Субъектом монополистических действий и ограничения конкуренции являются. Монополистические действия и ограничение конкуренции. Со стороны спроса

1. Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен -
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства -
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
Преступление выражается в монополистических действиях, совершенных путем установления монопольно высоких либо монопольно низких цен, либо в ограничении конкуренции путем раздела рынка, либо ограничении доступа на рынок, либо устранении с рынка других субъектов экономической деятельности, а также установления или поддержания единых цен.
Монополистическими действиями согласно Закону Российской Федерации от 22 марта 1991 года с последующими изменениями и дополнениями Федерального закона Российской Федерации от 25 мая 1995 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" являются такие действия субъектов экономической деятельности, которые противоречат положениям антимонопольного законодательства, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции на товарных рынках. В качестве таких субъектов могут выступать индивидуальные предприниматели, коммерческие организации либо федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления.
Монопольно высокой ценой товаров признаются такие цены, которые устанавливаются лицом, занимающимся хозяйственной деятельностью на товарном рынке с корыстной целью получения сверхприбыли за счет низкого качества товаров либо с целью денежной компенсации за покупку товара, иных затрат.
Монопольно низкой ценой товаров признаются такие цены, которые устанавливаются на товарном рынке продавцом с целью вытеснения с рынка других конкурентов посредством продажи убыточного товара либо иное действие, совершаемое с этой целью.
Ограничение конкуренции путем раздела рынка выражается в сговоре двух или более хозяйствующих субъектов, направленном на раздел товарного рынка либо по территориальному признаку, по объему продаж и закупок, закрепления "торговых точек" на рынке и т.д.
Ограничение доступа на товарный рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности может быть выражено в запрещении субъектами хозяйственной деятельности на ввоз на рынок товаров, препятствиями к торговле товаров продавцами. Кроме того, устранение с рынка других субъектов экономической деятельности может быть выражено в действиях психического либо физического насилия, применяемого к другим субъектам, либо учинении погромов "товарных точек" и т.д.
Установление либо поддержание единых цен на товарном рынке означает действия субъектов экономической деятельности, направленные на устранение конкурентов на рынке.
Уголовно наказуемыми признаются действия, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства (то есть виновный не требует передачи имущества при совершении данного преступления).
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет (индивидуальный предприниматель, руководитель коммерческой организации, должностные лица органов исполнительной власти или органов местного самоуправления).

Так, одной из них является чрезмерная монополизированность рынка. К сожалению, это достаточно частое явление.

Компании и индивидуальные предприниматели не хотят делить прибыль с конкурентами, именно поэтому они стараются всячески мешать появлению других лиц.

Конечно, это мешает развиваться не только рынку, но и государственной экономике в целом.

Государство теряет возможность повышать спрос, выходить на мировые рынки и так далее, что говорить уже о простых гражданах, которые лишаются рабочих мест и возможности выбора.

Именно поэтому уголовный кодекс не так давно обзавелся статьей, которая регулирует монополистические действия и конкуренцию на российском рынке.

Давайте попробуем рассмотреть все аспекты этой сложной статьи и выявить все основные плюсы и минусы ее нахождения в кодексе.

Понятие

Что такое монополия. В первую очередь это привилегированное положение одного товара или же услуги. То есть, организация, предоставляющая гражданам подобную услугу создает все условия для того, чтобы образование конкуренции свелось к нулю.

Сегодня в России очень много монополизированных мероприятии, которые господствуют на рынке и всячески стремиться вытеснять новичков и пока это у них неплохо получается.

Монополистические действия

Действия не являются монополистическими, если они противоречат канонам, которые признают действия монополистическими.

Однако, по заявлению главы правительства, совсем скоро подобное поведение будет пресечено самым, что не есть коварным способом.

Теперь поговорим о конкуренции.

Конкуренция

Под конкуренцией понимается многообразие товаров и услуг, а значит, широкий выбор для пользователя.

Конкурентоспособный рынок – залог хорошей экономики.

Проявляется это в том, что граждане распространяют свою покупательскую способность в разные сферы, разным организациям, а это, несомненно, обеспечивает весомый приток налогов .

Недопущение

Недопущение конкуренции понятие достаточно неправильное, но к сожалению, часто встречающееся.

Предприятия монополисты всячески вставляют палки в колеса новичкам и не дают развиваться.

Тем самым они лишают покупателей право выбирать среди разнообразия товаров и собственно, в какой то степени приносят убытки нашему государству.

Устранение

Как устранить конкуренцию? Вопрос достаточно несложный, особенно если вы глава крупного предприятия, страшно нежелающего иметь соперника. Наверняка можно придумать разные способы.

Это может быть запрет сотрудничества с другими поставщиками или же информационная война и другие способы давления.

К сожалению, многие монополисты лучше всего усвоили тот факт, что давить начавший развивающийся бизнес нужно еще в самом зачатке.

Именно поэтому необходимо сделать все для того, чтобы ваш бизнес продержался на плаву хоть какое-то время.

Ограничение

Ограничения конкуренции делаются самим государством. Такие виды производимых вещей как военная техника и многие другие виды оружия или же оборудования не должны стать всеобщим достоянием.

Их должны производить в строго ограниченных количествах и строго ограниченные предприятия. Только в этом случае внутри государства не будет хаоса.

Со стороны спроса

Как называется конкуренция со стороны спроса?

Она возникает при установлении слишком низкой цены на товар и появляется дефицит, который в свою очередь провоцирует продавцов диктовать свои условия, а покупателей – подстраиваться под них. Это конкуренция покупателей .

Такая конкуренция, если вы являетесь жителем Советского союза была практически все время его существования – покупательская способность у граждан была, а вот тратить ее было некуда.

Таким образом, подобная конкуренция ведет к застаиванию экономики.

Существуют еще редко встречающиеся рынки с крупными покупателями.

Олигопсония — рынок, на котором большая часть продаж уходит ограниченному числу крупных потребителей с большим числом продавцов.

Монопсония — крупный и единственный покупатель с большим числом продавцов.

Со стороны предложения

Конкуренцией со стороны предложения, называется конкуренция продавцов .

Ограниченность характеризуется контролем государства за ценообразованием.

И действительно, государство стремится контролировать все государственные процессы с этим связанные для того, чтобы обеспечить стабильный рост налогов.

Виды

Давайте разберемся с тем, что такое монополистические действия. Их называют монополистические действия, потому что ни неразрывно связаны с отношениями, в которыми говорят об определенных взаимодействиях граждан в сфере монополистических действий.

Подробнее разберем виды монополистических действий.

  1. Индивидуальная монополистическая деятельность.

    Выражается в невероятном злоупотреблении одной из сторон, а именно хозяйствующего субъекта, своим очень привилегированным положением, создание дискриминационных условий и т.д.

  2. Коллективная монополистическая деятельность. Выражается в виде соглашений или же деятельность имеющая некие условия договора, ограничивающие конкуренцию.

    Она предстает перед нами в виде определенных соглашений, которые запрещаются, если они могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен; создают препятствия к доступу на товарный рынок и т.д.

Это может быть соглашение конкурирующих субъектов или же такие же соглашения между неконкурирующими субъектами.

Способы недопущения, ограничения или устранения конкуренции

Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности – достаточно тяжелое преступление. Ответственность за него оговорена в статье 178 УК РФ .

В нем говорится о том, что ограничение конкуренции непременно жестоко наказано для того, чтобы точно не случился рецидив, и монополистический строй не будет возвращен.

Как происходит?

Как происходит недопущение монополистической деятельности и ограничение конкуренции?

Во – первых, существует большая необходимость контролировать появление на рынке новых организаций и оказывать им государственную поддержку для дальнейшего успешного развития.

Вторым важным способом является контроль со стороны правоохранительных органов . Именно таким образом создается равновесие в монополистической сфере.

Уголовно-правовая характеристика

Данное преступление характеризуется как деяние достаточно тяжкое, ведь нарушены не только гражданские интересы, но и государственные. Именно поэтому необходимо тщательно рассматривать состав.

Итак, необходимо тщательно разобрать состав преступления только потому, что именно от него зависит все, что необходимо знать о данном составе.

Так, к примеру, предметом данного преступления являются отношения, которые возникают в процессе экономических отношений.

Как правило, такие отношения завязываются по поводу финансовых правоотношений .

Состав преступления

Объект данного отношения — рынок, который неуклонно растет и развивается и не может больше сдерживать аппетиты монополии.

Под объективной стороной всегда предусматривается, какая либо преступная деятельность. В данном контексте она представляет собой действия, которые непременно направлены на конечный результат, а именно установление монополии и ликвидация конкуренции как таковой.

Если говорить о субъективной стороне , то она поможет нам установить психологию преступного поведения. Так, наверняка у преступника был мотив, ведь невозможно совершить это преступление по неосторожности.

Также немаловажен тот факт, что у преступника была цель, которая направлена на достижение такого результата.

Субъект преступления — это лицо, которое уже достигло возраста совершеннолетия и является полностью вменяемым. Только данное лицо может отвечать по своим обязательствам и своими действиями приобретать определенные права.

Именно поэтому второе условие субъекта данного преступления – это полная дееспособность.

Квалифицирующие признаки


Отграничение от смежных преступлений

Для того чтобы отграничить преступления друг от друга в первую очередь необходимо осознавать, что таится под преступлением в виде ограничения конкуренции.

Это конечно умысел на ослабевание рынка, а значит, под удар попадают интересы государства, тогда как в смежных составах государство не страдает, а страдают физические лица и организации.

Необходимо наличие умысла, которое будет подразумевать непременно наличие умысла на расторжение рынка, выбивание его из колеи.

Именно в этом состоит основное отличие смежных составов.

Как написать жалобу в ФАС?

Жалоба должна непременно предоставляться в письменной форме. Также необходимым условием является не только письменная форма, но и печать на компьютере.

Заявление от руки не принимается органами ФАС.

Еще одним непременным условием является подробное, однако, безэмоциональное разложение случившегося.

Так, получается, что каждое ваше утверждение должно соответствовать одной из статей уголовного кодекса и доказывать невозможность этого деяния.

Жалоба может быть написана на бланке определенного образца или же на листе формата А4.

Допускается составление жалобы представителем или же адвокатом.

Жалобы в ФАС.

Как происходит правовое регулирование (обеспечение) конкуренции и ограничение монополистической деятельности?

Разъяснительные беседы, санкции, предупреждения – эти и иные меры способствуют развитию конкуренции в нашей стране.

Они применяются досконально и всеми органами в системе правоохранительных органов и эти меры дают весьма неплохие результат, если полагаться на статистику.

Наказание и ответственность

Уголовный кодекс предусматривает штраф в размере до 3000000 рублей , исправительные работы на 300 суток или же заключение и отбывание наказания в исправительном учреждении на срок до 2 лет .

Квалифицированные признаки предусматривают отбывание наказание по закону на срок до 3 лет .

Пример из судебной практики

Крупные корпорации в Липецке не давали развиваться малому бизнесу, угрожающему забрать себе определенную нишу.

После очередного банкротства новой фирмы была подана жалоба и глав корпораций призвали к ответственности.

Заключение

Всегда невозможно сказать, потерпел ли ваш бизнес поражение самостоятельно или же ему помогли.

Однако если ему помогли, то непременно стоит обращаться за правдой в соответствующие органы и вам точно помогут.

Ответственность за монополистические действия и ограни­чение конкуренции предусмотрена в ст. 196 УК РК.

Объектом рассматриваемого преступления являются обще­ственные отношения, регулирующие добросовестную конку­ренцию хозяйствующих субъектов.

С объективной стороны данное преступление характеризу­ется:

1) монополистскими действиями, совершенными путем установления или поддержания монопольно высоких или мо­нопольно низких цен;

2) ограничением конкуренции путем раздела рынка, огра­ничения доступа на рынок, устранения с него других субъек­тов экономической деятельности, установления или поддержа­ния единых цен.

Монополистические действия и ограничение конкуренции регламентируются: Законом РК «О товариществах с ограничен­ной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 г., Законом РК «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 г., Законом РК «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998 г., а также Законом РК «О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности» от 19 января 2001 г.

Монополистическая деятельность - противоречащие анти­монопольному законодательству действия (бездействие) хозяй­ствующего субъекта, организационно-управленческих образо­ваний или органа государственной власти и управления, направ­ленные на недопущение, ограничение или устранение конку­ренции и причиняющие ущерб потребителям.

Монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хо­зяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положе­ние на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощ­ностей, и получения дополнительной прибыли в результате сни­жения качества товара.

Монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, уста­навливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим домини­рующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, зани­мающим доминирующее положение на товарном рынке в каче­стве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи дан­ного товара, результатом установления которой является или

может являться ограничение конкуренции посредством вытес­нения конкурентов с рынка.

Доминирующее положение - исключительное положение хо­зяйствующего субъекта или организационно-управленческого образования на рынке товара, оказывающее отрицательное вли­яние на конкуренцию, затрудняющее доступ на рынок других хозяйствующих субъектов или иным образом ограничивающее свободу их экономической деятельности.

Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производ­ство тех товаров, которые требуются потребителю.


Статья 5 Закона РК «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998 г. запрещает заключение и исполнение любых со­глашений между конкурентами о ценах, разделе рынков, уст­ранение других предпринимателей и об иных условиях деятель­ности, направленной на устранение или существенное ограни­чение конкуренции.

Органам государственной власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограни­чивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают доминирующее положение или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных из них, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограни­чение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйству­ющих субъектов или граждан (ст. 6 названного Закона).

Хозяйствующие субъекты - любые юридические и физичес­кие лица, осуществляющие хозяйственно-коммерческую дея­тельность и выступающие участниками товарного оборота.

Организационно-управленческие образования - объединение хозяйствующих субъектов, пользующихся правами юридичес­кого лица, в единую организационную систему, имеющую орган управления, который осуществляет распределительные функ­ции по отношению к этим субъектам (концерн, ассоциация, союз, кампания и т. п.).

Анализируемый состав преступления материальный. Для привлечения виновного к уголовной ответственности обязатель­ным условием является причинение крупного ущерба гражда­нину, организации или государству. Крупный ущерб определя­ется аналогично порядку, оговоренному в примечании к ст. 189 УКРК.

Субъектом преступления являются физические вменяемые лица, достигшие 16 лет. Чаще всего им выступают руководите­ли коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуаль­ные предприниматели.

С субъективной стороны анализируемое преступление совер­шается с прямым умыслом. Мотив, которым руководствовался виновный при совершении настоящего преступления, не влия­ет на квалификацию содеянного, однако учитывается при ин­дивидуализации наказания.

Квалифицированным видом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 196 УК РК, признается совершение соответствующих действий, указанных в ч. 1 данной нормы: а) неоднократно; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) лицом с использованием своего служебного поло­жения.

Монополистическая деятельность и ограничение конкурен­ции признается совершенной неоднократно, если она соверше­на два или более раза (ч. 1 ст. 11 УК РК). При этом необходимо выяснить, что за предыдущее преступление судимость не была снята или погашена в установленном законом порядке, либо за ранее совершенное преступление лицо не было освобождено от уголовной ответственности или не истек срок давности при­влечения к уголовной ответственности за предыдущее преступ­ление.

Группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 31 УК РК) признается группа лиц, состоящая из двух и более лиц, явля­ющихся субъектами данного преступления, которые до начала предварительно договариваются о его совершении.

Преступление признается совершенным организованной груп­пой, согласно ч. 3 ст. 31 УК РК, если оно совершено устойчи­вой группой лиц, заранее объединившихся для совершения пре­ступления, предусмотренного ст. 196 УК РК.

При использовании яйцом своего служебного положения (спе­циальный субъект) общественная опасность монополистичес­ких действий и ограничения конкуренции намного возрастает. Так, например, Закон РК «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998 г. предусматривает широкие права уполномо­ченного органа запрашивать и получать информацию, в том

числе от юридических и физических лиц, а также от государ­ственных органов и органов местного самоуправления и от дол­жностных лиц этих органов, необходимую для рассмотрения фактов недобросовестной конкуренции 1 .

Особо квалифицированным составом преступления является совершение действий, предусмотренных чч. 1и2ст. 196УКРК: а) с применением насилия или угрозой его применения, б) с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.

Насилие, о котором идет речь в ч. 3 данной нормы, выража­ется в нанесении побоев, либо в причинении легкого или сред­ней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Причинение смер­ти или тяжкого вреда здоровью должно квалифицироваться по совокупности настоящего преступления и преступления про­тив жизни (ст. 96 УК РК), либо против здоровья (ст. 103УКРК).

Угроза применения насилия (психологическое насилие) выра­жается в угрозе совершить в отношении потерпевшего насиль­ственные действия (легкий или средней тяжести вред здоровью). Если указанные в чч. 1 и 2 ст. 196 УК РК действия совершены с применением насилия или с угрозой его применения и это на­силие или угроза связаны с требованием в виде действий иму­щественного характера, то в таких случаях действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений, а именно, по соответствующей части ст. 196 УК РК и вымогатель­ство, предусмотренное ст. 181 УК РК.

Уничтожение имущества предполагает приведение его в пол­ную негодность, когда оно навсегда утрачивает свою хозяй­ственно-экономическую ценность.

Повреждение имущества предполагает приведение его в час­тичную негодность, т.е. без исправления поврежденное имуще­ство не может быть использовано по своему целевому назначе­нию.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Уго­ловный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан» от 21 декабря 2002 г. изменения внесены только в санкцию ч. 1ст. 196УКРК. Санкция указанной нормы дополнена словами «либо ограничение свободы на срок до двух лет». Так, наряду с предусмотренны­ми ранее наказаниями, такими как: штраф, арест, исправитель­ные работы и лишение свободы, применяемых за совершение рассматриваемого преступления, законодатель включил и та­кой вид наказания, как ограничение свободы 1 .

Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК). Закон предусматривает ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

В данной статье указываются две группы квалифицирующих признаков. Первая: совершение деяния неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Вторая: совершение деяния с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.

Статья 178 является новой, но тем не менее в ней с определенными изменениями воспроизводятся положения ст. 154 3 УК РСФСР. В ст. 178 УК РФ незаконные действия, связанные с установлением цен, рассматриваются лишь как способ совершения монополистических действий, а не как целостная характеристика объективной стороны преступления, включающая различные способы его совершения. В ней изменен перечень способов совершения преступления. Дана иная характеристика квалифицирующих обстоятельств. Устранена специальная ответственность только за неисполнение законных предписаний антимонопольных органов, предусматривавшаяся ст. 175 1 УК РСФСР.

В ст. 178 даны признаки нескольких составов преступления, которые разграничиваются: а) по способу совершения монополистических действий и ограничения конкуренции; б) по квалифицирующим признакам двух степеней тяжести.

Цель статьи - уголовно-правовая охрана порядка и правил эффективного функционирования товарного рынка, предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, препятствующих осуществлению своих прав и возможностей иными хозяйствующими субъектами, а также охрана прав и интересов отдельных граждан и государства, не выступающих в качестве хозяйствующих субъектов.

Социально-поведенчески монополистические действия и ограничение конкуренции представляют собой различные способы незаконного экономического и внеэкономического воздействия на более слабого или временно находящегося в затруднительной ситуации участника рынка.

Монополистические действия (в соответствии со ст. 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. с изменениями и дополнениями от 24 июня 1992 г. и 25 мая 1995 г.) * , составляя содержание монополистической деятельности, определяются как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

* Ведомости РСФСР. 1991.-№ 16. Ст. 499; 1992. № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977.

Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов на рынке, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

Монопольно высокой ценой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена согласно названному Закону - это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счёт продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, с целью ограничения конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка * .

* Решением Министерства экономики РФ установлены минимальные цены, в частности, на алкогольную продукцию крепостью выше 28 (33,6 руб за 1 л) при оптовой продаже; 36,5 руб. за 1л - при розничной // Российская газета. 1998. 19 апр.

Доминирующим положением на рынке является исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия, обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего, субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

К занимающим доминирующее положение на рынке в соответствии с положениями Закона о конкуренции субъект может быть отнесен путем включения в реестр предприятий-монополистов. Доминирующее положение при наличии нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара признается, если данная группа в совокупности имеет долю на рынке определенного товара более 35%.

Ограничение конкуренции рассматривается как вид монополистической деятельности, которая осуществляется путем принятия нарушающих права участников рынка актов и иных действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также соглашений хозяйствующих субъектов между собой.

Однако действия хозяйствующего субъекта, формально образующие монополистическую деятельность, могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для товарного рынка (п. 2 ст. 5 Закона о конкуренции).

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" * устанавливает особый порядок отношений с участием субъектов естественных монополий, под которыми понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, т. е. такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, .не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

* СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

Закон устанавливает следующие сферы деятельности субъектов естественных монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Объективная сторона включает действия различного содержания, которые могут совершаться также с квалифицирующими признаками. Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178).

Объективная сторона этого преступления включает два самостоятельных деяния: 1) установление монопольно высоких или монопольно низких цен (т.е. монополистические действия) и 2) разделение рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен (т.е. ограничение конкуренции).

Наступление каких-либо вредных последствий для признания преступления оконченным при этом не требуется (формальный состав).

Разделение рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности - различные действия cyбъектов предпринимательской деятельности (в том числе их сговор) вопреки закону.

Субъект преступления - физические лица, достигшие 16-летнего возраста. Субъективная сторона - вина в форме прямого умысла.

По ч. 2 ст. 178 наступает ответственность за те же деяния, совершенные неоднократно, группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой. Часть 3 предусматривает ответственность за совершение преступления: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с уничтожением или повреждением чужого имущества либо в) с угрозой его уничтоженния или повреждения при отсутствии признаков вымогательства.

Становление цивилизованного рынка в России немыслимо без развития конкурентной борьбы. Именно она является стимулом к дальнейшему совершенствованию производства, повышению качества продукции, снижению цен, а в конечном итоге - росту жизненного уровня населения. Для обеспечения нормальной конкурентной борьбы в странах с рыночной экономикой создано антимонопольное законодательство. Аналогичный процесс происходит и в нашей стране.

Статья 178 УК РФ устанавливает ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции. Однако при применении ее на практике возникает много вопросов1 1 Гордейчик С. Андреев А. // Российская юстиция. - 1998. - №7..

Прежде всего чрезмерно расширена возможность применения уголовно-правовых мер. Перечень деяний, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства, содержится в ст.ст.6-10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон), причем подавляющее большинство из них подпадает под признаки преступления, предусмотренного ст.178 УК РФ. Например, введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, необоснованное воспрепятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, запрещение на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой, ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров, создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам. Все это является не чем иным, как ограничением конкуренции (ч.1 ст.178 УК РФ).

Установление монопольно высоких (низких) цен, раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков) воспроизведены в диспозиции ч.1 ст.178 УК РФ.

Кроме того, ряд действий, указанных в Законе как нарушение антимонопольного законодательства, напрямую связаны с преступлениями. Так, изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен (абз.1 п.1 ст.5 Закона), чаще всего связано с установлением монопольно высоких цен; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др. (абз.2 п.1 ст.5 Закона) представляют собой одну из форм ограничения доступа на рынок. Подобный подход законодателя возлагает на правоохранительные органы обязанность прибегать к уголовному преследованию в большинстве случаев нарушения антимонопольного законодательства, что вряд ли оправданно.

К примеру, по указанию начальника одного из отделений железной дороги, занимающей доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок, был запрещен выход на пути общего пользования тепловозов, неподведомственных МПС.

Сотрудники городской администрации и областного управления российской транспортной инспекции ограничили самостоятельность хозяйствующих субъектов, предоставлявших услуги по перевозке пассажиров, обусловив утверждение паспорта названного маршрута и продление действия лицензии на пассажирские перевозки автомобильным транспортом вступлением хозяйствующих субъектов в союз предприятий и предпринимателей автомобильного транспорта. Через это образование администрация города имела возможность регулировать цены на оказываемые услуги. Описанные деяния образуют состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.178 УК РФ.

Общепризнанно, что криминализация деяния уместна тогда, когда нет и не может быть нормы, достаточно эффективно регулирующей соответствующие отношения методами других отраслей права (гражданского, трудового или административного).

Представляется целесообразным использование уголовно-правовых мер в борьбе лишь с наиболее опасными видами нарушений антимонопольного законодательства, причиняющими существенный вред правоохраняемым интересам. Для этого предлагаем в конструкцию объективной стороны анализируемого состава преступления ввести признак "причинение существенного вреда".

Результатом совершения данного преступления, как правило, является вред, причиняемый хозяйствующим субъектам. Так, в одной из областей были введены обязательность платного подтверждения сертификата на ввозимую в область продукцию, квотирование ввоза, повышенный размер сбора для предприятий, торгующих ввезенной продукцией. В итоге каждой из трех фирм, торгующих товарами, произведенными в другой области, был нанесен ущерб в размере, превышающем 50 млн. рублей.

Нередко вред наносится и потребителям. В одном из крупных промышленных городов рынок ритуальных услуг был поделен между муниципальными предприятиями. Созданию новых предприятий препятствовали представители местной администрации, производящие регистрацию. Это позволяло муниципальным предприятиям бесконтрольно повышать цены.

Ввиду того, что рассматриваемые преступления совершаются в сфере экономической деятельности, т.е. в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, последствия от их совершения должны носить материальный характер. Причинение же неимущественного вреда должно влечь применение гражданско-правовых мер.

Материальные последствия могут выступать в виде прямого ущерба, а также упущенной выгоды (неполучения должного).

Определенный интерес представляют случаи нарушения антимонопольного законодательства со стороны должностных лиц органов власти и управления. На практике возникают непростые вопросы: как квалифицировать действия депутатов представительных органов в случае издания правового акта, ограничивающего доступ на рынок хозяйствующих субъектов? как оценить действия должностных лиц, выполняющих требования незаконного правового акта, изданного органами государственной власти?

Нарушения антимонопольного законодательства со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления получили распространение с расширением полномочий последних. Чаще всего депутаты различных уровней принимают нормативные акты, запрещающие ввоз на территорию определенного региона различных товаров, устанавливающие незаконные требования о получении лицензий товаропроизводителями из иных регионов, об уплате налогов и сборов.

Подобные акты принимаются коллегиально. Но вместе с тем суть их - ограничение конкуренции с признаками преступления, предусмотренного ч.1 ст.178 УК РФ. Субъектом преступления придется при этом признавать всех членов депутатского корпуса, проголосовавших за подобное решение. Однако если голосование проводилось тайно, есть основания полагать, что виновных не найти.

Принятие незаконного решения представительными и исполнительными органами создает лишь предпосылки для ограничения конкуренции. Реально права хозяйствующих субъектов нарушаются в результате действий должностных лиц, их выполняющих (исполнителей). К примеру, администрацией области было издано постановление, которым владельцы автотранспортных средств обязывались осуществлять противоугонную маркировку на конкретном предприятии, а при ее отсутствии автомашины к прохождению ежегодного техосмотра не допускались. В описанном случае реальный вред причинялся действиями сотрудников ГАИ.

И последнее: неясно, требуется ли дополнительная квалификация действий должностных лиц, нарушающих требования антимонопольного законодательства, по нормам главы 30 УК РФ.

Так, главой администрации области издано постановление, согласно которому одно из акционерных обществ было наделено исключительным правом осуществлять торговлю ликероводочными изделиями в режиме работы с 19.00 до 23.00. Поскольку указания о специальном субъекте преступления в ч.1 ст.178 УК РФ не имеется, содеянное при наличии иных признаков подлежит дополнительной квалификации по нормам, устанавливающим ответственность за должностные преступления.



Просмотров