Сту по пожарной безопасности. Согласование и разработка специальных технических условий по пожарной безопасности Разработка специальных технических условий по обеспечению пожарной безопасности

Разработка и согласование (специальные технические условия) СТУ на обеспечение пожарной безопасности – это технические нормы проектирования, которые разрабатываются на конкретный объект капитального строительства, для которого недостаточно или не установлены требования пожарной безопасности и надежности в действующей нормативно – правовой документации.

Стоимость разработки СТУ на обеспечение пожарной безопасности

Название Вид работ/услуг Стоимость [руб.] Действие
Изготовление СТУ Разработка специальных технических условий (СТУ) на обеспечение пожарной безопасности и сопровождение в согласующих организациях 900 000 RUB Заказать услугу
Инженерные мероприятия Разработка комплекса инженерных мероприятий (КИМ) 450 000 RUB Заказать услугу

Предоставляем свои услуги в разработке и согласовании специальных технических условий (СТУ) для объектов любых функциональных назначений и сопровождает при согласовании в Минрегионе РФ и МЧС РФ. Знания наших специалистов позволяют быстро и успешно разрабатывать и согласовывать СТУ для заказчиков с положительным результатом.

Порядок разработки и согласования специальных технических условий устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности в соответствии с Приказом от 01.04.2008г. №36.

В специальных технических условиях должны содержаться следующие данные:
  • детальное обоснование необходимости разработки СТУ и недостающие нормативные требования для данного конкретного объекта;
  • перечень вынужденных отступлений от требований действующих технических нормативных документов;
  • сведения об инвесторе (заказчике), генеральной проектной организации и разработчике СТУ;
  • описание объекта в целом и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений с приложением схемы организации земельного участка и чертежей архитектурно-планировочных решений.
Разработка сту по пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
  • Приказ Министерства регионального развития РФ от 01.04.2008г. №36. О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства;
  • Федеральный закон от 22 июля 2008г. №123-ФЗ. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности;
  • Федеральный закон от 30.12.2009г. №384-ФЗ. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений;

СП 2.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты.

Специальными техническими условиями являются правила проектирования, отдельно разрабатываемые для уникального строительного объекта, в том числе опасного производственного объекта, для которого в общих нормативных документах нет определений нормативных требований относительно их пожарной безопасности. Для таких объектов в соответствии с нормами и правилами Российской федерации разработка СТУ является обязательной частью проектной документации.

Степень обеспеченности планируемого к строительству объекта действующими нормативными положениями ИКЦ ПТБ делит разработку СТУ на три вида.

Нормы первого вида содержат технические требования на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В эти нормы входят и иные объекты, при составлении проекта которых не достаточно требований по надежности и безопасности, которые установлены нормативными техническими документами.

Нормы второго вида отличаются особыми техническими требованиями, предъявляемыми для обеспечения сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью 9 баллов.

Нормы, которые содержат технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности относятся к третьему виду.

Разработка СТУ начинается с получения исходных данных относительно конкретного объекта. Идет ознакомление с принципиальными техническими решениями объекта, в том числе объемно-планировочными и конструктивными решениями, применяемыми материалами и изделиями. Применимы ли они в целом к объекту или его частям, отдельным видам конструкций или инженерным систем.

Необходимы так же отчеты по инженерным изысканиям.

Анализируя имеющуюся нормативную базу конкретного объекта, служащего основой для выработки недостающих нормативных положений, разрабатывают отсутствующие СТУ по определенным направлениям.

Министерство регионального развития Российской Федерации проводит согласование СТУ. Прежде чем предоставить проект СТУ в Минрегион России он направляется в организацию, сведения, о которых внесены в реестр организаций по проведению научно-технической экспертизы СТУ для прохождения независимой научно-технической экспертизы.

Разработка СТУ для объектов любых функциональных назначений входит в услуги компании «РосТехПроект».

Будем рады сотрудничеству с вами.

В данной статье мы хотим подробно осветить такие вопросы как:

    входят ли специальные технические условия (СТУ) на проектирование в части обеспечения пожарной безопасности в состав проектной документации?

    можно ли сказать, что «разработка СТУ» входит в понятие «разработка (подготовка) проектной документации»?

Итак, что такое СТУ (Специальные технические условия) и из чего состоит проектная документация (ПД)? Состав проектной документации утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 (ред. от 10.12.2014) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Всё содержимое Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного Постановлением №87, это как раз и есть ответ на вопрос: из чего состоит ПД и что в себя включает?

Проектная документация для объектов капитального строительства состоит из нескольких разделов: Пояснительная записка, Архитектурные решения, Конструктивные и объёмно-планировочные решения и т.д. В том числе ПД содержит и раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (МОПБ), в который включаются описания и обоснования проектных решений в части обеспечения пожарной безопасности проектируемого объекта, включая графические материалы в виде структурных схем систем противопожарной защиты и схем эвакуации. СТУ по обеспечению пожарной безопасности не содержатся в составе какого-либо раздела проектной документации, а также не фигурируют в постановлении как самостоятельный раздел. О специальных технических условиях в Постановлении №87 упомянуто только однажды — в пункте 5:

«В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий. …»

Разработка СТУ должна предшествовать разработке проектной документации! Даже, если не погружаться глубоко в нормативно-техническую взаимосвязь между СТУ и проектной документацией, с точки зрения логики русского языка, уже понятно, что наличие слова «предшествовать» в п.5 Постановления №87 отделяет понятия «разработка СТУ» и «разработка ПД» друг от друга, формально расставляя эти два события по разным местам на временной шкале. Уже нельзя сказать что СТУ и проектная документация — это одно и то же.

Что такое СТУ? Исходя из того же пункта 5 Постановления №87, специальные технические условия — это документ, который содержит вновь разработанные нормы — те самые, недостающие или отсутствующие в нормативной базе РФ нормативные требования для проектирования конкретного уникального объекта или объекта с нестандартными проектными решениями. Примерно такое же определение «Специальным техническим условиям» дают ч. 8 статьи 6 Федерального Закона №384-ФЗ от 30.12.2009 (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ) и ч. 2 статьи 78 Федерального Закона №123-ФЗ от 22.07.2008 (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ). Приказ Минрегиона России №36 от 01.04.2008 (пункт 2) прямо говорит о том, что «СТУ являются техническими нормами , содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта».

Таким образом, СТУ по обеспечению пожарной безопасности — документ, содержащий нормы, нормативные требования .

Получается, что по своему техническому смыслу любые СТУ — это индивидуальный нормативный документ , в соответствии с требованиями которого осуществляется проектирование конкретного объекта, для которого СТУ и были разработаны.

На графической схеме (ниже) просто, но наглядно, показано, что нормативные требования в части обеспечения пожарной безопасности, включенные в СТУ, стоят в одном ряду с требованиями, содержащимися в других документах: ФЗ №123-ФЗ и в нормативных документах (Сводах Правил). Проектная организация, имея на руках разработанные и согласованные в установленном порядке СТУ по пожарной безопасности, разрабатывает все разделы ПД (особенно это касается раздела МОПБ) для своего уникального (нестандартного) объекта в соответствии со следующими группами «пожарных норм»:

    нормативными требованиями Федерального Закона №123-ФЗ,

    нормативными требованиями нормативных документов (Сводов Правил),

    нормативными требованиями СТУ.

Специальные технические условия по пожарной безопасности, Федеральный Закон №123-ФЗ и нормативные документы по ПБ – вместе составляют комплекс документов, формирующих единый, полный набор нормативных требований в области пожарной безопасности (для уникального объекта).

В данной статье мы не затрагиваем вопрос значимости и юридического статуса Специальных технических условий как нормативного документа, равного по статусу Сводам Правил, например. Мы рассматриваем только назначение и роль документа «Специальные технические условия» с нормативно-технической точки зрения, основываясь на определениях этого документа, закрепленных в законодательстве.

Понятно, что если Специальные технические условия содержат обоснование отступлений от нормативных требований пожарной безопасности, то это не могут быть отступления от требований ФЗ, это могут быть только отступления от требований Сводов Правил. Поэтому разработчик проектной документации имеет право при проектировании объекта рассматривать и применять требования СТУ, как более приоритетные, в части противоречащей требованиям Сводов Правил. Для этого собственно законодательством и предусмотрена возможность обоснования в СТУ отступлений от требований нормативных документов, коими являются Своды Правил, но не является ФЗ.

И кстати говоря, сам факт того, что документ «Специальные технические условия» является инструментом, позволяющим обосновать отступления от требований нормативных документов (СП), — это ещё один веский аргумент в подтверждение того, что СТУ — это, по смыслу, нормативный документ. Получается, что нормы, содержащиеся в СТУ, фактически способны заменить в определённой части нормы Сводов Правил в случае отступления от СП. Кроме того, часть 9 статьи 6 Федерального Закона №384-ФЗ от 30.12.2009 говорит о том, что согласованные в установленном порядке специальные технические условия могут являться основанием для включения содержащихся в таких специальных технических условиях требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. То есть, СТУ — это нормы для конкретного объекта, но они имеют теоретическую возможность «перекочевать» в нац. стандарты и СП, в случае массового применения и схожести.

Надо отметить, что существует несколько факторов, из-за которых может ошибочно показаться, что СТУ – это всё-таки часть проектной документации. Во-первых, СТУ – это, как и проектная документация, адресный, индивидуальный документ, который, как и все разделы ПД, разрабатывается для одного конкретного объекта кап. строительства. При этом, СТУ и проектная документация вместе должны направляться в органы Экспертизы. И если не погружаться глубоко в суть вопроса, то можно принять СТУ за раздел проекта. Только надо понимать, что на самом деле СТУ направляются в Экспертизу не в качестве раздела ПД, а в качестве нормативного документа, в соответствии с которым были разработаны разделы ПД, содержащие уникальные проектные решения. Во-вторых, несмотря на то, что по логике и в теории разработка специальных технических условий (адресного нормативного документа) должна предшествовать разработке проектных решений, на практике очень часто получается наоборот. Зачастую только в процессе проектирования можно понять, что заказчик строительства или проектная организация планирует применить нестандартное проектное решение, которое выходит за рамки актуальной нормативной базы в области ПБ, и для которого недостаточно нормативных требований по пожарной безопасности. То есть только тогда, когда уже началась разработка ПД, становится понятно, что объект превращается в уникальный (нестандартный) в той или иной степени, и поэтому необходима разработка СТУ по пожарной безопасности на проектирование этого объекта. Это влечет за собой ввод нового этапа «разработка СТУ», который выполняется параллельно разработке ПД. Поэтому может показаться, что СТУ – это просто один из разделов проектной документации. Возникает ситуация, при которой СТУ фактически подгоняются максимально близко, насколько это возможно, под уже готовое уникальное проектное решение, которое заказчик предполагает, планирует применить на своём объекте. И в принципе, такой ход событий является нормальным, если говорить о практической стороне вопроса: по-другому просто невозможно иной раз, не начав проектировать, выявить недостаточность норм и, как следствие, необходимость в разработке СТУ. Как же понимать тогда Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №87, в котором говорится о том, что разработке ПД должны предшествовать разработка и согласование специальных технических условий, если на практике всё получается вроде бы наоборот? Дело в том, что если говорить о взаимосвязи двух процессов: 1) разработка и согласование СТУ и 2) разработка и согласование ПД , в начале проектирования, то картина одна: как правило, действительно, первым начинается процесс разработки проектной документации. Однако слово «предшествовать» п.5 Постановления №87 несёт в себе более глубокий смысл. Если рассматривать как связаны оба эти процесса цельно, от начала и до конца каждого из них, на всём отрезке проектирования, то картина вырисовывается совсем другая. Сначала завершается процесс: разработка и согласование СТУ – то есть, официально появляются нормативные требования (после согласования СТУ в МЧС и в Минстрое). И только потом завершается процесс разработки и согласования (экспертизы) ПД – то есть официально появляется окончательный проект с положительным заключением Экспертизы. И даже если в самом начале проектирования заказчик строительства заложил в проект некое нестандартное проектное решение, то оно пока ещё является его планом ; заказчик может на этом начальном этапе только планировать и предполагать , что в будущем будут разработаны и согласованы СТУ, легализующие возможность использования этого уникального решения именно в том виде, в котором хочет заказчик. Полноценные основания для включения этого проектного решения в проект у заказчика появляются только после, того как официально получены нормы, по которым это проектное решение было (будет) спроектировано, то есть после разработки и согласования СТУ. Также надо понимать, что СТУ это далеко не всегда постоянный, неменяющийся документ, который от разработки 1-ой редакции и до окончания всех согласований не подвергается никаким корректировкам. Процедура согласования специальных технических условий заключается в том, что СТУ рассматриваются и обсуждаются на двух нормативно-технических советах МЧС России и Минстроя России по очереди, где члены советов (эксперты, учёные) могут посчитать необходимым откорректировать, доработать СТУ (имеют полное на это право). Поэтому специальные технические условия в процессе согласования могут преобразиться в такую редакцию, которая будет отличаться от планируемой в начале. Бывает, что корректировки, вносимые в СТУ на стадии согласования, носят принципиальный характер. Это бывает нечасто, но теоретически такое возможно в рамках действующей процедуры соглсасования СТУ. В этом случае, заказчику иногда приходится корректировать своё нестандартное проектное решение так, чтобы оно соответствовало требованиям окончательной редакции СТУ, учитывающей мнения членов НТС. Иначе проект не пройдёт Экспертизу, т.к. будет на лицо несоответствие проекта требованиям согласованных СТУ в части обоснования нестандартных решений. Именно в таких ситуациях и становится очевидным, что сначала должны всё-таки появится нормы в окончательном варианте (согласованные СТУ), полностью прошедшие те этапы создания, на которых были возможны какие-либо изменения, а уже потом появляется основание использовать в проекте планируемое ранее нестандартное проектное решение с учетом приведения проекта в точное соответствие с требованиями этих норм (полностью согласованных СТУ). И в конечном итоге проект разрабатывается в соответствии с СТУ, проект подгоняется под финальную редакцию СТУ (с учетом мнения членов НТС), а не наоборот.

СТУ по пожарной безопасности — это по сути нормативные требования, необходимые для проектирования нестандартного объекта, то есть это нормативный документ, который в идеале уже нужно иметь на руках к моменту разработки проектных решений (точно также как мы имеем на руках ФЗ №123-ФЗ и Своды Правил). И несмотря на то, что на практике почти всегда СТУ разрабатываются одновременно с ПД, — формально применять требования СТУ при проектировании можно только после разработки и согласования СТУ, когда этот документ приобретает свою финальную редакцию и официальный статус, пройдя через все необходимые нормативно-технические советы (МЧС России и Минстроя России).

Проектная документация — это по сути описание и обоснование (текстовое, графическое, расчетное) проектных решений. Как нельзя сказать, что фраза «описание проектных решений» по смыслу включает в себя «разработку нормативных требований», так и нельзя сказать, что термин «проектная документация» включает в себя «Специальные технические условия».

Специальные технические условия по своему определению в рамках действующего законодательства ни при каких обстоятельствах не могут входить в состав проектной документации, являться её составной частью или самостоятельным разделом проекта. СТУ — это нормы, которые необходимы проектировщику для разработки конкретных проектных решений (проектной документации).

Соответственно, такой вид деятельность как «разработка (подготовка) проектной документации» не может включать в себя по умолчанию такую работу как «разработка СТУ».

Необходимость написания данной статьи вызвана тем, что, на практике в рамках своей деятельности профессиональные разработчики СТУ постоянно сталкиваются со случаями полного непонимания и незнания со стороны заказчиков СТУ, генеральных проектных организаций, и даже экспертов государственной (или негосударственной) экспертизы простой истины: ни формально, ни технически, специальные технические условия (СТУ) по пожарной безопасности — это не проектная документация, а индивидуальный нормативный документ, имеющий свой (особый) статус.

Каким образом проявляется это непонимание, и к чему оно приводит, мы постараемся подробнее рассказать в следующих статьях на примере конкретных случаев из реальной деятельности в области разработки СТУ.

Разработка и согласование специальных технических условий (далее СТУ) - это сложная и кропотливая работа, процесс которой утвержден законодательством РФ:

  • ФЗ от 30 декабря 2012 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  • Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и пр.

Что такое специальные технические условия?

Если обратиться к законодательству РФ, то под СТУ понимают - технические нормы, которые содержат дополнительные к существующим или отсутствующие технические требования в сфере противопожарной защиты. Они отражают особенности инженерных изысканий проектирования, строительства, эксплуатации или демонтажа объекта. Говоря проще, специальные технические условия - это нормативный документ, который содержит требования к строительству (и прочим действиям) объектов различной направленности.

Когда требуется разработка и согласование специальных технических условий?

  1. Нормативно-техническая документация, в которой прописаны требования пожарной безопасности, не устанавливает требования к объекту. Иными словами, объект считается технически сложным и уникальным в плане инженерных изысканий (например, вокзал или аэропорт, «высотка», нефтедобывающая станция и пр.).
  2. Проектная документация содержит отступления от действующих на сегодняшний день нормативных требований в области пожарной безопасности (например, в объекте капитального строительства площадь пожарного отсека превышает установленные нормативы в сфере обеспечения пожарной безопасности).

Таким образом, разработка и согласование СТУ необходимы в случаях, если:

  • объект имеет уникальную направленность;
  • сооружение технически сложное с конструктивной точки зрения;
  • объект капитального строительства не соответствует техническим нормам (см. «Технический регламент») в области пожарной безопасности;
  • здание заказчика имеет отступления от нормативов, прописанных в проектной документации;
  • изначально строительство объекта велось без учета требований нормативных актов.

Чтобы избежать санкций во время проверки со стороны органов МЧС, в том числе и Государственного пожарного надзора, необходимы разработка и согласование СТУ. Эксперт учтет все уникальные особенности сооружения, а также обоснует отступления от законодательных норм. Кроме того, при разработке специальных технических условий специалист включит в пакет документов дополнения к техническим нормативам, а также комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий по противопожарной защите, которые отсутствуют в нормативной базе.

Разработка архитектурной концепции

На этом этапе дизайнеры и архитекторы создают для будущего объекта капитального строительства оригинальную концепцию, которая не имеет аналогов. В большинстве случаев это обусловливает применение нестандартных решений, при выполнении которых нарушаются нормативные правила, касающиеся пожарной безопасности. Устранить отступления от нормативных документов можно только одним способом - совершить разработку специальных технических условий, применимых к конкретному объекту. В процессе разработки СТУ наши эксперты:

  • предложат заказчику строительства неординарные технические решения, которые позволят воплотить на практике любые дизайнерские или архитектурные задумки;
  • проведут согласование специальных технических условий в Министерстве строительства РФ, а также МЧС.


Строительство и ввод в эксплуатацию объекта

Если на этапе строительства было обнаружено, что для объекта не были разработаны и согласованы в надзорных органах СТУ, которые отражают специфику системы обеспечения пожарной безопасности, а внесение корректив в объемно-планировочные или конструктивные решение невозможно, наши эксперты совершат разработку СТУ по пожарной безопасности, в частности:

  • распланируют ряд мероприятий, которые будут направлены на повышение уровня пожарной безопасности на объекте и приведение состояния сооружения в соответствие с требованиями нормативных документов;
  • проведут согласование разработанных для заказчика СТУ в Министерстве строительства России и МЧС.

Порядок разработки СТУ

Вам требуется разработка и согласование пожарных СТУ? Наши эксперты имеют богатый опыт в сфере написания нормативно-технической документации, в частности, специальных технических условий. Мы не только предложим заказчику строительства неординарные решения в плане монтажа сооружения, но и сможем оптимизировать проектную документацию согласно правилам противопожарной защиты.

Анализ технических решений объекта и нормативной базы

Изучив существующие нормативно-правовые акты, эксперты определят конкретные технические решения для вашего объекта.

Консультации с надзорными органами

При возникновении спорных моментов при разработке пожарных СТУ проконсультируемся в надзорных органах РФ: МЧС, Министерстве строительства, чтобы учесть любые технические нюансы сооружения.

Оценка соответствия требования ПБ

Проведем анализ объекта на соответствие требованиям противопожарной защите в процессе подготовки к разработке СТУ. При выявленных пожарных рисках проконсультируем заказчика строительства по мероприятиям их устранения.

Разработка СТУ

При создании документа мы поможем реализовать проектные решения, которые будут выходить за рамки утвержденных норм пожарной безопасности, а также определим оптимальные для объекта компенсирующие противопожарные мероприятия.

Передача документов

После согласования СТУ передадим официальные документы, заверенные надзорными органами, заказчику.

Сопровождение при согласовании в надзорных органах

Представим интересы заказчика строительства в государственных органах.

Подготовка документации

После утверждения СТУ заказчиком специалисты нашей фирмы передадут документы на согласование в надзорные органы: МЧС, Министерство строительства и пр.

Определение расчетных величин пожарного риска

В процессе работы эксперты оценят пожарные риски в сооружении, после чего обоснуют принятые проектные решения.

Необходима разработка СТУ по пожарной безопасности в сжатый срок? Мы готовы оказать вам свою квалифицированную помощь. Звоните по телефону - менеджеры ответят на все ваши вопросы!

Эксперты и лицензии

Русаков Павел Валерьевич

Генеральный директор
2008,высшее, Академия ГПС МЧС России
МИРБИС (проходит обучение по программе «Стратегический менеджмент и предпринимательство»)
2011 - Получил квалификацию для проектирования, монтажа и эксплуатации автоматических установок газового пожаротушения на базе ГОТВ 3М NOVEC 1230;
с 2012 года имеет право на проведение внутренних проверок системы менеджмента качества организации на соответствие требованиям стандарта ГОСТ ИСО 9001-2008;

Слободчиков Олег Андреевич

Первый заместитель генерального директора
2006,высшее, Академия ГПС МЧС России

2013, высшее, МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственное и муниципальное управление

С 2012 года имеет право на проведение внутренних проверок системы менеджмента качества организации на соответствие требованиям стандарта ГОСТ ИСО 9001-2008.
2013 - прошел квалификационные испытания в качестве должностного лица, проводящего независимую оценку пожарного риска, предъявляемым требованиям по направлению: обследование объекта защиты, проведение расчетов по оценке пожарного риска, подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

1 апреля 2008 года, несмотря на внешне несерьезный характер этой даты, глубоко изменило систему технического регулирования в России. Именно в этот день Министерство регионального развития Российской Федерации выпустило исторический приказ № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства», который кардинально поменял многолетний подход к проектированию зданий и сооружений с жесткого линейного соответствия действующим, и на тот момент во многом устаревшим СНиП или СП, на возможность некоторого отступления от существующих норм, хотя и с определенными оговорками про вынужденность этих отступлений.

С этого момента для всех людей, связанных со строительством, началась новая эпоха. Сначала очень аккуратно, опасливо, потом уже с большей уверенностью многие компании-заказчики пробовали использовать специальные технические условия при строительстве разнообразных объектов. Сейчас уже прошло более 5 лет с момента начала этого процесса, и в данном обзоре нам бы хотелось дать свой ретроспективный взгляд на историю разработки СТУ в России, благо мы сами не только были одними из пионеров в данной области, но и успешно продолжаем в ней работать по настоящее время.

В скором времени после выхода уже упомянутого приказа № 36 Минрегиона России мы приступили к разработке своего первого СТУ по тематике трубопроводного транспорта. Тема СТУ была очень специфическая, и никакой нормативной документацией не регламентированная: существовала построенная насколько лет назад линейная часть трубопровода не введенная в эксплуатацию, которую наш Заказчик хотел приспособить под перекачку ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов). Предмет СТУ, помимо редкой ситуации с построенным и брошенным трубопроводом, заключался в том, что в соответствии со СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» трубопроводы Ду500 вообще запрещается использовать для перекачки ШФЛУ. Также существовала проблема ненормативных сближений (по требованиям того же СНиП 2.05.06-85* для наибольшего разрешенного диаметра продуктопровода ШФЛУ (Ду400)) нашего трубопровода с различными объектами инфраструктуры. Тут следует отметить, что сами по себе эти расстояния были достаточно большими (около 1000 м), однако, после печально знаменитой аварии на магистральном продуктопроводе ШФЛУ «Сибирь-Урал-Поволжье», произошедшей 4 июня 1989 вблизи железнодорожного перегона «Аша — Улу-Теляк » под Уфой, требования к расположению магистральных трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы (СУГ), были сильно ужесточены.

Разработка первого СТУ была очень долгой, с проведением большого количества натурных испытаний металла труб, подтверждающих их соответствие существующим требованиям, с проведением предварительной внутритрубной диагностики линейной части и оценкой его текущего технического состояния. Сам получившийся документ содержал около 120 страниц и очень подробно раскрывал все аспекты проектирования, реконструкции, строительства, приемки в эксплуатацию и самой эксплуатации продуктопровода. Следует отметить, что часть разделов этих СТУ дублировала существующую НТД, но так как документ был первым, то подсознательно казалось, что больше не меньше, хуже от этого не будет. Пояснительная документация составляла и того больше - страниц 300, включая в себя подробный анализ риска для рассматриваемого трубопровода. Соответственно, обязательная на тот момент научно-техническая экспертиза таких огромных СТУ длилась более полугода, причем, так как образцов СТУ тогда еще не существовало, то требования к документу вырабатывались прямо по ходу экспертизы, которую в то время проводил Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ОАО ЦНС). В несколько итераций СТУ приобрели окончательный вид и положительное заключение экспертизы на них подписал сам И.Д. Красулин, руководитель разработки того самого СНиП 2.05.06-85*, от указаний которого наши СТУ и отступали. После этого, вместе с положительным заключением экспертизы, СТУ были направлены на согласование в Министерство регионального развития РФ, где, после проведения нормоконтроля и последующей редакторской правки, и были успешно согласованы. Забирали СТУ, как первенца из роддома - уж очень тяжело они дались…

В дальнейшем все остальные СТУ разрабатывались уже быстрее, появлялся опыт и у нас - разработчиков, и у экспертов, и у ответственных специалистов Минрегиона России, пока в один прекрасный момент не были изменены правила согласования СТУ. Вместо научно-технической экспертизы в независимой организации и последующего согласования СТУ Минрегионом, при самом Министерстве был создан научно-технический совет, который взял на себя часть функций экспертизы. Пока эта система не сформировалась, несколько месяцев получить согласование СТУ было практически невозможно.

Вообще все, что касается процедуры согласования специальных технических условий, за прошедшие 5 лет уже менялось несколько раз. Выходили и изменялись нормативные документы Министерства, содержащие требования к составу и оформлению СТУ. СТУ, как часть системы технического регулирования, были внесены в федеральное законодательство (пункт 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), менялся состав научно-технического совета и т.д. Да, что говорить, если даже ответственный орган федеральной власти за прошедшие 5 лет сменился уже трижды: сначала за согласование СТУ отвечал сам Минрегион России, затем Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой России), и вот теперь Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации (Минстрой России). То ли еще будет…

Но если отвлечься от самой процедуры согласования, то с помощью СТУ за прошедшее время нам удалось решить целый ряд технических проблем наших заказчиков, которые до появления этого могущественного инструмента остались бы нерешенными. В течение этих 5 лет мы разрабатывали СТУ на самые разнообразные объекты нефтегазовой промышленности: магистральные и промысловые трубопроводы, кустовые площадки, объекты очистки и переработки нефти и газа. Вот только краткий перечень тех вопросов, которые нам вместе с нашими заказчиками удалось решить:

  • размещение трассы трубопроводов в пределах действующей и перспективной застройки населенных пунктов;
  • размещение объектов на кустовых площадках в соответствии с новыми техническими требованиями (например, дополнительные требования к расстояниям между устьями скважин, количеству скважин на кусте и др.);
  • размещение трассы трубопровода на сокращенных расстояниях от объектов инфраструктуры;
  • оснащение трубопроводов механо-технологическим оборудованием в соответствии с условиями прокладки (например, изменение расположения и количества узлов запорной арматуры, запуска СОД);
  • изменение конструкции объектов (например, дополнительные требования к применению внутренней изоляции на промысловых нефтегазопроводах);
  • размещение площадочных объектов в соответствии с новыми техническими требованиями.

Но главное то, что все приведенные выше технические решения не только решали поставленные нашими заказчиками вопросы, но и обеспечивали необходимый уровень промышленной, пожарной или сейсмической безопасности объектов. Иногда для этого приходится не просто разрабатывать новые технические решения в рамках существующей концепции проектирования, но и предлагать новые подходы к самой концепции проектирования и обеспечения безопасности трубопроводов. Более подробно про один такой случай, а именно применение концепции исключения разрывов можно прочитать перейдя .

Правда, иногда удается решить проблемы заказчика и более простым способом. Вот пример. В одном известном северном регионе России было запланировано строительство установки комплексной подготовки газа (УКПГ). ВНТП 01-81 «Нормы технологического проектирования объектов газодобывающего предприятия и станции подземного хранения газа» п. 8.4. на установках подготовки газа для обеспечения непрерывности производства предписывают: «установки подготовки газа (первичной сепарации, низкотемпературной сепарации, абсорбционной осушки газа и др.) включают от 2 до 6 технологических линий, одна из которых используется в качестве резервной…». Следует отметить, что по действующему законодательству этот документ ВНТП 01-81 не является обязательным, однако местный филиал ФАУ Главгосэкспертиза России этого иногда не признает, и, так как никакой замены этому ВНТП до сих пор не вышло, требует следовать его нормам. В нашем же случае строительство отдельной резервной линии низкотемпературной сепарации на УКПГ было явно нецелесообразно ввиду прогнозируемой неравномерности объемов добываемой продукции на месторождении (максимальная добыча прогнозируется лишь в течение нескольких лет из планируемого времени эксплуатации).

Таким образом, построенная резервная линия будет иметь технологическое значение только около 30 % времени расчетной эксплуатации УКПГ. Все остальное время данный объект не будет иметь технологического значения, одновременно увеличивая потенциальную опасность УКПГ. Это связано с появлением на площадке дополнительного сложного оборудования, влияющего на прочность конструкции всего объекта и увеличивающего общую вероятность отказов.

Теперь сравним график поставки газа на рассматриваемую УКПГ с типичным распределением отказов по времени на любом промышленном объекте.

Из сравнения двух графиков очевидно, что период полной загрузки УКПГ совпадает с минимальным периодом отказов оборудования установки, а периоды максимальных отказов по причине начальных дефектов и износа соответствуют временным интервалам, когда УКПГ загружена не полностью, и резервом является одна из основных линий НТС. Исходя из этих посылок, нам удалось разработать и успешно согласовать СТУ на УКПГ, разрешающее строительство установки без резервной технологической линии на начальном этапе эксплуатации. Впоследствии при падении объемов газа и потенциальном увеличении отказов по причине износа в резерв было запланировано вывести одну из действующих линий.

Это всего лишь несколько примеров, каким образом с помощью СТУ можно принимать более гибкие проектные решения. Однако, самое главное при разработке специальных технических условий, это помнить о промышленной или пожарной безопасности проектируемого объекта. Все технические решения в СТУ должны быть обоснованы и надежность, и безопасность объекта после разработки СТУ должна быть, по меньшей мере, не ниже, чем существующие показатели промышленной безопасности и надежности объекта строительства, заданные действующими нормативными документами РФ и зарубежных стран. Всегда нужно помнить, что ответственность за принятые технические решения, даже при согласовании СТУ федеральными органами РФ, лежит на заказчике строительства и разработчике СТУ, и пользоваться этим очень интересным инструментом только в целях экономии бюджета, безусловно, не следует.

Необходимость в разработке специальных техусловий (СТУ ) - разработка СТУ по пожарной безопасности (СТУ по ПБ) для разноплановых объектов капитального строительства возникает в ситуации, когда к ним неприменим стандартный регламент и действующие требования нормативных документов не отражают весь перечень требуемых мероприятий по обеспечению их пожарной и взрывопожарной безопасности и надежности.

В современном виде законодательная база процессуальных мероприятий действует на территории субъектов РФ с 2008 года, когда вступил в действие Порядок разработки и согласования и разработки СТУ по пожарной безопасности для разработки проектной документации на объекты капстроительства (утв. приказом Минрегион Российской Федерации от 01.04.2008 № 36).

Компетентность и законность при разработке СТУ по пожарной безопасности

СТУ являются техническими требованиями в области безопасности объекта капитального строительства, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующим техническим требованиям в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, а также содержащими отступления от установленных требований.

Колоссальная востребованность разработки СТУ по пожарной безопасности в Москве и в других территориальных субъектах России обусловлена возможностью значительного сокращения, экономии затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию разнообразных объектов промышленного, сельскохозяйственного и жилищного сектора.

1. СТУ разрабатываются следующих видов:

1). технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента;

2). технические требования к промышленной безопасности опасных производственных объектов капитального строительства, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента;

3) технические требования к сейсмической безопасности объектов капитального строительства на территориях сейсмичностью более 9 баллов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента;

4). технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Состав технического задания (ТЗ) на разработку СТУ по пожарной безопасности

Разработка СТУ пожарной безопасности проводится в соответствии с техническим заданием заказчика (технического заказчика) (далее - заинтересованное лицо) проектной организацией, научно-исследовательской или другой организацией (далее - разработчик).

В ТЗ должны быть приведены: краткое обоснование необходимости разработки СТУ по пожарной безопасности, данные об уровне ответственности объектов капитального строительства в соответствии с требованиями национальных стандартов, сводов правил, а также другие требования в области безопасности, необходимые для разработки СТУ по пожарной безопасности.

Комплект документов для защиты и согласования СТУ по пожарной безопасности в МЧС


Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по защите разработанного СТУ по пожарной безопасности (далее - Комплект документов):

А). письменное обращение о необходимости согласования и защиты разработанного СТУ по пожарной безопасности с указанием в нем возможности рассмотрения для защиты разработанного СТУ по пожарной безопасности на нормативно-техническом совете в присутствии Заявителя или без такового;

б). три экземпляра разработанного СТУ по пожарной безопасности.

В текст разработки СТУ по пожарной безопасности включаются:
1). подтверждение согласия организации - заказчика разработки СТУ по пожарной безопасности принятых в СТУ по пожарной безопасности решений по противопожарной защите;
2). указание в защищаемом СТУ по пожарной безопасности места расположения объекта защиты, для проектирования которого разработаны СТУ по ПБ;
3). наличие в защищаемом СТУ по пожарной безопасности комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

в). расчет пожарного риска (для разработанных СТУ по пожарной безопасности, содержащих отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности),
иные расчетные обоснования обеспечения безопасности людей (в случае, если подобные расчеты проводились).

Состав пожарного СТУ

В пожарном СТУ должны быть разработаны:

1. детальное обоснование необходимости разработки СТУ по пожарной безопасности и недостающие нормативные требования для конкретного объекта капитального строительства, излагаемые в соответствии со структурой сводов правил в соответствующей сфере деятельности;

2. перечень вынужденных отступлений от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, содержащий мероприятия, компенсирующие эти отступления;

3. основание для строительства (правоустанавливающие документы на земельный участок);

4. данные, включающие наименование и место расположения объекта капитального строительства (адрес объекта капитального строительства, кадастровый номер земельного участка);

5. сведения о заинтересованных лицах, проектной организации и (или) разработчике СТУ по пожарной безопасности;

6. описание объекта капитального строительства в целом и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений с приложением схемы организации земельного участка и чертежей архитектурно­ планировочных решений.

В случае наличия отступлений от требований обязательного применения, установленных национальными стандартами и сводами правил, в состав разработки СТУ по пожарной безопасности должны быть включены положения, компенсирующие эти отступления, при обосновании одним или несколькими способами в соответствии с пунктом 6 статьи 15 Технического регламента.

Аналогично должны быть обоснованы дополнительные требования по сравнению с обязательными требованиями, установленными национальными стандартами и сводами правил.

Структура раздела (подраздела) СТУ определяется на стадии составления технического задания на их разработку и должна соответствовать структуре сводов правил в соответствующей сфере деятельности. Дополнительные требования каждого раздела (подраздела) разработанного СТУ по ПБ должны быть отнесены к соответствующему нормативному документу или его разделу.

В разработку СТУ по ПБ не включаются положения, содержащиеся в стандартах и сводах правил, в том числе формулы расчета в другом построении.

Блок-схема вариантов подтверждения обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты разработки СТУ по пожарной безопасности

Основывается на расчете пожарных рисков и относится к главному направлению деятельности проектной компании РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ. Многие годы наша компания осуществляет нормативное сопровождение и техническое обустройство объектов в Российской федерации по пожарной безопасности, а также при необходимости проектирование, разработку экологических проектов и проектов по другим специальным разделам проектной документации.

Наши инженерно-технические сотрудники обладают значительным практическим опытом, досконально оперируют нормативно-законодательными актами, имеют разносторонние профессиональные контакты, благодаря чему в Москве , в центральных и отдаленных областях России:

  • Проводится в предельно сжатые сроки и на компетентном уровне;
  • Осуществляется на основе тщательной аналитики нормативно-производственной базы, оценки потенциальных и реальных факторов риска;
  • Базируется на собственные экспертные заключения и инспекционные исследования пожарно-технического обустройства объекта.

СТУ – это такие технические нормы, которые отражают особенности строительства и эксплуатации конкретного объекта, его инженерные изыскания, особенности проектирования и демонтажа.

Географическая удаленность обслуживаемого объекта не является для нас преградой. Грамотно выстроенная кадровая и организационная стратегия РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ позволяет осуществлять разработку, оформление, защиту СТУ по пожарной безопасности в Москве и других регионах страны под централизованным управлением из головного офиса компании, а собственная проектная база, работа без посредников обуславливают объективное формирование стоимости услуг.

Ценовой порядок на полное оформление пакета разработанного СТУ по пожарной безопасности определяется индивидуальной спецификой.

Нормативный регламент разработки и согласования СТУ по пожарной безопасности

Специальные технические условия - СТУ – пакет нормативных документов, включающий конкретные тех.условия и обуславливающий требования к процессуальному порядку проектирования, возведения, монтажа, демонтажа и эксплуатации объектов капитального строительства.

Существуют следующие виды специальных технических условий - СТУ , призванные обеспечить соблюдение нормативных условий Технического регламента:

  • Тех.требования на проектную разработку, строительство и эксплуатацию технически сложных и уникальных объектов для которых действующие нормативные требования не достаточны или не отражают их специфики;
  • Тех.требования к обеспечению сейсмобезопасности производственных и других объектов, возводимых/возведенных на территориях, где вероятна сейсмическая активность до 9 баллов;
  • Тех.требования к техногенной безопасности промышленных объектов капстроительства, на которых ведутся опасные производственные процессы;
  • Тех.требования, определяющие технический регламент проектирования и возведения объектов в аспекте обеспечения их пожарной и взрывопожарной безопасности.

Проектная разработка СТУ по пожарной безопасности должна в полной мере отражать особенности проведения инженерных работ любого характера на обозначенном объекте. Согласно Ст.48 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (редакция от 03.07.2016) разработка СТУ по пожарной безопасности требуется для:

  • Объектов промышленного и жилого сектора, заглубленных ниже уровня земли на 15 и более метров;
  • Производственных баз, на которых добывают и перерабатывают природные ископаемые;
  • Промышленных объектов территориально расположенных на нескольких субъектах РФ;
  • Транспортной инфраструктуры (ЖД, метрополитен, подвесные канатные дороги);
  • Промышленных объектов, использующих/хранящих радиоактивные вещества;
  • Высотных зданий/сооружений (жилые дома от 75 м и иные здания от 50 м);
  • Предприятий по переработке, хранению, утилизации опасных веществ;
  • Энергетических сетей и обслуживающих их промышленных площадок;
  • Объектов градостроительства, высота которых превышает 100 м;
  • Объектов авиационно-космической инфраструктуры;
  • Зданий и сооружений с длиной пролета от 100 м;
  • Средних и крупных морских и речных портов;
  • Сооружений с уникальной архитектурой;
  • Технически сложных сооружений связи;
  • Гидротехнических сооружений.

Наши квалифицированные специалисты при разработке СТУ по ПБ руководствуются результатами проведения пожарных испытаний и действующими техническими нормативами, анализируя правомерность использования конкретных средств противопожарной защиты.

Благодаря компетентной и технически грамотной разработке СТУ по пожарной безопасности (СТУ по ПБ) генеральный застройщик может урегулировать проектные несоответствия в области пожарной безопасности, обосновать необходимость и целесообразность заложенных в проекте инженерно-технических решений, законодательно урегулировать нормативные несоответствия и противоречия, определить оптимальный перечень мероприятий по ПБ. При осуществлении работ регламент разрабатываемого СТУ по пожарной безопасности обладает правовым приоритетом, поэтому при их подготовке не допустимы неточности и просчеты.

Нормативно-правовая база разработки СТУ по пожарной безопасности

Разработка СТУ по ПБ регламентируется следующими законодательными документами:

  • Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  • Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений;
  • Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов документации и требования к их содержанию»;
  • Положением о Министерстве строительства и ЖКХ РФ, утвержденным соответствующим постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1038;
  • Порядком разработки и согласования СТУ для разработки проектной документации на ОКС, утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 01.04.2008 № 36;
  • Порядком разработки и согласования СТУ для разработки проектной документации на объект капстроительства, утвержденным Приказом Минстроя России от 15.04.2016 №248;
  • Инструкцией о порядке согласования отступлений от требований ПБ, а также не установленных нормативными документами доп. требований ПБ, утвержденной Приказом МЧС РФ от 16.03.2007 № 141;
  • Строительными нормами и правилами «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97, введенных в действие в 01.01.1998).

Формирование технического задания для разработки СТУ по пожарной безопасности

Вне зависимости ведется разработка СТУ по пожарной безопасности в Москве или другом регионе, начинается она всегда с составления технического задания. В качестве технического заказчика разработки СТУ по ПБ могут выступать инвесторы, собственники и генеральные застройщики объекта.

В данном документе кратко раскрываются: обоснование для разработки СТУ по пожарной безопасности , ее программное назначение, информация о степени ответственности/опасности объекта в соответствии с регламентом СНиП, технологические, эксплуатационные и экономические характеристики объекта.

Структура разделов и подразделов комплекса разработки СТУ по пожарной безопасности определяется еще на стадии составления техническом задания и должна соответствовать нормативному регламенту, действующему в обозначенной области. Каждая часть технических условий строго соотносится к определенному нормативному документу или отдельной его части.

Техзадание, оформленное в соответствии с ГОСТ 19.106-78, дополняется достоверными данными о Заказчике (генеральный застройщик или инвестор) и передается Исполнителю (проектной, экспертной или научно-исследовательской организации).

Процедура разработки СТУ по пожарной безопасности

Приступая к разработке СТУ по пожарной безопасности в Москве РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ руководствуется условиями технического задания и договора, составленного между Заказчиком и Исполнителем. Перед непосредственной эксперты РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ:

  • Производят анализ принятых/заложенных технических решений;
  • Определяют обоснованность и целесообразность применения строительных и отделочных материалов, объемно-планировочных, инженерных и конструкционных решений;
  • Классифицируют правомерность и состоятельность имеющейся нормативно-правовой базы;
  • Устанавливают необходимость разработки СТУ по пожарной безопасности к объекту в целом или к его конкретно взятым, отдельным частям.

Пакет разработки СТУ по ПБ формируется из текстовой и графической частей и компонуется на основании специфики/типичности внедряемого проекта, но в общем случае он состоит из следующего перечня разделов и подразделов:

  1. Общие положения. В них раскрываются информационные данные и реквизиты заказчика и ответственного исполнителя, указываются причины, обосновывающие потребность в разработке СТУ по пожарной безопасности - СТУ по ПБ и список нормативных документов, используемых в процессе работы над проектом. Также описывается краткая характеристика объекта капстроительства.
  2. Генеральный план. Детализированное описание категории зданий и помещений, оборудования и установок по признаку класса пожарной и взрывопожарной опасности. Обоснование обустройства и территориального расположения зданий, сооружений и коммуникационных линий; описание огнестойкости применяемых материалов, инженерно-проектных решений по обеспечению ПБ людей при возникновении наружных и внутренних пожаров. Обоснование планирования транспортных подъездных путей.
  3. Объемно-планировочные мероприятия и запланированные конструктивные решения. Они включают отчетные документы по инженерным изысканиям, описание принятых решений, целенаправленных на обеспечение ПБ. Прилагается расчет пожарных рисков, степень угрозы жизням людей, уничтожению имущества, поражению прилегающей территории. Перечень зданий и помещений, которые подлежат обустройству автоматическими установками пожаротушения.
  4. Обустройство инженерных коммуникаций (характеристика и сведения о обустройстве/перепланировании систем электро- и водоснабжения, газообеспечивающих коммуникаций и системы вентиляции и отопления). При задействовании сети связи и сигнализации также детально описываются данные конструктивные решения.
  5. Перечень организационно-технических мероприятий. Поясняется промышленно-производственная программа и сортамент изготавливаемой продукции, технологическая схема производства, источники поступления сырья.

Пакет в обязательном порядке содержит приложения, в которых указываются базовые и итоговые расчетные данные, характеризующие оценку пожароопасности объекта. В графической части отражаются принятые технические решения, реализованные в виде планов, схем, конструкционных разрезов и других графических документов.

Разработанные СТУ по пожарной безопасности в Москве или другом субъекте РФ должны быть детализированы и предусматривать возможность контроля.

Такт как в едином комплексе с разработкой СТУ по пожарной безопасности выполняются расчеты производственных пожарных рисков, наиболее целесообразно проводить данную разработку параллельно с общими проектными работами, это позволит внедрить наиболее рациональные решения, минимизировать финансовые и технологические риски и оптимизировать процесс согласования пакета проектной документации.

Процессуальный порядок согласования разработанных СТУ по пожарной безопасности

Оформленные специальные ТУ передаются на рассмотрение и согласовательное одобрение заказчику. Окончательно утвержденная заказчиком редакция разработанного СТУ по пожарной безопасности подготавливается для передачи на согласование в государственные инстанции.

Согласование и защита разработанного СТУ по ПБ последовательно проходит в МЧС России, а затем в случае успешной защиты в МЧС, в Минстрое России.

Порядок согласования разработанного СТУ по пожарной безопасности в МЧС России.



Порядок согласования разработанного СТУ по пожарной безопасности в Минстрое России.


Подготовка пакета документов разработанного СТУ по пожарной безопасности

Для процедуры согласования потребуется три экземпляра специальных технических условий (СТУ по ПБ) (оригинал и две его полных копии). Три варианта разработанных СТУ по ПБ прошиваются суровыми нитями; страницы нумеруются (порядок нумерации отсчитывается с титульного листа, но без указания номера страницы на нем) и в конце документа ставиться заверяющая печать организации-разработчика и подпись ее первого руководителя, так же необходимо будет указать полное количество листов в каждом экземпляре. Представитель заказчика визирует каждый из двух экземпляров на титульном листе.

Состав комплекта документов для согласования разработанных СТУ по пожарной безопасности в Минстрой России

К подготовленным экземплярам разработанного СТУ по пожарной безопасности прикладываются следующие документы и электронные материалы:

  • Полные сведения о заказчике (расширенное юридическое название организации, организационно-правовая форма хозяйственного субъекта, территориальное местонахождение, контактные данные (телефон, факс), ИНН, ФИО первого руководителя (в случае отсутствия отчества в паспортных данных указывают только фамилию и имя)).
  • Данные об организации-исполнителе (полное наименование, организационно-правовая форма, ИНН, контактный телефон/факс, адресное местонахождение организации, ФИО руководителя (в случае отсутствия отчества в паспортных данных указывают только фамилию и имя)).
  • Пояснительную записку. Она должна содержать веские обоснования для разработки СТУ по пожарной безопасности , раскрывать комплекс принятых компенсирующих мероприятий, конкретное описание вновь разработанных нормативно-регламентирующих положений, детализированную информацию о мероприятиях, обеспечивающих безопасность объекта капстроительства. Пояснительная записка визируется заказчиком или его ответственным доверенным лицом на титульном листе.
  • Полная копия технического задания, также заверенная подписью заказчика и печатью его организации.
  • Электронные копии сканированных документов. Электронная версия документов должна содержать хорошо читабельный текст и предоставляться на отдельном независимом носителе.

Алгоритм согласования разработанного СТУ по пожарной безопасности

Характеристика объекта, степень его административного подчинения, уровень опасности для окружающей территории определяет несколько порядков согласования:

  1. Заинтересованные Федеральные Органы исполнительной власти → МЧС → Минстрой;
  2. МЧС →Минстрой.

*При наличии согласовании с Федеральными органами исполнительной власти обозначенные документы в обязательном порядке прилагаются к единому пакету разработанных СТУ по ПБ .

Во всех вариантах весомой инстанцией определения правильности разработки СТУ по пожарной безопасности выступает Управление ГПН ГУ субъекта федерации или ДНД МЧС России. Но для минимизации рисков на добровольных началах заказчик может воспользоваться предварительной экспертизой. Для получения независимого экспертного заключения можно обратиться к одной из организаций, имеющей большой опыт такой работы.

Итак, в Управление МЧС передается три экземпляра разработанного СТУ по пожарной безопасности иприлагаемые в обязательном порядке документы, дополненные письменным заявлением в свободной форме о необходимости проведения согласования разработанных специальных ТУ. Документы могут передаваться лично или посредством почтовых услуг в сопровождении заказного письма. В течение одного рабочего дня поступившему на согласование пакету документов присваивается регистрационный порядковый номер.

При согласовании разработанного СТУ по пожарной безопасности в течение 30-ти дней (данный срок иногда увеличивается до 45-ти дней из-за необходимости прибегнуть к дополнительным консультациям и экспертизам) нормативно-технический совет проводит их изучение, проверяет достоверность изложенных сведений и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у заказчика или в подразделениях МЧС. Руководитель подразделения МЧС выносит итоговое заключение о согласовании разработанного СТУ по пожарной безопасности или о необходимости их доработки на основании экспертного заключения нормативно-технического совета. Оформленное нормативно решение передается заявителю.

В случае принятия положительного решения по согласованию в МЧС два экземпляра разработанного СТУ по пожарной безопасности (оригинал + копия) дополняются заявлением от лица заказчика и передаются в Минрегион или Минстрой России. Заявление на имя первого руководителя соответствующей инстанции составляют эксперты РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ и предоставляют заказчику на подпись. К сформированному комплекту СТУ по пожарной безопасности прикладываются в единственном экземпляре пояснительная записка, сопроводительные документы в бумажном и электронном варианте (см. выше).

Разработаннае СТУ по ПБ передаются в технический совет соответствующего Министерства заказчиком/его официальным представителем лично или заказным письмом. Срок рассмотрения СТУ по ПБ также составляет стандартные 30-ть дней; при необходимости оперирования дополнительными данными и проведении многочисленных сторонних запросов нормативный срок также может быть увеличен до 45 дней. В ходе рассмотрения проводится экспертная оценка изложенных данных в разработанных СТУ по ПБ. В случае принятия положительного решения о согласовании разработанного СТУ по ПБ заказчик уведомляется письменно в течение 3-5 дней со дня принятия такового с приложением согласованных разработанных СТУ по пожарной безопасности .

Согласованные во всех инстанциях два экземпляра специальных технических условий - (СТУ по ПБ) возвращаются заказчику на итоговое утверждение.

При обнаружении недочетов или отклонений в оформлении документов 1 экземпляр СТУ по ПБ и копия экспертного заключения по СТУ по ПБ возвращаются заказчику с уточнением и обоснованием допущенных ошибок в разработке СТУ по ПБ для возможности внесения корректировок в СТУ по ПБ, исправлений и дополнений.

В случае, когда пакет документации возвращается на доработку, все процессуальные мероприятия РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ выполняет в счет оплаты, ранее внесенной по договору.

Порядок внесения изменений в разработанные СТУ по пожарной безопасности

Довольно часто сотрудники РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ сталкиваются с ситуацией, когда ранее разработанные и согласованные СТУ по пожарной безопасности в результате изменения производственной ситуации требуют дополнения или изменения. В таком случае разработка СТУ по ПБ производится за счет заказчика.

Для согласования внесенных изменений в ранее согласованные разработанные СТУ по пожарной безопасности в Москве или другом регионе России необходимо осуществить аналогичный порядок действий первичного оформления пакета документов разработанных СТУ по ПБ. В таком варианте к вновь измененным СТУ по ПБ добавляется бумажная и электронная версия письма о необходимости согласования разработанных СТ У по ПБ и заверенные копии ранее согласованных специальных технических условий (СТУ по ПБ).

Внесение в реестр разработанных СТУ по пожарной безопасности

Согласованные во всех инстанциях специальные ТУ в обязательном порядке вносятся в реестр соответствующего Департамента с указанием данных о заказчике, наименования разработанного СТУ по пожарной безопасности и необходимой дополнительной информации от них.

Доверие и профессионализм при разработке СТУ по пожарной безопасности

Юридические специалисты и инженерно-технические сотрудники РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ скрупулезно проводят аналитику рисков пожарной опасности, тщательно прорабатывают расчетные алгоритмы, вероятность и правомерность обоснованность применения конструктивных решений и строительных технологий. Вне зависимости от того производится разработка СТУ по ПБ в Москве или в самом отдаленном районе наши специалисты:

  • Проводят полноценное сопровождение процедур согласования разработанного СТУ по ПБ во всех официальных инстанциях;
  • Организовывают правовое и документальное сопровождение СТУ по ПБ при экспертных оценках;
  • Осуществляют корректное представительство разработанного СТУ по ПБ в инспекционных и контрольных органах.

Разработка СТУ по пожарной безопасности от РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ проводится на собственной интеллектуальной базе, на основе компетентной и педантичной проработки нормативно-производственного базиса, с учетом объективного исследования факторов пожарной промышленной и техногенной опасности.

Разработка СТУ по пожарной безопасности не терпит дилетантства и излишней поспешности, выбирайте РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ, наработавший результативный опыт и имеющий десятки положительных отзывов о работе от реальных заказчиков СТУ по ПБ, некоторые из которых представлены в нашем .



Просмотров