Старая конституция латвии 1922 г. Латвийская конституция в стиле "наци". Ii отдел сейм

Принятая в пленарном заседании
Латвийского Учредительного Собрания
15-го февраля 1922 года и вступившая
в силу 7-го ноября 1922 года

КОНСТИТУЦИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(С изменениями, внесенными по состоянию на 4 декабря 1997 года)
Латвийский народ, в своем свободно избранном
Учредительном Собрании, установил для себя
следующую конституцию:

I. ОТДЕЛ.
Общие постановления.

1. Латвия есть независимая демократическая республика.
2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит латвийскому народу.
3. Территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Лифляндия, Латгалия, Курляндия и Земгалия.
4. Государственный флаг Латвии - красный с белой полосой.

II. ОТДЕЛ.
Сейм.

5. Сейм состоит из ста народных представителей.
6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.
7. Латвия делится на отдельные избирательные округа и число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого отдельного округа.
8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, достигшим на день выборов восемнадцатилетнего возраста.
(В редакции Закона от 27 января 1994 года, вступающим в силу 26.02.96)
9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.
10. Сейм избирается на четыре года.

11. Выборы в Сейм должны быть проведены в первую субботу октября месяца.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, когда и кончаются полномочия предыдущего Сейма.
13. Если в случае роспуска Сейма выборы в Сейм происходят в другое время года, то таковой Сейм собирается не позднее чем через один месяц после его избрания и его полномочия прекращаются через три года в первый вторник следующего ноября месяца одновременно с открытием вновь избранного Сейма.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.
15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собираться в другом месте.
16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.
17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.
18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.
19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.
20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент республики, Президент министров или не менее одной трети членов Сеймов.
21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает себе наказ.

22. Заседания Сейма открыты. По требованию десяти членов Сейма, Президента республики, Президента министров или одного из министров, Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.
23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по крайней мере половина членов Сейма.
24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.
25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать в свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.
26. Сейм обязан назначать для определенных случаев парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.
27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответы лично или через уполномоченное ими на то ответственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и дела.
28. Член Сейма не может быть привлекаем к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, хотя бы и при исполнении своих обязанностей распространяет: 1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения; 2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семейной жизни.
29. Член Сейма не может быть арестован; у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если нет на то согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Обо всяком аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом последнему для постановления решения о дальнейшем оставлении под арестом задержанного члена Сейма или об его освобождении. В перерыве между сессиями и во время до открытия сессии, о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом решает президиум Сейма.
30. Против члена Сейма не может быть начато уголовное преследование или наложено на него административное взыскание без согласия Сейма.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
31. Член Сейма вправе отказаться дать показания: 1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения; 2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения; 3) о самих этих фактах или сведениях.
32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Постановления сей статьи относятся к министрам, хотя бы они и не состояли членами Сейма.
33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.
34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если отчеты эти соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаемым быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть даваемы лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.

III. ОТДЕЛ.
Президент республики.

35. Президент государства избирается Сеймом сроком на четыре года.
(В редакции закона от 4 декабря 1997 года)
36. Президент республики избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
37. Президентом государства может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигший возраста 40 лет. Президентом государства не может быть избран гражданин с двойным гражданством.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
38. Должность Президента республики несовместима с другою должностью. Если лицо, избранное в Президенты республики, состоит членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

39. Одно и то же лицо не может быть Президентом государства более восьми лет подряд.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
40. В ближайшем после избрания заседании Сейма, Президент республики, принимая на себя должностные обязанности, дает следующее торжественное обещание: "Клянусь, что вся моя деятельность будет посвящена благу латвийского народа. Я сделаю все, что будет в моих силах чтобы способствовать благополучию Латвийского Государства и его населения. Я буду почитать священными и соблюдать конституцию Латвии и законы государства. По отношению ко всем я буду справедлив и обязанности буду исполнять по доброй совести".
41. Президент республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.
42. Президент республики является верховным вождем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.
43. Президент республики на основании постановления Сейма объявляет войну.
44. Президент республики вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападает на латвийские границы. Вместе с тем Президент республики немедленно созывает Сейм, который постановляет об объявлении и начале войны.
45. Президенту государства принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вошел в законную силу. Объем и порядок использования данного права определяется особым законом. Амнистию дарует Сейм.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
46. Президент республики имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания кабинета министров, устанавливая порядок дня этих заседаний.
47. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы.
48. Президент республики вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. В таком случае должно состояться народное голосование. Если больше половины участников выскажется за роспуск Сейма, таковой считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позже 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.
49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма все же сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент республики таковой созывает. Порядок дня таких заседаний Сейма определяет Президент республики.
50. Если в народном голосовании более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент считается смешенным, и Сейм избирает нового Президента республики на остающийся срок полномочий смещенного Президента.
51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм в закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента республики. Вслед за таким постановлением Сейм немедленно избирает нового Президенты республики.
52. Если Президент республики отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента республики, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Точно также председатель Сейма исполняет должность Президента республики, если последний находится вне границ государства или иначе встречает препятствия к исполнению своих обязанностей.
53. Президент республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента республики должны быть контрассигнованы Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.
54. Президент республики может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Сейм большинством не менее двух третей голосов.

IV. ОТДЕЛ.
Кабинет министров.

55. Кабинет министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

56. Кабинет министров составляется лицом, призванным к этому Президентом республики.
57. Число министерств, объем их деятельности, равно как взаимные отношения государственных учреждений между собою, устанавливаются законом.
58. Кабинету министров подчинены органы государственного управления.
59. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.
60. Заседания кабинета министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.
61. Кабинет министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.
62. Если государству угрожает внешний враг, или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то кабинет министров вправе объявить исключительное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который о постановлении кабинета министров немедленно докладывает Сейму.
63. Министры, даже если они не состоят членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

V. ОТДЕЛ.
Законодательство.

64. Право законодательства принадлежит Сейму, а также, в порядке и в размерах, предусмотренных настоящей конституцией, народу.
65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент республики, кабинет министров, комиссии Сейма, группы депутатов в числе не менее пяти человек, а также в случаях и в порядке, предусмотренных настоящею конституцией, одна десятая часть избирателей.
66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, вотирует государственный приходно-расходный бюджет, проект которого вносится кабинетом министров.
Если Сейм принимает постановление, которое связано с не предусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, коими таковые расходы могли бы быть покрыты.
По истечению бюджетного года кабинет министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.
67. Сейм устанавливает размеры вооруженных сил государства в мирное время.
68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходима санкция Сейма.
60. Президент республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на седьмой и не позднее чем на двадцать первый день по их принятии. Закон получает обязательную силу, если в нем не определен иной срок, спустя четырнадцать дней по опубликовании.
70. Президент республики публикует принятые законы следующим образом: "Сейм (или народ) принял и Президент республики публикует следующий закон: (текст закона)".
71. Президент республики может требовать в течение семи дней, считая со дня принятия закона Сеймом, в мотивированном письме на имя председателя Сейма, вторичное рассмотрение закона. Если Сейм закон не изменит, Президент вторично возражать не может.
72. Президент республики вправе задержать публикацию закона на два месяца. Он обязан задержать публикацию закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение семи дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеуказанных двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование все же не происходит, если Сейм вторично вотирует этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

73. Народному голосованию не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении исключительного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с другими государствами.
74. Закон, принятый в Сейме и задержанный в порядке семьдесят второй статьи, может быть отменен народным голосованием, если в голосовании принимала участие по крайней мере половина всех имеющих право голоса.
75. Если Сейм большинством не менее двух третей голосов принимает спешность закона, то Президент республики не может требовать вторичного пересмотра такого закона; такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее как на третий день со дня получения принятого закона Президентом.
76. Сейм может изменить конституцию в заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.
77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью или шестую конституции, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть подвергнуты народному голосованию.
78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту республики вполне разработанный проект поправок к конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проект без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.
79. Переданные на народное голосование изменения конституции считаются принятыми, если на них последовало согласие не менее половины всех имеющих право голоса.
80. В народном голосовании могут участвовать все латвийские граждане, имеющие право голоса на выборах в Сейм.
81. В период между сессиями Сейма Кабинет министров имеет право, если того требует неотложная необходимость, издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма, равным образом они не могут распространяться на амнистию, государственные налоги, таможенные сборы и займы, и они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения трех дней после открытия ближайшей сессии Сейма.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)

VI. ОТДЕЛ.
Суд.

82. Перед законом и судом все граждане равны.
83. Судьи независимы и подчиняются только закону.
84. Судьи утверждаются Сеймом, и они являются несменяемыми. Судьи вопреки своей воле могут быть отрешены от должности Сеймом исключительно в предусмотренных законом случаях на основании постановления дисциплинарной коллегии судей или приговора суда по уголовному делу. Закон может определить возраст, при достижении которого судьи оставляют свою должность.
(В редакции Закона от 4 декабря 1997 года)
85. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные законом в его компетенцию. Конституционный суд вправе признать утратившими силу законы и другие акты или их части. Судьи Конституционного суда на установленный законом срок утверждаются Сеймом закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
(В редакции Закона от 5 июня 1996 года, вступающим в силу 26.06.96)
86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.

VII. ОТДЕЛ.
Государственный контроль.

87. Государственный контроль есть независимое коллегиальное учреждение.
88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в том же порядке, как судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию государственного контроля определяет особый закон.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

Президент Учредительного Собрания
И.ЧАКСТЕ
Секретарь Учредительного Собрания
Р.ИВАНОВ

О внесении изменений в Конституцию Латвийской Республики

Закон, принятый Сеймом 4 декабря 1997 года
и обнародованный Президентом государства 17 декабря 1997 года
(Извлечение)

Переходные положения

1. Статья 1 настоящего Закона не распространяется на срок полномочий 6-го Сейма.
2. Статьи 5 и 7 настоящего Закона вступают в силу с момента избрания следующего Президента государства.

Внимание! Данная редакция документа утратила силу! Действующую редакцию документа, а также другие документы, связанные с законодательством Латвии, в переводе на русский язык Вы можете приобрести в издательстве ""Бюро деловой информации"" (Biznesa informacijas birojs) (www.сайт).

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Несмотря на протесты оппозиции, президент Латвии Андрис Берзиньш утвердил поправки.

Латвийская оппозиция и ряд общественных деятелей рассчитывают оспорить в суде недавно принятую преамбулу к конституции страны. Текст преамбулы, как считают оппозиционеры, делит граждан страны на два сорта.

В принятой в июне преамбуле говорится о создании Латвийского государства "для гарантирования существования и развития латышской нации, культуры и языка" и "для обеспечения свободы и благополучия латышского народа..."

Там также говорится об идентичности Латвии, которую "издавна составляют традиции латышей и ливов, латышский менталитет и язык, общечеловеческие и христианские ценности".

"Преамбула - это вопрос о ценностях, о том, куда и зачем мы идем. Что касается упоминания латышской нации, то лично мне это слух не режет. Я понимаю, что некоторые воспринимают слово "latvieši" (латыши) через этническое происхождение, сколько там капель крови. Я понимаю его иначе Андрей Юдин, депутат правящей коалиции

Основой сплочения общества, согласно преамбуле, являются "верность Латвии, латышский язык как единственный государственный, равенство, солидарность, справедливость, честность, трудолюбие и семья".

Неравенство наций?

Новая преамбула к Сатверсме (конституции) вызвала большой резонанс в латвийском обществе, особенно в его русскоязычной части. По мнению некоторых экспертов, она подчеркивает преимущества латышской нации над остальными.

"Политически легитимизируется концепция о том, что формально все граждане равны, но некоторые равнее. Те, кто принадлежат к латышскому народу, это первый сорт. Второй - все остальные", - cказал Русской службе Би-би-си депутат Сейма и правозащитник Борис Цилевич.

Однако правящие политики не видят в новой преамбуле ничего оскорбительного для представителей нацменьшинств.

"Преамбула - это вопрос о ценностях, о том, куда и зачем мы идем, - говорит депутат правящей коалиции Андрей Юдин. - Что касается упоминания латышской нации, то лично мне это слух не режет. Я понимаю, что некоторые воспринимают слово "latvieši" (латыши) через этническое происхождение, сколько там капель крови. Я понимаю его иначе".

Языковой референдум

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В 2012 году большинство жителей Латвии проголосовали против предоставления русскому языку государственного статуса

Почему местные политики решили прописать в конституции идеологические основы государства именно сейчас, никто из них однозначно объяснить не может.

В латвийском обществе распространена версия о том, что поводом стал так называемый языковой референдум: два года назад инициативная группа решила вынести на всенародное голосование идею присвоения русскому языку статуса второго государственного.

"Языковой референдум стал толчком для возникновения дискуссий о том, что можно и нельзя менять в конституции", - считает правозащитник и консультант фракции "Зеленых" в Европарламенте Алексей Димитров.

"Эта дискуссия началась в президентской комиссии по конституционному праву, там же появилось понятие ядра конституции. Потом эта дискуссия перешла в создание преамбулы", - говорит Димитров.

Оппозиция "держит паузу"

Несмотря на протесты оппозиции, президент страны Андрис Берзиньш утвердил поправки.

В течение последних месяцев мы достаточно четко демонстрировали, что выступаем против этого документа, раскалывающего латвийское общество Валерий Агешин, парламентская фракция "Центр согласия"

Общественные деятели, в свою очередь, надеются вернуть конституции прежний вид.

"Я и мои коллеги-юристы оцениваем возможности составления заявления в Конституционный суд, - говорит Русской службе Би-би-си общественный омбудсмен Елена Бачинская, избранная Конгрессом неграждан. - Если найдем зацепку, то такое заявление будет подано - это сто процентов".

Ранее о намерении обжаловать новую преамбулу в конституционном суде говорили представители крупнейшей оппозиционной парламентской фракции "Центр согласия", которую традиционно связывают с защитой интересов русскоязычного электората.

"В течение последних месяцев мы достаточно четко демонстрировали, что выступаем против этого документа, раскалывающего латвийское общество, - говорит bbcrussian.com замглавы фракции Валерий Агешин. - Президент совсем недавно [утвердил] преамбулу, и пока мы выдерживаем паузу, в том числе относительно наших действий в Конституционном суде".

Государство для латышей

По словам правозащитников, основным поводом для обжалования могут стать те преимущества, которые преамбула якобы приписывает латышской нации по сравнению с остальными.

Особенно много споров возникло по поводу нормы о целях латвийского государства, в число которых вошли "гарантии существования и развития латышской нации, ее языка и культуры". Защита других культур и языков в списке целей государства не упоминается.

"Это показывает обществу, что этническое важнее, чем права и свободы, - считает правозащитник, председатель Конгресса неграждан Елизавета Кривцова. - Преамбула является инструментом для интерпретации того, что написано в конституции. Поэтому она станет еще одним оправданием для того, чтобы ограничивать права русскоязычного меньшинства".

До сих пор основополагающим принципом был принцип равенства. Сегодня благодаря новой преамбуле в конституцию введен конкурирующий принцип, который заключается в том, что одна из основных задач государства - это защита интересов именно латышской этнической нации, латышского языка и культуры Борис Цилевич, депутат Сейма и правозащитник

Еще один неоднозначный момент: в новой преамбуле говорится, что латвийское государство было создано за счет объединения латышских земель и на основании права латышей на самоопределение.

Противники новой преамбулы напоминают, что на момент создания основного закона (в 1922 году) около 27% жителей страны представляли нацменьшинства - и они также участвовали в процессах создания государства, были представлены в органах власти.

Сегодня в Латвии нацменьшинства составляют около 40% жителей, и многие из них крайне недовольны новой редакцией преамбулы.

С соответствующим заявлением, например, выступили представители общины староверов, чьи предки поселились на территории Латвии за несколько веков до основания государства.

"Предлагаемый ныне текст - это пространные и пафосные фантазии, - цитирует сайт Mixnews.lv обращение, подписанное председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии отцом Алексием Жилко.

"Как-то вскользь упомянуты национальные меньшинства, права которых в Латвии, как демократическом государстве, между прочим, тоже как бы соблюдаются. Что четко подчеркивает наличие одной главной латышской нации и всех прочих", - отмечает Жилко.

Угроза для русских школ

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Традиционное празднование Дня победы в Риге, столице Латвии

Будет ли принятие преамбулы иметь практические последствия, эксперты однозначно ответить пока не могут.

По словам специалиста по конституционному праву Яниса Плепса, преамбула имеет силу закона - так же как любая статья самой конституции. Однако сам факт ее принятия не означает, что парламенту придется переписать все государственные нормативы.

Зато спорные нормы, которые попадают в конституционный суд, должны будут оцениваться через прописанные в преамбуле ценности.

Оппозиционный депутат Борис Цилевич обращает внимание на языковой вопрос и считает, что новая преамбула может существенно осложнить борьбу с дискриминационными нормами.

"Пример - норма о квотах на нелатышское вещание на радио и телевидении, - говорит Цилевич. - Она существовала в Латвии, но была признана антиконституционной в суде, так как нарушала принцип равенства. Сейчас интерпретация уже не так однозначна".

"До сих пор основополагающим принципом был принцип равенства. Сегодня благодаря новой преамбуле в конституцию введен конкурирующий принцип, который заключается в том, что одна из основных задач государства - это защита интересов именно латышской этнической нации, латышского языка и культуры", - отмечает депутат.

Латвийское государство, провозглашенное 18 ноября 1918 года, создано путем объединения исторических латышских земель на основании непреложной воли латышской нации и ее неотъемлемого права на самоопределение, чтобы гарантировать существование и развитие латышской нации, ее языка и культуры на протяжении веков, обеспечить свободу всего народа и каждого человека Латвии и способствовать благосостоянию.

Народ Латвии отстоял свое государство в Борьбе за свободу. В свободно избранном Учредительном собрании он закрепил государственное устройство и установил для себя Конституцию.

Народ Латвии не признавал оккупационные режимы, сопротивлялся им и снова обрел свободу, восстановив государственную независимость 4 мая 1990 года на основании непрерывности государственности. Народ Латвии почитает тех, кто боролся за его свободу, чтит память жертв чужой власти, осуждает коммунистический и нацистский тоталитарные режимы и их преступления.

Латвия как демократическое, правовое, социально ответственное и национальное государство основывается на свободе и достоинстве человека, признает и защищает основные права человека и уважает национальные меньшинства. Народ Латвии защищает свой суверенитет, независимость Латвийского государства, его территорию и ее целостность и демократическое государственное устройство.

Идентичность Латвии в культурном пространстве Европы с давних времен формируется латышскими и ливскими традициями, латышской жизненной мудростью, общечеловеческими и христианскими ценностями. Верность Латвии, латышский язык как единственный государственный, свобода, равенство, солидарность, справедливость, честность, трудовая нравственность и семья составляют основу сплоченного общества. Каждый заботится о себе, своих близких и общем благе общества, ответственно относится к другим людям, следующим поколениям, окружающей среде и природе.

Латвия, осознавая, что она является равноценной частью международного сообщества, защищает государственные интересы и способствует устойчивому и демократическому развитию единой Европы и мира.

Боже, благослови Латвию!
(в редакции закона от 19 июня 2014 г., вступает в силу 22.07.97г.)

Глава 1

Общие положения

  1. Латвия является независимой демократической республикой.
  2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит народу Латвии.
  3. Территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Видземе, Латгале, Курземе и Земгале.
  4. Государственным языком в Латвийской Республике является латышский язык. Государственный флаг Латвии – красный с белой полосой.


Глава 2

Сейм

  1. Сейм состоит из ста представителей народа.
  2. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.
  3. Латвия делится на отдельные избирательные округа, число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого округа.
  4. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, которые в день выборов достигли 18-летнего возраста.
  1. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнился двадцать один год.
  2. Сейм избирается на четыре года.
  1. Выборы в Сейм должны быть проведены в первую субботу октября месяца.
  1. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, тогда и прекращаются полномочия предыдущего Сейма.
  2. Если, в случае роспуска Сейма, выборы в Сейм проводятся в другое время года, то таковой Сейм собирается не позднее одного месяца после его избрания и его полномочия кончаются через три года в первый вторник следующего ноября месяца, одновременно с открытием вновь избранного Сейма.
  1. Не менее чем у десятой части избирателей есть право созвать всенародное голосование о роспуске Сейма. Если на народном голосовании о роспуске Сейма проголосовало большинство избирателей и по крайней мере две трети от числа избирателей, участвовавших в последних выборах Сейма, тогда Сейм считается распущенным. Право созвать народное голосование о роспуске Сейма нельзя использовать в течение года после созыва Сейма, за год до окончания полномочий Сейма, во время последних шести месяцев полномочий президента страны, а также ранее чем через шесть месяцев после предыдущего народного голосования о роспуске Сейма.

Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.

  1. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собраться в другом месте.
  2. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.
  3. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.
  4. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.

Полномочия члена Сейма получает лицо, избранное в Сейм, если оно на заседании Сейма дает следующую торжественную клятву:

“Я, принимая на себя обязанности депутата Сейма, перед лицом народа Латвии клянусь (торжественно обещаю) быть преданным Латвии, укреплять ее суверенитет и латышский язык, как единственный государственный язык, защищать Латвию как независимую и демократическую страну, добросовестно и сознательно выполнять свои обязанности. Я обязуюсь соблюдать Конституцию и законы Латвии.”

  1. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.
  2. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент государства, Президент министров или не менее одной трети членов Сейма.
  3. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает регламент. Рабочим языком Сейма является латышский язык.
  1. Заседания Сейма являются открытыми. По требованию десяти членов Сейма, Президента государства, Президента министров или одного из министров, Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.
  2. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по меньшей мере половина членов Сейма.
  3. Сейм, за исключением особых, предусмотренных Конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.
  4. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать на свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.
  5. Сейм обязан назначать в определенных случаях парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.
  6. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответы лично или через уполномоченное ими на то ответственное государственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и акты.
  7. Член Сейма не может быть привлечен к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, даже и при исполнении своих обязанностей, распространяет:

1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения, или

2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семейной жизни.

  1. Член Сейма не может быть арестован, у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если на то нет согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Об аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом для вынесения решения о дальнейшем содержании под арестом задержанного члена Сейма или о его освобождении. В перерыве между сессиями и до открытия сессии, решение о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом принимает президиум Сейма.
  2. Без согласия Сейма против члена Сейма не может быть возбуждено уголовное преследование или наложен административный штраф.
  1. Член Сейма вправе отказаться от дачи показаний:

1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения;

2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения;

3) о самих этих фактах или сведениях.

  1. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Положения настоящей статьи относятся к министрам, даже если они и не являются членами Сейма.
  2. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.
  3. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если отчеты соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаем быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть предоставлены лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.


Глава 3

Президент государства

  1. Президент государства избирается Сеймом сроком на четыре года.
  1. Президент государства избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
  2. Президентом государства может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигший возраста сорока лет. Президентом государства не может быть избрано лицо, имеющее двойное гражданство.
  1. Должность Президента государства несовместима с другой должностью. Если лицо, избранное Президентом государства, является членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.
  2. Одно и то же лицо не может быть Президентом государства более восьми лет подряд.
  1. Президент государства, принимая на себя должностные обязанности, на заседании Сейма дает следующее торжественное обещание: “Клянусь, что вся моя деятельность будет посвящена благу народа Латвии. Я сделаю все, что будет в моих силах, чтобы способствовать благополучию Латвийского государства и его населения. Я буду почитать священными и соблюдать Конституцию Латвии и законы государства. По отношению ко всем я буду справедлив и обязанности буду исполнять по доброй совести.”
  2. Президент государства представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.
  3. Президент государства является верховным вождём вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.
  4. Президент государства на основании постановления Сейма объявляет войну.
  5. Президент государства вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападет на латвийские границы. Вместе с тем Президент государства незамедлительно созывает Сейм, который принимает решение об объявлении и начале войны.
  6. Президенту государства принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вступил в законную силу. Объем и порядок использования этого права определяет особый закон. Амнистию дарует Сейм.
  1. Президент государства имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания Кабинета министров, устанавливая повестку дня этих заседаний.
  2. Президенту государства принадлежит право законодательного почина.
  3. Президент государства вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. После этого должно состояться народное голосование. Если в ходе народного голосования больше половины его участников выскажется за роспуск Сейма, то Сейм считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позднее 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.
  4. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент государства таковое созывает. Повестку дня таких заседаний Сейма определяет Президент государства. Не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после отзыва Сейма должны состояться новые выборы.
  1. Если в ходе народного голосования более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент государства считается смещенным, и Сейм избирает нового Президента государства на остающийся срок полномочий смещенного Президента.
  2. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм на закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента государства. Вслед за таким постановлением Сейм незамедлительно избирает нового Президента государства.
  3. Если Президент государства отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента государства, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Председатель Сейма также исполпяет обязанности Президента государства, если последний находится вне границ государства или имеет иные препятствия для исполнения своих обязанностей.
  4. Президент государства за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента государства должны быть подписаны также Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.
  5. Президент государства может быть привлечен к уголовной ответственности, только с согласия Сейма, большинством не менее двух третей голосов.


Глава 4

Кабинет министров

  1. Кабинет министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.
  2. Кабинет министров формирует лицо, призванное к этому Президентом государства.
  3. Число министерств и объем их деятельности, а также взаимные отношения государственных учреждений, устанавливаются законом.
  4. Кабинету министров подчинены органы государственного управления.
  5. Для исполнения своих полномочий Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то в отставку уходит весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров должен пригласить другое лицо.
  6. Заседания Кабинета министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.
  7. Кабинет министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.
  8. Если государству угрожает внешний враг, или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то Кабинет министров вправе ввести чрезвычайное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который незамедлительно докладывает Сейму о таком решении Кабинета министров.

6З. Министры, даже если они не являются членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.


Глава 5

Законодательство

  1. Право законодательной инициативы принадлежит Сейму, а также, в порядке и в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией, народу.
  2. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент государства, Кабинет министров, комиссии Сейма, группы депутатов числом не менее пяти человек, а также, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящей Конституцией, одна десятая часть избирателей.
  3. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, принимает бюджет доходов и расходов государства, проект которого вносится Кабинетом министров.

Если Сейм принимает постановление, которое связано с непредусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, за счет которых покрываются данные расходы.

По истечении бюджетного года Кабинет министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.

  1. Сейм принимает решение о величине вооруженных сил государства в мирное время.
  2. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходимо утверждение Сеймом.

При заключении международных договоров Латвия может, с целью укрепления демократии, делегировать международным институциям часть компетенции государственных институций. Международные договоры, которыми международным институциям делегируется часть компетенции государственных институций, Сейм может утвердить на заседаниях, в которых принимают участие по меньшей мере две трети членов Сейма, и для утверждения необходимо большинство в две трети голосов присутствующих депутатов.

Решение об участии Латвии в Европейском Союзе принимается путем всенародного голосования, которое предлагает провести Сейм.

По требованию по меньшей мере половины членов Сейма, решение о существенных изменениях в условиях участия Латвии в Европейском Союзе принимается путем всенародного голосования.

  1. Президент государства провозглашает принятые в Сейме законы не ранее, чем на десятый и не позднее, чем на двадцать первый день по их принятии. Закон вступает в силу спустя четырнадцать дней после опровозглашения, если законом не определен другой срок.
  1. Президент республики провозглашает принятые законы следующим образом: “Сейм (или народ) принял и Президент республики провозглашает следующий закон: (текст закона).”
  2. В течение десяти дней, считая со дня принятия закона Сеймом, Президент республики в мотивированном письме на имя председателя Сейма может потребовать вторичного рассмотрения закона. Если Сейм закон не изменит, Президент вторично возражать не может.
  1. Президент государства вправе приостановить провозглашение закона на два месяца. Он обязан приостановить провозглашение закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение десяти дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Приостановленный таким образом закон передается на народное голосование, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеупомянутых двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование не проводится, если Сейм вторично голосует за этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.
  1. На народное голосование не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожных тарифах, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, введении и отмене чрезвычайного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с иностранными государствами.
  2. Принятый Сеймом и приостановленный в установленном статьей семьдесят второй порядке закон может быть отменен в ходе народного голосования, если число голосовавших составляет не менее половины числа избирателей участвовавших в выборах последнего Сейма, и если большинство проголосовало за отмену закона.

(в редакции от 21 марта 1933г., публикация : ValdībasVēstnesis №74., 31 марта 1933 года)

  1. Если Сейм большинством не менее двух третей голосов принимает спешность закона, то Президент государства не может требовать вторичного пересмотра такого закона, такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее, чем на третий день со дня получения принятого закона Президентом.
  2. Сейм может изменить Конституцию на заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.
  3. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью,четвертую, шестую или семьдесят седьмую Конституции, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть переданы на народное голосование.
  1. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту государства полностью разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проект без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.
  2. Переданные на народное голосование изменения Конституции считаются принятыми, если с ними согласились не менее половины всех имеющих право голоса.

Переданный на народное голосование законопроект, решение об участии Латвии в Европейском Союзе или о существенных изменениях в условиях этого участия считается принятым, если число голосовавших составило не менее половины числа участвовавших в выборах последнего Сейма избирателей и если большинство проголосовало за принятие законопроекта, решения об участии Латвии в Европейском Союзе или о существенных изменениях в условиях этого участия.

  1. В народном голосовании могут участвовать все граждане Латвии, имеющие право голоса на выборах в Сейм.
  2. (Исключена законом от 3 мая 2007 года).


Глава 6

  1. Суд в Латвии вершат районные (городские) суды, окружные суды и Верховный суд, а во время войны или чрезвычайного положения – также и военные суды.
  1. Судьи независимы и подчиняются только закону.
  2. Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы. Судью против его воли может отстранить от должности Сейм в предусмотренных законом случаях, на основании решения судейской дисциплинарной коллегии или решения суда по уголовному делу. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность.
  1. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные законом в его компетенцию. Конституционный суд вправе признать недействительными законы и другие акты или их части. Судей Конституционного суда на установленный законом срок утверждает Саэйма большинством не менее 51 голоса членов Сейма..
  1. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.


Глава 7

Государственный контроль

  1. Государственный контроль является независимым коллегиальным учреждением.
  2. Государственные контролеры назначаются и утверждаются на должности в том же порядке, что и судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию Государственного контроля определяет особый закон.


Глава 8

Основные права человека

  1. Государство признает и защищает основные права человека согласно настоящей Конституции, законам и обязывающим Латвию международным договорам.
  2. Каждый имеет право знать свои права.
  3. Все люди в Латвии равны перед законом и судом. Права человека реализуются без какой-либо дискриминации.
  4. Каждый может защищать свои права и законные интересы в справедливом суде. Каждый считается невиновным, пока его вина не признана согласно закону. В случае необоснованного ущемления прав каждый имеет право на соответствующее возмещение. Каждый имеет право на помощь адвоката.
  5. Право каждого на жизнь защищается законом.
  6. Каждый имеет право на свободу и неприкосновенность личности. Не разрешается никого лишать свободы или ограничивать свободу иным образом, как только согласно закону.
  7. Государство защищает честь и достоинство человека. Пытки, иное жестокое и унизительное отношение отношение к человеку запрещены. Никто не может быть подвергнут безжалостному или унижающему достоинство человека наказанию.
  8. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, жилища и корреспонденции.
  9. Каждый законно находящийся на территории Латвии имеет право на свободное перемещение и выбор местожительства.
  10. Каждый имеет право свободно покинуть Латвию. Каждый, имеющий латвийский паспорт, за рубежом Латвии находится под защитой государства, он имеет право свободно вернуться в Латвию. Гражданин Латвии не может быть выдан другому государству, за исключением случаев, предусмотренных утвержденными Сеймом международными договорами, когда при выдаче не происходит нарушения определенных Конституцией основных прав человека.
  1. Каждый имеет право на свободу мысли, сознания и религиозных убеждений. Церковь отделена от государства.
  2. Каждый имеет право на свободу слова, которая включает в себя право на получение, владение и распространение информации, высказывание своих взглядов. Цензура запрещена.
  3. Каждый гражданин Латвии имеет право в предусмотренном законом виде участвовать в государственной деятельности и деятельности самоуправлений, а также на служить на государственной службе.

Самоуправления выбирают полноправные граждане Латвии и граждане Европейского Союза, которые постоянно проживают в Латвии. Каждый гражданин Европейского Союза, который постоянно проживает в Латвии, имеет право в предусмотренном законом виде принимать участие в деятельности самоуправлений. Рабочим языком самоуправлений является латышский язык.

  1. Каждый имеет право вступать в товарищества, политические партии и другие общественные организации.
  2. Государство защищает свободу предварительно заявленных миролюбивых собраний, шествий, а также пикетов.
  3. Каждый имеет право в предусмотренном законом виде обращаться в государственные учреждения и учреждения самоуправлений с заявлениями и получать ответ по существу. Каждый имеет право получить ответ на латышском языке.
  1. Каждый имеет право на собственность. Собственность нельзя использовать вопреки интересам общества. Право на собственность может быть ограничено только согласно закону. Принудительное отчуждение собственности в интересах общества допустимо только в исключительных случаях на основании отдельного закона за справедливое возмещение.
  2. Каждый имеет право свободно выбирать занятие и рабочее место в соответствии со своими возможностями и квалификацией. Принудительный труд запрещен. Принудительным трудом не считается привлечение к ликвидации последствий катастроф и привлечение к работе согласно постановлению суда.
  3. Каждый работник имеет право получать соответствующую выполненной работе оплату не ниже установленного государством минимума, а также право на еженедельные выходные и ежегодный оплачиваемый отпуск.
  4. Работники имеют право на коллективный договор и право на забастовку. Государство защищает свободу профсоюзов.
  5. Каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае нетрудоспособности, безработицы и других, установленных законом случаях.
  6. Государство защищает и поддерживает брак – союз между мужчиной и женщиной, семью, права родителей и детей. Государство особо помогает детям-инвалидам, детям, которые остались попечения родителей или пострадали от насилия.
  1. Государство защищает здоровье человека и гарантирует каждому минимум медицинской помощи.
  2. Каждый имеет право на образование. Государство обеспечивает возможность бесплатного получения основного и среднего образования. Основное образование является обязательным.
  3. Государство признает свободу научного, художественного и иного творчества, а также защищает авторские и патентные права.
  4. Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право сохранять и развивать свой язык, этническую и культурную самобытность.
  5. Государство защищает право каждого жить в благоприятной среде, предоставляя сведения о состоянии среды и проявляя заботу о ее защите и улучшении.
  6. Права личности, определенные статьями девяносто седьмой, девяносто восьмой, сотой, сто второй, сто третьей, сто шестой и сто восьмой Конституции, могут быть ограничены в предусмотренных законом случаях для защиты прав других людей, демократического устройства государства, безопасности общества, благосостояния и нравственности. На основании упомянутых в настоящей статье условий может быть ограничено также и распространение религиозных убеждений.

КОНСТИТУЦИИ СТРАН БАЛТИИ

КОНСТИТУЦИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Принята в пленарном заседании Латвийского Учредительного Собрания 15 февраля 1922 года и вступившая в силу 7 ноября 1922 года
Латвийский народ, в своем свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:
I ОТДЕЛ
ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
1. Латвия есть независимая демократическая республика.
2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит латвийскому народу.
3. Территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Лифляндия, Латгалия, Курляндия и Земгалия.
4. Государственный флаг Латвии - красный с белой полосой.

II ОТДЕЛ СЕЙМ

5. Сейм состоит из ста народных представителей.
6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.
7. Латвия делится на отдельные избирательные округа и число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого отдельного округа.
8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии обоего пола, коим к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.
9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.
10. Сейм избирается на три года.
11. Выборы в Сейм должны быть произведены в первое воскресенье октября месяца и в субботу накануне.
12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, когда и кончаются полномочия предыдущего Сейма.
13. Если, в случае роспуска Сейма, выборы в Сейм происходят в другое время года, то таковой Сейм собирается не позже одного месяца после его избрания и его полномочия кончаются через два года в первый вторник следующего ноября месяца, одновременно с открытием вновь избранного Сейма.
14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.
15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собираться в другом месте.
16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.
17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.
18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.
19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.
20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент республики, Президент министров или не менее одной трети членов Сейма.
21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает себе наказ.
22. Заседания Сейма открыты. По требованию десяти членов Сейма, Президента республики, Президента министров или одного из министров Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.
23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по крайней мере половина членов Сейма.
24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.
25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать в свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.
26. Сейм обязан назначать для определенных случаев парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.
27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответ лично или через уполномоченное ими на то ответственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и дела.
28. Член Сейма не может быть привлекаем к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядка за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, хотя бы и при исполнении своих обязанностей, распространяет:
1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения; 2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семей ной жизни.
29. Член Сейма не может быть арестован; у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если нет на то согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Обо всяком аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом последнему для постановления решения о дальнейшем оставлении под арестом задержанного члена Сейма или об его освобождении. В перерыве между сессиями и во время до открытия сессии, о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом решает президиум Сейма.
30. За преступное деяние против члена Сейма нельзя начать судебного или административного преследования без согласия Сейма.
31. Член Сейма вправе отказаться дать показания: 1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения; 2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения; 3) о самих этих фактах или сведениях.
32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Постановления сей статьи относятся к министрам, хотя бы они и не состояли членами Сейма.
33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.
34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если от четы эти соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаем быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть даваемы лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.

Ill
ОТДЕЛ ПРЕЗИДЕНТ В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

35. Президент республики избирается Сеймом сроком на три года.
36. Президент республики избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
37. В Президенты республики не может быть избрано лицо, не достигшее полных сорока лет.
38. Должность Президента республики несовместима с другой должностью. Если лицо, избранное в Президенты республики, состоит членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.
39. Одно и то же лицо не может быть Президентом республики более шести лет сряду.
40. В ближайшем после избрания заседании Сейма Президент республики, принимая на себя должностные обязанности, дает следующее торжественное обещание: "Клянусь, что вся моя деятельность будет посвящена благу латвийского народа. Я сделаю все, что будет в моих силах, чтобы способствовать благополучию Латвийского Государства и его населения. Я буду почитать священными и соблюдать Конституцию Латвии и законы государства. По отношению ко всем я буду справедлив и обязанности буду исполнять по доброй совести".
41. Президент республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.
42. Президент республики является верховным вождем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.
43. Президент республики на основании постановления Сейма объявляет войну.
44. Президент республики вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападает на латвийские границы. Вместе с тем Президент республики немедленно созывает Сейм, который постановляет об объявлении и начале войны.
45. Президенту республики принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вошел в законную силу. Это право помилования не распространяется на случаи, в которых закон предусматривает другой порядок. Амнистию дарует Сейм.
46. Президент республики имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания кабинета министров, устанавливая порядок дня этих заседаний.
47. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы.
48. Президент республики вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. В таком случае должно состояться народное голосование. Если больше половины участников выскажется за роспуск Сейма, таковой считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позже 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.
49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма все же сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент республики таковой созывает. По рядок дня таких заседаний Сейма определяет Президент республики.
50. Если в народном голосовании более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент считается смещенным, и Сейм избирает нового Президента республики на остающийся срок полномочии смещенного Президента.
51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм в закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента республики. Вслед за таким постановлением Сейм немедленно избирает нового Президента республики.
52. Если Президент республики отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента республики, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Точно так же председатель Сейма исполняет должность Президента республики, если последний находится вне границ государства или иначе встречает препятствия к исполнению своих обязанностей.
53. Президент республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента республики должны быть контрассигнованы Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.
54. Президент республики может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Сейм большинством не менее двух третей голосов.

IV
ОТДЕЛ КАБИНЕТ МИНИСТРОВ В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

55. Кабинет Министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.
56. Кабинет Министров составляется лицом, призванным к этому Президентом республики.
57. Число министерств, объем их деятельности, равно как взаимные отношения государственных учреждений между собою, устанавливаются законом.
58. Кабинету Министров подчинены органы государственного управления.
59. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма, и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.
60. Заседания Кабинета Министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.
61. Кабинет Министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.
62. Если государству угрожает внешний враг или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то кабинет министров вправе объявить исключительное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который о постановлении кабинета министров немедленно докладывает Сейму.
63. Министры, даже если они не состоят членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

V
ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

64. Право законодательства принадлежит Сейму, а так же, в порядке и в размерах, предусмотренных настоящей конституцией, народу.
65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент республики, Кабинет Министров, комиссии Сейма, группы депутатов в числе не менее пяти человек, а также, в случаях и порядке, предусмотренных настоящей Конституцией, одна десятая часть избирателей.
66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, вотирует государственный приходно-расходный бюджет, проект которого вносится Кабинетом Министров.
Если Сейм принимает постановление, которое связано с не предусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, коими таковые расходы могли бы быть покрыты.
По истечении бюджетного года кабинет министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.
67. Сейм устанавливает размеры вооруженных сил государства в мирное время.
68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходима санкция Сейма.
69. Президент республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на седьмой и не позднее чем на двадцать первый день по их принятии. Закон получает обязательную силу, если в нем не определен иной срок, спустя четырнадцать дней по опубликовании.
70. Президент республики публикует принятые законы следующим образом: "Сейм (или народ) принял и Президент республики публикует следующий закон: текст закона".
71. Президент республики может требовать в течение се ми дней, считая со дня принятия закона Сеймом, в мотивированном письме на имя председателя Сейма, вторичное рассмотрение закона. Если Сейм закон не изменит. Президент вторично возражать не может.
72. Президент республики вправе задержать публикацию закона на два месяца. Он обязан задержать публикацию закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение семи дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеуказанных двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование все же не происходит, если Сейм вторично вотирует этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.
73. Народному голосованию не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении исключительного положения, мобилизации и де мобилизации, равно как договоры с другими государствами.
74. Закон, принятый в Сейме и задержанный в порядке семьдесят второй статьи, может быть отменен народным голосованием, если в голосовании принимала участие по крайней мере половина всех имеющих право голоса.
75. Если Сейм большинством не менее двух третей голо сов принимает спешность закона, то Президент республики не может требовать вторичного пересмотра такого закона;
такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее как на третий день со дня получения принятого закона Президентом.
76. Сейм может изменить Конституцию в заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.
77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью или шестую Конституции, то такие изменения, чтобы пол учить силу закона, должны быть подвергнуты народному голосованию.
78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту республики вполне разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проекта без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.
79. Переданные на народное голосование изменения Конституции считаются принятыми, если на них последовало согласие не менее половины всех имеющих право голоса.
80. В народном голосовании могут участвовать все Латвийские граждане, имеющие право голоса на выборах в Сейм.
81. В промежутке между сессиями Сейма Кабинет министров имеет право, если неотложная необходимость того требует, издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма; равным образом они не могут касаться амнистии, эмиссии знаков государственного казначейства, государственных налогов, таможенных сборов, железнодорожных тарифов и займов; они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения трех дней после открытия ближайшей сессии Сейма.

VI
ОТДЕЛ СУД В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

82. Перед законом и судом все граждане равны.
83. Судьи независимы и подчиняются только закону.
84. Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы. Судьи вопреки своей воле могут быть отрешены от должности исключительно на основании постановления суда. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность.
85. В Латвии существуют суды присяжных на основании особого закона.
86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.

VII
ОТДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

87. Государственный контроль есть независимое коллегиальное учреждение.
88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в том же порядке, как судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию государственного контроля определяет особый закон.
//Конституции и декларации о государственном суверенитете государств - участников СНГ и стран Балтии. Материалы участника международной конференции. 26-27 апреля 1994 г., Москва

Latvijas Republikas Satversme ) - основной закон Латвии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ СССР уже восстановили в Латвии!

Субтитры

История

Конституция 1922 года провозглашала Латвию демократической республикой (статья 1), вводила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании для граждан старше 21 года (статьи 7 и 8), наделяла Сейм правом принимать законы (статья 64), бюджет (статья 66), утверждать международные договоры (статья 68), министры должны были пользоваться доверием Сейма (статья 59).

15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного президентом министров Карлисом Улманисом , действие Конституции было частично отменено. После включения Латвии в состав СССР в 1940 г. Конституцию сменила Конституция (Основной Закон) Латвийской ССР , которая была заменена на новую в 1978 году .

Структура

Преамбула.

Поправки к Конституции (как и обычные законопроекты) имеют право вносить президент, правительство, комиссии Сейма, не менее 5 депутатов Сейма, а также одна десятая часть избирателей (ст. 65). Их принимает Сейм в трёх чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов при кворуме в две трети членов Сейма. Изменения статей 1, 2, 3, 4, 6 или 77 Конституции, а также внесённые 10 % избирателей, но не принятые Сеймом проекты поправок, выносятся на референдум. Для принятия поправок на референдуме требуется, чтобы их поддержало большинство лиц, имеющих право голоса (ст. 76-79).

Подача поправок избирателями предусматривает сначала сбор инициаторами 30 000 нотариально заверенных подписей, затем - организованный ЦИК сбор подписей. Если в сумме собраны подписи 10 % избирателей, поправки поступают на рассмотрение Сейма .

Президент имеет также право (ст. 47) вносить на рассмотрение Сейма инициативы не в форме законопроектов.

Принятые поправки

По состоянию на июнь 2016 года, были внесены следующие поправки:

  • 1933 - изменены правила проведения референдума.
  • 1994 - возрастной ценз на выборах Сейма снижен с 21 до 18 лет.
  • 1996 - введён институт Конституционного суда .
  • 1997 - срок полномочий Сейма и президента продлен с 3 до 4 лет.
  • 1998 - введен раздел о правах человека, в Конституцию внесено уже имевшееся в Законе о языках положение о статусе государственного для латышского языка , усложнённая процедура внесения поправок отнесена к большему числу статей Конституции.
  • 2002 - в ряде статей закреплены положения о роли государственного языка, уже имевшиеся в Законе о государственном языке и регламенте Сейма, от депутатов парламента требуется клятва или торжественно обещание (в частности, укреплять латышский язык как единственный государственный).
  • 2003 - введены положения о членстве в Европейском союзе .
  • 2004 - президенту предоставлено больше времени для принятия решения о подписании законов.
  • 2005 - внесено в Конституцию уже имевшееся в Гражданском законе положение об обязательной разнополости супругов.
  • 2007 - правительство лишено права издавать правила с силой закона в промежутке между сессиями парламента.
  • 2009 - введена возможность для избирателей инициировать референдум для досрочного роспуска парламента.
  • 2014 - конституция дополнена подробной преамбулой.
  • 2016 - иммунитет депутатов Сейма ограничен уголовными делами (ранее он распространялся и на административные взыскания).

Значимые непринятые поправки, текущие события

5 апреля 1922 года Учредительное собрание отклонило проект второй части Конституции (о правах человека).

Весной 1934 года по инициативе Латышского крестьянского союза Сейм рассматривал проект поправок, расширявших полномочия президента и отменявших неприкосновенность депутатов Сейма. Когда ключевые положения проекта были отклонены Сеймом, лидер ЛКС, премьер-министр К. Улманис , совершил государственный переворот .

В 2008 году на референдум были вынесены поправки, распространявшие применение референдума на вопрос о досрочном роспуске парламента, но референдум был признан несостоявшимся из-за низкой явки.

В ответ на поправки «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ в марте 2011 года ряд общественных и политических организаций начал сбор подписей за поправки к статьям 4, 18, 21, 101 и 104 Конституции о введении русского языка как второго государственного , к 19 апреля собрав под поправками требуемые 10 000 нотариально заверенных подписей . В ноябре начался сбор подписей, организованный ЦИК . Поправки были отклонены Сеймом и переданы на .



Просмотров