Статья за мошенничество при подставной аварии. Способы обманного получения выплат по страховке осаго. Страхование ущербного авто

Как правило, в подставе участвуют две-три машины: одна «подставляется», вторая «ведет» клиента и осуществляет общее наблюдение, на третьей едут «свидетели».

Обвинить в ДТП могут даже водителя, стоявшего на обочине

Уже ни для кого не секрет, что не все автомобильные аварии случайны. Есть люди, которые зарабатывают деньги, специально «подставляя» машину под чужой бампер и получая страховку. Эти мошенники доказывают, что они не виновны в аварии и страховая компания платит им за полученный ущерб по закону об обязательном страховании автогражданской ответственности. Эти люди вместе с машиной могут «купить» свидетелей, экспертов и даже сотрудников ГИБДД и страховых компаний. На западе России есть даже «черный список» таких страховых мошенников. У нас в Благовещенске такого пока нет. Существует три основных варианта «подстав», о которых корреспондент «Комсомолки» узнал от страховщиков.

1. Свой человек в ГИБДД


Как это происходит

Заранее оговаривается место и время аварии, чтобы туда приехал «свой» инспектор. Выбирается не слишком дорогой автомобиль желательно с не городскими номерами. Устраивается авария. На место происшествия приезжает реальный экипаж ГИБДД, составляется настоящий протокол, а у «виновного» водителя не возникает никаких подозрений.

Был случай

Мошенники купили на авторазборе кузовную часть машины, оставили ее на дороге. Сотрудники ППС остановили водителя «КамАЗа» и попросили подтолкнуть этот кузов на обочину. А когда водитель оказал им эту казалось бы невинную услугу, ему сообщили, что это «авария». Но сказали, что волноваться не нужно, платить за ущерб ведь не из своего кармана, обо всем и так позаботится страховая компания. А дальше был сговор с экспертом и заключение, выгодное «пострадавшим». Однако техническая экспертиза в дальнейшем показала, что характер повреждений на кузове не соответствует обстоятельствам, описанным в протоколе ДТП.

Ещё на InDrive.Net:

В Москве действует банда, похищающая авто после ДТП

2. Заказные свидетели


Как это происходит

Самый распространенный вариант. Мошенники используют автомобиль среднего класса, возможно, бывший в ДТП, но приведенный в более-менее товарный вид. Легче всего попасть под бампер мошенников утром или вечером либо в непогоду. Играет на руку и загруженность улиц. Мошенники очень хорошие психологи, могут даже по манере вождения понять, что за водитель за рулем – опытный, которого не проведешь, или «чайник», которого можно подставить.

Как правило, в подставе участвуют две-три машины: одна «подставляется», вторая «ведет» клиента и осуществляет общее наблюдение, на третьей едут «свидетели». Как вариант, «свидетели» могут быть без машины.

При нарушении правил дорожного движения (при перестроении, обгоне или на светофоре, когда оба участника говорят, что ехали на зеленый свет) сотрудникам ГИБДД, чтобы определить виновника, приходится опираться на свидетельские показания. А свидетели у мошенников – свои люди. Иногда им даже не надо присутствовать при аварии, их могут вызвать по телефону.

Был случай

В районе авторынка на улице Воронкова на обочине стояла «маршрутка» с пассажирами. К ней-то и «приложился» другой автомобиль. Вызвали ГИБДД. У инспекторов сначала даже не возникло сомнений, что виноват водитель «Газели» — слишком проблемная репутация у этого транспорта. Тем более что «заказные» свидетели, которые и при самой аварии-то не присутствовали, это подтверждали. Да и сам водитель от растерянности признал вину. Спасли его пассажиры. Именно они заявили, что все на самом деле было по-другому. Всех свидетелей допрашивали по одному, поэтому «заказные» начали путаться в показаниях, а настоящие – нет.

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!

3. Свой страховщик


— «Свои» сотрудники ГИБДД могут допустить ряд ошибок в протоколе, описывая ДТП. Поэтому протокол нужно читать очень внимательно.

— Заказные свидетели могут путаться в показаниях, они могут говорить о разных вещах.

— Может насторожить и тот факт, когда «свидетели» знакомы с «потерпевшим» либо это вообще его родственники, которые якобы случайно оказались рядом с местом аварии.

— «Свой» эксперт может перестараться с оценкой ущерба. Слишком большая сумма (от 100 тысяч рублей и выше) тоже может насторожить страховую компанию.

Махинации со страховкой - штука нередкая и такая же старая, как само страховое дело. Существовала версия, что даже "Титаник" его владельцы... затопили умышленно, с целью получения колоссальной страховки. Впрочем, в большинстве стран страховых мошенников давно научились выводить на чистую воду.

В России страхование жилья и имущества далеко не каждому по карману. Зато машины страховать положено в обязательном порядке. И как только этот порядок (ОСАГО) завели, появились и "страховые" преступления - в числе других совершенно новых, о которых прежде слыхом не слыхали. Для расследования таких дел в следственном управлении при УВД края создан даже специальный отдел. И без работы он не сидит. О первом уголовном деле против страховых мошенников хабаровские СМИ сообщили в начале этого года. В конце прошлого сентября некий автовладелец принес в страховую компанию "липовые" документы о якобы имевшей место аварии. В компании на этот счет возникли сомнения. К проверке подключились сотрудники УБЭП крайУВД. Итог - уголовное дело против мошенников, пытавшихся получить с компании страховую компенсацию за эфемерное ДТП. В настоящее время дело это рассматривается судом Центрального района Хабаровска, решение ожидается со дня на день. Но это была лишь первая ласточка. В марте этого года в дежурную часть ГИБДД в ночной час поступило сообщение об автоаварии в Северном микрорайоне. Странности бросились в глаза с самого начала. Водители двух попавших в ДТП иномарок оказались знакомы между собой и пояснили, что очутились здесь одновременно по чистой случайности. Так же "случайно" одна машина догнала другую и ударила ее, от чего первая якобы врезалась в дерево. Вдобавок к перебору "совпадений" на дереве следов столкновения не обнаружили. Первоначальный осмотр зафиксировал повреждения на автомобилях. Но для выплаты страховки требуется более тщательное исследование повреждений и их причин. Но сделать это не удалось. На другой день выяснилось, что одна из машин... уже продана. А вторую владелец под разными предлогами избегал представить к осмотру. Все было шито белыми нитками, и после проверки УБЭП следственное управление возбудило уголовное дело. До нынешнего года подобных дел в крае не было. А сейчас в следственном управлении их расследуется уже около десятка, так что можно подвести некоторые итоги. Своими впечатлениями с корреспондентом поделился старший следователь по особо важным делам Вячеслав Левченко, которому и довелось стать "Колумбом" в сфере мошенничеств на ниве "автогражданки" и сделать немало интересных открытий. Стоит начать с того, что на подобные "хитрости" идут люди не бедные. А потому они располагают возможностями для "постановочных спецэффектов". Для инсценировки порой специально покупаются подержанные автомобили. Сама "постановка" обычно организуется ночью - в расчете на то, что в темноте не все хорошо разглядишь при осмотре, да и должностные лица в неурочный час не столь внимательны. Место обычно выбирается в пригороде, отдаленное и пустынное - чтобы не объявились нежелательные свидетели. И расчет иногда оправдывается. То останется незамеченным отсутствие осколков от якобы разбитой при столкновении фары, то не обратят внимания на то, что тормозной путь не соответствует предполагаемым обстоятельствам ДТП. Но страховые фирмы, которым предстоит раскошелиться, поверхностного взгляда позволить себе не могут. И обнаруживают, что "свежие" повреждения имелись на машине уже давным-давно или никак не могли возникнуть в ситуации, которую преподносят владельцы. Страховщики начинают собственную проверку, подключают оперативников УБЭП. А хозяева машин времени тоже зря не теряют: стараются их побыстрее отремонтировать, перепродать или вовсе разобрать на запчасти. Стоит сказать, что за рубежом полиция редко занимается подобными вопросами. Потому что страховые фирмы имеют собственных агентов-специалистов, способных почти безошибочно уличить мошенников. Но у нас, как всегда, "дом построили и заселили, а о канализации не позаботились". В Хабаровске масса фирм, занимающихся автострахованием. Большинство местные, но немало и московских филиалов. Но лишь в одной есть страховой комиссар , аналог тех самых "спецагентов", который выезжает на ДТП и на месте начинает разбираться в происшедшем. По словам В. Левченко, в этой фирме не зарегистрировано ни одной попытки мошеннически получить страховку. Махинаторы знают: бесполезно. Представители же большинства страховых компаний на ДТП не выезжают и начинают чесать затылки только тогда, когда "пострадавшие" автовладельцы с пачкой нужных документов являются к ним писать заявление о выплате. Вот тут-то и наступает черед отдуваться милиции. Как уже говорилось, мошенники тщательно заметают следы. Но, как некоторые уже убедились на опыте, это отнюдь не гарантия избежать ответственности. Ведь на любого "мудреца" найдется кто-нибудь и помудрее. Сотрудники УБЭП проводят проверку, чтобы убедиться: все ли тут чисто? И если нет, включаются следователи. На их плечи и ложится основной груз сбора доказательств, которые добыть не так просто. Но возможно почти при любом раскладе. Источником изобличающей информации могут стать не только показания свидетелей, но и самих махинаторов - ведь расследование ведут специалисты, владеющие соответствующими методиками. А уж если выясняется, что понятые при осмотре места ДТП оказались подставными и были загодя приглашены хозяевами машин, тогда еще проще. Характер и стоимость повреждений автомобиля могут определить специалисты центра на ул. Яшина, 40 в Хабаровске. Они, кстати, часто и подтверждают сомнения, возникшие у страховщиков. Но центр не обладает правом проводить экспертизу и давать соответствующие заключения. Подобными полномочиями наделены только криминалисты УВД. Потому экспертизы часто приходится проводить совместно, используя опыт работников центра и привлекая их в качестве специалистов. В таких случаях мошенникам рассчитывать не на что, любые их технические ухищрения будут разоблачены. А если автомобиль уже разобран или иным способом исчез безвозвратно? Это тоже отнюдь не тупик. Эксперты исследуют ранее составленные документы, а оперативники и следователи допрашивают людей, имевших отношение к случившемуся. В УБЭП УВД края одним из главных специалистов по этой части является Юрий Мухачев. С его непосредственным участием изобличен не один автомошенник . Проводится сложный комплекс следственно-оперативных мероприятий, все подробности которого разглашать, разумеется, не стоит. Но в итоге истинная картина все равно будет установлена, и речь пойдет не о выплате страховки, а об уголовной ответственности мошенников. А соответствующая статья УК РФ в данном случае предусматривает нешуточные наказания: штраф от 700 до 1000 МРОТ, как самое мягкое, или лишение свободы от двух до шести лет, как самое суровое. Нечистые на руку граждане очень быстро находят лазейки для нечестного обогащения в нынешних экономических условиях и законодательных новшествах. Но и оперативно-следственные органы здесь идут в ногу со временем. По мнению специалистов, мошенничество в сфере автострахования уже сегодня дело почти бесперспективное. Накопилось достаточно опыта, наработаны методы и приемы разоблачения таких "дельцов". Кстати, Хабаровский край по этой части в передовиках. Недавно из Приморья приезжали специалисты правоохранительных органов - набираться опыта борьбы со страховыми мошенниками. По словам наших соседей, у них пока такой вид преступлений не зарегистрирован. (А может, просто не научились его эффективно выявлять?) Как бы то ни было, дурной пример заразителен, а машин во Владивостоке не меньше, чем в Хабаровске. Так что чужой опыт приморцам во вред не пойдет. Но у всякой медали, как известно, две стороны. Страховщики во все времена не шибко торопились раскошеливаться. А потому искали разные предлоги обвинить потенциального получателя страховки в недобросовестности. С "автогражданкой" происходит то же самое. Расследуемые уголовные дела - это официально зафиксированные факты мошенничества. Но сотрудники УБЭП крайУВД уже множество раз отказывали в возбуждении уголовных дел по заявлениям страховщиков, заподозривших своих клиентов в нечистоплотности. Оперативники проводили проверки и убеждались: ДТП имело место, и никакого подлога его участники не устраивали. А потому обладают законным правом на получение страховых сумм.

Мошенничество является уголовным преступлением, которое преследуется по закону. Этот факт редко останавливает преступников, желающих заработать обманным путём. Аферы встречаются во всех сферах жизни. Не редко можно столкнуться с мошенничеством на дорогах. Преступники в таких случаях пытаются заработать либо на доверии и страхе гражданина, либо на договоре со страховой компанией.

В нашей статье мы расскажем о мошенничестве на дорогах и о том, что такое автоподстава для страховой. По сути, в обоих случаях, действия считаются мошенническими, разница будет лишь в том, кто станет жертвой преступников.

Что такое

Автоподстава – это спланированное или инсценированное ДТП, с целью получения денег с водителя-жертвы или страховой компании. Существуют определённые различия между такими аферами.

Если автоподстава нацелена на получение средств с водителя, то повреждения будут не большими, чтобы водитель не настаивал на обращении в страховую и ГИБДД. Что бы сэкономить время и деньги жертва охотно соглашается разойтись «полюбовно» не подозревая о том, что имеет дело с мошенниками. Для таких целей выбирают обычно водителя без пассажиров, за рулём иномарки эконом или среднего класса. У таких людей обычно есть наличные деньги, но нет, ни времени, ни желания дожидаться полицию или агента страховой.

Автоподстава для страховой обычно организуется несколькими водителями. Руководствуются они или желанием возместить починку, приобретённую в результате не страхового случая, либо же стремятся заработать на договоре со страховой. Давайте более подробно рассмотрим схемы, которыми обычно пользуются махинаторы.

Виды подстав

Автоподставы распространены повсеместно, и могут случиться практически с каждым. Более того мошеннических схем несчётно количество, и каждый день они совершенствуются. Можно выделить несколько видов мошенничества на дорогах, которые наиболее распространены:

  • «Подрезание» . Здесь самая банальная схема обгона транспорта на узких дорогах может превратиться в оружие мошенников. Суть такой автоподставы заключается в том, что после осуществления обгона автомобиль, оказавшийся впереди, резко тормозит. Так подстраивают столкновение;
  • «Откат» . Обычно применяется на пригорках или дорогах с уклоном, перед светофорами. Автомобиль, стоящий впереди, начинает откатываться назад, пока не столкнётся с сзади стоящей машиной. Мошенники давят на то, что водитель не сохранял дистанцию;
  • «Коробочка» . Как и предыдущая схема, рассчитана на довольно широкие дороги, и подразумевает участие 2х и более автомобилей мошенников. Более дорогой автомобиль оказывается слева от жертвы и инсценирует потерю управления, начиная вилять и вести себя опасно. Жертва пытается избежать столкновения, перестраивается в правый ряд, где уже поджидает вторая машина, намеренно двигаясь чуть быстрее. За счёт того что второй автомобиль двигается чуть левее от центра занимаемой полосы, происходит столкновение;
  • «Уступи дорогу» . Такая схема подразумевает участие 2х автомобилей мошенников и наиболее часто встречается на дорогах где 3 и более сонаправленных полос движения. Один из них пристраивается за автомобилем жертвы и просит уступить полосу. Когда жертва осуществляет перестроение из правого крайнего ряда выезжает ещё один автомобиль злоумышленников, который невозможно заметить, поскольку он располагается в слепой зоне;
  • Сымитированное столкновение также нельзя считать редкостью. Злоумышленники заранее наносят на свой автомобиль следы удара или притирки. Во время движения в машину жертвы швыряют предмет, стреляют из рогатки или попросту кидают картофелину, чтобы в салоне был слышен звук удара. После имитированного столкновения начинается вымогательство;
  • Пешеходы также не редко пытаются вымогать деньги с автолюбителей . Обычно пешеходы оказываются на переходе совершенно внезапно и имитируют травмы. Здесь вариантов может быть бесконечное количество, поэтому стоит снижать скорость движения при проезде по пешеходному переходу даже в ночное время;
  • Автоподставы для страховой выглядят совершенно по-разному, и могут включать в себя вышеописанные схемы или просто разыгрываться участниками аферы. Если речь идёт о махинации с целью получения страховой выплаты, то задействованы обычно дорогостоящие КАСКОванные автомобили. Для получения максимально возможных выплат, махинаторы могут подкупить независимого эксперта, который выдаёт завышенную оценку ущерба. Соответственно, выплаты будут куда выше реальных затрат на устранение последствий столкновения.

Стоит понимать, что опытные страховщики способны распознать аферы, и такие махинации не редко бывают раскрыты, а организаторы вместо страховых выплат получают наказание по всей строгости Уголовного Кодекса РФ. Давайте рассмотрим последствия, которые ожидают преступников за дорожные махинации.

Наказание

Если говорить об автоподставах, которые совершаются с целью получения денежных средств с водителя, то наказание здесь зависит от того на сколько далеко всё зашло. С точки зрения закона такие действия расцениваются или как самоуправство или как вымогательство. Наказания для мошенников будут такими:

  1. Статья 330 УК РФ «Самоуправство» предусматривает :
  • штраф в размере 80 000 рублей или в размере дохода виновного за 6 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до 24 месяцев;
  • арест на срок до 6 месяцев.

Если при самоуправстве было применено насилие или жертве угрожали физической расправой:

    • принудительные работы на срок до 5 лет;
    • арест на срок до 6 месяцев;
    • лишение свободы на срок до 5 лет;

Условия будут зависеть от того как, кем и при каких условиях было совершено преступление, а также его последствия.

  1. Статья 163 УК РФ «Вымогательство» предусматривает:
  • До 4 лет ограничения свободы;
  • До 4 лет принудительных работ с ограничением свободы на срок до 2х лет;
  • Арест до 6 месяцев;
  • Лишение свободы на срок до 4 лет и штраф в размере 80 000 рублей, или дохода виновного за период до 6 месяцев;
  1. Однако автоподставы обычно являются делом коллективным, что подразумевает более суровые наказания:
    • Лишение свободы на срок до 7 лет, со штрафом в размере 500 000 рублей;
    • Ограничение свободы на срок до 2 лет и штрафом в размере дохода осужденного за период до 3 лет.

Что касается мошенничества в отношении страховой компании, то тут наказание также будет зависеть от того кто и как провёл подставное дтп. В любом случае статья 159 УК РФ предусматривает высокие штрафы арест имущества и лишение свободы . Не стоит прибегать к подобным действиям, ведь по большей части автоюристы, работающие в страховых компаниях, нацелены на выявление аферистов. Не часто удаётся получить деньги даже за фактическое ДТП, не говоря уж о подставном. Автоподставу легко определить исходя из личностей подозреваемых, поэтому не стоит шутить с законом.

Что делать, если вы стали жертвой

Если вы попали в автоподставу на дороге, то стоит придерживаться закона и не идти навстречу мошенникам. Для этого придерживайтесь следующих правил:

  1. Оставайтесь на месте происшествия и прекратите движение, как только случится ДТП, не важно, правы вы или виноваты;
  2. Махинаторы попытаются оказать на вас психологическое давление, поэтому разговаривать с ними не имеет смысла;
  3. По возможности оставайтесь в машине и вызовите сотрудников ГИБДД на место аварии;
  4. Запишите данные сотрудников полиции, прибывших на место происшествия, на тот случай, если они окажутся сообщниками мошенников;
  5. Хорошо работают с автоподставами независимые эксперты и аварийные комиссары, которым стоит позвонить, если факт уже очевиден;
  6. Стоит вызвать на место ДТП сотрудников полиции, если вы уверены, что имеете дело с мошенниками.

Стоит также обратиться к помощи водителей, ставшими свидетелями аварии. Запись с видеорегистратора легко раскроет автоподставу, ведь злоумышленники обычно «ведут» своих жертв.



Просмотров