Соотношение муниципального права с другими отраслями права. Соотношение муниципального и других отраслей права. Общие начала статуса

Федеральное агентство по образованию

Филиал ГОУ ВПО « Иркутский государственный университет» в г. Братске

кафедра правовых дисциплин

КОМПЛЕКС УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

по учебной дисциплине « Муниципальное право России»

специальность « Юриспруденция»

Братск, 2008

Введение: цели, задачи и методический инструментарий изучения учебного курса "Муниципальное право" …………………………………… 3

Программа лекционного курса учебной дисциплины ………………………. 4

1. Перечень (тематика) докладов, сообщений, контрольных вопросов для самоанализа студентов при подготовке к семинарским занятиям, текущим срезам знаний и собеседованиям со студентами ………………………………………… 10

2. Вопросы для самоанализа и контроля знаний студентов …………………. 13

Раздел III

Контрольные вопросы к экзамену …………………………………………….. 15

РазделIY

1. Список нормативных актов, специальной и учебной литературы…………… 16

2. Примерная тематика дипломных работ ……………………………………… 18

РазделY

Терминология. Статистика. Организационное моделирование… ……… 20-33

1. Терминологический словарь по курсу « Муниципальное право …………….. 21

2.Структура системы местного самоуправления в Российской Федерации.

СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, ДИАГРАММЫ (Приложения №№ 1-9)……………………………………… 23

Цели и задачи изучения учебного курса "Муниципальное право"

Цель : овладеть базовыми системными знаниями в области теории, методики и практики муниципального права, а также сформировать первичные методологические и прикладные навыки, умения, подходы к применению полученных юридических знаний к практике анализа и регулирования муниципальных правоотношений.

Задачи :

Освоение нормативно-правовой базы, регламентирующей и регулирующей порядок функционирования органов местного самоуправления, муниципальные правоотношения и механизм формирования муниципальные органов власти.

Изучение исторического опыта и различных моделей организации местного самоуправления дореволюционной России и зарубежных стран с развитыми демократическими традициями и институтами народовластия.

Формирование у студентов системно-структурного представления о роли, месте, значении системы местного самоуправления в правовом демократическом государстве, а также освоение целостного, комплексного представления и понимания правовых механизмов и процедур ее функционирования.Изучение настоящего курса базируется на полученных теоретических и методологических знаниях учебных дисциплин «История отечественного государства и права», «Теория государства и права», «Конституционное (государственное)право России и интегрируется с изучением учебных курсов «Политология», «Менеджмент», а также частично корреспондируется с освоением проблематики важнейших тематических разделов таких спецкурсов по выбору студентов, как «Политические институты власти», «Выборы и референдум», « Актуальные проблемы теории государства и права России».

Учебно - методический инструментарий :

Сборники нормативно-правовых актов;

Логические схемы и таблицы;

Комплекс юридических задач и логических заданий;

Комплект вариативных тестов;

Информационно-методические материалы и медиа - презентационное оборудование;

РАЗДЕЛ I. П рограмма лекционного курса учебной дисциплины

Тема 1. Понятие муниципального права

1. Предмет правового регулирования муниципального права.

2. Взаимосвязь муниципального права с другими отраслями права.

3. Муниципально-правовые нормы: понятие, особенности, виды.

4. Структура муниципально-правовой нормы. Санкции в муниципально-правовой норме.

5. Муниципальная ответственность: понятие, субъект, содержание.

отличие муниципальной ответственности от других видов юридической ответственности.

6. Муниципально-правовые отношения: понятие, особенности, содержание, виды.

7. Основания возникновения, изменения и прекращение муниципальных правоотношений.

8. Субъекты и объекты муниципальных правоотношений.

9. Методы правового регулирования муниципального права.

10. Источники муниципального права как отрасли права и как науки.

11. Наука муниципального права. Проблемы ее развития на современном этапе.

Тема 2. Понятие и модели местного самоуправления

1. Понятие местного самоуправления. Соотношение местного самоуправления и местного управления,

2. Основные теории местного самоуправления.

3. Модели местного самоуправления (англосаксонская, континентальная, германская, иберийская и др.)

4. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации.

5. Местное самоуправление в дореволюционной России.

6. Организация власти на местах в советский период. Место и роль местных Советов, их система, компетенция, организация работы.

7. Местное самоуправление как одна из форм народовластия.

Тема 3. Принципы местного самоуправления

1. Понятие и система принципов местного самоуправления.

2. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина как принцип местного самоуправления.

3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

4. Организационная обособленность местного самоуправления как принцип

Лекция 1: «Муниципальное право и его место в системе российского права»

1.5. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

В различных странах муниципальное право является либо комплексной отраслью права, либо подотраслью конституционного права или административного права.

При определении места муниципального права в правовой системе Российской Федерации необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, как уже отмечалось, это комплексный характер отрасли муниципального права. Поэтому муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права.

Наиболее тесно муниципальное право связано с конституционным правом и административным правом. Муниципальное право организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

Для муниципального права характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы.

Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового права; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву и т.д.

Предмет правового регулирования муниципального права, как и любой другой отрасли права, отвечает на вопросы, что, какие именно отношения регулируются этой отраслью. Ее предмет не может совпадать с предметом другой отрасли. Каждая отрасль права имеет свойственный только ей одной предмет, которым определяется ее самостоятельность и от которого зависят своеобразие и особенности правового регулирования ею общественных отношений. Практически самостоятельность и особенность отрасли права выражается в неприменимости к предмету ее регулирования норм других отраслей права См.: Мицкевич А.В. Соотношение системы советского права с системой советского законодательства // Ученые записки ВНИИСЗ. - М., 1967. - Вып. 11. - С. 18.. Конечно, не следует закрывать глаза на реальность, которая определяет возможность вхождения в предмет одной отрасли права норм другой отрасли. «Стерильных» отраслей права не бывает. Только эта возможность на деле используется в определенную меру, поскольку в ином случае будет размываться одна из важнейших категорий права, заключающаяся в системном структурировании правового пространства.

В случае с муниципальным правом можно признать наличие в данной отрасли права норм другой конкретной отрасли права. Однако это далеко не одно и то же, что и весьма значительное «совпадение», о котором говорилось выше. Речь идет конкретно о соотношении предмета муниципального и конституционного права. Как известно, являясь ведущей отраслью права, конституционное право представляет собой фундамент для всей правовой системы, в том числе и для муниципального права. Конституция РФ содержит нормы-принципы, заключающие в себе главные характеристики местного самоуправления, которые составляют «статический» правовой образ местного самоуправления. Эти характеристики, будучи нормами конституционного права, входят и в предмет муниципального права, многие из них раскрываются и детализируются именно в муниципальном праве. Вместе с тем, - так сложилось исторически - некоторые нормы-принципы, определяющие важнейшие параметры муниципального права, одновременно входят и в состав других отраслей права, и именно этими отраслями конкретизируются и развиваются. В самом деле, трудно представить себе местное самоуправление без муниципальной собственности или без самостоятельного утверждения и исполнения местного бюджета. И эти институты закрепляются вслед за Конституцией муниципальным правом, определяя экономический каркас местного самоуправления. Но подробно регулируют и опосредствуют общественные отношения, связанные с муниципальной собственностью и местными бюджетами, гражданское и финансово-бюджетное право. То же и с другими отраслями права, некоторые из которых, как, например, избирательное право, по крайней мере предположительно, отраслью права в общепринятом смысле не является, а представляет собой относительно самостоятельную подотрасль конституционного права.

Вообще место муниципального права в общей системе российского права можно существенно прояснить, если анализ соотношения муниципального и других отраслей права перенести в плоскость соотношения муниципального законодательства и других отраслей законодательства, памятуя, что отрасль законодательства и отрасль права - разные правовые феномены. «Если отрасль права, - отмечает М.И. Байтин, - это элемент системы права, представляющий собой основанную на единых принципах и функциях подсистему правовых норм, которые с использованием свойственных им специфических юридических способов и средств регулируют определенную широкую сферу общественных отношений, то отрасль законодательства - это форма выражения во вне существования в правовой системе отрасли права, сложного отраслевого или комплексного правового института, образованная и функционирующая в соответствии с определенным направлением деятельности государства Байтин М.И. Сущность права. - М.Закон и право, 2005. - С. 388.. Или, добавим от себя, местного самоуправления.

Вот в отношении законодательных актов вполне можно говорить об их комплексности, имея в виду включение в акты муниципального законодательства - а таковыми можно называть законодательные акты, по преимуществу состоящие из норм муниципального права - норм других отраслей права, и введение в законодательные акты других отраслей права норм муниципального права. Это вполне естественный и широко применяемый прием, имеющий целью в одном документе урегулировать разные по своей «правовой окраске» отношения, поскольку такой путь оказывается наиболее простым с учетом целей, ставящихся законодателем.

Задача «формирования муниципального права как комплексной отрасли права» ставилась в «Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента РФ 15 октября 1999 г. № 1370 Указ президента РФ Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации: от 15 октября 1999 г. № 1370 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5011.. Эта задача вряд ли решаема, если исходить из сложившегося не только в доктрине, но и на практике понятия отрасли. По-видимому, «Основные положения» подразумевали создание комплекса законодательных актов о местном самоуправлении. Задача формирования «комплексной отрасли права» решается не административным путем, а путем издания законов, посвященных проблемам местного самоуправления, а также межотраслевых актов, соединяющих нормы разных, включая муниципальное, отраслей права.

Так сейчас и происходит: издается все больше актов, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией местного самоуправления, определяющие систему «собственно» муниципального права. При этом в актах «по преимуществу» муниципального права содержатся нормы других отраслей права, а в актах других отраслей права наличествуют нормы муниципального права в «собственном» содержании его предмета.

Возьмем, например, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ФЗ РФ Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации: от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ (с изм. и доп. от 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.. Это, конечно, акт муниципального права. Большая его часть регулирует статусные вопросы местного самоуправления. Здесь есть нормы, определяющие общественные отношения, касающиеся компетенции органов местного самоуправления, его территориальной организации, порядка наделения органов местной власти отдельными государственными полномочиями, форм муниципальной прямой демократии, органов местного самоуправления, муниципальных правовых актов и др. Вместе с тем здесь наличествует глава 8, посвященная экономическим основам местного самоуправления, которая если не вся, то в значительной части состоит из норм других отраслей права.

Можно понять замысел законодателя, включившего в Федеральный закон № 131-ФЗ финансово-бюджетную составляющую муниципальной реформы - реальное местное самоуправление невозможно, если оно не обеспечено с финансовой стороны. Но, попав в закон о местном самоуправлении, нормы о местных бюджетах и межбюджетных отношениях не стали нормами муниципального права, а сохранили свои качества норм финансово-бюджетной отрасли права. Принятый вскоре Федеральный закон о поправках в Бюджетный кодекс РФ «вернул себе» многие нормы Федерального закона № 131-ФЗ, развил их, снабдил процедурами исполнения. Так и должно было случиться. Ведь Федеральный закон № 131-ФЗ по всем правилам законодательной техники, определяя нормы бюджетного законодательства, снабдил их отсылками к Бюджетному кодексу РФ, следуя правилу, согласно которому смежные правовые институты, создаваемые на стыке двух отраслей законодательства, относящихся к разным отраслям права, координируются именно таким путем.

Не случайно в процессе применения Федерального закона № 131-ФЗ как государственные, так и муниципальные органы ориентируются прежде всего на Бюджетный кодекс РФ, к которому отсылает Федеральный закон № 131-ФЗ, и мало вспоминают о бюджетных нормах самого этого закона. Вся дискуссия, развернувшаяся сейчас в связи с нехваткой средств на осуществление полномочий органов местного самоуправления, ведется вокруг изменения именно Бюджетного и Налогового кодексов РФ, а не Федерального закона № 131-ФЗ.

Местный бюджет - это, конечно, институт муниципального права, но реализуется он средствами другой отрасли права - финансово-бюджетной. Включая его в муниципальное право, мы не только должны были бы согласиться с разрушением сложившейся общей системы права, но и намного и неоправданно расширить предмет муниципального права, поскольку в него надо было бы включить нормы бюджетного законодательства, касающиеся местных бюджетов со всеми сопровождающими их инструкциями, методиками и другими рабочими документами, а также общие принципы и нормы бюджетного законодательства, без которых невозможно правильное понимание и применение частных норм данной отрасли законодательства и соответствующей ей отрасли права.

То же самое с гражданским правом. Муниципальная собственность - важнейший институт местного самоуправления. Но считать на этом основании, как это делают некоторые авторы, Гражданский кодекс РФ источником муниципального права - значит смешивать в одну «комплексную» кучу совершенно разные правовые категории. Объекты муниципальной собственности составляют имущественную основу местного самоуправления, но обращение с ними происходит по нормам как муниципального, так и гражданского права. Причем когда речь идет об использовании муниципального имущества в гражданском обороте, применяются нормы гражданского права в чистом виде. Им не нужно при этом становиться структурно-отраслевыми элементами муниципального права. Они действуют в своем собственном первичном качестве, обеспечивая в нужных случаях субъекты публичного права, каковыми являются органы местного самоуправления, средствами и методами частного права.

Нельзя отрицать, что существование на практике многочисленных законодательных межотраслевых институтов объективно обусловлено задачами практики. Федеральный закон № 131-ФЗ, ставя цель «всеохватного» определения путей муниципальной реформы, естественно, включает в себя нормы гражданского права. Одни из норм Закона являются простым воспроизведением норм ГК РФ, другие их уточняют и конкретизируют. Кроме того, Закон предусматривает действие сложных правовых институтов, в которых проявляется взаимосвязь муниципального и гражданского законодательства, предопределенная функциональным единством этих институтов, тесной объективной взаимосвязью воплощенных в них общественных отношений.

Федеральный закон № 131-ФЗ существенно изменил возможности участия муниципальных образований и органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях. С одной стороны, он расширил эти возможности. В частности, в ч. 4 ст. 51 Закона установлено, что органы местного самоуправления могут участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе муниципальных; в ч. 4 ст. 8 определено, что могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации; в ст. 68 говорится, что представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, действующих в соответствии с ГК РФ, другими федеральными законами.

Иными словами говоря, способы обращения с муниципальным имуществом стали значительно разнообразнее, муниципалитеты получили свободу в использовании объектов своей собственности для решения вопросов местного значения, усилились их позиции в гражданско-правовой сфере. Однако предмет муниципального права как отрасли права, регулирующей организацию местного самоуправления, не изменился. Просто расширилось «обслуживание» муниципальной власти другой отраслью права гражданского.

Далеко не все хозяйственно-экономические отношения, участниками которых выступают муниципальные образования или их органы, можно считать муниципально-правовыми. Даже в тех случаях, когда закон предусматривает издание нормативных муниципальных актов по вопросам, регулируемым в значительной мере гражданским правом. Это касается, например, категории приватизации муниципального имущества (ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ), привлечения заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (ст. 64 того же закона) и др. Здесь надо иметь в виду, что органы местного самоуправления своими нормативными актами не могут что-либо изменить, уточнить, исправить в гражданско-правовых установлениях, они могут их воспроизвести, конкретизировать в той мере, в которой это дозволено законом, дополнить нормами властно-директивного характера, обеспечивающими режим, установленный законом. Но не более того. Поэтому в содержании таких нормативных правовых актов, хотя они и являются по форме и субъекту их издания муниципальными, следует выделять нормы гражданского и муниципального права.

Кроме всего прочего, не будем забывать, что местное самоуправление является публичной властью, поэтому его право на участие в хозяйственной деятельности реализуется с ограничениями, учитывающими природу публичной власти. Содержание этого права определяется социальной ролью местного самоуправления - решением вопросов местного значения. Как публично-правовые субъекты муниципальные образования обладают не общей, а специальной гражданской правоспособностью, специфику которой еще предстоит урегулировать в должной степени федеральным законодательством. Поэтому разграничение норм гражданского и муниципального права в одних и тех же нормативных актах - задача непростая. Тем не менее, выделяя предмет собственно муниципального права, решать ее можно и нужно.

Надо признать, что вопрос об отнесении норм о порядке муниципальных выборов к муниципальному праву достаточно спорен. Слишком близка материя этих выборов к предмету муниципального права «в собственном смысле», поскольку связана с формированием органов местного самоуправления. И все же в интересах стройности и ясности общей системы права и четкости разделения различных предметов правового регулирования стоит отнести выборы муниципалитетов к избирательному праву, как оно сложилось и развивается на практике.

«Собственное» содержание муниципального права складывается из нормативных актов, целиком регулирующих отношения, связанные с организацией муниципальной власти (пример - Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»ФЗ РФ О государственной регистрации уставов муниципальных образований: от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ (с изм. и доп. от 18 октября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 30 (часть I). - Ст. 3108. , сами эти уставы), и нормативных актов, где нормы муниципального права составляют часть документа.

Примером может служить Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ФЗ РФ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.. Этот закон содержит нормы самых различных отраслей права, в том числе нормы, регулирующие отношения, связанные с организацией местного самоуправления, прежде всего с компетенционной частью статуса их органов. Конечно, можно было бы издать вместо одного закона несколько, посвятив один из них целиком муниципалитетам. Но законодателю, судя по всему, выгоднее было использовать именно ту форму закона, которая увидела свет.

То же самое с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Этот акт регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства и их реконструкции. Предмет регулирования Кодекса близок к предмету муниципального права, но отнюдь не сливается с ним. Вместе с тем текст документа содержит ряд норм, связанных с полномочиями органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Более того, в Федеральном законе «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» ФЗ РФ О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации: от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ (с изм. и доп. от 22 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. - № 1 (часть I). - Ст. 17. содержится ряд правил, уточняющих Федеральный закон № 131-ФЗ, а также нормы Земельного кодекса, имеющие прямое отношение к полномочиям органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков для жилищного строительства.

Немало действует и других федеральных законов, не относящихся к муниципальному праву, но содержащих нормы, затрагивающие организацию местного самоуправления. Объединения этих норм достаточно, чтобы получить полноправную отрасль муниципального права. Не будем при этом забывать о законодательстве субъектов Федерации и существенно развивающемся правовом творчестве самих органов местного самоуправления. Поэтому не нужно никаких заимствований из других отраслей права для формирования достаточно искусственной межотраслевой «вторичной» в значительной мере отрасли права.

  • 9. Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, основные направления совершенствования.
  • 3. Предмет и метод муниципального права как отрасли права.
  • 4. Муниципально-правовые нормы: понятие, особенности, виды.
  • 10. Законодательство субъектов рф о местном самоуправлении: современное состояние, основные направления совершенствования.
  • 11. Устав муниципального образования: структура, содержание, порядок принятия, регистрации и вступления в силу.
  • 14. Организация местной власти в советский период: положительные и негативные тенденции государственного строительства.
  • 16. Общая характеристика континентальной (французской) модели местного самоуправления.
  • 19. Понятие, сущность, назначение местного самоуправления.
  • 20.Продолжение
  • 21. Система местного самоуправления в России: понятие и основные элементы.
  • 16.Продолжение
  • 17. Общая характеристика смешанной (германской) модели местного самоуправления.
  • 18. Основные теории о сущности и природе местного самоуправления
  • 11.Продолжение
  • 12. Система, порядок подготовки, вступления в силу и отмена муниципальных правовых актов.
  • 13. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
  • 22. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • 23. Функции местного самоуправления.
  • 25. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • 27. Понятие территориальных основ местного самоуправления.
  • 28. Муниципальное образование: понятие, статус и виды.
  • 29. Границы муниципальных образований, их установление и изменение.
  • 30. Преобразование муниципальных образований.
  • 25.Продолжение
  • 26. Конституционно-правовые полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления.
  • 24. Вопросы местного значения: понятие, виды, правовое закрепление
  • 31. Межмуниципальное сотрудничество.
  • 32. Непосредственные формы осуществления местного самоуправления: понятие, виды, правовое регулирование.
  • 36. Публичные слушания. Правотворческая инициатива граждан.
  • 39. Территориальное общественное самоуправление.
  • 40. Органы местного самоуправления: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
  • 41. Компетенция органов местного самоуправления в рф: понятие, общая характеристика.
  • 42. Представительный орган муниципального образования: понятие, порядок формирования, структура, полномочия.
  • 36.Продолжение
  • 37. Сход граждан. Собрания, конференции граждан.
  • 38. Обращения граждан в органы местного самоуправления.
  • 32.Продолжение
  • 33. Местный референдум: понятие, правовое регулирование организации и проведения
  • 34. Муниципальные выборы: понятие, правовое регулирование организации и проведения.
  • 43. Заседания представительного органа муниципального образования: порядок подготовки и проведения.
  • 44. Постоянные комиссии представительного органа муниципального образования: виды, функции, организация работы.
  • 46. Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
  • 47. Глава местной администрации: порядок формирования, полномочия, ответственность.
  • 47.Продолжение
  • 48. Местная администрация: понятие, порядок формирования, внутренняя структура, полномочия.
  • 49. Контрольно-счетный орган местного самоуправления: порядок формирования, основные полномочия.
  • 46.Продолжение
  • 45. Статус депутата представительного органа муниципального образования: понятие, содержание, правовое регулирование
  • 50. Муниципальная служба: понятие, принципы, правовое регулирование.
  • 51. Понятие и виды муниципальных служащих.
  • 52. Муниципальный служащий: правовой статус.
  • 54. Поступление на муниципальную службу. Прохождение, прекращение муниципальной службы.
  • 56. Муниципальное имущество: понятие, виды, способы образования, правовое регулирование.
  • 56.Продолжение
  • 57. Местный бюджет: понятие, структура, правовая основа.
  • 54.Продолжение
  • 55. Экономическая основа местного самоуправления в рф: понятие, структура, юридическое закрепление.
  • 52.Продолжение
  • 53. Гарантии и социальные льготы муниципальных служащих.
  • 58. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании.
  • 59. Доходы местных бюджетов: общая характеристика.
  • 62. Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере.
  • 64. Понятие и виды юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
  • 65. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
  • 62.Продолжение
  • 63. Понятие и система гарантий местного самоуправления.
  • 59.Продолжение
  • 60. Расходы местных бюджетов: общая характеристика.
  • 61. Муниципальный заказ: понятие, условия размещения, правовое регулирование.
  • 66. Ответственность органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.
  • 67.Ответственность органов и должностных лиц перед физическими и юридическими лицами.
  • 68. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.
  • 1. Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями права

    При определении места муниципального права (МП) в правовой системе РФ необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, как уже отмечалось, это - комплексный характер отрасли муниципального права. Поэтому муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права.

    МП организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

    Для МП характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

    Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы.

    Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового права; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву, и т.д.

    2. Муниципальное право как наука: понятие, источники и методы научных исследований

    Термин «муниципальное право» используется для обозначения отрасли права, науки и учебной дисциплины .

    Как наука, МП - это совокуп знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления. Это более широкое понятие, чем муниципальное право как отрасль права. Наука муниципального права помимо общепризнанных норм рассматривает дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы. В рамках научных исследований помимо действующих в РФ в настоящее время институтов местного самоуправления ученые изучают практику правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности, а также обращаются к зарубежному опыту в данной сфере.

    Теоретическими источниками муниципального права являются фундаментальные научные труды ученых-юристов и видных деятелей земского движения дореволюционной России, изучавших опыт организации земского и городского самоуправления. В первую очередь можно отметить такие работы, как «Государственное и общественное управление и самоуправление и судебная власть» В.П. Безобразова (1882 г.), «О самоуправлении. «История местного самоуправления в России» А.Д. Градовского (1899 г.), Однако в дореволюционной России не произошло выделения МП в самостоятельную отрасль права или научную дисциплину. Проблемы муниципальных отношений изучались в основном в рамках гос. или админист. права.

    В советское время МС было фактически ликвидировано и заменено системой местных советов, которые являлись местными органами гос власти. Однако не следует полностью отбрасывать изучение опыта функционирования этой системы, который получил отражение в юридической науке в период советского строительства.

    Наука МП изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, при этом используются присущие всему правоведению общенаучные методы (диалектический, системный, конкретно-социологичекий), а также специальные (сравнительно-правовой, статистический, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический и др.).

    Термин «муниципальное право» применяется также и в качестве названия учебной дисциплины. Задачи данного курса состоят в оказании помощи будущим юристам и менеджерам в изучении основ правового регулирования организации и функционирования местного самоуправления.

    Учебная дисциплина муниципального права представляет собой совокупность наиболее общих знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления.

    Можно выделить следующие основные отличия учебной дисциплины муниципального права от науки: 1) учебная дисциплина является вторичной по отношению к науке, так как базируется на ее достижениях; 2) учебная дисциплина не использует теорий и гипотез, а оперирует только общепризнанными положениями; 3) наука всегда обладает свойством проблемности, учебная дисциплина такого свойства иметь не может; 4)источником науки являются научные статьи, монографии, диссертационные исследования, источником учебной дисциплины - учебники и учебные пособия.

    "

    Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права.

    Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

    Как уже отмечалось, муниципальное право – комплексная отрасль. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что многие нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права; во-вторых, входят во вторичную правовую структуру – комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

    Муниципальное право связано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия.

    Тем самым нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

    Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена, в частности, тем, что институты муниципальной и государственной службы, несмотря на принципиальные различия, имеют и общие черты.

    Таким образом, законами субъекта РФ устанавливается соотношение должностей муниципальной и государственной службы РФ; время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.

    Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

    Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления они формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения.



    Просмотров