Темы по бжд для студентов. Темы дипломных по Безопасности жизнедеятельности (БЖД). Синдром длительного сдавления
Темы рефератов по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
«Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лабораторная диагностика», «Медико-профилактическое дело»
Организация службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях
- Основные понятия медицины катастроф. Классификация чрезвычайных ситуаций.
- Структура и функции Всероссийской службы медицины катастроф.
- Оснащение службы медицины катастроф.
- Методы розыска и способы выноса (вывоза) пострадавших в очагах катастроф.
- Медицинская сортировка пострадавших на догоспитальном этапе.
- Виды медицинской помощи.
- Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
- Средства защиты органов дыхания (табельные, подручные).
- Средства защиты кожных покровов (табельные, подручные).
- Коллективные средства защиты (характеристика защитных сооружений).
Радиационные поражения
- От ядерной гонки к атомной энергетики.
- История создания ядерного оружия.
- Крупные аварии на АЭС.
- Последствия ядерных взрывов и аварий на АЭС.
- Радиационная обстановка на Южном Урале.
- Поражающие факторы ядерного взрыва.
- Острая лучевая болезнь. Клиника, оказание первой медицинской помощи в очаге ионизирующего излучения и дальнейшее лечение.
- Хроническая лучевая болезнь. Клиника, профилактика и лечение.
- Радиационные ожоги, клиника и лечение.
- Действия населения при угрозе радиоактивного заражения.
Поражения отравляющими веществами
- История применения ядов.
- История создания и применения химического оружия.
- Проблемы хранения и уничтожения химического оружия.
- РОУХО в г. Щучье Курганской области. Проблемы уничтожения хим. оружия.
- ОВ нервно-паралитического действия. Клиника и доврачебная помощь в очаге поражения.
- ОВ кожно-нарывного действия. Клиника и доврачебная помощь в очаге поражения.
- ОВ общеядовитого действия. Клиника и доврачебная помощь в очаге поражения.
- ОВ удушающего действия. Клиника и доврачебная помощь в очаге поражения.
- ОВ раздражающего и слёзоточивого действия. Клиника и доврачебная помощь в очаге поражения.
- ОВ психохимического действия. Клиника и помощь в очаге поражения.
Медико-тактическая характеристика очагов катастроф на химических и взрывоопасных объектах
- Острые отравления при авариях на ХОО за последние 20 лет.
- Аварии на пожаро – взрывоопасных объектах.
- АХОВ раздражающего действия. Клиника, доврачебная помощь в очаге заражения на догоспитальном этапе.
- АХОВ прижигающего действия. Клиника, доврачебная помощь в очаге заражения на догоспитальном этапе.
- АХОВ удушающего действия. Клиника, доврачебная помощь в очаге заражения на догоспитальном этапе.
- АХОВ общетоксического действия. Клиника, доврачебная помощь в очаге заражения на догоспитальном этапе.
- АХОВ наркотического действия. Клиника, доврачебная помощь в очаге заражения на догоспитальном этапе.
- Средства защиты от АХОВ.
- Последовательность действий населения при аварии на ХОО.
- Пожар. Действия населения при пожаре.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия при ЧС
- Санитарно-гигиенические мероприятия в очагах катастроф: гигиена передвижения и размещения эвакуированного населения.
- Санитарно-гигиенические мероприятия в очагах катастроф: гигиена водоснабжения.
- Гигиена питания: пищевые интоксикации, пищевые токсикоинфекции. Клиника. Лечение. Профилактика.
- Бактериологическое (биологическое) оружие. Способы и признаки применения, пути проникновения, противо-эпидемические мероприятия.
- Подвижной противоэпидемический отряд. Функции. Мероприятия, проводимые в эпидемиологическом очаге.
- Инфекции дыхательных путей. Клиника. Лечение. Профилактика.
- Кишечные инфекции. Клиника. Лечение. Профилактика.
- Кровяные инфекции. Клиника. Лечение. Профилактика.
- Инфекции кожных покровов и слизистых. Клиника. Лечение. Профилактика.
- Дезинфекция. Значение. Виды. Способы проведения.
- Дезинсекция. Значение. Виды. Способы проведения.
- Дератизация. Значение. Способы проведения.
Медико-тактическая характеристика очагов стихийных катастроф
Темы рефератов:
- Ураган, тайфун, циклон, смерч, торнадо. Характеристика. Действия населения при угрозе их возникновения.
- Снежная буря. Характеристика. Действия населения при угрозе её возникновения.
- Лесной пожар. Характеристика. Действия населения при возникновении лесного пожара, подручные способы тушения огня.
- Засуха (необычайно сильная жара). Характеристика. Гипертермия. Клиника, помощь, профилактика перегревания.
- Необычайно сильные морозы. Характеристика. Профилактика отморожений и переохлаждений, первая медицинская помощь.
- Землетрясения. Характеристика. Предупредительные меры. Действия населения при возникновении землетрясения. Действия человека в случае нахождения его под обломками здания.
- Цунами. Характеристика. Способы защиты от цунами. Действия населения при возникновении цунами.
- Извержения вулканов. Характеристика. Предупредительные меры.
- Наводнение. Характеристика. Способы защиты. Действия населения при угрозе возникновения наводнения.
- Сель. Характеристика. Предупредительные меры. Действия населения при угрозе возникновения селевого потока.
- Оползни. Характеристика. Предупредительные меры. Действия населения при угрозе возникновения оползня.
- Снежные лавины. Характеристика. Действия населения при угрозе возникновения схода лавины. Действия населения при сходе снежной лавины. Поиск пострадавших при сходе лавины.
Составьте памятку:
- Правила поведения человека при урагане, смерче.
- Правила поведения человека при снежной буре.
- Правила поведения человека при лесном пожаре. Простейшие методы тушения огня.
- Правила поведения человека при необычайно сильной жаре. Профилактика перегревания организма.
- Правила поведения человека при необычайно сильных морозах. Профилактика отморожений и переохлаждения организма.
- Правила поведения человека при землетрясении.
- Правила поведения человека при цунами.
- Правила поведения человека при наводнении.
- Правила поведения человека пи селевом потоке.
- Правила поведения человека при сходе снежной лавины.
Медико-тактическая характеристика очагов катастроф на транспорте
Темы рефератов:
- Автомобильные катастрофы. Действия в экстремальной ситуации при аварии легкового автомобиля. Первая медицинская помощь при автодорожных катастрофах.
- Общественный транспорт. Правила поведения при проезде в общественном транспорте. Действия в экстремальной ситуации при аварии (пожаре).
- Катастрофы на железнодорожном транспорте. Правила поведения в вагоне поезда. Действия в экстремальной ситуации (пожар в вагоне).
- Авиакатастрофы. Правила поведения при взлёте и посадке самолета. Действия в экстремальной ситуации – разгерметизация салона, возникновение пожара на борту самолёта, аварийная посадка на землю, на воду.
- Катастрофы на водном транспорте. Действия в экстремальной ситуации (кораблекрушение). Высадка с судна на воду.
Составьте памятку:
- Правила поведения водителя в легковом автомобиле.
- Правила поведения пассажира в легковом автомобиле.
- Правила поведения пассажира в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае).
- Правила поведения пассажира на железнодорожном транспорте.
- Правила поведения авиапассажира при взлёте и посадке самолёта.
- Правила поведения авиапассажира при захвате самолёта террористами.
Асфиксия. Терминальные состояния. Утопление. Электротравма
- Асфиксия. Причины. Клиника. Помощь на догоспитальном этапе.
- Асфиксия инородным телом. Клинические признаки. Алгоритм оказания неотложной помощи.
- Причины остановки сердца, дыхания. Терминальные состояния. Биологическая смерть. Клинические признаки, диагностика.
- Этапы сердечно-лёгочной реанимации. Ошибки СЛР. Сердечно-легочная реанимация у взрослых.
- Сердечно-легочная реанимация у детей.
- Электротравма. Причины. Виды. Клиника. Возможные осложнения. Последовательность действий при оказании помощи пострадавшему при электротравме.
- Утопление. Причины. Виды. Клиника. Возможные осложнения. Последовательность действий при спасении тонущего человека.
Основы военной службы
- Основы обороны государства (вооруженные силы).
- Вооруженные силы РФ (организационная структура).
- Боевые традиции Вооруженных сил РФ: праздники, ордена.
- Символы воинской чести: ритуалы Вооруженных Сил РФ, боевое знамя.
Оказание хирургической помощи в очагах катастроф.
- Закрытые травмы: ушиб мягких тканей, ушиб кости, растяжение, разрыв мягких тканей, вывихи. Клиника. Доврачебная помощь.
- Переломы костей. Классификация. Закрытый перелом Клиника. Диагностика. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе. Открытый перелом. Клиника. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Иммобилизация. Понятие. Виды. Общие правила наложения шин.
- Переломы костей лицевого черепа: верхней, нижней челюсти, носа. Клиника. Диагностика. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Переломы костей позвоночника. Клиника. Диагностика. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Переломы костей таза. Клиника. Диагностика. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Раны. Классификация. Осложнения. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Травмы грудной клетки: ушиб грудной клетки, ушиб грудины, перелом грудины, сдавление грудной клетки, переломы ребер. Клиника. Диагностика. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Проникающие ранения грудной клетки: пневмоторакс, гемоторакс. Клиника. Диагностика. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Ранения сердца. Клиника. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Закрытые черепно-мозговые травмы. Виды. Клиника. Диагностика. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Открытые черепно-мозговые травмы. Клиника. Диагностика. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Травмы органа зрения: ранения глазного яблока, контузии глазного яблока, ожоги глаз, инородные тела в глазу. Клиника. Диагностика. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Травматическая ампутация конечностей и её сегментов. Клиника. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе. Сохранение ампутированной конечности (сегмента).
Кровотечения
- Наружное кровотечение: причины, клиника, способы остановки кровотечения на догоспитальном этапе.
- Внутренние кровотечения: причины, клиника. Доврачебная помощь.
- Понятие компенсированная (механизмы компенсации), некомпенсированная (декомпенсированная) кровопотеря. Медицинская помощь. Правила проведения инфузионной терапии.
- Осложнения кровотечения: анемия, коллапс, сдавление жизненноважных органов (гемартроз, гемоторакс, гемоперетониум, гемоперекардиум). Клинические признаки, доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Геморрагический шок: причины, клиника, доврачебная помощь на догоспитальном этапе, критерии эффективности лечения геморрагического шока.
- Гемотрансфузионный шок: причины, клиника, медицинская помощь.
- Окончательные способы остановки кровотечения.
Травматический шок
- Клиника: фазы, периоды травматического шока. Доврачебная помощь пострадавшему на догоспитальном этапе.
- Особенность травматического шока у пожилых людей.
- Особенность травматического шока у детей.
- Особенность травматического шока у беременных женщин.
- Необратимый шок. Терминальные состояния. Клиника. Доврачебная помощь.
Термические ожоги
- Поверхностные термические ожоги. Клиника. Диагностика. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Глубокие термические ожоги. Клиника. Диагностика. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Ожог верхних дыхательных путей. Клиника. Диагностика. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Ожоговый шок. Клиника. Диагностика. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Ожоговая болезнь. Клинические периоды: ожоговая токсемия, ожоговая септикотоксемия. Диагностика. Медицинская помощь ожоговым больным на госпитальном этапе.
- Период реконвалесценции. Осложнения ожоговой болезни. Профилактика. Реабилитационные мероприятия для ожоговых больных.
Отморожения. Переохлаждение
- Отморожения. Причины. Факторы. Виды. Периоды. Степени тяжести. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Синдром ознобления. Факторы. Клиника. Доврачебная помощь.
- Синдром «траншейная стопа». Клиника. Медицинская помощь.
- Переохлаждение. Факторы. Периоды. Степени тяжести. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Профилактика отморожений и переохлаждения.
Синдром длительного сдавления
- Компрессионная травма. Клинические периоды. Степени тяжести. Доврачебная помощь на догоспитальном этапе.
- Методы искусственного очищения организма.
- Лечебно-профилактические мероприятия с СДС на догоспитальном этапе.
- Рекомендации для больных с синдромом длительного сдавления.
«Безопасность жизнедеятельности»
1. Анатомо-физиологические последствия воздействия опасных и вредных факторов окружающей среды на организм человека;
2. Определение и классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) по характеру происхождения, масштабам последствий и причинам возникновения;
3. Чрезвычайные ситуации природного характера, риск возникновения которых существует в Среднем Поволжье;
4. Техногенные катастрофы, риск возникновения которых существует в Самарской области;
5. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и их последствий, социальная защита пострадавших;
6. Предназначение, задачи, структура и режимы функционирования Российской системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС);
7. Извержения вулканов. Характеристика. Предупредительные меры;
8. Определение и классификация вулканов, поражающие факторы вулканического извержения и последствия их действия;
9. Землетрясения. Основные понятия. Параметры, определяющие силу и характер землетрясения;
10. Стадии землетрясения, шкалы измерения и характеристика последствий в зависимости от магнитуды по шкале Рихтера;
11. Причины землетрясений. Возможные признаки приближающегося землетрясения;
12. Измерение силы землетрясений с помощью различных шкал. Последствия землетрясений в зависимости от их силы;
13. Действия человека при угрозе землетрясения, при внезапном землетрясении, после его окончания;
14. Оползни. Причины возникновения, признаки и возможные последствия оползней;
15. Порядок действий при оползнях. Профилактические мероприятия;
16. Сели. Причины возникновения, признаки и возможные последствия селей;
17. Порядок действий при селях. Профилактические мероприятия;
18. Снежные лавины. Причины возникновения, признаки и возможные последствия лавин;
19. Действия человека при угрозе схода лавины, при приближении лавины и при попадании в нее. Профилактические мероприятия;
20. Гидрологические чрезвычайные ситуации, их причины и разновидности. Последствия данных ЧС;
21. Действия человека при угрозе возникновения наводнения, в случае объявления эвакуации, при внезапном наводнении;
22. Цунами. Причины возникновения, основные особенности поражающего действия и признаки приближающегося цунами;
23. Действия человека при обнаружении признаков приближающегося цунами, при приближении волны и при попадании в волну;
24. Метеорологические чрезвычайные ситуации. Виды ветра. Измерение силы ветра с помощью шкалы Бофорта;
25. Ураганы, бури. Особенности и характер поражающего действия и возможные последствия.
26. Снежные и пыльные бури. Особенности действия человека при попадании в снежную или пыльную бурю;
27. Смерч. Особенности этого природного явления. Поведение человека при возникновении смерча;
28. Порядок действий при объявлении штормового предупреждения, при внезапном урагане и после его окончания;
29. Молнии. Виды молний и их поражающее действие;
30. Правила безопасного поведения человека во время грозы. Оказание первой помощи человеку, пострадавшему в результате удара молнии;
31. Разновидности лесного пожара и их особенности, способы и средства тушения лесных пожаров;
32. Торфяные пожары, их особенности, способы и средства тушения;
33. Степные пожары, их особенности, способы и средства тушения;
34. Причины и поражающие факторы пожаров и взрывов и их последствия для человека;
35. Средства тушения пожара и способы их применения, порядок действий при возникновении пожара, правила противопожарной безопасности, организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
36. Пожар на предприятии, в общественном здании, в детском учреждении, в жилом доме. Поражающие факторы пожара, средства и способы тушения пожаров, правила противопожарной безопасности;
37. Аварии на транспорте (автомобильном, железнодорожном, авиационном, метро). Причины. Правила поведения человека при угрозе или возникновении аварийной ситуации, меры предосторожности;
38. Первая медицинская помощь пострадавшим в транспортных авариях;
39. Общественный транспорт. Правила поведения при проезде в общественном транспорте. Действия в экстремальной ситуации при аварии (пожаре);
40. Аварии на железнодорожном транспорте. Правила поведения в вагоне поезда. Действия в экстремальной ситуации (пожар в вагоне);
41. Авиакатастрофы. Правила поведения при взлёте и посадке самолета. Действия в экстремальной ситуации – разгерметизация салона, возникновение пожара на борту самолёта, аварийная посадка на землю, на воду;
42. Катастрофы на водном транспорте. Действия в экстремальной ситуации (кораблекрушение). Высадка с судна на воду;
43. Аварии на радиационно-опасных объектах. Причины. Методы ликвидации. Поведение человека в данной ЧС. Защита населения от радиации;
44. Аварии на химически-опасных объектах. Причины. Методы ликвидации. Поведение человека в данной ЧС. Защита от АХОВ;
45. Аварии на химически- и радиационно-опасных объектах. Причины аварий, поражающие факторы, действия человека в случае возникновения подобных аварий;
46. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и водителя на дороге, пассажира железнодорожного, авиационного транспорта и метрополитена;
47. Виды радиационно-опасных (РОО) и химически-опасных (ХОО) объектов, причины, поражающие факторы и последствия техногенных аварий и катастроф с выбросом химических и радиоактивных веществ;
48. Определение радиоактивного излучения, экспозиционной, поглощенной и эквивалентной доз облучения, единицы измерения этих доз, величину безопасных, опасных и аварийных доз облучения, последствия их получения;
49. Порядок действий при возникновении угрозы аварии или при внезапной аварии на РОО и ХОО. Правила безопасного поведения на загрязненной радиоактивными или химическими веществами местности;
50. Виды защитных сооружений гражданской обороны и их назначение;
51. Виды и особенности оружия массового поражения (ядерного, химического и биологического), поражающие факторы;
52. Проблемы хранения и уничтожения химического оружия;
53. Биологическое оружие. Способы и признаки применения, пути проникновения, противоэпидемические мероприятия;
54. Специфика, способы применения ОМП. Новые виды оружия;
55. Способы и средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях: сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; эвакуация и рассредоточение населения; порядок действий при объявленной эвакуации населения; защитные сооружения ГО;
56. Определения очага химического и очага ядерного поражения, понятия «отравляющие вещества» и классификацию отравляющих веществ по тактическому назначению, виды биологических средств поражения;
57. Средства индивидуальной защиты; действия населения и ГО после выхода из очага радиационного, химического или биологического поражения: санитарная обработка;
58. Сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, способы и средства защиты населения от последствий техногенных аварий и катастроф и от оружия массового поражения;
59. Определение, сущность и особенности понятий «эвакуация» и «рассредоточение», порядок действий при объявленной эвакуации населения;
60. Виды защитных сооружений ГО и их назначение, требования к защитным сооружениям ГО;
61. Санитарная обработка, дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, дератизация;
62. Сущность и классификацию ЧС социального характера, их возможные разновидности на территории РФ;
63. Духовная безопасность. Виды сект и их отличия от мировых религий. Способы воздействия сект на психику человека. Защита от сект воли и имущества человека;
64. Сущность современного религиозного экстремизма;
65. Терроризм. Основные террористические организации, их цели и задачи. Виды террористических воздействий и применяемые средства;
66. Террористический акт, взрыв на улице. Меры предупреждения и поведение человека в случае возникновения данной ЧС;
67. Истоки и характерные особенности современного терроризма, методы и средства, применяемые современными террористами, правила безопасного поведения при контакте с террористами;
68. Действия человека при обнаружении взрывного устройства и в случае возникновения теракта;
69. Правила безопасного поведения и способы защиты жизни и здоровья при массовых беспорядках;
70. Характеристика чрезвычайных ситуаций военного времени и их поражающих факторов;
71. Международное сотрудничество страны в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и охраны окружающей среды.
| | следующая лекция ==> | |
Средства защиты органов дыхания. | | |
Введение................................................................................................................. 1 Основы безопасности жизнедеятельности….................................................. |
|
1.1Основные понятия термины и определения.................................................. |
|
1.2 Место и роль знаний по безопасности жизнедеятельности человека в современном мире....................................................................................................... |
|
2 Защита от опасностей в техносфере.................................................................. |
|
2.1 Обеспечение чистоты окружающей среды и природных ресурсов............ |
|
2.2 Защита земель и требования к пищевым продуктам.................................... |
|
3 Управление безопасностью жизнедеятельности............................................. |
|
3.1 Правовые и организационные основы........................................................... |
|
3.2 Экспертиза и контроль экологичности и безопасности.............................. |
|
Заключение............................................................................................................. |
|
Список использованных источников................................................................... |
Введение
Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность.
Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижением комфортных условий жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности.
Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос.
1 Основы безопасности жизнедеятельности
1.1 Основные понятия термины и определения
Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.
Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.
В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.
Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.
Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.
Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.
В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация - это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).
Экстремальная ситуация возникает при нахождении человека в ледяной воде, в пути во время снежной бури, при пожаре и т.д. В последнее время получило широкое распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчики-испытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.
Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.
Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.
Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.
Эти дисциплины изучают сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды.
Основными задачами БЖД являются:
Распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;
Снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую среду и человека;
Обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Воспитание любви к окружающей среде, привитие подрастающему поколению основных умений и навыков существования в различных опасных ситуациях должно стать основной целью подготовки будущего педагога.
Модернизация системы обучения и воспитания современного поколения молодых людей предусматривает кардинальные перемены в профессиональной подготовке будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
1.2 Место и роль знаний по безопасности жизнедеятельности человека в современном мире
Приступая к изучению основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере, следует определить прежде всего место БЖД в общем объеме «знаний о взаимодействии живых существ между собой и окружающей средой» (Э. Геккель, 1869), изучаемых в науке экология*.
Экология – наука о доме. В экологии главное не изучение существ, а изучение состояния среды обитания и процессов взаимодействия существ со средой обитания. Объектами экологии являются биосфера, экосистемы, сообщества (биоценоз), популяции организмов, биотоп.
В XIX в. экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. В конце XIX в. и в XX в. ситуация изменилась, экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающего нас Мира. В этот период произошли значительные изменения в окружающей человека среде обитания. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.
В окружающем нас Мире возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи: взаимодействие человека с техносферой, взаимодействие техносферы с биосферой (природой) и др. Сейчас правомерно говорить о возникновении новой области знаний – «Экология техносферы», где главными «действующими лицами» являются человек и созданная им техносфера.
Область знаний «Экология техносферы» включает, как минимум, основы техносферостроения и регионоведения, социологию и организацию жизнедеятельности в техносфере, сервис, безопасность жизнедеятельности человека в техносфере и защиту природной среды от негативного влияния техносферы. Структура областей показана на схеме:
В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического взаимодействия, причем уровни физических и химических факторов воздействия в XX в. непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. В обществе возникла потребность в защите природы («Охрана природы») и человека («Безопасность жизнедеятельности») от негативного влияния техносферы.
Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность, не сумевшая создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. В настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив ее негативное вливлияние на человека и природу до допустимых уровней. Достижение этих целей взаимосвязано. Решая задачи обеспечения безопасности человека в техносфере, одновременно решаются задачи охраны природы от губительного влияния техносферы.Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Учебник / Вангородский С. Н., Кузнецов М. ... , 2006. – 191 с. 11 Вангородский С. Н.Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Учебник / Вангородский С. Н., Кузнецов М. ...
Безопасность жизнедеятельности (22)
Реферат >> Безопасность жизнедеятельностиЗаконы и подзаконные акты. Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, ... «Дашков и Ко», 2006. – 476 с. 5 Основы безопасности жизнедеятельности – Учебник (МГТУ) [Электронный ресурс] http ...
Подготовка специалистов с высшим образованием невозможна без глубоких знаний безопасности жизнедеятельности, поскольку создаваемая и эксплуатируемая техника и технология являются основными источниками травмирующих и вредных факторов, действующих в среде обитания человека. Разрабатывая новую технику, специалист обязан обеспечить не только её функциональное совершенство, технологичность и приемлемые экономические показатели, но и достичь требуемых уровней её экологичности и безопасности в техносфере. С этой целью заранее необходимо выявить все негативные факторы, установить их значимость, разработать и применить средства снижения уровня негативных факторов до допустимых значений.
В соответствии с приказом Госкомобразования СССР №473 от 09.07.90, а также приказами Минобразования РФ № 06-55-2/38-06 от 29.01.99 и № 39-51-19/09 от 30.01.2003, каждый дипломный проект (работа), должен содержать разделы «Безопасность жизнедеятельности» и гражданской обороны.
При работе над темой дипломной по БЖД или разработке раздела БЖД в дипломном проекте (работе), студент может:
- реализовать контроль и поддержание допустимых условий (параметров микроклимата, освещения и др.) жизнедеятельности человека;
- идентифицировать опасности, генерируемые различными источниками;
- определить допустимые негативные воздействия производств и технических систем;
- разработать и применить экобиозащитную технику для создания допустимых условий жизнедеятельности человека и его защиты от опасностей;
- обучить работающих и население основам безопасности жизнедеятельности и защите от ЧС мирного и военного времени..
При разработке дипломного проекта в разделе «Безопасность жизнедеятельности» должен быть обоснован выбор проектируемого объекта с точки зрения обеспечения промышленной безопасности, при этом должны быть учтены:
- особенности существующей и предлагаемой технологии с точки зрения безопасности проведения процесса;
- использование автоматики, КИП и микропроцессорной техники для локализации возможных аварий, предотвращения выброса вредных веществ в производственную и природную среду;
- перечислены все опасности и вредности, которые могут возникнуть при реализации проекта;
- разработаны мероприятия, направленные на предотвращение действия опасных и вредных факторов, защите окружающей среды;
- освещены вопросы производственной санитарии, позволяющие создать безопасные и комфортные условия труда.
Примерный список тем дипломных работ по Безопасности жизнедеятельности (БЖД) :
- Аварийно спасательная служба, ее значение в жизни общества
- Аварийные события с участием сжиженных нефтяных газов
- Анализ государственных нормативных требований охраны труда, установленных действующим законодательством
- Анализ пожаров в резервуарах и резервуарных парках
- Безопасность жизнедеятельности на производстве
- Влияние табакокурения на психическое развитие детей и подростков. Пути решения проблемы
- Вред мобильного телефона
- Вредные привычки и социально-психологические аспекты здоровья подростков
- Детский травматизм и его профилактика
- Защита населения, проживающего на прилегающей к магистралям территории города... от антропогенного шума
- Интегрированная автоматизированная система безопасности
- Кадровая безопасность на предприятии
- Математические методы и модели в оценке уровня воздушного шума
- Мероприятия противопожарной защиты...
- Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи)
- Нефтеперерабатывающий завод... как источник загрязнения среды обитания
- Обеспечение взрывобезопасности при ликвидации весеннего затора на реке
- Организация и тактика тушения пожара в торгово-финансовом центре...
- Организация и тактика тушения пожаров на нефтепромысле г. Перми
- Организация охраны труда на предприятии (на примере...)
- Организация проведения спасательных работ при возможном пожаре в спортивном комплексе...
- Организация работы по охране труда и жизнедеятельности образовательного учреждения...
- Организация социальной работы по профилактике ЗОЖ и обеспечения здоровья в трудовом коллективе
- Охрана труда и несчастные случаи на производстве
- Охрана труда по Российскому трудовому праву
- Охрана труда при изготовлении узлов и приборов и при эксплуатации радиоэлектронного оборудования
- Оценка и расчет пожарных рисков административного здания (на примере МДОУ...)
- План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"
- Пожаровзрывозащита мукомольного производств
- Правовые основы охраны труда в Российской Федерации
- Природа опасности
- Проблема влияния неблагоприятных природных факторов на здоровье населения
- Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях... ГЭС
- Прогнозирование, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на... заводе
- Противопожарная защита торфяных болот...
- Противопожарная защита цеха...
- Профилактика детского травматизма в школе
- Психолого-педагогическая подготовка специалистов БЖД
- Разработка мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации на примере Психоневрологического интерната
- Разработка мероприятий по снижению производственного травматизма
- Разработка мероприятий по улучшению условий труда и снижению производственного травматизма в...
- Разработка пожарной сигнализации в...
- Разработка рекомендаций по усовершенствованию системы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты
- Разработка системы защиты атмосферы при производстве поливинилхлорида
- Рассмотрение особенностей теории и практики обеспечения безопасности жизнедеятельности и общественного порядка на примере района... города...
- Расчет пожарного риска молодежно-развлекательного центра...
- РАСЧЕТ СТАЦИОНАРНЫХ СИСТЕМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
- Роль предмета ОБЖ в системе комплексной безопасности ОУ
- Роль социального партнерства в решении проблем охраны труда»
- Система воздухообмена на станциях обслуживания автомобилей
- Система обеспечения вызова экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения по единому номеру "112"
- Совершенствование региональной системы ГО и ЧС (на примере города...)
- Совершенствование социальной защиты застрахованных от профессиональных рисков
- Совершенствование структуры службы пожаротушения государственной противопожарной службы по... области
- Тактика спасательных работ и ликвидации последствий при прорыве плотины водохранилища
- Техника безопасности при работе слесаря контрольно-измерительных приборов и автоматики
- Тушение пожаров на объектах с массовым пребыванием людей
- Факторы обеспечения безопасности учащихся в сейсмически опасных зонах
- Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении
- Формирование основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ
- Формы и методы подготовки старшеклассников к действиям в условиях террористического акта
- Ядовитые растения... как фактор риска безопасности жизнедеятельности