Такое гражданское общество и как. Есть ли гражданское общество в современной России? Современное гражданское общество

в теории конституционного права совокупность отношений в экономике, культуре и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Основными элементами Г. о. являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть. В последние годы в ряде стран наметилась тенденция к закреплению основ Г.о. в качестве комплексного конституционно-правового института.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Гражданское общество

комплекс общественных отношений, самостоятельная совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей. Это часть общества, взятая как бы вне политической власти и включающая в себя преимущественно неполитические отношения; совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности людей. Возможность выразить частные интересы личности помимо государства и института бюрократии - один из главных признаков ГО. Оно стоит прежде всего на защите частных интересов, гарантирует неприкосновенность частной жизни. Структурными элементами ГО являются: в экономической сфере - негосударственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и др. кооперативы (артели), союзы (ассоциации) и др. добровольные объединения юридических лиц и граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые по их инициативе; в социальной сфере - семья, общественные организации и движения, др. организационно оформленные неформальные объединения, органы общественного самоуправления, негосударственные средства массовой информации и т. п.; в духовной сфере - самостоятельные и не зависимые от государства творческие, научные и другие объединения (религия). В России еще не сформировано ГО, а есть только его отдельные фрагменты, ростки, которые вырывались, затаптывались и затаптываются как прежними, так и нынешними российскими властями. Во многом этому способствует отсутствие традиций развития ГО в стране. Поэтому в России предстоит формировать ГО как разветвленную сеть не зависимых от государства общественных отношений и институтов, выражающих волю и защищающих интересы граждан. Необходимыми условиями формирования ГО являются: создание социальной и правовой основы ГО социального и правового государства, где государство и граждане равноответственны друг перед другом и перед законом, где все публичные власти и все граждане подчинены нормам права; достаточно высокий уровень развития самой личности, ее внутренняя свобода, умение включаться в тот или иной институт ГО. Нужен определенный уровень гражданской культуры населения - без этого оно окажется неспособным принять ценности ГО, даже не поймет необходимости его становления и развития.

Исторически идея Г.о. зародилась еще в античном мире вместе с формированием таких понятий, как «гражданство» и «гражданин». Понятие civitas (общество) образовалось именно от понятия civis (гражданин). Переход от идеи Г.о. к определенной философско-правовой концепции Г.о. впервые отчетливо выразился в трудах Т. Гоббса «О гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651). В последующие столетия эта концепция развивалась и углублялась целой плеядой представителей философской и политической мысли - Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом, Г. Гегелем, К. Марксом, А. Грамши. Ж.-Ж. Руссо в своем трактате «Об общественном договоре» впервые разделил отождествлявшиеся Дж. Локком политическое и гражданское общество. Членом первого, по мысли Руссо, является подданный, второе же формирует гражданина. Соответственно разделяются права человека и права гражданина.

В истории Нового времени развитие идеи и концепции Г.о. получило государственно-правовое воплощение в переходе от феодального абсолютизма к конституционно-монархическим или республиканским политическим режимам (Англия, Швеция, Дания, Франция). В российской истории зачатки формирования Г.о. постоянно наталкивались на значительно более сильные тенденции огосударствления всего и вся. Российское государство практически всегда рано или поздно поглощало и подчиняло себе любые общественные инициативы или структуры. Аморфность и анемичность Г.о. не проходит бесследно и для государства. Для российской истории Новейшего времени - это социальный тупик большевизма-коммунизма.

В Германии - это гитлеризм и все, что с ним связано. Оптимальная модель развития государства и Г.о. должна включать в себя механизм постоянно корректируемого динамического равновесия, баланса сил государственного регулирования и общественной самоорганизации, саморазвития. Это всегда процесс, а не состояние. Государство-сторож, минимальное государство может и должно в определенные исторические периоды превращаться в Г.- интервенциониста, берущего на себя функцию арбитра остроконфликтующих сторон Г.о. Промышленно и социально развитые страны Запада давно пережили состояние экономики, полностью свободной от какого-либо вмешательства в нее государства, и осуществляют на практике программы государственного регулирования социально значимых сфер экономики. Опыт этих и других стран говорит о том, что при слабом государстве невидимая рука рынка помогает по преимуществу достаточно немногочисленным, легко адаптируемым к рыночным условиям членам общества. Как следствие - Г.о. резко поляризуется, превращаясь в поле серьезнейших социально-политических конфликтов. Решение этой проблемы - в эффективном воздействии «видимой» (и поэтому общественно контролируемой) руки государства, компенсирующей временные социальные последствия рыночных преобразований.

О гражданском обществе сегодня говорят немало. Кто о нем говорит? Да все кому не лень: политики во время своей агитации, представители оппозиции, заверяющие, что у нас в стране все совсем не так, как должно было бы быть, различные современные деятели и так далее.

Не нужно думать, что гражданское общество - это общество, представителями которого являются граждане, так как на самом деле оно является чем-то большим. На самом деле - это сфера самоуправления, основанная гражданами, которая появилась сама собой, то есть без вмешательства со стороны государственных органов.

Концепция гражданского общества

Если вникнуть в то, что говорят с экранов телевизоров наши правители, то можно сделать вывод, что они всерьез задумываются о создании такого общества. Да, оно существует во многих странах: почему Россия должна быть исключением?

Говорят о нем немало, но проблема как была, так и остается в том, что не каждый понимает, о чем идет речь вообще. Как и много лет назад первые лица страны ничего толком объяснить не могут. и зачем его вообще необходимо построить? Давайте попробуем разобраться в этом вместе. Оно обладает особыми отличительными признаками, которые необходимо рассмотреть по отдельности.

Гражданское общество - это общество, в котором соблюдаются права не только привилегированных лиц, но и всех остальных. Часто говорят, что мы все равны, но так ли это на самом деле? Оглянитесь вокруг: богатые принимают бедных за рабочий скот, неспособный ни мыслить, ни проявлять какие-то чувства, те люди, которые получают в свои руки власть, начинают думать только о своем дальнейшем обогащении, а на проблемы всех остальных им плевать.

Ресурсы распределяются неправильно. По причине этого и получается, что люди неравны. Ущемление прав до сих пор остается обычным делом.

Гражданское общество характеризуется и исполнением частных интересов. Как это понять? Дело в том, что мы живем в государстве, которому должны подчиняться. Да, подчинение обязательно, однако государство не может и не должно иметь над гражданами полной власти, точно так же, как и права вмешиваться в мысли людей, навязывать им свои идеи, решать за них что-то.

Гражданское общество имеет и такую основу, как плюрализм. Под ним принято понимать что-то вроде многоистинности. Речь о том, что нужно правильно относиться к тому, что мнение кого-то может не совпадать с вашим собственным мнением. Члены гражданского общества уважают мнения друг друга.

Ущемление кого-то по причине имущественного положения, уровня образования, национальности и всего подобного недопустимо.

Очень важен и такой как самоуправление. Люди должны уметь реализовывать то, о чем мыслят. Какой толк от великих идей, если их никто и никогда не попытается воплотить в жизнь? Со всех сторон кричат, что мы живем в демократическом обществе. Что такое демократия? Это народное управление, это когда вопросы, касающиеся будущего страны решают не отдельные лица, а все люди вместе.

Отметим, что самоуправление сегодня развито, однако оно развито не так, как хотелось бы. Большинство людей все равно не понимают того, как можно повлиять на людей, стоящих у власти.

Гражданское общество связано с экономическим благополучием. Не должно ощущаться разрыва между бедными и богатыми. Человек, выходя на пенсию, должен знать, что у него будет возможность наслаждаться заслуженным отдыхом, а учителя и врачи, устраиваясь на работу, должны ощущать то, что зарплата будет равна значимости их труда.

Возможно ли гражданское общество в современной России? Сложный вопрос, так как обстановка в нашей стране до сих пор не из лучших, а политики способны думать только о себе.

Гражданское общество — совокупность организаций граждан, призванных контролировать государство в соблюдении им общественного договора. Понятие «гражданское общество» разрабатывалось европейскими философами Г. Лейбницем, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Т. Пейном, К. Марксом и другими в протяжении ХVII — XIX веков. В итоге определились несколько признаков, характеризующих гражданское общество
  • Наличие множества ассоциаций, организаций граждан, в том числе политических партий
  • Относительная независимость этих организаций от центральной власти
  • Чувство гражданской ответственности народа
  • Цивилизованное поведение
  • Активная гражданская позиция

Что такое «общественный договор»?

Общественный договор — договор между гражданами и государством об их правах и обязанностях. Народ, являющийся по мнению авторов теории Общественного договора Гобса, Локка, Дидро, Руссо и других, высшей властью в стране, делегирует государству определенные полномочия, обязуется выполнять устанавливаемые государством законы, но, в свою очередь, имеет право наблюдать, контролировать и влиять на деятельность государства.
Смыслом заключения договора между обществом и государством является обретение гражданами гарантий безопасности себя и своей собственности, подкрепленные силой и авторитетом государства. Условия общественного договора не могут быть нарушены ни властью, ни населением без риска ввергнуть общество или в тиранию, или в анархию.

Общественный договор не есть определённая бумага с подписями и печатями, а такое устройство общества, когда народ и власть являются партнерами в строительстве комфортной, безопасной, спокойной, свободной жизни людей

Теории договора между обществом и государством разработаны мыслителями эпохи Просвещения. Практически же они были претворены в жизнь Декларацией Независимости США, созданной Т. Джефферсоном и принятой на втором континентальном конгрессе в 1776 году: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди сотворены равными и наделены создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых — право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правления становится гибельной для этой цели, то народ вправе изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью»

«Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых»

Условия существования «гражданского общества»

  • Рыночная экономика
  • Высокое чувство ответственности граждан за себя и свою семью
  • Высокая сознательность, позволяющая соблюдать законы общежития без принуждения
  • Существование в обществе гарантированных государством прав и свобод личности: свободы слова, печати, митингов, собраний
  • Наличие независимых средств массовой информации
  • Существование права граждан выбирать органы государственной власти, контролировать их работу, менять их при неудовлетворенности ею

Элементы «гражданского общества» в России

  • Экономика рыночных отношений
  • Существование политических партий
  • Наличие не политических организаций граждан:
    - профессиональных,
    - спортивных,
    - национально-культурных,
    - конфессиональных
  • Наличие независимых СМИ

тип общества, характеризующийся высокой степенью самоопределения индивидов и наличием самоуправления в форме различных организаций и ассоциаций, в силу чего права индивида в нем надежно защищены, а государство служит охраной и гарантом этих прав.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ

определенный обществ. строй, организация семьи, сословий или классов, официальным выражением к-рого является политич. строй, основанный на развитой системе гражданского права. Идея О.г. явно недостаточно проработана в современных социологич. теориях, что идет вразрез с потребностями практики, с довольно частым обращением к О.г. политич. и обществ. деятелей, всех, кто озабочен судьбой человека, улучшением условий его жизни в современном мире. До сих пор остается почти не востребованным тот теоретич. потенциал, к-рый закреплен за понятием О.г. в истории социологии и философии. Так, Аристотель обращается в своих произведениях к этому понятию и дает ему свое толкование. Серьезное значение придается О.г. в гегелевской концепции развития истории. Именно Гегель дает относительно полное объяснение необходимости вывести из-под произвольного контроля со стороны государ, структур огромнейшую область обществ. жизни - имущественных связей, отношений и процессов, чтобы обеспечить свободу и независимость человека в этой области. Иными словами, Гегель разводит понятия политич. сферы и гражданского об-ва, полагая, что последнее для человека - сфера свободной автономии, ограждающая его от посягательств официальных институциализированных органов. В этом разведении четко прослеживается антифеодальная напавленность идеи О.г., к-рая вызвана потребностью теоретическими средствами "проложить дорогу" для бурж. обществ. порядка, немыслимого без свободы человека-товаропроизводителя. Основоположники марксизма, развивая идею О.г., исходили из посылки, что "освобождение" есть историч. дело. Они рассматривали проблему О.г. с позиций материалистич. понимания истории, полагая, что путь к освобождению человека лежит через создание высокоразвитых производительных сил, преодоление его отчуждения от средств производства, превращение его во владельца этих средств, установление соц. равенства и справедливости в отношениях между людьми. Как показали события XX столетия, идея О.г. не только не устарела, но, напротив, необычайно обострилась. Появилась опасность порабощения человека, и источником этой опасности выступает непомерно разросшаяся власть политико-государственных структур, их экспансионистские притязания, распространяющиеся не только на экономич. отношения, но и на все остальные сферы деятельности человека, включая область духовной культуры. Репрессивность этих структур особенно тяжело сказывается на жизни людей в странах, где господствуют тоталитарные режимы, административно-командный порядок, где складывается авторитарный стиль отношений между носителями власти и рядовыми членами об-ва. Об актуальности идеи О.г. свидетельствуют и непрекращающиеся во всех цивилизованных странах поиски оптимального взаимодействия между государ., обществ. и собственно экономич. регуляторами поведения и деятельности людей. Социологи, равно как и представители др. обществ. наук, включаются в работу по определению стратегии, позволяющей произвести, говоря словами Маркса, "обратное поглощение государственной власти об-вом, когда на место сил, подчиняющих и порабощающих об-во, становятся его собственные живые силы" (Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 17. С. 548). Но это "обратное поглощение" - длительный процесс. Он включает в себя преобразование экономики, соц. отношений, реформы в сфере образования, воспитания и культуры; в целом предполагает вовлечение в этот процесс самого человека в качестве свободно мыслящего и свободно действующего индивида. В принципе О.г. как сфера человеческой самодеятельности должно быть свободно от произвольного вмешательства государ, органов. Лит.: Гегель Г.В.Ф. Философия права//Соч. Т. 7. М., Л., 1934; Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Новая публикация первой главы "Немецкой идеологии". М., 1966. А.Д. Налетова.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Гражданское общество - такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

Признаки гражданского общества:

    1. Индивид независим от государства,

    2. Наличие частной собственности,

    3. Многоукладная экономика,

    4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,

    5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,

    6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,

    7. Самоуправляемость общества,

    8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,

    9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,

    10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

Структура гражданского общества:

    1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты;

    2. Совокупность независимых от государства производителей;

    3. Общественные объединения и организации;

    4. Политические партии и движения;

    5. Система негосударственных СМИ.

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гоббс, Гегель, Маркс и многими другими. Красной нитью в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека . Гражданское общество это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства государственной власти, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское общество обладает возможностью саморазвития, независимо от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти. Гражданское общество развивается вместе с государством, которое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества. В структуру гражданского общества входят:

    негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

    совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

    общественные объединения и организации;

    политические партии и движения;

    сфера воспитания и негосударственного образования;

    система негосударственных средств массовой информации;

    семья; церковь и т.п.

Для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок: Предпосылки гражданского общества Экономические Социальные Политико-правовые Культурные Частная собственность, Большой удельный Юридическое равенство Обеспечение права многоукладная вес в обществе граждан, полное человека на инфор- экономика, свободный средних классов обеспечение прав и мацию, высокий рынок и конкуренция свобод человека и образовательный их защита, децентра- уровень населения, лизация власти, поли- свобода совести тический плюрализм Гражданское общество включает в себя три уровня общественных отношений:

    первый связан с воспроизводством человека, воспитанием детей, бытом, образованием, культурой;

    второй охватывает сферу экономики с многообразием действующих здесь субъектов;

    третий связан с политической жизнью общества, субъектами которой являются граждане, их объединения и государство.

Гражданское общество тесно связано с политической системой общества. Там и тут действуют одни и те же субъекты. Тем не менее, структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В политическую систему не входит семья, воспитание, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с государством. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в формировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условии для полной реализации прав и свобод граждан. Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднено рядом объективных причин :

    государство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства – управление обществом. Нередко она реализуется в ущерб общественным интересам.

    гражданское общество построено на горизонтальных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства.

    деятельность государства построена на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.

Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свободного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

1. Определение гражданского общества

1.1. Понятие гражданского общества

Важнейшей предпосылкой и одно временно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие граж данского общества . Гражданское общество характеризует всю сово купность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощаю щую реальный уровень самоорганизации социума. Описываемое по нятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской само деятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере.

Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, поли тическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу - исторически дли тельный процесс, и он связан с формированием гражданс кого общества .

Между понятием«граждан ское общество» и однопорядковым ему понятием «общество» есть не только очевидная взаимосвязь, но и весьма суще ственные различия. Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определен ной стадии своего развития зрелости, при определенных условиях. В этом плане за прилагательным «гражданское», несмотря на некоторую его неопределенность, стоит вполне конкретное и весьма емкое содержание. Категория граждан ского общества отражает новое качественное состояние об щества , основанное на развитых формах его самоорганиза ции и саморегуляции, на оптимальном сочетании публич ных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод. По этому гражданскому обществу противостоит не просто «не гражданское» общество, т. е. общество, не обладающее ка чествами гражданского , а общество насилия подавления лич ности, государственного тотального контроля за обществен ной и личной жизнью его членов.

Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не ох ватываемую государством, его структурами часть общества , т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возни кает и изменяется в ходе естественно-исторического разви тия как автономная, непосредственно не зависимая от го сударства сфера. Гражданское общество в широком значе нии совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном значении не разрывно связано с правовым государством, они не суще ствуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государствен ности. Это сфера свободной игры частных интересов и ин дивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуаз ной эпохи и формируется преимущественно снизу, спон танно, как результат раскрепощения индивидов, их пре вращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую от ветственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, вклю чает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством полити ческие отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и соли дарности между юридически свободными и равноправны ми партнерами.

Для современного понимания гражданского общества не достаточно представление о нем лишь с позиции его проти вопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в совре менной, общедемократической концепции гражданского об щества должно быть определение собственных качествен ных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.

Гражданское общество - это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу обществен ных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» - это и не юридичес кое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «ус тановить» своими законами желательный для него образ гражданского общества .

Гражданское общество - это закономерный этап, выс шая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, ро­ста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового го сударства.Обязательным условием возникновения гражданс кого общества является появление возможности у всех граж дан экономической самостоятельности на базе частной соб ственности. Важнейшей предпосылкой формирования граж данского общества являются ликвидация сословных приви легий и возрастание значения человеческой личности, че ловека, который превращается из подданного в граждани на с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечи вает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая лич ность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.

Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с по мощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. Ис тория установления фашизма в Германии и Италии являет ся ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосудар­ствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.

В этом плане гражданское общество есть объективно сло жившийся порядок реальных общественных отношений, ко торый основан на признанных самим обществом требовани ях справедливости и меры достигнутой свободы, недопусти мости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пре вращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское обще ство, обретают способность нести в себе определенные тре бования, нормативные модели поведения граждан, долж ностных лиц, государственных органов и государства в це лом в соответствии с идеалами справедливости и свободы.

Это означает, что в отношениях, составляющих граж данское общество, воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов гражданского об щества меры свободы. Это те нормативные (общеобязатель ные) требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в та ком обществе и государстве приобретает правовой характер, т. е. они не только воплощают в себе государствен ную волю, но эта воля в полной мере соответствует требо ваниям справедливости и свободы.

Повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества . Однако многообразие повседневных потребностей и первичных форм их реализации требует согласования и интеграции устремлений индивидов и социальных групп для поддержания целостности и прогресса всего общества . Равновесие, взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных инте ресов осуществляет государство посредством управленческих функций. Следовательно, глобальное общество, т. е. всеохваты вающая человеческая общность, состоит из гражданского обще ства и государства.

Гражданское общество и государство представляют собой социальные универсалии, идеальные типы, отражающие раз личные стороны и состояния жизни общества , противостоя щие друг другу.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной сво боды частных лиц в отношениях друг с другом. По определе нию Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства».

Гражданское общество предстает в виде социального, эко номического, культурного пространства, в котором взаимодей ствуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентирован ных взаимоотношений политически организованных субъек тов: государственных структур и примыкающих к ним полити ческих партий, групп давления и т. д. Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга. Без зрелого граждан ского общества невозможно построить правовое демократиче ское государство, поскольку именно сознательные свободные граждане способны к рациональной организации человече ского общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хао су, кризису и упадку через создание условий для реализации прав и свобод автономной личности.



Просмотров