Соционика и психология

Области и способы применения соционики в нашей жизни настолько многообразны, что легче сказать, где вы с ней не встретитесь.

Кроме общепознавательного эффекта соционика найдёт себе широкое применение в школе и вузе. Используя знания соционики здесь можно абсолютно по-новому:
— комплектовать классы и учебные группы, в которых за счёт гармоничного сочетания темпераментных особенностей типов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и автоматически решается проблема дисциплины;
— предметно-дифференцировать обучение в старших классах и семинарских вузовских группах, где на первое место выйдет «клубный», проблемно-дискуссионный способ обучения;
— воплотить индивидуальный подход к ученику и студенту с учетом его природного типа, что даст ему реальный шанс для самоактуализации.

Так же прикладная соционика дает немалую отдачу в области управленческого консультирования фирм, организаций и учреждений любой отрасли. Она позволяет сформировать устойчивую команду работников широкого профиля, целевые группы под конкретную задачу и многое другое. За счёт соционически грамотного подбора и расстановки кадров экономится большое количество реальных денежных средств, а также время и нервы людей.

И, конечно, абсолютно бесценным является применение соционики для саморазвития, гармонизации отношений в семье и обществе. Осознание себя, возможных сценариев развития отношений поможет разобраться в скрытых механизмах раздоров и недоразумений, предостережет от многих непоправимых ошибок.

Чем соционика отличается от психологии?

Неискушенный читатель, плохо знакомый с состоянием гуманитарных знаний, видимо уже засомневался, правомерно ли отделять соционику от психологии. Когда-то этот вопрос занимал и нас, но жизнь решила его однозначно, направив эти науки разными путями.

Главное отличие соционики от психологии — в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь человека. Предмет соционики — социотип, а не психотип.

Психология — это наука с преобладанием индуктивного метода исследования. Индуктивный метод — это когда накапливается некоторая сумма фактов, а затем предпринимается попытка их обобщения.

С одной стороны, это хорошо, так как обеспечивает богатство фактического материала, множество подробностей. Но с другой стороны, из-за этого в психологии совершено не развита фундаментальная сторона, царит бессистемность и произвол в истолковании.

Современная наука невозможна без строгой классификации основных категорий, которыми она оперирует, объясняя явления. Категориальный аппарат в психологии напоминает свод банальностей. Даются отдельные определения описательного характера на уровне здравого смысла. Воля — это… Эмоции — это… К тому же они системно не увязаны между собой.

В подобном состоянии находилась химия в середине ХIХ-го века. К тому времени накопилось большое количество эмпирического материала о веществах и их свойствах, части которого были обобщены, но эти обобщения противоречили друг другу. Потребовался интуитивный гений Менделеева, чтобы привести все это в систему. Таким образом, был открыт периодический закон.

Такую же работу в психологических знаниях проделал швейцарский психолог К. Г. Юнг, который построил стройную типологию личности, использовав дедуктивный метод, т. е. объяснение имеющихся фактов через логически непротиворечивую систему психических функций и законов их соединения. Однако работа Юнга, этого Менделеева в психологии, осталась незамеченной. Почему?

Может быть потому, что за рамками системы остались отношения между типами? Это белое пятно было заполнено лишь 50 лет спустя, когда литовский исследователь А. Аугустинавичюте сформулировала систему интертипных отношений. Это знаменательное событие произошло в конце 70-х годов. С тех пор и существует соционика — новый подход к исследованию законов коммуникации информационных систем.

Соционика использует, как уже говорилось, дедуктивный метод, т. е. движение от общих законов, признаваемых всеми социониками к их частным проявлениям в самых разных областях, в частности, социально-психологических явлениях. Она обладает развитой теорией, из которой выводится много практически ценных следствий.

Итак, соционика родилась не из постепенных осмыслений и долговременных наблюдений, т. е. не эволюционным путем, а внезапным толчком, перевернувшим в один миг всю массу устаревших догм и плохо увязанных между собой частных индуктивных предположений.

Принципиальное отличие соционики от психологии ярко проявляется также в методах диагностики. Опросники психологов определяют значение того или иного из замеряемых параметров как отклонение от стандартной величины, вычисляемой ими как среднее по данной выборке. То есть результат психологического тестирования — это сведения о том, насколько вы отличаетесь от стереотипного поведения данной группы людей.

Если построить по этому принципу соционический тест, он не будет работать, так как определяться будет не ваш социотип, а ваше отклонение от усредненного социотипа группы. Дело в том, что точка отсчета в социодиагностике берется как константа самого индивида.

Ещё одна проблема, мало заботящая психологов, заключается в том, как зафиксировать эту константу. Для этого соционики берут не текущие значения признака, а направление его приращения.

Допустим, вы тестируете человека по полярной паре признаков «этика-логика». Какой-либо психологический тест интеллекта показал высокое значение признака «логика». Значит ли это, что данный человек относится к логическому социотипу? — Нет, не значит. Ведь мы не знаем, в какую сторону шло приращение.

Если бы мы постепенно усложняли задачу, а результаты тестирования, по крайней мере, не ухудшались бы, только тогда это свидетельствовало бы о том, что пред нами логик. А вот у натренированного на данный класс задач этика при предъявлении усложняющихся заданий искусственно усвоенные им приемы решения иссякли бы, и приращение стало бы отрицательным.

Таким образом, соционика работает не с текущими значениями психологических величин, а с теми фундаментальными механизмами, которые за ними стоят. Как сказали бы математики, соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения на производных высших порядков. С этой точки зрения соционику можно было бы назвать метапсихологией — наукой, изучающей те явления, которые идут за психологией.

Неискушенный читатель, плохо знакомый с состоянием гуманитарных знаний, видимо уже засомневался, правомерно ли отделять соционику от психологии. Когда-то этот вопрос занимал и меня, но жизнь решила его однозначно, направив эти науки все-таки разными путями.

Главное отличие соционики от психологии - в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь человека. Предмет соционики - социотип, а не психотип.

Чтобы проиллюстрировать эту мысль нагляднее, приведу аналогию реки. Сравните психику человека с образом водного потока. Поверхность воды любой реки находится в постоянном изменении от самых случайных причин; верхний слой воды пронизан течениями разного направления; движение нижних слоев (ила, песка и т. д.) уже незначительно; и, наконец, самая постоянная часть этого природного комплекса - дно (фундамент).

Как бы вы определили «тип реки»? Проще всего было бы понаблюдать за жизнью реки с берега. С этой точки зрения сразу становится понятным, что функциональный тип реки как целого - это не волны на ее поверхности, не подводные течения, не температура нижних слоев и даже не рельеф дна, а способ согласованного существования всех этих четырех составляющих вместе взятых.

Психология - это наука с преобладанием индуктивного метода исследования. Индуктивный метод - это когда накапливается некоторая сумма фактов, а затем предпринимается попытка их обобщения.

С одной стороны, это хорошо, так как обеспечивает богатство фактического материала, множество подробностей. Но с другой стороны, из-за этого в психологии совершенно не развита фундаментальная сторона, царит бессистемность и произвол в истолковании. Объяснительные схемы психологии, как правило, ограничиваются троичным делением. Как, например, схемы «ребенок - родитель - взрослый» в трансактном анализе.

Современная наука невозможна без строгой классификации основных категорий, которыми она оперирует, объясняя явления. Категориальный аппарат в психологии напоминает свод банальностей. Даются отдельные определения описательного характера на уровне здравого смысла. Воля - это... Эмоции - это... К тому же они системно не увязаны между собой.

В подобном состоянии находилась химическая наука в середине XIX века. К тому времени накопилось большое количество эмпирического материала о веществах и их свойствах, части которого были обобщены, но эти обобщения противоречили друг другу. Потребовался интуитивный гений Менделеева, чтобы привести все это в систему. Таким образом был открыт периодический закон.

Такую же работу в психологических знаниях проделал швейцарский психолог К. Г. Юнг (1875-1961), который построил стройную типологию личности, использовав дедуктивный метод, то есть объяснение имеющихся фактов через логически непротиворечивую систему априорных психологических функций и законов их соединения. Однако работа Юнга, этого Менделеева в психологии, осталась незамеченной. Почему?

Может быть, потому, что за рамками системы остались отношения между типами? «Белое пятно» было заполнено лишь 50 лет спустя, когда литовский исследователь А. Аугустинавичюте сформулировала систему интертипных отношений. Это знаменательное событие произошло в конце 70-х гг. С тех пор и существует соционика - новый подход к исследованию законов коммуникации информационных систем .

Соционика использует, как уже говорилось, дедуктивный метод, то есть движение от общих законов, признаваемых всеми социониками, к их частным проявлениям в самых разных областях, чаще всего в социально-психологических явлениях. Она обладает развитой теорией, из которой выводится много практически ценных следствий. Со многими из них вы и познакомитесь в этой книге.

Итак, соционика родилась не из постепенных осмыслений и долговременных наблюдений, то есть не эволюционным путем, а внезапным толчком, перевернувшим в один миг всю массу устаревших догм и плохо увязанных между собой частных индуктивных предположений.

В силу своей дедуктивности и структурной стройности соционика хорошо формализуема и очень дружественна к компьютерной технике и математическому моделированию. Но это дело будущего. Сейчас же соционика только становится на ноги и пробует свои силы.

Принципиальное отличие соционики от психологии ярко проявляется также в методах диагностики. Опросники психологов определяют значение того или иного из замеряемых параметров как отклонение от стандартной величины, вычисляемой ими как среднее по данной выборке. То есть результат психологического тестирования - это сведения о том, насколько вы отличаетесь от стереотипного поведения данной группы людей.

Если построить по этому принципу соционический тест, он не заработает, так как определяться будет не ваш социотип, а ваше отклонение от усредненного социотипа группы. Дело в том, что точка отсчета в социодиагностике берется как константа самого индивида.

Еще одна проблема, мало заботящая психологов, заключается в том, как зафиксировать эту константу. Для этого соционики берут не текущие значения признака, а направление его приращения .

Допустим, вы тестируете человека по полярной паре признаков «этика-логика». Какой-либо психологический тест интеллекта показал высокое значение признака «логика». Значит ли это, что данный человек относится к логическому социотипу? - Нет, не значит. Ведь мы не знаем, в какую сторону шло приращение.

Если бы мы постоянно усложняли задачу, а результаты тестирования при этом не ухудшались, только тогда это свидетельствовало бы о том, что перед нами логик. А вот у натренированного на данный класс задач «этика» при предъявлении усложняющихся заданий искусственно усвоенные им приемы решения иссякнут и дальнейшие результаты окажутся гораздо хуже первоначальных.

Таким образом, соционика работает не с текущими значениями психологических величин, а с теми фундаментальными механизмами, которые за ними стоят .Как сказали бы математики, соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения на производных высших порядков. С этой точки зрения соционику можно было бы назвать метапсихологией - наукой, изучающей те явления, которые идут за психологией.

Различные определения социотипа.

Объяснить, что такое тип, одинаково трудно как посторонним, незнакомым с соционикой людям, так и ученым, в силу своей профессии занимающимся классификациями различных объектов и явлений. Не подлежит сомнению, что тип - это один из высших разрядов такой классификации. Поэтому, когда говоришь, что социотип - это категория людей, объединенных общностью каких-либо внешних или внутренних черт ,оппоненты соглашаются: ведь мы остаемся при этом на весьма и весьма абстрактном уровне, не затрагивающем напрямую наши характерологические качества через сравнение с другими людьми.

Когда я сужаю определение, утверждая, что тип - это комплекс устойчивых пропорций человеческой психики , многие начинают не соглашаться, так как не верят, что в человеке есть что-то неизменное. Несведущие в типологии вообще не допускают, что устойчивые психологические типы людей существуют, ученые же требуют дать объективный критерий выделения типов. Когда они узнают о юнговских биполярных шкалах, то в один голос утверждают, что эти признаки не являются закрепленными и поэтому стойких типов нет. Что ж, с ними трудно спорить, но все же попробуем...

Необходимо еще раз подчеркнуть, что в соционике под типом личности понимается нечто иное, чем в психологии. Это различие столь существенно, что имеет смысл говорить о том, что соционика имеет свой, отдельный от психологии предмет изучения. В чем же состоит это различие?

Психотип, как он понимается в дифференциальной психологии, - это как раз и есть устойчивый комплекс характерологических качеств человека. Несомненно ли он устойчив, сами психологи однозначно не скажут.

Социотип - это константа, то есть неизменная часть любой коммуникативной системы, ее невидимая инфраструктура. Следовательно, социотип имеет идеальный характер, но его проявления в жизни реальны и их легко обнаружить.

Для усложняющегося развития и без того сложной системы переработки информации, каковой является психика человека, природа использует только путь надиндивидуальной наследственной передачи. Дело в том, что чем более сложно устроена система, тем труднее ее перестраивать. Отсюда вытекает необходимость уровня коллективного бессознательного, открытого Юнгом. Именно там локализуется социотип как идеальный образец организации частей саморазвивающейся системы.

Учитывая вклад Юнга, я дал бы следующее определение предмета соционики. Социотип - это структура коллективного бессознательного, управляющая взаимодействием физического, психологического, социального и интеллектуального проявлений личности.

Данное определение типа, по сути, подразумевает под ним сумму потенциальной энергии личности, которая может реализовываться на любом из четырех доступных непосредственному наблюдению человеком уровней коммуникативного пространства.

Все это «следы» типа. Действительно, каждый из нас оставляет в жизни свой след (книги, продукты труда, отношения...), и то, каким будет этот след, наполовину определяется врожденными социотипными свойствами человека. Другая же половина достижений человека - это воспитание, то есть насколько человек овладел своим природно обусловленным потенциалом.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога!

Меня зовут Наталья Галкина. Я психолог, соционик и автор проекта .

Я очень люблю свою профессию и считаю, что психолог – это прежде всего стиль мышления. Опыт моей практической деятельности — 9 лет.

Соционика – мое хобби, я занялась ей вплотную 5 лет назад. И, хотя с типологией Юнга ознакомилась значительно раньше и даже частично применяла эти знания в своей психологической практике, все же решила углубиться в тему, и получила диплом бакалавра соционики.

Психология и соционика, на мой взгляд, прекрасно дополняют друг друга. И меня беспокоят отношения, которые сложились в последнее время между двумя этими направлениями. Каждый человек, безусловно, индивидуальность. Однако у каждого есть и набор качеств, которые начинают проявляться в раннем детстве, и практически не меняются в течении жизни. Это тип, «костяк» человека, который обеспечивает ему опору и устойчивость в социуме.

У меня исследовательский подход к соционике. Так как это молодая наука, то она ставит много вопросов. Разные школы предлагают разные подходы к диагностике типа. На соционических сайтах и в книгах по соционике довольно много информации, однако авторы по-разному описывают одни и те же признаки и их проявления.

Мне пришлось тщательно и неоднократно изучить истоки, прежде всего труды Карла Густава Юнга, чтобы понять суть этой классификации изнутри и определить сначала собственный тип. После я изучала труды Аушры Аугустинавичуте, читала книги по соционике, наблюдала за своими клиентами и окружающими людьми. Постепенно ко мне стали обращаться за диагностикой друзья и знакомые, и «типирование» стало неотъемлимой частью моей жизни В своей психологической практике я провожу диагностику так называемым «сквозным» методом, когда тип клиента определяется незаметно для того, чтобы подобрать наиболее подходящие ему методы помощи.

Буду рада, если вы тоже поделитесь со мной своими мыслями, собственным опытом. Для этого на моем блоге предусмотрены комментарии. Я также могу подсказать вам что-то, ответить на некоторые вопросы. Конечно, в комментариях невозможна полноценная консультация или соционическая диагностика, однако, это вполне доступный способ обменяться интересной и полезной информацией.

Также я планирую периодически проводить различные опросы, в основном на соционическую тематику. Моя задумка — собрать как можно больше фактического материала, на основе которого (в том числе) можно будет создать дополнительную научную базу для соционики.

Желающие быть в курсе моих новых статей, видео и других событий сайта могут подписаться на новости здесь:

Я надеюсь, что чтение моего блога поможет вам приятно и с пользой провести время. Отправляйте свои комментарии и пожелания, участвуйте в опросах, делитесь опытом, читайте статьи и смотрите видео.

До встречи на страницах моего блога!

Размещаю статью Виктора Гуленко. Прошло уже 15 лет после ее публикации, но она до сих пор остается актуальной и свежей.
Люблю этого автора!
==============================================
http://www.socioniko.net/ru/articles/socionics.html
Соционика
В.В. Гуленко, 12.09.1994, Киев
Опубликовано в книге: Гуленко В.В. Структурно-функциональная соционика.- ч.1 - Киев, 1999.

Социально-психологическая типология личности и межличностных отношений. Основное внимание сосредотачивает на изучении законов коммуникации в микро- и макросоциуме на основе сопоставления различных функций человеческого интеллекта (см. статью Информационный аспект).
Предтечей соционики является известный швейцарский ученый и врач К.Г. Юнг (1875 - 1961 гг.), впервые в истории наук о человеке создавший убедительную классификацию психологических типов людей («Психологические типы», 1921 г.). Типология Юнга, описывающая восемь принципиально различных устройств человеческой психики по степени дифференцированности базовых психологических функций в экстравертной и интровертной установке, получила дальнейшее развитие в США. В 1962 г. был опубликован тест Майерс-Бриггс МВТI (Myers Briggs Typological Indicator), который до сих пор является каноническим в исследованиях американских специалистов по типологии. Сама типология была усложнена до 16 типов личности на основе учета вспомогательной психологической функции, уравновешивающей доминирующую.
В 70-х годах типология Юнга-Майерс начала распространятся и в нашей стране. Литовский исследователь А. Аугустинавичюте дополнила классификацию типов теорией интертипных отношений, что позволило придать ей законченный характер и распространить на широкий класс социально-психологических явлений. Модернизированная теория получила название соционики. Особенностью развития соционики у нас является ее путь к признанию «снизу», неформальным путем, через изучение её положений и практических результатов широким кругом интеллектуальной общественности - студенчеством и творческой интеллигенцией.

К основным разделам соционики относятся следующие: дифференциальные (различительные) признаки типов, аспекты информационного метаболизма, дескриптивная (описывающая типы) соционика, теория интертипных отношений, соционическая модель личности, законы развития социума, педагогическая соционика, этносоционика, соционическая диагностика, соционика малых групп.
Соционика имеет ярко выраженный междисциплинарный характер - находится на стыке наук точных и гуманитарных. Точные науки она напоминает своей строгой системностью и широким использованием структурных моделей исследуемых явлений. Но при этом ей присущи и черты, неотъемлемые от наук гуманитарных, так как она в значительной степени формирует мировоззрение человека, а также обладает несомненным воспитательным эффектом.

Является ли соционика отдельной от психологии дисциплиной?

Это вопрос того же порядка, что и проблема проведения чёткой границы между структурной лингвистикой и языкознанием или между компьютерным программированием и математикой. Подобный спор лишен смысла, так как любая наука находится в процессе развития, и от неё время от времени отпочковываются новые отрасли, которые хотя и привязаны поначалу к родительскому древу, но быстро становятся самостоятельными.
Приведем наиболее значительные отличия соционики от классической психологии. Предмет психологии как науки - это непосредственные процессы и состояния человеческой психики. Предмет же соционики - это социотип, т.е. обобщенная модель мышления и поведения на всех коммуникативных уровнях - интеллектуальном, социальном, психологическом и физическом. Если психологию интересуют в первую очередь прямые свойства межличностной коммуникации, то соционику - свойства модулированной коммуникации, несущей в себе в зашифрованном виде надиндивидуальную информацию - юнговские архетипы, образы коллективного бессознательного.
Преобладающий метод исследований соционики - дедуктивный, т.е. выводящий из общих положений те или иные частные следствия. Все соционики признают типную природу человека, руководствуются одним и тем же набором признаков для её описания, пользуются единой социомоделью для объяснения наблюдаемых в коммуникативном пространстве явлений. А вот приложения аксиоматики для тех или иных частных областей уже различны по технологии.

Психология же по-преимуществу индуктивна, т.е. фиксирует частные факты психической жизни, а затем пытается обобщить их. В подобном состоянии находилась в середине ХIХ в. доменделеевская химия. Наработав большое количество стандартизированных психотехник и тестовых методик, психологи так и не создали до сих пор свою «таблицу Менделеева» психологических элементов.
Соционика как отрасль знаний гораздо более системна, чем обычная психология. Все её понятия строго увязаны между собой, среди них нет ничего избыточного или дублирующего. Соционике, таким образом, удается соблюдать древний принцип «бритвы Оккама»: не плодить лишних сущностей. Психология же представляет собой конгломерат разных концепций, иным набором терминов описывающих одни и те же явления. Нельзя не отметить нарастающий со временем разрыв между нуждами прикладной психологии и ограниченными объяснительными возможностями психологии теоретической.

Для соционики характерна повышенная сложность диагностики - идентификации типа (см. статью Соционическая диагностика), так как социотип не является лежащим на поверхности психическим образованием, но и технологическое удобство в последующей работе, поскольку знание социотипа и его варианта (подтипа) сразу же дает огромный объем информации о человеке: сильные и слабые стороны его личности, особенности межличностных отношений, как его лучше обучать и воспитывать, в каких сферах деятельности он эффективен и т.д.
В психологии дело обстоит как раз наоборот. Легко получить, воспользовавшись теми или иными тестовыми методиками, надёжные результаты, но их информативная ценность довольно низка, поскольку собранные данные являются текущими, легко изменяемыми параметрами личности, да к тому же ещё и узкоспециализированными. Несмотря на хорошую технологичность психометрии использование её результатов для анализа и прогноза коммуникативных процессов в социуме затруднительно в силу их разрозненности и нестойкого характера.

Психология, декларируя индивидуальный подход к личности, тем не менее «выписывает» всем практически одинаковые рецепты: всех учит быть лидерами, хотя в обществе велика потребность в надёжных исполнителях, улучшает память или развивает воображение всем желающим без разбору, повышает вашу общительность, к какому бы стилю коммуникабельности вы по своему типу ни принадлежали.

Соционический же подход утверждает, что норма для одного типа людей часто оказывается патологией для других. Массовый охват пусть даже самыми лучшими, но не индивидуализироваными по типам методиками неэффективен. Социоанализ для каждой категории людей указывает свои природные пределы привычных, не приводящих к невротизации реакций. На этой основе разрабатывается не одна-единственная «сверхэффективная» методика, а целый их набор, учитывающий индивидуальные особенности восприятия и мышления людей разных типов.

Какова практическая отдача от соционики?
Соционика является фундаментальной дисциплиной, поэтому прямое её употребление с быстрым эффектом помимо целей познания и объяснения затруднительно. Для этого она должна обрести более прикладной характер, воплотившись в целую серию методик и социальных технологий. Такой инструментарий разрабатывается в рамках социоанализа - практически ориентированной отрасли соционики, занимающейся проблемами социально-психологического прогнозирования, конструирования эффективных коллективов, а также органического включения отдельных людей в динамический социум.
Кроме общепознавательного эффекта, который соционика дает любому специалисту, она найдёт широкое применение в подготовке работников принципиально иного интеллектуального уровня - способных успешно справляься с задачами грядущего информационного общества, где дороже всего будут стоить не материальные товары, а интеллектуально-информационные продукты. Неоценимую пользу она принесет в школе и вузе. Здесь она предлагает следующие новшества:

  • комплектование классов и учебных групп, в которых за счёт гармонического сочетания темпераментных особенностей типов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и легко решается проблема дисциплины;
  • социализирующее воспитание в младших классах, которое снабдит ребёнка необходимым для жизни опытом коммуникации и умения находить общий язык с представителями всех человеческих типов;
  • предметно-дифференцированное обучение в старших классах и семинарских вузовских группах, где на первое место выйдет «клубный», проблемно-дискуссионный метод обучения;
  • индивидуальный подход к ученику и студенту, учитывающий как его природный тип, так и форму проявления типа, что дает ему реальный шанс для актуализации своих способностей.
    Немалую отдачу прикладная соционика дает в области кадрового и управленческого консультирования фирм, организаций и учреждений любой отрасли. Она позволяет сформировать как устойчивую команду работников широкого профиля, так и целевые группы под конкретную задачу. За счёт соционически грамотного подбора и расстановки кадров можно сэкономить большое количество реальных денежных средств, а также время и нервы людей.

Найдет ли применение соционика в семье?
Некоторые безоглядные оптимисты утверждают, что соционика войдет в каждый дом, так как она хорошо прогнозирует уживчивость людей. Однако вряд ли оправдано вторжение логических законов в такую тонкую материю, какой являются отношения двоих. Право выбора спутника жизни или просто друга навсегда останется за самим человеком, однако знание сценария развития отношений предостерегло бы людей от многих непоправимых ошибок. В личном и семейном консультировании с помощью соционики гораздо легче разобраться в скрытых механизмах раздоров и недоразумений.

Самой большой ошибкой ученых, знакомящихся с соционикой впервые, является утверждение о том, что она загоняет человека в жесткие рамки, распространяет якобы миф о зафиксированности и неизменности его психологических черт. Соционика, действительно, наполовину статична, так как пытается уловить неизменное в человеке - устойчивые координаты коммуникативного пространства личности.
Но, с другой стороны, существует и динамическая соционика, которая изучает закономерности изменения коммуникативного стиля в зависимости от дистанции коммуникации, а также фазы её развития во времени. Динамический подход описывает также усиление одних функций и ослабление других с возрастом человека. Он в одинаковой мере учитывает как влияние типа на внешнюю среду, так и его обратное изменение под действием этой среды.

Таким образом, в соционике предпринимается попытка привести к общему знаменателю огромный объем знаний, накопленный в течение последних десятилетий исследований личности. Этот интегрирующий подход приобрел форму обобщенной модели личности, которая учитывает как ее устойчивое внутренне ядро (тип и его вариант), так и изменчивую внешнюю оболочку (функциональное состояние типа и его трансформация под действием среды).

Конечная цель соционики - найти «золотую пропорцию» всех измерений личности и привести к консонансу ансамбль человеческих индивидуальностей в гибко организованном социуме.



Просмотров