Статистика чрезвычайных ситуаций в рф. Open Library - открытая библиотека учебной информации. Стадии чрезвычайных ситуаций. Классификация чс и их поражающих факторов
(литосферные явления);
Основные причины природных катастроф:
- выброс энергии в геологических слоях земли (атмосфере, литосфере, ионосфере, гидросфере), связанный с гравитацией, изменением температуры или земным вращением;
- воздействие человека на природу (развитие мировой , недостаточная оценка результатов вмешательства, некачественный прогноз наступления чрезвычайной ситуации, недостаточные действия по ее ликвидации);
- военные, политические и социальные конфликты.
Исследования катастроф в Смитсоновском институте США
Природные катаклизмы (1947–1970 год) | Количество погибших, чел. |
Циклоны, штормы и тайфуны | 760 000 |
190 000 | |
180 000 | |
Мощные грозы, вулканические извержения, цунами | 62 000 |
Всего | 1 192 000 |
Статистика стихийных бедствий в мире показывает среднегодовое количество жертв – 50 тыс. человек.
Процентное соотношение природных катаклизмов, происходящих в мире:
Природное явление | % от общей доли катастроф |
Наводнения с затоплениями территорий | 40 |
Разрушительные тропические циклоны | 20 |
Землетрясения разных амплитуд | 15 |
Засухи в пустынных регионах | 15 |
Остальные | 10 |
Результаты последних исследований показали, что статистика стихийных бедствий меняется в сторону стремительного увеличения природных катастроф. В 2010 году стихии погубили 304 тыс. человек. Это самый высокий показатель с 1976 года:
- январь 2010 – землетрясение на Гаити. Жертвами стали 222 тыс. человек;
- лето 2010 – аномальная жара в России. Погибло 56 тыс. человек;
- наводнение в Китае и Пакистане. Жертвами стали более 6 тыс. человек.
И это без учета более мелких катастроф унесших жизни . В марте 2011 года у побережья острова Хонсю произошло землетрясение 8,9 баллов, породившее волны цунами высотой 10 м. Затопление вызвало и аварии на АЭС, распространение . В результате пострадало более 30 тыс. жителей Японии.
От ураганов, землетрясений, наводнений и эпидемий за последние 10 лет в мире пострадало 2,7 млрд. человек. Из них 622 тыс. человек ушли из жизни. На графике показана динамика роста количества катастроф в мире, с некоторой тенденцией снижения за 5 лет (с 2010 по 2015 год).
Природные катастрофы 2016 года
В 2016 году статистика стихийных бедствий выглядит следующим образом:
- 6 февраля – землетрясение на Тайвани. 166 человек погибли, 422 – пострадали;
- 14–17 апреля – землетрясение в провинции Кумамото (Япония). 148 жертв, ранены 1,1 тыс. человек;
- 16 апреля – землетрясение в Эквадоре. 692 жертвы, более 50 тыс. ранено;
- 14–20 мая на Шри-Ланке дожди, наводнение, оползни. 200 погибших и пропавших без вести. Всего пострадало 450 тыс. человек;
- 18 июня – в Карелии группа детей спускалась по реке и попала в шторм. Погибло 14 человек;
- июнь – наводнение в Китае. 186 жертв, пострадали 32 млн. человек;
- 23 июня – наводнение в США. Погибло 24 человека;
- 6–7 августа – наводнение и оползни в Македонии. 20 человек погибли, десятки ранены;
- 24 августа – землетрясение в Италии. Погибло 295 человек.
Меры по защите населения в чрезвычайных ситуациях
Если правительство принимает адекватные меры для населения, то статистика стихийных бедствий показывает менее негативные последствия для жителей страны (региона). Особенно это касается мест, в которых периодически происходят негативные природные явления. Так периодическим разливам рек подвержены прибрежные поселения, а риск тропического циклона нередко возникает у островных государств.
Прогнозировать циклон возможно, получая снимки со спутников. Можно определить примерное место и время события. Определить время выхода торнадо можно за 36 часов. Есть методы уменьшения силы урагана, используя засев облаков йодистым серебром. В преддверии циклона в США предупреждают население. Люди, живущие в зоне риска, стремятся заранее укрепить прибрежную зону дамбами и посадками деревьев, создают убежища с запасами продовольствия.
Если рассматривать влияние природных катастроф по регионам, то просматривается такая тенденция: более развитые страны несут в процентном соотношении больше материальных потерь, чем человеческих. В экономически бедных странах – обратная тенденция.
Государства, вложившие в свои объекты значительные средства, стремятся защитить их от природных катаклизмов, используя новейшие технологии для вычисления места, времени и тяжести явления.
Особенно показательны в этом смысле наводнения, уносящие в слаборазвитых в экономическом отношении странах тысячи жизней. Плодородные почвы, удобряемые регулярными разливами рек, привлекают людей обосноваться в прибрежной зоне, как например, в густонаселенной Индии, а регулярные разливы поглощают результаты труда и самих людей.
Произошло много природных катаклизмов за последние 3 года: разрушены дома, пострадали люди. Нередко информация о приближающемся природном явлении доносится до населения оперативно, но кто-то надеется на «авось», а некоторые пытаются снять на видеокамеру приближающийся торнадо. В итоге пресловутый «человеческий фактор» играет злую шутку, и увеличивает количество жертв.
На основе приведенных в пп. 1.2 классификаций в Российской Федерации ведется статистика чрезвычайных ситуаций. По статистическим характеристикам проводится оценка общей обстановки на территории Российской Федерации по природным и техногенным угрозам и выявляются тенденции ее возможного развития. Диаграммы, отражающие тренды количества чрезвычайных ситуаций, численности погибшего и пострадавшего населения с 1996 по 2002 г. представлены на рис. 2.1-2.3. Научный анализ статистических данных по чрезвычайным ситуациям с выявлением положительных и отрицательных тенденций в их динамике ежегодно публикуется начиная с 1996 г., в государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Динамический анализ статистических данных о чрезвычайных ситуациях имеет большое значение в оценке общей эффективности деятельности по повышению безопасности жизнедеятельности и выявлению негативных тенденций, которые могут проявляться в ближайшем будущем. Покажем это на примере техногенных чрезвычайных ситуаций.
Анализ динамики количества техногенных аварий и катастроф в Российской Федерации в последнем десятилетии XXвека, начале XXIвека свидетельствуют о скачкообразном ее характере.
Первый скачок (почти в 4 раза) произошел после социально-политических потрясений в августе 1991 г. за счет резкого роста аварийности в промышленности, на железнодорожном транспорте, в ряде других отраслей (1991 г. - 209 ЧС, 1994 г. - 905 ЧС, 1996 - 1031 ЧС, далее см. рис. 2.1).
Происходящие в стране 90-х годов процессы, обусловившие снижение внимания и капиталовложений на обеспечение безопасности производств, обновление их основных производственных фондов и самой культуры труда, вызвали устойчивый рост количества техногенных чрезвычайных ситуаций вплоть до 1997 г.(1997 г. - 1174 ЧС). В этот период наблюдался рост аварий на магистральных трубопроводах (в 1,5 раза), на морских и речных судах (в 1,5 раза), аварий с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ и радиоактивных веществ, аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения (в 2 раза).
В то же время, начиная с 1995 г., наблюдался спад аварийности на потенциально опасных промышленных объектах, на железнодорожном транспорте, крупных автомобильных аварий, в жилищной сфере, гидродинамических аварий. Эти положительные тенденции были напрямую связаны с принятием в стране мер по вопросам техногенной безопасности, предупреждения катастроф, снижения их последствий. Спаду уровня аварийности способствовало принятие федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994) и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997), постановлений Правительства Российской Федерации, определивших порядок декларирования безопасности, лицензирования опасной промышленной деятельности и объектов, страховой защиты, других законодательных и нормативных актов, а также повышение требовательности к вопросам безопасности со стороны органов, осуществляющих надзор и контроль в области безопасности.
Вместе с тем, несмотря на снижение общего количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера, экономика стране продолжает нести от аварий, катастроф, а также от стихийных бедствий большой материальный ущерб, исчисляемый десяткаммиллиардов рублей. Более того, в начале XXI века в связи с оживлением экономики возможен новый определенный всплеск аварий и катастроф различного масштаба.
Анализ состояния промышленной безопасности в стране позволяет в общих чертах назвать некоторые общие принципы неблагополучия в этой области, характерные для отечественной экономики.
Прежде всего, необходимо указать на нерациональное, с точки зрения техногенной безопасности, размещение по территории страны некоторых потенциально опасных объектов производственного назначения, хозяйственной и социальной инфраструктуры. Имеют место просчеты в технической политике проектирования, строительства, модернизации и эксплуатации потенциально опасных объектов, упадок проектно-конструкторского дела и культуры труда, низкое качество прикладных исследований, проектирования, производства и произведенной продукции. Распространены технологическая отсталость производства, низкие темпы внедрения ресурсо-, энергосберегающих и других технически совершенных и безопасных технологий. Повсеместно наблюдается значительный износ средств производства, достигающий в некоторых случаях предаварийного уровня.
Начало XXIвека охарактеризовалось ростом числа природных бедствий. Бичом последних лет стали катастрофические наводнения и опасные метеорологические явления, связанные с сильным ветром и метелями, сильными дождями и снегопадами, дождевыми паводками. Так, 2002 г. был по природным чрезвычайным ситуациям одним из самых неблагополучных. Число пострадавши» составило свыше 300 тысяч человек, 332 человека погибли. Это в десятки раз превосходит показатели прошлых лет. Наблюдаемое увеличение частоты и тяжести последствий стихийных бедствий связывают с общими тенденциями изменения климата на нашей планете, обусловленных глобальным потеплением.
Тенденция к увеличению риска стихийных бедствий вызвана кроме причин природного характера, также и социально-экономическими причинами:
медленным решением вопросов предупреждения и ликвидации источников чрезвычайных ситуаций;
освоением территорий, считавшихся ранее малопригодными для проживания;
снижением расходов на предупреждение чрезвычайных ситуаций на местном уровне;
развитием специфического комплекса опасных техноприродных процессов, продуцируемых человеческой деятельностью (подтопление территорий, переработка берегов водохранилищ, оползни и др.);
стратегическими просчетами на региональных уровнях в политике обеспечения безопасности населения и объектов экономики, направленной на ликвидацию последствий стихийных бедствий, а не на их профилактику;
нарушением системы метеонаблюдения и всестороннего гидрометеорологического контроля.
Анализируя подобным образом статистические данные о чрезвычайных ситуациях и сопоставляя их с выявленными причинами, соответствующими органами государственной власти вырабатываются и осуществляются меры правового, организационного, технического, экономического и научного характера, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение возможностей по их ликвидации, сокращение потерь, совершенствование жизнеобеспечения населения. Эти меры осуществляются на основе вырабатываемой государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности путем координации деятельности функциональной и территориальной подсистем РСЧС на всех уровнях.
1.Чс в современном мире: статистика, причины, последствия для экономики и общества.
ЧС – нарушение нормальных условий жизнедеятельности человека на определенной территории, вызванная аварией, катастрофой, стихийным бедствием или экологическим бедствием, а также массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским или материальным потерям. Статистика: природные катастрофы (90%) (наводнение 40%, тайфун – 20%, землетрясение и засухи – по 15%); среди техногенных катастроф преобладают аварии на авиационном, автомобильном, железнодорожном, морском и речном транспортах (≈66%). Техногенные ЧС происходят в 4 раза чаще, чем природные. Причины – условия при которых реализация потенциальных опасностей. (совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб). Причины могут быть техногенными и естественными (природного характера). Последствия : массовые заболевания, потери среди населения, разрушение объектов экономики, экологические катастрофы и бедствия, загрязнение почвы, вод, воздуха, и т.д.
2.Стадии чрезвычайных ситуаций. Классификация чс и их поражающих факторов.
Классификация : 1) по признакам: степень внезапности (ожидаемые, внезапные); скорость распространения (взрывной, стремительный, быстрораспространимый (умеренный), плавный); масштабность (локальные, объектовые, местные, региональные, национальные, глобальные); продолжительность (кратковременные, затяжные); по характеру ЧС (преднамеренные, непреднамеренные); естественные или искусственные. 2) по тяжести: малые (погибло/ранило 25-100чел.); средние (погибло/ранило 101-1000); большие (более 1000). По масштабности: локальные (пострадало не более 10 чел., зона ЧС не выходит за пределы объекта); местные (пострадало 10-50 чел., зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта); территориальные (пострадало 50-500 чел., зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ); региональные (пострадало 50-500чел., зона ЧС охватывает территорию 2 х субъектов РФ); федеральные (пострадало более 500 чел., зона ЧС охватывает территорию более 2 х субъектов РФ). ЧС естественного происхождения: аэрометеорологические (бури, ураганы, торнадо, циклоны и т.д.); агрометеорологические (град, ливень, туман, морозы, жара); природные пожары (лесной, торфяной пожары, пожары подземных ископаемых, хлебных массивов); тектонические и теллурические (земле-, моретрясение, извержение вулканов); топологически опасные явления (половодья, паводок, подтопления, оползни, сели, цунами, сыпи); космически опасные явления (падение метеоритов, остатков комет). ЧС техногенного происхождения: производственные (с выбросом механической, термической, радиационной, химической энергии, с выбросом утечка бактериологических агентов); специфические опасные явления (инфекционные явления); социально опасные явления (война, военный конфликт (терроризм, беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания)). Стадии ЧС : зарождение (создают предпосылки будущей ЧС: активизируются неблагоприятные природные процессы, накапливание технологических неполадок, хранение и переработка больших объемов горючих, высокореактивных, огнеопасных и др. видов веществ; инициирование (возникают технологические нарушения связанные с выходом производственных процессов за критические параметры); кульминация (высвобождение больших масс вещества и энергии, на этой стадии очень важно предсказать сценарий, что позволит снизить потери как материальные, так и финансовые); затухание (продолжается от момента устранения источника опасности до полной ликвидации последствий аварии).
Статистика чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера в России
Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера Последние десятилетия были отмечены критическим ростом уязвимости нашего общества к природным и техногенным катастрофам: число пострадавших от них людей во всем мире возрастает ежегодно на 6 %, а в России ежегодно аварии и катастрофы уносят более 50 тысяч человеческих жизней, приводя к увечьям у более 250 тысяч человек. Это обусловлено четырьмя основными причинами: ростом населения и урбанизацией, возведением объектов повышенного риска (транспортных магистралей, химических предприятий и т.п.), изменением окружающей среды, способствующей активизации катастрофических процессов, отсутствием надежных методов прогнозирования опасных процессов и способов борьбы с ними. 75 % всех чрезвычайных ситуаций (ЧС) в нашей стране носит техногенный характер, 20% - природный и менее 1% бедствий связано с терактами, а ежегодный ущерб от всех чрезвычайных ситуаций оценивается примерно в 100 миллиардов рублей, а с учетом косвенных потерь эта цифра достигает 450-500 миллиардов рублей. В 2008 г. произошло 1 966 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 4 455 чел., пострадало 2 176 человек. Отмечено увеличение количества аварий с внезапным обрушением производственных зданий - с 7 в 2007 г. до 12 в 2008 г.; аварий с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) - с 12 в 2007 г. до 17 в 2008 г.; аварий со взрывами в зданиях, сооружениях жилого и социально-бытового назначения - с 24 в 2007 г. до 30 в 2008 г. По-прежнему наибольшее количество людей гибнет в техногенных ЧС, связанных с крупными пожарами в зданиях жилого сектора (3 628 чел. в 2008 г., 4 150 чел. в 2007 г.). В чрезвычайных ситуациях (ЧС), связанных с ДТП с тяжкими последствиями, в 2008 г. погибло 498 чел., в 2007 г. - 568 человек.
Число погибших в авиационных катастрофах в 2008 г. увеличилось почти вдвое - с 71 чел. в 2007 г. до 140 чел. в 2008 г.
Увеличение количества погибших произошло также при ЧС, связанных с: крупными пожарами на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов - с 31 чел. в 2007 г. до 45 чел. в 2008 г.; обрушением зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения - с 14 чел. в 2007 г. до17 чел. в 2008 г.; внезапным обрушением производственных зданий, сооружений и пород - с 24 чел. в 2007 г. до 28 чел. в 2008 г.; авариями на грузовых и пассажирских судах - с 29 чел. в 2007 г. до 31 чел. в 2008 г. Увеличилось количество пострадавших при: авариях, крушениях грузовых и пассажирских поездов - с 2 чел. в 2007 г. до 33 чел. в 2008 г.; внезапных обрушениях производственных зданий, сооружений и пород - с 10 чел. в 2007 г. до 32 чел. в 2008 г.; взрывах в зданиях и сооружениях жилого и социально-бытового назначения - с 192 чел. в 2007 г. до 306 чел. в 2008 г.; авариях на грузовых и пассажирских судах - с 98 чел. в 2007 г. до 144 чел. в 2008 г.
Техногенных пожаров в зданиях жилого, социально-бытового и культурного назначения за 10 месяцев 2011 г. (134958 пожаров) произошло на 7,9% меньше, чем за аналогичный период 2010 г. (146578 пожаров) и на 27% ниже среднемноголетних значений данного периода(185385 пожаров). Погибло 9127 человек, что на 10% меньше, чем в 2010 г. (10168 чел.).
За 10 месяцев 2011 г. зарегистрированы три случая крупных пожаров в учреждениях социальной сферы (за аналогичный период 2010 года - 3 случая) в том числе с пребыванием маломобильных групп населения:
03 августа 2011 года, Красноярский край, д. Осиновый Мыс - пожар в участковой больнице (22 пострадавших);
10 февраля 2011 года, Пермский край, г. Пермь - пожар на оптовом торговом складе (16 погибших, 18 пострадавших);
08 января 2011 года, Новосибирская область, г. Новосибирск - пожар в общежитии ЖКХ Мэрии (2 погибших, 7 пострадавших).
Количество взрывов сетевого и баллонного газа (за 10 месяцев 2011 года 19 происшествий) уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года(31 происшествие), на уровне среднемноголетних значений (20 происшествий. Наибольшее количество случаев зарегистрировано в Центральном (38%), Северо-Кавказском (29%), Южном (10%) федеральных округах. Это связано со значительным износом домового газового оборудования и жилого фонда, практической утратой системы надзора за его состоянием, а так же несовершенством нормативно правовой базы, допускающей возможность приобретение и использования домового газового оборудования, у которого отсутствует система «газ контроль».
Количество дорожно-транспортных происшествий (за 10 месяцев 2011 г. - 164403 ДТП) на уровне аналогичного периода 2010 г. (164370 ДТП). При этом количество погибших при ДТП (за 10 месяцев 2011 г. - 22842 человек), увеличилось на 5,9% (за аналогичный период 2010 г. - 21575 человек), количество пострадавших (за 10 месяцев 2011 г. - 207215 человек), на уровне (за аналогичный период 2010 г. - 207023 человек). Тяжесть последствий ДТП (количество пострадавших на количество погибших) в 2011 г. составила 9,1 (в 2010 году 9,6).
Количество крупных (5 и более погибших, 10 и более пострадавших)дорожно-транспортных происшествий (КДТП) за 10 месяцев 2011 года составило 74 ед., что в 1,17 раз выше показателей аналогичного периода 2010 года (63 КДТП), и на 28% ниже среднемноголетних значений (103 КДТП). Количество пострадавших в крупных дорожно-транспортных происшествиях по отношению к аналогичному периоду 2010 году уменьшилось на 3,25%. Количество погибших в крупных дорожно-транспортных происшествиях по отношению к аналогичному периоду 2010 году выросло на 30,8% соответственно. По среднемноголетним данным наибольшее количество крупных ДТП происходит в Центральном ФО (27%), в 2011 г. наибольшее количество крупных ДТП произошло в Северо-Кавказском ФО (25%).
Количество чрезвычайных ситуаций на авиационном транспорте (за 10 месяцев 2011 года 41 ЧС) выше показателей аналогичного периода 2010 года в 1,8 раз (23 ЧС), и выше среднемноголетних значений (31 ЧС) в 1,3 раза. Зарегистрировано 16 авиационных происшествий с авиацией общего назначения («малой авиацией»), что больше аналогичного периода 2010 г. - 10 ЧС в 1,6 раза, что в значительной степени связано с несовершенством нормативно-правовой базы в этой сфере, а также с низким уровнем контроля технического состояния малой авиации, с нарушениями правил выполнения полетов.
Количество погибших при авиационных катастрофах в 2011 году (152 чел.) увеличение в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (38 чел.), количество погибших на уровне среднемноголетних значений (152 чел.). Количество пострадавших при авиационных катастрофах за 10 месяцев 2011года (141 чел.) увеличение в 1,4 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (103 чел.) и выше среднемноголетних показателей (82 чел.) в 1,7 раз.
Наибольшее количество авиационных происшествий и катастроф произошло в Центральном ФО - 19%, Дальневосточном и Сибирском ФО - по 17%, при этом наибольшее количество ЧС с самолетами зарегистрировано в Центральном ФО (24%), а с вертолетами в Северо-Кавказском ФО 24%. Наибольшая аварийность - самолетов типа Ан-24, АН-2, Як-52, а вертолетов - МИ-8, Ми-2 и Робинсон.
Количество чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 г. (10 ЧС) уменьшение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,3 раза (13 ЧС), и ниже среднемноголетних показателей (20 ЧС) в 2 раза.
Количество пострадавших в ЧС на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 года (3 чел.) на уровне 2010 года (3 чел.), по сравнению со среднемноголетними значениями (22 чел.) уменьшение в 7,3 раза. В результате ЧС на железнодорожном транспорте за 10 месяцев 2011 года погибло 6 человек, что в 6 раз выше показателей 2010 года (1 чел.) и ниже средне многолетних значений (7 чел.) в 1,1 раз.
Наибольшая аварийность на железнодорожном транспорте в 2011 году наблюдалась в Центральном ФО - 40%.
Основные причины аварийности: выработка ресурса подвижного и локомотивного парка; высокий уровень нарушений технологии производства ремонтных и регламентных работ транспортных средств, в том числе предназначенных для перевозки опасных грузов; отсутствие эффективных средств контроля исправности и деформации пути; большое количество опасных участков подверженных воздействию природные процессов и явлений (подтопления, оползни, осыпи, карст, снежные заносы, лавины).
На магистральных линиях железных дорог насчитывается 7398 опасных участков железных дорог, подверженных воздействию природных и природно-техногенных факторов (снежные заносы, оползни, лавины, сели, подмывы, размывы и подтопления железнодорожного полотна).
За 10 месяцев 2011 года произошло 6 чрезвычайных ситуаций на морских и речных пассажирских и грузовых судах и судах флота рыбной промышленности, что в 4 раза ниже среднемноголетних значений (25 ЧС), и в 1,3 раза ниже показателей аналогичного периода 2010 года (8 ЧС).
Количество пострадавших при авариях на грузовых и пассажирских судах за 10 месяцев 2011 года (98 чел.) увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (6 чел.) в 16 раз и ниже средне многолетних показателей в 1,2 раза (116 ЧС).
Количество погибших при авариях на грузовых и пассажирских судах за 10 мес. 2011 года (131 чел.) увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (20 чел.) в 6,5 раз, выше среднемноголетних значений (34 чел.) в 3,8 раз.
Наибольшая аварийность на водном транспорте отмечалась в Северо-Западном, Центральном, Приволжском, Южном ФО (по 17% аварий от общего количества).
Самыми распространенными видами аварии стали посадка судна на мель - 33%, затопление 33%, а наиболее частой причиной аварий стала ошибка судовождения - 32%.
В 2011 году (за 10 месяцев) аварий на гидротехнических сооружениях не зарегистрировано (среднемноголетние значение - 3 аварии).
На территории Российской Федерации выявлено 8036 гидротехнических сооружений, не имеющих собственника (с начала 2011 г. количество бесхозяйных ГТС увеличилось на 9,5%). Наибольшее количество бесхозяйных ГТС зарегистрировано на территории Центрального ФО (39% от общего количества бесхозяйных ГТС), Приволжского (27%) и Южного ФО (18%). По состоянию на 01.10.2011г. выполняются мероприятия по ликвидации 26 бесхозяйных ГТС (Республика Башкортостан - 1; Республика Калмыкия - 2; Оренбургская область - 15; Тамбовская область - 7; Тверская область - 1); ликвидировано 418 бесхозяйных ГТС (наибольшее количество на территории Южного ФО - 174 и Сибирского ФО - 154).
Наибольшее количество ГТС, требующих капитального ремонта и реконструкции находится на территории Приволжского (31%), Южного (23%) и Центрального (18%) федеральных округов, требующих ликвидации - на территории Сибирского (34%) и Уральского (31%) федеральных округов.
В 2011 г. за 10 месяцев зарегистрировано 2 ЧС на магистральных трубопроводах (нефтепроводах и газопроводах), что ниже показателя за аналогичный период 2010 года (7 ЧС) в 3,5 раза и в 18 раз ниже среднемноголетних значений (36 ЧС). Наиболее подверженными к авариям данного типа являются Центральный (50%) и Уральский (50%) федеральные округа. Основными причинами аварий на магистральных газопроводах являются - механические повреждения подземных путепроводов, коррозионные повреждения наружных путепроводов, взрывы при розжиге газозапускающих установок и повышение давления после газораспределительных пунктов. Основными причинами аварий на магистральных нефтепроводах являются - несанкционированная врезка, износ и коррозия металла, механические повреждения путепроводов. Особую опасность представляют участки пересечения магистральных трубопроводов с автомобильными и железными дорогами, наибольшее количество таких участков - на территории Пермского края, Республики Башкортостан, Нижегородской области (Приволжский ФО), Свердловской области (Уральский ФО), Ненецкого АО (Северо-Западный ФО), Калужская область (Центральный ФО) и Республики Дагестан (Северо-Кавказский ФО).
В 2011 г. (за 10 месяцев) было зарегистрирована 1 ЧС на коммунальных системах жизнеобеспечения, что ниже показателей 2010 года (7 ЧС) в 7 раз, и в 20 раз ниже среднемноголетнего значения (20 ЧС). Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций произошло в Приволжском ФО - 100%. Одной из основных причин аварий является износ основных фондов тепловых, водопроводных и канализационных сетей. По состоянию на сентябрь 2011 г. изношенность генерирующего оборудования ТЭЦ более 80% (12 ТЭЦ) отмечается на территории Сибирского ФО (Алтайский край - г. Бийск, Республика Хакасия - г. Абаза, Республика Тыва - г. Кызыл, Забайкальский край - пос. Первомайский, пос. Приаргунск, пос. Шерловая Гора); Южного ФО (Республика Дагестан - г. Махачкала); Центрального ФО (Тверская область - г. Вышний Волочек, Смоленская область - г. Смоленск, п. Верхнеднепровский, Костромская область - г. Шарья; г. Москва). На территории Российской Федерации имеется ряд крупных ТЭЦ, с высоким износом и не имеющих резервного генерирующего оборудования. По состоянию на аналогичный период прошлого года изношенность генерирующего оборудования ТЭЦ более 85% отмечалась на 17 ТЭЦ Сибирского, Уральского, Приволжского, Северо-Кавказского и Центрального ФО. Из них не имели резервного генерирующего оборудования 5 крупных ТЭЦ в Красноярском крае, Республике Башкортостан, Тюменской и Оренбургской областях.
На электроэнергетических системах за 10 месяцев 2011 года произошло 6 ЧС, что ниже среднемноголетних значений (13 ЧС) в 2,2 раза и выше показателей аналогичного периода 2010 года (4 ЧС) на 50%. Наибольшее количество ЧС произошло в Сибирском ФО (50%) и Центральном ФО (16%). Одной из основных причин аварий является износ основных фондов электросетей и трансформаторных подстанций. Продолжается рост аварий на ЛЭП, причиной которых является падения деревьев.
Справочно: Федеральным законом №143 от 22 июля 2008 г. были внесены изменения в Лесной Кодекс РФ о использовании лесов для вырубки деревьев и кустарников без предоставления лесных участков в целях создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередач и других линейных объектов. Таким образом, были устранены нормативно-правовые препятствия для более эффективной работы по предупреждению обрывов ЛЭП и аварий на ТП. Однако количество обрывов ЛЭП по причине падения деревьев из лесного массива на провода продолжает увеличиваться. Наибольшие увеличения аварий на ЛЭП отмечаются на территории обслуживания следующих субъектов энергетики: ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Янтарьэнерго», ОАО «МРСК Северо-Запада».
За 10 месяцев 2011 года произошло 5 чрезвычайных ситуаций, связанных с обрушением зданий и сооружений (за аналогичный период 2010 года - 0 ЧС). По сравнению со среднемноголетним количеством (8 ЧС), произошло уменьшение в 1,6 раз.
Наибольшее количество ЧС отмечалась в Центральном и Дальневосточном ФО (по 40%). По среднемноголетним данным основными причинами ЧС данного вида являются: снеговые нагрузки на крыши, ветхость зданий, ремонтные работы и демонтаж, физическая усталость конструкций.
Годовые колебания количества нарушений на АЭС, находятся в пределах статистической нормы.