Способы выноса больных и пострадавших. Вынос пострадавшего из очага поражения и его медицинская эвакуация в близлежащее медицинское учреждение Транспортировка пострадавшего одним человеком

САНКТ-ПЕТЕРБУРГКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ »

Инв. №_____ Экз. №____

Коваленко В.Н.

с руководителями

ТЕМА № 4.16

Время 1 час

Санкт-Петербург

2016

УТВЕРЖДАЮ

Директор Санкт-Петербургского

ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС »

Г. В. Якушкин

« » _____________ 2016 г.

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А

для проведения практического занятия

с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов)

ТЕМА № 4.16

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫНОСА (ТРАНСПОРТИРОВКИ) ПОСТРАДАВШИХ

Занятие 2. Вынос пострадавших

Рассмотрена и принята на методическом совещании Санкт-Петербургского ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС»

Протокол № _____ от ___________ 2016 г.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ :

    Отработать способы переноски пострадавших одним или двумя сандружинниками с использованием лямок, носилок, подручных средств, на руках, спине.

    Дать первоначальные практические навыки выполнение задач по переноске пострадавшего с травмой позвоночника.

Ме сто проведения занятия: классы общей и специальной подготовки.

Время : 1 час.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

п/п

Наименование учебных вопросов

Время

(мин)

Вводная часть

Основная часть

Практическая отработка способов по перекладыванию и переноске

Заключительная часть

Итого:

45

ЛИТЕРАТУРА:

  1. 1. Алгоритмы первой помощи: учебное пособие для водителей.-

М:Институт проблем управления здравоохранением, 2009. - 30 с.

2. Морозов М. А. Основы первой медицинской помощи: учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2015. – 310 с.

3. Учебник спасателя/ Шойгу С. К., Кудинов С. М. и др.; Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. - Краснодар: Советская Кубань, 2002. - 528 с.

4. Учебник для подготовки санитарных дружин и санитарных постов/ Ф. Г. Захаров, П. А. Курцев, М. И. Гоголев и др.; Под ред. А.Ф. Решетова. - М.: Медицина, 1981. – 185 с.



УЧЕБНО -МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1. Компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран и (или) телевизор.

      Презентация по теме занятия.

      Перевязочный материал (бинты 10х10 см).

      Ножницы.

      Носилки санитарные.

      Лямки носилочные.

    Подручный материал (стул, специальная огнезащитная накидка –носилки «Шанс»).

    Методическая разработка по теме для проведения практического занятия с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов) тема № 4.16 «Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших ». Занятие 2. Вынос пострадавших.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов).

Накануне проведения занятия преподаватель изучает рекомендованную литературу, методическую разработку по данной теме, подготавливает необходимое учебно-материальное обеспечение, продумывает ход проведения занятия, составляет и утверждает план проведения занятия.

Особенности доведения материала занятия (методы отработки учебных вопросов) отражаются преподавателем в плане проведения занятия.

Занятие проводится в классах общей подготовки и специальной подготовки, оборудованными мультимедийным комплексом или видеопроектором с компьютером. Метод проведения занятия – практическая работа , под руководством преподавателя, с использованием учебно-тренировочных карт, с целью закрепления теоретических знаний, приобретения навыков и опыта деятельности в качестве сандружинников .

Вводную часть преподаватель начинает с проверки наличия с и готовности слушателей к занятиям.

Затем Проводит контрольный опрос слушателей по ранее изученному материалу.

Затем проводит инструктаж по мерам безопасности и доводит общую тактическую обстановку, формирует учебные группы для отработки вопросов на учебных точках.

Перемещение учебных групп по учебным местам осуществляется согласно схемы перемещения (Приложение № 2).

При отработке практических действий преподаватель обращает внимание на то, что при выборе способа перекладывания пострадавшего , с травмой позвоночника, на носилки большое значение имеют масса пострадавшего, характер повреждений, число участников.

После отработки вопроса преподаватель делает вывод.

Если численность слушателей в группе превышает 15 человек, то группа разбивается на 2 подгруппы, которые перемещаются по учебным точкам (рабочим местам) по команде преподавателя. Первая подгруппа выполняет задания на рабочих местах № 1 и № 2, вторая – соответственно, на рабочих местах № 3 , № 4 и № 5 под руководством второго преподавателя, привлекаемого к проведению занятия.

Время работы на каждо м мест е зависит от численности обучаемых и составляет в среднем 06 (09) минут. Задача преподавателей – контролировать работу групп, помогать и наблюдать за ходом выполнения практических действий, а также придерживаться времени, указанного на отработку вопросов .

При отработке всех учебных вопросов преподаватели на каждом учебном месте акцентируют внимание обучаемых на соблюдение требований безопасности при выполнении практических работ.

В заключительной части преподаватель подводит итог занятия, отвечает на вопросы слушателей и дает задание для самостоятельной работы (контрольные вопросы для повторения учебного материала).

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Проверить наличие слушателей в группе и их готовность к занятиям.

Для проверки знаний слушателей ранее изученного материала рекомендуется задать 1 – 3 вопроса п о теме № 4.17 « Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших» Занятие 1. «Размещение и погрузка пострадавших.»

ВОПРОС 1: Что подразумевается под понятием - медицинская сортировка?

ОТВЕТ: Медицинская сортировка - метод распределения пораженных на группы по принципу нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях в зависимости от медицинских показаний и конкретных условий обстановки.

ВОПРОС 2: Какая переноска и транспортировка пострадавших является наименее травматичной?

ОТВЕТ: Наименее травматичной для пострадавших является переноска и транспортировка на носилках.

ВОПРС 3: Для чего применяются санитарные носилки и их главное назначение?

ОТВЕТ: Санитарные носилки применяются для переноски пораженных в положении лежа, перевозки в разных видах транспорта и могут быть использованы в качестве временной койки для размещения пораженных. Главное назначение носилок - переноска пораженных.

Объявить и дать под запись:

тема занятия № 4.16. «Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших» является логическим продолжением изучения четвертого модуля программы курсового обучения: основы оказания первой помощи.

Занятие 2. «Вынос пострадавших»;

учебные вопросы:

1. Практическая отработка способов по перекладыванию и переноске пострадавших, используя штатные и нештатные средства, одним или двумя сандружинниками

Провести инструктаж по мерам безопасности.

Довести общую тактическую обстановку.

Сформировать учебные группы для отработки вопросов на учебных местах:

№ 1 -

с использованием лямок (оснащается носилочными лямками).

№ 2 - оснащается санитарными носилками).

№ 3 - Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

(оснащается подручными материалами (бинт 10х10 см), ножницы, стул, одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс») .

№ 4 - Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

на руках, спине (оснащения не требуется).

5- Перемещение пострадавшего с подозрением на травму позвоночника(оснащается (твердый ровный щит, одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка - носилки «Шанс»).

Довести порядок перемещения учебных групп по учебным местам

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

ПРАКТИЧЕСКАЯ ОТРАБОТКА СПОСОБОВ ПО ПЕРКЛАДЫВАНИЮ И ПЕРЕНОСКЕ ПОСТРАДАВШИХ, ИСПОЛЬЗУЯ ШТАТНЫЕИ НЕШТАТНЫЕ СРЕДСТВА, ОДНИМ ИЛИ ДВУМЯ САНДРУЖИННИКАМИ

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 1

с использованием лямок»

Задание 1. Выполнить переноску пострадавшего одним сандружинником с помощью носилочной лямки (Учебно-тренировочная карта № 1).

Задание 2. Выполнить переноску пострадавшего двумя сандружинниками с помощью носилочной лямки (Учебно-тренировочная карта № 2).

Время : 09 минут.

Задание 1. – 05 мин.

Задание 2. - 04 мин.

Место:

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Носилочные лямки – 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 1 и № 2.

Действия преподавателя

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 2

«Переноска пострадавшего с использованием носилок»

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением головы и бедра левой ноги. Ему оказана первая помощь.

Задание 1. Выполнить перекладывание пострадавшего с земли на носилки, перенести пострадавшего двумя сандружинниками (Учебно-тренировочная карта № 3).

Время : 09 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Носилки санитарные – 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 2.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь. Правила развёртывания (свёртывания) носилок, переноски и транспортировки пострадавших на носилках (смотри приложения №№ 1 и 2) в зависимости от вида травмы (заболевания), который назначит преподаватель

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 3

«Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

Частная тактическая обстановка:

Задание 1. Выполнить транспортировку (перемещение волоком) пострадавшего на одеяле(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс)) (Учебно-тренировочная карта № 4).

Задание 2. Выполнить переноску пострадавшего на стуле (Учебно-тренировочная карта № 5).

Время: 06 минут.

Задание 1. – 04 мин.

Задание 2. - 02 мин.

Место: класс общей подготовки, класс специальной подготовки.

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Стул– 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

    Одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс)) – 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 3.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь.

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 4

«Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

на руках, спине»

Частная тактическая обстановка:

Задание 1. Выполнить переноску пострадавшего одним сандружинником пострадавшего на руках (Учебно-тренировочная карта № 6).

Задание 2. Выполнить переноску пострадавшего одним сандружинником пострадавшего на спине (Учебно-тренировочная карта № 7).

Задание 3. Выполнить переноску пострадавшего двумя сандружинниками на руках: последовательно друг за другом (Учебно-тренировочная карта № 8).

Задание 4. Выполнить переноску пострадавшего двумя сандружинниками на руках: на замке из четырех (трех) рук (Учебно-тренировочная карта № 9).

Время: 06 минут.

Задания 1; 2 – 03 мин.

Задания 3; 4 - 03 мин.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 4.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь.

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 5

« Перекладывание пострадавшего с подозрением на травму позвоночника»

Частная тактическая обстановка:

Задание 1. Выполнить перекладку пострадавшего методом «нидерландский мост» (Учебно-тренировочная карта № 10).

Время: 06 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс)) – 1 шт.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 5.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь.

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

Вывод . В зависимости от поражающего фактора применяемого оружия, в зоне разрушений люди могут получить различные виды травм и ранений. После оказания первой помощи, пострадавших необходимо вынести из опасной зоны для дальнейшей транспортировки в лечебное учреждение.

На практическом занятии Вы получили первичные практические навыки отработки способов по перекладыванию и переноске пострадавших одним или двумя сандружинниками, используя штатные и нештатные средства.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В конце занятия следует напомнить слушателям важность изученной темы в практической деятельности руководителей санитарных дружин (звеньев, постов).

Оказывающий помощь должен знать основы работы в экстремальных условиях, основные способы переноски пострадавших с учетом особенностей конкретного несчастного случая и конкретного человека, а также основные способы перекладывания и транспортировки пострадавших.

По активности обучаемых в ходе выполнения заданий преподаватель делает вывод о степени усвоения учебного материала, отвечает на вопросы обучаемых, дает разъяснения и задание для самостоятельной работы.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ

Повторить:

    Основные правила укладки пострадавшего на носилки.

    Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

с использованием лямок.

3. Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

с использованием подручных средств.

4. Перемещение пострадавшего с подозрением на травму позвоночника.

Калининского района ___________ В.Н. Коваленко

Рецензенты:

Преподаватель курсов гражданской обороны

Адмиралтейского района __________ И.М. Мансуров

Преподаватель курсов гражданской обороны

Калининского района ___________ И.И. Юркевич

КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ»

Инв. №______ Экз. ____

№_______

Коваленко В.Н.

ЗАДАНИЕ

для проведения практического занятия

ТЕМА № 4.16

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫНОСА (ТРАНСПОРТИРОВКИ) ПОСТРАДАВШИХ

Занятие 2. Вынос пострадавших

Время 1 час

Санкт-Петербург

2016

Для проведения практического занятия

с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов)

ПО ТЕМЕ № 4.16 СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫНОСА (ТРАНСПОРТИРОВКИ) ПОСТРАДАВШИХ

Занятие 1. Вынос пострадавших

      1. ИСХОДНАЯ ОБСТАНОВКА

В 09.00, во время авиационной бомбардировки одна из бомб попала в цех № 5. В цеху находились рабочие в количестве работающей смены. Руководитель предприятия принял решение составом санитарной дружины предприятия осуществить вынос пострадавших из зоны разрушений.

Для возможно быстрого выноса пострадавших из опасной зоны и доставки их к местам погрузки на транспорт использ овать все доступные приемы и способы : вынос на носилках, руках, спине, волоком, а также с помощью других подручных средств.

II . ИСПОЛНИТЬ

    Повторить учебный материал занятия по теме № 4.16 «Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших.» Занятие 1. Размещение и погрузка пострадавших.

    Изучить приложения № 1, № 2 к Заданию.

    Подготовиться к практической работе по следующим вопросам:

3.1 . Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками с использованием лямок (оснащение: носилочными лямками).

3.2. Переноска пострадавшего с использованием носилок (оснащение: санитарные носилки).

3.3. Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

с использованием подручных средств (оснащение: подручные материалы, бинт (10х10 см), ножницы, стул, одеяло (специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс») .

    1. Переноска пострадавшего одним или двумя

сандружинниками на руках, спине (оснащения не требуется).

    1. Перемещение пострадавшего с подозрением на т равму

позвоночника (оснащ ение: твердый ровный щит, одеяло , санитарные носилки).

Преподаватель курсов гражданской обороны

Калининского района В.Н. Коваленко

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 1

«Переноска пострадавшего одним сандружинником с использованием носилочных лямок »

Задание № 1 (Учебное место № 1)

Переноска пострадавшего одним сандружинником с помощью носилочной лямки

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением правой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего одним сандружинником с помощью носилочной лямки

Время : 05 минут.

Место : класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод : тренировка.

Материальное оснащение: носилочная лямка.

Условия выполнения: Основная тяжесть при переносе пострадавшего приходится на одного дружинника.

Переноска пораженного одним носильщиком с помощью носилочной лямки может осуществляться двумя способами:

Первый способ: носилочная лямка сложенная «кольцом».

Алгоритм действий:

1. Пострадавшего кладут на здоровый бок.

2. Носилочную лямку, сложенную в виде кольца, подводят под пострадавшего таким образом, чтобы одна половина лямки была под ягодицами, а другая, продетая под мышками, на спине (свободный конец лямки должен лежать на земле). Таким образом, по бокам пострадавшего образуются петли (рис.1а) .

3. Сандружинник ложится впереди пострадавшего, спиной к нему, просовывает руки в петли надетой на пострадавшего лямки, подтягивает их на свои плечи, связывает петли свободным концом лямки и кладет пострадавшего себе на спину.

4. Сандружинник постепенно поднимается, становясь на четвереньки, на одно колено и, наконец, во весь рост (пострадавший сидит на лямке, прижатый ею к носильщику) (рис. 1, б). Второй дружинник помогает встать (поддерживает) и страхует.


б

Рис.1. Переноска пораженного на лямке сложенной «кольцом».

а) - лямка надета на пораженного;

б) - подъем пораженного на лямке, сложенной «кольцом».

К недостаткам этого способа относится давление, которое оказывает лямка на спину пострадавшего. Поэтому при ранениях и повреждениях грудной клетки применяют не первый, а второй способ переноски на лямке.

Второй способ : носилочная лямка сложенная «восьмеркой»

Алгоритм действий:

1. Сандружинник надевает на ноги пострадавшего лямку, сложенную восьмеркой, укладывает его на здоровый бок и, прижимаясь к нему спиной, надевает лямку на себя так, чтобы перекрест ее пришелся на груди.

2. Сандружинник постепенно поднимается, становясь на четвереньки, на одно колено и, наконец, во весь рост (грудь пораженного остается свободной, но носильщик должен поддерживать его руки, я пораженный должен держаться за плечи или поясной ремень носильщика (рис.2)). Второй сандружинник оказывает помощь и страхует.

Оба способа не применимы при переломах бедра, таза, позвоночника. Второй способ, кроме того, нельзя применять при серьезном повреждении обеих верхних конечностей.

Рис.2 Переноска на лямке сложенной « восьмеркой»


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 2

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками с использованием носилочных лямок »

Задание № 2

Переноска пострадавшего двумя сандружинниками с помощью носилочной лямки

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением правой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практически отработать действия по переноске пострадавшего двумя сандружинниками с помощью носилочной лямки.

Время: 04 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподаватель назначает участников – одного ‒ условно пострадавшим, двоих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. Основная тяжесть при переносе пострадавшего распределяется на двух дружинников. При переносе пострадавшего с помощью носилочных лямок даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий:

1. Сложить носилочную лямку «восьмеркой».

2. Надеть на себя ее так, чтобы перекрест ремня лямки оказался между ними на уровне тазобедренных суставов, а петля шла у одного через правое, а у другого через левое плечо.

3. Опустится сзади пострадавшего лицом друг к другу один на правое, а другой на левое колено, приподнять пострадавшего и посадить его на свои сомкнутые колени.

4. Подвести лямку под ягодицы пострадавшего и встать на ноги (рис.3)




Рис. 3 Переноска двумя сандружинниками с помощью лямки сложенной «восьмеркой»


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 3

«Переноска пострадавшего с использованием носилок»

Задание № 1 (Рабочее место № 2)

Переноска пострадавшего сандружинниками с помощью носилок

: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением головы и бедра левой ноги. Ему оказана первая помощь

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего сандружинниками с помощью носилок

Время: 09 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение : санитарные носилки.

Условия выполнения: преподаватель назначает участников – одного ‒ условно пострадавшим, двоих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. При переносе пострадавшего с помощью носилок даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий:

    Сандружинники развертывают носилки (рис. 4).

    Становятся на одно и то же колено (рис.5).

    Сандружинник № 1 подкладывает одну руку под голову и плечевой пояс пострадавшего, вторую руку ‒ под поясницу.

    Сандружинник № 2 поддерживает таз и конечности пострадавшего.

    Пострадавший, если может, обнимает первого сандружинника за шею.

    Сандружинники поднимаются одновременно и опускают на носилки пострадавшего.

    Уложить пострадавшего на носилки, придав транспортное положение.




Рис.4 а. Развертывание носилок



Рис.4 б. Подъем пострадавшего двумя сандружинниками



Рис.5. Положение пострадавшего с различными травмами при переноске санитарными носилками

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 4

«Переноска пострадавшего одним сандружинником с использованием подручных средств»

Транспортировка пострадавшего волоком

Частная тактическая обстановка : в зоне разрушений обнаружен пострадавший с травмой обеих рук. Самостоятельно передвигаться не может. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего одним сандружинником с помощью одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс» ).

Время: 02 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение: одеяло (специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс»).

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинника и пострадавшего (пострадавший не может встать на ноги). Основная тяжесть приходится на одного сандружинника. При переносе пострадавшего с помощью подручных средств (одеяло (специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс») даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий

    Повернуть пострадавшего на бок.

    П одложить со стороны спины одеяло или что-нибудь пригодное для этого ( специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс) .

    Вновь положить пострадавшего на спину.

    Перемещать пострадавшего как можно ближе к земле (рис.6).

    Спина должна быть по возможности прямой, голова − по направлению движения.


Рис.6. Перемещение волоком

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 5

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками с использованием подручных средств»

Задание № 1 (Рабочее место № 3)

Переноска пострадавшего на стуле

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с травмой обеих рук. Самостоятельно передвигаться не может. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего двумя сандружинниками с помощью стула.

Время: 04 минуты.

Место: класс общей подготовки(класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение: стул, бинт шириной 10 см, ножницы.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподаватель назначает участников – одного ‒ условно пострадавшим, двоих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. Основная тяжесть при переносе пострадавшего распределяется на двоих дружинников. При переносе пострадавшего с помощью подручных средств (стула) даются пояснения проводимых действий (транспортировка пострадавшего в сознании без тяжелых травм при отсутствии щита и носилок).

Алгоритм действий

    Проверить прочность стула.

    Усадить пострадавшего.

    Привязать туловище пострадавшего к спинке стула, а бедра − к сидению стула.

    Один сандружинник становится за спиной пострадавшего и берется за спинку стула, другой держит стул за передние ножки (или сбоку за передние ножки и спинку стула).

    Стул наклонить назад.

    Старшим из сандружинников назначается идущий у головы пострадавшего.

    По команде старшего «Готовы? Поднимаем на счет «три»» поднять стул с пострадавшим.

    По команде старшего « Несем. Проходим в дверь, спиной друг к другу» спасателям идти синхронно.

    Перед изменением угла наклона стула предупредить об этом пострадавшего во избежание неожиданного смещения центра тяжести.

    По команде старшего « Опускаем. Раз, два, три» опустить стул с пострадавшим, отвязать его.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 6

«Переноска пострадавшего одним сандружинником на руках, спине»

Переноска пострадавшего одним сандружинником на руках

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить:

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников преподаватель назначает двоих участников – одного условно пострадавшим, другого сандружинником, оказывающим первую помощь. Отрабатываются способы транспортировки пострадавшего одним сандружинником на руках, на спине.

Обучаемые работают в паре.

І. Переноска на руках

Алгоритм действий:

Рис.7а. Переноска пострадавшего на руках

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 7

«Переноска пострадавшего одним сандружинником на спине»

Задание № 1 (Рабочее место № 4)

Переноска пострадавшего одним сандружинником на спине

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: переноску потерпевшего одним сандружинником на руках, на спине.

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников (обучаемые работают в паре). Переноску потерпевшего одним сандружинником преподаватель назначает двоих участников – одного ‒ условно пострадавшим, другого ‒ сандружинником, оказывающим первую помощь. Отрабатываются способы транспортировки пострадавшего одним сандружинником ‒ на руках, на спине.

Обучаемые работают в паре. При проведении транспортировки пострадавшего даются пояснения проводимых действий

ІІ. Переноска на спине

Алгоритм действий:

возвышенное место.

    Становится между ногами спиной к нему.

    Опускается на колено.

    Обхватывает пострадавшего обеими руками

за бёдра.

    Поднимается вместе с ним.

    Пострадавший удерживается, обнимая сандружинника за шею (Рис. 7б).

Рис. 7 б. Переноска пострадавшего на спине

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 8

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками на руках»

Задание № 1 (Рабочее место № 4)

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: переноску пострадавшего

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников,

Переноска пострадавшего сандружинниками на

последовательно друг за другом

Алгоритм действий:

    Один из сандружинников берёт пострадавшего под мышки,

    Второй становится между его ног и спиной к нему, подхватывает его ноги чуть ниже колен (рис.8).

Рис.8. Переноска последовательно друг за другом

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 9

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками на руках»

Задание № 1 (Рабочее место № 4)

Отработка способов транспортировки пострадавшего двумя сандружинниками на руках

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: переноску пострадавшего двумя сандружинниками ‒ последовательно друг за другом, на замке из трех рук, на замке из четырех рук.

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподавателем назначаются 1 – 2 пострадавших, остальные члены группы – сандружинниками, отрабатывают задачу по переноске, сандружинники дают пояснения проводимых действий.

Переноска пострадавшего на «замке» из трех (четырех) рук

Алгоритм действий:

    Для образования «замка» каждый из двух сандружинников захватывает правой рукой свою левую руку у кисти.

    Своей левой рукой правую руку напарника у кисти (рис.9).

Образуется кресло, в котором переносится пострадавший придерживается двумя или одной рукой за плечи или шею сандружинников.


способом «Нидерландкий мост»

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с подозрением на травму позвоночника. Ему оказана первая помощь.

Слушатели находятся в роли сандружинников. Обнаружен пострадавший с подозрением на травму позвоночник

Исполнить: отработать действия по перекладыванию пострадавшего способом «нидерландкий мост».

Время: 06 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение: санитарные носилки, одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс»).

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподаватель назначает участников – одного условно пострадавшим, троих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. Основная тяжесть при переносе пострадавшего приходится на среднего спасателя. При перекладывании пострадавшего даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий:

    Первый сандружинник захватывает пострадавшего под мышками, расположив его голову на своих предплечьях.

    Второй сандружинник подкладывает руки под тазовую и поясничную область.

    Третий сандружинник располагает на своих предплечьях голени и стопы пострадавшего.

    Перенос пострадавшего начинать по команде центрального сандружинника.

    По команде центрального сандружинника перенести пострадавшего на носилки или одеяло.

Задача во время перекладывания удерживать условно поврежденные конечности, голову и туловище пострадавшего в одной плоскости.


Больной с травмой позвоночника и спинного мозга должен быть уложен на носилки лишь один раз; второе перекладывание допустимо только в постель с операционного стола. При травме позвоночника и спинного мозга в поясничном и грудном отделах при наличии щита более атравматично транспортировать больного в положении на спине, а при отсутствии щита - в положении на животе. Транспортировка больного с травмой в шейном отделе позвоночника должна осуществляться в положении на спине независимо от наличия щита.

Приложения:

Приложение № 1

Развертывание носилок

    носильщики расстегивают ремни;

    потянув за ручки, раскрывают носилки;

    упираясь коленом в распоры, выпрямляют их до отказа;

    каждый проверяет, закрыты ли замки распоров (рис. 1, а и б).


а) б)

Рис. 1. Развертывание носилок

а) – проверка закрытия защелок распоров спасателем № 1

б) – проверка закрытия защелок распоров спасателем № 2

Свертывание носилок

    носильщики одновременно открывают защелки замков,

    подтягивая распоры на себя, полускладывают носилки,

    переворачивают их ножками вверх,

    когда полотнище провиснет на сторону, противоположную

ножкам, сдвигают брусья,

    ставят носилки на ножки,

    сложив полотнища в три складки, обвязывают их ремнями.

Правила переноски пострадавших на носилках

    По ровной поверхности пострадавшего нести ногами вперёд, а если пострадавший без сознания ‒ головой вперёд, обеспечивая приток крови к мозгу.

После оказания первой медицинской помощи пострадавших, которые не могут самостоятельно передвигаться, необходимо вынести и вывести из очага поражения. Для многий из них первая медицинская помощь будет только предварительной, так как они нуждаются в последующей помощи медицинского персонала (медицинская сестра, фельдшер, врач) на медицинском пункте. Для извлечения пострадавших, выноса и доставки на медицинский пункт существуют различные способы оттаскивания и выноса без носилок, на носилках и с помощью подручных средств.

Все гражданское население должно уметь оттаскивать и выносить пострадавших на носилках, без носилок и с помощью подручных средств.

Завалы и разрушения потребуют умения вытаскивать пострадавшего волоком. Его можно оттаскивать на боку, как это показано на рис. 27.


Рис. 27. Оттаскивание пострадавшего на боку.

Очень удобен способ, при котором пострадавшего кладут на спину, его руки у кистей связывают. Оказывающий помощь становится на колени, раздвинув ноги над туловищем пострадавшего, а его связанные руки кладет себе на шею. Опираясь на руки, оказывающий помощь приподнимает и постепенно оттаскивает пострадавшего, как это показано на рис. 28.


Рис. 28. Оттаскивание пострадавшего при передвижении на коленях.


Рис. 29. Переноска пострадавшего на лямке или ремнях, сложенных кольцом.


Рис. 30. Переноска пострадавшего на лямке, сложенной восьмеркой.

При возможности двигаться в рост легче всего нести пострадавшего с помощью носилочной лямки или соединенных вместе двух поясных ремней, сложенных восьмеркой или кольцом, как это показано на рис. 29 и 30. На большое расстояние удобнее всего нести пострадавшего на плече (рис. 31), если нет лямки или ремней. Значительно легче нести пострадавшего вдвоем. Очень распространен способ выноса вдвоем с помощью «замка» из рук (рис. 32).

Удобнее всего выносить пострадавшего на носилках (рис. 33), они позволяют нести вдвоем или вчетвером. Если носилки несут двое, они должны идти не в ногу. При переноске вчетвером двое идут по бокам носилок, поддерживая их за брусья. По мере движения пары меняются. На ровном месте пострадавшего несут ногами вперед, чтобы идущий сзади мог наблюдать за его лицом (рис. 34). Носилки можно сделать и из подручных средств (рис. 35).


Рис. 31. Переноска пострадавшего на плече.


Рис. 32. Вынос на «замке» из рук.


Рис. 33. Санитарные носилки в развернутом и свернутом виде.


Рис. 34. Переноска на носилках вчетвером.


Рис. 35. Носилки из подручных средств:
а - из двух жердей и лямок;
б - из двух жердей и тюфячной наволочки;
в - из двух жердей и двух мешков.

Для укладывания пострадавшего на носилки используют в основном два приема. Из четверых спасающих трое становятся на колено лицом к лежащему пострадавшему и, подводя под него руки, одновременно приподнимают его и кладут на раскрытые носилки, которые подводит под пострадавшего четвертый. Двое спасающих могут применить способ малоизвестный, но, как это видно из рис. 36, легкий и удобный.

Вместо носилок можно использовать стул. Пострадавший садится на стул, один носильщик идет сзади и держит спинку стула, а второй идет впереди и держит стул за верхнюю часть передних ножек, располагая свое туловище между ногами пострадавшего.


Рис. 36. Укладывание пострадавшего на носилки вдвоем.

Введение

2. Переноска пораженных без носилок.

Заключение

Список литературы

Введение

На месте происшествия, прежде всего надо остановить у пострадавшего кровотечение, наложить повязки на раны, зафиксировать с помощью шин переломы костей. Только после этого можно переносить, грузить и транспортировать его в лечебное учреждение, по возможности быстро и осторожно.

Неумелое извлечение и перенос пострадавших может привести к серьезным осложнениям - усилению кровотечения, смещению отломков костей и болевому шоку. Чтобы этого не произошло, извлекать из автомобиля, поднимать и укладывать пострадавшего на носилки следует вдвоём или втроём.

При отсутствии стандартных носилок, их несложно сделать из досок, жердей, фанеры, одеяла, пальто.

Например, можно соединить ремнями две жерди деревянными распорками, сверху положить одеяло, пальто или другой материал.

Этим приспособлением можно воспользоваться после извлечения пострадавшего из автомобиля, если вы оказались на месте происшествия один, а чрезвычайная ситуация - пожар, угроза взрыва, кровотечение, прекращение дыхания и остановка сердца у пострадавшего - не позволяет дожидаться помощи. Применение носилок обеспечивает свободную проходимость дыхательных путей, относительную неподвижность позвоночника и даже небольшое его вытяжение, что особенна важно, если повреждён шейный отдел позвоночника.

Чтобы переложить пострадавшего на носилки, необходимо: два человека становятся с той стороны, где нет раны, ожога или перелома, один подводит свои руки под голову и спину пострадавшего, второй под ноги и таз, по команде поднимают одновременно так, чтобы позвоночник оставался прямым. Если поднимают втроём, то один поддерживает голову и грудь, второй - спину и таз, третий - ноги. В таком положении осторожно поднимают, переносят и опускают пострадавшего на носилки, стараясь не причинить ему боли.

1. Общие правила переноски и подъема пострадавших

1.1. Правила переноски пострадавших

В положении лёжа переносят и транспортируют с повреждением позвоночника, живота, переломах костей таза и нижних конечностей, ранениями головы. В случае тяжёлой травмы головы и если пострадавший без сот знания, необходимо повернуть его голову на бок или уложить на бок.

Если нет тяжёлых травматических повреждений позвоночника, рёбер, грудины, но пострадавший находится в бессознательном состоянии, переносить и перевозить его следует в положении на боку или на животе. Это, так называемое безопасное положение, предотвращает западение языка и обеспечивает свободное поступление воздуха при дыхании. Желательно при этом подложить под грудь и лоб пострадавшему валики из одежды.

При травмах грудной клетки или с подозрением на такую травму, переносить и транспортировать пострадавшего надо в полусидящем положении. Если он будет лежать, усилится лёгочная недостаточность.

При ранении передней поверхности шеи, пострадавшего также необходимо укладывать на носилки в полусидящем положении с наклонённой головой так, чтобы подбородок касался груди.

Пострадавших с ранением в затылок и спину надо укладывать на бок, а с травмой живота - на спину с полусогнутыми коленями.

1.2. Правила переноски пострадавших на носилках

По ровной поверхности их надо нести ногами вперёд, а если пострадавший без сознания, то головой вперёд, так удобнее наблюдать за ним и обеспечивается приток крови к мозгу.

Передвигаться следует осторожно, короткими шагами. Чтобы носилки не раскачивались, несущие не должны идти в ногу.

На крутых подъёмах и спусках следить, чтобы носилки находились в горизонтальном положении, для чего на подъёме приподнимают их задний конец, на спусках передний. При этом ручки носилок можно положить на плечи несущих.

Нести пострадавших на носилках на большие расстояния значительно легче, если использовать лямки /ремни, верёвки/, которые уменьшают нагрузку на кисти рук. Из лямки делают петлю в виде восьмёрки и подгоняют её под рост носильщика.

Длина петли должна быть равна размаху вытянутых в стороны рук. Петлю надевают на плечи так, чтобы она скрещивалась на спине, а петли, свисающие по бокам, - на уровне кистей опущенных рук, эти петли продевают в ручки носилок.

1.3. Способы выноса пострадавших из очага бедствия

1. Извлечение на пальто, плащ-палатке, брезенте. Пострадавшего осторожно укладывают на разостланное пальто, продевают через рукава ремень или верёвку и закрепляют его вокруг туловища. Пострадавшего перетаскивают волоком.

2. Переноска на руках. Оказывающий помощь становится около пострадавшего, опускается на колено, одной рукой подхватывает его под ягодицы, а другой - под лопатки. Пострадавший обнимает спасателя за шею. Затем носильщик выпрямляется и несёт пострадавшего.

3. Переноска на спине. Носильщик усаживает пострадавшего на возвышенное место, становится между ногами спиной к нему и опускается на колено. Обхватив пострадавшего обеими руками за бёдра, поднимается вместе с ним. Пострадавший удерживается, обнимая спасателя за шею (этот способ применяется для переноски на более далёкие расстояния).

4. Переноска на плече. Если пострадавший без сознания, носильщик взваливает его на правое плечо животом вниз. Голова пострадавшего находится на спине носильщика.

5. Переноска вдвоём. Один из носильщиков берёт пострадавшего под мышки, второй становится между его ног и спиной к нему, подхватывает его ноги чуть ниже колен. При ранениях с переломом конечностей этот способ неприменим.

6. Переноска на "замке". Наиболее удобен способ переноски пострадавшего. Для образования "замка" каждый из двух оказывающих помощь захватывает правой рукой свою левую руку у кисти, а своей левой рукой - правую руку напарника тоже у кисти. Образуется кресло, в котором и переносится пострадавший, который двумя или одной рукой придерживается, (обхватывает) за плечи или шею спасателей.

7. Переноска с помощью жерди. Жердь можно сделать из трубы, деревянного шеста длиной не менее 2,5 - 3 метра, концы простыни завязываются узлом и просовываются под жердь, второй простыней или одеялом обхватывает ягодицы пострадавшего, и её концами завязывают за жердь.

Щадящим способом транспортировки пораженных является перевозка их по внутренним водным путям, а такжежелезнодорожным транспортом, особенно в пассажирских вагонах. Единственным недостатком при таких способах транспортировки, особенно на близкие расстояния (до 100 км), является многократная перегрузка пораженных (необходимость подвоза пострадавших к местам погрузки, а затем перегрузка на автомобильный транспорт в местах разгрузки).

2. Переноска пораженных без носилок

Переноска пораженных без носилок может осуществляться одним или двумя носильщиками с помощью носилочных лямок и без них.

Носилочная лямка представляет собой брезентовый ремень длиной 360 см и шириной 6,5 см, с металлической пряжкой на конце. На расстоянии 100 см от пряжки нашита накладка из той же ткани, позволяющая пропустить сквозь нее конец ремня и сложить лямку в виде восьмерки (рис. 1).

Рис. 1. Носилочная лямка и как ею пользоваться

а- носилочная лямка; б - пригонка лямки; в - правильно надетая лямка.

Для переноски пострадавшего лямку с помощью пряжки складывают или восьмеркой, или кольцом. Сложенную лямку нужно правильно подогнать по росту и телосложению носильщика: лямка, сложенная восьмеркой, должна без провисания надеваться на большие пальцы вытянутых рук (рис. 1, а), а лямка, сложенная кольцом, - на большие пальцы одной вытянутой руки и другой, согнутой в локтевом суставе под прямым углом (рис. 1,6).

Для работы с носилками лямку складывают восьмеркой и надевают так, чтобы петли ее располагались по бокам носильщиков, а перекрещивание ремня приходилось на спине на уровне лопаток (рис. 1,в).

Если носилочной лямки нет, ее легко изготовить: кольцо - из двух, восьмерку - из пяти поясных ремней.

Переноска пораженного одним носильщиком с помощью носилочной лямки может осуществляться двумя способами.

Первый способ. Пораженного кладут на здоровый бок. Носилочную лямку, сложенную в виде кольца, подводят под пострадавшего таким образом, чтобы одна половина лямки была под ягодицами, а другая, продетая под мышками,-на спине. Свободный конец лямки должен лежать на земле. Таким образом, по бокам пострадавшего образуются петли (рис. 2,а).

Носильщик ложится впереди пострадавшего, спиной к нему, просовывает руки в петли надетой на пострадавшего лямки, подтягивает их на свои плечи, связывает петли свободным концом лямки и кладет пострадавшего себе на спину. Затем он постепенно поднимается, становясь на четвереньки, на одно колено и, наконец, во весь рост. Пострадавший сидит на лямке, прижатый ею к носильщику (рис. 2, 6). Такой способ удобен тем, что обе руки носильщика остаются свободными, а пострадавший может не держаться за носильщика, так как лямка удерживает его достаточно надежно.

Рис.2. Переноска пораженного на лямке (первый способ).

а- лямка надета на пораженного; b - переноска пораженного на лямке, сложенной восьмеркой.

К недостаткам этого способа относится давление, которое оказывает лямка на спину пострадавшего. Поэтому при ранениях и повреждениях грудной клетки применяют не первый, а второй способ переноски на лямке.

Обеспечение безопасности при эвакуации пострадавших.

В большинстве аварийных случаев до того, как пострадавшему будет оказана первая помощь, его необходимо эвакуировать с места происшествия. Отравившегося угарным газом, надо как можно быстрее вынести на свежий воздух. Человека, поврежденная нога которого находится под обломками, следует, прежде всего, высвободить и вынести из опасного места, затем осмотреть ногу, наложить шины и т.д.

Действия спасателей при эвакуации пострадавших, естественно, зависят от конкретных обстоятельств, однако они должны совершаться в определенной последовательности.

Высвобождение пострадавшего.

Как только спасатель получит доступ к пострадавшему, он должен как можно быстрее высвободить его из-под обломков. Это необходимо делать одновременно с оказанием первой помощи.

Процесс высвобождения, как и обеспечение доступа к пострадавшему, может быть очень простым и в высшей степени сложным делом. Иногда бывает достаточно разрезать обувь, чтобы высвободить застрявшую ногу. В других случаях, чтобы высвободить пострадавшего, нужно убрать большое количество различных предметов вокруг него. Спасатели должны yметь пользоваться инструментами для расчистки места при проведении поисковых и аварийно – спасательных работ, в том числе ручным и гидравлическим спасательным инструментом, электропилами и оборудованием дли резки.

Подготовка к эвакуации.

Когда обломки и другие препятствующие доступу к пострадавшему предметы убраны, его следует подготовить к эвакуации. Особо тщательной подготовки требует эвакуация пострадавшего с тяжелыми травмами: его заворачивают так, что он оказывается как бы упакованным в узел, с целью сведения к минимуму вероятности получения дополнительных травм. При этом если требуется, то должны быть наложены шины и повязки на переломы, забинтованы мягкие ткани. Когда имеются признаки повреждения позвоночника, пострадавшего укладывают на щит или фиксируют позвоночник с помощью доски – в некоторых случаях этот этап более важен, чем все другие виды первой помощи (кроме устранения угрозы для жизни), так как при этом возможно усугубление травмы позвоночника. В этом случае переломами и менее серьезными травмами можно заняться после эвакуации пострадавшего с места происшествия. При подготовке к эвакуации спасатель должен внимательно следить за всеми изменениями дыхания пострадавшего.

Эвакуация.

Она также может быть и очень простой, и крайне сложной. Иногда от спасателя требуется лишь сопровождение пострадавшего; в других случаях необходимо поднимать пострадавшего на носилках с помощью тросов. При эвакуации используются различные приемы. Некоторые из них описаны в конце данного раздела. Способ эвакуации зависит от конкретной ситуации и имеющихся средств. Механические приспособления следует применять лишь в тех случаях, когда спасатели умеют пользоваться ими.

Эвакуация из зоны воздействия электрического тока. Спасатель, обнаруживший пострадавшего вблизи электрооборудования или кабелей, находящихся под напряжением, должен немедленно затребовать помощь. Необходимо, чтобы до начала поисковых и аварийно-спасательных работ можно было отключить электроэнергию в данном районе. Затем нужно определить зону опасности, то есть площадь вокруг места происшествия, которое может оказаться опасной для спасателей.

Необходимо тщательно проверить, нет ли поблизости оголенных концов кабелей. Если обнаружены оборванные или сместившиеся кабели, то нужно проследить, чего именно они касаются. Оборванные кабели могут касаться воды и других проводников электричества. Если кабели не касаются пострадавшего, не находятся в непосредственной близости от него и не лежат в воде, то можно безопасно подойти к пострадавшему и оказать ему первую медицинскую помощь. Не следует приближаться к пострадавшему, если район вокруг него может быть насыщен электричеством. Если пострадавший в сознании и способен отвечать, то его нужно предупредить, чтобы он оставался на месте, пока не будет снято напряжение.

При работе с кабелями, находящимися под напряжением, необходимо пользоваться соответствующими приспособлениями. Нельзя дотрагиваться до кабелей, имея на себе лишь обычные перчатки и ботинки. Даже пользуясь специальным снаряжением, нужно работать очень аккуратно и соблюдать осторожность. Когда опасность устранена, пострадавшему следует оказать необходимую медицинскую помощь. Если пострадавший коснулся кабеля, находящегося под напряжением, то спасатель должен проверить наличие признаков жизни и при необходимости немедленно приступить к закрытому массажу сердца.

Эвакуация пострадавших с травмами шеи . Один из спасателей должен подойти к пострадавшему со стороны головы. Одну руку следует подложить под пострадавшего так, чтобы его голова оказалась на предплечье спасателя, а кисть завести на его грудь. Другой рукой надо обхватить голову и спину пострадавшего. В результате его голова и шея окажутся между рук спасателя. Одним движением следует перевернуть пострадавшего, продолжая удерживать его голову и шею между руками. После этого при необходимости можно начать искусственное дыхание «рот в рот». Как и при других шейных травмах, голову пострадавшего следует запрокинуть как можно дальше.

В то время как первый спасатель продолжает удерживать голову пострадавшего в стабильном положении, второй должен подложить под его шею подкладку для ее фиксации. Дополнительная опора может быть обеспечена скатанными мокрыми полотенцами, которые следует подложить под его голову. После этого при помощи других спасателей можно вынести пострадавшего на щите, соблюдая максимальную осторожность.

Эвакуация волоком на одеяле. Эвакуация пострадавших этим способом проводится при помощи одного спасателя. Прежде всего, надо сложить половину одеяла по длине складками, положить одеяло этой частью сбоку от пострадавшего, а другую половину расправить в сторону от него.

После этого необходимо поднять вытянутую руку пострадавшего, которая находится со стороны расправленной половины одеяла. Вытянутая рука будет служить подкладкой под голову пострадавшего и поможет легко завернуть его. Теперь надо повернуть пострадавшего набок, при этом по возможности выпрямить его тело и поддерживать шею. Удерживая пострадавшего на боку, следует подтолкнуть собранную в складки половину одеяла ему под спину, после этого положить его на спину на одеяло. Чтобы расправить одеяло, поднимают другую вытянутую руку пострадавшего и поворачивают его в противоположную сторону. Затем расправляют складки одеяла и вновь переворачивают пострадавшего на спину. Руки пострадавшего кладут вдоль тела и аккуратно завертывают его в одеяло.

Вынос пострадавшего за одежду. Крепко захватив воротник рубашки или пиджака пострадавшего так, чтобы его голова оказалась на предплечье спасателя, пострадавшего вытаскивают в безопасное место, поддерживая его голову как можно ниже, а тело – выпрямленным. Воротник не должен слишком сильно сжимать шею, препятствуя этим свободному дыханию.

Описанным способом можно спускать пострадавшего по лестнице, меняя положение рук. При этом необходимо просунуть руки под подмышками пострадавшею ладонями вверх, положить его голову себе на руки, спуская его как можно ближе к плоскости лестницы.

Вынос пострадавшего волоком. Чтобы вынести пострадавшего этим способом, необходимо положить его на спину и выпрямить его руки над головой. Кисти рук должны быть связаны куском троса, ткани или косынкой, голова должна быть просунута через связанные руки. Затем, приподняв плечи пострадавшего, можно ползком выбраться в безопасное место, таща его за собой.

Вынос пострадавшего на себе. Этот способ применяется редко, только в случае крайней необходимости, поскольку пострадавший всей своей тяжестью давит на спасателя, вследствие чего спасатель может потерять равновесие.

Строп и щит. Это очень эффективный способ вытягивания пострадавшего из-под обломков. Из веревки делают петлю, диаметр которой должен составлять около 1,8 м. Два стальных кольца, соединенных вместе служат для укорачивания петли, чтобы она не соскальзывала через голову пострадавшего.

Петлю кладут на грудь пострадавшего и пропускают через руки. Кольца размещают по возможности ближе к голове. Под голову пострадавшего подкладывают щит, на который его медленно втаскивают. Спасатель медленно и уверенно тянет трос, держа его как можно ниже, поддерживая тем самым позвоночник пострадавшего прямо. Теперь пострадавший уложен на щит, который потом может использоваться как носилки.

Таким образом, спасатель может перемещать пострадавшего почти любого роста. Естественно, этот способ эвакуации следует применять только в том случае, когда с пострадавшего убраны все обломки. Этот способ неприемлем при травме груди. Если нет стропа, то вместо него со щитом, подкладываемым под позвоночник, могут использоваться ремни длиной 2,75 м, которые связывают один с другим на затылке пострадавшего с помощью треугольной косынки.

Необходимо помнить, что ни один из ниже приведенных способов не годится для эвакуации пострадавших с травмами позвоночника.

Эвакуация пострадавшего в сидячем положении двумя спасателями. При использовании этого способа эвакуации спасатели выносят пострадавшего как бы на сиденье, сооруженном из их рук. Таким образом можно выносить пострадавших в сознании и в бессознательном состоянии.

Спасатели становятся на колени с обеих сторон пострадавшего около его бедер. Руками, находящимися ближе к голове пострадавшего, оба спасателя поднимают его в сидячее положение. Посадив пострадавшего, каждый спасатель берется рукой за плечо напарника таким образом, чтобы их руки сомкнулись в «замок» за его спиной. Затем каждый спасатель, подсунув свободную руку под бедро пострадавшего, берет напарника за запястье. Оба спасателя одновременно медленно поднимаются. Поднявшись, они регулируют положение рук так, чтобы пострадавший сидел удобно и надежно. Если пострадавший в сознании, то для большей безопасности он долженобхватить руками шеи спасателей.

Вынос пострадавшего двумя спасателями, держащими его под колени. Пострадавшего необходимо уложить на спину, согнуть его ноги в коленях и развести их пошире. Один спасатель становится у головы пострадавшего, другой – между его ног, лицом к пострадавшему. Спасатель, стоящий у ног пострадавшего, берется руками за его кисти и тянет его на себя, переводя в сидячее положение. Когда верхняя половина тела пострадавшего приподнята, второй спасатель помогает первому, поднимая пострадавшего за плечи.

Когда пострадавший оказался в сидячем положении, спасатель, который находится у его головы, становится на одно колено, упирается другим коленом в его спину и обеими руками крепко обхватывает его торс. Спасатель, стоящий у ног пострадавшего, разворачивается, становится между его согнутых ног и подхватывает его руками под колени снаружи. Когда исходное положение занято, спасатель, который находится у ног пострадавшего, дает команду встать. Оба спасателя встают, выпрямляя сначала спину, а не ноги. Теперь пострадавшего нужно вынести в безопасное место.

Подъем пострадавшего двумя спасателями. При использовании этого способа эвакуации оба спасателя становятся с одного бока пострадавшего. Спасатель, который находится у головы пострадавшего, одной рукой поддерживает его голову и плечи, а другую подсовывает под его талию. Другой спасатель одну руку подсовывает под колени пострадавшего, а другую – под его талию так, чтобы взяться за руку напарника. Спасатели соединяют руки в «замок» и поднимают пострадавшего.

Эвакуация пострадавших с травмой позвоночника. Кроме эвакуации пострадавшего волоком на одеяле и за одежду, ни один из вышеприведенных способов не годится для эвакуации пострадавших с травмами позвоночника. В то же время эвакуация волоком на одеяле и за одежду обеспечивает позвоночнику лишь минимальную опору и может использоваться только в крайних случаях.

Ниже перечислены два наиболее широко используемых способа подъема и переноса пострадавших с травмами позвоночника. Оба способа одинаково надежны, так как применяемые при этом щиты обеспечивают полную неподвижность позвоночника. Поскольку оба способа требуют аккуратности и определенной последовательности действий, их не следует использовать в тех случаях, когда необходима быстрота. Их можно применять только тогда, когда нет опасности и состояние пострадавшего стабилизировалось.

Укладывание пострадавшего на щит способом поворота. Это наиболее эффективный способ, требующий не менее четырех спасателей для укладывания пострадавшего. Пятый необходим для подкладывания щита. Трое спасателей занимаются укладыванием пострадавшего, а четвертый постоянно поддерживает его голову и шею.

Укладывание пострадавшего на щит способом заведения щита под него. Как и во всех случаях, когда подозревается травма позвоночника, один спасатель становится у головы пострадавшего и поддерживает ее, однако в этом случае он не становится на колени. Спасатель наклоняется и широко расставляет ноги, чтобы между ними можно было продвинуть щит. Второй спасатель, стоя лицом к первому, широко расставляет ноги над пострадавшим и кладет руки на руки пострадавшего немного ниже плеч. Третий спасатель, также широко расставив ноги над пострадавшим, кладет руки ему на талию. Четвертый спасатель размещает щит таким образом, чтобы его конец находился у головы пострадавшего. Задача четвертого спасателя состоит в том, чтобы завести щит под пострадавшего, когда остальные немного приподнимут его.

Подъем на одеяле. В некоторых случаях под рукой может не оказаться длинного щита для укладывания пострадавшего. Тогда для транспортировки пострадавшего, у которого подозревается травма позвоночника, могут использоваться одеяла и носилки. При этом необходимо помнить, что этот способ не столь надежен, как транспортировка на щите или другом аналогичном приспособлении. Способом подъема на одеяле можно пользоваться только тогда, когда пострадавшего необходимо срочно вынести из каких-либо вредных условий, а жестких приспособлений под рукой нет.

Введение

Транспортировка больных и постра-давших является существенным элемен-том в системе организации скорой по-мощи.

Цель данной контрольной работы:

Рассмотреть способы переноски и транспортировки больных.

Исходя из поставленной цели задачами работы являются:

Изучить способы выноса больных и пострадавших;

Рассмотреть транспортировку больных и пострадавших в машинах скорой помощи;

Выделить основные принципы фиксации и транспортировки больных с нарушениями психической деятельности.

Способы выноса больных и пострадавших

Выносить пораженных наиболее удобно на носилках.

Для развертывания носилок носильщики становятся у их концов, расстегивают ремни, после чего, потянув за ручки, раскрывают носилки и, упираясь коленом в распоры, выпрямляют их до отказа. Каждый носильщик проверяет, хорошо ли закрыты замки распоров.

Чтобы уложить пострадавшего на носилки, двое носильщиков подводят под него руки: один под голову и спину, другой - под таз и ноги; одновременно поднимают и укладывают на носилки.

Пострадавшие с ранением в затылок и спину укладываются на носилки на бок, с травмой живота - на спину с полусогнутыми в коленях ногами, с травмой лица и челюсти - с повернутым набок лицом, с ранением передней поверхности шеи - в полусидячем положении со склоненной на грудь головой.

Переносить пораженного на носилках необходимо следующим образом. Идти не в ногу, спокойно, чтобы носилки не раскачивались и не причиняли пострадавшему дополнительных страданий. Нести пострадавшего ногами вперед, а при тяжелом состоянии - головой вперед, чтобы сзади идущие носильщики могли наблюдать за его состоянием. Пораженному, потерявшему сознание, необходимо дать понюхать нашатырный спирт, а при остановке у него дыхания - положить носилки на землю и сделать искусственное дыхание.

Если носилки обслуживаются звеном из четырех человек, то двое несут носилки за ручки, а двое поддерживают по бокам, а затем меняются местами. на подъемах и спусках нужно следить, чтобы носилки были в горизонтальном положении.

Может произойти случай, когда придется пользоваться носилками из подручных средств, такие носилки можно сделать из одной-двух палок или жердей, положив на них пальто, шинель, мешок, простыни, одеяла, палатки, привязав их концы к палкам (жердям). Пораженных можно переносить также на раскладушках, широких досках, щитах, дверях, лестницах. Однако перед тем как положить пострадавшего на жесткие носилки, следует постелить на них одеяла, одежду, сено или другой мягкий материал.

Переноска пострадавшего одним носильщиком в зависимости от расстояния может осуществляться тремя способами.

Первый способ: для переноски на небольшое расстояние носильщик, опустившись на одно колено сбоку от пострадавшего, подхватывает его одной рукой под ягодицы, другой - под лопатки; пораженный обхватывает шею носильщика. Носильщик поднимается и переносит пораженного.

Второй способ: на более дальние расстояния пораженные переносятся на спине. Пораженный усаживается на возвышение, носильщик опускается на одно колено между его ногами, спиной к нему, подхватывает бедра пострадавшего, а последний обхватывает носильщика за верхнюю часть груди. Затем носильщик встает и переносит пораженного.

Третий способ: на сравнительно большие расстояния удобнее всего переносить пораженного на плече.

Переноска пострадавшего двумя носильщиками осуществляется двумя способами:

Первый: один из носильщиков берет пораженного под мышки, а второй, стоя между ногами пораженного и спиной к нему, подхватывает его ноги несколько ниже коленных суставов (при переломе конечностей и повреждениях позвоночника этот метод неприменим).

Второй: переноска на “замке”. Наиболее часто ”замок” делают, соединив четыре руки; для этого каждый из носильщиков захватывает правой рукой свою левую руку (у кисти), а левой - правую руку товарища (тоже у кисти).

В случае, если пораженный небольшого веса или при переноске его необходимо поддерживать, применяется “замок” из двух рук (одна рука одного и одна рука другого носильщика) или из трех рук (две руки одного носильщика и одна рука другого).



Просмотров