Современные подходы к организации охраны труда. Система управления охраной труда: как ее создать и внедрить? Суот в организации

Охрана труда и пожарная безопасность промышленных предприятий – важный комплекс мероприятий, обеспечивающий сохранение здоровья работников промышленности. Подобные правила разрабатываются и утверждаются специальными комиссиями, деятельность которых направлена на предотвращение несчастных случаев на рабочих местах.

Трудовой кодекс – особый сборник правил безопасности. Работник должен усвоить их, чтобы точно знать все требования к своему труду и минимизировать шанс несчастного случая, так как большинство аварий происходит именно по незнанию.

Задачи и цели

Чтобы обеспечить всем сотрудникам фирмы безопасную работу, сохранить их здоровье и жизнь, нужно принять ряд мер:

  • сформировать работу, обеспечивающую организацию пожарной безопасности;
  • создать условия, способствующие усвоению трудящимися всех предписаний по сохранению безопасности;
  • развить и поощрять компетентность сотрудников и управляющих;
  • строгое исполнение правил, закрепленных в утвержденном регламенте;
  • не допускать никаких отклонений от утвержденной и проверенной практики проведения рабочих операций, так как любая ошибка способна вызвать аварию либо стать причиной пожара;
  • четко разделить обязанности сотрудников и начальства;
  • соблюдать предписания пожарной безопасности.

Эти цели должны исполняться всеми сотрудниками предприятий без исключений.

Комплекс мероприятий

Особо важно правильно , гарантирующие пожарную безопасность.

Как правило, они различаются в зависимости от сферы производства, размера предприятия, технического оснащения и количества сотрудников. Однако основными среди прочих считаются:

  • разработка, а также активное внедрение в соответствии с утвержденными документами системы управления по пожарной безопасности. Первый и основной шаг в организации должной пожарной безопасности труда рабочих. Начальник предприятия и группа выбранных лиц разрабатывают правила, а затем обучают сотрудников основным требованиям: по использованию промышленного оборудования, отопительной и вентиляционной системы, по содержанию служебных помещений и комнат, по хранению материалов и инвентаря, по должному содержанию электросетей и электроприборов, по совместным организованным действиям во время возгорания;
  • курирование и контролирование аварийности оборудования и помещений на предприятии. Проверка оборудования, электросети, цехов и кабинетов отдается выбранным руководителем предприятия ответственным лицам, следящих за всем этим в доверенном им отделении. При возникновении опасности возгорания вся ответственность ложится на начальника. Руководитель предприятия также обязан составить охраны труда;
  • обеспечение и гарантия защиты от несчастных случаев при работе с техникой, эксплуатации механизмов и помещений. В эту часть комплекса входит обязательное соблюдение всех правил нормативных документов по использованию всех механизмов (немеханизированных и автоматических), конвейеров, по правильному пользованию подъемниками и подобными возможно опасными механизмами, по использованию электросетей и щитков, по поддержке в порядке помещений;

  • оснащение организации средствами тушения огня и предупреждения возгораний, регулярная их замена. Для того, чтобы не допустить больших жертв и убытков, на каждом предприятии в соответствии с законом должны иметься особые пожарные звуковые системы оповещения, реагирующие на дым, а также газовые огнетушители. Желательно на каждом этаже иметь один-два щита с противопожарным инвентарем (пожарный рукав, топор и ведро);
  • составление годового плана и сбор финансов для обеспечения безопасности от возгораний. Одно из главных условий успешной пожарной охраны труда – составление плана безопасности на будущий год. Исходя из утвержденного распорядка администрация готовит бюджет финансов, часть средств которого будет потрачена на пожарную охрану;
  • обучение правилам пожарной безопасности сотрудников предприятия. Включает в себя проведения нескольких инструктажей, различных по уровню (вводный, начальный, целевой). Зачитывание лекций о безопасном поведении при пожаре. Проведение занятий, отработка возможных ситуаций при возгорании;
  • регулярная проверка состояния электросети. Поддержание электробезопасности необходимо не только для защиты работников от удара током, но и для предотвращения случаев возникновения пожара в результате замыкания. По статистике МЧС, более половины всех пожаров в производственных посещениях происходит в результате нарушений электробезопасности . Для создания необходимых условий деятельности необходимо провести несколько важных мероприятий. Специалистами должны регулярно проводиться измерения напряжения в установках, проверка заземления, в случае аварийности кабелей и проводов – замены их на новые. Рекомендуется периодически менять все электрооборудование на более новое.

Какие документы нужны на предприятии

Чтобы не возникало разногласий при проведении сотрудникам предприятия существуют особые документы, регламентирующие правила поведения при возникновении возгорания, нормы обращения с оборудованием, обязанности каждого работника.

В разных отраслях принимаются и утверждаются разные списки таких бумаг.

К обязательным для всех относятся те, которые требует служба пожарного надзора:

  • обязательные приказы о назначении лиц, ответственных за проведение инструктажа, проверку средств предупреждения и тушения пламени;
  • планы эвакуации из горящего здания на видных местах каждого этажа;
  • приказы о проведении консультации сотрудников о правилах пожарной безопасности на предприятии, а также о проверке их знаний;
  • документы, таблицы или графики измерений сопротивления электросетей;
  • наличие тренажеров, программ или пособий для тренировки навыков сотрудников;
  • журнал, в котором регистрируются даты проведения занятий и тренировочных тревог;
  • свидетельства, подтверждающие качество и срок годности всех пожаротушащих средств и предупреждения пожаров, пожарной техники;
  • заключение экспертов-профессионалов, подтверждающие знания сотрудников правил пожарной безопасности;
  • заключение профессиональной комиссии о соответствии выполнения пожарных требований;
  • акты и утвержденные инструкции пожарного режима.

Полный комплект документов можно узнать у сотрудников противопожарных служб.

Инструкция по составлению плана эвакуации

И материальных ценностей при возникновении пожара на предприятии является обязательным для обеспечения охраны труда. Для его составления собирается либо уполномоченное лицо (для малых зданий) или специальная комиссия (для более крупных).

В состав последней входят: председатель пожарно-технической комиссии, его заместитель, а также начальник пожарной части данной компании.

Первым шагом является составление плана здания с целью высчитать предполагаемое передвижение людей при аварии. Затем делается план внешней части предприятия, чтобы предугадать передвижение транспорта. Составляется план движения людей к выходам.

Помимо этого, комиссия заботится о сохранении и эвакуации ценных предметов, дорогостоящего оборудования и документов. Для них составляются отдельные планы эвакуации.

Затем, выбранной комиссией назначаются ответственные лица, следящие за исполнением правил безопасности. Вводится график дежурств. Определяются места для ключей зажигания.

После, утверждаются места хранения документов, опасных горючих веществ. Организуются пожарные выходы.

План должен быть одобрен председателем комиссии. Вариант утверждается руководителем предприятия. Затем, в двух частях (графической и письменной) вывешивается в самом предприятии. Вторая копия должна храниться в документах.

В случае изменений в строении или планировке помещений ответственное лицо должно своевременно вносить необходимые поправки в схему и документы.

В прилагаемой инструкции к плану должны содержаться: обязанности назначенных лиц и порядок их действий по эвакуации людей, оборудования и прочих ценных вещей, каким способом будет объявлено о начале эвакуации, инструкция по эвакуации транспортных средств, каким образом служащие должны проводить тушение пожара, места нахождения средств по ликвидации пламени.

Современный взгляд на охрану труда сформулировал ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Система управления охраной труда, в соответствие с ГОСТ 12.0.230-2007 - это набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации. Система управления охраной труда в организации должна включать:

1. Политику в области охраны труда.
2. Цели в области охраны труда.
3. Организация охраны труда.
4. Планирование и применение системы управления охраной труда.
5. Предотвращение опасностей.
6. Наблюдение, проверка и анализ эффективности деятельности в области охраны труда.
7. Действия по совершенствованию охраны труда.

Рассмотрим более подробно составные части система управления охраной труда.

Политика в области охраны труда


Политика в области охраны труда – это локальный нормативный акт, в котором излагаются основные принципы и цели организации в области охраны труда. Они включают:
- обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
- соблюдение законов, нормативных правовых актов и других документов по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;
- обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
- непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
Политика предприятия в области охраны труда разрабатывается после консультации с работниками и их представителями и должна:
- соответствовать специфике организации, ее размеру, характеру деятельности и масштабам рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями;
- быть краткой, четко изложенной, иметь дату создания и вводиться в действие подписью работодателя либо по его доверенности уполномоченного лица в организации;
- предоставляться всем работникам организации и находиться в легко доступных местах для их ознакомления;
- подлежать анализу для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям.

ГОСТ 12.0.230-2007 настаивает на том, чтобы работники и их представители активно участвовали в системе управления охраной труда в организации. Для этого необходимо привлекать их к консультациям и участию в совершенствовании охраны труда, информировать и повышать их квалификации в области охраны труда, совестно с профсоюзами или представителями работников создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда.


Цели в области охраны труда


ГОСТ 12.0.230-20 требует, чтобы для каждого подразделения, функции и уровня управления организацией в соответствии с политикой в области охраны труда, на основе исходного и последующих анализов, устанавливались измеримые цели в области охраны труда, которые:
- соответствуют размеру и характеру деятельности организации;
- соответствовали требованиям действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, технических и коммерческих обязательств организации, относящихся к охране труда;
- были направлены на непрерывное совершенствование защитных мероприятий по охране труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда;
- обеспечены ресурсами, реальны и достижимы;
- оформлены в виде документа и доведены до всех соответствующих функциональных структур и уровней управления организацией;
- были подконтрольны и в случае необходимости корректировались.
Целями в области охраны труда могут быть:
1. Установить дополнительное искусственное освещение на 2-х рабочих местах.
2. Установка станка __________ в цехе _____________ на виброгасящий фундамент.
3. Организация комнаты психологической разгрузки в __________
4. Проведение замеров изоляции в __________
5. Проведение Дня охраны труда в подразделениях…
6. Подготовка системы отопления и водопровода к работе в зимних условиях.
7. Установка тепловой пушки на входе в цех _________.
8. Осенняя проверка зданий комиссией по наблюдению за состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений и т.д.
Целями в области охраны труда могут также быть снижение травматизма, уменьшение выбросов вредных отходов в атмосферу, организация восстановительного лечения работников, повышение квалификации работников, обмен опытом и другие.


Организация охраны труда


В соответствие с ГОСТ 12.0.230-20 работодатель должен распределять обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда в организации.
В организации должны быть установлены структуры и процессы:
- управления охраной труда в виде линейной управленческой функции;
- определения и доведения до работников организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или оптимизируют опасности и риски безопасности труда;
- проведения эффективного и оперативного наблюдения за безопасностью и охраной здоровья работников;
- сотрудничества, передачи и обмена информацией между специалистами и работниками в области охраны труда;
- соблюдения принципов построения систем управления охраной труда в соответствие с действующим законодательством и обязательствами, которые принимает на себя организация;
- установления и выполнения ясной политики по охране труда и измеряемые цели;
- установления эффективных мероприятий по определению, устранению или ограничению опасностей и рисков, способствующие сохранению здоровья в течение трудового процесса;
- разработки программ профилактики заболеваний и оздоровления работников;
- обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников и их представителей в выполнении политики в области охраны труда;
- предоставления необходимых условий и ресурсов для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, для правильного выполнения ими своих функций;
- обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников, их представителей, а также комитета (комиссии) по охране труда (при их наличии).
На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:
- развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управлении охраной труда;
- периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;
- содействию в участии всех работников организации в работах по обеспечению безопасности труда.

Компетентность и подготовка

В организации должна быть обеспечена компетентность и подготовка всех работников в области охраны труда. Для этого определяются соответствующие требования к необходимой компетентности работников, устанавливаются и своевременно корректируются мероприятия, обеспечивающие наличие у работников необходимой компетентности и квалификации для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств по выполнению требований безопасности и охраны здоровья.
Особо подчеркивается, что работодатель должен быть достаточно компетентным в области охраны труда, чтобы грамотно применять системы управления охраной труда, своевременно и точно определять и оптимизировать опасности и риски.
Программы подготовки компетентности персонала в области охраны труда должны:
- охватывать всех работников организации в установленном порядке;
- предусматривать своевременную эффективную и первоначальную и повторную подготовку;
- включать оценку доступности и прочности усвоения материала подготовки слушателями;
- предусматривать периодический анализ программ подготовки, их корректировку, по мере необходимости, для обеспечения их соответствия и эффективности;
- предусматривать оформление результатов проверки знаний в установленном порядке, зависящем от размера и характера деятельности организации;
- документально оформляться в установленном порядке в зависимости от размера и характера деятельности организации.
Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться, по возможности, в рабочее время.

Документация системы управления охраной труда

Документация по охране труда может содержать:
- политику и цели организации по охране труда;
- распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда;
- наиболее значительные опасности или риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;
- положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.
Документация системы управления охраной труда должна:
- быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям;
- периодически анализироваться, при необходимости, своевременно корректироваться, распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена и кого касается.
Записи данных по охране труда должны вестись, оптимизироваться и находиться в местах, удобных для пользования. Они должны быть легко определяемыми, и должен быть определен срок их хранения.
Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной деятельности, и здоровью с учетом, требований конфиденциальности.
Записи данных по охране труда могут включать:
- сведения, вытекающие из применения системы управления охраной труда;
- сведения о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах, связанных с работой;
- требования законов или иных нормативных правовых актов по охране труда;
- данные о воздействиях вредных производственных факторов на работников и о наблюдениях (надзоре) за производственной средой и за состоянием здоровья работников;
- результаты текущего и реагирующего наблюдения функционирования системы управления охраной труда.

Передача и обмен информацией

Для успешного функционирования системы охраны труда необходимо устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для:
- получения и рассмотрения внешних и внутренних сообщений (запросов, идей и предложений), связанных с охраной труда, их документальным оформлением, а также подготовки и выдачи ответов на них;
- обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;
- обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.


Планирование и применение системы управления охраной труда


Исходный анализ

Перед составлением плана по охране труда необходимо провести анализ состояния системы управления охраной труда на предприятии.
Это важно как для новых предприятий, так и существующих длительное время. Исходный анализ служит основой для создания системы управления охраной труда.
Исходный анализ проводят компетентные лица (главный инженер и отдел (инженер) по охране труда, или комиссия по охране труда) с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. В ходе анализа необходимо:
- определить действующие законы и правила, стандарты, программы по охране труда и другие требования, которые необходимо соблюдать;
- определить, предусмотреть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;
- определить достаточность планируемых или действующих мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков;
- провести анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников.
По результатам анализа составляется документ, который должен стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда, а также содержать базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в организации.

Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда

Цель планирования в системе управления охраной труда в организации заключается в разработке на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда, которые будут применяться на тех или иных уровнях системы управления, включающих:
- соответствие условий труда требованиям законов и иных нормативных правовых актов;
- основные элементы системы управления охраной труда в организации;
- непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
План по охране труда составляется по результатам исходного анализа, последующих анализов по результатам контроля за охраной труда, имеющихся опасностей, предложений работников.
Мероприятия по охране труда должны и включать:
- ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда;
- подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей: достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности, деятельности для каждого подразделения и уровня управления;
- отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели;
- предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые.

Предотвращение опасностей

Предупредительные и контролирующие меры

ГОСТ 12.0.230-2007 требует, чтобы опасности и риски для безопасности и здоровья работников на предприятии определялись и оценивались постоянно, а предупредительные и контролирующие меры осуществлялись по следующим приоритетам:
- устранить опасности (риски);
- ограничить опасности или риски в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
- минимизировать опасности (риски) путем проектирования или созданием безопасных производственных систем, включающих ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;
- предоставление (бесплатно) соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду в случае невозможности ограничения опасностей средствами коллективной защиты.
Процедуры или мероприятия по предупреждению и минимизации опасностей и рисков должны:
- соответствовать имеющимся опасностям и рискам;
- регулярно анализироваться и при необходимости проходить модификацию;
- соответствовать действующему законодательству и передовому опыту;
- учитывать текущие знания и передовой опыт, включая информацию или отчеты инспекций труда, службы охраны труда и других служб.

Управление изменениями

При применении новых технологических и трудовых процессов, изменении организационных структур и внешних изменениях (издании нормативных правовых актов в области охраны труда, слияние компаний, развития знаний по охране труда и технологии) должны быть разработаны и применены в практике предприятия соответствующие мероприятия.
При применении новых приемов труда, материалов, процессов или оборудования необходимо определить опасности и оценку рисков на рабочих местах. При необходимости такая оценка должна быть сделана с учетом обсуждения с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда.
При введении новых мероприятий по охране труда следует обязательно обеспечивать качественное и своевременное информирование и подготовку всех работников организации, которых затрагивает это решение.

Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидации их последствий

На предприятии должны быть разработаны мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий, а также своевременное изменение этих мероприятий.
Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в области охраны труда. Все мероприятия разрабатываются в соответствии с размером и характером деятельности организации. Они должны:
- гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация обеспечат при возникновении аварийной ситуации защиту всех людей в рабочей зоне;
- предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам и аварийным службам и обеспечивать надежную связь с ними;
- предусматривать оказание первой помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; предоставлять соответствующую информацию всем работникам организации на всех уровнях и возможность их подготовки, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий.
При необходимости мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими органами.

Снабжение

Снабжению отводится важная роль в обеспечении охраны труда. Здесь устанавливаются процедуры и своевременно вносят в них изменения по:
- определению, оценке и включению в условия материально-технического снабжения и аренды требований обеспечения безопасности и охраны здоровья в организации;
- определению, оценке и выполнение требований действующего законодательства, а также собственных требований организации по охране труда до приобретения товаров и услуг.

Подрядные работы

ГОСТ 12.0.230-2007 конкретизирует работу с подрядными организациями по охране труда.
Мероприятия для подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:
- включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;
- устанавливать эффективную связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечивать условия передачи информации об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;
- включать мероприятия по информированию работников подрядчика о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях и инцидентах на производстве при выполнении ими работ для организации;
- обеспечивать ознакомление с опасностями рабочих мест подрядчиков и их работников, а также их инструктаж на рабочих местах перед началом работы с целью обеспечения безопасности и охраны здоровья работников подрядчика в про¬цессе заполнения работ на площадке организации;
- методично отслеживать выполнение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; - обеспечивать выполнение подрядчиком требуемых процедур и мероприятий по охране труда на площадке организации.

Наблюдение, проверка и анализ эффективности
деятельности в области охраны труда

Наблюдение и измерение результатов деятельности

На предприятии должны быть разработаны постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда.
В организации должны быть определены обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению должностных лиц на различных уровнях управленческой структуры.
Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны:
- базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по охране труда;
- поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.
Наблюдения и измерения результатов деятельности следует:
- использовать как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда выполняются, а риски оптимизируются;
- включать как текущее, так и реагирующее наблюдение и не опираться только на статистику несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и инцидентов;
- фиксировать в записях.
Наблюдение должно обеспечивать:
- обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;
- информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;
- основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда.
Текущее наблюдение должно содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы и включать:
- наблюдение достижений по конкретным планам, установленным критериям результатов деятельности и целей;
- систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;
- наблюдение за производственной средой, включая организацию труда;
- наблюдение за состоянием здоровья работников с помощью медицинских осмотров для раннего выявления признаковой симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер.
Реагирующее наблюдение должно включать определение, уведомление и расследование:
- несчастных случаев, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности) и инцидентов, на производстве;
- других потерь, таких, как имущественный ущерб;
- неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;
- программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.

Расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья

Расследование возникновения и первопричин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве должно выявлять любые недостатки в системе управления охраной труда и быть документально оформлено.
Результаты таких расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он существует, который должен сформулировать соответствующие рекомендации.
Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.

Проверка (контроль) охраны труда

На предприятии устанавливается система проверки (контроля) с целью определения эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.
В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистем. Проверка должна охватывать:
- политику в области охраны труда;
- участие работников (или) их представителей;
- обязанности и ответственность;
- компетентность и подготовку;
- документацию системы управления охраной труда;
- передачу и обмен информацией;
- планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;
- предупреждающие и контролирующие меры;
- управление изменениями;
- предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидация их последствий;
- материально-техническое снабжение;
- подрядные работы;
- наблюдение и измерение результатов деятельности;
- расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности охране здоровья;
- проверку;
- анализ эффективности управления охраной труда руководством;
- предупреждающие и корректирующие действия;
- непрерывное совершенствование;
- любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.
В выводах проверки должно быть определено, являются ли функционирующие элементы системы управления охраной труда или их подсистемы:
- эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда;
- эффективными для содействия полному участию работников;
- соответствующими результатам оценки результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;
- обеспечивающими соответствие требованиям законов и правил, относящихся к деятельности организаций;
- обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.
Проверку (контроль) проводят компетентные, не связанными с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации.
Результаты проверки и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия.

Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством

При анализе эффективности системы управления охраной труда руководство:
- оценивает общую стратегию системы управления охраной труда для определения достижимости запланированных целей деятельности;
- оценивает способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;
- оценивает необходимость изменения системы управления охраной труда, включая политику и цели по охране труда;
- определяет, какие действия необходимы для своевременного устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры организации и измерение эффективности результатов;
- обеспечивает обратную связь, включая определение приоритетов, в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;
- оценивает прогресс в достижении целей организации по охране труда и своевременности корректирующих действий;
- оценивает эффективность действий, намеченных руководством при предыдущих анализах эффективности системы управления охраной труда.
Частота и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или ответственным за охрану труда проводятся в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.
Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством должен учитывать:
- результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;
- дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.
Выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
- лиц, ответственных за конкретные элементы системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер;
- комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.

Действия по совершенствованию охраны труда

Предупреждающие и корректирующие действия

На предприятии необходимо иметь и своевременно корректировать мероприятия, вытекающие из наблюдения, оценки и проверок системы управления охраной труда, а также анализа ее эффективности руководством. Эти мероприятия должны включать:
- определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда;
- инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда.
Если оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны, то необходимо принять меры, которые должны быть предусмотрены согласно принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер. Эти меры должны быть полностью выполнены и документально оформлены.

Непрерывное совершенствование

В организации следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в целом. Эти мероприятия должны учитывать:
- цели организации по охране труда;
- результаты определения и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
- результаты наблюдения и измерения результатов деятельности;
- расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, результаты и рекомендации проверок;
- результаты анализа эффективности системы управления охраной труда руководством;
- предложения по совершенствованию, поступающие от работников организации и комитетов (комиссий) по охране труда;
- изменения в законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;
- новую информацию в области охраны труда;
- результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.
Выполнение требований обеспечения безопасности и охраны здоровья желательно сравнивать с достижениями других организаций в целях совершенствования систему управления охраной труда.

Примечание.

Малые предприятия для построения системы управления охраны труда могут использовать ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению». Здесь реализованы нормы раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса РФ.
В основе стандарта ГОСТ Р 12.0.009-2009 лежит методология, применяемая в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".
ГОСТ Р 12.0.009-2009 введен в действие 1 июля 2010 года.

Предприятия предоставляют рабочие места гражданам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодательство защищает права работников, требует от работодателя обеспечить безопасность условий труда для всех работников, независимо от их должности. Это сохраняет их жизнь и здоровье и способствует бесперебойной работе предприятия.

Система управления охраной труда (СУОТ) предназначена для осуществления контроля за выполнением норм и правил охраны труда участниками производственного процесса.

Работодатель должен либо лично создать такую систему управления, либо возложить эту обязанность на должностное лицо по своему выбору.

Руководитель несет ответственность за соблюдение правил по охране труда.

Что это такое?

СУОТ на предприятии необходима, чтобы организовать комплекс мер, направленных на сбережение здоровья и жизни людей.

Кроме организационной функции, эта система также выполняет исследовательскую и аналитическую функции, поскольку занимается изучением вредных и потенциально опасных факторов и анализирует, насколько сильное влияние они оказывают.

Можно выделить следующие этапы в работе СУОТ:

  • выявить опасность;
  • определить, кому угрожает опасность и какой ущерб может быть нанесен;
  • оценить степень риска и принять профилактические меры;
  • произвести переоценку условий труда в организации.
История развития системы охраны труда

Еще в работах Гиппократа и Аристотеля обращалось внимание на условия труда и то, как они влияли на человеческий организм.

С развитием промышленности и техники ученые все чаще отмечали необходимость создания соответствующих условий для работы людей, поскольку неуклонно росло количество случаев профессиональных заболеваний и травматизма на рабочем месте.

В 1972 году Великобритания выступила за переход на единую нормативную базу охраны труда для всех отраслей, что привело к принятию первого закона об охране труда в 1974 году. С тех пор государственные органы и международные организации продолжают эту важную работу и постоянно разрабатывают новые стандарты и рекомендации.

В 2001 году было издано «Руководство по управлению охраной труда», которое содержит основные стандарты ОТ.

Цели и задачи

Основная цель такой системы управления - не допустить, чтобы работники понесли какой-либо ущерб, находясь на рабочем месте.

Для этого необходимо выполнить несколько важных задач:

  • бороться с травматизмом на предприятии;
  • производить профилактику профессиональных заболеваний;
  • предотвращать пожары и взрывы, часто заканчивающиеся увечьями и даже смертью;
  • так организовывать рабочие места, чтобы улучшалось качество производственного процесса и повышалась работоспособность сотрудников;
  • обучать технике безопасности при использовании оборудования на производстве;
  • выявлять и устранять неблагоприятные факторы, которые могут возникнуть в процессе работы.

Соответствующее обучение рабочих дает возможность обеспечить безопасность в производственных цехах, когда каждый знает, как пользоваться своими инструментами, какие средства индивидуальной защиты необходимо одеть или иметь при себе и на что следует обращать внимание, работая в коллективе.

Регулярно проводятся лечебно-профилактические осмотры, которые предотвращают развитие профессиональных заболеваний. Организуются , проводятся занятия по подготовке на случай аварийной ситуации или стихийного бедствия. Если предприятие крупного размера, то организуется обмен опытом для рабочих с разных участков.

Немаловажную роль играет воспитание чувства ответственности за жизни других людей. Материальная компенсация за работу на вредном производстве и своевременное оздоровление способствуют сохранению здоровья в опасных условиях труда - например, на горнодобывающих предприятиях.

Также принимаются меры, чтобы производственные помещения стали максимально безопасными.

Это включает проверку вентиляции, освещения, креплений, ограждений движущихся организмов, регулярное техническое обслуживание производственного оборудования. Если производится транспортировка грузов, то особое внимание уделяется линиям, по которым она осуществляется, и регулировке движения на этих линиях.

Важно осознавать, насколько многогранна система управления ОТ. Она требует совместных усилий администрации предприятия и его работников, а также значительных материальных затрат. Однако результат того стоит.

Функции

Система управления имеет много различных функций.

Основными являются:

  • разработка системы управления ОТ для каждого структурного подразделения;
  • осуществление методических работ;
  • проведение инструктажей;
  • предоставление нормативов, правил, инструкций, стандартов;
  • анализ условий работы на предприятии и имевших место аварийных ситуаций;
  • подготовка статистических отчетов;
  • повышение квалификации работников и проведение экзамена по технике безопасности.
Преимущества и недостатки

Теоретически СУОТ оказывает положительное влияние на все сферы работы. От внедрения такой системы выигрывает и рабочий коллектив, и руководство, и окружающая среда.

Единство требований исключает возможность дискриминации отдельных рабочих. Люди учатся общаться друг с другом, вместе решать поставленные задачи, видеть не только сиюминутную личную пользу, но и те блага, которые затрагивают других людей или будут получены в более отдаленном будущем.

Такая система управления помогает четко разграничить обязанности и ответственность руководящих работников, наладить быструю и точную передачу информации.

Она способствует проявлению инициативы и более быстрой адаптации новых работников.

На практике не всегда удается добиться таких результатов. Недостатком системы также является то, что потребности производства часто ставятся выше потребностей отдельных индивидов, принимающих участие в этом производстве.

Структура и основные элементы

Структуру СУОТ можно описать следующим образом:

  • Во главе управленческого органа выступает директор или инженер. Он планирует организационно-технические мероприятия.
  • Управленческие решения выполняют лица, которые руководят цехами, участками, службами. Их действия регламентируются нормативно-правовыми документами.
  • Информационный центр выполняет функции информационного органа , собирает, обрабатывает, анализирует данные и контролирует динамику улучшения условий работы.
  • Структурные подразделения предприятия являются объектом управления. Основные элементы системы управления: организация; планирование; оценка; действия по улучшению ситуации.
Порядок работы по внедрению системы управления охраной труда на предприятии

Сначала создается комиссия, члены которой проходят обучение и аттестацию (по потребности). Потом комиссия разрабатывает систему управления, учитывая специфику предприятия.

К выполнению задач СУОТ приступает согласно приказу руководителя предприятия в те сроки, которые указаны в данном приказе.

Стандартный порядок работы:

  • определить опасные рабочие места;
  • выбрать метод устранения опасности на рабочем месте;
  • разработать политику руководства и законодательную базу;
  • обеспечить индивидуальные средства защиты и инструктажи;
  • отдать разработанные предложения на утверждение директору.
Основные принципы

Основные принципы охраны труда:

  • улучшить условия работы;
  • предупреждать возникновение опасных и аварийных ситуаций;
  • обеспечить проведение постоянного контроля и своевременного информирования;
  • выполнять законодательство РФ об охране труда.
Этапы разработки и внедрения

Можно выделить следующие этапы:

  • Первичная оценка (проводится специализированными организациями).
  • Планирование в соответствии с такими показателями, как соответствие законодательным требованиям, целостность системы, безопасность труда.
  • Внедрение.
  • Документальное оформление

    Согласно законодательству, необходимо иметь нормативную, распорядительную, отчетную, учетную документацию по ОТ.

    Проделанная и запланированная работа должна быть оформлена документально.

    Нормативная документация включает:

    • законопроекты, нормы, правила, типовые положения, знаки, бланки;
    • распорядительные документы – это приказы, распоряжения, инструкции;
    • к отчетным документам относится официальная статистика.

    Учетная работа состоит в регулярном заполнении журналов, подготовке перечней, графиков, протоколов, планов, схем.

    Эта документация должна находиться в службе ОТ для общего пользования. Ее наличие может быть проверено органами государственного надзора.

    Типовое положение

    19.08 2019 г. №438н утвержден приказ Минтруда России о Типовом положении системы управления охраны труда для предприятий всех форм управления.

    Руководящий документ помогает понять руководителям предприятий, как организовать СУОТ у себя на производстве, задействуя сотрудников своего предприятия или специализированные компании.

    Данный приказ подлежит обязательному выполнению.

    С типовым положением о СУОТ можно ознакомиться тут:

    Оценка эффективности

    Эффективность работы СУОТ оценивается по инженерно-техническим, социальным и экономическим показателями.

    Инженерно-технические показатели подразумевают наличие технически исправного оборудования и средств защиты для работников.

    Социальные показатели:

    • повышен уровень безопасности;
    • снижено число травм и случаев заболеваний;
    • хорошие условия труда привели к уменьшению текучести кадров;
    • повышение престижа работы;
    • созданы условия для развития личности.

    К экономическим показателям можно отнести:

    • выплата пособий по утрате трудоспособности;
    • увеличение прибыли и производительности труда;
    • уменьшение льготных выплат при работе во вредных условиях;
    • уменьшены расходы в связи с ликвидацией аварийных ситуаций.

    Из перечисленных показателей главными являются уменьшение негативных последствий для здоровья работников и уменьшение количества аварий.

    Как провести анализ функционирования (аудит)?

    Аудит проводится для объективной проверки работы СУОТ.

    Такая проверка осуществляется один раз в месяц согласно графику проверок.

    В состав проверяющей комиссии входят работники одного или нескольких структурных подразделений.

    Аудит может проводиться комплексно, охватывая весь производственный процесс, или только на определенном участке. План проверки составляется комиссией и утверждается начальником службы охраны труда.

    Показатели

    Годовая отчетность готовится по форме 15-Т или 7-ТВН.

    На отдельных участках работа системы управления ОТ оценивается по следующей формуле:

    Кот= (Ктб+Кб+Квпр+Кпт)/4,

    • Кот – коэффициент уровня ОТ;
    • Ктб - коэффициент соблюдения техники безопасности (отношение документально оформленных случаев нарушения техники безопасности к общему количеству сотрудников);
    • Кб - показатель техбезопасности (процент технически исправного оборудования, оснащенного всеми необходимыми ограждениями, кожухами и т.д.);
    • Квпр - показатель выполненных работ по ОТ (отношение фактически проведенных мероприятий к запланированным);
    • Кпт - коэффициент травматизма (отношение количества случаев получения травмы на производстве к общему количеству работников).

    Опасные условия труда приводят к росту заболеваний, получению травм и авариям.

    Система управления ОТ позволяет предотвратить это, тем самым сокращая расходы на компенсации и устранение последствий.

    Средние и крупные организации имеют достаточно технических и материальных ресурсов, чтобы внедрить СУОТ, и они сами заинтересованы в этом.

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

    Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

    Традиционный подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

    постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;

    формулировать цели и политику в области ОТ;

    разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

    осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;

    оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

    В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

    уточнение целей и политики организации в области ОТ;

    разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

    Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

    Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

    повышение квалификации кадров, инженерно-технических работников, рабочих, служащих;

    Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

    Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).

    В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

    Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

    К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; и техническое обеспечение аудита.

    К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

    В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

    Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

    К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

    дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

    премирование работников за длительную безаварийную работу;

    выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

    выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;

    выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;

    введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.

    Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

    несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

    аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;

    пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;

    др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.

    Пирамида происшествий

    происшествий Пирамида ответственности Звезда безопасности Документация СУОТ

    С 1 января 2014 г. обязанностей у работодателя в сфере охраны труда прибавилось: необходимым стало создать систему управления охраной труда (СУОТ) и обеспечить ее непрерывную работу (статья 212 Трудового кодекса РФ, изменения введены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). Если раньше работодатели не обязаны были внедрять СУОТ, то теперь этого не избежать. Каким же образом реализовать данное требование?

    Несмотря на необязательность создания СУОТ, многие работодатели, заботящиеся о комфорте и безопасности условий труда и здоровье сотрудников, а также стремящиеся поддерживать высокий уровень культуры охраны труда, создавали и внедряли СУОТ. Более того, наличие действующей СУОТ позволяло организациям успешно проходить сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов.

    СУОТ – часть общей структуры управления организации, позволяющая управлять рисками в области охраны здоровья и безопасности труда сотрудников.
    Основой разработки и внедрения СУОТ служит Межгосударственный стандарт ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», введённый в действие в качестве национального стандарта РФ с 1 июля 2009 года. Стандарт разработан на основе Руководства МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 «Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems).

    Также при создании и функционировании СУОТ следует руководствоваться:

  • ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке и применению, оценке и совершенствованию»;
  • ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Проверка (аудит)»;
  • ГОСТ Р 12.0.009-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению»;
  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».
  • Создание СУОТ – не разовое мероприятие, которое проводится для подготовки к проверке Государственной инспекцией труда, или выполняется эпизодически, а разработанная, четко отлаженная, постоянно функционирующая система. В основе создания и функционирования СУОТ лежат принципы: «Планируй – Делай – Проверяй — Совершенствуй» («Plan-Do-Check-Act»).

    На стадии «Планирования» проводится всесторонний анализ организации, выявляются опасные факторы, проводится оценка рисков, разрабатывается политика по охране труда, определяются структура управления охраной труда, ресурсы и специалисты, необходимые для реализации поставленных целей и задач.

    Именно на этом этапе очень важно правильно распределить обязанности и ответственность:

  • руководство высшего звена организации отвечает за политику по охране труда, формирует философию организации в области охраны труда. Утвержденная высшим руководством политика направляется во все структурные подразделения, размещается доступных для работников местах (в том числе и на внутренних сайтах организации при их наличии). Реализация целей и задач политики постоянно обсуждается с работниками или их представителями на различных форумах, совещаниях, итоговых мероприятиях;
  • на руководителей среднего уровня (руководитель структурного подразделения, начальник отдела и др.) возлагается обязанность обеспечения безопасности выполнения работ и соблюдения требований охраны труда всеми работниками подчиненного структурного подразделения;
  • работники проявляют активное участие в обсуждении и решении вопросов охраны труда, выполняют и соблюдают требования охраны труда.
  • Стадия «Выполнения» подразумевает фактическую реализацию и применение разработанного плана создания и внедрения СУОТ – подготовка и обучение персонала, разработка регламентирующих документов (положений, руководств, процедур) и др.

    «Проверка» предполагает всеобъемлющий анализ состояния охраны труда, соответствие заявленных целей и задач достигнутым результатам, способность СУОТ удовлетворять потребностям организации, ее контрагентов и партнеров. Проверка может осуществляться как специалистами организации (как правило, специалистами по охране труда, юристами, сотрудниками службы персонала) – внутренний аудит, так и компетентными аудиторами сторонних компаний – внешний аудит. Наиболее объективен и результативен внешний аудит.

    На этапе «Совершенствования» выполняются действия по своевременному устранению несоответствий в области охраны труда, выявленными на стадии проведения проверки.

    Спецификой создания СУОТ является применение системного похода, когда все ее элементы рассматриваются не отдельно, а во взаимосвязи друг с другом.
    Создание и внедрение СУОТ, ее непрерывное функционирование позволяют перейти к новому типу управления охраной труда — от «реактивного» управления, когда приходится устранять негативные последствия в результате какого-либо происшествия (т.е. по факту случившегося) к «проактивному», при котором первоочередной задачей является предупреждение различных ситуаций, оценка и управление рисками. Иными словами, необходимо добиваться формирования культуры профилактики в охране труда и перейти от контроля за обеспечением безопасности к управлению ею.

    comments powered by HyperComments

    Александр

    2014-09-24 14:39:06

    Статья есть, это уже хорошо, но как конкретно создать систему не понятно. Ясно, что начать нужно с аудита, но по каким критериям? На что следует обращать внимание прежде всего, что поможет создать систему? Наверняка, по результатам аудита вылезет, что нет каких-то документов или что-то делается не так. Да после этого будем устранять недостатки, но, как завязать это с созданием системы? Кроме общих слов в чём суть СУОТ и способ её функционирования (функционирование, это значит происходят какие-то события, где-то они анализируются, выдаётся решение, проводится в жизнь, анализируется эффект от внедрения и т.д.)

    2014-09-29 17:50:40

    Анализ (аудит) начинается с изучения обстановки и состояния охраны труда в подразделениях и на рабочих местах, а также с изучения документации по всем направлениям ОТ: итоги проведенной оценки условий труда, оценки рисков; отчетов о состоянии травматизма, профзаболеваемости, об их причинах и принятых мерах; эффективность системы обучения и проверки знания требований охраны труда; структуру и численность службы охраны труда; обеспеченность работников СИЗ; уровень культуры охраны труда в компании и пр. Также очень важно провести опрос как руководителей различных уровней, так и работников о состоянии охраны труда (для удобства используются опросные листы). Исходя из полученных результатов, следует сформировать политику по ОТ, спланировать мероприятия в сфере ОТ, распределить обязанности и ответственность руководителей и работников - задокументировать все процессы (руководство или положение о СУОТ, стандарты или положения по различным мероприятиям (расследование НС на производстве, порядок проведения медосмотров, порядок выдачи СИЗ, порядок обучения, регламент работы с подрядчиками и др.), инструкции по ОТ, формы отчетов, журналы и пр. Для оценки эффективности функционирования СУОТ целесообразно проводить ежегодные аудиты. Для получения более подробной информации - обращайтесь, пожалуйста, по телефону +7 495 780 14 12.



    Просмотров