Сторон при возникновении аварийных ситуаций. Требования охраны труда в аварийных ситуациях. Последствия аварий на химически опасных объектах

Правила поведения человека в аварийных ситуациях. Виды аварийных ситуаций. Порядок действий. Советы психологов. Правила безопасности.

Правила поведения человека в аварийных ситуациях

В аварийных ситуациях состояние эмоций человека характеризует высокую напряженность – то есть стресс. Под ним понимается психическое состояние, которое вызывает трудности, опасности, которые возникают у человека при выполнении нужных для него работ. Стресс проявляет себя необходимостью и полезностью реакции организма человека на быстрые увеличения нагрузки.

Тем не менее, стресс оказывает положительное воздействие на результат труда и способность преодоления различного рода препятствия пока он не увеличит опасный уровень. В таких ситуациях в нем начинает развитие процесс гипермобилизации, он приносит только разрушения механизма регулирования и тем самым ухудшается результат работы. Человек в аварийных ситуациях может подчиняться закономерностям и проходить некоторое количество этапов.

аварийная ситуация

1 этап – гипермобилизация включает в себя уменьшение точных движений, которые вызываются неправильными реакциями, приведшими к плохим результатам.

2 этап – снижение ориентации. Человек стал не видеть основные показатели работы, снижается контроль работы труда.

3 этап – нарушилось отношение между главным и второстепенным действием. Для выхода из опасной ситуации нужно произвести правильные и отточенные действия, которые направляются на ликвидирование опасностей, но в стрессовом состоянии у человека снизится бдительность к главным задачам.

Последний этап – обостряется оборонительная реакция и отказ.

Аналитическое поведение человека в аварийных ситуациях показывает то, что наиболее частая причина, приводящая к ошибкам, является ограничение информации.

У большинства людей есть так называемы комплект определенных действий выхода из тяжелых ситуаций. Самостоятельное управление предполагает уметь внушить себе хорошие мысли, впечатления и заблокировать, ограничить плохое воздействие.

Виды аварийных ситуаций

Аварийные ситуации – это развитие постепенных аварий, которые состоят в определенной последовательности, которые сменяются разными сложными событиями.

Аварии – это важное понятие для человека, которое именуется и характеризуется последствием возникновения одной из главных опасностей техники – разрушается объект или нарушается процесс.

Высочайший риск появления аварий сказывается следующим:

  1. концентрация объектов с взаимностью опасности;
  2. ухудшение использования оборудования;
  3. снижается уровень безопасности на предприятии;
  4. сокращение санитарно-защитных мер возле потенциально опасных объектов;
  5. падение производственной дисциплины и увеличение отклонений от установленного технологического режима работы;
  6. отсутствует надлежащий профилактический эффект воздействия.

Порядок действий в аварийных ситуациях

В любых аварийных ситуациях любой человек придерживается следующей системе последовательности действий:

  1. Собирание и систематизация поступившей информации.
  2. Анализирование собранной информации.
  3. Составление плана определенных действий на основе информации.
  4. Реализация плана действий, скорректированного при получении информации в ходе ликвидации аварии.
  5. Оказание первой помощи при неотложных состояниях пострадавшим.

В ходе возникшей аварии человек должен:

– отключить звуковые сигналы, записать время ее начала;
– определение места аварии по имеющемуся виду сигнализации.

Оказание психологической помощи происходит после аварийных ситаций, которые оказывают сильное воздействие на эмоциональную, личностную сферу человека. Это может быть масштабное чрезвычайное происшествие природного или техногенного характера. Безусловно, эти события могут оказать сильное воздействие на человека. В некоторых случаях такие события характеризуются как внезапные. Таким образом, помощь психолога – это краткосрочная помощь после сильного негативного стресса.

Самым простым способом помочь себе является массаж физиологических активных зон : пальцы руки, мочки ушей, виски и другие части тела.

Правила безопасности

При использовании пенного огнетушителя струю пены не направляйте в сторону человека. При попадании ее на участки без защиты промойте раствором соды это место.

При загорании электрического оборудования примените только порошковые огнетушители.

При использовании кошмы при тушении огня накройте ее так, чтобы огонь оттуда не попал на тушащего человека.

5.1. При обнаружении во время работы любых неисправностей оборудования необходимо прекратить работу, заглушить двигатель и доложить об этом непосредственному руководителю.

5.2. При обнаружении опасности, угрожающей жизни и здоровью людей, работник обязан немедленно:

Прекратить работу;

Оповестить об опасности всех находящихся рядом людей (при возможности помочь эвакуации людей);

По кратчайшему маршруту, покинуть опасную зону, (по возможности закрыть доступ в эту зону);

Сообщить непосредственному или вышестоящему руководителю.

5.3. При внезапном ухудшении здоровья, работник обязан прекратить работу, поставить в известность о случившемся руководителя любого подразделения и обратиться в медпункт.

5.4. При землетрясении немедленно покинуть здание и отойти от строений на безопасное расстояние. Не находиться вблизи линий электропередач, кабельных трасс.

5.5. При ураганном ветре укрыться в здании, не подходить к оконным проёмам, остерегаться ранений осколками стекла.

5.6. В случае аварии необходимо:

Немедленно сообщить непосредственному или вышестоящему руководителю, а в их отсутствии диспетчеру завода т.73-11, 73-17;

Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации;

Оградить аварийное место, при не возможности ограждения выставить, наблюдающего;

Место аварии (если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведет к аварии) сохранить до начала расследования. В случае невозможности ее сохранения необходимо зафиксировать сложившуюся обстановку (нарисовать схему расположения оборудования, механизмов, людей и др.).

5.7. При происшествии несчастного случая на производстве работник обязан:

Организовать первую доврачебную помощь. Вызвать медицинского работника т.73-12, 74-12 или организовать доставку пострадавшего в медицинское учреждение;

Немедленно сообщать о несчастном случае непосредственному или вышестоящему руководителю, а в их отсутствии диспетчеру завода т.73-11, 73-17;

Принять меры по предупреждению развития травмирующего фактора. При поражении электрическим током принять меры к скорейшему освобождению пострадавшего от действия тока;

5.8. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.):

Немедленно сообщить о пожаре по телефону 9-01, диспетчеру завода по телефону т.73-11, 73-17 или 112 (с мобильного телефона). При сообщении необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию;

Сообщить непосредственному или вышестоящему руководителю о пожаре;

Оповестить о пожаре людей, находящихся поблизости голосом или с помощью ручных пожарных извещателей и принять необходимые меры для эвакуации всех людей из здания (из опасной зоны);

Приступить к тушению пожара, используя первичные средства пожаротушения. К тушению следует приступать только в случае, если нет угрозы для жизни и здоровья и существует возможность в случае необходимости покинуть опасную зону;

В случае если пожар не удалось потушить в кратчайшее время имеющимися первичными средствами пожаротушения – покинуть помещение (опасную зону), при этом плотно закрыть окна и двери (при наличии).

5.9. В случае вынужденной остановки на уклоне водитель должен заглушить (отключить) двигатель, затормозить автопогрузчик стояночным тормозом и поставить упоры под колеса со стороны уклона.

5.10. При вынужденной остановке, автопогрузчик должен быть отведен на обочину или на край проезжей части дороги и на расстоянии 15 - 30 м позади него должен быть выставлен знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

5.11. Буксировка неисправного автопогрузчика в ремонт производится совместно с ремонтным персоналом.

5.12. При неисправности тормозов и рулевого управления автопогрузчик должен транспортироваться к месту ремонта способом частичной погрузки со скоростью не более 3 км/ч.

  1. Не паникуйте и не поддавайтесь панике. Призывайте окружающих к спокойствию. Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям, затрудняет действия спасателей, пожарных, медработников и других специалистов.
  2. По возможности немедленно звоните по телефону «01» (телефон спасателей и пожарных). При своем сообщении сохраняйте спокойствие, выдержку. Старайтесь говорить коротко и понятно. В сообщении необходимо сказать:
    • что случилось;
    • место, где это произошло (адрес, ориентиры).
    Если Вы оказались очевидцем и Вам ничего не угрожает, постарайтесь оставаться на месте до приезда спасателей, пожарных, сотрудников милиции.
  3. Если Вы пострадали или получили травмы или Вы оказались вблизи пострадавшего, окажите первую медицинскую помощь. Своевременное оказание первой медицинской помощи позволит предотвратить или снизить тяжелые последствия.
  4. Включите радио, телевизор, прослушайте информацию, передаваемую через уличные громкоговорители и громкоговорящие устройства. В речевом сообщении до Вас доведут, что произошло, основные рекомендации и правила поведения.
  5. Выполняйте рекомендации специалистов (спасателей и пожарных, сотрудников милиции, медицинских работников). Это поможет своевременно оказать помощь пострадавшим, снизить или предотвратить последствия (воздействие опасных факторов).
  6. Не создавайте условий, препятствующих и затрудняющих действия спасателей, пожарных, медицинских работников, сотрудников милиции, сотрудников общественного транспорта. Пропустите автотранспорт, двигающийся со специальными сигналами и специальной раскраской.
  7. Не заходите за ограждение, обозначающее опасную зону.

Оповещение при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации

Помните! Сирены и прерывистые гудки предприятий или транспортных средств означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радио или телевизор, прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и Ваших действиях.

Информация о случившемся будет многократно повторяться и по мере развития событий уточняться.

Население, проживающее вблизи потенциально опасных предприятий, будет оповещаться дежурным персоналом предприятий по локальным сетям оповещения этих предприятий.

Оценка обстановки в условиях ЧС и организация оповещения

Общий порядок действий. Учитывая многообразие видов ЧС, каждая из них имеет свои характерные особенности. Это, естественно, определяет вполне конкретный перечень мероприятий, который необходимо выполнить в целях обеспечения безопасности населения. Определен общий порядок действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения ЧС. Он включает мероприятия, проводимые как заблаговременно, так и непосредственно при возникновении ЧС.

Предварительно, до возникновения ЧС, проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории, а также оценка масштабов их проявления;

  • мероприятия, направленные на снижение потерь от возникновения ЧС;
  • планирование действий, которые будут осуществляться при возникновении ЧС;
  • подготовка сил и средств для реагирования на ЧС; создание материальных резервов, которые могут потребоваться в ЧС; обучение населения, а также личного состава ВС правилам поведения в ЧС.

При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляются следующие мероприятия:

  • срочное оповещение органов управления ГО ЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или возникновении ЧС, информирование населения о мерах защиты;
  • уточнение сложившейся обстановки с целью корректировки существующего плана действий;
  • перевод органов управления на адекватный сложившейся обстановке режим работы;
  • приведение в состояние готовности имеющихся сил и их последующее выдвижение в район ЧС;
  • проведение комплекса работ по ликвидации ЧС и их последствий.

17. Работники, связанные с движением поездов, должны знать и четко выполнять правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом.

В случае опасности, угрожающей поезду с ВМ (горение букс, излом оси, сход железнодорожного подвижного состава, возгорание вагона или груза и другое), локомотивные и кондукторские бригады, лица, осуществляющие охрану и сопровождение грузов, ДСП станций, а также другие работники, связанные с приемом, отправлением, пропуском и обслуживанием поездов, обязаны принять все зависящие от них меры к его остановке и ликвидации опасности.

Следование поезда с вагонами, имеющими неисправности, выявленные средствами автоматического контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава и его ходовых частей, запрещается.

18. В указанных в пункте 17 настоящего приложения случаях, происшедших на перегоне, машинист поезда или главный кондуктор, если он сопровождает поезд, обязаны немедленно сообщить об этом ДНЦ или ДСП ближайшей станции для принятия мер. При этом, в случае аварии (сходе железнодорожного подвижного состава и тому подобное), пожара – сообщить об их обстоятельствах, наличии и расположении в составе поезда вагонов с ВМ и другими опасными грузами, передать номера аварийных карточек (указанных на оборотной стороне дорожной ведомости) или содержание аварийных карточек (в случае, когда они приложены к перевозочным документам). На электрифицированных участках ДНЦ, получив это сообщение, при необходимости должен дать указание энергодиспетчеру о снятии напряжения с контактной сети. Машинист поезда или главный кондуктор обязаны исходя из создавшейся обстановки осуществлять возможные меры по ликвидации аварийной ситуации и ее последствий, руководствуясь командами ДНЦ, требованиями должностной инструкции, аварийных карточек, указаниями специалистов, сопровождающих ВМ и другие опасные грузы.

ДСП станции, получив сообщение машиниста поезда об аварии, должен полностью передать его содержание ДНЦ и действовать в соответствии с его указаниями.

19. При обнаружении в движущемся поезде с ВМ возгорания какого-либо груза или железнодорожного подвижного состава поезд должен быть остановлен. Место остановки поезда выбирается с учетом наименьших последствий, представляющих угрозу поражения людей и загрязнения окружающей среды, повреждения тоннелей, мостов, жилых и станционных зданий, складов, находящегося на путях железнодорожного подвижного состава.

После остановки поезда локомотивная бригада совместно с лицами, сопровождающими или охраняющими ВМ, обязаны немедленно произвести отцепку горящих вагонов и отвод их от другого железнодорожного подвижного состава, предварительно закрепив в установленном порядке оставшуюся часть состава и, с учетом особенностей данного груза до прибытия пожарной помощи принять возможные меры к ликвидации пожара в соответствии с требованиями, предусмотренными инструкцией владельца инфраструктуры по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.

20. При возникновении аварийной ситуации с ВМ в пределах железнодорожной станции ДСП станции обязан сообщить о случившемся ДНЦ и начальнику железнодорожной станции и установить возможность и условия дальнейшего пропуска поездов, производства маневровой работы и при необходимости принять меры к прекращению движения поездов и маневров.

В случае возникновения пожара в вагоне, не загруженном ВМ, или в рядом расположенном здании, сооружении, обустройстве вагоны с ВМ должны быть удалены из зоны пожара на безопасное расстояние, но не менее чем на 100 м.

21. Обо всех происшествиях с такими поездами и вагонами ДНЦ обязан сообщить уполномоченному представителю владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования и совместно с ними незамедлительно принять меры к быстрейшей ликвидации последствий аварийных ситуаций.

22. Другие действия по осуществлению мер безопасности и ликвидации последствий аварийных ситуаций с ВМ должны проводиться исходя из создавшейся обстановки согласно правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05.04.1996 № 15.


Минимальные нормы прикрытия в поездах и при маневрах для вагонов, загруженных опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами)

Условия, при которых требуется прикрытие Число вагонов прикрытия
по схеме А по схеме Б
От ведущего локомотива: всех крытых специализированных вагонов с ВМ (независимо от вида тяги и топлива) ……….………………………………..…. платформ и полувагонов с ВМ от: паровоза на твердом топливе ……………….……………………. других видов локомотивов ……………………….………………. От хвоста поезда с учетом последнего вагона, в том числе при подталкивании ……………………………………..……………… От вагонов, занятых личным составом эшелона ……………...... От подвижного состава (вагонов, локомотивов в недействующем состоянии, кранов и других механизмов на железнодорожном ходу) с проводниками, специально выделенными работниками для сопровождения грузов, караулами, нарядами охраны …………………………….………. От вагонов с опасными грузами (кроме вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1) ……………………… От вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1 …………………………………………………………………... От порожних цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов ………….……………………………………..….. От вагонов с ВМ с условными номерами: 115, 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 155, 156, 167, 168, 176, 179, 182, 199 ……………………………………………………….. От вагонов с прочими ВМ ………………………………….…….. От платформ и полувагонов с лесоматериалами, стальными и железобетонными балками, рельсами, трубами и тому подобными грузами, погруженными с выходом за пределы концевой балки и транспортеров ………………………………… От паровоза на твердом топливе, тепловоза (паровоза) при маневрах и при подаче (уборке) вагонов с ВМ на подъездные пути ………………………………………………………………… Запрещается

Примечание: 1. Схема А применяется для вагонов с ВМ с условными номерами: 115, 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 155, 156, 167, 168, 176, 179, 182, 199.

Действует Редакция от 18.04.2003

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 18.04.2003 N 14 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ПЛАС) НА ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ"
Вид документа постановление, методические указания
Принявший орган госгортехнадзор рф
Номер документа 14
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 18.04.2003
Номер регистрации в Минюсте 4453
Дата регистрации в Минюсте 25.04.2003
Статус действует
Публикация
  • "Российская газета", N 101, 29.05.2003
  • "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 28, 14.07.2003
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 18.04.2003 N 14 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ПЛАС) НА ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ"

IV. ОБЯЗАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РАБОТ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И ДРУГИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

4.1. Общие положения.

4.1.1. Руководство работами по локализации и ликвидации аварийной ситуации, спасению людей и снижению воздействия опасных факторов осуществляет ответственный руководитель работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации в организации (далее Ответственный руководитель).

4.1.2. Для принятия эффективных мер по локализации и ликвидации аварийной ситуации Ответственный руководитель создает командный пункт (оперативный штаб), функциями которого являются:

сбор и регистрация информации о ходе развития аварийной ситуации и принятых мерах по ее локализации и ликвидации;

текущая оценка информации и принятие решений по оперативным действиям в зоне аварийной ситуации и за ее пределами;

координация действий персонала организации (объекта) и всех привлеченных подразделений и служб, участвующих в локализации и ликвидации аварийной ситуации.

4.1.3. Вышестоящий руководитель имеет право заменить Ответственного руководителя или принять на себя руководство локализацией и ликвидацией аварийной ситуации.

4.1.4. На командном пункте могут находиться только лица, непосредственно участвующие в локализации и ликвидации аварийной ситуации.

4.1.5. На командном пункте Ответственный руководитель организует ведение журнала ликвидации аварийной ситуации, где фиксируются выданные задания и результаты их выполнения по времени.

4.1.6. Лица, вызванные для спасения людей и локализации и ликвидации аварийной ситуации, сообщают о своем прибытии Ответственному руководителю и по его указанию приступают к исполнению своих обязанностей.

4.1.7. Должностные лица и исполнители, участвующие в ликвидации аварийной ситуации, должны информировать Ответственного руководителя о ходе выполнения его распоряжений.

4.1.8. Работы в загазованной среде выполняют аварийно-спасательные формирования (профессиональные и (или) нештатные), аттестованные на этот вид аварийно-спасательных работ в установленном порядке.

4.1.9. Ответственным руководителем является:

на уровне "А" развития аварийной ситуации - начальник цеха (производственного участка, установки), до его прибытия на место аварии - начальник смены (отделения), сменный мастер;

на уровне "Б" развития аварийной ситуации - руководитель организации (технический руководитель организации), до его прибытия на место аварии - диспетчер организации (начальник производства, цеха, установки).

4.2. Ответственный руководитель должен:

4.2.1. На уровне "А" развития аварийной ситуации:

оценить обстановку, выявить количество и местонахождения людей, застигнутых аварией, принять меры по оповещению работников организации и населения (при необходимости) об аварийной ситуации;

принять меры по оцеплению района аварии и опасной зоны;

принять неотложные меры по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации;

обеспечить вывод из опасной зоны людей, которые не принимают непосредственного участия в локализации и ликвидации аварийной ситуации;

ограничить допуск людей и транспортных средств в опасную зону;

привлекать к аварийной остановке производств только тех лиц из числа производственного персонала, которые подготовлены, оснащены в соответствии с табелем оснащения членов нештатного аварийно-спасательного формирования (приложение 17) и аттестованы в установленном порядке;

контролировать правильность действий персонала, а в случае необходимости - действия аварийно-спасательных, пожарных, медицинских подразделений по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации на производстве и выполнение своих распоряжений;

информировать руководство организации об аварии, территориальные органы Госгортехнадзора России, Государственной инспекции труда, а при необходимости - территориальные органы МЧС России, органы местного самоуправления о ходе и характере аварии, о пострадавших в ходе спасательных работ;

уточнять и прогнозировать ход развития аварийной ситуации, при необходимости вносить корректировку в ПЛАС.

4.2.2. На уровне "Б" развития аварийной ситуации, дополнительно к пункту 4.2.1 Ответственный руководитель должен:

в случае изменения места расположения командного пункта оповестить об этом всех привлекаемых к работам по локализации и ликвидации аварийной ситуации;

руководить действиями персонала организации, аварийно-спасательных, пожарных, медицинских подразделений по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации на объекте и контролировать выполнение своих распоряжений.

4.3. Обязанности технического руководителя организации:

4.3.1. Технический руководитель организации должен обеспечить:

разработку специальных программ (с указанием приоритетности реализации), предусматривающих дооснащение объекта средствами контроля, автоматического регулирования, устройствами взрывопредупреждения и взрывозащиты, быстродействующими отсекателями, системами безопасной аварийной остановки организации (объекта), оповещения, защиты и спасения людей, создание запасов дегазирующих реагентов, совершенствование систем улавливания и дегазации вредных выбросов, устройство систем локализации, препятствующих распространению неорганизованных выбросов на территории организации и за ее пределами, и т.п., если при разработке ПЛАС выявляется недостаточная готовность организации (объекта) к противоаварийной защите;

введение в действие в случае необходимости резервных систем жизнеобеспечения, сигнализации и противоаварийной защиты, т.е. должны существовать резервные линии связи, назначены дублеры специалистов, определен альтернативный центр управления и т.п.;

оперативность обнаружения, эффективность локализации и ликвидации аварийной ситуации путем применения технических средств с необходимыми надежностью и быстродействием и созданием в цехах, отделениях или участках, для которых разработаны ПЛАС, нештатных аварийно-спасательных формирований, из числа специально подготовленного и аттестованного в установленном порядке производственного персонала, а также, при необходимости, профессиональными аварийно-спасательными формированиями;

распределение обязанностей между производственным персоналом, использование надежных средств оповещения и связи, рационального размещения пультов (устройств) управления противоаварийными системами;

информирование в установленном порядке должностных лиц, ведомств и организаций о результатах выполненного при разработке ПЛАС анализа опасности организации (объекта), о возможности проявления действия опасных факторов аварийной ситуации за пределами территории организации, о характере и потенциальной тяжести происшествия;

наличие в необходимом количестве и ассортименте современных антидотов и необходимых фармацевтических препаратов, если при аварии произошло выделение вредных веществ, а также дезактивационного оборудования, средств защиты для медицинского персонала;

взаимодействие с местными органами исполнительной власти (комиссией по чрезвычайным ситуациям) и органами местного самоуправления.

4.3.3. Технический руководитель организации должен, получив сообщение об аварийной ситуации, должен немедленно прибыть в организацию, сообщить об этом Ответственному руководителю и обеспечить:

организацию оказания своевременной помощи пострадавшим;

принятие необходимых мер по привлечению опытных рабочих и специалистов (из числа руководящих работников и специалистов) в бригады для дежурства и выполнения необходимых работ, связанных с локализацией или ликвидацией аварии, а также по своевременной доставке необходимых материалов и оборудования;

работу аварийных и материальных складов и доставку материалов, инструмента и т.п. к месту аварийной ситуации;

руководство работой транспорта, привлекаемого для ликвидации аварийной ситуации;

при аварийных работах продолжительностью более 6 часов организацию питания и отдыха всех лиц, привлекаемых к ликвидации аварии;

информирование в установленном порядке о характере аварийной ситуации и ходе спасательных и восстановительных работ.

4.4. Обязанности диспетчера организации:

при получении сообщения об аварийной ситуации диспетчер должен немедленно прекратить переговоры, не имеющие непосредственного отношения к происшедшей аварийной ситуации, и известить о ней должностных лиц, ведомства и организации по списку (приложение 14);

при аварии в масштабе организации до прибытия технического руководителя организации диспетчер выполняет обязанности Ответственного руководителя, организует работы по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации в соответствии с ПЛАС конкретного (данного) объекта. Командным пунктом по локализации и ликвидации аварийной ситуации в данном случае является рабочее место диспетчера. При необходимости диспетчер принимает меры по организации нового командного пункта;

по прибытии технического руководителя организации диспетчер должен его проинформировать о состоянии работ по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации и поступить в распоряжение Ответственного руководителя.

4.5. Руководитель аварийно-спасательной службы (формирования) обязан:

руководить газоспасательными работами в соответствии с заданиями Ответственного руководителя и оперативной частью ПЛАС;

держать постоянную связь с Ответственным руководителем в организации и, по согласованию с ним, определить газоопасную зону, после чего установить предупредительные знаки и выставить перед загазованным участком дежурные посты из членов нештатных аварийно-спасательных формирований;

до прибытия на место аварийной ситуации Ответственного руководителя проводить работы в соответствии с мероприятиями ПЛАС самостоятельно.

4.6. Начальник цеха, участка, установки, где произошла аварийная ситуация, должен:

выполнять распоряжения Ответственного руководителя;

до прибытия на место аварийной ситуации Ответственного руководителя выполнять его обязанности, руководствуясь ПЛАС.

4.7. Начальник смены (сменный мастер) цеха, в котором произошла аварийная ситуация, должен:

немедленно сообщить о ней диспетчеру организации, в аварийно-спасательную службу (формирование), пожарную часть организации;

до прибытия Ответственного руководителя организовать и начать работу по спасению людей и локализации аварийной ситуации в соответствии с мероприятиями ПЛАС и создавшейся обстановкой.

4.8. Заместитель начальника цеха (технолог цеха), в котором произошла аварийная ситуация, должен:

собрать нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников цеха, установки, участка и т.д., обученных и аттестованных в установленном порядке, и руководить их работой по локализации и ликвидации аварийной ситуации;

докладывать Ответственному руководителю о текущем состоянии технологического процесса с целью предупреждения возможных дальнейших осложнений и создания необходимых условий для успешной локализации и ликвидации аварийной ситуации;

в зависимости от обстановки перевести нормальный технологический режим на режим безопасной остановки или прекратить его.

4.9. Мастера, бригадиры, рабочие, аппаратчики, операторы и т.д. цеха, в котором произошла аварийная ситуация, должны:

немедленно сообщить об аварийной ситуации непосредственному руководителю, а при его отсутствии - диспетчеру организации;

принять меры по выводу людей из опасной зоны локализации и ликвидации аварийной ситуации в соответствии с ПЛАС;

при необходимости (согласно ПЛАС или по указанию Ответственного руководителя) отключить аппараты, установки, агрегаты, коммуникации и т.п.

4.10. Руководители служб главного механика, главного энергетика, главного технолога, главного прибориста организации должны:

обеспечить создание специализированных бригад из указанных служб для выполнения работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации и восстановлению нормальной работы производства;

по указанию Ответственного руководителя работ обеспечить включение или отключение электроэнергии, работу электромеханического и энергетического оборудования, сигнализации, средств связи, функционирование паровых, тепловых и других сетей.

4.11. Инженерно-технические работники, мастера, бригадиры и рабочие других цехов должны, получив информацию об аварийной ситуации, выполнять необходимые мероприятия в соответствии с ПЛАС и докладывать о своих действиях Ответственному руководителю.

4.12. Начальник пожарной части организации должен в соответствии с действующими в пожарной части руководящими документами и инструкциями, с учетом конкретной обстановки на месте аварийной ситуации и оперативной части ПЛАС:

организовать своевременный вывоз резервной и свободной смен пожарной части на место аварийной ситуации;

руководить работами по тушению пожара;

держать постоянную связь с Ответственным руководителем;

обеспечивать взаимодействие и координацию действий с аварийно-спасательными формированиями.

4.13. Работники медицинского пункта (здравпункта) организации с учетом оперативной части ПЛАС и действующими в здравпункте руководящими документами и инструкциями должны немедленно выехать по вызову на место аварийной ситуации и, при необходимости, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.



Просмотров