Статья 28.1 пункт коап рф с комментариями. Возбуждение дела об административном правонарушении. Информация об изменениях

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении законодательно урегулирована в гл. 28 КоАП РФ, в которой последовательно определены процессуальные действия, связанные с деятельностью лиц, уполномоченных возбуждать дела.

В ст. 28.1 подробно перечислены поводы к возбуждению дел об административном правонарушении :

  • непосредственное обнаружение правонарушения лицом, уполномоченным составлять протокол;
  • поступление из государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, из средств массовой информации материалов, содержащих соответствующие данные о фактах правонарушений;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
  • фиксация техническими средствами, работающими в автоматическом режиме и имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и ряд других поводов.

Уполномоченные должностные лица вправе возбудить дело об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из перечисленных в ст. 28.1 КоАП РФ поводов.

В ст. 28.1 КоАП РФ определены точки отсчета времени возбуждения дела об административном правонарушении. Оно считается возбужденным с момента:

  • составления протокола осмотра места совершения правонарушения;
  • составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу;
  • составления протокола о правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела;
  • вынесения определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.7);
  • вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

Четкое указание начальных моментов возбуждения дела имеет большое процессуальное значение для обеспечения прав участников производства по делу и оценки оперативности должностных лиц, призванных вести борьбу с административными правонарушениями.

При отказе в возбуждении дела выносится мотивированное определение, которое может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными гл. 30 КоАП РФ (ч. 4 ст. 30.1).

О совершении административного правонарушения составляется Это один из главных процессуальных документов, обеспечивающий доказательственную базу по делу. Реквизиты протокола определены в ст. 28.2 КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему. Протокол подписывается составившим его должностным лицом и указанными выше лицами. В случае их отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица под расписку, а также потерпевшему по его просьбе.

Для обеспечения законности при возбуждении дел об административных правонарушениях законодатель определил правовые позиции, касающиеся перечня полномочий должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях . Анализ ст. 28.3 КоАП РФ позволяет выделить две основные группы таких должностных лиц:

  • должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с гл. 23 КоАП РФ;
  • должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также органов исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий Российской Федерации по осуществлению контроля и надзора, указанных в ст. 28.3.

В ч. 3 ст. 28.3 перечислены статьи Особенной части КоАП РФ, по которым конкретные группы должностных лиц (органов внутренних дел, налоговых, таможенных и других органов) вправе составлять протоколы и направлять их на рассмотрение судей и иных уполномоченных органов административной юрисдикции.

Конкретный перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с ч. 1–3 ст. 28.3 КоАП, устанавливается соответствующим органом исполнительной власти, уполномоченным принимать нормативные правовые акты. Правило ч. 4 ст. 28.3 касается и обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ определить перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по конкретным статьям Особенной части КоАП РФ, если в гл. 23 предусмотрена возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях по этим статьям указанными органами.

В ч. 5 ст. 28.3 указаны группы должностных лиц некоторых государственных органов и организаций, уполномоченных составлять протоколы о правонарушениях, предусмотренных перечисленными в данной части статьями КоАП РФ. Это члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора Счетной палаты РФ, должностные лица государственных внебюджетных фондов и др.

Законами субъектов РФ об административных правонарушениях также определяются должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена указанными законами.

Учитывая роль прокурора как участника производства по делу об административном правонарушении, законодатель определил его полномочия на стадии возбуждения дела. Согласно ст. 28.4 КоАП РФ только прокурор уполномочен возбуждать дела по статьям, перечисленным в ч. 1 указанной статьи. Это касается возбуждения дел, связанных с защитой избирательных прав граждан (гл. 5 КоАП РФ), права граждан на доступ к информации (гл. 13 КоАП РФ), а также ответственности должностных лиц за правонарушения в сфере порядка управления (гл. 19 КоАП РФ).

Кроме того, прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении может быть проведено административное расследование, предусмотренное ст. 28.7 КоАП РФ. Оно проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения (в области антимонопольного законодательства, валютного законодательства, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движения и других областях, перечисленных в данной статье ) осуществляются экспертиза или другие процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 подчеркнуто, что проведение административного расследования осуществляется путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности, и что оно допускается только при выявлении административных правонарушений в областях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ (п. 3).

Определение о возбуждении дела и проведении административного расследования выносится должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, или прокурором немедленно после выявления факта совершения нарушения. Содержание определения должно отвечать требованиям, перечисленным в ч. 3 и 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления правонарушения. При этом его срок не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. В исключительных случаях он может быть продлен перечисленными в ч. 5 ст. 28.7 должностными лицами на срок от одного до шести месяцев. По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу.

Особое процессуальное значение имеет протокол об административном правонарушении. По общему правилу он составляется немедленно после выяснения факта совершения нарушения. Если же требуется выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице, или сведений о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления нарушения, а в случае проведения административного расследования – по окончании расследования (ст. 28.5 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении или аналогичное ему постановление прокурора направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента составления данного протокола (вынесения постановления). Если же совершено правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста или административного выдворения, то протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

В тех случаях, когда протокол содержит существенные недостатки, он может быть возвращен в орган, должностному лицу, составившим его (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Недостатки должны быть устранены в срок не более трех суток со дня возврата протокола, который в течение суток со дня их устранения должен быть вновь передан на рассмотрение.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 подчеркивается, что при подготовке дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола (п. 4 и 5). В связи с этим обращено внимание судей на возможные типичные существенные недостатки протокола (отсутствие данных, предусмотренных ч. 2 ст. 28.2 КоАП, а также иных сведений, имеющих значимость для рассмотрения конкретного дела; составление протокола неправомочным лицом и т.п.), что обусловливает возвращение протокола лицу (в орган), его составившему, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4. Вместе с тем в качестве несущественных недостатков протокола указаны такие недостатки, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления и направления протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными. Несущественным недостатком протокола можно считать его составление без привлекаемого к ответственности лица, если ему надлежащим образом сообщено о месте и времени составления протокола, но оно не явилось и не уведомило о причинах неявки либо эти причины были признаны неуважительными.

При проверке содержания протокола необходимо учитывать положения ст. 28.3 (ч. 4) и 22.3 (ч. 7) .

КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении в рамках упрощенного производства .

Согласно ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если при совершении административного правонарушения физическим лицом назначается наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения правонарушения выносится постановление о назначении соответствующего наказания. Данное постановление должно соответствовать требованиям ст. 29.10 КоАП. Копия постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Если гражданин оспаривает вынесение рассмотренного выше постановления, то должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении и вручает копию протокола данному лицу. В этом случае дело рассматривается в обычном порядке уполномоченным субъектом административной юрисдикции с соблюдением правил, установленных гл. 29 КоАП РФ.

КоАП РФ (ст. 28.6) содержит специальные правила, касающиеся применения упрощенного порядка рассмотрения дел. Речь идет о применении норм гл. 12 КоАП РФ, когда решается вопрос об оформлении постановления в случае выявления административного правонарушения специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

В случае выявления упомянутыми выше техническими средствами административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ или законом субъекта РФ о правонарушениях по благоустройству, связанных с использованием транспортных средств, а также правонарушений, связанных с нарушением правил содержания объектов благоустройства, постановление выносится должностным лицом без участия лица, привлекаемого к ответственности (как физического, так и юридического (см. примечание к ст. 1.5, 2.6.1 и 2.6.2)), и в течение трех дней со дня вынесения направляется заказным почтовым отправлением лицу, привлекаемому к ответственности.

В ст. 24.5 КоАП РФ установлены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении . Производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события правонарушения;
  • отсутствие состава правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом соответствующего возраста (на момент совершения нарушения) или его невменяемость;
  • действия лица в состоянии крайней необходимости (т.е. для устранения опасности, если она не могла быть устранена иными средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный);
  • издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания;
  • отмена закона, установившего административную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения нарушения лицом, в отношении которого ведется производство по делу, постановления о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу либо о возбуждении уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу.

О прекращении производства уполномоченным должностным лицом выносится постановление (см. ст. 28.9 КоАП РФ).

  • Перечень областей законодательства, за нарушение норм которых при привлечении лиц к административной ответственности предусматривается возможность проведения административного расследования, систематически расширяется (см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ).
  • О требованиях, предъявляемых к протоколу, см. п. 4 постановления Пленума также Обзоры судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 г., утвержденный постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5.

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных , 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1 , и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 , 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного

СТ 28.1 КоАП РФ

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

5) утратил силу;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание . При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.

Комментарий к Ст. 28.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Глава 28 КоАП РФ регламентирует порядок производства по делам об административных правонарушениях на первой стадии - стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Именно на первой стадии устанавливается факт совершения административного правонарушения. В ч. ч. 1 - 2 комментируемой статьи закреплены поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. Этот перечень является исчерпывающим и не может быть дополнен законами субъектов РФ об административных правонарушениях, поскольку порядок производства по делам об административных правонарушениях находится в ведении Российской Федерации (ст. 1.3 КоАП РФ). Такими поводами являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (например, обнаружение должностным лицом Роспотребнадзора нарушений санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения; должностным лицом ГИБДД - нарушений требований Правил дорожного движения);

2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений (например, материалы проверок, в том числе по обращениям граждан);

3) письменные и устные сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, указывающие на наличие события административного правонарушении. Исключение из этого пункта составляют административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку для таких дел предусмотрены иные поводы для возбуждения производства. Реализация гражданином РФ закрепленного за ним в ст. 33 Конституции РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными и иными федеральными законами (например, связанные с рассмотрением дел в судах всех уровней и видов). При этом анонимные обращения (не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть отправлен ответ) не рассматриваются. Если в анонимном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (ст. 11 названного Закона);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме, специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Такой повод к возбуждению дела стал возможен в связи с введением примечания к ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которому общие правила презумпции невиновности не распространяются на собственников (владельцев) транспортных средств, земельных участков, объектов недвижимости при выявлении в автоматическом режиме указанных выше правонарушений;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство во время фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме находилось во владении или в пользовании другого лица. В этом случае собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ).

Специальными поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.12, 14.13 и 14.23 КоАП РФ, помимо указанных в п. п. 1 - 3 ч. 1 комментируемой статьи, могут быть содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ, также является особенным поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ.

Еще один повод к возбуждению дела установлен в ч. 1.3 комментируемой статьи. Дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и предусмотренных ст. ст. 8.35 и 8.37 КоАП РФ, возбуждаются на основании составленного производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством РФ акта о наличии признаков административного правонарушения или преступления.

2. В соответствии с ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи материалы, сообщения, заявления рассматриваются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ). В случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, эти должностные лица возбуждают дело об административном правонарушении.

3. В ч. 4 комментируемой статьи законодатель определил моменты, с наступлением которых дело об административном правонарушении считается возбужденным, а именно:

Составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения (ст. 28.1.1 КоАП РФ);

Составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ);

Составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ), а равно с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.4 КоАП РФ);

Вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ);

Вынесения постановления по делу об административном правонарушении без составления протокола об административном правонарушении (ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Таким образом, в отличие от уголовно-процессуального законодательства законодательство об административных правонарушениях не предусматривает вынесения специального процессуального акта (единой формы) о возбуждении дела об административном правонарушении, оно возбуждается автоматически, одновременно с составлением протокола или вынесением соответствующего определения или постановления.

4. Если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), при наличии материалов, сообщений, заявлений придут к выводу об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, они должны вынести мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ. Такое определение может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными гл. 30 КоАП РФ (ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ).

5. В примечании к комментируемой статье предусматриваются особенности возбуждения дела об административном правонарушении:

При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки;

До оформления акта о проведении указанной проверки дело может быть возбуждено только в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. При этом должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, обо всех таких случаях в течение 24 часов уведомляет прокурора.

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности до оформления акта о проведении проверки должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов.


См. комментарии к статье 28.1 КоАП РФ

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 113-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 202-ФЗ) в пункт 3 части 1 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного года со дня официального опубликования названного Федерального закона

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных и настоящего Кодекса);

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 202-ФЗ часть 1.1 статьи 28.1 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных , и настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в , и настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Федеральным законом от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ в часть 1.2 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных , настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 250-ФЗ статья 28.1 настоящего Кодекса дополнена частью 1.2-1, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 264-ФЗ статья 28.1 настоящего Кодекса дополнена частью 1.2-2

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 201-ФЗ статья 28.1 настоящего Кодекса дополнена частью 1.3

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных и настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

См. Методические рекомендации по порядку приема, учета и рассмотрения поступающих в таможенные органы РФ материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, направленные письмом ГТК РФ от 28 августа 2002 г. № 01-06/34816

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 201-ФЗ в часть 3 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных , и настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного настоящего Кодекса;



Просмотров