Территория и международное право. Контрольная работа территория в международном праве Правовой режим международных территорий обеспечивают

Отличительная черта государственной территории – это принцип территориального верховенства государства. Данная территория принадлежит определенному государству, т.е. находится под его суверенитетом. Суверенитет государства является основой принципа неприкосновенности государственной территории.

Сухопутная государственная территория – это материк, острова и анклавы. Анклав представляет собой часть сухопутной государственной территории, охваченной со всех сторон сухопутной территорией другого государства и не имеющей выхода к морю (территория Заира – округ Кабинда, принадлежащий Анголе; территория Армении – Нахичеванская область, принадлежащая Азербайджану). Есть и полностью островные (Япония, Великобритания, Мадагаскар) или архипелажные (Индонезия) государства.

В состав водной территории входят воды рек, озер, проливов, каналов, водные пути, расположенные в пределах границ данного государства, внутренние морские воды и территориальное море.

Государственное воздушное пространство представляет собой столб воздуха над сухопутной и водной территорией государства, над которым данное государство осуществляет свой суверенитет. Высотные пределы воздушного пространства одновременно являются линией разграничения воздушного и космического пространств (приблизительно 100–110 км над уровнем моря).

Недра, лежащие под сухопутной и водной территорией государства, всецело находятся под его суверенитетом без каких-либо ограничений по глубине.

Условная территория государства – это расположенные вне пределов государственной территории принадлежащие этому государству или его лицам объекты: воздушные, речные, морские суда, космические объекты, суда и станции, искусственные острова и установки в Мировом океане и на его дне, научно-исследовательские станции в Антарктиде, помещения дипломатических и консульских представительств.

Характерная черта государственной территории – исключительность власти конкретного государства в пределах его границ. Территориальное верховенство представляет собой неотъемлемую часть государственного суверенитета, его материальное проявление. Территориальное верховенство может быть ограничено в тех же случаях, что и государственный суверенитет (ответственность за агрессию). Исключение из территориального верховенства может иметь место и по соглашению между государствами: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. исключает из сферы законодательства государства пребывания дипломатических представителей других государств и членов их семей.

Основные черты территориального верховенства государства:

  • – власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на государственной территории;
  • – государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории или ее части, государственные границы нерушимы и неприкосновенны;
  • – верховная власть государства осуществляется через систему его законодательных, исполнительных, судебных и административных органов;
  • – юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться и за пределы его территории;
  • – земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государствами без явно выраженного согласия территориального суверена.

Территориальное верховенство включает в себя и юрисдикцию государства – право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать все споры на данной территории. Понятие территориального верховенства шире понятия юрисдикции, так как территориальное верховенство выражает полноту государственной власти во всех ее конституционных формах. Однако полнота и исключительность государственной власти ограничена пределами его территории, а юрисдикция может иметь и экстерриториальное действие – в водах открытого моря, на континентальном шельфе; она распространяется и на вооруженные силы государства, находящиеся за границей, и на его граждан, входящих в состав вооруженных сил иностранного государства. Юрисдикция распространяется и на условные территории данного государства.

Государственная территория представляет собой не только пространство, находящееся под территориальным верховенством, но и природную среду, и ее компоненты – природные ресурсы. Природная среда и ее ресурсы – это материальное содержание государственной территории. Никто не вправе насильственно лишить государство принадлежащей ему территории и природных ресурсов. Незаконная добыча природных ресурсов или рыболовство в иностранных территориальных водах без разрешения соответствующего государства представляют собой посягательство на его суверенитет. Это положение закреплено в резолюции ГА ООН относительно суверенитета государств над их природными ресурсами.

Любое государство свободно распоряжается принадлежащими ему природными ресурсами и своей территорией в принципе. Государство свободно заключать концессионные соглашения, т.е. выдавать разрешение на эксплуатацию своих природных ресурсов иностранным лицам. Достаточно часто встречается и международно-правовая аренда территории: на основе международного договора одно государство передает другому право владения и пользования каким-то участком своей территории на оговоренный срок и за соответствующую плату. Арендованный участок остается в собственности государства-арендодателя, но на основании договора об аренде юрисдикция осуществляется государством-арендатором (по Договору 1962 г. СССР передал Финляндии в аренду советскую часть Сайленского канала). Аренда территории оформляется двусторонними договорами: Соглашение между Россией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины 2010 г.

Принцип целостности и неприкосновенности государственной территории является одним из когентных принципов общего международного права, но этот принцип не абсолютно, а частично когентный.

Международное право допускает возможность и необходимость территориальных изменений. Главное правовое основание территориальных изменений – это право наций на самоопределение. В результате реализации этого права возможны не только частичные изменения государственной территории, но и образование новых государств в результате их разделения или объединения. Право нации на самоопределение может быть осуществлено путем плебисцита.

Плебисцит – это выявление воли нации при решении вопроса о государственной принадлежности спорной территории. Плебисцит представляет собой всенародное голосование среди населения, проживающего на спорной территории, по поводу ее передачи или присоединения. Основой плебисцита являются как национальное законодательство, так и международные договоры. Институт плебисцита появился в международном праве во времена Великой французской революции XVIII в. Посредством использования этого института в 1944 г. Исландия получила независимость от Дании, в 1945 г. Монголия сохранила независимость от Китая, в 1969 г. Западный Иран воссоединился с Индонезией, в 1993 г. из Эфиопии как самостоятельное государство выделилась провинция Эритрея. В 1996 г. референдум в Шотландии провозгласил курс на постепенное отделение от Великобритании. В 2010 г. проведен плебисцит в Судане, в результате которого население Южного Судана проголосовало за образование самостоятельного государства.

Плебисцит – разновидность референдума и практически равнозначен ему, однако референдум проводится в отношении конституции, других законов, политического устройства государства, а плебисцит – только в отношении территориальных вопросов.

Право наций на самоопределение должно осуществляться в увязке с другими когентными принципами общего международного права и не может им противоречить (прежде всего, принципу территориальной целостности государства). В связи с этим принцип права наций на самоопределение вызывает серьезные сложности в международной действительности и порождает политику "двойных стандартов": например, конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу государственной принадлежности Нагорного Карабаха (с точки зрения Армении – это реализация права нации на самоопределение, с точки зрения Азербайджана – нарушение территориальной целостности и политического единства государства). То же самое можно сказать и о выходе Абхазии и Южной Осетии из состава Грузии в 2008 г.

Кроме права нации на самоопределение существует еще ряд законных оснований изменения принадлежности государственной территории: цессия, обмен территориями, меры в отношении государства-агрессора. Любые территориальные изменения оформляются международными соглашениями.

Цессия (уступка или продажа территории) – это передача участков территории одним государством другому с учетом географических факторов на основе договора. Например, в 1867 г. Россия продала Аляску США, поскольку не могла осуществлять эффективный контроль над данной территорией. В 1946 г. СССР уступил Афганистану часть водной территории реки Амударья.

Обмен территориями (разновидность цессии) – это обмен небольшими участками территории между сопредельными государствами с целью установления более удобного положения линии границ на местности: в 1951 г. состоялся обмен территориальными участками между СССР и Польской Народной Республикой в районе Львовской области; в 1954 г. аналогичный обмен был произведен между СССР и Ираном.

Обмен территориями может производиться и при демаркации или редемаркации границы, если на отдельных участках существует необходимость ее "выпрямления": в 1967 г. между СССР и Норвегией состоялся обмен равноценными участками приграничных территорий; в 1967 г. то же самое имело место между СССР и Турцией при проведении новой границы. При проведении новых границ должны быть исключены территориальные потери сторон.

Территориальные изменения, предпринимаемые в отношении территории государства-агрессора, представляют собой санкцию за агрессию и меры против ее повторения. Это исключительная мера, санкция пенитенциарного характера, которая в современном международном праве не считается аннексией (незаконное отторжение территории государством-победителем). Наиболее серьезные территориальные изменения такого рода имели место после Второй мировой войны в отношении Германии и Японии как меры международно-правовой ответственности за агрессию.

Территориальные споры в основном возникают из-за разногласий сторон относительно норм международного права, определяющих юридическую принадлежность определенных участков территории. В территориальных спорах речь идет именно о юридической принадлежности территории, а не о фактическом владении ею. Признание территориального спора означает признание существования определенной территории, юридическая принадлежность которой точно или окончательно не установлена. Типичные случаи территориальных споров:

  • – отсутствует делимитация или демаркация границы и речь идет о ее установлении;
  • – существуют две противоположные делимитации, основанные на разных международных соглашениях, и спор идет о правомерности одного из них;
  • – государства по-разному толкуют нормы международного соглашения о делимитации границы;
  • – не установлена принадлежность определенных участков территории, главным образом, островов.

От территориальных споров отличаются односторонние территориальные претензии – заявляющее претензии государство не оспаривает норм международного права, определяющих линию границ, но считает, что территория принадлежит именно ему.

Территориальные споры являются одним из наиболее опасных видов международных споров, поскольку могут привести к серьезному вооруженному конфликту. Доказательства истинной юридической принадлежности спорной территории: соглашение о прохождении границ и географические карты, главную роль среди которых играют те, которые непосредственно прилагаются к договору о делимитации.

Признание одной из сторон фактической принадлежности территории другой стороне приводит к прекращению спора. Такое признание может быть явно выраженным (заключение соглашения о прохождении границы) или молчаливым. Концепция молчаливого признания – это отсутствие явно выраженного протеста даже при наличии оснований для его предъявления. Концепция молчаливого признания используется в судебной и арбитражной практике как доказательство при разбирательстве территориальных споров. С концепцией молчаливого признания связана концепция эстоппеля – государство должно быть последовательным и не оспаривать уже признанный факт (общий принцип права – нельзя отрицать то, что уже признано).

территория международный спор государство

Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом - часть земного шара (сухопутная, водная территория, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела.

Правовой статус территории определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории с международным режимом и территории со смешанным режимом Выскуб В. С. Содружество независимых государств: правовые реформы / В. Выскуб // Международное публичное и частное право. - 2012. - № 2. С.2-5..

Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право; Юрайт-Издат - Москва, 2011. - 512 c..

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это, прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

Территория со смешанным режимом (континентальный шельф и исключительная экономическая зона) не входит в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и исключительной экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов зафиксированные национальным законодательством и международными договорами. В частности, Конвенцией о континентальном шельфе 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 года. Согласно этому Договору, Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются Попова А. В. Международное частное право; Питер - Москва, 2010. - 192 c..

Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года. Оно не подлежит национальном присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право; Юрайт-Издат - Москва, 2011. - 512 c..

Принято различать сухопутные, водные и воздушные границы, а также границы недр. Последние два вида границ производны от двух первых, которым и посвящены основные правила их установления. Сухопутные границы предпочитают проводить по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам. Ими могут быть реки, горы и т.п. Такие границы ясно различимы и вызывают меньше недоразумений. Их именуют естественными границами. Это название не имеет ничего общего с весьма распространенной в прошлом концепцией естественных границ, сторонники которой считали, что границы должны проходить по естественным рубежам, созданным самой природой. Если государство не имеет таких границ, то оно может их добиваться, в том числе с помощью силы.

Во многих случаях границы приходится проводить между условными точками без естественных ориентиров. При этом должны учитываться интересы местного населения.

Известны также так называемые географические границы, совпадающие с меридианами и параллелями географической сетки. Такими являются границы арктического сектора России. Широко применялись такие границы при разграничении колониальных владений в Африке. Будучи проведенными без учета местных условий, они разделяли племена, резали естественные и хозяйственные комплексы. От отрицательных последствий подобного разграничения страны Африки страдают до сих пор. Немало конфликтов из-за колониального подхода к границам существует в современной Латинской Америке.

Водные границы на реках устанавливаются следующим образом: если река судоходная, то посередине главного фарватера или по тальвегу (линия наибольших глубин); если же река несудоходная или ручей, то по их середине; в случае если у реки имеется несколько рукавов - посередине главного рукава. На озерах и иных водоемах - по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам водоема. Проходящая по реке, озеру или иному водоему граница не перемещается при изменении очертания берегов или уровня воды и при отклонении русла реки. После создания водохранилища или иного искусственного водоема граница остается на том же месте, где она проходила до затопления. Она лишь превращается из сухопутной в водную. По мостам и плотинам граница проходит в центре этих сооружений независимо от линии водной границы. Морские границы совпадают с внешними границами территориальных вод Лавров, В. С. Динамика развития Шанхайской организации сотрудничества / Лавров В. С. // Московский журнал международного права. - 2008. - N 1. - С. 204-221. - (Международные организации)..

Воздушными границами являются условные вертикальные плоскости, проходящие по государственным границам, расположенным по сухопутной, водной и морской территории государств. Высотный предел международным воздушным правом не установлен. Однако обычно предполагается, что он находится на высоте не более 100-110 км над уровнем Мирового океана (минимальная высота орбиты спутника).

Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, - внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом. Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы. В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы. Орографическая граница - линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек. Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты). Географическая линия проходит через определённые географические координаты (может совпадать с параллелью или меридианом) Безбородов Ю. С. Истоки международного права / Ю. С. Безбородов // Международное публичное и частное право. - 2011. - № 1. - С. 24-26..

Порядок установления границ определяется делимитацией и демаркацией. Делимитация границы - определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров. Постановления о делимитации обычно являются составной частью мирных договоров или специальных соглашений об установлении или изменении государственных границ. В ходе делимитации договаривающиеся стороны составляют - как правило, по карте, без проведения работ на местности - описание прохождения линии границы, которое может быть самостоятельной статьёй в самом договоре или в приложении к нему.

В соответствии с определённым в договоре положением линии границы она наносится на географическую карту, которая, как правило, является составной частью договора о делимитации границы и в этом качестве служит наглядным свидетельством о положении линии границы. Материалы делимитации служат основанием для последующего этапа определения границы - проведения её на местности. Термин «Делимитация» часто используется в Международном Космическом Праве.

Демаркация границы - проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками. Демаркация границы осуществляется на основании документов о делимитации границы (договор, описание линии государственной границы с приложением специальной карты) совместными комиссиями, создаваемыми на паритетных началах. Во время работ по демаркации производится топографическая съёмка или аэрофотосъёмка местности, на основании чего составляется крупномасштабная топографическая карта пограничной полосы, устанавливаются пограничные знаки (столбы, проволочные заграждения и т. п.) и определяются их топографические координаты. О всех действиях по демаркации границы составляются специальные документы: протоколы с описанием прохождения линии границы и пограничных знаков (к протоколам прилагаются схемы и фотоснимки этих знаков). Пограничные знаки не подлежат произвольному перемещению, и стороны обязаны следить за содержанием их в надлежащем состоянии. Проверка ранее демаркированной границы и восстановление или замена разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией Ковалев, А. А. Актуальные вопросы дипломатической защиты / Ковалев А. А., Тезикова А. В. // Московский журнал международного права. - 2006. - N 4. - С. 54-72. - (Дипломатическое право)..

Рассмотрим также способы приобретения и утраты государственной территории. В прошлых веках в практике международного права выработалось пять способов приобретения государственной территории: оккупация, насильственная цессия, право давности, завоевание, аккреция. Общие изменения в международном праве в первой половине XX века оказали существенное влияние на способы приобретения государственной территории Купреев, С. С. К вопросу о правовом положении дополнительных представительств международых финансовых организаций Российской Федерации / С. С. Купреев // Международное публичное и частное право. - 2009. - N 4. - С. 21-24. - (Право международных организаций). - Библиогр.: с. 24 (9 назв.).

Все это, а также появление принципа самоопределения потребовало пересмотра перечисленных способов приобретения территории.

С утверждением в международном праве принципа самоопределения народов все наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его основе. Под принципом самоопределения народов понимается право каждого народа самостоятельно решать вопросы о вхождении в состав того или иного государства, образования самостоятельного государства (внешняя сторона) и определения своего внутреннего устройства (внутренняя сторона). С точки зрения территориального разграничения первостепенное значение имеет внешняя сторона, ибо, решая вопрос о вхождении в состав того или иного государства или образовании самостоятельного государства, самоопределяющийся народ тем самым решает и вопрос о принадлежности своей территории тому или иному государству или, в случае образования самостоятельного государства, вопрос о превращении своей территории в отдельную государственную территорию.

Самоопределение не исключает других видов изменения принадлежности территории. Территория государства может изменяться в результате: разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств; цессии.

Под цессией обычно понимается передача суверенитета над определенной территорией одним государством другому по соглашению между ними Общепризнанно, что субъектами договора цессии могут быть только государства. Поэтому не является цессией передача какой-либо территории частным лицам или корпорациям и наоборот - от частных лиц или корпораций - государству.

Объектом цессии является передача суверенитета над территорией. Поэтому не является цессией передача осуществления каких-либо прав на определенной территории без передачи права международно-правовой собственности на эту же территорию, как, например, в случае, аренды территорий.

Государство может передавать право на территориальный суверенитет лишь в том объеме, в котором оно само владеет этим правом.

Естественным результатом передачи территории является изменение гражданства ее населения, которому предоставляется право выбора между старым и новым гражданством (оптация) Митина С. И. Институты частного права на службе римской дипломатии / С. И. Митина // Международное публичное и частное право. - 2011. - № 1. - С. 27-30..

Цессия может происходить, путчем взаимного обмена равноценными участками между пограничными государствами, в частности, исходя из экономического тяготения обмениваемых участков. Примером служит Договор между СССР и Польшей от 15.02.1951 года Договор об изменении границ между СССР и Польшей от 1951 года.

Передача небольшого пограничного участка может быть произведена и на другой основе, без обмена равноценными участками территории, при условии, однако, достаточного учета, как общенациональных интересов, так и интересов населения передаваемого участка, если таковое имеется. В 1967 году между Францией и Италией была достигнута договоренность об изменении пограничной линии между ними в районе Клавьер в Альпах.

Другой формой компенсации за передачу участка территории может быть выплата согласованной денежной суммы, например, Договор между СССР и Финляндией от 3.02.1947 г. Мирный договор СССР с Финлядией от 1947 года. Очевидно, что уступлены за денежную компенсацию могут быть сравнительно небольшие территории, которые являются незаселенными или малозаселенными. Поскольку уступается хоть и небольшая часть, но всё же часть национальной территории, то эта уступка должна отвечать общенациональным интересам. С другой стороны, если общенациональные интересы требуют передачи малозаселенного участка, то должны обеспечиваться интересы небольшого населения передаваемой территории.

Таким образом, цессия территории может принимать различные формы, но обязательным элементов цессии является добровольное согласие, и содержание которой полностью соответствует принципам самоопределения народов и территориальной целостности. Применительно к населенной территории правомерна только такая цессия, в основе которой лежит свободное волеизъявление проживающих на ней людей. В каждом случае учитываются экономические, географические, оборонные и другие интересы сторон, а также интересы обеспечения всеобщего мира и безопасности Митина С. И. Институты частного права на службе римской дипломатии / С. И. Митина // Международное публичное и частное право. - 2011. - № 1. - С. 27-30..

В какой бы форме цессия не совершалась, она должна быть оформлена заключением договора между соответствующими государствами, который является наиболее ясной формой волеизъявления сторон. Основанием всякой цессии является соглашение. Поскольку цессия оформляется заключением международного договора, то помимо ее соответствия праву наций на самоопределение другими критериями ее правомерности будут все те критерии, которые определяют правомерность международного договора. В договоре цессии, как и во всяком договоре, воля сторон должна быть выражена добровольно, без насилия. Договоры об уступке территории (цессии) требуют ратификации, поскольку государственная территория является не собственностью правительства, а достоянием народа данного государства.

Согласно нормам современного международного права не относится к цессии завоевание территории с последующим оформлением захвата в договоре, поскольку оно (т.е. право) не признает согласия, вырванного силой, а тем более путем насильственного захвата территории.

Особое внимание в международном праве уделяется международно-правовым сервитутам. Верховенство государства как суверена над его национальными владениями является одним из его фундаментальных принципов Декларация о принципах международного права.

Оно в основном сводится к следующему:

Власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории; государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории, его границы нерушимы и неприкосновенны;

В пределах государственной территории исключается публичная власть любого другого государства;

Высшая власть государства осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах;

Юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться за пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными судами и их экипажами);

Земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государствами без ясно выраженного согласия территориального суверена Бахин С. В. Перспективы развития международного права на ХХ1 век / С. В. Бахин //Московский журнал международного права. - 2008. - № 1. - С. 302-306.

Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами Безбородов Ю. С. Истоки международного права / Ю. С. Безбородов // Международное публичное и частное право. - 2011. - № 1. - С. 24-26..

Однако, имеются некоторые ограничения, которые по общему признанию связывают территориального суверена при осуществлении им права контроля. Договоры, предусматривающие либо в интересах всех государств, либо в интересах определенных групп государств ограничения территориального суверенитета, не требуемые международным правом, значительно различаются между собой. Эти договоры, во-первых, могут предусматривать предоставление в аренду определенных районов на вечные времена, с наделением арендатора по существу правами суверенитета, например, конвенция между США и Панамой от 18.11.1903 о сооружении судоходного канала Конвенция между США и Панамой от 1903 года о сооружении судоходного канала. Во-вторых, они могут предоставить право прохода или проезда через свою территорию или обязать территориального суверена не возводить укрепления вдоль границы, например ст. 42 Версальского мирного договора воспрещала Германии возводить какие-либо укрепления на левом берегу Рейна Версальский мирный договор. Такие права именуются сервитутами Валеев, Р. М. Нюрнбергские принципы и их влияние на развитие современного международного права (к 60-летию Нюрнбергского процесса) / Р. М. Валеев. И. П. Сафиуллина // Московский журнал международного права. - 2006. - № 3. - С. 185-200..

Однако в вопросе о характере и объеме уступок, именуемых сервитутами, нет единогласия. Употребление этого термина скорей затемняет, чем вносит ясность в понимание того, что именно имеет место, когда договаривающиеся государства обременяют территорию ограничительными обязательствами в интересах не территориального суверена.

В настоящее время понятие сервитута охватывает надлежащим образом те ограничения территориального верховенства государства, в результате которых вся территория или ее часть используется для постоянного обслуживания определенных интересов другого государства.

Международное право не обязывает одно государство предоставлять право сухопутного транзита через свои национальные владения другому государству. Очевидно, однако, что принцип, в силу которого международное общение требует, чтобы территория каждого из его членов была доступна в направлении к морю и от моря, достаточно всеобъемлющ, чтобы включать и право пользования любым видом сообщений. Этот принцип может быть практически применен не только для водных путей, но и для сухопутного транзита. От старой, основанной на целесообразности и выгодности, теории о сервитутах в отношении земли, новая теория отличается принципом, гласящим, что ни одна нация не должна быть отрезана от моря и лишена возможности заниматься океанской торговлей. Требования о предоставлении права транзита через иностранную территорию должны во всех случаях подчиняться условиям, которые ставятся сувереном данной территории Валеев, Р. М. Нюрнбергские принципы и их влияние на развитие современного международного права (к 60-летию Нюрнбергского процесса) / Р. М. Валеев. И. П. Сафиуллина // Московский журнал международного права. - 2006. - № 3. - С. 185-200..

Рассмотрим концепцию «общего наследия» человечества. Это совокупность принципов и норм, определяющих основы правового режима международных пространств и ресурсов, находящихся в распоряжении международного сообщества в целом. Это не отрасль международного права, а скорее общая часть ряда современных отраслей международного права (морского, воздушного, космического, экологического и пр.).

Первой в этом плане была концепция открытого моря как общего пространства вне сферы государственного суверенитета. Далее идут: космическое пространство, окружающая человечество природная среда, Арктика, Антарктика. Вполне вероятно появление новых сфер, например, электронной среды, имеющей решающее значение для телекоммуникаций.

Потребности определения правового режима в отмеченных областях вызвали к жизни принцип общего наследия человечества, который заменил ранее существовавшую концепцию «ничейной территории» Каримов, Д. А. Квазиадминистративные функции консульских учреждений / Каримов Д. А. // Международное публичное и частное право. - 2008. - N 6 (45). - С. 4-6. - (Дипломатическое и консульское право). - Библиогр.: с. 6 (14 назв.).

Впервые в международной практике принцип общего наследия был сформулирован в принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. Декларации принципов, касающихся использования дна морей и океанов и его недр. Первым международно-правовым актом, закрепившим принцип, было Соглашение о деятельности государств на луне и других небесных телах 1979 г. Вторым таким актом явилась Концепция по морскому праву 1982 г.

Указанные акты отражают ограниченную концепцию общего наследия. В одном случае она ограничена небесными телами и их ресурсами, в другом -морским дном и его ресурсами. Между тем она по своей сути должна включать и само космическое пространство, и открытое море в целом. Ведь в упомянутых договорах содержится запрещение установления государственного суверенитета в отношении частей космического пространства и открытого моря или присвоения их. Все права на такие пространства принадлежат международному сообществу в целом. Использоваться они могут с учетом общих интересов и только в мирных целях. Нет сомнения, что принцип общего наследия получит дальнейшее развитие и ляжет в основу международного правопорядка. Эта тенденция детерминируется ростом значения общечеловеческих интересов Кембаев Ж. М. 25 лет Единому Европейскому Акту: причины принятия, основные положения и значение для Европейской интеграции / Ж. М. Кембаев // Международное публичное и частное право. - 2011. - № 5. - С. 2-5..

Таким образом, исходя из норм современного международного права, территорию можно подразделить на государственную, территорию с международным режимом и территорию со смешанным режимом. Приполярные области, однако, не относятся ни к одному из этих видов, так как для них установлен особый международно-правовой режим. И если правовой статус Антарктики базируется на Договоре 1959 года, то применительно к Арктике подобного нормативно-правового акта не существует.

  • 8. Понятие и виды мирных средств разрешения международных споров.
  • 9. Понятие, виды и форма международных договоров. Порядок и стадии их заключения
  • 10. Порядок вступления в силу, действия и прекращения действия международных договоров.
  • 11. Оговорки к международным договорам. Депозитарий.
  • 12. Основания недействительности международных договоров.
  • 13. Способы выражения государством согласия на обязательность для него международного договора.
  • 14. Толкование международных договоров.
  • 15. ООН: история создания, цели, принципы и организационная структура.
  • 16. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН: функции, состав, порядок работы.
  • 17. Международный суд ООН: организация, компетенция, юрисдикция.
  • 18. Европейские сообщества: основные этапы развития, организационная структура.
  • 20.Права человека в международном праве: основные документы и их характеристика.
  • 21.Европейский суд по правам человека: история создания, структура, порядок формирования.
  • 22. Европейский суд по правам человека: условия обращения, принятие решения.
  • 23. Международные финансово-экономические организации: цели, принципы, система органов, порядок принятия решений (на примере одной организации).
  • 24. Система ГАТТ-ВТО: основные этапы развития, цели и принципы
  • 25. Международно-правовые вопросы гражданства: понятие, порядок приобретения и утрата гражданства.
  • 27. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера.
  • 28. Международно-правовая ответственность индивидов.
  • 29. Международно-правовые основания выдачи.
  • 30. Международный уголовный суд.
  • 31. Дипломатические представительства: функции, состав.
  • 32. Порядок назначения и отозвания дипломатических агентов.
  • 33. Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и сотрудников.
  • 34. Консульские учреждения: функции, виды. Порядок назначения глав консульских учреждений.
  • 35. Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 36. Виды правового режима территории. Юридическая природа государственной территории, ее состав.
  • 37. Государственные границы: виды, порядок установления.
  • 39. Правовой режим Арктики; о.Шпицберген.
  • 40. Правовой режим Антарктики.
  • 41. Внутренние морские воды и территориальное море: понятие, правовой режим.
  • 42.Прилегающие зоны и открытое море: понятие, правовой режим.
  • 43. Исключительная экономическая зона и континентальный шельф: понятие, режим.
  • 44. Международно-правовой режим «Района».
  • 45. Международные каналы и проливы.
  • 47. Правовое регулирование международных воздушных сообщений.
  • 48. Международно-правовое регулирование космоса.
  • 49. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды.
  • Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.

    44. Международно-правовой режим «Района».

    Основные принципы и элементы правового режима пространств и ресурсов международного района морского дна установлены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Некоторой аналогией Району может быть Антарктика, Луна и другие небесные тела, т.е. - объекты, изъятые в силу международного права из национального присвоения каким-либо государством. Что касается эксплуатации ресурсов Района, она осуществляется под управлением специальной межправительственной организации - Международного органа по морскому дну (Орган). Деятельность по разведке и разработке ресурсов Района и иные виды деятельности могут носить только мирный, невоенный характер. По инициативе СССР был в 1970 г. одобрен Генеральной Ассамблеей ООН текст Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, а затем и подписан многими государствами. Договор действует за пределами территориального моря. Предусмотрена система контроля исполнения договора. Объявленные общим наследием человечества ресурсы Района не подлежат присвоению каким-либо государством, не могут отчуждаться, ни одно государство не может претендовать на суверенные права на них. Орган по морскому дну должен обеспечивать упорядоченное и рациональное использование ресурсов Района, предотвращать монополизацию освоения ресурсов, координировать добычу ресурсов.

    45. Международные каналы и проливы.

    Международные проливы и каналы. (более 100 штук).

    И только четыре регулируются международным правом 1936 года:

    1. турецкий пролив

    2. Могилатов пролив (2 океана – Тихий океан, Атлантический)

    3. балтийский пролив.

    4. Гибралтарский пролив.

    Остальные регулируются международным морским правом. Каналы:

    1.Суэцкий канал (средиземное и красное море) 1888 год – Константинопольская конвенция, закрывается только тогда, когда Египет начинает воевать.

    2.Панамский канал (2000 – го года был под юрисдикцией США, после передали управление Панаме)

    3.Кильский канал – соединяет Северное и Балтийское моререгулируется внутренним законодательством Германии.

    Международные проливы – естественные проходы, соединяющие части открытого моря (или исключительных экономических зон) или часть открытого моря (или исключительной экономической зоны) с территориальным морем другого государства, используемые для международного судоходства и воздушной навигации.

    Правовой режим проливов, не являющихся международными, определяется законами и правилами прибрежного государства.

    Требования Конвенции ООН по морскому праву, касающиеся международных проливов, не затрагивают правового статуса вод, находящихся за пределами территориальных вод государств, граничащих с проливами (таких как исключительные экономические зоны и открытое море).

    Согласно Конвенции ООН по морскому праву, в проливах, используемых для международного судоходства, соединяющих одну часть открытого моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны, все суда, военные корабли и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода (пролета) (Гибралтарский, Малаккский, Ормузский и другие проливы). Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоной и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. В проливах между частью отрытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства (Мессинский пролив, отделяющий Сицилию от Аппенинского полуострова и соединяющий Средиземное море с Тирренским, пролив Тирана в районе залива Акаба) применяется режим мирного прохода.

    Положение о транзитном проходе не применяется, если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью. Но это положение правомерно лишь в том случае, когда в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне. В таком проливе применяется мирный проход.

    Отличие права транзитного прохода от права мирного прохода заключается в том, что мирный проход распространяется только на судоходство, а транзитный проход предусматривает также право пролета летательных аппаратов над территориальными водами прибрежных государств. При осуществлении права транзитного прохода суда воздерживаются от любой деятельности, кроме той, которая свойственна обычному порядку быстрого и непрерывного транзита, за исключением случаев, когда она вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием. Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства в проливах, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов.

    Прибрежные государства могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу судов через проливы, в отношении:

    безопасности судоходства и регулирования движения судов; предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения; недопущения рыболовства;

    погрузки или выгрузки товаров или валюты, посадки или высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил.

    Такие законы и правила не должны допускать дискриминации между иностранными судами, их применение не должно приводить к ущемлению права транзитного прохода.

    Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода.

    Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда не могут проводить какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

    Режим прохода через проливы, используемые для международного судоходства, не затрагивает в других отношениях ни правового статуса вод, образующих эти проливы, ни осуществления государствами, граничащими с проливами, их суверенитета или юрисдикции над такими водами, воздушным пространством над ними, их дном и недрами.

    Нормы, регулирующие режим международных проливов, не затрагивают положения тех проливов, правовой режим которых определяется относящимися к ним специальными международными соглашениями или международными обычаями, относящимися к этим проливам (Балтийские проливы, Черноморские проливы).

    Международные каналы представляют собой искусственные водные пути, связывающие моря и океаны и используемые для международного судоходства.

    В зависимости от географического расположения, экономического, транспортного и стратегического значения международные каналы подразделяются на две группы:

    каналы общемирового значения – соединяют моря и океаны в единую транспортную систему и используются большинством государств мира (Суэцкий и Панамский); каналы регионального значения – соединяют между собой открытые моря и используются ограниченным числом государств (Кильский и Коринфский).

    Общей особенностью международных каналов является то, что они, представляя собой искусственные водные пути, составляют неотъемлемую часть территории государствсобственников каналов. К числу основных принципов и норм, лежащих в основе правового регулирования судоходства по таким каналам, относятся:

    уважение суверенных прав государства – собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; воздержание от угрозы силой или ее применения при разрешении споров относительно использования канала;

    свобода судоходства для торговых судов и военных кораблей всех флагов без дискриминации; обеспечение свободы судоходства и защиты канала силами и средствами государствасобственника; обязанность государств-пользователей соблюдать международные правила и национальные

    законы, касающиеся обеспечения судоходства и безопасности плавания, и уплачивать установленные без дискриминации сборы; недопустимость использования канала во вред интересам мира и международной безопасности.

    46. Международное воздушное право: понятие, источники, основные принципы.

    Международное воздушное право - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют правовой статус воздушного пространства и режимы его использования в целях аэронавигации.

    Под регулированием режимов использования воздушного пространства в целях аэронавигации понимаются, прежде всего, вопросы осуществления международных воздушных перелѐтов гражданскими воздушными судами, исключая государственные воздушные суда (под которыми Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года понимает военные, таможенные и полицейские суда).

    Вопросы транзитного пролѐта над международными проливами и архипелажными водами урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и, следовательно, относятся к международному морскому праву Соглашение о международном воздушном транзите 1944 г. установило две свободы воздуха:

    1. возможность полета без посадки;

    2. возможность посадки для технического обслуживания.

    Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. установило еще три:

    3. возможность высаживать пассажиров, выгружать груз и почту, взятые на территории государства, в которым зарегистрирован самолет;

    4. возможность принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на территорию государства, в которым зарегистрирован самолет;

    5. возможность принимать на борт пассажиров, груз и почту, следующие на территорию любого из участвующих в Соглашении государств, возможность высаживать пассажиров, выгружать груз и почту, следующих из одного из этих государств.

    Основные принципы сотрудничества в области международной гражданской авиации изложены в Чикагской Конвенции:

    1.Полный и исключительный суверенитет каждого государства на свое воздушное пространство. 2.Обеспечение безопасности полетов по международным воздушным линиям на территории государства.

    3.Обязательство применять гражданскую авиацию только в мирных целях, целях укрепления дружбы между народами и перевозки различных грузов.

    4.Предоставление средств и создание необходимых условий для осуществления международных воздушных сообщений своими компаниями.

    5.Установление регулярного воздушного сообщения путем заключения двухсторонних и многосторонних соглашений между государствами.

    6.Предоставление Договаривающимися государствами друг другу права на регулярные полеты на их территорию, когда между ними еще не заключено соглашение о воздушном сообщении. 7.Осуществление свободных полетов над открытым морем и проливами для всех государств. 8.Каждое государство имеет право регулировать коммерческую деятельность на своей территории.

    9.Каждое государство имеет право регулировать административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию по отношению к экипажам, воздушным судам и пассажирам.

    10.Любое воздушное судно, вторгшееся в пределы воздушного пространства любого государства считается нарушителем. Государство может применять соответствующие меры к нарушителям воздушного пространства, вплоть до принудительной посадки.

    11.Каждое государство, совершающее полеты на своих воздушных судах в пределах другой страны, должно подчиняться действующим в этой стране правилам, постановлениям, касающимся полета и маневрирования воздушных судов.

    12.Вылет воздушного судна для выполнения международного полета допускается только после прохождения экипажем и пассажирами паспортной и таможенной процедур в соответствии с правилами, установленными данным государством. Территорию государства можно пересекать без посадки согласно соглашения или специального разрешения. За каждым государством сохраняется право подвергать обязательной таможенной проверке воздушные суда, выполняющие транзитные полеты.

    13.В качестве запасных можно использовать только те аэродромы, которые указаны в соглашении о международном воздушном сообщении. Вынужденную посадку можно совершать только в случае крайней необходимости.

    Правовой основой для установления международных воздушных сообщений являются межправительственные соглашения о воздушном сообщении.

    47. Правовое регулирование международных воздушных сообщений.

    СВОБОДЫ ВОЗДУХА - - впервые использованный в Чикагской конвенции о международной гражданской а-виации 1944 г. термин, означающий виды правового регулирования коммерческой деятельности, осуществляемой летательными аппаратами в воздушном пространстве над территорией какого-либо иностранного государства. "С.в." подразумевают право: а) транзитного беспосадочного пролета: б)транзитного пролета с посадкой в некоммерческих целях; в) высадки на иностранной территории пассажиров, выгрузки багажа, почты и грузов, взятых на борт на территории государства флага воздушного судна; г) посадки на борт пассажиров, загрузки багажа, почты и грузов для перевозки на территорию государства флага воздушного судна, а также любого третьего государства; д) перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов между третьими странами через территорию государства флага воздушного судна: е) перевозки между третьими

    УДК 340.12

    К ВОПРОСУ О ДЕЙСТВИИ ПРАВОВЫХ НОРМ НА ТЕРРИТОРИЯХ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОВЫМ РЕЖИМОМ

    © Белякович Е. В., 2010

    Настоящая статья посвящена вопросам действия внутригосударственных правовых норм в откры том море, международном воздушном пространстве, космическом пространстве и Антарктике. Ос новным аспектом статьи является выявление общих закономерностей действия национальных пра вовых норм на территориях с международным правовым режимом.

    Ключевые слова: пространственное действие правовых норм; территории с международным пра

    вовым режимом.

    По общему правилу, действие правовых норм распространяется на территорию принявшего их государства. Однако освоение и интенсивное использование открытого моря, воздушного пространства, Антарктики и космоса привело к появлению в их границах международно-правового режима, который характеризуется особенностями действия национальных правовых норм. Традиционно к территориям с международным режимом относят лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств.

    Наиболее длительное время территорией с международным режимом является открытое море. Под ним понимают расположенные за пределами территориального моря морские пространства, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства и открытые на началах равенства для свободного использования их всеми государствами в установленных международным правом целях . При этом следует отметить, что открытое море - это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и океанов имеет особый правовой статус. Режим в открытом море установлен в результате сочетания норм международного права и национального права отдельных государств .

    Основная часть норм и правил, регулирующих правовой режим открытого моря, содержится в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Из содержания закрепленных в ней принципов следует, что юрисдик-

    ция в открытом море есть юрисдикция, которой подчинено не открытое море как таковое, а лишь суда, люди и грузы, находящиеся в открытом море . Таким образом, внутригосударственные правовые нормы в открытом море распространяют свое действие не на саму территорию, а на определенные объекты.

    Основанием распространения действия правовых норм государства на судно, находящееся в открытом море, является национальность судна и, как выражение национальности - использование судном флага данного государства. Согласно ряду мнений, международное право не знает нормы, которая предписывала бы условия, необходимые для приобретения судном национальности. Такие условия, считает Д. Ко-ломбос, определяются исключительно законами каждого государства . Так, например, ст. 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусматривает, что право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности граждан Российской Федерации, юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований .

    Между государством и судном должна существовать реальная связь. Государство флага осуществляет над судном исключительную юрисдикцию (кроме прямо установленных в международных договорах случаев). Следует отметить, что флаг государства на судне может не только констатировать наличие определенных правовых последствий, но и порождать такие

    последствия. Так, согласно Л. Оппенгейму, иностранные суда, пользующиеся флагом данного государства, подчиняются тем самым его юрисдикции . Следовательно, происходит распространение правовых норм государства флага на судно, этот флаг использующее.

    Согласно позиции С. В. Молодцова, концепция «территориальности» судна в открытом море, в силу которой такое судно рассматривается в качестве условной территории государства флага, соответствует принципу исключительной юрисдикции . Такое мнение обусловлено необходимостью связать осуществляемую государством юрисдикцию с его территорией. Связь может быть прямая, но для судна в открытом море она явно неприемлема. Косвенная связь объясняется тем, что на территории государства флага остаются связанные с судном существенные интересы, например: интересы остающегося на территории собственника, интересы, связанные с гражданством находящихся на судне лиц, фискальные интересы. Следовательно, осуществление государством юрисдикции не является абсолютно оторванным от государственной территории, хотя и не имеет в территориальном верховенстве непосредственного основания .

    Установленный режим свободы открытого моря включает свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, свободу возведения искусственных островов и других установок, свободу рыболовства и промысла, свободу научных исследований. Действие внутригосударственных правовых норм в пространственных пределах открытого моря должно осуществляться с учетом всех свобод открытого моря. Однако, несмотря на установленную свободу открытого моря, имеются изъятия из исключительной юрисдикции государства флага над судном в открытом море, которые касаются, в частности: 1) права военного корабля останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении подводных кабелей, а также в случаях, если есть основания подозревать, что судно: а) занимается пиратством, работорговлей, несанкционированным радио- и телевещанием, б) не имеет национальности, в) в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг; 2) права прибреж-

    ного государства на вмешательство в отношении невоенных судов за пределами территориальных вод при наличии серьезной и реальной опасности, связанной с загрязнением нефтью из-за морской аварии. Как видно, изъятия из исключительной юрисдикции государства флага связаны с существенными интересами других государств, защищаемыми международным правом.

    Как указывалось выше, связь между государством и судном должна быть реальной, а не фиктивной. Известно, что некоторые государства за плату весьма легко предоставляют свой флаг (особенно Либерия и Панама), не обеспечивая элементарного контроля за деятельностью судов под своим флагом . В таких случаях возникают трудности в решении юридических вопросов. В начале 1996 г. у берегов Великобритании сел на мель танкер «Си Эмпересс», из него вытекло около 70 тыс. тонн нефти. Утечка была отнесена к десятке тяжелейших катастроф такого рода. Встал вопрос об ответственности, но оказалось, что танкер перевозил английскую нефть, судно было построено в Испании, принадлежит норвежской компании, зарегистрировано на Кипре, управляется шотландской компанией, действующей по соглашению с французской фирмой, укомплектовано русским экипажем и плавает под либерийским флагом

    Такого рода многонациональные варианты получили в настоящее время широкое распространение.

    С точки зрения рассматриваемой проблематики также интересен вопрос о распространении действия национальных правовых норм при столкновении судов в открытом море. Современное международное право, касающееся столкновения судов в открытом море, отражено в ст. 97 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которой в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, уголовную и дисциплинарную юрисдикцию над такими лицами могут осуществлять исключительно власти государства флага или государства, гражданином которого является это лицо

    Т. е. действие правовой нормы «привязано» к объекту - судну или лицу.

    Территорией с международным режимом является международное воздушное про-

    странство, которое находится над исключительной экономической зоной, открытым морем, международными реками, проливами, каналами и архипелажными водами, а также над Антарктикой.

    Поскольку международное воздушное право и национальное воздушное право регулируют отношения, связанные с одним и тем же объектом, в правовом регулировании эксплуатации воздушного пространства, в том числе регулировании международных воздушных сообщений, значительную роль играют нормы национального права, которые сочетаются с международно-правовыми нормами . Пределы полного объема действия данной внутригосударственной правовой системы в воздушном пространстве должны заканчиваться, с одной стороны, там, где вступают в силу нормы международного космического права, регулирующие режим космического пространства, и, с другой стороны, на границе суверенного воздушного пространства и международного воздушного пространства. Государства самостоятельно могут определять пределы действия национальных правовых норм в связи с правоотношениями, регулируемыми воздушным правом. Так, согласно ст. 5 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство России регулирует соответствующие отношения на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором РФ . Но в отличие от суверенного воздушного пространства на международное воздушное пространство не может распространяться суверенитет какого-либо государства, и «любые действия государств, направленные на распространение власти на воздушное пространство над открытым морем, являются незаконными» .

    Связь государства с воздушным судном определяется институтом национальности воздушного судна. Согласно ст. 17 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы. Во время полета в международном воздушном пространстве государство регистрации осуществляет полную юрисдикцию над воздушным судном. В от-

    ношении воздушного судна, имеющего национальную принадлежность данного государства, это государство может принимать разрешенные международным правом меры защиты на территории других государств и меры по обеспечению его безопасности, сохранности перевозимых людей, грузов, почты . Таким образом, распространение внутригосударственных правовых норм на находящиеся в международном воздушном пространстве воздушные суда связано с фактом регистрации воздушного судна. При этом не подлежит сомнению оправданность осуществления государством своей юрисдикции в отношении воздушного судна его национальности, поскольку только на территории такого государства можно локализовать основные связанные с воздушным судном интересы .

    В космическом пространстве, наряду с действием норм международного права, также применяются и нормы национального права. Применительно к действию внутригосударственных правовых норм в космосе основной вопрос связан с пространственными пределами действия полного объема правовой системы данного государства. Иными словами, речь идет о делимитации воздушного (суверенного) и космического пространства.

    Научно-технические данные свидетельствуют о невозможности определения четкой границы между воздушным и космическим пространством. В доктрине выработаны альтернативные критерии: пространственное разграничение, разграничение воздушной и космической деятельности и т. п. Решение вопроса разграничения космического и воздушного пространства на практике основано на пространственном подходе. Несмотря на существование различных взглядов на пространственную протяженность воздушной территории государства, в настоящее время признано правило о разграничении воздушного и космического пространств на рубеже 100-110 км над уровнем моря, т. е. на предельной высоте, на которой теоретически возможны полеты воздушных судов с использованием аэродинамической подъемной силы. Таким образом, именно указанными пространственными пределами определяется граница воздушного и космического пространств и, соответственно, действие международных и внутригосударственных правовых норм в соответствующих случаях.

    Действие правовых норм в космическом пространстве должно рассматриваться как относящееся не только к пространству как таковому, но и к находящимся в нем естественным небесным телам. Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. (Договор по космосу) космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования оккупации, ни любыми другими средствами. В отечественной литературе отмечается, что права, вытекающие из юрисдикции и контроля над объектами на Луне, не следует понимать расширительно; такие права должны осуществляться в пределах, необходимых для существования и функционирования космического объекта . Следовательно, невозможно такое распространение пределов действия внутригосударственных правовых норм на небесные тела, которое бы фактически означало или опосредовало их национальное присвоение.

    Основной непосредственной сферой действия внутригосударственных правовых норм в космическом пространстве являются космические объекты, под которыми понимаются созданные человеком искусственные спутники Земли, автоматические или пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и др. Космический объект как техническое устройство (аппарат), использование которого регулируется нормами национального права, лишь при определенных условиях, а именно при запуске в космическое пространство или сооружении в нем, становится объектом международного космического права. Следует отметить, что в действующих нормах космического права термин «национальность космического объекта» не используется. Осуществление юрисдикции и контроля над космическими объектами и их экипажами связывается не с национальной принадлежностью космического объекта или гражданством членов его экипажа, а непосредственно с актом регистрации космического объекта в определенном государстве .

    В литературе высказывается мнение, что регистрация космического объекта имеет превалирующее значение по сравнению с другими возможными основаниями юрис-

    дикции (например, гражданством члена экипажа, правом собственности на объект, местом запуска космического корабля и др.) . Данный факт можно считать особенностью космического права, поскольку традиционно международное право признает территориальное и персональное основания юрисдикции. Тем не менее, связь юрисдикции и территории остается, хотя она может быть и не прямая, а опосредованная, ведь космический объект тесно связан с интересами, расположенными на территории государства их национальности (регистрации).

    Юрисдикция и контроль государства регистрации в отношении экипажа распространяется на космический объект, однако она не ограничивается только рамками самого космического объекта. В Договоре по космосу говорится о юрисдикции и контроле над экипажем космического объекта (а не над экипажем, находящемся на борту космического объекта). Следовательно, юрисдикция и контроль государства регистрации, реализуемые ими нормы национального права продолжают действовать и при выходе членов экипажа в открытый космос, нахождении на небесном теле за пределами своего корабля или станции, посещении космических кораблей, станций, установок, зарегистрированных в других государствах .

    Вопрос об установлении пределов действия внутригосударственных правовых норм при создании многонациональных станций решается на основе международного договора. Примером такого договора может служить Соглашение между правительством Канады, правительствами государств-членов Европейского космического агентства, правительством Японии, правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения от 29 января 1998 г. , в соответствии с которым каждый партнер сохраняет юрисдикцию и контроль над элементами создаваемой международной космической станции, которые он регистрирует, и над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, которые являются его гражданами. Также, согласно указанному Соглашению стороны могут осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении членов персонала, которые являются их гражданами, внутри или на любом орбитальном элементе.

    При этом предусмотрена возможность перехода юрисдикционных полномочий к государству, чьи интересы затронуты правонарушением.

    В настоящее время на космических станциях проводятся научные опыты и исследования, технологически недоступные в земных условиях (получение монокристаллов, особых медикаментов и сывороток), и их дорогостоящее финансирование выдвигает вопрос о патентной защите возможных открытий и изобретений. Поскольку на земле юридическая защита владельца патента на изобретение ограничена границами территории определенного государства, пришлось аналогичным образом защищать право интеллектуальной собственности в космосе. В Межправительственном соглашении 1998 г. по созданию Международной космической станции предусмотрено, что для целей права интеллектуальной собственности любая деятельность, осуществляемая внутри или на орбитальном элементе космической станции, рассматривается как деятельность, осуществляемая только на территории государства-партнера . Таким образом, для защиты прав интеллектуальной собственности членов экипажа международной космической станции была введена фикция территории государства.

    По мере развития космического права получают оформление тенденции расширения пределов действия внутригосударственных правовых норм. Некоторые из этих тенденций находят отражение в национальном законодательстве. Согласно положению п. 5 ст. 17 Закона РФ «О космической деятельности» в непосредственной близости от космического объекта РФ в пределах зоны, минимально необходимой для обеспечения безопасности космической деятельности, могут устанавливаться правила, обязательные для российских и иностранных организаций и граждан .

    Таким образом, в космическом пространстве юрисдикция непосредственно связана с объектом, в данном случае - с космическим объектом. Такое положение основано на том, что концепция государственной юрисдикции в космическом пространстве не идентична концепции государственной юрисдикции вообще: если последняя носит в основном территориальный характер, то осуществление государственной юрисдикции в космическом пространстве не может быть связано с присвоением какой-либо ча-

    сти космического пространства или территории небесного тела .

    К территории с международным режимом относится Антарктика, представляющая собой район земного шара, географическим центром которого является Южный полюс. До настоящего момента Антарктика не подчинена суверенитету какого-либо государства, хотя претензий на нее заявлялось немало. Ряд государств претендовал на Антарктику по различным основаниям, и, таким образом, стало очевидно единственно возможное решение антарктического вопроса на основании договорного урегулирования .

    Положение о международном режиме данной территории не является абсолютно бесспорным. Несмотря на заявленные семью государствами территориальные притязания, исторически в течение многих лет в Антарктике сложилась достаточно устойчивая практика подчинения любого лица только юрисдикции государства его гражданства . Данная практика нашла отражение в Договоре об Антарктике, который предусматривает, что, без ущерба для соответствующей позиции каждой Договаривающейся Стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике, назначенные по установленной процедуре наблюдатели, научный персонал, которым обмениваются Стороны, а также персонал, сопровождающий любых таких лиц, находятся под юрисдикцией только той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций . Следовательно, в Антарктике возможна как личная юрисдикция над наблюдателями и персоналом, так и любая иная юрисдикция, не противоречащая международному праву.

    В отношении действия правовых норм на территориях с международным режимом можно сделать вывод, что юрисдикция государства в открытом море, международном воздушном пространстве, космическом пространстве, Антарктике не носит непосредственно территориального характера - она связана преимущественно со строго определенными лицами и объектами. Однако юрисдикция государства на территориях с международным режимом, хотя и не носит непосредственно территориального характера, содержит элемент территориальности:

    на территории регулирующего государства в этом случае локализуется связанный с объектом регулирования суверенный интерес. Таким образом, на территориях с международным режимом внутригосударственные правовые нормы распространяют свое действие на строго ограниченный круг лиц и объектов, который определяется в соответствии с нормами международного права, и с которыми связывается суверенный интерес. ^

    1. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учебник. М., 1997. С. 92.

    2. Верещетин В. С. Свобода судоходства в открытом море. М., 1958. С. 24.

    3. Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1, по-лут. 2. М., 1949. С. 166.

    4. Коломбос Д. Международное морское право. М., 1975. С. 275.

    5. Собр. законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

    6. Оппенгейм Л. Указ. соч. С. 167.

    7. Молодцов C. B. Международное морское право. М., 1987. С. 95.

    8. Броунли Я. Международное право: в 2 кн. Кн. 1. М., 1977. С. 369.

    9. Лукашук И. И. Указ. соч. С. 141.

    10. Там же. С. 142.

    11. Собр. законодательства РФ. 1999. № 18.

    12. Бордунов В. Д., Котов А. И., Малеев Ю. Н.

    Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988. С. 26.

    13. Собр. законодательства РФ. 1997. № 12.

    14. Международное воздушное право: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. А. П. Мовчан. М., 1980. С. 49.

    15. Международное воздушное право: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. А. П. Мовчан, О. Н. Садикова. М., 1981. С. 13.

    16. Верещагин А. Н. Международное воздушное право. Проблемы международно-правового регулирования воздушных сообщений. М., 1966. С. 27.

    17. Правовые проблемы полетов человека в космос / под ред. В. С. Верещетина. М., 1986. С. 84.

    18. Международное космическое право: учебник / под ред. А. С. Пирадова. М., 1985. С. 50.

    19. Правовые проблемы полетов человека в космос. С. 35.

    20. Там же. С. 98.

    21. Бюл. междунар. договоров. 2001. № 8. С. 53.

    22. Международное космическое право: учебник / под ред. Г. П. Жукова, Ю. М. Колосова. М., 1999. С. 100.

    23. Рос. газ. 1993. № 186.

    24. Зотова О. В. Правовой режим космического пространства как важный элемент поддержания международного мира и безопасности // Моск. журн. ме-ждунар. права. 2001. № 2. С. 206.

    25. Молодцов С. В. Современное международноправовое положение Антарктики. М., 1954. С. 46.

    26. Голицын В. В. Антарктика: международноправовой режим. М., 1983. С. 61.

    27. Ведомости ВС СССР. 1961. № 31. Ст. 329.

    About Operation of Law Norms on Territories with International Legal Regime

    © Belyakovich E., 2010

    This article is about issues of operation of national law norms in the open sea, international air space, cosmic space and Antarctica. The primary aspect of the article is the revelation of common regularities of operation national law norms on the territories with international legal regime.

    Key words: spatial operation of law norms; territory with international legal regime.

    Определяется Конвенциями ООН о континентальном шельфе (1958г.) и UNCLOS-82: «Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств» (соответственно ст.2 и ст.77). Если прибрежное государство не разведывает и не разрабатывает свой шельф, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия. Под естественными богатствами следует понимать минеральные и иные неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы «сидячих видов», т.е. которые либо прикреплены к морскому дну либо могут передвигаться только по морскому дну.

    3.8. Открытое море

    Открытое море – это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права. Положения ч.7 UNCLOS-82 применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Дно морей и океанов имеет особый правовой статус.

    Международно-правовой режим: Открытое моресвободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных). Последние могут заключать договора с прибрежными государствами о транзите, доступе к портам и их использованию. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

    Режим свободы открытого моря включает в себя:

    а) свободу судоходства;

    б) свободу полетов;

    в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

    г) свободу возведения искусственных островов и других установок;

    д) свободу рыболовства и промысла;

    е) свободу научных исследований;

    Военный корабль имеет право подвергнуть досмотру иностранное судно, если есть разумные основания подозревать, что:

    а) судно занимается пиратством;

    б) судно занимается работорговлей;

    в)судно занимается несанкционированным радио- и телевещанием;

    г) судно не имеет национальности;

    д) судно в действительности имеет ту же национальность, что военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг, или оно отказывается поднять флаг.

    Возможно также преследование «по горячим следам» иностранного судна, если есть разумные основания считать, что оно нарушило законы прибрежного государства в водах, находящихся под его юрисдикцией. Такое преследование в открытом море должно быть непрерывным, т.е.должно быть начато в водах, на которые распространяется юрисдикция данного государства, и должно быть прекращено, когда преследуемое судно войдет в территориальные воды своего или иного государства. Под пиратством понимается любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа судов и летательных аппаратов в открытом море, направленный против судна, летательного аппарата, лиц находящихся на их борту, их имущества и груза. Любое государство может захватить пиратское судно или летательный аппарат, арестовать находящихся на их борту лиц и захватить находящееся на них имущество. Судебные органы государства, осуществившего такой захват, могут выносить решения о наложении наказания на арестованных лиц и распорядиться о судьбе захваченного пиратского судна, летательного аппарата и имущества.



    Аналогичные меры принимаются и в отношении судов, занимающихся контрабандой, перевозкой наркотиков, незаконной перевозкой оружия и боеприпасов, несанкционированным теле- и радиовещанием.

    Примечание

    Государство-архипелаг – государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. Архипелаг – группа островов, соединяющие их воды, тесно взаимосвязанные и представляющие собой единое географическое, экономическое и политическое целое, либо считающееся таковым исторически.

    Проблема архипелажных вод существовала давно, т.к. каждое государство вокруг каждого из островов своего архипелага создавало пояс территориального моря. При этом иногда между островами оставались участки открытого моря, что создавало неудобства как для государства-архипелага, так и для участников мореплавания.

    Архипелажными водами называются воды государства-архипелага, расположенные между островами, из которых оно состоит и ограниченные от других частей моря вокруг него прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов. Длина 97% таких линий не может превышать 100 м.м. и только 3% могут быть длиной до 125м.м. Соотношение между площадью воды и суши в пределах этих линий должна составлять от 1:1 до 9:1. При условии соблюдения режима внутренних вод, находящихся в пределах архипелажных вод, суда всех государств имеют право на мирный проход через архипелажные воды как через территориальное море. Государство-архипелаг имеет право приостановить в определенных районах мирный проход иностранных судов для охраны своей безопасности. Для путей международного судоходства в архипелажных водах устанавливается режим архипелажного прохода, соответствующий режиму транзитного прохода в проливах. Государство-архипелаг имеет право устанавливать морские коридоры и расположенные над ними воздушные коридоры для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов и пролета иностранных летательных аппаратов.

    Остров, определяется как окруженное водой, естественно образовавшееся пространство суши, при приливах находящееся выше уровня воды, которое заселено или может быть заселено. Территориальные воды, прилежащая зона, экономическая зона и континентальный шельф островов определяется согласно UNCLOS-82. Скалой, в отличие от острова, считается необитаемая часть суши, окруженная водой, и она режима шельфа, экономической зоны, прилежащей зоны, территориальных вод не имеет.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Что такое исключительная экономическая зона?
    2. Что такое континентальный шельф?
    3. Что такое открытое море?
    4. Каким образом и кем может быть произведен досмотр торгового судна в открытом море?
    5. Что такое архипелажные воды? Какие государства-архипелаги вы знаете?
    6. Каков правовой режим морского дна за пределами национальной юрисдикции?

    Примечание : данную главу студенты специальностей «Эксплуатация судовых энергетических установок» 26.05.06, «Электроэнергетика и электротехника» 13.03.02 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» 26.05.07» могут изучать факультативно.

    Замкнутым и полузамкнутым морем считается залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориальных вод и экономических зон двух или более прибрежных государств. Правовой режим Черного моря определяется многосторонней Конвенцией, заключенной в 1936г. в г.Монтрё (Швейцария), Балтийского моря - договорами стран Балтийского бассейна 17-19 вв., последний из которых, Копенгагенский, был заключен в 1857г. Режим замкнутых и полузамкнутых морей обычно предусматривает ограничение для плавания военных кораблей стран, которые не являются прибрежными для таких морей. В соответствии с UNCLOS-82 государства, омываемые такими морями, должны сотрудничать либо путем заключения договоров между собой, либо через региональную организацию в вопросах управления живыми ресурсами моря, их сохранением, разведкой и эксплуатацией; осуществления своих прав и обязанностей в отношении защиты и сохранения морской среды; совместными научными исследованиями.

    В 1974г. одобрена Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, в 1976г ряд средиземноморских стран заключил Конвенцию по защите Средиземного моря от загрязнения. В 1978г. Иран, Ирак, Бахрейн, Саудовская Аравия, Оман заключили Конвенцию об охране и улучшению морской среды. В 1983г. ряд государств Карибского бассейна, в т.ч. США, а также Венесуэла и Франция подписали Конвенцию и План действий по охране морской среды района Карибского моря.

    Литература

    4.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА

    Примечание : данную главу студенты специальностей «Эксплуатация судовых энергетических установок» 26.05.06, «Электроэнергетика и электротехника» 13.03.02 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» 26.05.07» могут изучать факультативно.

    Международное рыбопромысловое право – это система принципов и норм, устанавливающих режим исследования, использования, сохранения ресурсов Мирового океана и управления ими в процессе повседневной деятельности и сотрудничества государств. В его основе лежит принцип свободы рыболовства за пределами экономических и рыболовных зон, закрепленных в Конвенции ООН 1958г. об открытом море, как составная часть свободу открытого моря и подтвержденных в UNCLOS-82, а также:

    Абиджанская конвенция в области охраны и развития морской и прибрежной сферы района Западной и Центральной Африки 1981г;

    Вашингтонская конвенция по котикам 1911г.;

    Европейская конвенция о рыболовстве 1964г.;

    Конвенция о рыболовстве в Северо-Восточной части Атлантического океана1983г.;

    Конвенция о рыболовстве в Северной части Атлантического океана, 1983г;

    Каждое государство, а следовательно его юридические и физические лица имеют право на занятия рыболовством и морским промыслом. Все государства, осуществляющие рыболовство и морской промысел обязаны строго соблюдать договорные обязательства и не нарушать интересов прибрежных государств (ст.116). Все государства обязаны принимать в отношении своих граждан те меры, какие необходимы для сохранения живых ресурсов открытого моря (ст.117). При определении размера допустимого улова и установлении других мер по сохранению живых ресурсов открытого моря государства на основе научных данных принимают меры для поддержания и восстановления популяций вылавливаемых видов (ст.119).

    Определенную трудность при этом составляет внедрение норм международного права в отрасль рыболовства во внутренних и территориальных водах.

    Во-первых, это связано с тем, что огромная часть рыбного промысла осуществляется судами малых размеров, на которые не распространяется надзор классификационных обществ, и которые не подлежат освидетельствованию, согласно международных конвенций, что, однако не снижает необходимости поддерживать их исправное техническое состояние, осуществлять меры по защите морской среды, безопасности мореплавания и, как следствие, обеспечивать обучение их плавсостава соответствующим образом. Фактически, под надзором Классификационного общества находятся, в основном сейнеры типа РС, СЧС, МЧС и суда типа ТХС. На них также распространяются требования как национального, так и международного законодательства по предотвращению загрязнения моря, охране человеческой жизни на море, сертификации плавсостава, соблюдения правил безопасности мореплавания.

    Во-вторых, в ряде случаев тексты международных конвенций, касающиеся транспортного и рыболовного флота, имеют некоторые разногласия. Например, размеры судов транспортного флота оцениваются прежде всего по валовой регистровой вместимости, согласно Конвенции 1969 года по обмеру судов. В ее тексте нет указания, что она не распространяется на суда рыболовного флота. В то же время, в целом ряде правовых документов по рыболовству фигурируют «суда длиной 12м и более», «суда длиной 24 м и более», «суда длиной свыше 45 м», «крупнотоннажные суда» и т.п. Причем длина судна определяется именно по упомянутой Конвенции.

    В-третьих, открытые для подписания международные конвенции по разным причинам не входят в силу десятилетиями, что негативно влияет на национальное законодательство – страна может присоединиться к конвенции, которая входит в силу в течение 17 лет (Конвенция ПДНВ-95Р) и соблюдать ее положения, остальные государства обходятся без нее.



    Просмотров