Судебная форма защиты прав. Право граждан на судебную защиту, формы защиты

Право на судебную защиту - конституционное право граждан и организаций. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод провозглашает Конституция РФ. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Форма защиты права - категория процессуального характера. Под формой защиты права понимается определяемая законом де­ятельность компетентных органов по защите права, т.е. по уста­новлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его исполнением. Применение пе­речисленных в законе способов защиты права, т.е. определенных мер принуждения к нарушителю права, осуществляется не одной, а несколькими формами защиты права.

Многообразие форм защиты права объясняется действием рада факторов - спецификой подлежащих защите или охране прав, сложностью или, наоборот, простотой познания правоотно­шений и подлежащих защите прав, степенью развития демокра­тических процессов в обществе, правовыми традициями.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуще­ствляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, включая мировых судей, арбитражные, третейские суды.

Защита гражданских прав в административном порядке воз­можна лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Функции по защите и охране бесспорных прав и охраняемых законом интересов выполняют также нотариусы и другие должно­стные лица, имеющие право совершать нотариальные действия. Так, нотариусы удостоверяют сделки, принимают меры к охране наследственного имущества, выдают свидетельства о праве на на­следство, о праве собственности на долю в имуществе супругов.

Многие трудовые споры рассматриваются непосредственно на месте возникновения конфликтов комиссиями по трудовым спо­рам (КТС), а коллективные трудовые споры - примирительными комиссиями, трудовыми арбитражами.

Среди различных форм защиты права ведущую роль играет су­дебная форма как универсальная, исторически сложившаяся, де­тально регламентированная нормами гражданского процессуаль­ного права. Она обеспечивает надежные гарантии правильного применения закона, установления реально существующих прав и обязанностей сторон.

Защита нарушенных прав человека судом общей юрисдикции наиболее эффективна и цивилизованна.

Еще по теме Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Право на судебную защиту.:

  1. 1.Формы защиты субъективных гражданских прав и интересов граждан и организаций. Понятие правосудия. Предмет судебной защиты.
  2. Часть 1. СУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
  3. Часть 1 СУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
  4. § 5. Участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц 1. Понятие защиты публичных интересов, защиты прав и законных интересов других лиц путем обращения в арбитражный суд государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций и граждан
  5. Программа спецкурса {спецсеминара) НЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ»
  • Гражданское процессуальное право
    • Формы защиты субъективных прав и интересов граждан и организаций
    • Понятие гражданского процессуального права
    • Нормы гражданского процессуального права
    • Источники гражданского процессуального права
    • Гражданская процессуальная форма
    • Гражданский процесс
    • Гражданское процессуальное право в системе отечественного права
    • Наука гражданского процессуального права
    • Гражданский процесс как учебная дисциплина
  • Гражданские процессуальные принципы
    • Понятие гражданского процессуального принципа
    • Система гражданских процессуальных принципов
    • Принцип законности
    • Принцип судебной истины
    • Принцип процессуального равенства
    • Принцип диспозитивности
    • Принцип состязательности
    • Правовые аксиомы в гражданском судопроизводстве
  • Гражданские процессуальные правоотношения
    • Понятие гражданских процессуальных правоотношений
    • Предпосылки возникновения гражданских процессуальных правоотношений
    • Объект и содержание гражданских процессуальных правоотношений
    • Субъекты гражданских процессуальных правоотношений
    • Классификация гражданских процессуальных отношений
  • Лица, участвующие в деле
    • Состав лиц, участвующих в деле
    • Понятие лиц, участвующих в деле, и характеризующие их черты
  • Стороны в гражданском судопроизводстве
    • Понятие сторон
    • Процессуальные права и процессуальные обязанности сторон
    • Процессуальное соучастие
    • Надлежащая и ненадлежащая сторона
    • Гражданское процессуальное правопреемство
  • Третьи лица в гражданском судопроизводстве
    • Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора
    • Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора
      • Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора - страница 2
  • Участие прокурора в гражданском судопроизводстве
    • Цель и основание участия прокурора в гражданском судопроизводстве
    • Формы участия прокурора в рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции
    • Правовая природа участия прокурора в гражданском судопроизводстве
  • Субъекты, защищающие в гражданском судопроизводстве от своего имени права и интересы других лиц
    • Основания и цель участия в гражданском судопроизводстве субъектов, защищающих от своего имени права и интересы других лиц
    • Обращение в суд с иском (заявлением) в интересах другого лица
    • Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения
  • Представительство в суде
    • Понятие представительства в суде
    • Виды представительства в суде
    • Полномочия представителя в суде
  • Гражданская процессуальная ответственность
    • Понятие и назначение гражданской процессуальной ответственности
    • Виды гражданской процессуальной ответственности
  • Судебная подведомственность гражданских дел
    • Понятие судебной подведомственности гражданских дел
    • Судебная подведомственность исковых дел
    • Судебная подведомственность неисковых дел
  • Подсудность гражданских дел
    • Понятие и виды подсудности
    • Родовая подсудность
    • Территориальная подсудность
      • Территориальная подсудность - страница 2
    • Передача дела из одного суда в другой
  • Процессуальные сроки
    • Понятие и назначение процессуальных сроков
    • Виды процессуальных сроков
  • Судебные расходы
    • Понятие и назначение судебных расходов
    • Государственная пошлина
    • Судебные издержки
    • Распределение судебных расходов
  • Судебное доказывание
    • Доказывание – разновидность судебного познания обстоятельств дела
    • Судебное доказательство и средство доказывания
    • Предмет доказывания
    • Распределение обязанностей по доказыванию. Доказательственные презумпции
    • Классификация доказательств
    • О непосредственности в исследовании доказательств
  • Средства судебного доказывания
    • Объяснения сторон и третьих лиц
    • Показания свидетелей
    • Письменные доказательства
    • Вещественные доказательства
    • Экспертные заключения
    • Иные средства доказывания
  • Судебный приказ
    • Судебный приказ как упрощенное судопроизводство
    • Судебный приказ как разновидность судебного постановления
    • Гарантии прав личности в упрощенном судопроизводстве

Формы защиты субъективных прав и интересов граждан и организаций

Граждане и организации наделены в России различными субъективными правами, что является значительным социальным достижением. Определяя вид, меру и пределы возможного поведения людей, права граждан обеспечивают удовлетворение их потребностей, регламентируют поведение и стиль жизни. Естественно, для этого права должны либо беспрепятственно осуществляться по желанию их носителей – быть бесспорными, либо обладать возможностью принудительного исполнения. Любые гражданские правонарушения и юридические споры создают помехи в деятельности граждан и организаций.

Спор о праве представляет собой индивидуальный юридический конфликт граждан или организаций, столкновение их интересов и стремлений. В споре его участники противостоят друг другу, но так как они равноправны, конфликт не может быть устранен желанием и волею одного из субъектов, а разрешается только совместными усилиями сторон или в исковом порядке.

Известны два вида спора о праве: нарушение прав лица и оспаривание их другим участником. При нарушении умаляются имущество и нематериальные ценности. Способ нарушения при этом не имеет квалифицирующего значения. Права могут быть нарушены совершением преступления, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, причинением вреда и т.п. При оспаривании материальные и духовные ценности не умаляются, но спорные правоотношения становятся неопределенными, неясными. В результате неочевидны взаимные права и обязанности участников, что затрудняет их осуществление. Данный вид спора о праве возникает при выдвижении требований на авторство какого-либо произведения, при заявлении о недействительности заключенной сделки или брака и т.п. Оспаривание возникает и при предъявлении в суд неосновательного иска.

Разграничение споров о праве на указанные виды имеет практическое значение. Защита права при его нарушении состоит в восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждении к исполнению обязанности в натуре; возмещении убытков, во взыскании неустойки, в компенсации за моральный вред и т.п., а при оспаривании – в признании права или признании оспоримой или ничтожной сделки недействительной и др.

По действующему законодательству защита субъективных прав возможна в различных формах (порядках).

Самозащита заключается в том, что заинтересованное лицо принимает соответствующие меры к пресечению правонарушительных действий (ст. 14 ГК). Это самая древняя форма правовой защиты. Она наиболее проста, но результативна. Вместе с тем, при самозащите велика опасность неправомерных действий, проявления незаконности со стороны защищающегося субъекта, который, например, либо неверно оценивает ситуацию или защищает права, ему не принадлежащие, либо применяет меры, не предусмотренные законом. Именно поэтому в ст. 14 Гражданского кодекса специально оговорено, что способы защиты должны быть соразмерны нарушению.

Самозащита правомерна в немногих предусмотренных законом случаях: необходимая оборона (ст. 1066 ГК) и крайняя необходимость (ст. 1067 ГК). Законом установлена разновидность самозащиты в виде безакцептного списания кредитором с банковского счета должника суммы задолженности (п. 2 ст. 854 ГК).

Для самозащиты характерно то обстоятельство, что правозащитные действия совершает само заинтересованное лицо без и вне какого-либо нормативно установленного регламента.

Урегулирование споров о праве представляет собой самостоятельную форму правовой защиты, суть которой заключается в совместных действиях спорящих сторон по ликвидации возникающего конфликта. Участники спора заинтересованы в восстановлении нормальных, бесспорных правоотношений для осуществления своей экономической деятельности без помех и затруднений. Сказанное в первую очередь относится к юридическим лицам, стремящимся к сохранению длительных, оптимальных для них правоотношений с контрагентами.

В настоящее время урегулирование споров о праве предусмотрено Положением о претензионном порядке урегулирования споров от 24 февраля 1992 г., а в отношении трудовых споров – ст. 203–206 КЗоТ.

Суть урегулирования споров сводится к тому, что лицо, чьи права действительно или предположительно нарушены или оспорены, в нормативно определенный срок в письменной форме доводит свои притязания с приложением соответствующих документов до сведения второй стороны. Последняя, рассмотрев заявление, должна в определенный срок либо удовлетворить претензию, либо прислать мотивированный отказ. При урегулировании спора заинтересованные лица вправе обмениваться телеграммами, факсами; руководители спорящих сторон, а также их ответственные представители могут встречаться для выработки экономически обоснованного и хозяйственно целесообразного решения. При рассмотрении трудовых споров участвуют заинтересованный работник, администрация предприятия и представители профсоюзной организации, которые на заседании комиссии по трудовым спорам выносят решение по спору.

Достоинства урегулирования спора как способа правовой защиты заключаются в простоте и быстроте, его целесообразности и эффективности.

Административный порядок защиты права заключается в том, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственного управления или местного самоуправления могут без вызова заинтересованных лиц и вне действующей процедуры принять решение о восстановлении нарушенного права или об устранении каких-то юридических неопределенностей. Так, прокурор может санкционировать выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом (ч. 2 ст. 90 ЖК). Центральный банк РФ и его отделения вправе применять безакцептное списание суммы задолжника с его банковского счета при осуществлении банковского контроля. Органы местного самоуправления вправе взыскивать с организаций ущерб за потравы посевов и повреждение насаждений. Комиссии по делам несовершеннолетних в некоторых случаях могут производить денежные взыскания с родителей и попечителей подростков.

Любое решение, выработанное в административном порядке, может быть обжаловано в суде (ч. 2 ст. 11 ГК), поскольку судебный (процессуальный) порядок является наиболее совершенной формой защиты субъективных прав.

Процессуальная (судебная) форма характеризуется следующими преимуществами:

  • а) защиту осуществляет специальный орган – суд, созданный только для рассмотрения споров о праве (термином «суд» обозначаются: суд общей юрисдикции, мировой, специальные суды – арбитражный, третейский, военный);
  • б) суд разрешает заявленные требования на основе применения норм гражданского, семейного, трудового и другого права в порядке гражданской юрисдикции;
  • в) обстоятельства дела исследуются в режиме гражданской процессуальной формы, которая гарантирует законность и обоснованность разрешения спора;
  • г) защиту осуществляют беспристрастные судьи;
  • д) в разбирательстве дела активно участвуют стороны спора и другие заинтересованные лица. Это повышает эффективность судебной процедуры и, в конечном счете, способствует правовому воспитанию граждан.

Процессуальная деятельность по защите нарушенного или оспоренного права регулируется гражданским процессуальным правом.

1. Административно-правовая защита прав и свобод граждан. Общий порядок производства по обращениям граждан. Государственные и муниципальные органы, их руководители, другие должностные лица обязаны принимать и в соответствии со своими полномочиями, в установленные порядке и сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Предложения и заявления подаются гражданами в те государственные и муниципальные органы, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Жалобы подаются обычно в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, действия которых обжалуются. Органы, их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться. Руководители и другие должностные лица органов обязаны проводить личный прием граждан. Государственные и общественные органы, их руководители и другие должностные лица при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны: внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса. Гражданин, не согласный с решением, принятым по его обращению, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение. Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу. Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы. Все государственные органы, муниципальные органы обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан в подчиненных им организациях, принимать меры к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб.

Специальный порядок производства по обращениям граждан. Обращения в органы прокуратуры Российской Федерации. Порядок рассмотрения обращений в органы прокуратуры РФ играет чрезвычайно важную роль при защите прав граждан, так как именно прокуратура РФ осуществляет, в частности, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за исполнением законов различными организациями и должностными лицами. В органах прокуратуры разрешаются обращения граждан и иных лиц, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу. Обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина - надлежащим образом уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Письменное обращение гражданина, а также должностного и иного лица должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушенный, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись. По каждому обращению в прокуратуре может быть выполнено одно из следующих действий: принятие к производству; передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направление в другие органы; приобщение к ранее поступившей жалобе. Обращения граждан, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 5-дневный срок направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться. По итогам разрешения жалоб и заявлений граждан может быть принято одно из следующих решений: 1) удовлетворено - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; 2) повторное удовлетворенное - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения; 3) отклонено - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными; 4) разъяснено - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера; 5) иное направление. По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Обращения граждан разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - обычно не позднее 15 дней. Обращения граждан считаются разрешенными и снимаются с контроля, если рассмотрены поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством и отправлен письменный ответ.

Обращения в органы и учреждения Министерства юстиции Российской Федерации. Специальные нормы о порядке обращений граждан в органы юстиции установлены приказом Минюста России «Приказ Минюста РФ от 28.06.2001 № 191 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации". При рассмотрении обращения гражданину должно быть обеспечено право лично изложить доводы лицу, рассматривающему его обращение, ознакомиться с материалами проведенной проверки, представить дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом, рассматривающим жалобу, получить письменный или устный ответ о принятых решениях. На обращение, поступившее впервые, заводится алфавитная учетная карточка и производство (специальный документ, в который подшиваются все документы и материалы, отражающие ход рассмотрения данного обращения и принятые по нему решения).

Обращения к депутатам представительных органов местного самоуправления, депутатам Государственного Совета Республики Татарстан, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения к депутатам всех уровней власти.

Одной из форм деятельности всех депутатов является работа с избирателями, которая подразумевает, что депутат: 1) рассматривает устные и письменные обращения избирателей, 2) отвечает на их письма, 3) ведет прием граждан (обычно в своих общественных приемных, но возможен и прием непосредственно в представительном органе), 4) вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения. Невыполнение законных требований депутата (в частности, адресованных должностному лицу государственного органа, муниципального органа, организации или общественного объединения) влечет административное наказание.

Обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Уполномоченный рассматривает жалобы со следующими характеристиками: 1) жалобы направлены гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства; 2) жалобы затрагивают решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо внесудебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе; 3) жалобы не относятся к решениям Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, решениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. Судебный порядок защиты граждан от решений и действий (бездействий), нарушающих их права и свободы. В соответствии со ст. 1 Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" устанавливает, что «каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что «неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы».

Закон определил круг органов и лиц, решения и действия которых могут быть обжалованы в суд. Действие положений Закона в отношении государственных служащих распространено также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, на основании ст. 2 Закона об обжаловании относятся «коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности».

Закон об обжаловании устанавливает пределы своего действия, значительно расширяя сферу судебного контроля за исполнительной властью. Общее правило состоит в том, что в соответствии со ст. 3 «Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ;

действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования».

Общее право жалобы, которым наделяются все граждане без исключения, реализуемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подразделено на два вида: а) право на административное обжалование (в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию) б) право на судебное обжалование.

Вместе с тем, часть 2 ст. 4 Закона об обжаловании не исключает право гражданина сначала использовать административный канал обжалования. В этом случае соответствующий орган (должностное лицо) должны рассмотреть жалобу в срок до 1 месяца.

Статья 5 Закона устанавливает предельные сроки обращения с жалобой в общий суд. Если гражданин обращается в суд непосредственно, минуя административный канал обжалования, то в этом случае он должен подать жалобу в течение «трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его права». Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос и об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. По смыслу жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение.

При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить это решение вообще. Нормативные правовые акты, нарушающие права и свободы граждан могут быть признаны недействующими в соответствии со ст. 251-253 ГПК РФ.

Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации, закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях. Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса гражданина, как лица, выполняющего те или иные социальные функции, являющегося участником трудовых, юрисдикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.

Вывод: Конституция РФ провозгласила, что Россия есть демократическое, правовое государство, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства. К сожалению, большая часть населения России обладает низкой правовой культурой, не знает своих прав и не может отстоять их в суде.

Защита гражданских прав и ответственность за их нарушение

Способ защиты права категория материального (регулятивного) права. Способы защиты права перечислены в Гражданском кодексе РФ (ст. 12): защита гражданских прав, осуществляется посредством признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и т.д .

От способа защиты права отличается форма защиты права.

Форма защиты права – категория процессуального характера. Под формой защиты права понимается определяемая законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его исполнением . Применение перечисленных в законе способов защиты права, т.е. определенных мер принуждения к нарушителю права, осуществляется не одной, а несколькими формами защиты права.

Можно выделить четыре признака защиты:

1) Правоприменение

2) Восстановление нарушенного, или оспоренного права

3) Правонарушение

4) Наличие нарушителя

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют суды общей юрисдикции, включая мировых судей, арбитражные, третейские суды. Функции по защите и охране бесспорных прав и охраняемых законом интересов выполняют также нотариусы и другие должностные лица, имеющие право совершать нотариальные действия, а также комиссии по трудовым спорам и др.



Правила подведомственности и подсудности, позволяют определить, в какой из перечисленных субъектов следует обращаться за защитой своих прав.

Подведомственность – это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного орган.

Подведомственность разделяется на единичную, в силу которой разбирательство дела вправе осуществлять только один суд, и множественную, когда разрешение дела могут проводить различные органы.

Судебная форма играет ведущую роль среди различных форм защиты права, как универсальная, исторически сложившаяся, детально регламентированная нормами гражданского процессуального права .

Правосудие – это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел, в том числе и гражданских, которая осуществляется в установленном законом процессуальном порядк е.

Судебная власть представляет собой имеющую свои особенности в организации и компетенции особую разновидность государственной власти, делегированную государством специально уполномоченным государственным органам – судам, которая реализуется конкретными должностными лицами (судьями) для выполнения ими правозащитных функций с использованием в необходимых случаях силы принуждения .

Носителями судебной власти и, соответственно, уполномоченными законом на осуществление правосудия могут быть только судьи, а также привлекаемые в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжные заседатели.

Систему судов РФ можно описать следующим образом :

1. Конституционные суды в РФ:

Конституционный суд РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

Верховный суд РФ

Суды субъектов РФ

Городские (районные) суды

Мировые суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

Военная коллегия Верховного суда РФ.

Военные (флотские) окружные суды РФ.

Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

Федеральные арбитражные суды округов

Арбитражные суды округов

Арбитражные суды субъектов РФ

4. Иные суды, действующие на территории РФ.

Третейские суды

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Можно выделить следующие стадии гражданского судопроизводства :

Возбуждение гражданского судопроизводства;

Подготовка дела к судебному разбирательству;

Судебное разбирательство; производство в суде апелляционной инстанции;

Производство в суде кассационной инстанции;

Производство в суде надзорной инстанции;

Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам; исполнительное производство.

Право на судебную защиту – это конституционное право граждан и организаций .

Гражданским судопроизводством (гражданским процессом) называется порядок производства по гражданским делам, определяемый нормами гражданского процессуального права .

Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Основные функции юридической ответственности – охрана правопорядка и воспитание людей. Обе эти функции преследуют конкретную цель – предупреждение правонарушений. Она достигается только через исправление и перевоспитание правонарушителей, воспитание всех граждан в духе уважения законов.

Успешному осуществлению этих задач служат следующие основные принципы юридической ответственности: законность, обоснованность, справедливость, целесообразность, неотвратимость.

В соответствии с видами правонарушений юридическая ответственность классифицируется как уголовно-правовая, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, а также материальная .

Социально-правовая защита и поддержка семьи в Российской Федерации

Семейное право

Семейное право. Семья представляет собой своеобразный слепок общества, только уменьшенный по своим размерам. Семья – это ячейка государства и она осуществляет ряд важных функций:

Репродуктивная функция (рождение детей).

Экономическая функция (производство и потребление материальны благ).

3) Защитная (забота о здоровье, содержание и защита семьи).

Воспитательная и образовательная функция.

Эмоциональная (любовь супругов).

Функция социализации (передача детям социального опыта).

В юридическом смысле, семья представляет собой группу лиц, связанных между собой взаимными правами и обязанностями, которые возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).

Взаимные права супругов, родственников, детей регулируются и охраняются нормами семейного права – совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные отношения и связанные с ними имущественные отношения, которые возникают из брака, родства, усыновлением (удочерением). Отношения между членами семьи, урегулированные нормами семейного права, представляют собой семейные правоотношения.

Основными принципами семейного права являются добровольность брачных отношений, единобрачие, равенство прав супругов, приоритет семейного воспитания детей, обеспечение безусловной защищенности их интересов и прав, а также интересов и прав нетрудоспособных членов семьи.

Семейное право следует рассматривать как совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

Подача заявления в органы ЗАГСа не менее, чем за месяц до регистрации. В особых случаях (беременность, рождение ребенка непосредственная угроза жизни одной из сторон) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Вопросы при разводе: о разделе имущества супругов, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети, с кого и в каком размере удерживать алименты.

Брак признается действительным лишь при наличии гражданской дееспособности лиц, вступающих в брак. Вот почему душевнобольные, признанные таковыми по суду, не имеют права вступать в брак. Кроме того, закон разрешает бесплатно пройти добровольное медицинское освидетельствование лицам, вступающим в брак. В соответствии с п. 3 ст. 15 СК РФ основанием для обращения одного из супругов в суд с требованием о признании брака недействительным является только факт сокрытия другим супругом наличия у последнего ВИЧ-инфекции (СПИД) или венерического заболевания, передающихся половым путем. Кроме того, не допускаются законом браки между прямыми родственниками - братьями и сестрами, матерью и сыном, отцом и дочерью, а также между усыновителями и усыновленными. В России запрещено многоженство и не допускается вступление в брак, если жених (невеста) уже состоит в браке. Сокрытие этого факта также является основанием для признания брака недействительным.

Развод прекращает правоотношения между супругами на будущее после расторжения брака время: если супруги пришли к обоюдному решению о невозможности продолжения их семейной жизни, то при отсутствии у них обоих несовершеннолетних детей развод производится в органах ЗАГС независимо от наличия у них имущественных споров, если же имеются дети - то вопрос решается в суде. В этом случае суд, убедившись в добровольном согласии сторон, расторгает брак без выяснения причин. Суд вправе попытаться примирить супругов, но только в том случае, когда кто-то из супругов не соглашается на развод. Если же примирительная процедура в течение 3-х месяцев не дала положительных результатов, суд расторгает брак. В соответствии с новым Семейным кодексом бывшие супруги не вправе вступить в новый брак, пока не получат в органе ЗАГС свидетельства о расторжении предыдущего брака.

Личные права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов

СК РФ вводит в соответствии с новым Гражданским кодексом существенные изменения в имущественные правоотношения супругов. Эти отношения складываются из владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим членам семьи. Во всех имущественных отношениях права и обязанности имеют только отдельные члены семьи.

Причем, дети не имеют права собственности на имущество, принадлежащее родителям.

Закон различает добрачное имущество, принадлежавшее мужу (жене) до вступления в брак, и имущество, приобретенное во время брака.

СК РФ различает законный и договорный режимы имущества супругов.

Права и обязанности родителей и детей

Правовое положение ребенка в семье определяется не с точки зрения прав и обязанностей родителей, а с точки зрения интересов самого ребенка и включает следующие основные права ребенка:

Жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей, получать от них (а при их отсутствии от ответственных за это лиц) заботу и надлежащее воспитание;

Ребенок вправе рассчитывать на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства, на общение с обоими родителями и другими родственниками, на защиту своих прав и законных интересов, в т.ч. путем самостоятельного обращения в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста-в суд. Дети имеют по закону право выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся их жизни; имеют право на фамилию, на получение содержания и право собственности на принадлежащее им имущество.

Алиментные обязательства

Семейный кодекс РФ содержит большой специальный раздел, нормы которого регулируют алиментные обязательства членов семьи. Алименты - в переводе с латинского - содержание, пища.

Как правило, алиментные обязательства возникают при разводах родителей. Алиментные обязательства обеспечивают получение средств на содержание нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи от других членов. Эти обязательства носят строго личный характер и существуют, пока живы оба их участника - плательщик и получатель алиментов, лишь со смертью одного из них обязательства прекращаются.

Обязанность доставлять средства на содержание нуждающимся членам семьи имеют: оба родителя в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся детей; взрослые дети в отношении родителей; супруги (в установленном законом случаях - бывшие супруги) в отношении друг друга, при наличии определенных условий - братья и сестры, дедушка и бабушка в отношении внуков и внуки в отношении бабушки и дедушки; воспитанники в отношении фактических родителей, пасынки (падчерицы) в отношении отчима и матери. Этот перечень является исчерпывающим.

Алименты могут выплачиваться обязанным лицом лично или пересылаться по почте, переводиться на личный счет получателя в банке, могут уплачиваться и иным путем. Без обращения в суд возможно нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов, которое заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты и их получателем, равно как и законными представителями этих лиц. В одностороннем порядке изменение такого соглашения не допускается и дело должно рассматриваться в суде.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов они взыскиваются в судебном порядке, причем размер алиментов на несовершеннолетних детей установлен законом в процентном отношении к заработку и/или иному доходу родителя: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины. Суд вправе также определять размер алиментов одновременно в долях к заработку (доходу) родителя и в твердой денежной сумме.

СК РФ представляет широкие возможности сторонам самостоятельно определять способы и порядок уплаты алиментов. В качестве уплаты алиментов допускается и предоставление определенного имущества (квартиры, жилого дома, земельного участка и т.п.).

Если лицо, обязанное по решению суда уплачивать алименты, не имеет заработка, достаточного для уплаты алиментов, исполнительный лист передается судебному" исполнителю, который осуществляет взыскание алиментов из денежных средств лица, находящихся в банке или иных кредитных учреждениях, или из его средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям. Взыскание может быть обращено и на любое иное имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Особый раздел СК РФ посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Защита их прав и интересов возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Законодатель отдает приоритет семейному воспитанию таких детей и подробно регламентирует его различные формы: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья.

С целью более полного обеспечения прав родителей при усыновлении предусматривается судебный порядок установления усыновления, повышаются требования к будущим усыновителям.

Обязательным условием усыновления ребенка является получение согласия на усыновление от его родителей, если они живы, не признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными и не лишены родительских прав. Если родители усыновляемого не достигли возраста 16 лет, то необходимо получить не только их согласие, но необходимо согласие их родителей, т.е. бабушки и дедушки усыновляемого, или опекунов (попечителей), а при отсутствии опекунов или родителей - согласие органа опеки и попечительства.

Усыновление возможно и без согласия родителей усыновляемого, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком, уклоняются от его содержания и воспитания, а суд признал причины их отсутствия неуважительными.

СК РФ ввел новый институт: воспитание детей в приемной семье. Закон признает приемной семью, которая взяла на воспитание хотя бы одного ребенка. Труд приемных родителей по воспитанию детей (в отличие от опекуна, попечителя) является оплачиваемым. Размер оплаты, объем льгот, формы помощи и контроля приемной семьи разрабатываются и должны быть определены

Способы защиты прав и законных интересов граждан.

При нарушении прав граждан или организаций со стороны других лиц, а также какой-либо угрозе нарушения права в будущем и при отсутствии добровольного восстановления нарушенного права у потерпевшего всегда возникает объективная потребность применения определенных мер защиты (способов защиты) по отношению к обязанной стороне.

Как известно, способ защиты права является категорией материального (регулятивного) права.

В ст. 12 ГК перечислены все способы защиты права, которое осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и т. д.

Помимо «способа защиты права» существует также и «форма защиты права», которая является категорией процессуального характера.

Под формой защиты* права в гражданском судопроизводстве, в отличие от способа защиты права, следует понимать определяемую законом деятельность компетентных органов по защите права, заключающуюся в установлении фактических обстоятельств гражданского дела, применении соответствующих норм права, определении способов защиты права и вынесении решения. Применение к нарушителю перечисленных в законе способов защиты права осуществляется не одной, а несколькими формами защиты права.

* Под «формой» защиты субъективных прав следует понимать определенный порядок защиты права тем или иным юрисдикционным органом (органом рассмотрения и разрешения гражданских дел).

Действующее законодательство предусматривает судебную, общественную и административную формы защиты права, отдавая приоритет судебной форме. Многообразие форм защиты права объясняется правовыми традициями, спецификой подлежащих защите или охране прав, сложностью или, наоборот, простотой наличия правоотношений между сторонами гражданского процесса и защиты соответствующих прав и т.д.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах. Как известно, любые гражданские правонарушения и юридические споры создают помехи в деятельности граждан и организаций.

Спор о праве представляет собой индивидуальный юридический конфликт граждан или организаций, столкновение их интересов и стремлений. В споре его участники противостоят друг другу, но так как они равноправны, конфликт не может быть устранен желанием и волею одного из субъектов, а разрешается только совместными усилиями сторон или в исковом судебном порядке.

Известны два вида спора о праве: нарушение прав лица и оспаривание их другим участником. Объектами спора при нарушении прав лиц являются, как правило, имущество или нематериальные ценности. Способ нарушения при этом не имеет квалифицирующего значения. Права могут быть нарушены совершением преступления, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, причинением вреда и т.п.

При оспаривании прав другим участником спорные правоотношения становятся неопределенными, неясными. В результате неочевидны взаимные права и обязанности участников, что затрудняет их осуществление. Данный вид спора о праве возникает при выдвижении требований на авторство какого-либо произведения, при заявлении о недействительности заключенной сделки или брака и т.п. Оспаривание возникает и при предъявлении в суд неосновательного иска.

Разграничение споров о праве на указанные виды имеет практическое значение. Защита права при его нарушении состоит в восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждении к исполнению обязанности в натуре; возмещении убытков; во взыскании неустойки; в компенсации за моральный вред и т.п., а при оспаривании - в признании права или признании оспоримой или ничтожной сделки недействительной и др.

Такая форма защиты права, как самозащита, характеризуется тем, что заинтересованное лицо самостоятельно принимает соответствующие меры к пресечению правонарушительных действий (ст. 14 ГК). Это самая древняя форма правовой защиты. Она наиболее проста, но результативна.

Вместе с тем при самозащите велика опасность неправомерных действий, проявления незаконности со стороны защищающегося субъекта, который, например, либо неверно оценивает ситуацию или защищает права, ему не принадлежащие, либо применяет меры, не предусмотренные законом. Именно поэтому в ст. 14 ГК специально оговорено, что способы защиты должны быть соразмерны нарушению.

Однако самозащита правомерна в некоторых предусмотренных законом случаях: необходимая оборона (ст. 1066 ГК) и крайняя необходимость (ст. 1067 ГК). Также законом установлена разновидность самозащиты в виде безакцептного списания кредитором с банковского счета должника суммы задолженности (п. 2 ст. 854 ГК).

Для самозащиты характерно то обстоятельство, что правозащитные действия совершает само заинтересованное лицо без и вне какого-либо нормативно установленного регламента.

Самостоятельную форму защиты права представляет также урегулирование споров о праве, суть которой заключается в совместных действиях спорящих сторон по ликвидации возникающего конфликта.

Участники спора заинтересованы в восстановлении нормальных, бесспорных правоотношений для осуществления своей экономической деятельности без помех и затруднений. Это в первую очередь относится к юридическим лицам, стремящимся к сохранению длительных, оптимальных для них правоотношений с контрагентами.

В настоящее время урегулирование споров о праве предусмотрено Положением о претензионном порядке урегулирования споров от 24 февраля 1992 года, а в отношении трудовых споров - Трудовым кодексом.

Суть урегулирования споров сводится к тому, что лицо, чьи права действительно или предположительно нарушены или оспорены, в нормативно определенный срок в письменной форме доводит свои притязания с приложением соответствующих документов до сведения второй стороны. Последняя, рассмотрев заявление, должна в определенный срок либо удовлетворить претензию, либо прислать мотивированный отказ. При урегулировании спора заинтересованные лица вправе обмениваться телеграммами, факсами, и использовать сеть Интернет.

Руководители спорящих сторон, а также их ответственные представители вправе встречаться для выработки экономически обоснованного и хозяйственно целесообразного решения. При рассмотрении трудовых споров участвуют заинтересованный работник, администрация предприятия и представители профсоюзной организации, которые на заседании комиссии по трудовым спорам выносят решение по спору.

Достоинства подобного урегулирования спора как способа правовой защиты, заключаются в простоте и быстроте, его целесообразности и эффективности,

Административный порядок защиты права заключается в том, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственного управления или местного самоуправления могут без вызова заинтересованных лиц и вне действующей процедуры принять решение о восстановлении нарушенного права или об устранении каких-то юридических неопределенностей. Так, прокурор может санкционировать выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом (ч. 2 ст. 90 ЖК).

Центральный банк РФ и его отделения вправе применять безакцептное списание суммы задолжника с его банковского счета при осуществлении банковского контроля. Органы местного самоуправления вправе взыскивать с организаций ущерб за потравы посевов и повреждение насаждений. Комиссии по делам несовершеннолетних в некоторых случаях могут производить денежные взыскания с родителей и попечителей подростков.

Любое решение, выработанное в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ч. 2 ст. 11 ГК), поскольку гражданско-процессуальный порядок рассмотрения и разрешения возникшего спора является наиболее совершенной формой защиты субъективных прав.

Судебная форма защиты права характеризуется следующими преимуществами:

1) защиту осуществляет специальный орган - суд, созданный только для рассмотрения споров о праве (термином «суд» обозначаются: суд общей юрисдикции, арбитражный и третейский суды);

2) суд разрешает заявленные требования на основе применения норм гражданского, семейного, трудового и другого права в порядке гражданской юрисдикции;

3) обстоятельства дела исследуются в режиме гражданской процессуальной формы, которая гарантирует законность и обоснованность разрешения спора;

4) защиту осуществляют беспристрастные судьи;

5) в разбирательстве дела активно участвуют стороны спора и другие заинтересованные лица.

Все это в совокупности повышает эффективность судебной процедуры и, в конечном счете, способствует правовому воспитанию граждан.

Процессуальная форма представляет собой последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения гражданского дела, включающий определенную систему гарантий. Соблюдение процессуальной формы - непременное условие законности судебных постановлений.

Для процессуальной формы характерны следующие черты.

1. Конституционные гарантии, прежде всего независимость суда и подчинение его только закону, гласность, в том числе национальный язык судопроизводства.

2. Нормы гражданского процессуального права в совокупности образуют процессуальную форму в широком значении; ею строго и исчерпывающе определяется и направляется процессуальная деятельность - в процессе допустимы только действия, предусмотренные процессуальным законом.

3. Решение суда должно основываться только на фактах, доказанных и установленных судом предусмотренными законом способами.

4. Лицам, заинтересованным в судебном решении, предоставляется право участвовать в разбирательстве дела судом для защиты своих интересов. Суд не вправе принять решение, не выслушав и не обсудив доводы этих лиц, явившихся по извещению суда в судебное заседание.

Процессуальная деятельность по защите нарушенного или оспоренного права регулируется гражданским процессуальным правом.

Еще по теме § 2. Формы защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций:

  1. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
  2. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА И ЗАКОНННЫЕ ИНТЕРЕСЫ. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ИХ ЗАЩИТЫ, МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ
  3. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. НЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
  4. 8.5. Формы распоряжения исковыми средствами защиты прав и интересов
  5. 1.4. Учет и защита прав и интересов граждан при нарезке избирательных округов
  6. § 3. Защита прав и законных интересов ответчика в заочном производстве
  7. Совершенствовать правовые формы защиты прав граждан от административного произвола.
  8. ГЛАВА 9. ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
  9. § 2. Обращение в суд с иском (заявлением) в защиту нарушенных прав и законных интересов другого лица
  10. § 6. Надзор за соблюдением конституционных прав и законных интересов граждан при осуществлении дознания и предварительного следствия
  11. 14.3. Защита прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации
  12. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -



Просмотров