Статья о неразглашении личных данных. Что грозит за разглашение персональных данных? Законодательная база вопроса о разглашении персональных данных

«Разглашение персональных данных 137 УК РФ»- весьма распространенный поисковый запрос, популярность которого обусловлена в первую очередь развитием социальных сетей и прочих ресурсов, предоставляющих доступ к личной информации пользователей. На чем основана уголовно-правовая защита персональных данных, подробно изложено в нашей статье.

Что такое персональные данные с точки зрения УК РФ

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ персональными данными признается любая информация, так или иначе относящаяся к физическому лицу и позволяющая идентифицировать его. Иными словами, это может быть все что угодно — от фамилии человека до его антропометрических особенностей.

Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 информация о частной жизни гражданина отнесена к сведениям конфиденциального характера, следовательно, разглашению и несанкционированному сбору не подлежит.

Уголовно-правовая защита такого рода сведений реализована в ст. 137 УК РФ. Название нормы позволяет распространить ее на все виды сведений о фактах, обстоятельствах и событиях частной жизни гражданина.

Таким образом, к понятию «частная жизнь», неприкосновенность которой охраняет ст. 137 УК РФ, можно отнести следующую информацию о человеке:

  • данные непосредственно о самой личности, включая реквизиты удостоверяющих документов, сведения о месте пребывания (проживания) человека и его жилище;
  • данные о родственниках и иных близких людях;
  • сведения, составляющие иную тайну, охраняемую законом (информацию о вкладах и счетах в кредитных организациях, об усыновлении, содержание телефонных переговоров, переписки (в том числе электронной), телеграфных сообщений, факт составления и содержание завещания и т. д.).

Кроме того, в эту же категорию входят сведения, отнесенные к налоговой, адвокатской, врачебной тайне, информация, полученная в ходе исповеди (тайна исповеди).

Сбор таких сведений и тем более разглашение без согласия их носителя возможны только в случаях, прямо предусмотренных законом. Например, в рамках расследования или рассмотрения уголовного дела, в ходе исполнения судебного решения и т. д.

В иных ситуациях сбор и распространение данных о частной жизни есть прямое нарушение ст. 23-24 Конституции РФ. Лицо, допустившее такое нарушение, рискует подвергнуться уголовному преследованию.

Важно! На разглашение некоторых сведений, отнесенных к тайне, могут распространяться иные, более узкие нормы УК РФ. Так, например, ответственность за нарушение тайны усыновления должностным лицом, обязанным сохранять ее конфиденциальность, наступает по ст. 155 УК РФ.

Признаки уголовно наказуемого деяния по статье 137 УК РФ

Согласно диспозиции ст. 137 УК РФ уголовная ответственность за разглашение персональных данных наступает в случае, если одновременно имеют место:

  • незаконность сбора и (или) распространения информации;
  • отсутствие согласия ее носителя на сбор или разглашение.

При этом норма предусматривает так называемую альтернативную диспозицию, признавая уголовно наказуемым, помимо указанных выше действий, также распространение сведений о частной или семейной жизни человека посредством СМИ, в публичном выступлении или публично демонстрирующемся произведении (в том числе художественном).

Иными словами, публичность не является обязательным признаком преступления, это всего лишь его частный случай. Для наступления уголовной ответственности достаточно передачи конфиденциальных данных 1 лицу.

На этот счет существует весьма обширная судебная практика. В частности, апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Тамбовского областного суда от 20.08.2015 по делу № 33-2375/2015 оставлен без изменения обвинительный приговор по ч. 2 ст. 137 УК РФ в отношении врача-нарколога, сообщившего сведения о диагнозе пациента третьему лицу.

Квалифицирующие признаки

Отягченные составы ст. 137 УК РФ содержатся во 2-й и 3-й ее частях.

Так, ч. 2 предусматривает ответственность за разглашение конфиденциальной информации о личности лицом, использовавшим для этого свое служебное положение. В качестве примера вновь можно привести врача, нарушившего врачебную тайну.

Для квалификации преступления по ч. 2 ст. 137 УК РФ решающее значение имеет содержание нормативно-правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность виновного. Например, в силу ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ врачебную тайну составляют абсолютно любые данные об обращении за медицинской помощью, диагнозе, ходе и результатах обследования и лечения и т. д.

Важно! Соблюдать эти сведения в тайне обязаны все лица, располагающие ими в связи с исполнением своих служебных обязанностей. То есть наказать за незаконное разглашение такой информации можно не только врача, но и любого другого сотрудника медучреждения, включая средний и младший медперсонал.

Ч. 3 ст. 137 УК РФ содержит санкции за разглашение данных о несовершеннолетних, которым не исполнилось 16 лет. Однако возраст потерпевшего — не единственное условие для наступления ответственности по этой части нормы. Квалификация зависит от характера распространенной информации, способа и последствий ее разглашения.

Так, в качестве обязательного признака ч. 3 ст. 137 УК РФ предусматривает разглашение сведений о подростке посредством СМИ, публичного выступления, информационно-телекоммуникационных сетей (включая интернет). При этом распространяемая информация должна выражаться в описании страданий несовершеннолетнего, понесенных им в связи с совершением в отношении него преступления, или нести иные сведения по уголовному делу, в котором подросток выступает одной из сторон.

И еще одно обязательное условие: в результате нарушения неприкосновенности частной жизни ребенку был причинен физический или моральный вред (психическое расстройство, вред здоровью) либо наступили другие тяжкие последствия.

У судов нет единой позиции по поводу формулировки «иные тяжкие последствия»:

  • Так, например, Верховный суд Республики Саха (Якутия) в своем апелляционном постановлении от 22.12.2015 № 23-2013 счел верной квалификацию действий подсудимого по ч. 3 ст. 137 УК РФ в ситуации, когда последствия разглашения информации о несовершеннолетнем выразились в причинении значительного ущерба его законным представителям.
  • В то же время апелляционное определение Архангельского областного суда от 16.11.2015 № 15-2015 содержит диаметрально противоположный вывод относительно практически аналогичного случая. Апелляционная инстанция переквалифицировала действия фигуранта на ч. 1 ст. 137 УК РФ.

Наказание за разглашение персональных данных

Наказание по ст. 137 УК РФ варьируется от штрафа до лишения свободы. Совершение ничем не отягченного преступления (ч. 1 ст. 137 УК РФ) грозит одним из следующих наказаний:

  • штрафом в размере до 200 000 руб. (как вариант, в размере полуторагодовой зарплаты виновного);
  • обязательными или исправительными работами на срок до 360 часов или до 1 года соответственно;
  • до 4 месяцев ареста;
  • до 2 лет лишения свободы.

Для лиц, допустивших разглашение конфиденциальных сведений о личности в связи со своим служебным положением, наказание будет строже:

  • минимальный размер штрафа в этом случае составит 100 000 руб., максимальный — 300 000 руб.;
  • обязательные работы в ч. 2 ст. 137 не предусмотрены, а срок принудительных увеличен до 4 лет;
  • продолжительность ареста продлена до 5 месяцев, срока лишения свободы — до 5 лет.

Самые суровые последствия ждут виновных в разглашении данных о несовершеннолетних:

  • согласно ч. 3 ст. 137 УК РФ им придется заплатить от 150 000 до 350 000 руб. штрафа либо принудительно отработать до 6 лет;
  • в качестве альтернативы возможен арест на срок до полугода или до 6 лет тюрьмы.

Ст. 137 УК РФ — одна из наиболее сложных норм с точки зрения квалификации преступления. Для ее правильного толкования необходимо учитывать требования смежных отраслей законодательства. В частности, не избежать обращения к законам, регламентирующим обращение с персональными данными, регулирующим деятельность различных ведомств и раскрывающим понятие тайны.

Вся информация о жизнедеятельности человека, неразрывно связанные с личностью и идентифицирующие данные лица отдельно охраняются законом. Подобные сведения могут быть получены в строгом соответствии с определенном порядком.

Несоблюдение законного процесса получения и дальнейшей работы с такими данными влечет наступление соответствующих негативных последствий для нарушителя.

Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ регулирует данные вопросы, а наш адвокат готов помочь разобраться в вопросе ответственности за разглашение персональных данных, объяснит как выстроить защиту виновному и как защитить права потерпевшей стороне: профессионально, сотрудничество на выгодных условиях и в срок.

В перечень персональных данных включается следующее:

  1. Сведения о дате и месте рождения
  2. Паспортные данные, а равно сведения, содержащиеся в любом ином удостоверении личности
  3. Уровень образования
  4. Трудоустройство и стаж
  5. Наличие / отсутствие судимости
  6. Кредитные данные
  7. Информация о родственниках
  8. Место жительства (регистрации) лица
  9. Переписка в любой ее форме
  10. Состояние здоровья
  11. Образ жизни и иные биографические данные
  12. И так далее.

По общему правилу получение всех перечисленных данных допустимо исключительно с согласия самого человека. В отсутствие необходимого одобрения их разглашение также не допускается.

Для решения вопроса об ответственности первоначально следует разобраться, что является разглашением персональных данных о личности. Под этим законодательство понимание совершение действий, в результате которых иные лица получают доступ к персональной информации гражданина. Обязательным условием незаконности распространения выступает неполучение согласия на разглашение сведений от самого обладателя персональных данных.

Что делать при незаконном разглашении персональных данных?

Способы защиты данного нарушенного права различны. Жалоба на незаконное использование персональных данных может быть подана в правоохранительные органы либо непосредственно в суд.

В зависимости от выбранного способа существуют различные последствия для нарушителя. Результатом направлении жалобы в адрес правоохранителей является привлечение виновника к административной либо уголовной ответственности. Обращение в полицию с соответствующим заявлением особенно актуально в случае, если сведения о распространителе не известны. Иными словами – не достаточно данных виновника нарушения прав для определения его в суде в качестве ответчика. В таком случае задачей государственного органа будет установление лица, допустившего незаконное распространение данных о личности.

Целью подачи заявления в суд, в отличие от обращения в полицию, выступает предъявление денежного требования к ответчику в качестве компенсации за незаконное распространение личных данных. При этом, такое заявление обязательно должно отвечать установленным процессуальным кодексом требованиям к исковому порядку.

Немаловажно отметить, что при решении вопроса куда жаловаться на разглашение персональных данных, необходимо знать – оба рассмотренных способа не противоречат друг другу и могут быть реализованы одновременно. Применение всевозможных процедур защиты нарушенного права напротив имеет максимальный положительный эффект. По сути жалоба в правоохранительные органы и иск в суд будут дополнять друг друга. Установленные фактические данные в полиции будут дополнительным доказательством в суде и упростят рассмотрение гражданского иска.

Каким образом возможно законное использование персональных данных?

Несмотря на ответственность за разглашение сведений о личности, получение и дальнейшая работа с такого рода информацией возможна в правовом поле. Соблюдение обязательных требований получения, сбора и обработки данных гражданина позволит их применять совершенно законно без страха наступления ответственности. При этом, передача персональных данных третьим лицам должна происходить только в случае согласии лица. Такое одобрение должно быть зафиксировано в электронном виде либо на бумажном носителе.

В соответствующем соглашение на персональные данные должно быть отмечено:

  1. Сведения о лице, которое дает согласие. Подобное право принадлежит исключительно самому человеку и неразрывно с ним связано. Поэтому согласие следует получить у самого лица непосредственно. Передача этого права. например по доверенности не допустима.
  2. Перечень информации , согласие на получение и дальнейшие действия с которой одобряет лицо. Круг вопросов, входящих в персональные данные, крайне обширен. В этой связи, согласие на получение одних сведений, например, паспортных данных, очевидно не позволяет получать и распространять всю оставшуюся информацию о личности.
  3. Список лиц, которым разрешен доступ к информации . Законный порядок передачи персональных данных третьим лицам обуславливает наличие ограничений в части круга лиц, которые вправе обрабатывать личные данные. По этой причине следует отметить перечень доверенных лиц, получивших право на обработку персональных данных.
  4. Срок действия согласия. Соглашением на обработку персональных данных может быть предусмотрен период, в течение которого допускается возможность использования данных о личности. Применение полученных от человека сведений за пределами оговоренного срока в равной степени признается незаконным распространением персональных данных с соответствующими последствиями.
  5. Порядок отзыва согласия. По общему правилу отозвать разрешение в части персональных данных возможно в любой момент. Для этого требуется подача соответствующего письменного заявления с указанием на прекращение действия разрешения на персональные данные. Вместе с тем, дополнительно в соглашении допустимо предусмотреть каким именно образом и способом возможно сообщить об отзыве согласия на обработку персональных данных.

Последствия незаконного распространения персональных данных

Итогом нарушения любого из требований закона о персональных данных помимо денежной компенсации и возмещения возможных убытков является наличие публичной санкции в виде административного или уголовного наказания. При этом, ответственность возможна как за сбор, так и дальнейшую обработку, и распространение данных о личности.

Применение административная ответственность за разглашение персональных данных допускается в том случае, если не наступают последствия, связанные с уголовным преследованием. Размер санкции статьей 13.11 административного кодекса определяется в зависимости от того, кто выступает распространителем – физическое (в т.ч. должностное) либо юридическое лица. Также на размер штрафа влияет конкретный вид совершенного нарушения – выбор части приведенной статьи закона напрямую связан именно с объективной стороной нарушения.

Наступление уголовная ответственность за разглашение персональных данных происходит при незаконных действиях именно с сведениями о личной жизни. Примером в этой части может служить информация об образе жизни, здоровье человека и тому подобное. Читайте по ссылке, как будет отстаивать ваши интересы в случае привлечения к ответственности за данное нарушение.

Наказание по рассматриваемому преступлению непосредственно зависит от исполнителя (отдельная санкция содержится для должностных лиц), а также от способа разглашения информации. Поскольку распространение сведений в СМИ или при публичном выступлении очевидно наносит больший вред, то и ответственность аналогична закреплена законом более суровая.

Помимо указанных наказаний по 137 статье УК РФ, штраф за нарушение 152 ФЗ предусмотрен и в следующей – 138 статье. Преступлением в таком случае также будет признаваться нарушение в области переписки лиц. Вид полученной переписки между гражданами не имеет значения. При решении вопроса какое наказание за разглашение персональных данных в случае переписки равнозначно нарушением тайны будет считаться сведения телефонного разговора, электронных или почтовых писем.

Образец жалобы на незаконное использование персональных данных

В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

В Центральный банк Российской Федерации

От П.

Жалоба на использование персональных данных

Между мной, П., и ОАО «Уралвнешторгбанк» был заключен кредитный договор который был исполнен путем фактического исполнения в 2006 году. 2 месяца назад в мой адрес постоянно начали поступать звонки от лиц, представляющихся сотрудниками организации «Первое коллекторское бюро» с требованием оплатить задолженность по указанному выше кредиту 2 700 рублей. Однако кредит мной давно погашен, задолженности, в том числе пени я не имею, об указанных обстоятельствах я неоднократно сообщал звонившим мне работникам коллекторского агентства, однако никакого результата не последовало.

В настоящее время ОАО «Уралвнешторгбанк» не существует, поэтому обратиться в банк для урегулирования данного вопроса не представляется возможным.

В результате неправомерных действий сотрудников НАО «Первое коллекторское бюро» нарушается покой и благополучие моей семьи.

Кроме того, звонки поступают мне на работу, сотрудники коллекторского агентства в ходе этих телефонных разговоров вводят в заблуждение моих коллег и начальство, передавая им информацию, не соответствующую действительности, таким образом дискредитируя меня.

Звонки поступают со следующих номеров телефонов: …

Таким образом, необходимо сделать вывод что ПАО «Бинбанк», являющееся правопреемником ОАО «Уралвнешторгбанк» нарушило закон о банковской тайне и сообщило мои конфиденциальные данные третьим лицам.

В связи с давностью получения и выплаты кредита у меня не сохранилось никаких документов, ни кредитного договора, ни графика платежей, ни документов подтверждающих погашение кредита. В связи с вышеизложенным, считаю необходимым запросить ПАО «Бинбанк», сведения об отсутствии у меня задолженности по кредиту.

Ст. 26 Федерального закона о банках и банковской деятельности гласит, Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

За разглашение банковской тайны Банк России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, и агенты валютного контроля, а также должностные лица и работники указанных органов и организаций несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Операторы платежных систем не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Исходя из вышеизложенного, мои конфиденциальные данные, которыми являются сведения о моем кредите, не должны были попасть к третьим лицам, т.е. к ООО «Первое коллекторское бюро», таким образом необходимо сделать вывод о существенном нарушении моих право ПАО «Бинбанк».

На основании изложенного и руководствуясь нормами действующего законодательства,

ПРОШУ:

  • провести проверку в отношении ПАО «Бинбанк» по факту разглашения конфиденциальных данных третьим лицам;
  • привлечь лиц ответственных за разглашение к предусмотренной законом ответственности.

Дата, подпись

КоАП РФ Статья 13.11. Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

3. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

5. Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.

6. Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния -

Предписывается обработка такой информации, а также ее хранение и ликвидация. Учитываются аспекты предоставления сведений по запросу органов власти, а также регламентируется использование информационных систем для обеспечения надлежащего доступа. В отдельном порядке регулируется назначение штрафов и иных взысканий за распространение личных сведений.

Федеральный закон «О персональных данных» принят 8 июля 2006 года, вступил в силу через полгода после официального опубликования. Редакция документа дорабатывалась и актуализировалась, поправки вносились с целью устранения неточных формулировок и приведения правового акта во взаимодействие с иными законами. Последние изменения были внесены 29 июля 2017 года.

Структурно Закон «О персональных данных» подразделяется на следующие главы:

  • общие положения , включающие в себя цель принятия подобного акта и сферу его регулирования, а также основные понятия и место правовых норм в законодательстве РФ;
  • принципы и условия обработки соответствующей информации;
  • права субъекта персональных данных – гражданина, личные сведения которого регулируются действием закона 152 ФЗ;
  • должностные обязанности оператора – физического или юридического лица, осуществляющего сбор и хранение информации;
  • государственный надзор за хранением и обработкой полученных сведений, ответственность и назначение штрафов.

Согласно положениям ФЗ 152 под персональными данными понимается любая информация, которая прямо или косвенно относится к определенному лицу – субъекту. Во избежание штрафов обработку таких сведений осуществляют по следующим принципам :

  • законность и справедливость;
  • четкое определение целевого назначения, в рамках которого допускается обработка персональной информации;
  • не допускается объединять базы данных, цели и назначение которых отличаются друг от друга;
  • объем персональной информации определяется целью ее сбора, не допускается избыточность получаемых сведений, в противном случае налагается взыскание в виде штрафа;
  • учитываются такие аспекты как точность, достаточность и актуальность информации;
  • срок хранения не должен выходить за рамки достижения поставленной цели, после такового сведения подлежат уничтожению или обезличиванию.

Законом предписывается сохранение конфиденциальности персональных данных . Не допускается их разглашение операторами третьим лицам, а также их распространение и использование без согласия субъекта. В отдельных случаях обработка может осуществляться только с письменного разрешения гражданина. В случае нарушения на оператора накладывается взыскание — штраф или иная ответственность.

Скачать Федеральный закон «О персональных данных» можно по . Документ представлен со всеми изменениями, актуальными на 2017 год.

Нарушение предписаний законодательства влечет за собой ответственность. Чаще всего она выражается в виде штрафа, однако в отдельных ситуациях может повлечь за собой и более серьезное наказание.

Наказание за нарушение Закона «О персональных данных»

Штрафы по ФЗ 152 определяются статьей 24 об ответственности за нарушение Федерального закона «О персональных данных». Указанное положение ссылается на взыскания, предусмотренные законодательством. В штрафы включается и моральный вред, а также расходы, понесенные субъектом в связи с разглашением его данных.

Чтобы определить нормы законодательства по штрафам следует рассмотреть дополнительные правовые документы. Кодекс об административных правонарушениях определяет сумму штрафа в 10 тыс. рублей. Взысканию может быть подвергнуто физическое или должностное лицо, а также компания, за нарушение предписаний ФЗ 152.

Однако последние изменения в его положения предписывают штраф до 75 тыс. рублей . Также упростилась процедура взыскания.

Штраф в 20 и 50 тыс. ждет компанию в том случае, если не будет выполнено предписание Роскомнадзора или Трудовой инспекции соответственно. Последняя проводит проверку в соответствии с главой 14 ТК РФ , которая также защищает персональные данные работников от разглашения и предписывает ответственность за нарушения.

Статья 90 ТК РФ указывает на дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Согласно данному положению взыскание к нарушителю может применяться не только в виде штрафа или увольнения, но и в виде лишения свободы.

Последний пункт определяется статьей 137 УК РФ . Она предписывает ответственность за нарушения . Такое наказание определяется в связи с использованием должностного положения и разглашением персональной информации. Если действия оператора попадут под действия данной статьи, то ему грозит штраф до 300 тыс. рублей , принудительные работы или лишение свободы до четырех лет .

Нарушением, способным повлечь за собой уголовное наказание, может трактоваться и сбор избыточной информации. Под таковой понимается получение персональных сведений, не требуемых для достижения поставленных целей. В этой ситуации изначально следует предписание исключить их сбор и только потом штраф или уголовная ответственность.

Федеральным законом № 152 от 27.07.2007 года регулируется вопрос доступа к личной информации, сохранения тайны или ее обнародования путем предоставления сведений одному лицу или группе лиц. Разглашение персональных данных в зависимости от того, при каких обстоятельствах был допущен такой факт, какие это повлекло за собой последствия, может рассматриваться Гражданским кодексом, КоАП РФ или Уголовным кодексом. При определении возможности привлечения к ответственности в первую очередь обращают внимание на то, кем было допущено разглашение – является ли виновный должностным лицом или сотрудником организации, в которую поступают определенные личные данные граждан, защищенные от обнародования законом.

Что относится к личной (персональной) информации

Одним из важных моментов, который принимается во внимание при определении состава преступления и несения ответственности – это то, что относится к персональным данным. Как правило, они представляют собой следующую информацию:

  • Данные паспорта (серия, номер, кем выдан);
  • Сведения о трудовой деятельности – место работы, обязанности, уровень заработной платы;
  • Данные о полученном образовании;
  • Информация относительно прохождения лицом военной службы;
  • Отдельные факты биографии, медицинские диагнозы;
  • Личная переписка граждан или должностных лиц;
  • Сведения относительно адреса проживания, номера контактного телефона.

Возможность предоставления такой информации третьим лицам возможна только при условии согласия ее носителя (лица или представителя организации). В отдельных случаях сотрудники правоохранительных органов, налоговой инспекции имеют право запрашивать на основании имеющихся у них полномочий подобные данные.

В таком случае разглашение информации должностным лицом не будет рассматриваться административным или уголовным кодексом как нарушение прав.

Признаки преступного деяния и состав преступления

Признаками преступного деяния в случае разглашения информации будут следующие факторы:

  • Незаконность сбора информации и ее хранения;
  • Отсутствие согласия носителя данных на ее сбор и предоставление;
  • Непричастность лиц, которым была предоставлена информация, к правоохранительным органам, имеющим право доступа к подобным данным.

Относительно несения ответственности виновность субъекта может доказываться при разглашении информации одному лицу, публикации ее в средствах массовой информации, на публичных выступлениях и т.д.

В такой ситуации не имеет существенного значения, каким образом это произошло и какое количество третьих лиц стало обладателем информации – важен сам факт незаконного разглашения.

Случаи судебной практики на данный момент имеют достаточно много прецедентов, при которых должностные лица (работники финансовых организаций, медицинских учреждений и т.д.) привлекались к уголовной ответственности за раскрытие информации относительно поставленного диагноза, наличия вкладов, сведений о движении денежных средств, сумме дохода и т.д.

Административная ответственность


Читайте также:

Ответственность лиц, которые допустили или сами участвовали в разглашении информации, относящейся к личным данным, может рассматриваться как административным кодексом, так и уголовным.

Административная ответственность определяет моменты, касающиеся разглашения данных относительно личности, которые не подлежат огласке. Сюда могут относиться данные паспорта, личные идентификационные данные, сведения о состоянии здоровья. При отсутствии особых последствий, к которым привело распространение или утечка информации, уголовная ответственность не предусмотрена – подобные ситуации рассматривает Административный кодекс – статья 13.11.

Данная статья «Нарушение законодательства РФ в области персональных данных» состоит из 7 частей, каждая из которых определяет различную степень вины и, как следствие, разную степень несения ответственности при признании лица виновным. Так, возможно применение следующих видов наказания:

  • Ч1. Относится к противоправным действиям, заключающимся в запросе и обработке персональных данных без наличия такой необходимости и против воли держателя такой информации. Карается вынесением и наложением для граждан до 3 тысяч рублей, должностных лиц до 10 тыс. рублей, юридических до 50 тыс. рублей;
  • Ч2. Предусматривает сбор и обработку персональных данных без наличия законных оснований на это. В качестве наказания применяется до 5 тыс. рублей для граждан и до 70 тыс. рублей для организации;
  • Ч3. Относится к невыполнению лицом, которое занято на обработке данных, установленных правил по опубликованию информации и обеспечению доступа к ней или ограничению. Физ. лица в такой ситуации уплачивают в размере от 700 до 1700 рублей, должностные лица наказываются от 3 до 6 тыс. рублей, организации – от 15 до 30 тыс.;
  • Ч4. Описывает действия оператора по отношению к его обязанностям предоставления данных персонального характера или сведений субъектам для их обработки. Физ. лица могут выплачивать от 1 до 2 тыс. рублей, должностные от 4 до 6 тыс. рублей, юр. лица – от 20 до 40 тыс. рублей;
  • Ч5. Относится к тем противоправным действиям, которые касаются нарушения сроков обработки сведений, их хранения и норм уничтожения. Наказанием является оплата размером до 2 тыс. рублей с физических лиц, для должностных до 6 тыс. рублей, для организаций до 40 тыс. рублей;
  • Ч6. Относится к тем нарушениям, которые приводят к распространению личных данных. Причем такое действие может носить как умышленный характер, так и произойти по причине ошибки кого-либо из сотрудников организации, в которой такие данные хранились. Наказанием может служить до 2 тыс. рублей для граждан, до 10 тыс. рублей для должностных лиц и до 50 тыс. рублей для юридических;
  • Ч7. Рассматривает нарушение норм законодательства в форме предоставления, обработки и хранения информации, что были допущены специалистами и сотрудниками муниципалитета или государственных органов власти. Наказанием служит необходимость выплаты в размере до 6 тысяч рублей.

Уголовная ответственность


Возможность привлечения к уголовной ответственности наступает в случае, если преступное деяние определяется как разглашение личных данных человека. При этом такое событие повлекло за собой создание угрозы жизни, безопасности или же в результате утечки данные стали доступны для общего сведения. При этом сами данные охранялись соответствующими законами РФ. Информацию относительно степени вины и меры наказания определяет статья 137 Уголовного кодекса РФ, состоящая из трех частей:

  • Ч1. Указывает в качестве преступления незаконное осуществление сбора информации, распространение личных или семейных данных граждан. Разглашение может осуществляться путем публичного выступления или иного способа сообщения широкой общественности. В качестве наказания применяется необходимость уплаты в размере 200 тысяч рублей, дохода граждан в сумме их дохода за полтора года. Также могут вменяться обязательные работы продолжительностью до 360 часов, исправительные не более 1 года или принудительные до 2 лет. Наиболее тяжелой мерой является арест до 4 месяцев или лишение свободы до 2 лет;
  • Ч2. Рассматривает разглашение персональных данных с оговоркой о том, что действие произошло посредством использования служебного положения лица, которому вменяется вина. Наказание предусматривается до 300 тысяч рублей , 4 года работ принудительного характера или 6 месяцев ареста. Самой тяжелой мерой будет являться лишение свободы сроком до 4 лет, кроме того, в течение 5 лет виновный не сможет занимать определенные должности, дающие право доступа к такой информации;
  • Ч3. Рассматривает распространение данных о лице, являющемся несовершеннолетним или информации, имеющей отношение к физическому или . В качестве наказания используются различные меры – от в размере до 300 тысяч рублей до лишения свободы сроком до 5 лет с запретом на работу на определенных должностях.

Итак, разглашение персональных данных о лице, которые могут включать в себя различную информацию от реквизитов документа до событий личной жизни и медицинских диагнозов, рассматриваются административным и уголовным кодексом РФ. В зависимости от степени вины и тех последствий, которое повлекло за собой разглашение данных, в качестве меры наказания могут использоваться различной величины, исправительные и другие работы или лишение свободы.

Вконтакте



Просмотров