На практическом занятии Вы получили первичные практические навыки отработки способов по перекладыванию и переноске пострадавших одним или двумя сандружинниками, используя штатные и нештатные средства.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В конце занятия следует напомнить слушателям важность изученной темы в практической деятельности руководителей санитарных дружин (звеньев, постов).

Оказывающий помощь должен знать основы работы в экстремальных условиях, основные способы переноски пострадавших с учетом особенностей конкретного несчастного случая и конкретного человека, а также основные способы перекладывания и транспортировки пострадавших.

По активности обучаемых в ходе выполнения заданий преподаватель делает вывод о степени усвоения учебного материала, отвечает на вопросы обучаемых, дает разъяснения и задание для самостоятельной работы.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ

Повторить:

    Основные правила укладки пострадавшего на носилки.

    Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

с использованием лямок.

3. Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

с использованием подручных средств.

4. Перемещение пострадавшего с подозрением на травму позвоночника.

Калининского района ___________ В.Н. Коваленко

Рецензенты:

Преподаватель курсов гражданской обороны

Адмиралтейского района __________ И.М. Мансуров

Преподаватель курсов гражданской обороны

Калининского района ___________ И.И. Юркевич

КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ»

Инв. №______ Экз. ____

№_______

Коваленко В.Н.

ЗАДАНИЕ

для проведения практического занятия

ТЕМА № 4.16

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫНОСА (ТРАНСПОРТИРОВКИ) ПОСТРАДАВШИХ

Занятие 2. Вынос пострадавших

Время 1 час

Санкт-Петербург

2016

Для проведения практического занятия

с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов)

ПО ТЕМЕ № 4.16 СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫНОСА (ТРАНСПОРТИРОВКИ) ПОСТРАДАВШИХ

Занятие 1. Вынос пострадавших

      1. ИСХОДНАЯ ОБСТАНОВКА

В 09.00, во время авиационной бомбардировки одна из бомб попала в цех № 5. В цеху находились рабочие в количестве работающей смены. Руководитель предприятия принял решение составом санитарной дружины предприятия осуществить вынос пострадавших из зоны разрушений.

Для возможно быстрого выноса пострадавших из опасной зоны и доставки их к местам погрузки на транспорт использ овать все доступные приемы и способы : вынос на носилках, руках, спине, волоком, а также с помощью других подручных средств.

II . ИСПОЛНИТЬ

    Повторить учебный материал занятия по теме № 4.16 «Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших.» Занятие 1. Размещение и погрузка пострадавших.

    Изучить приложения № 1, № 2 к Заданию.

    Подготовиться к практической работе по следующим вопросам:

3.1 . Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками с использованием лямок (оснащение: носилочными лямками).

3.2. Переноска пострадавшего с использованием носилок (оснащение: санитарные носилки).

3.3. Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

с использованием подручных средств (оснащение: подручные материалы, бинт (10х10 см), ножницы, стул, одеяло (специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс») .

    1. Переноска пострадавшего одним или двумя

сандружинниками на руках, спине (оснащения не требуется).

    1. Перемещение пострадавшего с подозрением на т равму

позвоночника (оснащ ение: твердый ровный щит, одеяло , санитарные носилки).

Преподаватель курсов гражданской обороны

Калининского района В.Н. Коваленко

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 1

«Переноска пострадавшего одним сандружинником с использованием носилочных лямок »

Задание № 1 (Учебное место № 1)

Переноска пострадавшего одним сандружинником с помощью носилочной лямки

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением правой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего одним сандружинником с помощью носилочной лямки

Время : 05 минут.

Место : класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод : тренировка.

Материальное оснащение: носилочная лямка.

Условия выполнения: Основная тяжесть при переносе пострадавшего приходится на одного дружинника.

Переноска пораженного одним носильщиком с помощью носилочной лямки может осуществляться двумя способами:

Первый способ: носилочная лямка сложенная «кольцом».

Алгоритм действий:

1. Пострадавшего кладут на здоровый бок.

2. Носилочную лямку, сложенную в виде кольца, подводят под пострадавшего таким образом, чтобы одна половина лямки была под ягодицами, а другая, продетая под мышками, на спине (свободный конец лямки должен лежать на земле). Таким образом, по бокам пострадавшего образуются петли (рис.1а) .

3. Сандружинник ложится впереди пострадавшего, спиной к нему, просовывает руки в петли надетой на пострадавшего лямки, подтягивает их на свои плечи, связывает петли свободным концом лямки и кладет пострадавшего себе на спину.

4. Сандружинник постепенно поднимается, становясь на четвереньки, на одно колено и, наконец, во весь рост (пострадавший сидит на лямке, прижатый ею к носильщику) (рис. 1, б). Второй дружинник помогает встать (поддерживает) и страхует.


б

Рис.1. Переноска пораженного на лямке сложенной «кольцом».

а) - лямка надета на пораженного;

б) - подъем пораженного на лямке, сложенной «кольцом».

К недостаткам этого способа относится давление, которое оказывает лямка на спину пострадавшего. Поэтому при ранениях и повреждениях грудной клетки применяют не первый, а второй способ переноски на лямке.

Второй способ : носилочная лямка сложенная «восьмеркой»

Алгоритм действий:

1. Сандружинник надевает на ноги пострадавшего лямку, сложенную восьмеркой, укладывает его на здоровый бок и, прижимаясь к нему спиной, надевает лямку на себя так, чтобы перекрест ее пришелся на груди.

2. Сандружинник постепенно поднимается, становясь на четвереньки, на одно колено и, наконец, во весь рост (грудь пораженного остается свободной, но носильщик должен поддерживать его руки, я пораженный должен держаться за плечи или поясной ремень носильщика (рис.2)). Второй сандружинник оказывает помощь и страхует.

Оба способа не применимы при переломах бедра, таза, позвоночника. Второй способ, кроме того, нельзя применять при серьезном повреждении обеих верхних конечностей.

Рис.2 Переноска на лямке сложенной « восьмеркой»


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 2

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками с использованием носилочных лямок »

Задание № 2

Переноска пострадавшего двумя сандружинниками с помощью носилочной лямки

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением правой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практически отработать действия по переноске пострадавшего двумя сандружинниками с помощью носилочной лямки.

Время: 04 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподаватель назначает участников – одного ‒ условно пострадавшим, двоих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. Основная тяжесть при переносе пострадавшего распределяется на двух дружинников. При переносе пострадавшего с помощью носилочных лямок даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий:

1. Сложить носилочную лямку «восьмеркой».

2. Надеть на себя ее так, чтобы перекрест ремня лямки оказался между ними на уровне тазобедренных суставов, а петля шла у одного через правое, а у другого через левое плечо.

3. Опустится сзади пострадавшего лицом друг к другу один на правое, а другой на левое колено, приподнять пострадавшего и посадить его на свои сомкнутые колени.

4. Подвести лямку под ягодицы пострадавшего и встать на ноги (рис.3)




Рис. 3 Переноска двумя сандружинниками с помощью лямки сложенной «восьмеркой»


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 3

«Переноска пострадавшего с использованием носилок»

Задание № 1 (Рабочее место № 2)

Переноска пострадавшего сандружинниками с помощью носилок

: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением головы и бедра левой ноги. Ему оказана первая помощь

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего сандружинниками с помощью носилок

Время: 09 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение : санитарные носилки.

Условия выполнения: преподаватель назначает участников – одного ‒ условно пострадавшим, двоих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. При переносе пострадавшего с помощью носилок даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий:

    Сандружинники развертывают носилки (рис. 4).

    Становятся на одно и то же колено (рис.5).

    Сандружинник № 1 подкладывает одну руку под голову и плечевой пояс пострадавшего, вторую руку ‒ под поясницу.

    Сандружинник № 2 поддерживает таз и конечности пострадавшего.

    Пострадавший, если может, обнимает первого сандружинника за шею.

    Сандружинники поднимаются одновременно и опускают на носилки пострадавшего.

    Уложить пострадавшего на носилки, придав транспортное положение.




Рис.4 а. Развертывание носилок



Рис.4 б. Подъем пострадавшего двумя сандружинниками



Рис.5. Положение пострадавшего с различными травмами при переноске санитарными носилками

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 4

«Переноска пострадавшего одним сандружинником с использованием подручных средств»

Транспортировка пострадавшего волоком

Частная тактическая обстановка : в зоне разрушений обнаружен пострадавший с травмой обеих рук. Самостоятельно передвигаться не может. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего одним сандружинником с помощью одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс» ).

Время: 02 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение: одеяло (специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс»).

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинника и пострадавшего (пострадавший не может встать на ноги). Основная тяжесть приходится на одного сандружинника. При переносе пострадавшего с помощью подручных средств (одеяло (специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс») даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий

    Повернуть пострадавшего на бок.

    П одложить со стороны спины одеяло или что-нибудь пригодное для этого ( специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс) .

    Вновь положить пострадавшего на спину.

    Перемещать пострадавшего как можно ближе к земле (рис.6).

    Спина должна быть по возможности прямой, голова − по направлению движения.


Рис.6. Перемещение волоком

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 5

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками с использованием подручных средств»

Задание № 1 (Рабочее место № 3)

Переноска пострадавшего на стуле

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с травмой обеих рук. Самостоятельно передвигаться не может. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего двумя сандружинниками с помощью стула.

Время: 04 минуты.

Место: класс общей подготовки(класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение: стул, бинт шириной 10 см, ножницы.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподаватель назначает участников – одного ‒ условно пострадавшим, двоих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. Основная тяжесть при переносе пострадавшего распределяется на двоих дружинников. При переносе пострадавшего с помощью подручных средств (стула) даются пояснения проводимых действий (транспортировка пострадавшего в сознании без тяжелых травм при отсутствии щита и носилок).

Алгоритм действий

    Проверить прочность стула.

    Усадить пострадавшего.

    Привязать туловище пострадавшего к спинке стула, а бедра − к сидению стула.

    Один сандружинник становится за спиной пострадавшего и берется за спинку стула, другой держит стул за передние ножки (или сбоку за передние ножки и спинку стула).

    Стул наклонить назад.

    Старшим из сандружинников назначается идущий у головы пострадавшего.

    По команде старшего «Готовы? Поднимаем на счет «три»» поднять стул с пострадавшим.

    По команде старшего « Несем. Проходим в дверь, спиной друг к другу» спасателям идти синхронно.

    Перед изменением угла наклона стула предупредить об этом пострадавшего во избежание неожиданного смещения центра тяжести.

    По команде старшего « Опускаем. Раз, два, три» опустить стул с пострадавшим, отвязать его.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 6

«Переноска пострадавшего одним сандружинником на руках, спине»

Переноска пострадавшего одним сандружинником на руках

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить:

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников преподаватель назначает двоих участников – одного условно пострадавшим, другого сандружинником, оказывающим первую помощь. Отрабатываются способы транспортировки пострадавшего одним сандружинником на руках, на спине.

Обучаемые работают в паре.

І. Переноска на руках

Алгоритм действий:

Рис.7а. Переноска пострадавшего на руках

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 7

«Переноска пострадавшего одним сандружинником на спине»

Задание № 1 (Рабочее место № 4)

Переноска пострадавшего одним сандружинником на спине

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: переноску потерпевшего одним сандружинником на руках, на спине.

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников (обучаемые работают в паре). Переноску потерпевшего одним сандружинником преподаватель назначает двоих участников – одного ‒ условно пострадавшим, другого ‒ сандружинником, оказывающим первую помощь. Отрабатываются способы транспортировки пострадавшего одним сандружинником ‒ на руках, на спине.

Обучаемые работают в паре. При проведении транспортировки пострадавшего даются пояснения проводимых действий

ІІ. Переноска на спине

Алгоритм действий:

возвышенное место.

    Становится между ногами спиной к нему.

    Опускается на колено.

    Обхватывает пострадавшего обеими руками

за бёдра.

    Поднимается вместе с ним.

    Пострадавший удерживается, обнимая сандружинника за шею (Рис. 7б).

Рис. 7 б. Переноска пострадавшего на спине

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 8

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками на руках»

Задание № 1 (Рабочее место № 4)

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: переноску пострадавшего

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников,

Переноска пострадавшего сандружинниками на

последовательно друг за другом

Алгоритм действий:

    Один из сандружинников берёт пострадавшего под мышки,

    Второй становится между его ног и спиной к нему, подхватывает его ноги чуть ниже колен (рис.8).

Рис.8. Переноска последовательно друг за другом

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 9

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками на руках»

Задание № 1 (Рабочее место № 4)

Отработка способов транспортировки пострадавшего двумя сандружинниками на руках

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: переноску пострадавшего двумя сандружинниками ‒ последовательно друг за другом, на замке из трех рук, на замке из четырех рук.

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподавателем назначаются 1 – 2 пострадавших, остальные члены группы – сандружинниками, отрабатывают задачу по переноске, сандружинники дают пояснения проводимых действий.

Переноска пострадавшего на «замке» из трех (четырех) рук

Алгоритм действий:

    Для образования «замка» каждый из двух сандружинников захватывает правой рукой свою левую руку у кисти.

    Своей левой рукой правую руку напарника у кисти (рис.9).

Образуется кресло, в котором переносится пострадавший придерживается двумя или одной рукой за плечи или шею сандружинников.


способом «Нидерландкий мост»

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с подозрением на травму позвоночника. Ему оказана первая помощь.

Слушатели находятся в роли сандружинников. Обнаружен пострадавший с подозрением на травму позвоночник

Исполнить: отработать действия по перекладыванию пострадавшего способом «нидерландкий мост».

Время: 06 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение: санитарные носилки, одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс»).

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподаватель назначает участников – одного условно пострадавшим, троих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. Основная тяжесть при переносе пострадавшего приходится на среднего спасателя. При перекладывании пострадавшего даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий:

    Первый сандружинник захватывает пострадавшего под мышками, расположив его голову на своих предплечьях.

    Второй сандружинник подкладывает руки под тазовую и поясничную область.

    Третий сандружинник располагает на своих предплечьях голени и стопы пострадавшего.

    Перенос пострадавшего начинать по команде центрального сандружинника.

    По команде центрального сандружинника перенести пострадавшего на носилки или одеяло.

Задача во время перекладывания удерживать условно поврежденные конечности, голову и туловище пострадавшего в одной плоскости.


Больной с травмой позвоночника и спинного мозга должен быть уложен на носилки лишь один раз; второе перекладывание допустимо только в постель с операционного стола. При травме позвоночника и спинного мозга в поясничном и грудном отделах при наличии щита более атравматично транспортировать больного в положении на спине, а при отсутствии щита - в положении на животе. Транспортировка больного с травмой в шейном отделе позвоночника должна осуществляться в положении на спине независимо от наличия щита.

Приложения:

Приложение № 1

Развертывание носилок

    носильщики расстегивают ремни;

    потянув за ручки, раскрывают носилки;

    упираясь коленом в распоры, выпрямляют их до отказа;

    каждый проверяет, закрыты ли замки распоров (рис. 1, а и б).


а) б)

Рис. 1. Развертывание носилок

а) – проверка закрытия защелок распоров спасателем № 1

б) – проверка закрытия защелок распоров спасателем № 2

Свертывание носилок

    носильщики одновременно открывают защелки замков,

    подтягивая распоры на себя, полускладывают носилки,

    переворачивают их ножками вверх,

    когда полотнище провиснет на сторону, противоположную

ножкам, сдвигают брусья,

    ставят носилки на ножки,

    сложив полотнища в три складки, обвязывают их ремнями.

Правила переноски пострадавших на носилках

    По ровной поверхности пострадавшего нести ногами вперёд, а если пострадавший без сознания ‒ головой вперёд, обеспечивая приток крови к мозгу.

При отсутствии возможности самостоятельного выхода пострадавшего из опасной зоны можно использовать один из доступных приемов транспортировки, выполняемого одним спасателем.

Для этого необходимо:

– обхватить пострадавшего с обеих сторон в области подмышек, сомкнуть руки «в замок» на груди;

– согнуть свои ноги, откинувшись слегка назад, приподнять и прижать к себе пострадавшего, осторожно оттащить его в безопасное место.

Передвижение с поддержкой пострадавшего осуществляют в том случае, если позволяет его состояние. Руку пострадавшего закидывают за шею спасателя и придерживают за кисть (рис. 10).

Переноска на руках. Спасатель берет пострадавшего на руки: одной рукой обхватывает туловище, другую заводит под колени, пострадавший обхватывает рукой шею спасателя (рис. 11).

Переноска на спине. Пострадавший находится на спине спасателя и руками держится за надплечья. Спасатель своими руками поддерживает пострадавшего за нижние части бедер (рис. 12).

Переноска двумя лицами при помощи «замка». Четыре руки складываются в виде «замка» (рис. 13). Каждый из спасателей обхватывает левой кистью свое правое запястье, а правой – левое запястье другого спасателя. Пострадавший усаживается на это «сиденье» и обхватывает спасателей за плечи.

Переноска пострадавшего в полусидячем положении. Один из спасателей обхватывает пострадавшего сзади под руками, а другой становится между ног пострадавшего и берет под руки его бедра (рис. 14).

Наиболее удобный способ для переноски пострадавшего это переноска на носилках (рис. 15).

Распространенным способом переноса пострадавшего является перенос на плечах (рис. 16).

Рис. 16. Перенос пострадавшего на плечах

Если транспортировка пострадавшего невозможна, то необходимо оказать первую медицинскую помощь на месте.

При длительной транспортировке пострадавшего/пораженного используется устойчивое боковое положение (рис. 17).

Устойчивое боковое положение является простым приемом, не требующим никаких приспособлений и обеспечивающим свободную проходимость дыхательных путей у больных, находящихся без сознания. Голова больного при этом запрокидывается кзади в безопасное положение, при котором язык не может запасть и возможность аспирации патологического секрета в дыхательные пути минимальна.

Рис. 17. Устойчивое боковое положение пострадавшего

Предпочтительным является устойчивое боковое положение на правом боку, так как в таком положении менее выражены постуральные, т. е. зависящие от положения, нарушения газообмена и кровообращения. Однако если это невозможно или нежелательно (например, при ранениях правой половины груди), допустимо укладывать больного на левый бок.

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ПОРАЖЕНИЙ

И СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ СОСТОЯНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО

Характер поражений и степень тяжести состояния пострадавших определяют с использованием простейших клинических приемов – опроса пострадавшего и очевидцев, осмотра, определения реакции на окружающее, зрительной оценки функции дыхания, определения наличия пульса и измерения артериального давления.

Последовательность осмотра и опроса пострадавшего при чрезвычайной ситуации.

Определяются:

– наличие дыхания, пульса на сонной артерии и сознания.

– наличие кровотечений.

– локализация травмы.

Для этого необходимо:

– тщательно осмотреть и осторожно ощупать голову, туловище, живот, таз и конечности;

– сравнить правую и левую стороны туловища, так легко можно определить локализацию раны и оценить опасность потери крови, выявить переломы костей, ушибы мягких тканей (труднее определить травмы таза, позвоночника, грудной клетки и живота);

– выяснить характер некоторых ран, переломов, травм и др.;

– при наличии сознания у пострадавшего спросить, где он ощущает боль (пострадавший часто сам указывает на место локализации травмы).

Эти данные могут служить достаточными критериями для определения объема и характера первой медицинской помощи.

Для оценки функции дыхания важно установить есть дыхание или его нет, если есть, то нарушено оно или не нарушено и, наконец, если нарушено, то в какой степени.

Признаки тяжелого состояния пострадавшего

– сонливость, адинамичность,

– потеря сознания;

– резкая бледность, серый цвет кожных покровов;

– замедленная частота дыхания (менее 15 в мин) или учащение его (более 30 в мин);

– отсутствие пульса или слабый пульс (с частотой менее 40 или более 120 ударов в 1 мин).

Лучше переоценить опасность травмы, чем недооценить её!

При тяжелом характере травм головы, позвоночника, груди, живота, переломах крупных костей и большой кровопотере – немедленно приступить к спасательным мероприятиям, адекватным виду поражения! Безотлагательно провести медицинские мероприятия, направленные на устранение поражений, непосредственно угрожающих жизни пострадавшего (кровотечение, остановка дыхания, прекращение сердечной деятельности и т.п.).

ОБЪЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ

И ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ

Вид поражения, его локализация и степень тяжести определяют объем оказания первой медицинской или доврачебной помощи.

На месте происшествия (в очаге поражения) возможно проведение следующих мероприятий первой медицинской помощи:

– искусственного дыхания;

– непрямого массажа сердца;

– сердечно-легочной реанимации;

– временной остановки кровотечений;

– туалета раны;

– наложения повязок;

– иммобилизации конечностей при переломах и вывихах;

– прием обезболивающих и сердечных препаратов, радиопротекторов и антидотов;

– охлаждения повреждённых участков тела при ожогах и закрытых травмах;

– транспортировки пострадавших в лечебное учреждение.

Доврачебная помощь расширяет возможности первой медицинской помощи за счет широкого использования при ее оказании табельных медицинских средств и участия в этом персонала со средним медицинским образованием. Ее оказание обеспечивается составом фельдшерских бригад и медицинскими сестрами врачебно-сестринских, специализированных и линейных бригад службы экстренной медицинской помощи. В дополнение к первой медицинской помощи доврачебная помощь предусматривает:

– устранение асфиксии (туалет полости рта и носоглотки, при необходимости введение воздуховода, ингаляция кислорода, искусственная вентиляция легких ручным дыхательным аппаратом);

– контроль за правильностью и целесообразностью наложения кровоостанавливающего жгута при продолжающемся кровотечении;

– наложение и исправление неправильно наложенных повязок;

– введение обезболивающих средств;

– улучшение транспортной иммобилизации с использованием табельных средств;

– повторное введение антидотов по показаниям;

– дополнительная дегазация открытых участков кожи и прилегающих к ним участков одежды;

– обогревание пораженных при низкой температуре; горячее питье (при отсутствии ранения в живот) в зимнее время;

– по показаниям – введение симптоматических сердечно-сосудистых средств и препаратов, стимулирующих дыхание.

ПРАВИЛА СНЯТИЯ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ С ПОСТРАДАВШЕГО

При необходимости полного или частичного снятия одежды и обуви с пострадавшего во время оказания медицинской помощи требуется соблюдать следующие правила:

1. Одежду надо снимать, начиная со здоровой стороны.

2. При плотном прилегании фрагментов одежды к ране, ткань одежды не следует отрывать, а нужно обрезать ее вокруг раны.

3. При сильном кровотечении одежду разрезают вдоль и, развернув, освобождают место ранения.

4. При тяжелых травмах голени или стопы (там, где подозревают перелом) обувь разрезают по шву задника острым ножом или тупоконечными ножницами, затем снимают её, освобождая в первую очередь пятку.

5. Раздевать пострадавшего полностью без необходимости и, особенно в холодное время года, нежелательно.

В подобных ситуациях освобождают только ту часть тела, где выполняются определенные манипуляции.

Для этого прорезают в одежде «окно» так, чтобы после остановки кровотечения и наложения повязки можно было опустить створку одежды и закрыть оголенную часть тела.

Снимать одежду или обувь с травмированной руки или ноги, нужно крайне осторожно с привлечением, по возможности, помощника .

Транспортировка пострадавшего в больницу своими силами возможна лишь в двух случаях:

– при общем удовлетворительном состоянии пострадавшего и его способности к самостоятельному передвижению;

– при отсутствии технических возможностей вызова служб спасения или медицинской помощи к месту происшествия.

Приемы и способы переноски с помощью подручных материалов

Вынос (вывоз) раненых - это начальное, наиболее трудное и ответственное звено эвакуации пострадавших от места поражения до поста санитарного транспорта (района сосредоточения), а нередко и до ближайшего этапа медицинской эвакуации.

Вынос должен осуществляться непрерывно, в любую погоду, независимо от времени суток. В первую очередь выносятся раненые с артериальным кровотечением, выраженным удушьем, проникающим ранением живота, с выпадением внутренностей, открытым переломом бедра, обширным размозжением конечности, выраженной картиной шока, общим тяжелым состоянием, находящиеся без сознания. Быстрому выносу подлежат также раненые и больные с зараженной радиоактивными и отравляющими веществами местности, особенно если на них не надеты средства защиты или область ранения (ожога) не закрыта повязкой.

Способы выноса в основном зависят от условий боевой обстановки, характера и локализации повреждения. В каждом конкретном случае санитарный инструктор (санитар) должен решить, какой из них является наименее травматичным для раненого и удобным для выноса.

Способы выноса раненого одним санитаром (санитаром-носильщиком) без вспомогательных средств

Санитар может выносить раненого на руках, на плече и на спине.

Наиболее бережным является вынос на руках. Этот способ применим при большинстве ранений (кроме ранения в живот), но он очень трудоемкий и пригоден лишь при небольших расстояниях.

На спине переносят в случаях, когда не повреждены верхние конечности и пострадавший не потерял сознания.

Вынос на плече противопоказан при ранениях головы и живота.

Все три способа непригодны при переломе бедра, костей таза и позвоночника.

Для того чтобы удобнее взять раненого на спину, желательно предварительно посадить его на какое-нибудь возвышение (бугорок, пень, камень и т. д.). После этого надо стать к пострадавшему спиной, опуститься на одно колено, завести свои руки назад, взять раненого под бедра и вместе с ним встать. В это же время выносимый обхватывает санитара за плечи или удерживается за его пояс.

Вынос на плече начинается аналогичным способом, только санитар становится к пострадавшему не спиной, а лицом. Опускаясь на одно колено, он подсовывает свою голову под руку раненого и наваливает его животом на свое плечо с таким расчетом, чтобы голова пострадавшего находилась за спиной санитара, а ноги - на его груди. Для более надежной фиксации санитар одной рукой обхватывает ноги раненого и берет его за запястье одноименной руки, а другой рукой поддерживает пострадавшего за локоть.

При выносе на руках санитар становится сбоку лежащего раненого на одно колено, подсовывает свои руки под его спину и ягодицы и встает вместе с пострадавшим.

Способы выноса раненого двумя санитарами (санитарами-носильщиками) без вспомогательных средств

Вынос раненого двумя санитарами (санитарами-носильщиками) без вспомогательных средств может осуществляться тремя способами: на «замке», между собой и на руках.

При выносе первым способом используется «замок» из четырех или трех рук. На «замок» раненого размещают следующим образом. Два санитара становятся на разноименные колени (лицом друг к другу) у ног пострадавшего, усаживают его на плотно сомкнутые колени, подводят «замок» под ягодицы, встают и начинают движение. «Замок» из четырех рук применяется, если раненый может держаться своими руками за шею носильщиков, в противном случае надо использовать «замок» из трех рук. Если пострадавший, кроме того, и без сознания, его лучше располагать на двух руках, а двумя другими поддерживать за плечи.

При втором способе (между собой) один из санитаров становится у изголовья раненого, другой - между его ног и спиной к нему. По команде «Берись» первый подсовывает обе руки под мышки пострадавшего, второй - под коленные суставы. По команде «Поднимай» оба санитара встают и начинают движение. В ходе переноски нельзя допускать сдавливания грудной клетки руками. Способ непригоден при переломах конечностей, ранениях верхней части грудной клетки.

адевание лямки, сложенной восьмеркой, первым способом

Третий способ (на руках) как наиболее трудоемкий используется при выносе на короткие расстояния. Санитары становятся сбоку от раненого (с его здоровой стороны), опускаются на одно колено, подводят руки (один под спину и поясницу, второй - ягодицы и колени) под пострадавшего, встают и несут перед собой.

Способы выноса раненого одним санитаром (санитаром-носильщиком) с использованием лямки

В зависимости от характера работы лямку можно складывать восьмеркой, кольцом или петлей.

Для того чтобы сложить лямку восьмеркой, ее надо развернуть и, пропустив свободный конец под брезентовую накладку, закрепить его в металлической пряжке. Образующаяся фигура двух соединенных между собой колец (петель) напоминает цифру 8.

Перед пользованием лямкой ее надо подогнать по своему росту. Размер петель правильно подогнанной лямки должен равняться размаху вытянутых на уровне плеч рук. Подогнанная таким образом лямка предназначена для работы в летнем обмундировании.

Зимой длину сложенной лямки надо несколько увеличить. Лямку, сложенную восьмеркой, можно надевать на себя двумя способами.

Первый способ. Сначала надевают поясной ремень и поправляют все носимые на нем предметы, а затем носилочную лямку. Для этого ее берут, в руки, вытянутые над головой, и опускают на плечи так, чтобы перекрест лямки лег между лопатками в верхней части спины. После того как лямка надета и расправлена, надевают сумку санитара (санитарного инструктора); длина ее ремня заранее подгоняется по своему росту.

Неправильно подогнанная или неправильно надетая лямка значительно затрудняет пользование ею. Так, если перекрест лямки расположен слишком высоко, лямка будет сдавливать шею, а при низком его расположении будет соскальзывать с плеч.

Снимают снаряжение в обратном порядке. При необходимости лямку можно снять, не снимая остального снаряжения. Для этого одну руку нужно просунуть в петлю так, чтобы петля оказалась снаружи, после чего другой рукой выдернуть лямку из-под снаряжения.

Второй способ. Лямку надевают, находясь в полном снаряжении. Ее складывают восьмеркой и продевают под ремни снаряжения, после чего устанавливают перекрест лямки между лопатками, а петли расправляют по сторонам туловища. На все это требуется 50-70 секунд.

Для переноски раненого одним санитаром-носильщиком лямку складывают кольцом. Перед пользованием лямкой, сложенной кольцом, ее необходимо подогнать по своему росту, так чтобы длина кольца равнялась размаху одной вытянутой руки и другой, согнутой в локте под прямым углом. Сложить лямку кольцом можно за 20-25 секунд.

Складывание лямки петлей производится при оттаскивании раненого на плащ-палатке, в лодке-волокуше, на лыжно-носилочной установке и в других случаях, когда за лямку приходится тянуть. Чтобы сложить лямку петлей, надо пропустить конец ее через пряжку-пятистенку и образовать небольшую петлю (соразмерно своему росту). При оттаскивании раненого санитар-носильщик надевает петлю себе через плечо, а оставшийся длинный свободный конец привязывает к лодке-волокуше или лыжно-носилочной установке. К плащ-палатке лямку для прочности привязывают корабельным узлом.

Для переноски раненого санитар может использовать лямку санитарную, сложенную в виде «кольца» или «восьмерки». Лямка, сложенная «кольцом», применяется в случае, если пострадавший не может держаться за носильщика руками или когда санитару надо иметь свободными руки (например, в горах). «Кольцо» подсовывается под лежащего на здоровом боку раненого с таким расчетом, чтобы им были охвачены: вверху надлопаточная область, внизу - ягодицы. Оставшиеся части «кольца» выводят через подмышки на грудь и переднюю поверхность бедер.

После этого санитар ложится спиной к раненому, надевает на свои надплечья оба полукольца, связывает их концом лямки, поворачивается вместе с раненым на живот, становится на четвереньки и поднимается во весь рост.


В случае использования лямки в виде «восьмерки» ноги раненого просовывают в ее петли. Последние должны быть расположены так, чтобы полотнища колец подхватывали ягодицы, а перекрест лямки находился под тазом пострадавшего или на уровне его подбородка. Санитар ложится спиной к раненому, просовывает свои руки в свободные части петель лямки и надевает их на плечи так, как надевают вещевой мешок или рюкзак. Во втором варианте перекрест лямки должен быть зафиксирован на груди санитара.

Способы выноса раненого двумя санитарами (санитарами-носильщиками) с помощью табельных или подручных средств

Два санитара (санитара-носильщика) могут переносить раненого на лямке, носилках (табельных или импровизированных) и других подручных средствах.

Вынос на лямке осуществляется двумя способами.

При первом способе лямку, сложенную «восьмеркой», надевают таким образом, чтобы ее петли были наложены на разноименные плечи санитаров, а перекрест оказался на уровне их тазобедренных суставов. После этого они становятся у изголовья раненого (лицом друг к другу), опускаются на одно колено, приподнимают пострадавшего, усаживают его на перекрест лямки, встают и начинают движение.

При втором способе раненый сидит на перекресте верхом и опирается спиной на грудь заднего санитара.

На носилках раненого выносит звено из двух или более человек. В каждом из них назначается старший. После его команды «Носилки взять» оба номера берут носилки и в свернутом состоянии доносят их до раненого. Затем по команде «Развернись» носильщики становятся друг к Другу лицом, раскрывают носилки и, упираясь коленом в каждую из распорок, выпрямляют их до отказа. По команде «Носилки ставь» последние кладут вдоль раненого, головным концом к голове. Сняв с пострадавшего вещевой мешок, скатку и снаряжение, санитары размещают их на носилках так, чтобы они не мешали при переноске.

Поднять раненого с земли и уложить на носилки можно тремя способами.

Первый способ получил название «укладывание на руках». Для выполнения этого приема санитары становятся с противоположной стороны от носилок, опускаются на колени, подсовывают свои руки под раненого (один под спину и поясницу, второй под ягодицы и голени) и по командам «Поднимай», «Опускай» осторожно укладывают его на носилки.

Второй способ - «поднятие за одежду». Один из санитаров (обычно старший) одну руку подсовывает под шею раненого, а другой берется за его поясной ремень. Второй санитар захватывает складки брюк на обеих конечностях и края голенищ сапог. Способ непригоден при наличии у раненого переломов нижних конечностей.

Третий способ - «укладывание методом наката» применяется в случаях интенсивного огневого воздействия противника. Санитары подползают к раненому, кладут развернутые носилки вдоль его неповрежденной стороны, переползают на противоположную сторону, подсовывают свои руки под пострадавшего так же, как и при первом способе, и, наклоняя носилки, одновременно накатывают на них раненого.

Правила переноски раненых на носилках в различных условиях

Прежде чем приступить к выносу пострадавшего, ему надо придать наиболее удобное положение. При этом необходимо учитывать характер и тяжесть ранения.

Раненных в челюсть и находящихся без сознания размещают лицом вниз. Под лоб им подкладывается согнутая рука, скатка или вещевой мешок. Делается это для того, чтобы пострадавший не погиб от попадания в дыхательные пути крови или рвотных масс.

Раненных в грудь переносят в полусидячем положении. В этих целях также используются скатка шинели или вещевой мешок.

Раненного в живот кладут на спину с согнутыми в коленях ногами. Под них подкладывают валик из одежды.

Раненного в нижнюю конечность укладывают на здоровый бок.

При повреждениях позвоночника поверх полотнища носилок надо предварительно положить какую-нибудь жесткую основу (фанеру, доски и др.).

В случае перелома костей таза под поврежденную область также размещается твердая прокладка, а под колени - валик.

Раненных в грудную клетку с повреждениями позвоночника и таза, а также с комбинированными поражениями и обширными ожогами лучше выносить на иммобилизирующих вакуумных носилках. В окопах, ходах сообщения следует пользоваться специальными траншейными носилками.

После того как раненый уложен на носилки, подается команда «По местам». В связи с тем, что пострадавших в большинстве случаев переносят ногами вперед, один из санитаров становится к головному концу носилок, лицом к раненому, а другой - к ножному, спиной к нему. По команде «На лямки» они сгибаются и надевают на ручки носилок петли сложенной «восьмеркой» и надетой на плечи лямки. По сигналам «Поднимай», «Марш» носильщики выпрямляются и начинают движение, стараясь идти не в ногу.

Перенося раненого, следует всегда помнить, что его состояние может значительно ухудшиться от резких толчков в ходе выноса, чрезмерных наклонов носилок в стороны и по вертикали, сползания с них пострадавшего, воздействия на него неблагоприятных факторов климата и т. д.

Нести раненого надо бережно, плавно, стараясь сохранить горизонтальное положение носилок в любых условиях. При этом санитар, идущий сзади, должен наблюдать за состоянием выносимого и, если надо, подавать сигнал о необходимости оказания ему помощи. Особенно внимательным следует быть при действиях на труднопроходимых участках местности, при подъемах и спусках, выносе по горным тропам и узким ходам сообщения. Во время движения впереди идущий санитар должен предупреждать заднего о неровностях пути, сложных поворотах и др. Если на маршруте выноса встречаются какие-либо препятствия, их надо обойти или преодолеть с соблюдением мер предосторожности. Для переноса носилок через невысокий забор или ограду санитары опускают их на землю, встают по обе стороны, берутся за среднюю часть брусьев и, осторожно подняв, опускают ручки переднего конца носилок на препятствие. Затем один из санитаров удерживает противоположный конец носилок, а другой, перебравшись через препятствие, принимает их. Подняв носилки, они оба проносят их над забором (оградой) и опускают ручки ножного конца на препятствие с другой стороны. После этого перелезает второй санитар. Он берет свой конец носилок и вместе с первым санитаром продолжает движение вперед.

Так же происходит перенос раненых через рвы, окопы, канавы и т. п. препятствия, с той лишь разницей, что носилки предварительно ставят на край преграды. При подъеме в гору пострадавшего несут головой вперед (за исключением тех случаев, когда повреждены нижние конечности или выносу предшествовала большая кровопотеря). Для того чтобы раненому придать нужное положение, санитары ставят носилки на землю и поворачиваются на 180°. Затем они снова берут их и по команде «Налево» (направо) кругом» носильщик, оказавшийся спиной к голове раненого, заходит влево (вправо) кругом, а второй поворачивается на месте в ту же сторону. Выйдя на нужное направление, они начинают движение.

Подъем в гору удобнее проводить усиленным звеном (3-4 человека). При этом идущий впереди санитар пользуется лямкой носилочной и держит носилки за их ручки; задние санитары несут носилки на плечах, обеспечивая раненому горизонтальное положение.

При спуске поступают наоборот. Двое идущих впереди укладывают ручки носилок на плечи, а третий сзади поддерживает их руками и лямкой.

Санитары-носильщики должны уметь повернуться кругом - не ставя носилки на землю (например, на зараженной местности). Санитар-носильщик, идущий впереди, выставляет несколько вперед полусогнутую в колене ногу, развертывая ее коленом наружу. Положив затем носилки себе на бедро согнутой ноги, опускает руку с одной ручки носилок и перехватывает другую ручку носилок.

После этого он меняет положение другой руки и заканчивает поворот, становясь лицом к другому санитару-носильщику. Затем таким же образом производит поворот второй санитар-носильщик.

В ходах сообщения полного профиля носилки переносят на плечах, в неглубоких окопах и ходах сообщения - на руках.

Всех раненых выносят обязательно с их личным оружием, которое затем передают командиру подразделения или сдают вместе с пострадавшим на медицинском пункте. При переноске зимой раненого нужно хорошо укутать и снабдить по возможности грелкой. Летом уберечь пострадавшего от интенсивного облучения солнечными лучами можно путем укрытия его накидкой медицинской или плащ-палаткой.

Большие расстояния (свыше 600-800 м) преодолеваются эстафетным способом. При этом весь маршрут разбивается на участки по 200-300 м. В начале каждого из них располагается звено санитаров-носильщиков, которое переносит раненого только до соседней «подставы». Получив взамен груженых свободные носилки, оно возвращается в исходное положение.

Для переноски раненого на близкие расстояния можно использовать плащ-палатку, одеяло или простыню.

Помимо оказания самопомощи и взаимопомощи обучаемые должны овладеть способами выноса пострадавших в безопасные места и для погрузки на транспорт. Эти способы диктуются характером поражения, состоянием пострадавшего и наличием подручных средств для выноса. Например, можно перемещать пострадавших на подстилках, листах фанеры и т.д.

Наиболее удобным средством транспортировки пострадавшего являются санитарные носилки (рисунок 11).

Рис. 11. Переноска раненого на носилках

Рис. 12. Приемы переноски раненых: а - с помощью лямки; б - на спине; в - вдвоем на руках (замком из трех или четырех рук)

Укладывать пострадавшего на носилки производится следующим образом: носильщики подводят руки под его голову, плечи, таз и ноги, одновременно осторожно поднимают, передвигают его в сторону носилок и опускают на них. Можно брать пострадавшего и за одежду.

Можно устроить импровизированные носилки с помощью подручных средств (пальто, простыни, одеяла, палатки и т.д.), привязав их к двум жердям.

Одним из надежных способов транспортировки пострадавших является переноска на лямке, сложенной, кольцом или восьмеркой. Пострадавших можно также выносить на спине или на руках - способом "замком из трех рук" или "замком из четырех рук" (рисунок 12).

При этом важно обеспечить максимально удобное положение пострадавшему, особенно поврежденной части тела. Лучше всего класть пострадавшего на спину или здоровый бок. При повреждении руки ее укладывают на грудь, поврежденную ногу слегка сгибают в колене и укладывают на скатку одежды, подушку. Людей с повреждением челюсти следует укладывать на носилки лицом вниз, подложив под лоб валик из одежды. При повреждениях позвоночника и таза пострадавших транспортируют в лежачем положении на щите, при ранениях в грудь - в полусидячем положении.

1. Введение.

Одновременно с оказанием первой медицинской помощи проводят вынос пострадавшего из очага поражения и его медицинскую эвакуацию в близлежащее медицинское учреждение.

Для медицинской эвакуации пораженных максимально используют различные виды транспорта (автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный) и разнообразные приемы выноса (на носилках, на руках, с помощью подручных средств).

В медицине используется основной принцип эвакуации «на себя» - медицинское учреждение своим транспортом вывозит раненых и больных из очага поражения.

Однако в ситуации, когда медицинская помощь далеко, а транспортировать необходимо немедленно, каждый человек должен знать элементарные правила эвакуации и выноса пораженных.

2. Медицинская эвакуация пострадавших.

Медицинская эвакуация- это система мероприятий по удалению из зоны катастрофы поражённых, нуждающихся в медицинской помощи и лечении.

Цель эвакуации - госпитализация пострадавшего в медицинское учреждение, где ему будет оказан полный объём медицинской помощи и окончательное лечение.

Какие бы ни выдвигались предложения для облегчения эвакуации поражённых при катастрофах, несомненно одно, необходимо считать эвакуацию слагаемым лечебного процесса и в ходе транспортировки продолжать бороться за жизнь пострадавшего. Не допустима эвакуация просто на вывоз.

На военное время предназначено типовое санитарное оборудование (ТСО), которое в мирное время хранится в специальных хранилищах. Оно предназначено для оборудования транспорта народного хозяйства (автобусов, грузовиков, пассажирских и транспортных самолетов, пароходов и тд) для перевозки раненых и больных и предусматривает крепления для носилок и систем переливания крови.

При эвакуации важно правильно размещать поражённыхвтранспортном средстве. Тяжелых раненых и больных, нуждающихся в более щадящих условиях транспортировки, размещают в передних секциях и не выше второго яруса. Легкораненые размещаются на верхних ярусах салона, а так же заполняют сидячие места (самейки).

Головной конец носилок должен быть обращен в сторону кабины (передней части транспорта).

Сначала загружают тяжелораненых (носилочных), затем легкораненых.

Скорость движения автомобилей определяется состоянием дорожного покрытия, видимостью на дорогах, временем года и суток. И обычно устанавливается не более 40 км/час.

При массовой эвакуации поражённых железнодорожным (водным) транспортом (эвако-санитарными поездами, железно­дорожными летучками) в местах погрузки оборудуются подъ­ездные пути, простейшие приспособления для обеспечения погрузки (выгрузки) пострадавших (сходни, мостики и щитки). Для этих целей используют также платформы, трапы, пристани. При непогоде принимаются меры по защите поражённых от дождя, снега, холода и т. п.

При погрузке поражённых на транспорт желательно составлять пофамильный список эвакуи­рованных, особенно при эвакуации на попутном грузовом и индивидуальном транспорте, записывать номерные знаки автомобилей.

Эвакуация поражённых из очагов инфекционных болезней имеет свои особенности. Она, как правило, резко ограни­чена, а при необходимости (угрозе жизни) должно быть обеспечено выполнение противоэпидемического ре­жима с целью недопущения рассеивания инфекции на путях эвакуации (выделение специальных путей эвакуации, безоста­новочное движение через населенные пункты, дезинфекция транспорта после эвакуации).

При перевозке пострадавших в неприспособленном транспорте, на пол кузова кладут траву, ветки, брезент и др.

3. Вынос пострадавших из очага поражения.

Медицинская эвакуация всегда начинается с выноса пострадавших из очага поражения - это ее начальный этап.

Как показал опыт работы в зонах катастроф, наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) поражённых через завалы, очаги пожаров и т. п.

В труднодоступных местах (узкие и низкие завалы) обычно пользуются одним из способов выноса: на боку, на спине, на волокуше.

При выносе на боку : лечь боком к пострадавшему, положив его голову к себе на грудь, а под туловище подсовывают полусогнутую ногу. Передвигаются - придерживая пострадавшего одной рукой, отталкиваясь свободной другой рукой и ногой.

При выносе на спине: пострадавшего укладывают на бок (здоровую сторону), спасатель ложится рядом с ним вплотную, прижимаясь спиной к его груди, подводит ногу под его ноги и рукой захватывая за одежду переваливает себе на спину.

При выносе волокушей (пальто, одеяло и тд): пострадавшего поворачивают на здоровый бок, рядом с ним кладут подготовленную волокушу со скатанным краем, затем переваливают его на спину, расправляют скатанную сторону, углы волокуши связывают.

Для переноски пострадавшего на носилках тоже существует ряд правил .

Носилки устанавливают возле пострадавшего с его пораженной стороны. Носильщики становятся на колени, подводят руки под голову, плечи, таз и ноги пострадавшего. Затем одновременно, не вставая, подвинувшись вперед, укладывают пострадавшего на носилки.

Переносят пострадавших головой вперед, соблюдая на подъемах и спусках ее возвышенное положение.

Пораженных в грудь переносят в полусидячем положении.

Пораженных в живот кладут на спину с согнутыми коленями.

Пораженных в позвоночник переносят на щите, уложив пострадавшего на спину, под колени - валик.

На военное время имеется обменный фонд носилок, предназначенный для того чтобы не перекладывать пострадавшего с одних носилок на другие (разных ведомств). Носилки являются инвентарным имуществом, требуют специального способа хранения)

При отсутствии в зоне поражения табельных медицинских средств транспортировки (носилки, лямки) организуется перенос пострадавших на руках, на спине и подручных средствах (доски, щиты, двери).

Легче переносить пострадавшего вдвоем на замке из четырех рук.

4. Заключение.

В МЧС России имеется реанимацион­но-операционные самолеты АН-26м ""Спасатель", который имеет на борту операци­онную, палату интенсивной терапии, санитарные вертолеты БО-105, БК-117, Ка-226А.

Вертолеты БО-105 и БК-117 широко используются в мегаполисах (Москва и Питер) для медицинской эвакуации тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи.

Аварийно-спасательный вертолет КА-226А (легкого класса) используется так же для доставки пострадавших в клиники города.



Просмотров