Таблица по истории национальная политика александра 1. Александр I: внутренняя политика

Александр (Благословенный) I – император Российской империи , который правил с 1801 по 1825 год. Самодержец пытался лавировать между Францией и Великобританией и расширил территорию своего государства. Его внутренняя и внешняя политика были направлены на улучшение государственного управления и завоевание международного авторитета.

Правление Александра 1 стало важным этапом нашей истории . Россия при Александре вышла победительницей из войны с Наполеоном и претерпела ряд серьезных изменений.

Вконтакте

Ранние годы и начало правления

Родился будущий царь 23 декабря 1777 года и был назван своей бабушкой Александром – в честь героя и знаменитого князя Александра Невского. Его учителями были Николай Салтыков и Фредерик Сезар. Огромное влияние на формирование личности будущего правителя оказала его бабушка . Все детство он провел с Екатериной II – подальше от родителей.

На престол Александр взошел сразу же после убийства своего отца . Заговорщики, среди которых были дипломат Никита Панин, генерал Николай Зубов и его ближайший сподвижник – Петр Пален, были недовольны его непредсказуемыми решениями во внешней и внутренней политике. Историкам до сих пор неизвестно, знал ли будущий император об убийстве своего отца.

24 марта 1801 года Александр становится императором – спустя несколько часов после свержения Павла I. По вступлении на престол император помиловал тысячи людей, которые были осуждены по прихоти его отца.

Русский царь также хотел как можно скорее улучшить отношения с Великобританией и Австрией, которые серьезно пострадали при предыдущем правителе, действовавшем импульсивно и неразумно. Спустя полгода молодой император восстановил былые союзные отношения и даже подписал мирный договор с французами.

Внутренняя политика

Особенности внутренней политики царя во многом обусловлены его соратниками . Еще до вступления на престол он окружил себя умными и талантливыми людьми, среди которых были граф Кочубей, граф Строганов, граф Новосильцев и князь Чарторыйский. С их помощью император хотел преобразовать государство , для чего был создан Негласный комитет.

Негласный комитет – государственный орган, который носил неофициальный характер и существовал с 1801 по 1803 годы.

Основные направления внутренней политики русского государя заключались в проведении так называемых либеральных реформ, которые должны были превратить Россию в страну нового образца. Под его руководством были проведены:

  • реформа органов центрального управления;
  • финансовая реформа;
  • реформа сферы образования.
Реформа Описание
Органы центрального управления Суть реформы заключалась в создании официального совета, который помогал императору решать важные государственные вопросы. Таким образом, по его инициативе был создан «Переменный совет», куда вошли двенадцать представителей титулованной знати. В 1810 году он был переименован в Государственный совет. Данный орган не мог самостоятельно издавать законы, а лишь давал советы императору и помогал принимать решения. Также он организовал Негласный комитет из своих ближайших соратников.

В рамках реформы также были созданы восемь министерств : внутренних и иностранных дел, военно-сухопутных и морских сил, коммерции, финансов, юстиции и народного просвещения.

Финансовая сфера В результате войны против Наполеона в стране начался финансовый кризис . Сначала правительство хотело побороть его при помощи печати еще большего количество бумажных денег, однако это только вызвало рост инфляции . Государь был вынужден провести реформы, которые подняли налоги ровно в два раза. Это спасло страну от финансового кризиса, но вызвало волну недовольства в адрес монарха.
Сфера образования В 1803 году была реформирована сфера образования . Теперь его можно было получить вне зависимости от принадлежности к социальному слою. На начальных ступенях образование стало бесплатным. В рамках преобразований были основаны новые университеты, которые получили частичную автономию.
Военная сфера После победы над Наполеоном государь осознал, что рекрутские наборы не в состоянии предоставить стране профессиональную армию. После завершения конфликта они также не могут в кратчайшие сроки организовать демобилизацию.

В 1815 году был издан указ , который предусматривал создание военных поселений. Царь создал новое сословие земледельцев-военных. Реформа вызвала резкое недовольство во всех слоях общества.

Кроме вышеназванных реформ планировалась ликвидация сословий, однако этого не произошло из-за отсутствия поддержки в высших кругах.

Внимание! Александр планировал , издавая указы, которые уменьшали несправедливость по отношению к крепостным.

Если вас просят: «Дайте общую оценку внутренней политики Александра 1», можно ответить, что поначалу он делал все необходимые шаги, которые бы превратили империю в современное государство европейских стандартов. Главными достижениями царя были реформы в сфере образования и создание централизованных органов управления государством, среди которых важную роль играл Негласный комитет. Положительными следует считать и попытки отменить крепостное право.

Однако внутригосударственная деятельность во второй половине правления вызывает негативные оценки у историков. При Александре 1 были значительно увеличены налоги и проведена военная реформа, которая вызвала еще более резкую реакцию в империи .

Таким образом, можно выделить следующие особенности внутренней политики Александра I:

  • либеральные реформы на начальных этапах правления, которые оказали положительный эффект в процессе развития Российской империи;
  • стремление создать государство по европейским стандартам;
  • ряд неудачных реформ в финансовой и военной сферах;
  • охлаждение к любого рода реформам во второй половине правления;
  • полное отречение от управления государством в конце жизни.

Внешняя политика

В первые годы правления вектор внешней политики Александра 1 был направлен на устранение угрозы со стороны Наполеона. В 1805 году наша страна становится членом Третьей антифранцузской коалиции, куда также вошли Великобритания, Австрия, Неаполитанское королевство и Швеция.

Царь лично возглавил российскую армию. Его неумелое руководство и отсутствие полководческого опыта привело к поражению объединенной армии австрийцев и русских в битве под Аустерлицем. Это сражение вошло в историю как «битва трех императоров». Наполеон нанес сокрушительное поражение своим противникам и заставил российскую армию покинуть Австрию.

В 1806 году войну Франции объявила Пруссия, после чего Александр нарушает условия мирного договора и также направляет войско против Наполеона. В 1807 французский император наносит противникам поражение , и Александр вынужден пойти на переговоры.

После поражения в 1807 году Александру пришлось под давлением Наполеона объявить войну Швеции. Без официального заявления о начале боевых действий российская армия переходит шведскую границу .

Начало войны для Александра было плачевным, однако в ходе боевых действий происходит коренной перелом, который приводит к победе Российской империи в 1809 году. По результатам договора шведы присоединились к континентальной блокаде против англичан, заключили союз с Российской империей и уступили той Финляндию.

В 1812 году Наполеон вторгается в Россию. Александр 1 объявляет о начале Отечественной войны . В ходе боевых действий и под влиянием суровых морозов Наполеон терпит сокрушительное поражение, потеряв большую часть своей армии.

После бегства Наполеона император участвует в наступлении на Францию. В 1814 году он вступает победителем в Париж. Во время Александр I представлял интересы России.

Результаты

Внешняя политика Александра 1 кратко может быть сформулирована в одной фразе — стремление к географическому расширению пространства империи. За годы его правления в состав государства были включены следующие территории:

  • Западная и Восточная Грузия;
  • Финляндия;
  • Имеретия (Грузия);
  • Мингрелия (Грузия);
  • большая часть территории Польши;
  • Бессарабия.

В целом итоги международных действий царя имели положительное значение для дальнейшего развития роли русского государства на международной арене.

Последний этап жизни

В свои последние годы император потерял всякий интерес к государственным делам. Его безразличие было настолько глубоким, что он не раз говорил о том, что готов отречься от престола.

Незадолго до своей смерти он издает тайный манифест, в котором право на наследование престола передает своему младшему брату Николаю . Александр I умирает в 1825 году в Таганроге. Его смерть вызвала множество вопросов .

Император в 47 лет практически не болел, и такую скорую смерть никто не хотел признавать естественной.

Внимание! Существует мнение, что император подстроил свою смерть и стал отшельником.

Итоги царствования

В первый период своего правления император был энергичным и хотел провести широкую серию реформ, которые бы изменили Российскую империю. Его политика поначалу отличалась активностью. Успехом увенчались изменения в государственной и образовательной сфере. Финансовая реформа спасла страну от кризиса , но вызвала недовольство, впрочем, как и военная. Россия при Александре 1 не освободилась от крепостного права , хотя император и понимал, что этот шаг уже неизбежен.

Внешняя и внутренняя политика

Заключение по теме

Итоги внешней политики Александра I имели большое значение для будущего страны, поскольку была расширена территория империи и завоеван авторитет на международной арене. Достижения начала правления были во многом сведены на нет в последние годы жизни императора. Его безразличие привело к нарастанию кризисного состояния , побудило к движению декабристов и вызвало создание тайных обществ. После его смерти императором становится младший брат Николай , впоследствии названный .


Правление Александра I (1801 - 1825 гг.).

В ночь на 12 марта 1801 г., в результате последнего в истории России дворцового переворота группой заговорщиков был убит император Павел I. Новым императором стал его сын Александр. В целях укрепления личного авторитета сразу по вступлению на престол Александр ликвидировал наиболее ненавистные для дворянства законы, введенные Павлом. Возвратился к системе дворянских выборов, объявил амнистию, возвратил уволенных Павлом из армии офицеров, разрешил свободный въезд и выезд из России, ввоз иностранных книг. Эти мероприятия, создавшие популярность Александру в дворянской среде, не могли поколебать государственные устои. Главными направлениями внутриполитической деятельности правительства стали: реформы по реорганизации государственного аппарата, крестьянский вопрос, сфера просвещения и образования. Так как российское общество делилось на сторонников и противников преобразовательных процессов, то для этого времени характерна борьба двух общественных течений: консервативно - охранительного (стремившегося к сохранению существовавших порядков) и либерального (возлагавшего надежды на проведение реформ и смягчения режима личной власти царя). Царствование Александра I (с учетом преобладания той или иной тенденции) можно разделить на два этапа. Первый этап, (1801 - 1812 гг.), время преобладания в политике правительства тенденций либеральной направленности; второй, (1815 - 1825 гг.) - изменение политических устремлений царизма в сторону консерватизма, уход царя от власти в сторону религиозности и мистицизма. В этот период страной фактически начинает править всесильный фаворит царя - А. Аракчеев.

В первые годы царствования Александра I произведен ряд преобразований в сфере высшего управления. В 1801 г. был создан Непременный (постоянный) совет (совещательный орган при царе). Состав совета назначался самим императором из числа высших чиновников. Однако идеи преобразований в основном обсуждались в так называемом Негласном комитете (1801 - 1803 гг.). В него вошли представители высшей знати - граф П. Строганов, граф В. Кочубей, польский князь А Чарторыйский, граф Н. Новосильцев. Комитет занимался подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя.

Крестьянский вопрос. Самым сложным для России был крестьянский вопрос. Крепостное право тормозило развитие страны, но дворянство единодушно выступало за его сохранение. Указ от 12 февраля 1801 г., разрешил купцам, мещанам, и государственным крестьянам приобретать и продавать земли. Он отменял монополию государства и дворянства на владение недвижимостью, простолюдины получили право покупать ненаселённые земли, тем самым, открывались некоторые возможности для развития буржуазных отношений в недрах феодального строя. Наиболее значимым стал указ " О вольных хлебопашцах" (1803 г.). Практические результаты этого указа были ничтожны (только 47 тыс. крестьян смогли выкупить себе свободу к концу царствования Александра I). Основная причина заключалась не только в нежелании помещиков отпускать своих крестьян, но и в неспособности крестьян заплатить назначенный выкуп. Ряд указов (1804-1805 гг.) ограничил крепостное право в Латвии и Эстонии (Лифляндской и Эстляндской губерниях); указы 1809 г. - отменяли право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительные проступки; разрешали крестьянам с согласия помещиков заниматься торговлей, брать векселя и подряды.

Реформы в области реорганизации государственного устройства включали: министерскую и реформу Сената. В 1802 г. издается указ о правах Сената. Сенат объявлялся верховным органом империи, обладающим высшей административной, судебной и контролирующей властью. В 1802 г. вышел Манифест о замене петровских коллегий министерствами. Началось проведение министерской реформы (1802-1811 гг.), ставшей важнейшей в области государственного управления. Введение первых министерств (военного, морского, финансов, народного просвещения, иностранных и внутренних дел, юстиции, коммерции, императорского двора и уделов) завершило процесс четкого разграничения функций органов исполнительной власти, сменило коллегиальность в управлении на единовластие. Это привело к дальнейшей централизации государственного аппарата, к быстрому росту прослойки бюрократов - чиновников, всецело зависящих от милости царя. Подчинение министров императору способствовало укреплению абсолютизма. Таким образом, введение министерств было осуществлено в интересах самодержавной власти. Для координации деятельности министерств учреждался Комитет министров. Министры вводились в состав Сената. Функции, структура, принципы организации и общий порядок прохождения дел в министерствах четко разграничивались. На должности министров получали назначение как представители старшего поколения, так и " молодые друзья" царя, что выражало политическое единство дворянских кругов. Кабинет Министров координировал деятельность министерств и обсуждал общие проблемы.

Новые проекты реформ государственного управления были представлены крупным государственным деятелем - либералом М. М. Сперанским, который с 1807 г. стал главным советником царя по всем делам управления и законодательства. В 1808 г. царь поручил ему руководство комиссией по составлению законов. В 1809 г. М. М. Сперанский представил Александру проект государственных преобразований, предусматривавший поэтапный переход к конституционной монархии ("Введение к Уложению государственных законов"). Предлагал создать выборную Государственную думу с правом обсуждения законодательных проектов, ввести выборные судебные инстанции и создать Государственный совет (как связующее звено между императором и органами центрального и местного управления). Несмотря на то, что Сперанский не затрагивал социальных проблем и не касался основ крепостного строя, его проект имел прогрессивное значение, так как способствовал началу конституционного процесса в России и сближению ее государственного строя с западноевропейскими политическими системами. Однако этому не суждено было сбыться. Вся крепостническая Россия выступила против либеральных преобразований. Царь, одобривший план М. Сперанского, не решился на его осуществление. Единственным результатом задуманных реформ стало учреждение Государственного совета (в 1810 гг.), которому были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов. 17 марта 1812 г. Сперанский был уволен со службы, обвинён в предательстве и выслан в Нижний Новгород под надзор полиции. Таким образом, император завершил попытки проведения глобальных реформ. После Отечественной войны 1812 г. в связи с усилением реакционной тенденции в политике Александра I вопрос о дальнейших реформах в области государственного управления не ставился.

Внутриполитический курс российского самодержавия этого периода связан с европейской реакцией. После завершения войны 1812 г. и военных кампаний 1813 -1814 гг. положение в стране ухудшилось. Был дезорганизован государственный административный аппарат, расстроены финансы, нарушилось денежное обращение. В этих условиях политика самодержавия приобрела более консервативный характер

Император еще не оставил попыток решения крестьянского вопроса и осуществления конституционных идей. Завершилось проведение крестьянской реформы в Прибалтике, начало которой было положено в 1804-1805 гг. Так, в 1816 г. вышел указ об освобождении крестьян в Эстонии (без земли). Получив личную свободу, крестьяне оказывались в полной зависимости от помещиков. В 1817-1819 гг. на таких же условиях освобождались крестьяне Эстонии и Латвии (Курляндии и Лифляндии). В 1818-1819 гг. разрабатывались проекты освобождения крестьян России (при максимальном соблюдении интересов помещиков). Влиятельный сановник, правая рука царя, граф А. А. Аракчеев (военный министр с 1808-1810 гг., с 1810 г. - директор департамента военных дел Государственного совета, с 1815 гг. контролировавший деятельность Комитета министров) предложил проект освобождения крестьян от крепостной зависимости, посредством выкупа их у помещиков с последующим наделением землёй за счёт казны. Министр финансов Д. А. Гурьев считал необходимым провести освобождение крестьян на договорной основе с помещиками, а различные формы собственности вводить постепенно. Оба проекта были одобрены царём, но не реализованы.

В мае 1815 г. присоединённому к России Царству Польскому была дарована конституция (одна из самых либеральных конституций того времени). Это был первый шаг по пути введения конституционного правления в России. С 1819 г. по поручению императора проводилась работа над созданием проекта будущей российской конституции (авторами проекта стали Н. Н. Новосильцев и П. А. Вяземский). За год документ был закончен ("Государственная Уставная грамота для России"), но так и не увидел свет.

С начала 20-х гг. Александр I окончательно расстался с реформаторскими либеральными идеями, работа над проектами была свёрнута, интерес к государственным делам утрачен.. Среди окружавших его сановников выделилась фигура А. А. Аракчеева, ставшего фактическим правителем страны. Именно Аракчеев внёс решающий вклад в продолжившуюся бюрократизацию государственного управления. Господство канцелярии и бумажной волокиты, стремление к мелочной опеке и регламентации - таковы важнейшие составные части политической системы, созданной им. Наиболее уродливым проявлением установившегося режима стали, так называемые, военные поселения.

Политика в области просвещения и культуры

В начале ХIХ в., Россия заметно отставала от Запада в области образования, просвещения и грамотности населения. В 1801-1812 гг. либеральные идеи, преобладавшие в правительстве, затронули и сферу просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ. Низшей ступенью являлись одногодичные приходские училища, второй - уездные училища, третьей - гимназии в губернских городах, высшей - университеты. С 1804 г. стали открываться новые университеты. Они готовили кадры для гражданской службы, учителей для гимназий и специалистов-медиков. Появились и привилегированные средние учебные заведения - лицеи (одним из них стал Царскосельский лицей, созданный в 1811 г.). В 1804 г. был издан первый цензурный устав. В нем говорилось, что цензура вводится "не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною". После Отечественной войны 1812 г., в силу усиления консервативных тенденций, политика правительства изменилась. Министерство народного просвещения превратилось, по выражению Н. М. Карамзина, в "министерство затемнения". В 1816 г. его возглавил обер-прокурор Синода А. Н. Голицын, который в борьбе с передовыми идеями выдвинул символ веры Священного союза - "евангелие, религия, мистика". Обучение стало строиться на основе Священного писания, закрывались высшие учебные заведения, в которых обнаруживалась крамола, вводилась жёсткая цензура, запрещалось публиковать в газетах сведения о судебных процессах, касаться вопросов внутренней и внешней политики страны. В стране усиливалась реакция.

Внешняя политика Александра I способствовала решению важнейших государственных задач: позволила обеспечить защиту государственных границ, расширить территорию страны за счёт новых приобретений, повысить международный престиж империи.

Во внешней политике России 1801-1825 гг. можно выделить ряд этапов:

1801-1812 гг. (до Отечественной войны с Наполеоном);

Отечественная война 1812 г.

1813 -1815 гг. (время заграничных походов русской армии, завершение разгрома наполеоновской Франции). Главными направлениями внешней политики России первой четверти Х1Х в. стали: ВОСТОЧНОЕ - целью которого стало укрепление позиций в Закавказье, на Чёрном море и Балканах и западное (европейское) - предполагавшее активное участие России в европейских делах и антинаполеоновских коалициях.

Западное направление.

Активность России в данном направлении диктовалась международной обстановкой, сложившейся в Европе в результате противоборства двух ведущих капиталистических держав - Англии и Франции. Практически все вопросы внешней политики решались с учётом возросшего превосходства Франции, претендовавшей на политическое и экономическое господство в Европе. В 1801-1812 гг. Россия проводила политику лавирования между Францией и Англией, превратившись в своеобразного арбитра в европейских делах. В 1801 г. были подписаны союзнические договоры России с этими державами, которые позволили временно сгладить возникшее противостояние. Мир в Европе, установившийся с 1802 г. был крайне непродолжительным. В мае 1803 г. Наполеон объявил Англии войну, а в 1804 г. провозгласил себя французским императором и стал претендовать не только на европейское, но и мировое господство. Россия отказалась от соблюдения нейтралитета и стала активным членом антифранцузских коалиций (1805-1807 гг.). В апреле 1805 г. сложилась третья коалиция. В нее вошли: Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство. В битве при Аустерлице (декабрь 1805г.) союзники были разбиты французской армией. Коалиция распалась.

В 1806 г. была создана новая, четвертая коалиция (Англия, Пруссия, Швеция, Россия), но и она просуществовала недолго. Наполеон взял Берлин, Пруссия капитулировала. Русская армия проиграла сражение под Фридландом (территория в Восточной Пруссии, ныне Калининградская область). В июне 1807 г. и этот союз распался. Франция и Россия подписали Тильзитский мир, по условиям которого Россия согласилась на создание великого княжества Варшавского под протекторатом Франции. Эта территория стала в дальнейшем плацдармом для нападения Франции на Россию. Кроме того, Россия вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде Англии (не выгодной для неё в экономическом отношении). Нежелание России соблюдать условия континентальной блокады явилось через несколько лет одной из причин Отечественной войны 1812 г. Заключение мира с Францией позволило России активизировать действия на восточном и северном направлениях. Одновременно с мирным договором был подписан союз между Россией и Францией. Россия вступила в войну с Англией, но участия в военных действиях против нее не предпринимала. Она была занята решением восточного вопроса.

Восточное направление.

Активные действия России на Ближнем Востоке, с одной стороны, стимулировались усилением внимания западноевропейских держав к этому региону, с другой, обуславливались стремлением власти к освоению юга России и желанием обезопасить южные границы. Кроме того, народы Закавказья подвергались постоянным, опустошительным набегам со стороны Османской империи и Ирана и стремились в лице России получить надежного союзника. Еще в 1801-1804 гг., в состав России вошла Восточная и Западная Грузия (Менгрия, Гурия и Имеретия). Управление этими территориями стал осуществлять царский наместник. Расширение владений России в Закавказье привело к столкновению с Ираном и Турцией.

Русско-иранская война (1804-1813 гг.) началась после отклонения Россией ультиматума Персии о выводе русских войск из Закавказья. Гюлистанский мир (1813 г.), завершивший войну, предоставил России право держать военный флот на Каспийском море. К ней отошли земли нескольких закавказских провинций и ханств. Эти события привели к окончанию первого этапа присоединения Кавказа к России.

Русско-турецкая война (1806-1812 гг.) была вызвана, стремлением Турции возвратить бывшие владения в Северном Причерноморье и на Кавказе. В 1807 г., русская эскадра (под ком. Д. И. Сенявина) одержала победу над османским флотом. В 1811 г. были разгромлены основные силы османской армии на Дунае (ком. Дунайской армии - М. И. Кутузов). В мае 1812 г., был подписан Бухарестский мир. К России отошла Молдавия, которая получила статус Бессарабской области, Сербии была предоставлена автономия, западная часть Молдавии за р. Прут оставалась у Турции (княжество Молдавия). В 1813 г. турецкие войска вторглись в Сербию. Турция потребовала вывода русских войск из Грузии, Мингрелии, Абхазии. В 1816 г. под нажимом России был заключён Турецко-сербский мирный договор, по которому Турция признала независимость Сербии. В 1822 г. Турция вновь нарушила русско - турецкое соглашение: ввела войска в Молдавию и Валахию, закрыла Черноморские проливы для русских торговых кораблей. Англия и Франция поддержали Османскую империю. В феврале - апреле 1825 г., на Петербургской конференции с участием Австрии, Пруссии, Франции и России, Россия предложила предоставить Греции автономию, но получила отказ и стала готовиться к новой войне с Турцией, не полагаясь на решение греческого вопроса дипломатическими средствами.

Северное направление.

В 1808-1809 гг. проходила русско-шведская война. Россия стремилась установить контроль над Финским и Ботническим заливами, укрепить безопасность Петербурга. В 1808 г. русские войска вступили на территорию Финляндии (ком. М. Б. Барклай - де - Толли). В сентябре 1809г. был подписан Фридрихсгамский мир. К России отошла Финляндия. Русский император получил титул Великого князя Финляндского. Восстанавливалась русско-шведская торговля. Таким образом, в 1801-1812 гг., Россия не смогла достигнуть успехов на Западе (в борьбе с Францией), но одержала ряд побед на других внешнеполитических направлениях и расширила свою территорию за счет новых приобретений.

Внешняя политика Александра I способствовала решению важнейших государственных задач: позволила обеспечить защиту государственных границ и расширить территорию страны за счёт новых территорий, повысила международный престиж империи.

Отечественная война 1812 г.

Отечественную войну 1812 г. следует выделить как особый этап внешнеполитической деятельности России. Война была вызвана обострением отношений между Россией и Францией. Основными причинами войны явились: участие России в континентальной блокаде Англии (к 1812 г. Россия практически перестала выполнять условия блокады); гегемония Франции в Европе как основной источник военной опасности. Характер войны: Со стороны Франции война носила несправедливый, захватнический характер. Для русского народа - стала освободительной, привела к участию широких народных масс, получив название - Отечественной.

В бою у р. Березины (14-16 ноября 1812 г.), армия Наполеона была разгромлена. 25 декабря 1812 г. Александр выпустил Манифест об окончании войны. России удалось отстоять независимость. Общество ещё острее почувствовало необходимость перемен. Победа укрепила авторитет России и положила начало освобождению народов Центральной и Западной Европы от Наполеона. Франции был нанесён удар, от которого она не смогла оправиться.

Заграничные походы русской армии (1813 - 14 гг.).1 (13) января русская армия под командованием М. И. Кутузова перешла р. Неман и вступила в герцогство Варшавское с целью закрепления победы. Союзниками России в завершении борьбы с Наполеоном стали: Пруссия. Австрия и Швеция. 4-6 (16-18) октября 1813 г. у г. Лейпциг произошло сражение, названное "битвой народов". Эта битва явилась кульминацией военной кампании 1813г. Союзники выиграли сражение и война переместилась на территорию Франции. 18 (30) марта 1814 г. капитулировала столица Франции - Париж. 25 марта (4 апреля) 1814 г. - Наполеон отрёкся от престола.

Первая четверть XIX в. стала периодом становления в России революционного движения и его идеологии. Первыми русскими революционерами стали декабристы.

Их мировоззрение сформировалось под воздействием российской действительности первой четверти XIX в. Прогрессивная часть дворянства ожидала от Александра I продолжения либеральных преобразований, начатых в первые годы его правления. Однако политика царского правительства после Отечественной войны 1812 г. вызывала их негодование (создание А. Аракчеевым военных поселений, реакционная политика в области просвещения и культуры и т.д.). Знакомство с развитием стран Запада укрепило стремление дворянства покончить с причинами отсталости России. Главная из них - крепостное право, тормозившее хозяйственное развитие страны. Крепостное право воспринималось декабристами как оскорбление национальной гордости народа-победителя. Вызывало негодование и участие царского правительства в подавлении революционных и национально-освободительных движений в Европе. Вместе с тем, эти движения служили примером, вдохновляли на борьбу. Русская публицистика и литература, западноевропейская просветительская литература также оказали влияние на взгляды будущих декабристов.

Первое тайное политическое общество - "Союз спасения" - возникло в Петербурге в феврале 1816г. В состав общества входили А. Н. Муравьев, С. И. и М. И. Муравьев-Апостол, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин, П. И. Пестель (всего 28 человек). Его члены ставили своей целью уничтожение крепостного права, принятие конституции. Однако ограниченность сил побудила членов "Союза" к созданию новой, более широкой организации.

В 1818 г. в Москве был создан "Союз благоденствия", насчитывающий около 200 членов и имевший устав с обширной программой действий ("Зеленая книга"). Руководила работой Союза Коренная управа, имевшая местные управы в других городах. Цели организации остались прежними. Пути их достижения декабристы видели в пропаганде своих взглядов, в подготовке общества (в течение 20 лет) к безболезненному революционному перевороту сила -ми военных. Разногласия между радикальными и умеренными членами общества, а также необходимость избавиться от случайных людей привели в январе 1821 г. к решению о роспуске "Союза благоденствия".

В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество во главе которого стал П. И. Пестель, в то же время в Петербурге по инициативе Н. М. Муравьева было положено началу Северному обществу. Оба общества взаимодействовали друг с другом и рассматривали себя как части одной организации. Каждое общество имело свой программный документ. Северное - "Конституцию" Н. М. Муравьева, а Южное - "Русскую правду", написанную П. И. Пестелем.

"Русская правда" выражала революционный характер преобразований. "Конституция" Н. Муравьева выражала либеральный характер преобразования. В отношении тактики борьбы члены обществ, держались одинакового взгляда: восстание армии против правительства.

С 1823 г. началась подготовка восстания, которое было назначено на лето 1826 г. Однако смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к активным действиям. Члены Северного общества решили в день принесения присяги Николаю I выступить с требованиями своей программы. 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади собралось 3 тыс. восставших. Однако их планы рушились. Николай, знавший о заговоре, заранее принял присягу Сената.

С. П. Трубецкой - руководитель заговорщиков - на площадь не явился. Верные правительству войска были стянуты на Сенатскую площадь и начали обстрел восставших. Выступление было подавлено.

29 декабря началось восстание Черниговского полка под командованием С. И. Муравьева-Апостола. Однако 3 января 1826 г. оно было подавлено правительственными войсками.

По делу декабристов было привлечено 579 человек, виновными признано 289. Пятеро - Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол - были повешены, более 120 человек были сосланы на разные сроки в Сибирь на каторгу или поселение.

Главными причинами поражения восстания явились несогласованность действий и неподготовленность, отсутствие активной поддержки в разных слоях общества, неготовность общества к радикальным преобразованиям. Однако это выступление было первым открытым протестом в России, ставившим своей задачей коренное переустройство общества.



И заменил революционную анархию крепкой военной диктатурой. Убийство Павла в 1801 произошло не без участия англичан, которые хотели предотвратить враждебное им русско-французское сближение. , вступив на престол , основал свою внешнюю политику на отказе от союза с Бонапартом, но не вернулся и в антифранцузскую коалицию, решив, что России пока необходим мир.

Портрет Александра I. Художник Ф. Жерар, 1817

Однако в следующие несколько лет влияние Наполеона в Европе опасно возросло. Он усилил свою власть и во Франции, провозгласив себя вначале пожизненным консулом (1802), а затем императором (1804) . Считая, что честолюбие Бонапарта грозит уничтожить европейское равновесие, Александр I в конце 1804 – начале 1805 примкнул к новой, Третьей, коалиции против Франции. Кроме России её главными участниками вновь были Англия и Австрия.

Русская армия Кутузова двинулась на Запад, но ещё до её прихода Наполеон успел принудить главную австрийскую армию к капитуляции под Ульмом и вскоре взял Вену. Соотношение сил было теперь таким, что Кутузов советовал уклониться от решающей битвы с французами, но Александр I настоял на том, чтобы дать её у Аустерлица (20 ноября 1805). Наполеон одержал в этом бою полную победу над русскими и остатками австрийцев. Через месяц австрийский император Франц подписал с французами Пресбургский мир, и Третья коалиция прекратила существование.

Наполеон в битве при Аустерлице. Картина Ф. П. С. Жерара, 1810

Неслыханное усиление Франции теперь побудило выступить против неё пруссаков, которые в Третьей коалиционной войне держали себя благожелательно к Наполеону. Летом 1806 усилиями внешней политики Александра I была оформлена Четвёртая коалиция против Франции, чьими главными участниками стали Россия, Пруссия и Англия. Однако Бонапарт, действуя и на сей раз стремительно, успел до прихода русских разбить главную прусскую армию в двойной битве при Йене и Ауэрштедте (14 октября 1806). Большая часть Пруссии была занята французами, а в восточных её провинциях с ними завязали упорную борьбу войска Александра I. 26-27 января 1807 состоялась упорная двухдневная битва французов и русских при Прейсиш-Эйлау – самое кровопролитное сражение из данных доселе Наполеоном. Она закончилась вничью, во многих европейских столицах даже считали победительницей армию Александра I. Но летом 1807 Наполеон сосредоточил в Восточной Пруссии преобладающие силы и 2 июня разбил русского военачальника Беннигсена под Фридландом.

Александр I мог продолжать борьбу, но для России она затруднялась начавшейся в 1806 войной с турками и шедшей с 1804 борьбой на Кавказе против персов . Кроме того Александра возмущало себялюбивое поведение союзников России. Вся основная тяжесть и Третьей, и Четвёртой коалиционной войны легла на русские плечи. Австрия и Пруссия были разбиты, не внеся в борьбу почти никакого вклада, а Англия ограничивалась захватами французских колоний на морях. Турция, участвовавшая во Второй и Третьей коалициях как партнер России, после Аустерлицкой битвы поспешила перейти на сторону Бонапарта.

Понимая, что Россия остаётся весьма грозным противником, Наполеон сам предложил Александру I союз и выгодный мир . По его условиям русские и французы должны были разделить господство над европейским континентом: Наполеону доставалась гегемония на западе, а Александру I на востоке. После подписания русско-французского союза дружественная англичанам Швеция становилась врагом России, и Бонапарт предложил Александру I отнять у неё Финляндию. Франция обещала не препятствовать и разгрому русскими турок. В обмен на это Александр I должен был дать согласие на территориальное урезание Пруссии и присоединиться к континентальной блокаде – торговому бойкоту Англии, который Наполеон предписал устроить во всех западноевропейских гаванях.

Александр I принял эти условия. Лично встретившись 13 июня 1807 с Наполеоном на плотах посреди реки Немана против города Тильзит, царь подписал с ним Тильзитский мир . Этим договором Александр I оставлял прежних европейских друзей и вступал против них в союз с Наполеоном. Однако такой поступок нельзя было считать «предательством»: напротив, во Второй, Третьей и Четвёртой коалициях бывшие друзья царя всегда заботились лишь о собственных выгодах в ущерб интересам внешней политики России.

Последующие годы были отмечены быстрым ростом русского могущества. В войне 1808-1809 армии Александра I отняли у шведов Финляндию. Славным эпизодом этой войны стал героический переход русских войск по льду Ботнического залива к окрестностям Стокгольма. Финляндия была присоединена к России на правах широкой автономии, в качестве особого «великого княжества».

Отступление французов в 1812. Картина И. Прянишникова

В Польше росла оппозиция русской власти, несмотря на всю щедрую благожелательность Александра I (предоставление полякам широкой автономии, собственного правительства, собственного парламента-сейма, разрешение создать особую польскую армию, крупные финансовые и таможенные льготы за счёт русских областей, в считанные годы обеспечившие разорённой в годы наполеоновского господства стране материальное процветание). Польская аристократия стала требовать возрождения независимой Речи Посполитой в границах 1772 года (по Днепр на востоке). В последние годы Александра I русскую внешнюю политику затруднили несколько столкновений царя с польским сеймом. Они не были слишком острыми, но дальнейший рост польского движения привёл к восстанию 1830-1831 в царствование Николая I. Главным его лозунгом было восстановление границ Речи Посполитой 1772 года и отторжение от России не только собственно польских областей, но и Литвы, Правобережной Украины и большей части Белоруссии.

В эпоху правления императора Александра 1 Россия уже была крупнейшей страной мира по размерам, поэтому на ее территории проживало огромное количество различных народов и наций. Постоянное присоединение новых земель приводило к тому, что в Российскую империю входили территории со своей культурой, традициями и обычаями. Всё это нужно было учитывать при проведении внутренней политики страны. Поэтому национальная политика Александра 1 это очень важная тема, которая позволяет понять процессы, происходившие в России первой четверти 19 века, а также продемонстрировать позицию власти в отношении присоединенных земель и народов.

Каждый из этих регионов уникален, у каждого свои традиции и обычаи. Поэтому изучим особенности внутренней политики Российской империи эпохи Александра 1, направленной на национальные окраины страны.

Великое княжество Финляндское

Финские земли долгое время входили в состав Швеции. Ситуация изменилась в 1809 года, когда шведы проиграли русско-шведскую войну. Условия мира получились довольно умеренными, но шведы потеряли Финляндию. На новой земле России нужно было проводить нацполитику, поскольку в состав империи вошли земли с народами, которых раньше не было. В Финляндии в основном жили 2 народности: шведы и финны. Александр 1 избрал для этого региона весьма сдержанную политику, наделив эти земли большой самостоятельностью.

Отличительные особенности национальной политики России в Финляндии эпохи Александра 1 следующие:

  • Делопроизводство в княжестве велось на шведском языке. Обращаю внимание, что язык не финнский, поскольку у Финляндии самостоятельного статуса не было никогда. Веками здесь правили шведы и основным языком был шведский.
  • Управление княжеством осуществлял сейм - сбор представителей различных категорий населения. Сейм - это нечто похожее на славянское вече. Без согласия сейма на территории Финляндского княжества нельзя было вводить новые законы, либо отменять старые.
  • Княжеством управлял генерал-губернатор. Его, как и любых других чиновников назначал Император.
  • Комитет главного управления Финляндии руководил всеми административными вопросами. Он состоял из 12 местных жителей, которые подчинялись генерал-губернатору. Из этих 12 жителей 6 представляли дворянские сословия, а 6 нет.
  • Княжество сохраняло полную самостоятельность в системе образования и самоуправления.

Финляндия в статусе отдельного княжества Российской Империи получала статус государства в государстве. Да, российский император назначал генерал-губернатора и других чиновников, но, как правило, изначально эта кандидатура согласовывалась с финляндским сеймом. В остальных же аспектах развития княжества никаких ограничений и никаких попыток задавить национальное движение или полностью подчинить России народы Финляндии или Швеции не предпринимались. Поэтому Финляндия очень уверенно развивалась в России и жила без каких-либо потрясений.

Польское царство

В состав Российской Империи Польша была присоединена в 1815 года. В качестве территориальной единицы и официального наименования использовалось - Польское царство . В этом же году утвердили Конституцию, согласно которой руководителем царства был утвержден действующий император. Конституция была довольно либеральной, поэтому поляки очень радостно ее восприняли. С другой стороны это привело к большим проблемам, которые вылились в русско-польские конфликты уже через 10 лет, после смерти Александра 1. Польский вопрос очень важен, поскольку поляков в России было много. Они занимали 3 место по численности среди всех народов, населявших России, уступая по численности только русским и украинцам. Примечательно, что четвертым по количеству национальных представителей в Российской империи были евреи, которых в огромном количестве проживало на территории Польши.

Национальная политика Александра 1 в отношении Польши предполагала:

  • Русский император становился полноправным и единственным правителем Царства. Однако, вводилась Конституция, которая была главным законом этого региона, и которой присягал в том числе и император.
  • Законодательная власть принадлежала императору. Частично эти функции ложились на местные сейм, в который ходили только поляки. Сейм имел право рекомендации царю необходимых законов, но принятие законов отводилось исключительно Государственному совету при Александре I.
  • На всех ключевых постах управления Царством должны были назначаться только поляки.
  • Официальный язык в данном регионе оставался польский. Делопроизводство также велось на польском языке.

Конституция Польского царства - важная тема, поскольку трактовать ее однозначно невозможно. С одной стороны она сохраняла либеральное отношение России к полякам (особенно к знати), но с другой стороны создавала огромные противоречия. Сама Конституция со стороны императора и польского дворянства воспринималась по-разному. Польское дворянство была уверены, что либеральная конституция это только первый шаг, а в дальнейшем территория Польши может разрастаться за счёт территорий Украины и Белоруссии, чтобы воссоздать в дальнейшем распавшуюся Речь Посполитую. Александр Первый был уверен, что принятие либеральной Конституции давало Польскому царству и так огромные преимущества и возможности, которые, возможно, даже были излишними. Поэтому со стороны Императора национальная политика в отношении поляков предполагала передачу конкретных прав и возможностей, расширение которых не предполагалось, а польские дворяне были уверены, что российский Император и дальше должен увеличивать их права. В результате был заложен фундамент для последующих национальных конфликтов в этом регионе.

Сравнительное положение Польши и Финляндии

Для детальной характеристики национальной политики России эпохи Александра 1 предлагаю сравнить положение Финляндии и Польши в составе Российской Империи, найти общие и отличительные особенности в управлении каждым из этих регионов. Для этого приготовим специальную таблицу.

Сравнивая положение двух регионов Российской империи важно отметить, что Финляндское княжество обладало большей самостоятельностью, чем Польское царство. Во многом этому способствовало то, что у поляков были разногласия исторического плана с Российской империей, и предоставление им полной самостоятельности могло создать большие проблемы.

Прибалтийские земли

В западной национальной окраине России, Прибалтике, очень остро стоял национальный вопрос. В основном этот вопрос касался земли. Начать следует с того, что Прибалтика на момент царствования Александра 1 состояло из 3-х губерний:

  1. Курляндская. Вошла в состав Российской империи с распадом Речи Посполитой.
  2. Лифляндская. Присоединена к Российской империи в 1721 году.
  3. Эстляндская.

Прибалтика не обладала такими широкими национальными привилегиями, какие были у Польши или у Финляндии. Основной вопрос в этом регионе касался земли. Вопрос был очень острым, поскольку крестьяне в основном были эстонцами и латышами, а помещики, в силу исторических причин, были германцами. Поэтому национальные конфликты в данном регионе носили не русский характер, а исключительно немецко-прибалтийский. Для решения этой проблемы в 1804 году Александр фактически отменяет крепостное право в Прибалтике. По Указу, изданному императором, каждый крестьянин получал в распоряжение землю, которую имел право передавать по наследству. Помещики утратили право продавать или обменивать крестьян без земли. Вместе с этим были значительно сокращены земельные и иные повинности крестьян перед помещиками.

Проведение такой национальной политики со стороны Александра 1 привело к противоречиям с прибалтийскими помещиками. Для их устранения в 1816-1819 годах на территории всех 3-х прибалтийских губерний осуществили частичные контрреформы, которая частично откатила то, что было сделано ранее. Крестьяне сохранились независимость от помещиков, однако утратили право на землю даже личную, не говоря уже о наследуемой. Вся земля вернулась к помещикам. Крестьяне получили только право арендовать эту землю. Все органы управления и исполнения для крестьян были своими, но контролировали теперь их помещики.

Территория Кавказа

Кавказ всегда был сложным регионом для России. В начале XIX века здесь проживало порядка 50 народностей, каждая из которых обладала своим языком, своей культурой и религией. Основные языковые группы Кавказа этого периода следующие:

  • Иранская. Представители - таты, курды и осетины.
  • Армянская. Представителя - армяне.
  • Тюркская. Представители - балкарцы, кумыки, азербайджанцы, карачаевцы, ногайцы.
  • Карельская. Представители - грузины.
  • Северо-кавказская. Представители - ингуши, черкесы, абазины, лезгины, сокуры, абхазы, даргинцы, рутульцы и другие.

Все народы обладали своим языком. У них была различная религия. У них была различная культура и обычаи. Они занимались разными вещами и разными промыслами. Российская Империя расширяла свои владения на Кавказе. Национальная политика здесь была довольно мягкой и регионы не утратили свой статус и свое право на религию, язык и традиции. Для самой же Российской империи присоединение регионов Кавказа портило отношения прежде всего с Ираном и Турцией. Эти страны также заявлялись свои права на данный регион.

Присоединение различных народов проходило по-разному. Многие из них, спасаясь от Турции и Ирана, сами добровольно вступали в Российскую империю, а некоторые народы приходилось подчинять силой.

Сибирь

Национальный вопрос в Сибири стоял для Российской империи не менее остро. Достаточно сказать, что в начале 19 века здесь проживало 200 тысяч человек, а к середине столетия здесь проживало уже более 600 тысяч человек. Такой рост связан не только с демографическими факторами, но и с переселением людей из западной части Империи на восток. В это время все сибирские народы назывались инородцы . Таких инородных народов было достаточно много и Российская Империя ставила своей задачей сохранения национальной самобытности каждого из этих народов. Вторая задача заключалась в том, чтобы плавно и постепенно вписать эти народы в жизнь империи. Для решения этих задач в 1822 году был принят Устав об управлении инородцев . Его автором выступил Сперанский, который по состоянию на этот год занимал должность генерал-губернатора Сибири. Устав был очень прогрессивным и делил всех инородцев на три большие группы:

  1. Бродячие. К ним относились ненцы, коряки и другие. Они жили по племенным правилам. Лидерами этих инородцев были князья из местной знати.
  2. Кочевые. К ним относились буряты, якуты хакасы и другие. По системе управления они были похожи на бродячих.
  3. Оседлые. К ним относились татары, алтайцы, манси и другие. Это люди, которые «осели на земле», поэтому их приравняли в правах с крестьянами. Но это были не крепостные. а государственные крестьяне.

Устав Сперанского предполагал, что бродячие и кочевые народы со временем должны перейти в статус оседлых, и также получить права государственных крестьян. Важно отметить только факт, что все инородцы Сибири освобождались от военной службы . Даже оседлые народы, которые были приравнены к государственным крестьянам, от воинской службы освобождались, и к ней не допускались. Устав Сперанского с точки зрения истории интересен тем, что подобного документа в отношении национальных окраин и национальностей не было ни в одной другой стране мира. В этом отношении национальная политика Александра 1 была очень гибкой и очень прогрессивной. Он не стремился подчинить и уничтожить присоединенные народы, а стремился наоборот сохранить их самобытность.

Конспект по истории России

Внутриполитическая деятельность Александра 1 (1801-1825 годы), вступившего на престол в результате , отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. Первые же манифесты нового императора свидетельствовали о разрыве его с политикой прежнего царствования.

Он сразу заявил, что будет править "по закону и сердцу" . Вслед за этим появились указы о снятии ограничений на торговлю с Англией , об амнистии и восстановлении в правах лиц, подвергшихся .

Александр 1 подтвердил екатерининские Жалованные грамоты дворянству и городам . Вместо упразднённого павловского Совета при высочайшем дворе, Указом от 30 марта 1801 года "для рассуждения о делах государственных" был учреждён Непременный совет.

Негласный комитет

Однако вся работа нового императора по подготовке задуманных им преобразований сосредоточилась в Негласном комитете , состоявшем из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами "якобинской шайкой". Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание 8 министерств вместо петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов.

Либеральное реформаторство Александра 1

Внутренняя политика Александра 1 в начале его царствования характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству . Однако, эти начинания ни в чём не коснулись устоев государства - самодержавия и . В 1803 году он издал указ "О вольных хлебопашцах", который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землёй за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождения крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобождённых.

В марте 1804 г. последовали новые реформы . Александр I запрещал продавать крестьян без земли на территориях Лифляндской и Эстляндской губерний, отменял вмешательство помещика при вступлении в брак его крепостных, учреждал выборность низших судов, запрещал помещикам наказывать крестьян более чем пятнадцатью палочными ударами. Прекращалась в любой форме раздача государственных крестьян.

В 1810 году учреждён Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.

Прогрессивным характером отличалась внутренняя политика Александра в области просвещения : было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра влиял реформатор М.М.Сперанский - сын сельского священника, без протекции достигший должности государственного секретаря. Но Сперанский вызвал недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги и он отстраняется от дел.

В конечном итоге, кроме учреждённых министерств , никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными, - в частности, из-за сложной международной обстановки. В Европе развёртывалась одна за другой наполеоновские войны.

Итоги внутренней политики Александра 1

После внутренняя политика Александра 1 потеряла прежний либеральный налёт. По его инициативе создаётся "Священный союз", объединивший европейских монархов для борьбы с революционным движением в Европе.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт "прикосновением к основам существующего строя". Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев. Последние четыре года александровского правления он правил как всесильный фаворит.

В стране был установлен режим аркачеевщины . Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнёта - военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу и заниматься сельским хозяйством, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. К 1825 году на поселения было переведено около трети всей армии. Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева. Система военных поселений нарушала сложившиеся экономические структуры и вызвала усиленное сопротивление: вспыхнуло несколько восстаний военных поселенян. Самое известное из них произошло в 1819 году в городе Чугуеве. Волнения наблюдались и в армии, к примеру, восстание солдат Семёновского полка (1820 год).



Просмотров