Topic закон за туризма нов. Старая песня на новый лад: очередные поправки в закон о туризме. Доверенность от оператора - до свиданья

Долгое время «кочевавший» по инстанциям отраслевой закон, наконец, был в начале марта принят Госдумой и подписан Президентом. Что меняет новый закон о туризме в жизни туроператоров и турагентств, что от него участникам рынка? Сейчас это наиболее частные вопросы, которые приходят в редакцию инфогруппы «ТУРПРОМ». Мы попросили юристов разъяснить, что существенно изменилось для турагентств и туроператоров, и где у них могут возникнуть «скользкие места».

«Для туроператоров в первую очередь расширен список условий, когда финобеспечение ответственности туроператора не требуется. В частности, оно не требуется для туроператора в сфере выездного туризма, имеющего сформированный фонд персональной ответственности в размере не менее семи процентов от общей цены туристического продукта по выездному туризму за предыдущий год», - пояснил , член правления , основатель юридического агентства «Персона Грата». При этом решение об освобождении туроператора от финансового обеспечения и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора на следующий календарный год принимается Турпомощью по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании заявления туроператора.

В итоге для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам создается резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператора. «Взнос в резервный фонд должен перечисляться ежегодно в течение 15 дней с даты опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности или её представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, но не позднее чем 15 апреля текущего года. Фонд персональной ответственности формируется за счет ежегодного взноса туроператора в сфере выездного туризма, равного одному проценту общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. Перечисление взноса производится равными долями не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за истекшим календарным кварталом», - пояснил Георгий Мохов. При этом туроператоры, которые не вывозили туристов за границу и «новички», готовые войти на рынок, должны перечислить взнос в фонд персональной ответственности туроператора до начала осуществления деятельности в сфере выездного туризма в размере 100 тысяч рублей.

Максимальный размер фонда составляет не менее семи процентов от общей цены выездного турпродукта за предыдущий год, по достижении которого перечисление взносов в фонд персональной ответственности туроператора прекращается.

При этом в законе обновлен список случаев исключения сведений о туроператоре из реестра: в него добавлен пункт об исключении в случае нарушения существенных условий договора перевозки, включая договор фрахтования, заключенного между туроператором и перевозчиком. В их числе - гарантии оплаты услуг по договору и сумма таковой гарантии, а также обязанность туроператора выдать документ на перевозку. Отметим, что также дополнен перечень существенных условий договора о реализации турпродукта, ко которым в том числе относятся и условие выдачи туристу отдельно либо в составе турпродукта электронного перевозочного документа (билета), подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно. Если договор о реализации турпродукта заключен ранее чем за 24 часа до начала путешествия, такой документ (билет) должен быть выдан туристу и (или) иному заказчику не позднее чем за 24 часа до начала путешествия. Аналогичная ситуация и с ваучером гостиниц.

«Законом предусмотрено досрочное расторжение договора страхования ответственности туроператора, которое осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Туроператор не позднее 30 календарных дней со дня досрочного расторжения договора страхования ответственности либо отзыва банковской гарантии обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документ, подтверждающий наличие у него финансового обеспечения ответственности туроператора.

В случае отзыва у страховой компании лицензии на осуществление страхования либо признания такой организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с законодательством РФ туроператор не позднее 45 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления от Ростуризма обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документ, подтверждающий наличие у туроператора финансового обеспечения ответственности туроператора», - также добавил Георгий Мохов.

Что касается турагентств, то первое - и наиболее «скользкое» место в том, что новый закон обязывает турагентов осуществлять продвижение и реализацию турпродукта от имени и по поручению туроператора. «В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора. При реализации турагентом турпродукта он предоставляет туристу и (или) иному заказчику копию доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта», - говорится в законе. При этом туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком. В договоре о реализации турпродукта должно содержаться условие о том, что турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность по договору о реализации турпродукта в отношении обязанностей турагента; об обязательстве турагента о передаче денежных средств, полученных от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором.

«Договор с туристом, заключенный агентом с туристом по доверенности от имени туроператора, это договор туроператора, а не турагента. Соответственно и правоотношения по данному договору строятся по иной модели, нежели сейчас, в привычном варианте сделок, совершенных агентом от своего имени. Но при этом нужно учитывать то обстоятельство, что у агента (поверенного) есть собственные обязанности перед принципалом (доверителем), установленные договором между ними. Обязанности эти могут сопровождаться установленной принципалом ответственностью за те или иные действия агента, а в некоторых случаях и содержать крайне неприятное поручительство за исполнение договора третьим лицом (делькредере), когда агент несет ответственность за неисполнение договора в той или иной форме. Турагенту нужно будет хорошо подумать, прежде чем подписать такой договор», - прокомментировал ситуацию Георгий Мохов.

По его словам, новая редакция закона строит отношения туроператора и агента по модели коммерческого представительства (ст 184 ГК) с открытым объемом сделок. В любом случае, это не поручение в прямом смысле (глава 49 ГК), поскольку поручение предполагает совершение только юридических действий, в то время как действия агента шире: это не просто подписание договора от имени, это фактическая деятельность по продвижению и реализации турпродукта. Суды голову себе сломают, когда придётся разделить ответственность этих двух субъектов, если она прямо не будет разделена в договоре, причем корреспонденцией между договором ТО-ТА и ТА-Турист», - резюмировал Георгий Мохов.

13 сентября открылась работа осенней сессии Госдумы, от которой турбизнес ждет рассмотрения поправок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», устраняющих ряд пробелов в текущей редакции закона. В очередном выпуске "Туризм и законодательство" мы рассмотрим изменения, которые предлагается внести в отраслевой закон.

Напомним, законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" был внесен в Думу и направлен в Комитет ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи 21 июля 2017 г.

Основной целью законопроекта является устранение технических ошибок и ряда правовых пробелов, которые были допущены при написании федерального закона № 49-ФЗ, содержавшего текущую редакцию закона «Об основах туристской деятельности в РФ».

С полной таблицей изменений, предлагаемых проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», можете ознакомиться здесь, а мы дадим ниже разбор самых значимых поправок с "переводом с юридического".

ИСПРАВЛЕНЫ ОШИБКИ И НЕТОЧНОСТИ В ЗАКОНЕ

Одна из самых обидных ошибок содержится в ст.4.1. закона в текущей редакции, в которой устанавливается, что должностные лица туроператора не могут занимать свои должности, если сведения о компании были исключены из реестра туроператоров по основаниям, предусмотренным абзацами 4, 6-14 части пятнадцатой ст. 4.2.

«В переводе» это подразумевает практически все поводы для исключения сведений о туроператоре из реестра - даже если туроператор сам (!) подал в Ростуризм заявление о прекращении деятельности в какой-то определенной сфере туризма. Новый законопроект этот пробел устраняет, ограничивая перечень «нарушений» должностных лиц абзацами 4,6, 9, 12 и 13 части пятнадцатой ст.4.2.

Еще одна правка ст.4.1. относится к туроператорам, которые в полном объеме сформировали фонд персональной ответственности. Сейчас в законе указано, что таким операторам финансовое обеспечение ответственности не требуется. Законопроект же уточняет, что это правило распространяется только на тех туроператоров, которые осуществляют деятельность только в сфере выездного туризма. Если же речь идет о компаниях, работающих еще и в других сферах, им необходимо будет оформлять фингарантию в размере, действующем для рынков внутреннего и въездного туризма.

Законопроект также уточняет период, за который туроператоры должны отчитываться в Ростуризм и считать количество туристов, общий объем денежных средств, полученных от реализации турпродукт и проч. Сейчас в законе этот период звучит как «предыдущий год». Законопроект же уточняет - «предыдущий календарный год», т.е. приводит отраслевой закон в соответствие с другими нормативными актами.

В 2017 г. туроператоры вошли с новым законом, который устанавливал новый размер финансового обеспечения 3% на 2016 г. и 5% с 2017 г. и далее. Т.е. воспользоваться «скидкой» туроператоры в этом году не смогли.

Законопроект корректирует ст.17.2., но опять туроператорам не удастся платить менее 5%. Корректировка выглядит следующим образом: 3% на 2017 г. и 5% общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма с 2018 г.

ДОВЕРЕННОСТЬ ОТ ОПЕРАТОРА - ДО СВИДАНЬЯ

Законопроект исключает из нынешней редакции закона часть третью ст.10.1., которая требует от турагента выдачу туристу копию доверенности на заключение договоров от имени туроператоров.

Безусловно, принятие этой поправки будет радостно встречено всеми участниками рынка, т.к. по словам многих турагентов эта норма закона только мешает в работе, нежели чем защищает чьи-либо интересы.

ФОНДЫ ТУРОПЕРАТОРОВ ПРИ «ТУРПОМОЩИ»

Поправки в закон уточняют порядок расходования средств резервного фонда, указанный в ст.11.4 (часть 10). Новая редакция предполагает, что расходование средств резервного фонда на иные цели, кроме оказания экстренной помощи туристам не допускается, за исключением уплаты обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда и платы за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда.

Речь идет о налогах, которые «Турпомощь» уплачивает за доходы, полученные от размещения средств резервного фонда и расходов на содержание и обслуживание банковского счета, на котором находятся средства резервного фонда.

Те же самые поправки вносятся и в отношении средств персонального фонда - доход, полученный от размещения средств фонда, может расходоваться на уплату налогов и ведение банковского счета.

Также законопроект в случае его принятия позволит «Турпомощи» «использовать на административно-управленческие расходы, связанные с ведением отдельного учета средств фонда персональной ответственности туроператора, не более одного процента дохода, полученного от размещения денежных средств фондов персональной ответственности туроператоров за год.

Такими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, расходы на проведение аудита, выплата заработной платы работникам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, расходы на услуги связи.».

Напомним, что нынешняя редакция закона подразумевает, что персональные фонды формируются на отдельных банковских счетах и по ним должен вестись отдельный учет, в то время как «Турпомощь» для этих целей открыла только один счет.

Законопроект вводит отдельную статью 11.7 - «Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления».

Согласно этой статье, туроператор, освобождается от финобеспечения и уплаты взносов в фонд персональной ответственности на срок с начала календарного квартала, следующего за календарным кварталом, в котором размер фонда персональной ответственности достиг максимального размера, до 1 апреля следующего календарного года.

Продлять освобождение от платежей туроператору придется каждый год, для чего ему придется подавать в Ростуризм соответствующее заявление в срок не позднее 1 марта текущего года. Если туроператору откажут в продлении, то ему придется до 1 апреля заключить и представить в Ростуризм договор о финобеспечении на новый срок.

Если же отказ в продлении срока связан с недостижением максимального размера фонда персональной ответственности, туроператор в течение пяти рабочих дней со дня получения решения об отказе в продлении срока может перечислить в фонд персональной ответственности денежные средства в размере, необходимом для достижения его максимального размера, и повторно подать заявление о продлении срока.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРОПЕРАТОРА

Поправки в закон увеличивают срок подачи в Ростуризм сведений о новом договоре о финобеспечении в случае досрочного расторжения действующего договора - с 30 календарных дней до 45.

Также законопроект уточняет, что новый договор страхования ответственности туроператору понадобится не просто в случае отзыва лицензии у страховщика, а именно лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования.

Ст.17.4. определяет дату наступления страхового случая по договорам финобеспечения туроператоров - день, когда туроператор публично заявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

Законопроект уточняет - «В случае, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность по указанной причине, о чем уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно, датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра на основании абзаца 16 части 15 статьи 4.2 настоящего федерального закона.».

Законопроект также устанавливает, что при наступлении страхового случая страховщик или гарант обязаны проинформировать Ростуризм о получении первого требования туриста о выплате из фонда финансовой ответственности или банковской гарантии.

При этом, проект закона предлагает исключить обязанность страховщика или гаранта предоставлять в Ростуризм сведения о произведенных выплатах из финобеспечения туроператора, содержащуюся в ст.17.4.

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», сообщается на сайте Кремля.

Наиболее серьезные изменения закона касаются организации фонда «Турпомощи». Вместо одного «компенсационного», туроператоры будут вносить средства в два - резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности. Напомним, что закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд:

«50 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей;

100 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части;

300 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно;

500 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов.»

Частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента». Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором».

Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

В законе нет нормы, обязывающей агентства вступать . Документ лишь предусматривает обязанность туроператора уведомлять объединение о своих контрагентах.

Напомним, что Госдума приняла законопроект сразу в двух чтениях 19 февраля 2016 года. На последней стадии замглавы Комитета по экономической политике и предпринимательству Михаил Емельянов внес последнюю поправку - о вступлении в силу нового закона не после официального опубликования, а с 1 января 2017 года. «Мы предложили перенести их на 1 января 2017 года для того, чтобы успеть внести соответствующие изменения в налоговое законодательство», - . Напомним, что компенсационный фонд «Турпомощи» не облагается налогом. Недавно в Думу был , который вводит аналогичные условия для резервного фонда, который после вступления в силу законопроекта № 677890-6, заменит собой компенсационный.

Президент подписал новый закон о туризме

Закон, вводящий, в частности, новую, дифференцированную систему взносов в ассоциацию «Турпомощь», вступит в действие 1 января будущего года


Как сообщает Ассоциация туроператоров России, Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность». Об этом сообщается на сайте Кремля.

Как напоминает АТОР, наиболее серьезные изменения закона касаются организации фонда «Турпомощи». Вместо одного «компенсационного», туроператоры будут вносить средства в два - резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности.

Новый закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд:

50 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей;

100 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части;

300 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно;

500 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов»

Кроме того, в ассоциации туроператоров отмечают, что частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента».

Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором».

Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

При этом в новом законе нет нормы, обязывающей агентства вступать в реестр при «Турпомощи». Документ лишь предусматривает обязанность туроператора уведомлять объединение о своих контрагентах.

Как сообщает АТОР, Госдума приняла законопроект сразу в двух чтениях 19 февраля 2016 года. На последней стадии замглавы Комитета по экономической политике и предпринимательству Михаил Емельянов внес последнюю поправку - о вступлении в силу нового закона не после официального опубликования, а с 1 января 2017 года. «Мы предложили перенести их на 1 января 2017 года для того, чтобы успеть внести соответствующие изменения в налоговое законодательство», - сообщил г-н Емельянов.

Свердловский турбизнес начал испытывать на себе первые результаты вступления в силу поправок в закон о туризме. По идее законодателей, изменения были направлены на защиту прав потребителей и упорядочение рынка. Однако на сегодняшний день и туроператоры, и турагентства, и сами граждане, желающие отдохнуть за рубежом, не понимают, как им действовать, чтобы остаться в правовом поле и не понести глобальных финансовых потерь.

Напомним, поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» вступили в силу с 1 января 2017 года. Согласно документу, взносы в резервный фонд (ранее — компенсационный фонд) и фонд персональной ответственности должны были быть уплачены туроператорами до 31 января 2017 года. Компании, не сделавшие этого, подлежали исключению из реестра организаций, имеющих право работать на зарубежных направлениях.

По данным Ростуризма, в настоящее время общее количество туроператоров, продливших свое членство в ассоциации «Турпомощь» и создавших фонды персональной ответственности, составляет 584 компании. При этом 20 организаций направили в ассоциацию заявления о выходе из ее состава, еще ряд компаний, ранее работавших в сфере выездного туризма, вошли в реестр как операторы по внутреннему рынку или создали новые юридические лица, чтобы уменьшить себе размер взносов.

«Вопрос с юрлицами остается крайне запутанным. Те, кто сейчас в реестре только как операторы по России, имеют обязательства перед туристами по зарубежным направлениям с глубиной продаж до осени. Многие открыли новые ООО, чтобы сэкономить деньги. И теперь люди не понимают, что договор у них с одной компанией, средства при покупке тура они зачастую перечисляют в другую. Как в этом разобраться рядовому потребителю, и кто понесет ответственность, если турист не вылетит к месту отдыха или вылетит не вовремя, совершенно непонятно», — рассказал общественный уполномоченный по защите прав туристов Свердловской области Вадим Винер.

Следующий сложный вопрос касается взаимоотношений туроператоров и турагентств. Ряд проблем здесь возникает из-за обязанности туроператоров до середины апреля 2017 года пополнить объем своих фондов в «Турпомощи».

«Сегодня многие сделали минимальные взносы в ассоциацию в размере 100 тыс. руб. при нулевом балансе. В апреле они будут обязаны внести средства в размере 1% от общей цены турпродукта за прошлый год, а если не хотят платить еще и за продление фингарантий, то 7%. Понятно, что все хотят схитрить и не делать страховки. Однако таким образом старый механизм защиты туриста будет разрушен, а работоспособность нового пока сомнительна», — полагает Вадим Винер.

Кроме того, из-за недостаточной прозрачности формулировок нового закона возникают проблемы при получении агентствами доверенностей на продажу операторских туров.

«Каждый прочитал закон по-своему. Некоторые операторы говорят, что мы должны заключать с клиентом только их договор. А для этого нужно у операторской компании подтвердить заявку на тур. Приходится заключать с клиентом некое свое, предварительное соглашение, бронировать тур и брать за него аванс, а потом подтверждать эту заявку у туроператора и заключать с туристом новый договор уже от его имени. Учитывая, что я сотрудничаю примерно с сотней компаний, объем работы получается просто колоссальный», — пояснила директор турфирмы «Либерти» Ольга Свечкова.

При этом рентабельность агентского бизнеса в связи с законодательными изменениями еще более снизилась. Так, ряд туроператоров в целях экономии сократил агентствам комиссию за реализацию их турпродукта.

«Нагрузка на туроператоров сегодня значительно возросла, многим она непосильна при сегодняшней рентабельности. Поэтому одни компании уходят с рынка, другие снижают комиссию турагентствам на 3-4%, чтобы наполнить фонды «Турпомощи», — отметила директор компании «Инна-тур» Инна Аверьянова.

Между тем для многих турагентов такая мера означает крайнее снижение маржинальности и ведет к уходу с рынка. Для туроператоров она может обернуться потерей агентских продаж.

«Если раньше мы получали 10% и имели некоторую степень свободы, то теперь Sunmar дает только 6%, «Библио Глобус» — 7%. Получается, что если к нам обратился клиент и расплатился картой, предполагающей списание еще 2% по какой-либо программе, а валютный курс незначительно изменился, мы можем вообще ничего на этом туре не заработать. Поэтому мы стараемся на тех направлениях, где есть хоть какая-то конкуренция, сотрудничать с теми операторами, которые комиссию не снижают», — рассказала Ольга Свечкова.

Таким образом, для всех участников турбизнеса сегодня новый закон о туризме стал значительной нагрузкой. Многие организации уходят с рынка или прибегают к использованию различных схем, позволяющих сэкономить. При этом эксперты отмечают, что говорить о повышении защищенности туристов тоже пока сложно, поскольку рынок стал еще более далек от прозрачности. Впрочем, аналитики отрасли надеются, что закон будет доработан уже в ближайшее время, в том числе в процессе судебной практики.



Просмотров