Соотношение психики, сознания и бессознательного

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического - это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нём, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Между тем, ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы - это не то, что первично осознаётся, а то, посредством чего нечто - предмет - осознаётся. Сознание первично не смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т. д., а смотрение ими или посредством них на мир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущения и восприятия. Специфично для сознания, как такового, в его отличие от психики в целом, предметное значение , смысловое, семантическое содержание, носителем которого являются психические образования. Семантическое же содержание сознания сформировалось у человека в процессе порождения у него языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития; семантическое содержание сознания - это общественное образование. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по отношению к общественному сознанию. Сама связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

Поскольку психическое, внутреннее определяется посредством своего отношения к внешнему, оно не «чистая», т. е. абстрактная, непосредственность, каковой она обычно представляется, а единство непосредственного и опосредованного. Между тем для идеалистической интроспективной психологии сознания всякий психический процесс есть то, чем он непосредственно представляется сознанию переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для самонаблюдения, или интроспекции; психология должна поэтому изучать психические явления в пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление будто бы совпадают в области психологии, т. е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводится к явлению: всё психическое - это лишь феноменальное, лишь явление сознания. Между тем в действительности бытие психического вовсе не исчерпывается его данностью сознанию субъекта, рефлектирующего на свои переживания. Психические факты - это прежде всего реальные свойства индивида и реальные процессы, выявляющиеся в его деятельности. Реальный биологический смысл возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения. Развитие сознания у человека в процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших специфически человеческих форм деятельности. Психика не бездейственное сопутствующее явление реальных процессов; она реальный продукт эволюции; её развитие вносит реальные и всё более существенные изменения в реальное поведение.

Если проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе её как определяющее её положение раскрывается принцип непосредственной данности психического. Это по существу радикально-идеалистический тезис: всё материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта - единственная, первичная, непосредственная данность. Психическое, как явление сознания, замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется своим отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.

Исходя именно из этой предпосылки, крайние и в сущности единственно последовательные представители интроспективной психологии утверждали, что показания сознания, данные интроспекции абсолютно достоверны. Это значит, что нет инстанции, способной их опровергнуть, что справедливо в той же мере, как и то, что нет инстанции, способной их подтвердить, поскольку они ни с чем объективным, вне их лежащим, не соотнесены. Если психическое есть чистая непосредственность, не определённая в собственном своём содержании объективными опосредованиями, то нет вообще объективной инстанции, которая могла бы проверить показания сознания; возможность проверки, отличающая знание от веры, в психологии отпадает; она для самого субъекта так же невозможна, как и для постороннего наблюдателя; тем самым становится невозможной психология как объективное знание, как наука. И тем не менее, эта концепция психического, по существу исключающая возможность объективного психологического познания, определила все, в том числе и резко враждебные интроспективной психологии, психологические системы. В своей борьбе против сознания представители поведенчества - американского и российского - всегда исходили из того его понимания, которое установили интроспекционисты. Вместо того чтобы в целях реализации объективизма в психологии преодолеть интроспекционистскую концепцию сознания, поведенчество отбросило сознание, потому что ту концепцию сознания, которую оно нашло в готовом виде у своих противников, оно приняло как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить.

Традиционная идеалистическая концепция, господствовавшая в психологии в течение столетий, может быть сведена к нескольким основным положениям: А) Психическое определяется исключительно своей принадлежностью субъекту. Декартовское «cogito ergo sum» («я мыслю, следовательно, я существую») говорит о том, что даже мышление относится только к мыслящему субъекту, безотносительно к объекту, который им познаётся. Это положение остаётся неизменным для всей традиционной психологии. Психическое для неё прежде всего проявление субъекта. Это первое положение неразрывно связано со вторым. Б) Весь объективный материальный мир дан опосредованно через психику в явлениях сознания. Но психическое - это непосредственная данность; его бытие исчерпывается его данностью сознанию. Непосредственный опыт составляет предмет психологии как для Р. Декарта, так и для Дж. Локка - при всём различии в остальном их философских взглядов, как для В. Вундта, так и для современных гештальт-психологов. В) В результате сознание превращается в более или менее замкнутый внутренний мир переживания или внутреннего опыта, который раскрывается лишь в самонаблюдении, или интроспекции.

Этим положениям традиционной идеалистической концепции сознания мы противопоставляем другие, в которых может быть резюмирована наша концепция. А) Сознание - это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от сознания, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в нём отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание - это единство переживания и знания. Б) Психическое переживание - непосредственная данность, но познаётся и осознаётся оно опосредованно через своё отношение к объекту. Психический факт - единство непосредственного и опосредованного. В) Психическое несводимо к одному лишь «явлению сознания», к его отражению в себе самом. Сознание человека - не замкнутый внутренний мир. В своём собственном внутреннем содержании оно определяется посредством своего отношения к объективному миру. Сознание субъекта несводимо к чистой, т. е. абстрактной, субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание - это осознанное бытие, единство субъективного и объективного.

В радикальном противоречии со всей идущей от Декарта идеалистической психологией, которая признавала явления сознания непосредственной данностью, центральным в психологии должно быть признано то положение, что психическое включено в связи, выходящие за пределы внутреннего мира сознания, опосредовано отношениями к внешнему, предметному миру и лишь на основе этих отношений может быть определено. Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета определяется через своё отношение к предмету сознания. Оно формируется в процессе общественной практики. Опосредование сознания предметом - это реальная диалектика исторического развития человека. В продуктах человеческой - по существу своему общественной - деятельности сознание не только проявляется, через них оно и формируется.

Отношение сознания, психики к бытию никак не может быть сведено к одному лишь отношению теоретического субъекта к объекту. Оно включает и практическое отношение. Сознание не только знание и отображение - рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта.

Чисто теоретическое сознание - абстракция; свою реальную основу эта абстракция получает только на высших ступенях развития, когда с выделением из практической деятельности деятельности теоретической впервые выделяется теоретическое сознание как относительно самостоятельное производное образование, связанное с специфической установкой субъекта на познание. Теоретическое отношение - отношение производное; первичным и определяющим является, как правило, отношение практическое, которое в конечном счёте охватывает и пронизывает теоретическую деятельность сознания. Это сказывается во всём строении сознания. Сознание по глубочайшему своему существу не только созерцание, отображение, рефлексия, но также отношение и оценка, признание и отвержение, утверждение и отрицание, стремление и отвержение и т. д. Сознание человека - это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Содержание и смысл сознания как реального психологического образования определяется контекстом жизни - реальными жизненными отношениями, в которые включён человек, его делами и поступками.

Сознание выражает бытие индивида. Каждый же индивид, и человек в том числе, связан с окружающим его миром и нуждается в нём. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и каждого живого существа с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций. Их порождает в индивиде то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека, для личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, только партикулярно-личностно-значимому, оно включает и общественно-значимое, всеобщее, которое, становясь значимым для личности и в этом смысле личностно-значимым, не перестаёт от этого оставаться общественно-значимым.

Практическое сознание человека как общественного существа - это в высших своих проявлениях нравственное сознание. Общественно-значимое, переходя в личностно-значимое для человека, порождает в нём динамические тенденции долженствования, далеко выходящие за пределы динамических тенденций только личностных влечений. Противоречивое единство одних и других определяет мотивацию человеческого поведения.

13. Понятие о психике и сознании

Психика - это свойство животных и человека отра­жать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

Психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и другие);

Психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

Психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность зависит от особенностей че­ловеческого организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

Сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

Моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

Ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных - это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание - это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз­нание ребенка также развивается в процессе взаимодей­ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси­хика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и обще­ственное. Первые два изучаются психологией, третье - общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, сужде­ние, умозаключение). Различные формы знания составля­ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен­том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст­вий человека.


1.4. Деятельность и поведение человека

Деятельность - это активное взаимодействие субъек­та с окружающим миром, направленное на производст­во определенных продуктов материальной или духовной культуры. Психологическая структура деятельности такова: цель -» мотив ^способ -> результат.

Мотив - это то, ради чего осуществляется деятель­ность. Мотив - это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.

Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд.

Всякая деятельность состоит из действий и поступков.

Действие - это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различ­ными способами, которые называются операциями.

Поступки - это действия, которые связаны с нравст­венными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.

В зависимости от степени осознанности действий и по­ступков выделяют следующие компоненты деятельности:

Умения - в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части - навыки.

Навыки - это автоматизированные компоненты уме­ний, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Привычки - в отличие от навыков могут контролиро­ваться сознательно, но в отличие от умений не всегда явля­ются разумными и полезными. Например, дурные привыч­ки: курение, сквернословие и др.

Деятельность является одним из проявлений поведе­ния человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не дея­тельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.

1.5. Биологическое и социальное в человеке

Человек - это особое существо. С одной стороны, он обладает биологическим началом, относится к высшим млекопитающим. С другой - это существо социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так и сам характер существова­ния. А многие психологи уточняют, что человек - это существо биопсихосоциальное.

Диалектика взаимосвязей биологического и психиче­ского, психического и социального до сих пор представ­ляет для науки серьезную проблему.

Говоря о процессе развития человека в соответствии с генетическим кодом, психологи пользуются термином «со­зревание». При этом они спорят о том, в какой степени поведение человека определяется созреванием, а в какой - социальным научением.

Природные (биологические) особенности человека вы­ступают только в качестве предпосылок, необходимых условий психического развития. Например, свойства нерв­ной системы лежат в основе темперамента, а задатки ~ в основе способностей.

Установлено, что во многом именно генами опреде­ляется множество психологических характеристик чело­века (активность и пассивность, мнительность и тревожность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность и т.д.). Однако, биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способно­сти, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социаль­ной среды, социального опыта, в том числе и воспита­ния в широком смысле этого слова.


Тема 2. Психические процессы


Практически любая формулировка сознания указывает на него как на психическое явление. Однако не всякая дает представление о соотношении психики и сознания. Г. В. Акопов по этому поводу заметил: «Явное или неявное отождествление сознания и психики устойчиво воспроизводится на протяжении всей истории отечественной психологии» . Добавим: и зарубежной тоже. Тем не менее в отечественной психологии доминирует представление о сознании как о высшем уровне психической деятельности и специфически человеческом качестве психики. Следовательно, объемы сравниваемых понятий должны быть различны, а именно: понятие «психика» должно быть шире понятия «сознание» . Мы здесь говорим об индивидуальных сознании и психике (при этом понимаем их как о единые целостные образования, что автоматически исключает из обсуждения имеющиеся в литературе представления о сознании как о совокупности пусть и взаимосвязанных, но разных специфических сознаний ).

Во-первых, психика присуща и животным, а сознание, как утверждает подавляющее большинство исследователей, - только человеку. Во-вторых, у человека психика включает как сознательное, так и выходящее за пределы сознания (бессознательное, подсознательное, надсознательное, предсознательное, досознательное и т. п.). В-третьих, психика может проявляться не только как нечто целое, но и как части этого целого (отдельные функции, отдельные психические процессы, отдельные психические свойства и т. д.), сознание же проявляется только как целое. В-четвертых, работа психики - постоянный фактор жизнедеятельности человека, а работа сознания - фактор переменный (например, отсутствие сознания во сне, под гипнозом и в других «бессознательных» состояниях). В-пятых, сознание - это этап в развитии психики. В филогенезе психика насчитывает сотни миллионов лет, а сознание - только сотни тысяч лет. В онтогенезе сознание (как считают специалисты по детскому развитию) отсутствует в младенчестве и может редуцироваться в старости в результате возрастных изменений в организме, психика же присуща всем возрастным периодам. Наконец, в-шестых, патология сознания не может исключить полностью работы психики, а патология психики, сохранив ее отдельные функции, может вызвать полную потерю сознательной регуляции поведения.

Но все это ни в коей мере не позволяет говорить о сознании как о составной части психики. Это было бы примитивизмом! Сознание - это ипостась психики на ее высшем уровне организации.

Хорошей иллюстрацией к соотношению психики и сознания служит одна из устоявшихся гипотез нейрофизиологических основ сознательного и бессознательного . Из физиологии известно, что на внешнее воздействие нервная система может реагировать тремя последовательными ответами. Первый строго локален. Возбуждение проходит по афферентным путям и вызывает в соответствующем анализаторном центре первичный ответ с латентным периодом 9- 15 миллисекунд (мс). Через несколько миллисекунд возникает вторичный ответ, охватывающий уже более широкие зоны, но не сопровождающийся общей активацией организма. Эти два ответа могут наблюдаться и во сне, т. е. относятся к бессознательному.

В некоторых случаях вслед за этими ответами через 80- 150 мс следует третья волна реакции. Она сопровождается активацией огромных клеточных территорий коры мозга и сопровождается «реакцией пробуждения», формированием состояния бодрствования, повышением активности и соответственно появлением сознания. В процедуре такой активации мозга участвует ретикулярная формация. Также известно: 1) время латентного периода любой ответной реакции прямо пропорционально количеству включенных в нее синапсов; 2) стереотипные, автоматизированные реакции протекают быстро и могут не отражаться в сознании. Это реакции на малоинформативные сигналы.

Все сказанное означает, что наиболее замедленные, осуществляемые большим числом нервных элементов реакции скорее всего и есть осознанные ответы. Кратковременные с малым числом участвующих элементов реакции - неосознанные. И тогда «сознание представляет собой новое качество, возникающее в результате включения в действие огромного количества элементов “подсознательного”. Сознание как бы строится из отдельных кирпичиков подсознательного. Подсознательное относится к сознательному как часть к целому. Вместе с тем сознание, т. е. “целое”, представляет собой новое качество, не сводимое к бессознательному» .

Итак, понятие «психика» перекрывает понятие «сознание». Главным же субъективным фактором, отличающим сознание от психики, как считает большинство исследователей, выступает осознанность объекта, на который направлена психическая активность субъекта. В качестве резюмирующего эту мысль положения приведем, как всегда, точное и четкое, высказывание С. Л. Рубинштейна: «В психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя… Сознание как образование - это знание, функционирующее в процессе опознания действительности» . Заметим, что в качестве объекта осознания могут выступать не только предметы и явления внешнего мира, но и сигналы из внутренней среды организма и наши идеальные продукты деятельности психики (образы, психические процессы и состояния, мотивы, интересы, мысли и т. д.).

Как уже говорилось, осознание, по нашему мнению, связано с выполнением трех операций: 1) выделение объекта из среды; 2) соотнесение выделенного объекта с другими объектами; 3) соотнесение объекта с самим субъектом. Понятно, что все три операции производятся практически одновременно, симультанированы в единый психический акт. Выделение объекта есть его ограничение, а проведение границы уже есть начальный этап соотнесения данного объекта с другими. Соотнесение предполагает сравнение и установление связей. Ну а уж соотнесение с собой предполагает предварительное выделение себя из среды. И не просто выделение, а и противопоставление ей: «Я - все остальное».

Отнесение к себе, «примеривание» на себя окружающей действительности в акте осознания является его квинтэссенцией. Именно этот факт чаще всего подчеркивается при описаниях сознания. Так, У. Джемс считал, что «наиболее общим фактом сознания служит не “мысли и чувства существуют”, но “я мыслю” или “я чувствую”» . А возможно такое потому, что «всякий из нас по-своему разделяет мир на две половинки, и для каждого почти весь интерес жизни сосредоточивается на одной из них, но пограничная черта между обеими половинками одинакова: “Я” и “не-Я”. Интерес совершенно особенного свойства, который всякий человек питает к тому, что называет “Я” или “мое”, представляет, быть может, загадочное в моральном отношении явление, но во всяком случае должен считаться основным психическим фактом» . В. М. Бехтерев утверждал, что «наиболее элементарной формой сознания следует признавать ту, при которой в сознании присутствует главным образом одна группа представлений о “Я” как субъекте в отличие от “не-Я”». Обобщая опыт изучения сознания, Н. И. Чуприкова пишет: «Среди главных признаков понятия сознания в психологии на первом месте наиболее часто называют познавательное отделение “Я” и “не-Я”, знание о собственном знании объективной реальности, способность отдавать отчет в своих действиях, переживаниях и мыслях» .

Психику имеют как люди, так и животные. Сознание же возникла на определенном историческом этапе становления психики человека и является результатом и продуктом его трудовой деятельности.

Сознание, как и психика, является одним из самых сложных и в то же время загадочных проявлений мозга.

Слово "сознание" достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе. Однако нс существует единого понимания того, что оно означает. Действительно, этим термином обозначаются два понятия, различные по содержанию. В более элементарном значении - это просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, то есть то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях.

Однако в научной литературе, особенно по философии и психологии, под словом "сознание" понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальных контактов с другими людьми. В этом значении термин "сознание" применяется обычно только к человеку (Ю. И. Алексин дров. 1997).

При всем различии обоих этих значений слова "сознание" их соединяет мир субъективных, т. е. переживаемых внутри себя ощущений, мыслей и чувств, что творят духовный мир человека, его внутреннюю жизнь. Общность двух указанных значений слова "сознание" основывается на факте, что следует из ответа научного познания: сложное, как правило, нс возникает из ничего, а происходит в результате эволюции от своего более простого предшественника (в данном случае сознание имеет в своей основе также более простые психические проявления, такие как чувство и эмоции).

Говоря о мозговых основах психики и сознания, необходимо отметить, что изолированной группы нейронов, которые представляют собой "центр сознания", нет. Однако после появления методов "изображения живого мозга", таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс, компьютерная ЭЭГ и т. п, появились некоторые концепции мозговой организации субъективно переживаемых феноменов. Это концепции "светлого пятна" или "прожектора". Вторая занимает промежуточное положение, претендуя на объяснение как простых, так и сложных феноменов с помощью повторного входа возбуждения в "светлое пятно", механизм кольцевого движения возбуждения и информационного синтеза. Третья ориентирована на объяснение мозговой основы сознания как высшей формы психического, ее интегрирующей роли благодаря связи с языком.

Вопрос о функциональный смысл субъективных переживаний, их роль в поведении является одной из важнейших проблем науки о мозге. Представляя собой результат синтеза информации, психические феномены содержат интегрирующих ее оценку, способствуя тем наиболее эффективному нахождению поведенческого акта и выбора решения.

Сознание - высший уровень психического отражения действительности и взаимодействия человека с окружающим миром, что характеризует ее духовную активность в конкретных исторических условиях. В ее развитии ведущую роль играет образ жизни, неодинаков в условиях каждой из общественно-экономических формаций. Поскольку сознание является общественным продуктом, то она, естественно, приобретает новых свойств в зависимости от специфики общественных условий жизни людей, изменяясь вслед за развитием экономических отношений и тому подобное. Так, в эпоху первобытного строя сознание людей определялась теми отношениями, которые возникли на основе общественной собственности. Потом она изменилась под влиянием частной собственности на средства производства и разделения общества на группы, классы.

Четкая связь зависимости сознания от мозга (как материального субстрата психики) и психики показывают факторы эволюционного развития человека. Прежде всего следует обратить внимание на то, что возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанням предметов, их задержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

Вообще развитие органов чувств не могло возникнуть изолированно от развития нервной системы в целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника - человекообразной обезьяны - более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см3 то у человека он составляет 3 400 см. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше.

Однако с появлением человека возникает не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Возникают существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека, по сравнению с людиноподібною обезьяной уменьшилась в процентном соотношении плоскость проекционных полей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями.

Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных полностью осуществляются самыми низкими отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Возникает дальнейшая кортикалізація управления поведением, большая подчиненность элементарных процессов в коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с ее социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики-сознания.

Сегодня благодаря клиническим опытам мы знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяются передньолобовими и теменными полями коры головного мозга. Так, при поражении передньолобових полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подвергать свои действия более отдаленным мотивам и целям. В то же время поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, а также логических связей. Интересен тот факт, что лобные и теменные поля у человека по сравнению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени. Если лобные поля у обезьяны занимают около 15 % площади коры головного мозга, то у человека они занимают 30 %. Кроме того, передньолобові и нижньотім"яні участки коры у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных.

Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с соответствующими двигательными полями коры головного мозга. У человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений размеров площади двигательных полей обращает на себя внимание то, насколько велика по отношению к другим полям площадь двигательного поля, связанного с кистями рук. Кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека (рис. 1.13).

Рис. 1.13. в

Сознание масс и свою структуру. По мнению академика А. В. Петровского, она содержит в себе совокупность знаний о мире; различие субъекта и объекта; отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к себе; возможность целенаправленной деятельности.

Сознание тесно связано с речью и без нее в своей высшей форме не существует. Одной из характеристик сознания является способность к коммуникации, т. е. передаче другим людям того, что создает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в ней главное. Так происходит абстрагирование, т. е. отвлечение от всего второстепенной и сосредоточение сознания на самом существенном. Вкладываясь в лексике, семантике в понятной форме, это главное впоследствии становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и учится пользоваться ею как средством общения и мышления.

Психика и сознание

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического - это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нем, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Между тем ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы - это не то, что первично осознается, а то, посредством чего нечто - предмет - осознается. Сознание первично не означает смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т. д., a смотрение ими или посредством них на мир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущения и восприятия. Специфично для сознания как такового, в его отличие от психики в целом, предметное значение , смысловое, семантическое содержание, носителем которого являются психические образования. Семантическое же содержание сознания сформировалось у человека в процессе порождения у него языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития; семантическое содержание сознания - это общественное образование. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по отношению к общественному сознанию. Самая связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

Поскольку психическое, внутреннее определяется посредством своего отношения к внешнему, оно не "чистая", т. е. абстрактная, непосредственность, каковой она обычно представляется, а единство непосредственного и опосредованного. Между тем для идеалистической интроспективной психологии сознания всякий психический процесс есть то, чем он непосредственно представляется сознанию переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для самонаблюдения, или интроспекции 4 ; психология должна поэтому изучать психические явления в пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление будто бы совпадают в области психологии, т. е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводится к явлению: все психическое - это лишь феноменальное, лишь явление сознания. Между тем в действительности бытие психического вовсе не исчерпывается его данностью сознанию субъекта, рефлектирующего на свои переживания. Психические факты - это прежде всего реальные свойства индивида и реальные процессы, выявляющиеся в его деятельности. Реальный биологический смысл возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения. Развитие сознания у человека в процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших специфически человеческих форм деятельности. Психика не бездейственное сопутствующее явление реальных процессов; она реальный продукт эволюции; ее развитие вносит реальные и все более существенные изменения в реальное поведение.

Если проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе как определяющее ее положение скрывается принцип непосредственной данности психического. Это по существу радикально-идеалистический тезис: все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта - единственная, первичная, непосредственная данность. Психическое как явление сознания замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.

Исходя именно из этой предпосылки, крайние и в сущности единственно последовательные представители интроспективной психологии 5 утверждали, что показания сознания, данные интроспекции абсолютно достоверны. Это значит, что нет инстанции, способной их опровергнуть, что справедливо в той же мере, как и то, что нет инстанции, способной их подтвердить, поскольку они ни с чем объективным, вне их лежащим, не соотнесены. Если психическое есть чистая непосредственность, не определенная в собственном своем содержании объективными опосредованиями, то нет вообще объективной инстанции, которая могла бы проверить показания сознания; возможность проверки, отличающая знание от веры, в психологии отпадает; она для самого субъекта так же невозможна, как и для постороннего наблюдателя, тем самым становится невозможной психология как объективное знание, как наука. И тем не менее эта концепция психического, по существу исключающая возможность объективного психологического познания, определила все, в том числе и резко враждебные интроспективной психологии, психологические системы. В своей борьбе против сознания представители поведенчества - американского и российского - всегда исходили из того его понимания, которое установили интроспекционисты. Вместо того чтобы в целях реализации объективизма в психологии преодолеть интроспекционистскую концепцию сознания, поведенчество отбросило сознание, потому что ту концепцию сознания, которую оно нашло в готовом виде у своих противников, оно приняло как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить.

Традиционная идеалистическая концепция, господствовавшая в психологии в течение столетий, может быть сведена к нескольким основным положениям:

A. Психическое определяется исключительно своей принадлежностью субъекту. Декартовское "cogito, ergo sum" ("я мыслю, следовательно, я существую") говорит о том, что даже мышление относится только к мыслящему субъекту, безотносительно к объекту, который им познается. Это положение остается неизменным для всей традиционной психологии. Психическое для нее прежде всего проявление субъекта. Это первое положение неразрывно связано со вторым.

B. Весь объективный материальный мир дан опосредованно через психику в явлениях сознания. Но психическое - это непосредственная данность; его бытие исчерпывается его данностью сознанию. Непосредственный опыт составляет предмет психологии как для Декарта, так и для Локка - при всем различии в остальном их философских взглядов; как для Вундта, так и для современных гештальт-психологов.

C. В результате сознание превращается в более или менее замкнутый внутренний мир переживания или внутреннего опыта, который раскрывается лишь в самонаблюдении, или интроспекции.

Этим положениям традиционной идеалистической концепции сознания мы противопоставляем другие, в которых может быть резюмирована наша концепция.

A. Сознание - это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в нем отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание - это единство переживания и знания.

B. Психическое переживание - непосредственная данность, но познается и осознается оно опосредованно через свое отношение к объекту. Психический факт - единство непосредственного и опосредованного.

C. Психическое несводимо к одному лишь "явлению сознания", к его отражению в себе самом. Сознание человека - не замкнутый внутренний мир. В собственном внутреннем содержании оно определяется посредством своего отношения к объективному миру. Сознание субъекта несводимо к чистой, т. е. абстрактной, субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание - это осознанное бытие, единство субъективного и объективного.

В радикальном противоречии со всей идущей от Декарта идеалистической психологией, которая признавала явления сознания непосредственной данностью, центральным в психологии должно быть признано то положение, что психическое включено в связи, выходящие за пределы внутреннего мира сознания, опосредовано отношениями к внешнему, предметному миру и лишь на основе этих отношений может быть определено. Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета определяется через свое отношение к предмету сознания. Оно формируется в процессе общественной практики. Опосредование сознания предметом - это реальная диалектика исторического развития человека. В продуктах человеческой - по существу своему общественной - деятельности сознание не только проявляется, через них оно и формируется.

Отношение сознания, психики к бытию никак не может быть сведено к одному лишь отношению теоретического субъекта к объекту. Оно включает и практическое отношение. Сознание не только знание и отображение - рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта.

Чисто теоретическое сознание - абстракция; свою реальную основу эта абстракция получает только на высших ступенях развития, когда с выделением из практической деятельности теоретической впервые вычленяется теоретическое сознание как относительно самостоятельное производное образование, связанное со специфической установкой субъекта на познание. Теоретическое отношение - отношение производное; первичным и определяющим является, как правило, отношение практическое, которое в конечном счете охватывает и пронизывает теоретическую деятельность сознания. Это сказывается во всем строении сознания. Сознание по глубочайшему своему существу не только созерцание, отображение, рефлексия, но также отношение и оценка, признание, стремление и отвержение, утверждение и отрицание и т. д. Сознание человека - это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Содержание и смысл сознания как реального психологического образования определяется контекстом жизни - реальными жизненными отношениями, в которые включен человек, его делами и поступками.

Сознание выражает бытие индивида. Каждый индивид, и человек в том числе, связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и любого живого существа с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций. Их порождает в индивиде то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека, для личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, только партикулярно-личностно значимому, оно включает и общественно значимое, всеобщее, которое, становясь значимым для личности и в этом смысле личностно значимым, не перестает оставаться общественно значимым.

Практическое сознание человека как общественного существа - это в высших своих проявлениях нравственное сознание. Общественно значимое, переходя в личностно значимое для человека, порождает в нем динамические тенденции долженствования, далеко выходящие за пределы динамических тенденций только личностных влечений. Противоречивое единство одних и других определяет мотивацию человеческого поведения.

Из книги Понять природу человека автора Адлер Альфред

1 ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА? ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯМы приписываем наличие сознания только движущимся живым организмам. Предварительным условием существования сознания является свобода передвижения, поскольку организмы, прочно укорененные на одном месте, не имеют в нем

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Из книги Виды психики: на пути к пониманию сознания автора Деннет Дэниэл

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Мышление и речь (сборник) автора Выготский Лев Семенович

Сознание и психика Статьи

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

Психика, сознание, бессознательное Три слова, вынесенные в заголовок нашего очерка: психика, сознание и бессознательное, – означают не только три центральных и основных психологических вопроса, но являются в гораздо большей степени вопросами методологическими, т. е.

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

ПСИХИКА И ОБЩЕСТВО Но, если психика - сигнальная деятельность, регулирующая все активности организма человека в соответствии с потребностями и реальными обстоятельствами, то определяющей специфику человека частью этих реальных обстоятельств является общество.

Из книги ГИПНОЗ. Скрытые глубины: История открытия и применения автора Уотерфилд Робин

§2. Психика и деятельность Пока человек живёт, он так или иначе действует, в той или иной форме проявляет свою активность. Вся жизнь человека наполнена той или другой деятельностью.Воздействуя на вещь, человек руководствуется имеющимся у него образом этой вещи - своим

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Психика и тело Очевидно, что, размышляя о том, как работает гипнотерапия, нам необходимо лучше разобраться в соотношении между психикой и телом. Роль генетических, средовых, социальных и других факторов в истории болезни общепризнанна. Поэтому больше неприемлемо

Из книги Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии автора Гроф Станислав

Из книги Созидание души автора Зойя Луиджи

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе

Из книги автора

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Для реализации

Из книги автора

Мозг и психика Связь психики и мозга не всегда понималась правильно. Например, К. Фохт, Л. Бюхнер и Я. Молешотт, представители немецкого вульгарного материализма, ошибочно понимали связь психики и мозга, отождествляя психическое и физиологическое.И. М. Сеченов и

Из книги автора

7. Природа реальности: психика, космос и сознание Некоторые наблюдения, полученные при изучении холотропных состояний, столь радикальны, что не только подвергают сомнению теорию и практику психиатрии, психологии и психотерапии, но и подрывают кое-какие из наиболее

Из книги автора

1. Психика и общество



Просмотров